Почему наезд на пешехода самый распространенный вид дтп

Обновлено: 24.04.2024

ДТП — довольно частое явление, происходящее на улицах. В них могут участвовать не только транспортные средства, но также и пешие люди. В ПДД Российской Федерации учтены необходимые нормы, которые должны соблюдаться всеми представителями дорожного движения. Но, по многим причинам эти правила игнорируют и, вследствие этого, возникают аварии разного масштаба и с разными последствиями. О главных обстоятельствах, приводящих к наезду на пешего человека, подробнее рассмотрим в статье.

Основные причины ДТП на пешеходном переходеЕсли виноват водительЕсли виноват пешеходПешеход с телефономПешеход, переходящий дорогу в неположенном местеДТП с участием ребёнкаДТП с тяжёлыми телесными повреждениямиМировое соглашение при ДТП с пешеходомСтраховка при ДТП с пешеходомШтрафные санкции и наказаниеvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Основные причины ДТП на пешеходном переходе

Ежегодная статистика, данная сотрудниками ГИБДД, свидетельствует о большом количестве происшествий на улицах с участием прохожих. Практически в половине случаев они заканчиваются или сильной травмой, или гибелью человека, переходившего дорогу.

Все эти ДТП можно условно разделить на 2 категории:

происшествия, возникшие по вине водителя;если виновником является пеший человек.

Важно! Для того, чтобы шофёру при возникновении ДТП подтвердить свою невиновность, рекомендуется приобрести видеорегистратор, на который фиксировать все поездки.

Если виноват водитель

В процентном соотношении наезды на пеших людей происходят чаще всего по вине водителей. Даже, если плохие дороги или неблагоприятные погодные условия, ответственность за ДТП, в основном, ложится на шофёра.

К главным причинам таких аварий можно отнести:

умышленное пренебрежение шофёром ПДД;водитель не специально совершил наезд на прохожего человека (отвлёкся, не заметил, вовремя не отреагировал);сложные дорожные условия (мокрая дорога, ухабистая трасса, плохая видимость, тёмное время суток и др.);техническая неисправность авто, которая могла быть известна водителю до начала им движения или она неожиданно возникла во время езды.

Если виноват пешеход

Не исключены ситуации, когда в аварии виноваты сами пешие. К их категории относятся также люди, передвигающиеся на инвалидных колясках без мотора, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую коляску, люди на роликовых коньках, самокатах и др. Они физически не защищены от повреждений, причинённых автомобилем. Часто в вечернее или ночное время суток не ходят с деталями на одежде, отражающими свет автомобильных фар, поэтому получают тяжёлые травмы или погибают.

Пешеход с телефоном

Человек, разговаривающий по телефону или слушающий музыку через наушники, во время пересечения проезжей части дороги, в основном не внимателен к тому, что происходит вокруг него. Он может не услышать предупредительного сигнала, издаваемого от водителей, не увидеть переключения светофора с зелёного цвета на красный, не обратить внимания что едет спецтранспорт с включённого сиреной и др. Результатом таких действий становится ДТП, где виновным в трагедии оказывается пешеход, который может ещё и погибнуть.

Пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте

Наоборот, пренебрегают мерами безопасности и передвигаются по дорогах, нарушая ПДД, а именно:

идут по автомагистрали без оснащённых дорожек; выбегают впереди быстро едущих транспортных средств;выходят на дорожное полотно, не удостоверившись в своей безопасности;переходят дорогу в неразрешённых участках.

Вышеуказанные выходки со стороны пешеходов могут закончиться несчастным случаем.

Знаете ли вы? Первые правила дорожного движения в России появились во времена царствования императрицы Анны Иоанновны из-за передвижения на улицах большого количества карет, саней, телег.

ДТП с участием ребёнка

Среди пешеходов, пострадавших от наездов транспортными средствами, большой процент занимают маленькие дети и подростки. Особенностью того, что они попадают под колёса машин является их неосведомлённость в правильном поведении на трассах. А именно, родители, воспитатели и учителя не оказывают надлежащего внимания вопросу об информировании детей о ПДД что в будущем может причинить много осложнений.

Кроме этого, к главным причинам ДТП с участием несовершеннолетних граждан можно отнести:

дети не умеют быстро ориентироваться в пространстве и адекватно реагировать на возникшие чрезвычайные ситуации;не осознают насколько опасно передвигаться дорогой против правил;выбегают на дорогу, не замечая приближающиеся автомобили и могут упасть под них;не знают на какой цвет светофора можно переходить дорогу;маленькие дети из-за своего роста незаметны водителям машин;дети передвигаются по дорогах без сопровождения взрослых;игровые площадки находятся очень близко от проезжей части;правят на велосипедах, роликах, самокатах по проезжей части;дети, находящиеся в салоне автомобиля, не пристёгнутые ремнём безопасности.

Важно! Чтобы не пострадать, дети до 12 лет, едущие в автомобиле, должны находится в специальном детском автомобильном кресле. На переднем сиденье такое кресло закрепляется против движения машины.

ДТП с тяжёлыми телесными повреждениями

Степень тяжести телесных повреждений определяет бригада скорой помощи, вызванная на место ДТП и первая осматривающая потерпевших.

К главным признакам, на которые медицинский работник обращает внимание во время обследования относятся:

в каком состоянии находится потерпевший (в шоке, в сознании, без сознания, в коме, живой, мёртвый);если повреждения получила молодая женщина выясняется была ли она беременна;получил ли потерпевший переломы, травмы позвоночника, головного мозга, грудной клетки;задеты ли главные кровеносные сосуды;произошла ли потеря органа или части тела и др.

Мировое соглашение при ДТП с пешеходом

Статья 76 Уголовного кодекса РФ предусматривает допустимость соглашения сторон, благодаря которому человек, создавший аварию, может избежать криминального наказания. Для этого он должен составить документ, подписанный обеими сторонами. В нём он признаёт свою вину, указывает размер выплаченной денежной компенсации, отсутствие от потерпевшего любых претензий.

Такое мировое соглашение выполнимо при таких условиях:

ДТП произошло непреднамеренно; виновный первый раз в жизни стал участником аварии, вследствие которой пострадавший нанёс ущерб своему здоровью; пострадавший не против мирового соглашения;полученные увечья носят характер лёгкой или средней тяжести;виновный полностью покрыл физический и моральный ущерб другой стороне.

Если ДТП привело к незначительному ущербу или его вовсе не было, то мировое соглашение считается самым лучшим выходом из такой ситуации. Но, стоит учесть возможность ухудшения здоровья пострадавшего через некоторое время после ДТП. В таком случае, если мировое соглашение составлено, пострадавшая сторона не будет иметь права требовать компенсацию на лечение. Также, нельзя будет и увеличить сумму оговоренной выплаты, если она имела место.

Знаете ли вы? В Швейцарии существует закон, запрещающий громко закрывать дверь автомобиля с 23:00 до 6:00.

Страховка при ДТП с пешеходом

Пешеход, получивший травмы в ДТП разной степени тяжести, имеет право потребовать компенсационные выплаты при таких обстоятельствах:

от страховой компании, в которой оформлен полис ОСАГО виновника;когда полис не покрывает размер нанесённого ущерба — от виновной стороны;если ответственность виновника аварии не была застрахована или водитель скрылся — от Российского Союза Автостраховщиков.

Чтобы оформить необходимую страховку потерпевший должен подготовить пакет документов, содержащий: заявление, справку с места работы о потере заработка по причине перенесённых травм, квитанции о покупке лекарств и получении медицинских услуг, заключение медицинского эксперта о категории тяжести телесных повреждений, чеки на погребение погибшего от полученных увечий.

Штрафные санкции и наказание

Обязательства водителя за наезд на пешехода рассчитаны статьёй 12.24 КоАП и судебной практикой, касающейся взыскания убытка.

Рекомендуем для прочтения:

Статистика причин ДТП в РФ за 2019 год — данные ГИБДД

Основные причины ДТП с участием велосипедиста

Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП

Определение Регресс по ОСАГО с виновника ДТП и как его не допустить, какие будут действия водителя, судебная практика

В 2019 году они заключаются в следующих действиях:

За причинение незначительных телесных повреждений, шофёру, сбившему пешего человека, рассчитано взыскание штрафа 2500–5000 руб. или отнятие водительских прав на строк 1–1,5 года.За получение потерпевшим травм средней тяжести предположен штраф 10000–20000 руб. или лишение водительских прав на срок 1,5– 2 года.За нанесение тяжёлых телесных повреждений пешеходу, шофёр получает взыскание в виде 2 лет исправительных работ или до 3 лет ограничения свободы, или до 6 месяцев ареста, или лишение свободы до 3 лет. Кроме этого, правоохранительные органы могут конфисковать водительские права до 3 лет.За наезд с летальными последствиями (умер потерпевший) — трудотерапия до 4 лет или лишение свободы до 7 лет. В этом случае предусмотрено обязательное изъятие прав.

Также статьёй 268 Уголовного кодекса Российской Федерации рассчитано несение ответственности и для пешеходов, спровоцировавших аварию.

За отклонение от ПДД им грозит:

При нанесении потерпевшему тяжёлых травм пеший человек может быть осуждён на 2 года тюремного заключения, или на 120 дней ареста, или на 2 года исправительного труда, или на 3 года заключения под стражу.Если потерпевший в происшествии вскоре умер — исправительные работы, лишение или ограничение свободы до 4 лет.Если в ДТП погибло 2 и более человек — исправительные работы на 5 лет или лишение свободы на 7 лет.

Из этой статьи можно сделать следующий вывод: действующий закон и ПДД защищают права как шофёра, так и пешего человека. Главное условие при этом — не отступать от этих правил и с уважением относиться друг к другу. Благодаря чему, значительно снизится уровень травматизма и смертности во время пересечения дорог.

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Если вы сбили пешехода, не уезжайте с места аварии. Вызовите скорую и ГИБДД, окажите человеку первую помощь. Также необходимо взять данные очевидцев и подробно описать обстоятельства аварии полицейским. Наказание за наезд на пешехода зависит от тяжести вреда его здоровью. За легкий и средний автомобилисту грозит арест или лишение прав, а за тяжкий или гибель человека – лишение свободы до 7 лет. В некоторых случаях водителям удается избежать такого сурового наказания.

По статистике Госавтоинспекции, в 2020 году произошло около 39 000 аварий с наездом на пешеходов. При этом каждый восьмой человек погибает в таких ДТП. Поэтому водитель должен быть предельно внимательным и следить за обстановкой на дороге. Но пешеходы также являются участниками дорожного движения. Соответственно, они тоже обязаны соблюдать ПДД. Поэтому не всегда за наезд на человека накажут автомобилиста.

В судебном заседании Вершинин свою вину признал и обстоятельства ДТП не оспаривал. Но просил суд не забирать у него права, так как использует автомобиль для ухода за свекровью. Мать несовершеннолетнего потерпевшего просила лишить Вершинина водительского удостоверения. После аварии сын нуждается в постоянном присмотре врачей и реабилитации. Более того, Вершинин высказывал угрозы при разговорах с ней. По этой причине ей пришлось даже обращаться к адвокату.

Судья изучила материалы дела: рапорты сотрудников ГИБДД, протокол осмотра места происшествия, схему ДТП, фотографии с места аварии, а также заключение эксперта. Она установила, что травмы потерпевшего возникли по вине Вершинина, поэтому лишила его прав на один год по ч. 1 ст. 12.24 КоАП (дело № 5-13/2019).

Вершинин с решением суда не согласился и подал жалобу в Самарский областной суд. Он настаивал, что судья неверно установила обстоятельства аварии. К тому же обратила внимание только на объяснения полицейских и протокол об административном правонарушении, а другие документы не исследовала.

Судья Петр Тукмаков оставил решение суда в силе. Полицейские – это должностные лица, наделенные государственно-властными полномочиями, поэтому их устным показаниям и составленным документам нельзя не доверять, решила апелляция (дело № 12-59/2019).

Тогда Вершинин обратился в Верховный суд с требованием вернуть права. Он вспомнил, что на месте ДТП полицейские уже составляли на него идентичный протокол. Поэтому суд не мог привлекать его к ответственности за одно и то же нарушение.

Судья Сергей Никифоров поддержал позицию коллег. Несоблюдение ПДД в жилой зоне и причинение легкого вреда здоровью – это два разных нарушения. Водитель должен понести наказание за каждое из них. При этом суд правильно установил, что из-за автомобилиста пострадал потерпевший. Поэтому постановление является законным и обоснованным (дело № 46-АД19-21).

Когда водителя не накажут за наезд на человека

Если вины автовладельца в столкновении с пешеходом не будет, то полицейский не возбудит дело. Его также поддержит суд. Так, в ноябре 2019 года водитель Ирина Меренкова* ехала по ул. Пархоменко в Волгограде. Возле тротуаров было много припаркованных машин. Выйдя из-за них, Людмила Девиченко* стала переходить дорогу не по зебре. Автомобилист пыталась затормозить, но наезда на пешехода избежать не удалось. В результате Девиченко получила вред здоровью средней тяжести.

Инспектор ГИБДД приехал на место столкновения и зафиксировал обстоятельства аварии. Он направил материалы дела эксперту. Но специалист не смог определить, имела ли Меренкова возможность остановиться перед пешеходом и увидеть его заранее. На основании этого заключения, протокола осмотра места происшествия, схемы ДТП и объяснений его участников полицейский установил, что вины автомобилиста в наезде на пешехода нет. По этой причине он отказал в возбуждении дела.

Потерпевшая не согласилась с решением полицейского и подала жалобу в Центральный районный суд г. Волгограда. Она считала, что водитель могла затормозить перед ней. Судья Галина Рудых не согласилась с потерпевшей. Ведь из заключения экспертизы видно, что обзору водителя мешал другой автомобиль на встречке. К тому же на обочине дороги стояло много авто, а выскочившую из-за них женщину просто не было видно. Суд обратил внимание, что пешеход нарушила ПДД и перешла дорогу не по зебре. Поэтому инспектор вынес законное постановление (дело № 12-1297/2020).

Тогда Девиченко обратилась с жалобой в Волгоградский областной суд. Она настаивала, что заключение эксперта не соответствует обстоятельствам ДТП. По этой причине инспектор отказал в возбуждении дела незаконно. Судья Игорь Циренщиков поддержал позицию коллег. Ведь в материалах дела нет доказательств, подтверждающих вину автомобилиста. Тот факт, что потерпевшая не согласилась с заключением эксперта, не является причиной для сомнения в его истинности. К тому же эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, а его выводы мотивированны (дело №07р-1143/2020).

Эксперты: водитель не всегда виновен в наезде на пешехода

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.




Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что при наличии действующего полиса ОСАГО страховая компания возместит вред пешеходу. Размер выплаты будет зависеть от диагноза пострадавшего и заключения судебно-медицинского эксперта. Дополнительные расходы пешехода (санаторно-курортное лечение, протезирование и др.) и утраченный заработок возместит страховщик в пределах 500 000 руб. Весь ущерб сверх этой суммы, а также моральный вред будет компенсировать виновник аварии.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что при вине пешехода и соблюдении ПДД автомобилистом последний не будет привлечен к ответственности за случившееся. Но нельзя забывать, что автомобиль – это источник повышенной опасности. По этой причине водитель обязан возместить вред здоровью пешехода, а также компенсировать понесенные им нравственные страдания.


Динамичное настоящее заставляет людей жить в бешеном ритме. Все куда-то спешат, бегут сломя голову, перебегая проезжую часть в неустановленном месте, что влечет страшные последствия. Обидно, когда простая ошибка приводит к трагедии. Будем разбираться в этом вопросе.

ДТП с участием пешеходов-детей

Начнем повествование с детского травматизма вследствие неправильного перехода дороги. Малыши – самые уязвимые пешеходы. Порой водителю их трудно заметить, потому что подростки не соблюдают правила безопасности.

Именно родители должны научить ребят правильной ориентации в дорожных ситуациях, воспитать осторожность, предусмотрительность и дисциплинированность.

профилактика ДТП с участием пешеходов

Рекомендации родителям

Главное, быть хорошим образцом для подражания, ведь детвора копирует поведение и поступки взрослых. Итак, советы:

  1. Учтите: если вы являетесь нарушителем правил, дети будут повторять ваши ошибки.
  2. Научите правилам перехода через проезжую часть.
  3. Обсуждайте вместе каждый день варианты наиболее безопасного перехода.
  4. Ребенок обязан знать, что прежде, чем осуществить переход, необходимо убедиться в безопасности!
  5. Объясняйте, что нельзя перебегать дорогу из-за стоящего транспорта.
  6. Расскажите о скрытой опасности, и что автомобиль не может остановиться мгновенно.

Это основные вопросы, которые нужно прорабатывать каждый день со своим ребенком. И еще необходимо использовать светоотражающие элементы на детских вещах и, конечно, находить время для беседы. Пройдите вместе с ребенком по маршруту от дома до школы по наиболее безопасному пути. Научите переходить нерегулируемые перекрестки, а также обращать внимание на узкие тротуары, подъезд к магазину грузового автомобиля, правильно планировать день, чтобы не пришлось спешить. Все это поможет обезопасить вашего ребенка, пока вы будете на работе.

А теперь рассмотрим основные допускаемые пешеходами ошибки. Поговорим о причинах ДТП с участием пешеходов. Итак, что приводит к несчастному случаю?

причины ДТП с участием пешеходов

Наушники

Первая, самая распространенная ошибка. Слушая музыку при помощи этого современного гаджета, человек оказывается изолированным от внешнего мира. Поэтому не услышит шум приближающегося транспортного средства. А водитель будет сохранять уверенность до последнего, что тот вовремя среагирует. Коль уж без них совсем невозможно, используйте один наушник либо делайте маленькую громкость.

Обращаем внимание на светофор

Вылет транспортного средства на обочину

Сколько гибнет пешеходов по этой причине, трудно представить. Несчастные случаи происходят в мегаполисах и небольших городах. Но в подобных ситуациях все же возможно себя обезопасить. Необходимо:

  • Держаться подальше от края проезжей части.
  • Ожидая транспорт на остановке, выбирать безопасное место, чтобы успеть среагировать.
  • Держать в поле зрения обстановку на дороге.

Порой люди не просто спешат, а еще и погружены глубоко в себя, думают о проблемах, выключая внимание.

ДТП с участием пешехода на пешеходном переходе

Переход дороги с четырьмя и более полосами

Это тот случай, когда часто случаются ДТП с пешеходом на переходном пешеходе. Преодолевая каждую полосу дорожного полотна, необходимо смотреть в стороны, чтобы убедиться в безопасности. Один автомобиль может остановиться и пропустить человека, а идущий по другой полосе будет нестись, не сбавляя скорости. Часто наезды случаются, когда пешехода пропускает грузовой автомобиль, из-за которого не видно обстановки на дороге.

Всегда смотрите по сторонам!

  1. Остановиться.
  2. Посмотреть по сторонам.
  3. Пропустить приближающийся транспорт.

И только потом, убедившись в безопасности, продолжать аккуратно движение, постоянно поворачивая голову по сторонам, не задерживаясь и не перебегая.

статистика ДТП с участием пешеходов

Правильно обходите общественный транспорт

В данной ситуации ДТП с участием пешехода наиболее часты. Трамвай следует обходить спереди, а троллейбус или автобус сзади, и только после того, как вы убедитесь в безопасности движения. Но нельзя переходить дорогу возле остановки. Не нужно лениться, пройдите несколько метров до оборудованного места. И водителям стоит быть очень внимательными, подъезжая к остановкам, ведь и дети, и пенсионеры, увидев автобус, срываются с места и перебегают дорогу как попало.

Движение в жилых зонах

Во-первых, во дворах пешеходы ведут себя более раскованно и менее внимательно. Во-вторых, частые ДТП происходят из-за плохой обзорности, мешают мусорные баки, зеленые насаждения, белье на веревках и так далее. В-третьих, под колеса может попасть ребенок, бегающий с мячом или играющий в другие подвижные игры, а также пенсионер. Необходимо опасаться детворы, катающейся на роликах, скейтах, самокатах, велосипедах.

Что говорят цифры?

Статистика ДТП с участием пешеходов весьма неутешительна. Чаще всего несчастные случаи происходят по вине пешеходов. Приведем данные по регионам за 2017 год:

  • В Москве по вине пешеходов произошло более 2,5 тыс. ДТП. Погибло 220 человек.
  • В Ростовской области зафиксировано более тысячи аварий, погибло 133 человека.
  • В Магаданской области произошло полсотни ДТП по вине пешехода с тремя летальными исходами.

Большинство происшествий случается в темное время суток или из-за плохого освещения, а также пребывания пешеходов в нетрезвом состоянии. Водителю тяжело среагировать, если пешеход пересекает дорогу в темной одежде без светоотражающих элементов. Россия занимает третье место в мире по количеству ДТП с погибшими людьми.

Профилактика ДТП с участием пешеходов

Как правило, эти меры возлагаются на органы ГИБДД. Чтобы сократить количество несчастных случаев, необходимо повсеместно повышать уровень знаний ПДД среди граждан. К 2020 году в планах школьной программы стоит введение нового факультатива.

В качестве профилактики планируется повышение штрафа за переход проезжей части в неположенном месте. На сегодня он составляет 500 рублей. Сотрудниками ГИБДД проводятся специальные акции в виде раздачи гражданам памяток о важности соблюдения ПДД.

ДТП с участием пешехода и велосипедистов

Поговорим о велосипедистах

Они также являются участниками дорожного движения. Наезд велосипедиста на пешехода является не менее распространенным несчастным случаем. Первый понесет наказание в ситуации:

  • Осуществления столкновения на тротуаре, что запрещено. Двигаться необходимо по правому краю дороги или по велосипедной дорожке.
  • Скрытия с места ДТП.
  • Причинения физического и морального вреда.

ДТП с участием пешехода и велосипедистов также случаются довольно часто.

ДТП с участием пешехода примеры

Несовершеннолетние велосипедисты

Подросткам до 14 лет запрещено движение на велосипеде по проезжей части. Они могут его осуществлять только в специально отведенных местах, а именно:

  • на велодорожках;
  • в парках;
  • на стадионах;
  • на дворовых территориях;
  • малышам на тротуарах (на меленьких велосипедах).

Дети всегда должны находиться под присмотром родителей, а также быть в специальном защитном шлеме и экипировке.

Большинство примеров ДТП с участием пешеходов свидетельствует о том, что в 90 % случаев они сознательного нарушают ПДД.

ДТП по вине пешехода

Как необходимо действовать?

ДТП с участием пешехода происходят в основном из-за их беспечности. Как нужно переходить дорогу:

  1. Только по пешеходному переходу, а нерегулируемые перекрестки по линии обочин или тротуаров.
  2. Если вблизи нет оборудованных переходов, сначала убедиться в безопасности и пересечь дорожное полотно под прямым углом.
  3. Не нужно осуществлять переход в зоне с плохой обзорностью из-за стоящих транспортных средств, зданий и зеленых насаждений.
  4. Нельзя во время перехода через дорогу говорить по мобильному телефону.
  5. Скрывают обзорность объемные элементы одежды, к примеру, капюшон, шарф, платок.
  6. В темное время суток необходимо обозначать себя светоотражающими элементами.

Не стоит спешить, всегда нужно быть внимательным. Согласитесь, ведь приятно, когда водитель останавливается и пропускает, а у него возникает чувство уважения и благодарности к вам из-за вашего обозначения себя фликерами.

ДТП с пожилыми людьми

Не менее важный вопрос. Потому что таких происшествий множество. Водители, увидев на дороге человека в возрасте, проезжают мимо. Нельзя оставаться настолько безучастными, ведь он в пространстве ориентируется не так хорошо, как в молодости, тем более в зоне повышенной опасности. Нужно остановиться и помочь ему перейти дорогу.

Попав в ДТП, люди преклонного возраста полагали, что переходят дорогу правильно, при этом упуская из виду свои особенности немолодого организма. Но если быть бдительным и внимательным, ДТП можно избежать. Поговорим о том, как предостеречь себя от несчастного случая.

Как перейти дорогу с коляской?

Часто молодые мамочки пересекают дорогу непредусмотрительно, разговаривая по мобильному телефону, в наушниках, не убедившись в безопасности. Были случаи, когда автомобили сбивали коляски, младенцы гибли. Это страшно, поэтому всегда стоит быть внимательным. Как следует переходить дорогу с коляской:

  • Только на пешеходном переходе.
  • Убедившись в безопасности.
  • Лучше выходить первой на проезжую часть, а коляску вести за собой, в случае чего ее можно будет оттолкнуть в безопасное место.
  • На середине остановиться и еще раз убедиться в том, что нет препятствий для дальнейшего перехода.

И еще, если вы видите нетерпеливого автомобилиста, которому хочется поскорее рвануть с места, уступите ему дорогу, ваша безопасность дороже нескольких минут.

Всегда нужно оставаться бдительными, ведь часто случаются ДТП с участием пешеходов, но по вине водителей транспортного средства. А именно:

  • Водитель может попросту вас не заметить.
  • Уснуть за рулем.
  • Пребывать в состоянии алкогольного опьянения.
  • Зазеваться.
  • Из-за неисправности автомобиля.
  • Поломки светофора.
  • Из-за несоблюдения скоростного режима.
  • Могут помешать плохие погодные условия и темное время суток.

Мы разобрали вопрос ДТП с участием пешехода на пешеходном переходе. Если вы не позаботитесь о своей безопасности, никто не сделает это за вас. Никакая спешка не стоит человеческой жизни. Всегда нужно оставаться внимательным и бдительным. Подумайте, ведь пять минут не спасут, но могут навсегда отнять самое дорогое, что есть у человека, – жизнь.

Каждый день на дорогах страны происходит 400 ДТП с пострадавшими. В них гибнет 44 человека.

Если посмотреть на статистику МВД и страховых компаний, то большинство дорожных происшествий происходит по одинаковым сценариям. Мы изучили эти данные и собрали картину типичного ДТП в России.

Сколько ДТП произошло

В статистику МВД, которую публикуют в открытом доступе, попадают только ДТП с погибшими и ранеными.

По этой статистике, в 2020 году в стране произошло 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Каждое девятое — со смертельным исходом. За год на дорогах страны погибло 16 тысяч человек. Еще 183 тысячи получили травмы. Но ежегодное число ДТП и количество пострадавших постепенно снижается.

Обзор Обзор дорожной аварийности за 2020 год — Научный центр безопасности дорожного движения МВДPDF, 2,6 МБ

Каждая седьмая авария в стране произошла по вине пьяных водителей. В таких ДТП в прошлом году погибли 4515 человек — это почти четверть всех смертей на дорогах.

Самый опасный регион, по статистике МВД, — Чечня. Здесь на тысячу аварий с пострадавшими приходится 444 погибших. На втором месте Ингушетия: 332 погибших. На третьем — Чукотка: 240. Выживают пострадавшие чаще всего в Санкт-Петербурге: на тысячу ДТП приходится 42 погибших.

Аварии, в которых пострадали только машины, посчитать сложно. По статистике ГИБДД, примерно половина водителей оформляла такие ДТП по европротоколу. За 11 месяцев 2019 года без вызова автоинспекторов обошлись примерно 750 тысяч водителей. Если допустить, что в каждой аварии участвовало два автовладельца, то всего ежегодно происходит как раз около 750 тысяч ДТП без пострадавших.

Кроме того, статистика не учитывает ситуации, когда водители договариваются на месте, не вызывая аварийного комиссара. Например, одна машина разбила бампер другой, виновник на месте отдал владельцу пострадавшего автомобиля деньги — и все разъехались почти довольные. Сколько происходит таких аварий — никто не знает.

С кем и почему случаются аварии

Средний возраст водителя, попавшего в ДТП, — от 30 до 40 лет. По вине таких автовладельцев случается четверть всех аварий. Причем те, кто сел за руль недавно, ездят аккуратнее: чаще всего происшествия случаются с теми, у кого водительский стаж от пяти до десяти лет. Мужчины попадают в аварию в четыре раза чаще женщин.

Девять из десяти машин, попавших в прошлом году в ДТП, — легковые. По данным Тинькофф-страхования, чаще всего страдают автомобили бизнес-класса: например, из всех застрахованных в компании Mercedes-Benz Е-class и БМВ третьей серии 30% побывали аварии в первом квартале 2021 года.

Если же говорить о более массовых моделях, то самое аварийное авто — Фольксваген Тигуан: 23% машин побывали в аварии. На втором месте Фольксвагены Поло: 21,3% застрахованных автомобилей обращались за выплатами. На третьем месте Тойота Рав 4 : 21,2%. Несмотря на то что самые продаваемые машины в России сошли с конвейера ВАЗа, иномарки бьются чаще.

Девять из десяти ДТП происходят из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего — не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка.

Самый частый вид дорожного происшествия — столкновение двух автомобилей. На втором месте — наезд на пешехода. На третьем — вылет с трассы, например если водитель не справился с управлением на скользкой дороге. Есть и экзотические причины: в прошлом году в ГИБДД зарегистрировали 695 случаев наезда на животных. Хотя типичное ДТП банально: не пропустил чужой автомобиль на перекрестке и врезался в него.

Где и когда происходят ДТП

Три четверти всех дорожных аварий в прошлом году произошли в населенных пунктах. Треть — в региональных столицах. На долю загородных трасс приходится всего четверть ДТП, но последствия обычно тяжелее: получает травмы и гибнет здесь даже больше людей, чем на городских улицах.

По статистике Тинькофф-страхования, самый аварийный регион страны — Мурманская область: в первом квартале 2021 года 29% застрахованных здесь машин попадали в ДТП. Второе место у Московской области: пострадали 27,2% авто. На третьем месте Москва: 24%.

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. Больше всего — в августе. Самый аварийный день недели — пятница. Самое аварийное время — с пяти до восьми часов вечера. Каждое пятое ДТП происходит в этот трехчасовой промежуток.

Среднестатистическое ДТП

Проанализировав статистику, мы нарисовали картину типичного российского ДТП.

Одним из наиболее распространенных ДТП на дороге считается наезд на пешехода . Виновником происшествия может быть обе стороны, но отвечать в большинстве случаев приходится водителю. Ниже рассмотрим, как действовать автовладельцу и пешеходу в случае аварии, какая предусмотрена ответственность при наезде, и о чем говорит судебная практика.

Что нужно знать

Наезд на пешехода — вид аварии, в которой водитель транспортного средства столкнулся с человеком на пешеходном переходе или вне его. К основным причинам таких ДТП относится:

  • нарушение скоростного режима водителем
  • невнимательность, усталость, нахождение в болезненном состоянии, применение наркотиков или алкоголя
  • игнорирование дорожных знаков, установленных на дорогах или в жилых зонах
  • нарушение ПДД в плане парковки
  • прочие причины

Машина — источник повышенной опасности, поэтому при наезде на человека вина в большинстве случаев возлагается именно на водителя.

Эта особенность прописана в ГК РФ (статье 1079). Если собственник ТС имеет полис ОСАГО, возмещение ущерба берет на себя страховщик (максимальная сумма — 500 000 рублей). Даже при явной вине пешехода с нанесением ему вреда страховая компания или человек за рулем обязаны покрыть ущерб. Избежать ответственности можно только при условии, что пострадавший сам бросился под колеса. Этот факт определяется по видео с регистратора или показаниям свидетелей.

Величину выплат можно уменьшить в таких случаях (ГК РФ, статья 1083):

  • признана неосторожность пешехода
  • суд признал финансовую несостоятельность водителя

Если человек не травмировался в результате аварии, а результаты расследования показали его вину, иск по возмещению вреда не принимается.

При получении ущерба здоровью или жизни при наезде водитель привлекается к ответу по КоАП (статье 12.24) или УК РФ (статье 264).

Варианты ДТП с наездом на пешехода

На практике выделяется множество видов столкновений автомобилей с людьми. Для удобства ДТП с наездом делятся на два вида:

В таких случаях проще доказать вину пешехода, если она имеется. Но избежать ответственности все равно трудно. Даже при признании невиновности водителю часто приходится платить компенсацию и оплачивать лечение пострадавшего.

Каждая ситуация с наездом рассматривается индивидуально после изучения всех обстоятельств события — места ДТП, алкогольного состояния участников, действий водителя и т. д.

Как поступить водителю при наезде на пешехода

Последствия и степень ответственности во многом зависят от действий человека за рулем в случае наезда. Во избежание негативных последствий необходимо:

До приезда работников автомобильной инспекции нужно оставаться на месте аварии и следить за сохранением позиции авто и других предметов. Для дальнейшей защиты интересов необходимо:

  • Найти свидетелей (если они имеются) и записать их данные (ФИО, телефоны, место жительства). При согласии очевидцев нужно зафиксировать их показания и попросить подписать их с указанием дня, времени и точки аварии.
  • Сделать фотографии окружающей обстановки, тормозного пути, состояния машины и дороги.
  • Сохранить информацию с регистратора, сделать копию (по возможности).

После прибытия инспектора важно участвовать в воссоздании обстоятельств аварии и оформлении схемы. Если сведения изложены некорректно, соответствующие пояснения указываются в специальном разделе. При наезде на пешехода человека за рулем обязательно направляют в больницу для определения его состояния. Отказываться от этого нельзя.

Документы

После приезда и оценки ситуации работник автоинспекции выдает участникам ДТП ряд документов. В пакет входит:

Указанные выше бумаги заполняются вместе с человеком, который был за рулем, кроме получения пояснений от свидетелей и остальных участников. Если инспектор не оформляет и отказывает в выдаче копии протокола, нужно настаивать на своем и сослаться на КоАП РФ (статью 28.2).

Что запрещено

При наезде на пешехода некоторых действий лучше избегать. При аварии запрещено:

Многие автовладельцы в состоянии шока или по незнанию допускают грубые ошибки, чем усугубляют свое положение.

Ответственность водителя

Наезд на пешехода чреват тремя видами ответственности. Как правило, виновника привлекают к ответу по ГК РФ и КоАП. В наиболее сложных случаях, когда пешеход получил травму или погиб, применяются более строгие меры по УК РФ.

Гражданская

В ГК РФ предусмотрено несколько статей, определяющих наказание виновника ДТП при столкновении с пешеходом. Речь идет о покрытии расходов на лечение, морального ущерба, компенсации неполученной прибыли и т. д. В ГК РФ рассматривается обоюдная вина, в том числе пешехода. Но на практике она не работает. Иногда ее используют страховщики для снижения затрат на покрытие ущерба.

Административная

Как правило, виновный субъект привлекается к ответу по КоАП (ст. 12.24). Наказание зависит от степени вреда, нанесенного пешеходу:

  • При легком вреде придется заплатить 2-5 тысяч рублей. В редких случаях могут забрать права на срок от 12 до 18 месяцев. Такое наказание характерно при потере трудоспособности на непродолжительное время.
  • При нанесении вреда средней тяжести наказание более серьезно. В этом случае стягивается 10-25 тысяч рублей. Возможно лишение возможности управлять машиной на период до 24 месяцев. Такие санкции применяются при утрате здоровья больше, чем на 1/3, и при потере трудоспособности на продолжительный период.

Уголовная

Если пешеход при наезде получил тяжкие травмы или погиб, виновник привлекается к ответу по УК РФ, статье 264. Предусмотрено шесть частей:

  • В 1-й оговорена ответственность за тяжкий вред. В качестве наказания виновнику назначается принудительный труд до 2-х лет, ограничение свободы до 3-х лет, арест до полугода или тюрьма до 2-х лет.
  • Во 2-й прописывается наказание за наезд, но с отягчающими обстоятельствами. Если лицо сбежало с места ДТП или имело признаки опьянения, возможно назначение принудительного труда (до 5 лет) или заключение в тюрьму на период от 3 до 7 лет.
  • В 3-й указаны последствия для водителя, совершившего наезд на пешехода с гибелью последнего. Последствия — принудительный труд до 4-х лет или тюрьма до 5-ти лет.
  • В 4-й прописано наказание для ситуации из 3-й части, но при отягчающих факторах (указаны выше). Ответственность за наезд подразумевает тюрьму на 5-15 лет.
  • В 5-й оговорены последствия при гибели более 2-х человек. Наказание — принудительный труд или тюрьма на сроки до 3-х и 7-ми лет соответственно.
  • 6-я часть определяет наказание за наезд и гибель 2-х и более лиц с отягчающими обстоятельствами (алкогольное опьянение, оставление места ДТП). Итог — тюрьма от 8 до 15 лет.

Во всех случаях в качестве дополнительной меры может применяться запрет на занятие определенных должностей сроком до 3-х лет.

Ответственность пешехода

Что делать пешеходу

Если человек оказался в роли пострадавшего, важно сделать правильные шаги для защиты интересов и получения компенсации. Алгоритм действий:

  • Оценка ситуации и вызов работников ГИБДД (если эту работу не сделал водитель). Важно опросить свидетелей и собрать их показания. Желательно оставаться на месте событий до приезда работников автоинспекции. При подозрении на ушибы или другие повреждения после наезда необходимо вызвать скорую помощь.

Если водитель убежал, важно собрать максимум данных о машине и виновнике, чтобы ускорить поиск. Если рядом не будет свидетелей, государственные службы придется вызывать самому. После приезда работников ГИБДД необходимо дать показания и проконтролировать правильность заполнения документов.

  • Получение выплат. При наличии страховки ОСАГО у сбившего авто можно требовать до 500 000 р. компенсации (в зависимости от ситуации). Дополнительно можно требовать материальный ущерб. Если полученных от СК денег не хватает, остальную сумму нужно истребовать с водителя. В случае отказа придется идти в суд.
  • Судебный процесс. Для успешного завершения дела важно участвовать в разбирательствах и предоставлять необходимые сведения. Активность пешехода всегда засчитывается судом и повышает шансы на получение компенсации. Если имеется подозрение на низкую эффективность работы следствия, можно подать жалобу в Прокуратуру или орган, стоящий выше по иерархии.

Мирный договор

В судебном процессе стороны могут договориться, но последнее слово остается за судьей. Если виновник привлекается к ответу по КоАП, опции мирного соглашения нет. Единственный выход — полная компенсация ущерба.

Гибель или тяжкий вред здоровью: действия родных

В случае смерти или сильных повреждений родные пешехода должны пойти в полицию и оформить заявление с требованием привлечь виновника к ответу. Если человек скрылся с места ДТП, он объявляется в розыск. Близкие пострадавшего вместе с заявлением должны предъявить документы с информацией о личности, свидетельствующие о наличии родственных уз и т. д. После изучения бумаг принимается решение о признании стороны потерпевшей.

Следующий шаг — обращение к страховщику. В СК передается заявление, свидетельство о смерти, а также бумаги, свидетельствующие о праве на компенсацию. Документы нужно передать в срок до 15 суток после подачи первой заявки о получении выплат от СК. Если к страховщику обращается несколько лиц, выплаты делятся равными долями на всех. Кроме основной суммы, можно получить 25 000 р в качестве компенсации расходов на похороны (при предоставлении необходимого пакета бумаг). Деньги должны быть выплачены в срок до 20 дней.

Судебная практика

В судебной практике при наезде на пешехода чаще всего наказывают водителя. Но бывают случаи, когда виновником признается другая сторона. Рассмотрим интересный случай. Пешеход по собственной вине попал под авто. Несмотря на это, он отказался выплатить 100 000 р компенсации. Водитель пошел в суд, который удовлетворил иск, но дополнительно потребовал выплатить пешеходу 10 000 р (платит СК). При этом автовладелец был не виноват в наезде. Суд ориентировался на ГК РФ (статью 1079), где указана необходимость компенсации вреда, нанесенного здоровью.

При рассмотрении дела в суде важно значение имеет автотехническая экспертиза. Ее задача — определить, мог ли человек за рулем избежать наезда в момент, когда заметил пешехода. Здесь учитываются все нюансы, начиная с состояния водителя, заканчивая скоростью движения пешехода. Если в выводах сказано, что водитель мог избежать наезда, он признается виновником.

В судебной практике пострадавшие требуют компенсировать два вида ущерба (моральный и материальный). Последний подтверждается бумагами, поэтому не вызывает споров. Что касается нравственных страданий, размер выплат определяет суд.

Можно ли уйти от ответственности

Несмотря на тот факт, что водитель почти всегда виноват, нельзя опускать руки. Человек за рулем отвечает по закону только при доказательстве его вины. При этом он вправе защищать свои интересы. Чтобы избежать несправедливого решения суда, в случае наезда необходимо:

Чем больше информации о ДТП и доказательств невиновности, тем больше шансов защитить интересы в суде и избежать уголовной ответственности.

Как быть при наезде на пешехода: советы юристов на сайте!

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки в профиле)

Читайте также: