Какой штраф предусмотрен для юридических лиц за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений

Обновлено: 15.06.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Гиревой Евгении Анатольевны на вступившие в законную силу постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны (далее - Гирева Е.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенным начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решением судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, Гирева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гирева Е.А. выражает несогласие с указанными актами, состоявшимися в отношении нее по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно нормам, содержащимся в частях 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности), граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу).

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно материалам данного дела об административном правонарушении договором от 10.04.2017 N 04-3/101-СН-17, заключенным Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с Гиревой Е.А., последней были переданы в собственность лесные насаждения для заготовки древесины местоположением: Пермская область, Гайнский район, ГКУ Пермского края "Гайнское лесничество" (далее также - Гайнское лесничество), квартал 39, выдел 22, делянка 1.

Постановлением должностного лица от 21.11.2017 N 02-01/12-17 Гирева Е.А. привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что ею допущена незаконная рубка лесных насаждений на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества общим объемом 694,5 кубических метров, повлекшая причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Из обжалуемого постановления следует, что вблизи лесного участка, предоставленного Гиревой Е.А. упомянутым выше договором, расположены три лесных участка, предоставленных для заготовки лесных насаждений иным гражданам (делянка 2 в выделе 19 квартала 39 - Базуевой А.В.; делянка 2 в выделе 19 квартала 39 - Андреевой Е.В.; делянка 1 в выделе 22 квартала 39 - Бреевой Г.К.). По указанным четырем договорам купли-продажи лесных насаждений общий разрешенный объем изъятия составлял 1 200 кубических метров.

Натурным осмотром лесосеки, проведенным 27 - 28 июня 2017 г., было установлено, что заготовка древесины по этим договорам производилась в рамках одной лесосеки, фактически пройденная рубкой площадь составила 10,4 га (при общей разрешенной площади по четырем договорам - 6,22 га). После окончания работ не проведена очистка от порубочных остатков на площади 1,4 га. Заготовку древесины производил Джафаров Р.Г., на основании доверенности от 16.03.2017 уполномоченный Гиревой Е.А. на оформление документов и производство работ, связанных с заготовкой и переработкой древесины.

Всего на лесосеке в выделах 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества незаконно вырублена древесина общим объемом 694,5 кубических метров, что повлекло причинение ущерба государственному лесному фонду в сумме 3 248 846 рублей.

Судебные инстанции, рассматривающие жалобы Гиревой Е.А. на постановление о назначении ей административного наказания, с выводами должностного лица согласились.

Установленные должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении (л.д. 27 - 30), копиями договора N 04-3/101-СН-17 купли-продажи лесных насаждений, заключенного 10.04.2017 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (в лице ГКУ Пермского края "Гайнское лесничество") с Гиревой Е.А. (в лице действующего в ее интересах на основании доверенности Джафарова Р.Г.) (л.д. 142 - 145), актов осмотра лесного участка от 27.06.2017, 28.06.2017 (л.д. 18 - 19), перечетных ведомостей (л.д. 132 - 134), справки расчета суммы ущерба, причиненного в результате незаконной рубки в границах выделов 19 и 22 квартала 39 Гайнского лесничества (л.д. 139) и другими представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние Гиревой Е.А., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении Гирева Е.А. настаивала на том, что обжалуемое постановление должностного лица содержит выводы, касающиеся нескольких названных выше лиц, заключивших договоры купли-продажи лесных насаждений с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, без разграничения совершенных ими деяний и наступивших последствий. Эти доводы получили надлежащую оценку судебных инстанций и обоснованно признаны несостоятельными с указанием, в числе иного, на то, что обстоятельства вменяемого Гиревой Е.А. административного правонарушения (с учетом выявленной объективной стороны состава) и виновность названного лица в его совершении установлены и доказаны в ходе рассмотрения данного дела на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Приведенные заявителем жалобы доводы, не содержащие правовых аргументов (в том числе о введении ее в заблуждение Джафаровым Р.Г. относительно действий, совершенных им на основании выданной ему доверенности, а также об отсутствии у Гиревой Е.А. сведений о незаконной рубке лесных насаждений и о периоде совершения этой рубки), неоднократно заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, рассмотревших жалобы Гиревой Е.А. на постановление должностного лица, не согласиться с которой оснований не имеется. В числе прочего, в обжалуемых актах правомерно отражено, что лицом, использующим лесной участок для заготовки древесины на основании заключенного в порядке статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договора купли-продажи лесных насаждений, является Гирева Е.А., следовательно, она несет ответственность за соблюдение требований лесного законодательства. При этом суды учли, что пунктом 15 упомянутого выше договора к числу обязанностей покупателя (Гиревой Е.А.) отнесено соблюдение правил заготовки древесины.

Порядок и срок давности привлечения Гиревой Е.А. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление от 21.11.2017 N 02-01/12-17, вынесенное начальником отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, решение судьи Гайнского районного суда Пермского края от 21.02.2018 N 12-3/2018, решение судьи Пермского краевого суда от 18.04.2018 N 7-606/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.09.2018 N 4а-1192/2018, состоявшиеся в отношении Гиревой Евгении Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гиревой Евгении Анатольевны - без удовлетворения.

Цель статьи - охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности.

Статьей 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном, крупном или особо крупном размере.

Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и проч.), которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан расти.

Преступление считается оконченным с момента:

- рубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня;

- повреждения их до степени прекращения роста (гибели)

Субъектом преступления признается лицо, достигшее 16-летнего возраста. Преступление характеризуется умышленной формой вины.

За совершение указанного преступления предусмотрена ответственность: при значительном ущербе – в виде штрафа в размере до 200 тыс.руб. или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. При крупном ущербе среди видов ответственности предусмотрен штраф в размере от 100 до 500 тыс.руб., лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При нанесении особо крупного ущерба – штраф в размере от 500 тыс.руб. до 1 млн.руб., лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме уголовной предусмотрена административная ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ – незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение штрафа на граждан до 3 500 руб., на должностных лиц до 30 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб.

Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (то есть преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ) влечет наложение штрафа с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования: на граждан – до 4 500 руб., на должностных лиц – до 40 000 руб., на юридических лиц – до 150 000 руб.

Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии - на корню

По ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка - отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

Второй основной состав - повреждение лесных насаждений, выражающееся в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

Учитывая, что лесное браконьерство имеет многовековую историю, необходимо каждому принимать посильное участие для обеспечения конституционного права гражданина и человека на благоприятную окружающую среду, исключая посягательство на стабильность окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Защита по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Статья 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений среди экологических преступлений является наиболее распространённым на практике составом. Состав предусматривает рубку или же повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, совершенные незаконно, то есть при отсутствии на то специального разрешения (например порубочного билета и т.п.). Кодекс об административных правонарушениях в статье 8.28 предусматривает ответственность за аналогичное деяние, отличие от ст. 260 УК РФ состоит в том, что уголовная ответственность наступает при наличии значительного размера.

Таким образом, для наступления ответственности по ст. 260 УК РФ необходимы такие признаки как:

  • наличие самого деяния (рубка или повреждение до прекращения роста);
  • незаконность указанного деяния (отсутствие разрешения, порубочного талона);
  • значительный размер.

Наличие указанных трех признаков образуют простой состав ст. 260 УК РФ, который предусматривает наказание до двух лет лишения свободы.

Часть 2 ст. 260 УК РФ предусматривает более суровую санкцию — до четырех лет лишения свободы, и характеризуется дополнительными квалифицирующими признаками – группа лиц, с использованием служебного положения, в крупном размере. Часть 3 указанной статьи образуется такими квалифицирующими признаками как особо крупный размер, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, и относится к категории тяжких преступлений поскольку максимальная санкция по такому составу составляет до 7 лет лишения свободы.

Возникает вопрос что считается значительным, крупным и особо крупными размерами по указанной статье. Согласно примечаниям к ст. 260 УК РФ значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Защита по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Защита по незаконной рубке лесных насаждений строиться в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Исходя из всех нюансов строится защитная позиция, проверяется возможность исключения квалифицирующих признаков, возможность переквалификации деяния на административное правонарушение или на более мягкий состав. Также необходимо в полной мере использовать смягчающие обстоятельства, ходатайствовать о приобщении к материалам дела положительно характеризующих подзащитного документов, такие обстоятельства учитываются при рассмотрении дела в суде и влияют на приговор.

Адвокат по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Адвокат по незаконной рубке лесных насаждений проведет анализ ситуации с правовой точки зрения и определит перспективы защиты по конкретно вменяемому составу ст. 260 УК РФ. В услуги адвоката входит консультация и формирование позиции защиты, полное сопровождение в период следствия, участие во всех следственных действиях, в суде и в апелляционной инстанции. Если Вам или Вашему родственнику вменяют в вину незаконную рубку лесных насаждений, обратитесь за помощью к адвокату по уголовным делам, позвоните по телефону указанному на сайте.

Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты. Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Средняя стоимость услуг адвоката по осуществлению защиты на предварительном следствии, на которую можно ориентироваться, составляет 100 тыс. руб. В каждом случае она может быть как меньше, так и больше, что зависит от указанных факторов.

Услуги адвоката высокого уровня не могут стоить дешево, труд адвоката должен быть справедливо оценен и оплачен, и тогда Ваши проблемы становятся задачами для адвоката. Звоните и приходите, обеспечим надежную защиту!

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ.

5. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи и совершенные в лесопарковом зеленом поясе, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарии к ст. 8.25 КОАП РФ

Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"

Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е.

Комментируемая ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил использования лесов.

Объектом правонарушения по ст. 8.25 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с использованием лесов.

Объективную сторону правонарушений по ст. 8.25 КоАП РФ составляют действия, выразившиеся:

а) в нарушении правил заготовки древесины (ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ);

б) нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений (ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ);

в) нарушении правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (ч. 3 ст. 8.25 КоАП РФ);

г) использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки (ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ);

д) действиях, предусмотренных ч. ч. 2 и 4 ст. 8.25 КоАП РФ, совершенных в лесопарковом зеленом поясе (ч. 5 ст. 8.25 КоАП РФ).

Целью статьи 8.25 КоАП РФ является обеспечение административно-правовыми средствами охраны лесов как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения их качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность лесопользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих лес или оказывающих воздействие на его состояние (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 N 07АП-2227/2016).

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, юридические лица. При этом за административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.25 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.25 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Задайте вопрос юристу:

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 8.28 КоАП РФ, судебная практика применения

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2011 N 6-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 3.7 и части 2 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" положения ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения во взаимосвязи с ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении. В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" содержатся следующие разъяснения:

Разграничение уголовно наказуемой и административно наказуемой рубки лесных насаждений

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов подлежит квалификации по статье 8.25 КоАП РФ.

При разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных пунктами "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.

Читайте также: