Как заставить налоги работать на себя

Обновлено: 16.05.2024

Подтолкнуть самозанятых к легализации могут не репрессивные меры, а успешные примеры коллег и удобная уплата налогов в режиме онлайн. Российские власти пытаются вывести из тени миллионы так называемых самозанятых — людей, официально нигде не работающих, не платящих налоги и живущих неизвестной для государства жизнью. Поручение легализовать самозанятых дал правительству президент. Но пока принимаемые государством меры не дают эффекта. Как изменить эту ситуацию?

Рано на каникулы

В порядке эксперимента в России ввели налоговые каникулы для трех категорий самозанятых. Действующее законодательство освобождает от уплаты НДФЛ на доходы, полученные в 2017 и 2018 годах, во-первых, нянь (оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными, нуждающимися в постоянном уходе), во-вторых, репетиторов и, наконец, тех, кто занимается уборкой жилья и ведением домашнего хозяйства. Эти каникулы, продленные и на 2019 год, распространяются на граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями и оказывают свои услуги только физическим лицам. Но для получения каникул нужно уведомить налоговый орган об осуществлении деятельности. О ее прекращении также необходимо сообщить налоговикам.

По данным ФНС, за весь период действия налоговых каникул ими воспользовались 3416 человек. Это капля в море. Неудавшийся эксперимент по легализации самозанятых показывает непродуктивность попыток получить результат, почти ничего не меняя. А еще эта неудача говорит о необходимости системной и масштабной работы по выведению из тени миллионов самозанятых, которая предполагает оперативный сбор информации, эффективное межведомственное взаимодействие и разъяснительную кампанию.

Что хотят самозанятые

Чтобы лучше понимать условия, необходимые для выхода таких работников из тени, в мае 2018 года было проведено социологическое исследование особенностей экономического поведения самозанятого населения России.

Опрос самозанятых проводился компанией OMI (Online Market Intelligence). Исходная панель OMI составляла около 550 тыс. человек. Каждый из них, регистрируясь в качестве потенциального участника опросов, указал свой пол, возраст, семейное положение, средний подушевой доход семьи, вид занятий по агрегированному списку, а также дал оценку материального положения семьи.

Всем, за исключением лиц нетрудоспособного возраста, было разослано предложение участвовать в опросе. Откликнулось около 14 тыс. человек, которые заполнили короткую фильтрующую анкету о форме их занятости. Как оказалось, 48,3% работают на предприятии, 19% — по найму у физических лиц, 32,6% — полностью или часть времени как самозанятые.

Согласно итоговым данным исследования, численность самозанятых можно оценить в 15–25% трудоспособного населения, это примерно 11–18 млн человек. Примерно 15% намерены развивать бизнес и в какой-то момент зарегистрировать свою собственную компанию. Еще 15% хотели бы найти место в качестве наемного сотрудника в организации. Но в целом у самозанятых отсутствует выраженное желание легализовать свою деятельность. Напротив, существует ряд естественных и предсказуемых опасений. В первую очередь это страх потерять часть дохода (61,5% опрошенных). На втором месте (35,6%) — нежелание подвергаться проверкам, контролю и тому подобному вмешательству.

Примерно для половины респондентов были бы удобны упрощенные варианты налогообложения — патентного типа или с автоматическим списанием части доходов. Средняя оценка приемлемого суммарного уровня налоговой нагрузки равняется 6,5%.

Из тени в свет

Главной нерешенной проблемой остается законодательная неурегулированность статуса самозанятых. Анализ законодательства показал, что система налогообложения самозанятых находится на стадии формирования и не позволяет охватить весь круг их деятельности. Как видим, в рамках налоговых каникул лишь немногие декларируют своих доходы. В рамках патентной системы вовлечение самозанятых в налоговую систему также ограниченно — из-за небольшого количества видов деятельности, подлежащих налогообложению.

Мы считаем, что возможны два подхода к налогообложению самозанятых граждан, которые вполне могут существовать параллельно.

Первый подход — установление специального налогового режима для самозанятых граждан, основанного на налогообложении оборота, предусматривающего уплату процента с транзакции, например, в размере 4%. А также установление фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Второй подход основан на патентной системе налогообложения, применяемой в отношении более широкого по сравнению с существующим перечня видов экономической деятельности.

С развитием компьютерных и сетевых технологий появляется возможность упростить расчет и уплату налогов, переведя их в онлайн-режим посредством создания специализированных личных кабинетов для налогоплательщиков. Это стимулирует их деятельность в официальном правовом поле.

Неслучайно в некоторых странах (Индия, Перу, Бельгия, Венгрия, Дания, Исландия, Литва, Малайзия, Мальта, Норвегия, Сингапур, Словения, Финляндия) налоговые службы позволяют налогоплательщикам использовать мобильные и веб-приложения для начисления и уплаты налогов в режиме самообслуживания. При этом есть возможность обновлять в режиме онлайн персональные данные, регистрироваться для налогообложения, а также для взаимодействия с налоговыми службами по другим вопросам, загружать налоговые декларации в электронном виде и получать электронные уведомления.

В российских условиях очевидна необходимость создать бесплатные онлайн-сервисы, подключенные к онлайн-кассам, используемым для сделок, расчетов и платежей в цифровой среде.

Читайте также: