На каком счете осуществляется налоговый учет операций по выбытию объектов основных средств

Обновлено: 28.04.2024

В программе 1С:Бухгалтерия 8.3 автоматизирован перевод основных средств в несущественные активы в соответствии с ФСБУ 6/2020 (с релиза 3.0.97). Разберем, в каком случае это требуется и какие действия совершить в программе.

Нормативное регулирование

Объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается с бухгалтерского учета (п. 40, 42, 44 ФСБУ 6/2020).

В БУ:

  • в момент списания ОС доход не образуется, т. к. нет поступления новых активов, следовательно, нет экономических выгод (Рекомендация БМЦ Р-63/2015-КпР);
  • доход отражается в момент реализации запасов, полученных от ликвидации ОС (ПБУ 9/99);
  • финансовый результат от выбытия ОС отражается свернуто в составе прибыли (убытка) текущего периода (п. 44 ФСБУ 6/2020) как разница между:
    • расходами — балансовой стоимостью списываемого объекта ОС и затратами на его выбытие
      и
    • доходами — стоимостью ТМЦ, полученных от выбытия этого объекта.

    Фактическая стоимость запасов, полученных от выбытия (разбора) ОС, — наименьшая из величин (п. 16 ФСБУ 5/2019):

    • стоимость аналогичных запасов в организации,
    • стоимость выбывающих ОС и затрат от демонтажа.


    В НУ стоимость активов, полученных при ликвидации ОС, учитывается во внереализационных доходах по рыночной стоимости (п. 8, 13 ст. 250 НК РФ, ст. 105.3 НК РФ).

    Учет в 1С

    • первоначальная стоимость — 300 тыс. руб.;
    • СПИ — 60 мес.;
    • амортизация — 120 тыс. руб.;
    • остаточная стоимость — 180 тыс. руб.

    Отражение расходов на демонтаж

    • в прочих расходах текущего периода;
    • за счет оценочного обязательства при его наличии.
    • в составе внереализационных расходов.

    Работы по демонтажу ОС отразите документом Поступление услуг (акт, УПД) в разделе Покупки .


    Укажите по ссылке Счета учета :

    Проводки по документу


    Документ формирует проводки:

    • Дт 01.09 Кт 76.09 — стоимость затрат на демонтаж отнесена на счет выбытия ОС в БУ;
    • Дт 91.02 Кт 76.09 — стоимость затрат на демонтаж учтена во внереализационных расходах в НУ.

    Списание ОС

    Оформите документ Списание ОС в разделе ОС и НМА .


    Документ заполните с учетом особенностей:

    • в шапке документа установите флажок Остались материалы после списания ОС ;
    • в графе Оставшиеся материалы укажите наименование, количество, цену и счет учета материалов.


    По кнопке Печать формируется Справка-расчет стоимости оставшихся материалов при списании основного средства, в которой рассчитывается:

    • стоимость запасов в соответствии с п. 16 ФСБУ 5/2019 — автоматически выбирается наименышая из величин: указанная стоимость запасов и балансовая стоимость ОС с расходами на демонтаж (в нашем примере 9 000 руб. — указанная стоимость запасов меньше);
    • определяется финансовый результат от выбытия с учетом затрат по демонтажу и стоимости извлеченных материалов (в нашем примере убыток составляет 180 000 (остат. cтоимость) – 5 000 (амортизация) + 6 000 (затраты на демонтаж) – 9 000 (извлеченные запасы) = 172 000 руб.

    Проводки по документу


    • Дт 20.01 Кт 02.01 — начисление амортизации в месяце выбытия ОС;
    • Дт 02.01 Кт 01.09 — списание накопленной амортизации для определения остаточной стоимости;
    • Дт 01.09 Кт 01.01 — списание первоначальной стоимости для определения остаточной стоимости;
    • Дт 10.05 Кт 01.09 — учет извлеченных при выбытии ОС материалов;
    • Дт 91.02 Кт 01.09 — признание финансового результата от списания ОС в БУ и НУ;
    • Дт 01.09 Кт 91.01 — учет стоимости извлеченных материалов во внереализационных доходах в НУ.

    См. также:

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

    Карточка публикации

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Галичевская Е. Н.

    Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом основных средств.
    Разберем порядок отражения на счетах бухгалтерского учета аренды и лизинга основных средств, переоценки, ремонта, модернизации и реконструкции.

    Аренда основных средств

    Основные средства — это, как правило, дорогостоящее имущество. Поэтому нередко организации приобретают в собственность только часть необходимых им средств труда, а остальные берут во временное пользование за плату. И наоборот — основные средства, которые одной организацией не используются, могут быть переданы в аренду другому лицу.

    При передаче объекта основных средств в аренду следует оформить следующие документы: договор аренды и акт приема-передачи арендованного имущества.

    Бухгалтерский учет аренды у арендатора

    Арендатор при получении объекта ОС в аренду учитывает его по инвентарному номеру, который был присвоен арендодателем.

    Амортизацию по полученному в аренду основному средству арендатор не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Арендатор при получении объекта ОС в аренду делает проводку:

    При списании арендатором делается обратная проводка:

    Затраты организации на аренду являются расходами по обычным видам деятельности, если арендованные ОС используются в производственной деятельности.

    Если арендатор заключает договор аренды с организацией или ИП, то следует сделать следующие проводки:

    Дебет 20, 44. Кредит 76 — отражаются расходы по аренде (на конец каждого месяца, если за аренду платится по итогам каждого месяца)

    Дебет 19 Кредит 76 — отражается НДС

    Дебет 76 Кредит 50, 51 … - объект ОС оплачен

    Проводки по аренде в компании при УСН, если договор заключен с организацией или ИП:

    • Дебет 20, 44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
    • Дебет 20 Кредит 76 — отражен НДС (если в учетной политике отражено условие о том, что сумму НДС, предъявленную арендодателем, организация может не отражать на счете 19)
    • Дебет 76 Кредит 50, 51… — оплачена арендная плата
    • Дебет 19 Кредит 76 — НДС
    • Дебет 20, 44… Кредит 19 — списан НДС

    Проводки по аренде, если договор заключен с физическим лицом (в том числе с работником):

    • Дебет 20, 44… Кредит 73, 76 — отражены расходы по аренде
    • Дебет 73, 76 Кредит 68 — удержан НДФЛ
    • Дебет 73, 76 Кредит 50, 51… - оплачена арендная плата

    В случае, когда условиями договора предусмотрена оплата аренды авансом, то на дату перечисления аванса следует составить проводки:

    • Дебет 76 Кредит 50,51 — перечислен аванс
    • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

    Каждый месяц следует показывать аренду в составе расходов:

    • Дебет 20,44… Кредит 76 — отражены расходы по аренде
    • Дебет 19 Кредит 76 — отражен НДС
    • Дебет 68 Кредит 19 — НДС к вычету
    • Дебет 76 Кредит 68 — восстановлен НДС с предоплаты
    • Дебет 76.1 Кредит 76.2 — зачтен аванс в счет арендной платы

    Бухгалтерский учет аренды у арендодателя

    Переданное в аренду основное средство остается в собственности арендодателя. Следовательно, его стоимость с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

    Проводки при передаче в аренду объектов основных средств:

    • Дебет 01.1, 03.1 Кредит 01.2, 03.2 — объект ОС передан в аренду
    • Дебет 02.01 Кредит 02.02 — отражается амортизация по переданному в аренду объекту ОС.

    При возврате арендатором объекта ОС делаются обратные проводки.

    Не следует забывать, что ежемесячно арендодателю следует продолжать начислять на переданный объект ОС амортизацию (п. п. 49, 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Амортизация признается расходами по обычным видам деятельности (в случае, если для арендодателя аренда является видом деятельности организации).

    Поступающие от арендатора платежи по аренде являются прочим доходом и отражаются на счете 91. В случае, если передача имущества в аренду является основным видом деятельности, то поступающие платежи будут являться доходом от обычных видов деятельности и отражаться на счете 90 (п. 5, 7 ПБУ 9/99).

    В зависимости от условий договора аренды арендная плата может поступать арендодателю различным образом. Например, ежемесячно — по истечении каждого месяца или, наоборот, в виде авансовых платежей. Соответственно, в бухгалтерском учете отражение поступления арендных платежей может быть различным.

    В случае, когда арендатор перечисляет платежи по истечении каждого месяца, в бухгалтерском учете делается запись:

    • Дебет 76 Кредит 90, 91 — отражен доход от аренды
    • Дебет 90, 91 Кредит 68 — начислен НДС
    • Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили денежные средства за аренду

    Если арендодатель и арендатор договорились о внесении арендной платы авансом, то есть до начала очередного периода пользования арендованным имуществом (месяца, квартала и т.д.), то проводки будут следующими:

    Дебет 50, 51 Кредит 76 — поступили авансовые арендные платежи

    • Дебет 76 Кредит 68 — НДС с аванса
    • Дебет 76 Кредит 90, 91 — арендные платежи отражены в составе доходов организации
    • Дебет 90,91 Кредит 68 — начислен НДС
    • Дебет 68 Кредит 76 — НДС принят к вычету

    Если по условиям договора ремонт и страхование основных средств лежит на арендодателе, то расходы на них следует учитывать в составе прочих расходов.

    Лизинг основных средств

    Бухгалтерский учет у лизингодателя

    Проводки по приобретению предмета лизинга:

    • Дебет 08 Кредит 60 — отражаются затраты, связанные с приобретением имущества, предназначенного для сдачи в лизинг
    • Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС
    • Дебет 03 Кредит 08 — имущество, предназначенное для сдачи в лизинг, принято к учету в качестве доходных вложений в материальные ценности

    Если предмет лизинга числится на балансе лизингодателя, передача имущества лизингополучателю отражается лишь записями в аналитическом учете по счету 03 (абз. 3 п. 3 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

    Проводка при передаче объекта ОС в лизинг будет следующей: Дебет 03.2 Кредит 03.1 — имущество передано в лизинг.

    С месяца, следующего за месяцем передачи предмета лизинга лизингополучателю, начисляется амортизация (п. 17 ПБУ 6/01) и делается проводка Дебет 20 Кредит 02.

    Начисление амортизации по объектам основных средств, являющимся предметом договора финансовой аренды, производится лизингодателем или лизингополучателем в зависимости от условий договора финансовой аренды.

    Доходы по договору лизинга в виде лизинговых платежей для лизингодателя являются доходами по обычным видам деятельности (данные доходы следует признавать ежемесячно).

    Проводки при получении платежей по лизингу:

    Бухгалтерский учет у лизингополучателя

    Проводка при поступлении основного средства будет следующей: Дебет 001 — имущество, поступившее в лизинг, отражено на забалансовом учете.

    Проводка: Дебет 08 Кредит 76 — отражается принятие предмета лизинга, полученного от лизингодателя.

    Проводка будет следующей: Дебет 01 Кредит 08 — предмет лизинга переведен в состав основных средств.

    Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга в составе ОС.

    Дебет 20 Кредит 02 — начислена амортизация.

    Переоценка

    Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств организации является правом организации, а не ее обязанностью. Решение о переоценке должно следует закрепить в учетной политике. Если руководство решило не проводить переоценку, то запишите в учетной политике, что переоценка ОС не проводится.

    Если же организация решила проводить переоценку, то в учетной политике следует указать, какие группы ОС будут переоцениваться (выбираются однородные группы объектов). Например, все здания и сооружения.

    Чтобы провести переоценку, необходимо: (п. п. 14, 15 ПБУ 6/01):

    1. Определить текущую (восстановительную) стоимость ОС (текущая (восстановительная) стоимость- это сумма, которую организация потратила бы сегодня на покупку точно такого же ОС).

    2. Отразить результаты переоценки в бухучете.

    При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы:

    • данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей;
    • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
    • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
    • оценка бюро технической инвентаризации;
    • экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.

    При принятии решения о переоценке основных средств следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости (Ч.2 п.15 ПБУ 6/01). Переоценка может проводиться не чаще одного раза в год (п. 15 ПБУ 6/01, п. п. 44, 45 Методических указаний по учету ОС).

    Пример (п. 44 Методических указаний по учету ОС)

    Стоимость объектов основных средств, входящих в однородную группу объектов, на конец предыдущего отчетного года — 1000 тыс. рублей. Текущая (восстановительная) стоимость объектов этой однородной группы на конец отчетного года 1100 тыс. рублей. Надо ли отразить результаты проведенной переоценки на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности?

    Решение

    Результаты проведенной переоценки необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной (1100 — 1000): 1000 (более 5%).

    Этапы проведения переоценки

    1. Подготовка к переоценке (проверка наличия объектов ОС, подлежащих переоценке).
    2. Оформление приказа о переоценке (решение о проведение переоценки — на 31 декабря).
    3. Оформление расчета переоценки.
    4. Отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете
      и отчетности (на 31 декабря).

    Расчет переоценки может быть произведен в бухгалтерской справке. Если объектов много, то лучше оформить ведомость в произвольной форме, где указать наименование объекта основного средства. В инвентарной карточке (форма ОС-6) следует отразить результат переоценки (в разделе 3). Информация из карточек ОС-6 нужна будет при выбытии.

    Отражение результатов переоценки в бухучете

    В результате проведенной переоценки стоимость объекта ОС может быть, как увеличена, если была произведена дооценка, так и уменьшена, если была проведена уценка.

    Если переоценка проводится впервые:

    В этом случае бухгалтер в учете сделает следующие записи:

    При дооценке:

    • Дебет 01 Кредит 83 — отражается дооценка
    • Дебет 83 Кредит 02 — отражается амортизация по ОС (увеличение)

    При уценке:

    • Дебет 91 Кредит 01 — отражается уценка
    • Дебет 02 Кредит 91.1 — отражается амортизация по ОС (уменьшение)

    Последующая переоценка — дооценка

    • Сумма новой дооценки относится на счет 83 в случае, когда объект ОС ранее уже дооценивался.
    • Сумма дооценки в пределах сумм уценки объекта, проведенной в предыдущие периоды и отнесенная ранее на счет 91, относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уценивался (Дебет 01 Кредит 91.1 и Дебет 91 Кредит 02).
    • Если сумма дооценки будет превышать сумму предыдущей уценки, которая отнесена на счет 91, то сумму превышения следует отразить на счете 83 (Дебет 01 Кредит 83
      и Дебет 83 Кредит 02)

    Последующая переоценка — уценка

    • Сумма новой уценки относится на счет 91 в случае, когда объект ОС ранее уже уценивался.
    • Сумма уценки в пределах суммы дооценки объекта, проведенной в предыдущие периоды, относится в уменьшение добавочного капитала (счет 83) в случае, когда объект ОС ранее дооценивался (Дебет 83 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 83).
    • Если сумма уценки превысит сумму дооценки, отнесенной на счет 83, то сумма превышения должна быть отражена на счете 91 (Дебет 91 Кредит 01 и Дебет 02 Кредит 91).

    Пример

    Восстановительная стоимость до переоценки составила 500 000 рублей, амортизация — 125 000 рублей.

    На 31 декабря рыночная стоимость оборудования составила 375 000 рублей.

    Какие проводки следует сделать в бухгалтерском учете?

    Решение

    1. Определяем коэффициент пересчета.
      375 000 / 500 000 = 0,75.
    2. Пересчитываем амортизацию.
      125 000 * 0,75 = 93 750 руб.
      Разница между накопленной амортизацией и пересчитанной:
      125 000 — 93 750 = 31 250 руб.
    3. Определяем сумму уценки оборудования.
      (500 000 -375 000) – (125 000 — 93 750) = 93 750 руб.
    4. Проводки:
      Дебет 02 Кредит 01 — 31 250 руб. – отражается корректировка амортизации
      Дебет 83 Кредит 01 — 93 750 руб. – отражается сумма уценки

    Согласно п.15 ПБУ 6/01, при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на нераспределенную прибыль организации (на счет 84).

    Ремонт, реконструкция, модернизация основных средств

    Устранение неисправностей объекта основных средств, замена деталей можно считать ремонтом основных средств. Под модернизацией, реконструкцией понимается улучшение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, например, увеличение срока полезного использования, мощности и т.п.

    Расходы на проведение ремонта объекта основного средства следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности в том периоде, когда производился ремонт, а расходы на реконструкцию, модернизацию — в состав капитальных вложений с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости объекта.

    Согласно п. 27 ПБУ 6/01, затраты на реконструкцию, модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

    Порядок начисления амортизации после завершения реконструкции, модернизации прописан в п. 60 Методических указаний по учету основных средств.

    После завершение ремонта, реконструкции, модернизации составляется Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3).

    Пример пересмотра срока полезного использования объекта ОС в результате дооборудования

    Станок производственный Н-135 стоимостью 504 000 руб. и сроком полезного использования 6 лет (72 мес.) дооборудовали после 4 лет (48 мес.) эксплуатации. Стоимость дооборудования составила 67 200 руб. В результате дооборудования был пересмотрен срок полезного использования. Его увеличили на 18 месяцев.

    Рассчитаем остаточную стоимость станка и определим месячную сумму амортизационных отчислений.

    Решение

    504 000 руб. - (504 000 руб. / 72 мес. х 48 мес.) + 67 200 руб. = 235 200 руб.

    1. Определяем месячную сумму амортизационных отчислений

    Новая норма: 72 мес. – 48 мес. + 18 мес. = 42 мес.

    Месячная сумма амортизационных отчислений: 5 600 руб. (235 200 руб. / 42 мес.).

    В данной статье рассмотрим оформление операций по выбытию основных средств в конфигурации “Бухгалтерия предприятия”, ред.3.0.

    Документы, о которых пойдет речь, сгруппированы в разделе ОС и НМА ― Выбытие основных средств.

    Выбытие основных средств

    Остановимся поочередно на каждом из представленных в разделе документе.

    1. Списание ОС

    Для списания основных средств используем документ с одноименным названием.

    Создадим новый документ, заполним его шапку. В поле “Организация” выберем организацию, если в базе ведется учет по нескольким. Укажем причину списания. Счет списания по умолчанию предложен 91.02 “Прочие расходы”. В поле “Прочие доходы и расходы” выберем необходимую статью расходов.

    Табличную часть документа заполним перечнем основных средств для списания, воспользовавшись кнопками “Добавить” или “Подбор”.

    Списание ОС

    После заполнения проводим документ. Пример сформированных проводок на рисунке ниже:

    Пример сформированных проводок

    Анализ проводок показывает, что были выполнены следующие операции:

    • начислена амортизации в последнем месяце использования ОС;
    • начальная стоимость основного средства списана на счет выбытия ОС 01.09;
    • начисленная ранее амортизация списана на счет 01.09;
    • остаточная стоимость ОС списана на счет 91.02.

    2. Продажа основных средств

    2.1. Документ “Передача ОС”

    Для оформления операций по продаже основных средств используется документ “Передача ОС”.

    Создадим новый документ и заполним шапку документа.

    Выберем организацию, если в системе ведется учет по нескольким организациям.

    В поле “Событие ОС” будет указано “Передача”.

    Заполним наименование контрагента-покупателя и выберем необходимый договор с ним.

    Укажем документ подготовки к передаче, если такой был ранее создан.

    В табличной части документа две закладки.

    На закладке “Основные средства” добавим основное средство для продажи, заполним количество и цену. Сумма продажи будет рассчитана автоматически. Аналогично автоматически будет рассчитана сумма НДС согласно выбранной ставке НДС.

    В столбцах “Счет доходов”, “Счет НДС”, “Счет расходов” указываем счета для отражения доходов и расходов от продажи основного средства , а в столбце “Субконто” ― статью из справочника “Прочие доходы и расходы”. Заполненные данные будут использованы при формировании проводок.

    Продажа основных средств

    На закладке “Дополнительно” заполняем поля “Грузоотправитель” и “Грузополучатель”, если они отличаются от продавца и покупателя.

    Отметку в поле “Восстановить амортизационную премию” устанавливаем при необходимости восстановления ранее включенной в состав расходов амортизационной премии.

    Для продаваемых объектов недвижимости сделаем отметку о переходе права собственности после государственной регистрации.

    отметка о переходе права собственности

    Заполненный документ проводим. В результате будут сформированы проводки, примеры которых даны на рисунке ниже:

    проводка по передаче основных средств

    Перечень возможных печатных форм документа доступен по кнопке “Печать” в шапке документа:

    Печать

    Воспользовавшись кнопкой “Создать на основании”, можно ввести следующие документы, список которых на рисунке ниже:

    создание счета-фактуры

    Кроме этого, документ “Счет-фактура” можно создать автоматически по кнопке, расположенной внизу документа:


    2.2. Документ “Подготовка к передаче ОС”

    Документ “Подготовка к передаче ОС” формируем в том случае, если операция по продаже основного средства подлежит государственной регистрации.

    Шапка документа проста в заполнении.

    Выберем организации, по которой будут подготовлены ОС к продаже.

    Заполним в поле “Местонахождение ОС” подразделение организации в том случае, если в учете основных средств оно было указано.

    В поле “Событие” будет указано “Подготовка к передаче”.

    В табличную часть документа внесем наименования основных средств по кнопке “Добавить” или “Подбор”:

    Подготовка к передаче ОС

    При формировании списка однотипных объектов внесем в табличную часть один из объектов, а далее автоматически сформируем список по кнопке “Заполнить”- По наименованию.

    Заполненный документ проведем.

    Если документ “Подготовка к передаче” был создан ранее, следует сделать на него ссылку в документе “Передача ОС” в поле “Документ подготовки”.

    В данной статье мы остановились на заполнении документов по выбытию основных средств в конфигурации “Бухгалтерия предприятия”, редакция 3.0. Надеемся, что этот материал будет полезен начинающим пользователям при работе с программой.

    Выбытие основных средств — это списание актива с учета при условии, что его дальнейшая эксплуатация в копании невозможна. Раскрываем нюансы выбытия основных фондов в бухгалтерском учете: как оформить, как рассчитать и какими проводками отразить операцию.

    Разберемся в основах

    Основное средство — это необоротный актив, который отвечает следующим условиям:

    • период использования — не менее 12 календарных месяцев (не менее года);
    • используется в хозяйственной деятельности организации;
    • передача, перепродажа или дарение не планируется;
    • может приносить учреждению доход.

    Порядок поступления и выбытия основных средств представлен в ПБУ 6/01.

    Обратите внимание, что бюджетники должны работать по иным правилам. Для учреждений бюджетной сферы действуют положения Инструкции № 157н, новые ФСБУ, а также локальные нормативы. Учитывайте, что бюджетники могут распоряжаться далеко не всем имуществом. Например, организация казенного типа не имеет права списывать основной фонд с учета без разрешения учредителя. Бюджетные организации распоряжаются только движимым имуществом, купленным за счет собственных капиталов. Автономные учреждения вправе распорядиться самостоятельно движимым и недвижимым имуществом, приобретенным за счет своих финансов.

    Распоряжение особо ценным имуществом, переданным в распоряжение от учредителя либо приобретенным за счет бюджетных субсидий, не допускается независимо от типа учреждения государственного сектора. Состав особо ценного имущества определяет учредитель и закрепляет в отдельном локальном распоряжении. Чтобы списать такой актив, требуется разрешение собственника.

    Причины выбытия имущества с учета

    В хозяйственной жизни экономического субъекта существует ряд ситуаций, в которых имущество следует снять с бухучета. Полный перечень случаев, когда основной фонд может выбывать, закреплен в пункте 29 ПБУ 6/01. К основным относят:

    • продажа или безвозмездная передача (дарение);
    • моральный или физический износ основного фонда, обновление невозможно;
    • передача в качестве вклада в уставный капитал;
    • передача по договору мены;
    • ликвидация вследствие пожара, наводнения или других ЧС;
    • кража и другие причины.

    При отражении операции по выбытию основных средств документы можно использовать унифицированные либо самостоятельно разработанные бланки. Унифицированный бланк утвержден Постановлением Госкомстата № 7 от 21.01.2003, форма ОС-4. Бланк формы следует использовать с учетом вида объекта:

    • ОС-4 — для всех типов, кроме автомобилей;
    • ОС-4а — для автомобилей;
    • ОС-4б — для групп объектов, кроме автомашин.

    Как рассчитать коэффициент выбытия

    Коэффициент ВыбОС — это показатель, позволяющий охарактеризовать долю основных фондов, выбывших с учета в расчетном периоде. Необходим для эффективного анализа и оценки состояния имущества и активов предприятия. Значение показателя следует сравнивать с общеотраслевыми и групповыми показателями, характеризующими финансово-экономическое состояние основных фондов и организации в целом.

    Формула выбытия основных средств:


    Расчетный период может быть любым (месяц, квартал, полугодие, год). В зависимости от того, за какое время требуются данные для анализа. Для расчета применяйте значения на основе карточек счета или оборотной ведомости на начало и конец отчетного периода.

    Как отразить в бухучете

    Порядок отражения операции в бухгалтерском учете зависит от причины снятия с учета. Например, при списании из-за физического износа следует составить акт на списание объекта (ОС-4), а при продаже — акт приема-передачи (ОС-1).

    Выбытие основных средств отражается проводками:

    Списание первоначальной стоимости объекта

    Списание накопленной амортизации по объекту

    01 по субсчету 01

    Списана остаточная стоимость ОС

    01 по субсчету 01

    Расходы, связанные с выбытием основных средств, тоже подлежат отражению в бухгалтерском учете. К таким затратам можно отнести:

    • расходы на демонтаж или разборку;
    • траты на утилизацию по установленным регламентам;
    • затраты на перевозку транспортной компанией или собственными силами;
    • расчет по посредническим договорам;
    • оплата договоров независимых оценщиков и экспертов.

    С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

    Читайте также: