Монополизация нефтяной отрасли изменение ставки налога на прибыль

Обновлено: 20.05.2024

Перспективы длительного сохранения низких цен на нефть создают предпосылки для пересмотра принципов налогообложения российской нефтяной отрасли, уверены некоторые эксперты в сфере ТЭК и налогового права. Но перенастройка налоговой системы выглядит исключительно сложной задачей, поскольку она должна учитывать несколько разных направлений — наполнение бюджета, создание стимулов для освоения новых запасов углеводородов, удержание доли на экспортных рынках и интересы внутреннего топливного рынка.

Снижать нельзя повысить

По данным регулярного мониторинга экономической ситуации в России, проводимого специалистами РАНХиГС и Института Гайдара, по итогам четырех месяцев 2020 года объем дополнительных нефтегазовых доходов российского бюджета сократился почти вдвое к тому же периоду прошлого года, до 511,2 млрд против 966 млрд рублей. Если за первые три месяца текущего года объем нефтегазовых доходов снизился к аналогичному периоду 2019 года на 1,1% ВВП (до 7% ВВП), то по итогам января-апреля сокращение составило уже 2,2% ВВП. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в апреле упала до 19,1% против 29,5% в марте.

Начавшееся после возобновления сделки ОПЕК+ восстановление цен на нефть быстро сказалось на углеводородном пополнении бюджета.

Первоначально Минфин РФ рассчитывал, что недополученные нефтегазовые доходы в мае составят 190,1 млрд рублей, хотя фактический показатель оказался существенно меньше — 58,2 млрд рублей. Тем не менее, он значительно превосходит мартовскую цифру (22 млрд рублей), а на июнь Минфин на днях спрогнозировал недополучение 145,5 млрд рублей нефтегазовых доходов.

Но даже если нефтяные цены относительно надолго закрепятся в районе точки отсечения бюджетного правила (42,5 $ за баррель в текущем году), это вряд ли станет серьезным облегчением как для бюджета, так и для нефтяников. Мало того, что Россия взяла на себя серьезные обязательства по снижению добычи в рамках ОПЕК+ — сама по себе существующая система налогообложения отрасли не позволяет рассчитывать на серьезный рост поступлений, а заодно и не стимулирует нефтяников к развитию добычи.

С одной стороны, еще в прошлом году, в соответствии с данными ФНС, доля льготируемой нефтедобычи в России составила 56% от общего объема без учета соглашений о разделе продукции (СРП). С другой стороны, напоминает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК компании VYGON Consulting Дарья Козлова, несмотря на значительное количество понижающих коэффициентов, средняя эффективная ставка налогообложения отрасли в целом по стране остается высокой — 86%. Нельзя забывать, что в России самый высокий уровень налоговой нагрузки на нефтедобычу в мире, изымающий в зависимости от уровня цен от 40% до 70% выручки.

«Это приводит к тому, что налоговые стимулы часто являются неэффективными для ввода в разработку определенных категорий активов. Как показали результаты инвентаризации запасов, при текущей цене в $40 за баррель рентабельны только 36% запасов крупных месторождений с текущими извлекаемыми запасами более 5 млн тонн.

В результате получается, что текущая фискальная система в сегменте несет значительные риски снижения добычи не только из-за соглашения ОПЕК+, а уже по естественным причинам в среднесрочной перспективе.

Когда исключений больше, чем правил

Существующая регуляторная основа развития отрасли, говорится в отчете, не отвечает современным требованиям, не принят ряд приоритетных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр.

По его мнению, отменить часть льгот законодателю так или иначе придется, иначе невозможно будет компенсировать выпадающие доходы бюджета. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, ожидается общее падение доходов бюджета и рост расходов на восстановление экономики от последствий нынешнего кризиса. А во-вторых, по мере нарастания истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения в виде льгот по НДПИ и экспортной пошлине, а также режима налога на добавленный доход (НДД).

Льготы по НДПИ не должны создавать неравные условия для эксплуатации месторождений, уверена Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС. Снижение поступлений в бюджет по льготным месторождениям, по ее мнению, рано или поздно станет сигналом для изменений в налоговом законодательстве.

Скорее всего, предполагает Мирзоев, будет отменена часть адресных льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяной отрасли. «Какие именно это будут льготы, пока сказать сложно, но стоило бы рассмотреть возможность отмены льготы по НДС (в виде нулевой ставки) для экспорта всех природных ресурсов (нефть, газ, металлы, алмазы, лес, т. д.) в непереработанном виде.

Введение вычетов затрат на ГРР из базы по налогу на прибыль — практика, принятая во всем мире, — обсуждается в России еще с 2015 года, но пока такая мера действует только для континентального шельфа, напоминает Дарья Козлова. Между тем, подчеркивает она, для повышения объема инвестиций в разведку с текущего уровня в 400 млрд рублей необходимо ее распространение и на сушу.

«Приоритетными направлениями с точки зрения предоставления такой меры должны стать регионы с наибольшим ресурсным потенциалом — это прежде всего Арктика. Также перспективным является доюрский комплекс Западной Сибири.

Инвестиционные проекты в нефтегазодобыче может поддержать и НДД, пока находящийся в экспериментальном режиме, добавляет Тамара Сафонова. Применение налогообложения после достижения срока окупаемости проектов, по ее мнению, также важно и для запуска новых проектов в сферах нефтепереработки, нефтехимии, производства СПГ, метанола и других продуктов, востребованных на внутреннем и внешнем рынке.

Горизонт-2022

Пересмотр и систематизация системы льгот и налогов — это вопрос стратегии развития отрасли на многие годы вперед, подчеркивает руководитель аналитического департамента инвестиционной компании AMarkets Артем Деев. По его мнению, эти меры сейчас нужно рассматривать не только с точки зрения выгоды для государства и нормы прибыли компаний, но и с учетом долговременного тренда на снижение нефтяных котировок. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что доля легко добываемых запасов нефти в стране снижается, а количество месторождений трудноизвлекаемых запасов растет.

В последнем случае ситуация осложняется тем, что у региональных властей нет стимула помогать нефтяным компаниям, ведущим разработку и добычу нефти на территории их субъектов.

С 2010 года НДПИ зачисляется полностью в федеральный бюджет, и вводить льготы или предоставлять скидки по региональным и местным налогам региональным властям нецелесообразно, напоминает Юрий Мирзоев.

В нынешних экстраординарных условиях, по его мнению, обязательно нужно пересматривать и параметры налогового маневра, так как его проведение в условиях снижения мировых цен на нефть является не вполне обоснованным и приводит только к удорожанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, запуская тем самым дополнительные механизмы инфляции.

Параметры налогового маневра действительно предстоит пересматривать.

С этим соглашается и Артем Деев, однако пока, по его словам, совершенно непонятно, каким образом будет соблюден баланс между доходами бюджета и нефтяной отрасли, тем более что последняя сама вынуждена будет пройти через процесс оптимизации.

Система налогообложения, скорректированная на фоне повышения нефтяных цен в 2018–2019 годах, уже не выполняет функционал в сегодняшней ситуации, когда падает уровень цен и необходимо сокращение добычи, констатирует Тамара Сафонова. В качестве одного из очевидных аргументов она приводит недавний пример: наполнение бюджета за счет демпфирующей компоненты, которая вышла в феврале–апреле в отрицательный сегмент, лишь привело к росту оптовых цен на моторное топливо, хотя демпфер был введён как компенсационный механизм для НПЗ. Поэтому, резюмирует эксперт, налоговая система должна гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, особенно если в основе поступлений в бюджет лежат нефтяные цены.


Законопроект о налоговом маневре в IT-отрасли появился с подачи президента. Что он изменил в налогообложении компаний из данной сферы с 2021 года, расскажем в нашей статье.

Закон о налоговом маневре в IT-отрасли

Закон о налоговом маневре для ИТ-компаний от 31.07.2020 № 265-ФЗ внес поправки в НК РФ в части:

  • страховых взносов;
  • налога на прибыль;
  • НДС.

Применяться все новые положения будут с 01.01.2021. Далее мы рассмотрим каждое из них подробнее. Но сначала определимся, кого именно коснется налоговый маневр.

Кто получит льготы в рамках налогового маневра для ИТ-компаний - 2020

Преференции будут иметь:

  • российские организации, имеющие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
  • российские компании, которые включены в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы (ЭКБ), электронной (радиоэлектронной) продукции.
  • средняя (среднесписочная для вновь созданных организаций) численность их работников должна составлять 7 или более человек;
  • доля их доходов от IT-деятельности или от услуг по проектированию и разработке ЭКБ — не менее 90% их общего дохода.

Важно! Рекомендация от "КонсультантПлюс"
В доходы от деятельности в области IT нужно включить доходы:
от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ (баз данных);
Определить, какие доходы брать в расчет, и подсчитать долю вам поможет К+.

Налоговый маневр в ИТ-отрасли: страховые взносы

Тариф страховых взносов для IT-организаций понижен с уже льготных 14% до 7,6%. По видам взносов деление предусмотрено такое:

  • на ОПС — 6% вместо 8%;
  • на страхование от ВНиМ — 1,5% вместо 2% (вместо 1,8% в отношении выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ);
  • на ОМС — 0,1% вместо 4%.

Аналогичные тарифы вводятся для разработчиков ЭКБ, электронной (радиоэлектронной) продукции, которые сейчас платят взносы по обычным тарифам.

При утрате организацией аккредитации, исключении из реестра, либо нарушении условий по доходу или численности взносы пересчитываются по общим тарифам с начала года.

ВАЖНО! Взносов на травматизм маневр не касается, они остаются прежними.

Налог на прибыль для IT-компаний

В рамках налогового маневра ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, снижена с 17% до 0%. То есть платить указанные выше компании будут только 3% в федеральный бюджет, а в региональный бюджет отчислений делать не будут.

Если организация лишится аккредитации или будет исключена из реестра, либо по итогам отчетного (налогового) периода перестанет соответствовать установленным требованиям, налог на прибыль нужно будет пересчитать с начала года по обычным ставкам.

Почему маневр?

А маневром данные изменения названы потому, что закон не только ввел рассмотренные нами льготы. Некоторые послабления он отменил.

Во-первых, с 2021 года IT-компании лишены права единовременно списывать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники (отменен п. 6 ст. 259 НК РФ). Ее нужно будет амортизировать в общем порядке.

Во-вторых, ограничена возможность применения освобождения от НДС по подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Не платить налог можно будет только в отношении программ для ЭВМ или баз данных, которые включены в единый реестр российских программ. Причем освобождение не будет применяться, если передаваемые права на программы (базы данных) связаны с интернет-рекламой и торговлей.

О действующих правилах освобождения от НДС программ для ЭВМ читайте здесь.

Итоги

Налоговый маневр дает ИТ-компаниям льготные ставки по страховым взносам и налогу на прибыль. Для этого компании должны соответствовать установленным требованиям. При нарушении этих требований льготы теряются с начала года и требуется перерасчет.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: