Досудебный порядок взыскания задолженности по налогам

Обновлено: 20.05.2024

"Основания, сроки и условия для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций"

Статьей 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) предусмотрено, что налоговые органы, будучи единой централизованной системой, осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и иных обязательных платежей. В целях наиболее эффективного осуществления деятельности налоговых органов, направленной исключительно на защиту публично-правовых интересов, налоговым органам, в том числе предоставлено право обращения в арбитражные суды с заявлениями о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения, в случаях предусмотренных налоговым кодексом.

Налоговый орган обращается в суд в случае, если налоговый орган не успел принять решение о взыскании в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, в случае взыскания налоговой санкции.

Налоговые санкции являются следствием установления налоговым органом налогового правонарушения налогоплательщиком (иным лицом) и принятия решения о взыскании налоговых санкций. С 1 января 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменен порядок взыскания налоговых санкций. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа производится в бесспорном порядке в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 7 статьи 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном НК РФ, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на] налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 50 тыс. руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, превышает 5 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - 501 тыс. руб. по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, а также в случае, если к ответственности привлекается Я физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, такая сумма штрафа взыскивается в судебном порядке в соответствии с НК РФ.

В случае обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, не превышающих размер, установленный пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ производство по делу подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, например, налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к сельской администрации о взыскании 100 рублей налоговых санкций.

Определением от 29 августа 2006 года производство по делу было прекращено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекШИ Российской Федерации.Не согласившись с вынесенным определением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель кассационной жалобы считал, что судом неправильно применены положения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налогоплательщик является бюджетным учреждением и применение процедуры бесспорного взыскания налоговых санкций к данному субъекту неправомерно в связи с тем, что обращений!
взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Арбитражным судом Республики Бурятия было установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком 29.03.2006 декларации по налогу на прибыль за 2005 год выявлен пропуск установленного законом срока представления налоговой декларации по данному налогу.

Решением от 14.04.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения администрация сельского поселения была привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в виде штрафа в сумме 100 рублей.

Требованием от 24.04.2006 администрации предложено в срок до 04.05.2006 уплатить 1 налоговую санкцию в добровольном порядке.

Неисполнение указанного требования в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд мотивировал это тем, что сумма штрафа не превышает 50000 рублей и согласно статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию во внесудебном порядке, в связи с чем данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа посчитал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций,если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в законную силу с 01.01.2006, установлен иной (внесудебный) порядок взыскания штрафов, налагаемых на организации.

Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Таким образом, с 01.01.2006 дела о взыскании налоговых санкций, не превышающих 50000 рублей, не подлежат рассмотрению в арбитражных судах. В случае принятия к, производству такого заявления, поданного после 31.12.2005, производство по делу'^Ж соответствии с позицией пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего! Арбитражного Суда Российской Федерации N 105 от 20.02.2006 "О некоторых вопросах: связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Из материалов дела усматривалось, что налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о взыскании с администрации сельского поселения 100 рублей налоговых санкций 31.07.2006, поэтому суд правильно руководствовался действовавшими нормами процессуального права, изложенными в статье 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод налоговой инспекции о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, отклонен в силу следующего.

В порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (пункт 4 статьи 29, пункт 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания налоговых санкций в установленных:; пределах. При этом законодательством не установлено каких-либо особенностей применения этого порядка в отношении бюджетных учреждений.

Пололнения статей 239, 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации,предусматривающие, что обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения производится по решению суда на основании исполнительного листа (судебного приказа), направляемого в орган Федерального казначейства, не могут рассматриваться как относящие к подведомственности арбитражных судов рассмотрение дел о взыскании с бюджетных учреждений обязательных платежей и санкций, в отношении которых установлен внесудебный порядок взыскания.

Кроме того, на момент вынесения решения суда первой инстанции 100 рублей налоговых санкций были уплачены платежными поручениями N 425 от 16.08.2006, N 426 от 16.08.2006.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил определение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу без, удовлетворения (постановление ФАС ВСО от 05.12.2006 №А10-4007/06-Ф02-6477/06-С1)

Отражение сумм штрафа, начисленных по результатам налоговой проверки, однойЦ суммой без разбивки по налоговым периодам, в случае если за каждый налоговый период;! сумма штрафа не превышает размер, установленный пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ, не является основанием для взыскания налоговых санкций в судебном порядке (постановление ФАС ВСО от 05.11.2008 №АЗЗ-14049/06-Ф02-5405/08).

Процесс взыскания в судебном порядке обязательных платежей и санкций в бюджет Российской Федерации регулируется процессуальным законодательством.

В процессуальном законодательстве существует понятие досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком. В данном случае досудебный порядок урегулирования, спора предусмотрен НК РФ. Общий смысл данного порядка заключается в обязанности налогового органа информировать в соответствии с требованиями кодекса налогоплательщика о необходимости добровольно заплатить недоимку по налогам, пени,и исполнить налоговые санкции. Согласно статье 70 НК РФ, обращению налогового органа в суд должно предшествовать направление требования об уплате налога, которое должно быть
направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент выставления требования, сроке уплаты налога,установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога, которые применяются в случае неисполненш налогоплательщиком указанного требования. Требование передается руководите организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям) лично под расписку, или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Непредставление налоговым органом в суд доказательств, подтверждающих факт вручения налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) требования об уплате налога и пеней лично под расписку или иным способом подтверждающим факт и дату получения этого требования, является основанием для оставления заявления налогового органа без рассмотрения (постановление ФАС ВСО от 13.12.2006 №А19-12155/06-24-Ф02-6132/06-С1).

Данная позиция также изложена в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ От 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса - Российской Федерации".

Следует отметить, что признание требований об уплате налога, сбора пени и штрафа недействительными не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предъявляет определенные требования к содержанию и форме заявления о взыскании обязательных платежей.

Статьей 214 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении должно быть указано: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа
в добровольном порядке. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, прилагаются документы, указанные в пунктах 1-5 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству что оно подано с нарушением установленных требований к составу документов, а также требований к форме и содержанию заявления, суд выносит определение об оставлении заявления без движения по пункту 1 статьи 128 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении,арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы на основании пункта 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Читайте также: