Основные причины дтп с участием пешеходов обж

Обновлено: 17.05.2024

Оценить 3726 0

Выполнил: Баданин Анатолий Алексеевич

МКОУ СОШ с. Каринка

Руководитель ОБЖ

Конспект урока по ОБЖ

Цель урока: рассмотреть причины ДТП, их возможные последствия, рассмотреть общие обязанности пешехода и пассажира, значение их выполнения для личной безопасности

Задачи урока:

Познавательные УУД:

рассмотреть с учениками причины ДТП;

выяснить, каковы возможные последствия ДТП;

углубить знания школьников о правилах пешеходного движения;

рассмотреть правила перехода улицы при неблагоприятных условиях;

изучить обязанности пешехода и пассажира;

закрепить правила поведения пешехода и пассажира в случае аварийных ситуаций;

Регулятивные УУД:

развивать познавательный интерес к изучению данной темы;

продолжать формировать навыки работы с учебником, дополнительным материалом в парах;

развивать умения анализировать, делать выводы;

развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

Личностные УУД:

воспитывать дисциплинированность пешехода, внимательность, осторожность;

формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал.

I . Вступительная часть

Организационный момент

Контроль знаний учащихся:

С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

Прежде чем выехать из дома, что обязан сделать велосипедист?

В чем особенность велосипеда как транспортного средства? (маневренное, но неустойчивое).

II. Основная часть

объяснение нового материала:

Что называется дорожно-транспортным происшествием?

(Четкое определение найти самостоятельно в разделе 1 ПДД).

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

С 2005 года третье воскресение ноября согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН считается Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

По данным ВОЗ на них приходится около 25% всех случаев смерти от внешних причин, из которых более половины погибших в автокатастрофах – это люди в возрасте 15-44 лет. Среди детей в возрасте 5-14 лет и молодежи 15-29 лет дорожно-транспортный травматизм – вторая по значимости причина смерти во всем мире.

Дорожно-транспортными травмами являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Причины ДТП, вот некоторые из них:

- несовершенство автомобиля (как в случае с паровой машиной) или его неисправность;

- плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения (в начале развития автомобильного парка);

- плохие погодные условия (туман, гололед, ливень. );

- низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, по вине

пешехода). И это в наше время основная причина.

По итогам 8 месяцев 2018 года на территории Кировской области число автомобильных аварий с участием детей возросло на 9,6% (со 125 до 137). Всего в текущем году на автодорогах региона погибли трое (АППГ – 2) и травмированы 148 (АППГ 135 +9,6%) детей и подростков.

По оперативным данным на 24.09.2018 года на территории г. Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района произошло 13 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 13 детей получили травмы. 53,8% (7 детей) являлись пассажирами транспортных средств. 5 ДТП с участием детей связано с наездом на пешехода. 1 ДТП произошло с участием несовершеннолетнего велосипедиста. При этом стоит отметить, что 30% автомобильных аварий в этом году произошла по неосторожности самих несовершеннолетних. К наиболее распространенным причинам, которые привели к ДТП, относятся переход через проезжую часть в неустановленном месте, переход вблизи пешеходного перехода, выход на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзор.

Причины детского травматизма:

- переход дороги перед близко идущим транспортом в неустановленном месте;

- неожиданный выход на проезжую часть из-за машин, кустов. ;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора;

- игры и хождение по проезжей части;

- управление велосипедом, мопедом, машиной не имея достаточных навыков и знаний Правил

Запомните, обязательно, если вы появились на проезжей части дороги внезапно, то даже самый опытный водитель при надежных тормозах не сможет сразу остановить машину. Во-первых, автомобили едут на большой скорости; во-вторых, водители бывают неопытные, неосторожные, пьяные; в-третьих, реакция у водителей разная. А если неисправные тормоза? И если все же вы оказались посреди дороги и на вас мчится машина, то не надо суетиться и метаться из стороны в сторону. В этом случае лучше остановиться, тогда водителю легче будет решить, с какой стороны вас лучше объехать.

Всякие игры на дороге должны быть исключены. Но опасными могут оказаться и игры вблизи дороги. То, что улица пустынна в отдельные периоды времени притупляет чувство опасности и внимание к движущимся транспортным средствам. Это особенно проявляется во время игр, когда в погоне за мячом или приятелем можно невзначай выскочить на проезжую часть, где как раз в это время поблизости мчится машина. Так что для подвижных игр, лучше выбирать место подальше от дороги.

Велико число несчастий с детьми-велосипедистами, особенно мальчиками. Такие происшествия случаются из-за неумения ребят достаточно твердо владеть своей двухколесной машиной в потоке транспортных средств, потери управления из-за испуга.

- выбегать, не глядя из-за предмета;

- небрежно смотреть по сторонам;

- начинать движение не оглядевшись;

- оценивать обстановку без поворота головы;

- отступать, делать шаг назад не глядя;

- оглядываться, когда вас позовут;

- двигаться бегом, непрерывно, не останавливаясь;

- двигаться по кратчайшему пути;

- совмещать движение с оживленной беседой;

- спешить и небрежно держать родителей за руку.

Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из них свои законы. В первом дети проводят львиную долю своего времени и натренировывают привычки. Во втором — ничтожную долю времени, и все привычки, приобретенные в быту, переносят на дорогу. С этим и надо бороться.

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

III . Закрепление материала:

- Назовите причины ДТП.

- Назовите основную причину ДТП с детьми?

- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

Узнать насколько вы обладаете культурой поведения на дороге поможет нам - кроссворд, который вы попытаетесь разгадать самостоятельно.

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)

Пешеходный переход по-другому.( Зебра)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)

Его боятся нарушители правил. (Инспектор)

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)

IV . Итог урока

Памятка для учащихся

Ходите только по тротуару!

Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.

Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

Не ездите на подножках и выступах транспорта.

Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

Выполнил: Абаев Н.А. учащийся 8 класса Проверил: Преподаватель-организатор ОБЖ Сидоров Р.Д .

Введение . стр. 3

Что такое дорожно-транспортное происшествие . стр. 4

Исторические факты . . . . стр. 5

Причины ДТП . стр. 6-7

Последствия ДТП …. стр. 8

Заключение ……………. стр. 9

Список использованных источников и литературы …………………………………………………….….… .стр. 9

Жизнь современного общества немыслима без транспорта. В этой сфере деятельности заняты миллионы людей. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной частого возникновения ЧС, в результате которых повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде, травмируются и гибнут люди. Среди факторов, реально угрожающих здоровью и жизни современного человека, на одном из первых мест стоят ЧС на транспорте.

Актуальность:

Дорожно транспортные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всем мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, поездов, кораблей) вместе взятых. Дорожно - транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Аварии на дорогах со стремительной скоростью растут, и многие специалисты считают, что дорожно-транспортные происшествия могут увеличить показатель смертности в мире в ближайшие двадцать лет на шестьдесят шесть процентов, что поставит данный вид смертности в один ряд со стихийными бедствиями.

Цель исследования: выяснить, причины дорожно-транспортных происшествий и какие последствия оно за собой влечет.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

2. Рассмотреть, историю возникновения дорожно-транспортных происшествий.

3. Выяснить, причины дорожно-транспортных происшествий, и какие последствия оно за собой влечет.

Методы исследования:

- Поиск информации в глобальной сети Интернет.

- Изучение и анализ литературы по данному вопросу.

I .Что такое дорожно-транспортное происшествие.

Дорожно-транспортным (ДТП) называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесное повреждение людей, повреждение транспортных средств, грузов или иной материальный ущерб.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы в зависимости от тяжести последствий, характера ДТП, места происшествия и других признаков. По тяжести последствий ДТП делятся на три группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящие транспортные средства, наезды на гужевой транспорт, наезды на животных, падение пассажиров, прочие происшествия.

Столкновением — называется происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом на железной дороге;

опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этим происшествиям не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы;

наезд на препятствие — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет;

наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде, или велосипедист натолкнулся на движущееся транспортное средство и получил травму;

наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство или ударилось в него;

наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;

наезд на животных — происшествие, при котором механическое транс портное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (исключая гужевой транспорт), в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб;

прочие происшествия — все происшествия, не относящиеся к перечисленным выше. К ним относятся сходы трамваев с рельсов; падение перевозимого груза или отбрасывание колесом транспортного средства предмета на человека, животное, другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения, или на внезапно появившееся препятствие; падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне этого средства, в результате резкого изменения скорости или траектории движения и пр.

II. Исторические факты .

- Первый автомобиль был построен в Германии в 1885-1886 гг. А в настоящее время автомобиль стал самым распространённым видом транспорта.

- Первой жертвой ДТП стала пожилая жительница Лондона. Несчастье произошло 17 августа 1896 года. Автомобиль ехал со скоростью 6,4 км/час. Эта трагедия открыла печальный список жертв автомобильных аварий и катастроф.

- Первое ДТП произошло в конце 19-го века. Лоб в лоб столкнулись два автомобиля.

- Разрешенная скорость движения на автомобиле в Париже в конце 19-го века составляла 12км/час, за городом – 20км/час.

- 12 февраля 1898 года впервые погиб водитель автомобиля. Он превысил скорость и врезался в придорожный столб. Автомобиль ехал со скоростью 32 км/час.

III. Причины ДТП. в России.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков - водители, пешеходы, транспортные средства, дорожные условия, прочие.
Нарушение правил ПДД является основной причиной дорожно-транспортных происшествий.

ДТП по вине водителя

Самый большой блок причин — водители. В некоторых формах насчитывается до 25 причин ДТП, совершенных по вине водителей. Наиболее часто встречаются нетрезвое состояние, превышение скорости, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона, неправильный проезд перекрестков, неподчинение сигналам светофора и т.д.

ДТП по вине пешехода

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно - транспортных происшествий. Наиболее частыми причинами бывают: нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия, не используют в темное время суток светоотражающие элементы.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения.

- Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора

- пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

- пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно - транспортных происшествий. - Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. - Пешеход – ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое бывает в спальных районах, поэтому, там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость 40 км/ч. - Пешеход - пенсионер, который никогда не знал правила дорожного движения, выходит на дорогу, не чаще 1 раз в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно. - Пешеход переходит на другую сторону дороги в наушниках, при этом даже не смотрит по сторонам, слушая музыку на ходу, не обращает внимание, на дорогу – это самые злостные нарушители ПДД.

Это только несколько типичных ситуаций с пешеходами. Пешеходы, как и другие участники движения должны хорошо знать правила дорожного движения.

Неисправность транспортного средства. Наиболее частыми причинами являются, повреждения тормозных шлангов и других деталей тормозного привода, поломка деталей рулевого привода, разрыв шины, износ протектора и т.д.

Несоответствующие дорожные условия.

Основные причинами являются, скользкое покрытие, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин и др. Очень часто дорожно - транспортные происшествия случаются по причине неудовлетворительного состояния дорог. Даже небольшая яма может стать причиной опрокидывания автомобиля либо самопроизвольного выезда его на полосу встречного движения

По причине прочих участников движения. Вина велосипедистов.

Основные причины дтп по вине велосипедистов – это нетрезвое состояние, внезапный выезд из ряда, несоблюдение очередности проезда, незнание правил дорожного движения, неисправный велосипед.

К тяжким дорожно - транспортным происшествиям приводит неисправность технических средств велосипеда, например – неисправный светофор или тормозные колодки. К ДТП часто приводят велосипедисты несоблюдающие ПДД. По статистике почти половина ДТП с участием велосипедистов, происходит по их вине. Недобросовестные велосипедисты полностью игнорируют элементарные Правила дорожного движения и использования в темное время суток световозвращающих элементов.

Велосипедист – полноценный участник дорожного движения, который обязан неукоснительно соблюдать ПДД. Правилами предусмотрено велосипедистам нужно двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. Пересекать дорогу по пешеходному переходу дозволяется только, ведя велосипед рядом с собой.

Презентация на тему: " ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ТРАВМАТИЗМА ЛЮДЕЙ." — Транскрипт:

1 ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ТРАВМАТИЗМА ЛЮДЕЙ

2 СТАТИСТИКА Согласно официальной статистике ГИБДД, за пять прошедших месяцев 2017 г. на российских дорогах произошло серьезных ДТП, в которых погибли человек и еще получил различные травмы. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатели количества раненых снизились более чем на 5%, а общего количества ДТП чуть больше чем на 6%. При этом статистика показывает, что почти две трети смертельных аварий с пешеходами происходят по вине последних. Так, за первые пять месяцев 2017-го из-за нарушений ПДД пешеходами в авариях погибли человек. Незначительно снизилось количество погибших на отечественных дорогах детей. Если в первые пять месяцев 2016 г. под колесами машин погибли 267 ребенка, то в течение этого же периода в текущем году 241. Причиной такого снижения аварийности и смертности является планомерная комплексная работа государства в области воспитания участников дорожного движения.

3 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ В МИРЕ ВТОРОЙ ПО МАСШТАБАМ ПРИЧИНОЙ СМЕРТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 25 ЛЕТ. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест % Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору % Неподчинение сигналам светофора – 10-15% Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара %

4 ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (ДТП) - ЭТО СОБЫТИЕ, ВОЗНИКШЕЕ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И С ЕГО УЧАСТИЕМ, ПРИ КОТОРОМ ПОГИБЛИ ИЛИ РАНЕНЫ ЛЮДИ, ПОВРЕЖДЕНЫ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, СООРУЖЕНИЯ, ГРУЗЫ ЛИБО ПРИЧИНЕН ИНОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ УЩЕРБ.

5 ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – УСТРОЙСТВО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПО ДОРОГАМ ЛЮДЕЙ, ГРУЗОВ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННОГО НА НЁМ. ПЕШЕХОД – ЛИЦО, НАХОДЯЩЕЕСЯ ВНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ДОРОГЕ ЛИБО НА ПЕШЕХОДНОЙ ИЛИ ВЕЛОПЕШЕХОДНОЙ ДОРОЖКЕ И НЕ ПРОИЗВОДЯЩЕЕ НА НИХ РАБОТУ. К ПЕШЕХОДАМ ПРИРАВНИВАЮТСЯ ЛИЦА, ПЕРЕДВИГАЮЩИЕСЯ В ИНВАЛИДНЫХ КОЛЯСКАХ БЕЗ ДВИГАТЕЛЯ, ВЕДУЩИЕ ВЕЛОСИПЕД, МОПЕД, МОТОЦИКЛ, ВЕЗУЩИЕ САНКИ, ТЕЛЕЖКУ, ДЕТСКУЮ ИЛИ ИНВАЛИДНУЮ КОЛЯСКУ, А ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ, САМОКАТЫ ИЛИ АНАЛОГИЧНЫЕ СРЕДСТВА. ПАССАЖИР - ЛИЦО, КРОМЕ ВОДИТЕЛЯ, НАХОДЯЩЕЕСЯ В ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ (НА НЁМ), А ТАКЖЕ ЛИЦО, КОТОРОЕ ВХОДИТ В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (САДИТСЯ НА НЕГО) ИЛИ ВЫХОДИТ ИЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (СХОДИТ С НЕГО). ВОДИТЕЛЬ – ЛИЦО, УПРАВЛЯЮЩЕЕ КАКИМ-ЛИБО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, ПОГОНЩИК, ВЕДУЩИЙ ПО ДОРОГЕ ВЬЮЧНЫХ, ВЕРХОВЫХ ЖИВОТНЫХ ИЛИ СТАДО. К ВОДИТЕЛЮ ПРИРАВНИВАЕТСЯ ОБУЧАЮЩИЙ ВОЖДЕНИЮ.

6 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ДТП : 1. ПЕРЕХОД ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ ИЛИ ВНЕ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА 95% НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ С ДЕТЬМИ НА ДОРОГАХ ВОЗНИКАЕТ ПО ДАННОЙ ПРИЧИНЕ В ОБМАНЧИВЫХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА ДЕТЯМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОПАСНОСТИ НЕТ, И ОНИ УСПЕЮТ ПЕРЕЙТИ ДОРОГУ В НЕУСТАНОВЛЕННОМ МЕСТЕ ИЛИ ВНЕ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА. ОДНАКО В СИЛУ СВОИХ ВОЗРАСТНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, ОНИ НЕ МОГУТ ЭТОГО СДЕЛАТЬ, ТАК КАК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕ ОСОЗНАЮТ ОПАСНОСТИ. ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 9 ИЗ 10 ПОСТРАДАВШИХ ВОВРЕМЯ НЕ ЗАМЕТИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ТРАНСПОРТ И ОШИБОЧНО СЧИТАЛИ, ЧТО ОНИ НАХОДЯТСЯ В БЕЗОПАСНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОИЗОШЛИ НАЕЗДЫ. НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ПРОИСХОДЯТ И ПО ВИНЕ ВОДИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ, УВИДЕВ БЕГУЩИХ ЛЮДЕЙ, НЕ СНИЖАЕТ СКОРОСТЬ, СЧИТАЯ, ЧТО ОНИ УСПЕЮТ ПЕРЕБЕЖАТЬ ДОРОГУ.

7 2. ВЫХОД НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ИЗ-ЗА СООРУЖЕНИЙ, СТОЯЩИХ ИЛИ ДВИЖУЩИХСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ, СТРОЕНИЙ И ДРУГИХ ПРЕПЯТСТВИЙ, ЗАКРЫВАЮЩИХ ОБЗОР ВИДИМОСТИ. У детей чувство опасности развито недостаточно, поэтому дети стремглав бросаются на проезжую часть из-за закрытого обзора, забывая о мерах предосторожности. Кроме того, нередко пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущих справа в противоположном направлении и попадают в ДТП.

8 3. НЕПОДЧИНЕНИЕ СИГНАЛАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ Многие считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдёт наезд. Дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала. А вы знаете что он означает и сколько по времени он горит? Он горит всего 3 секунды, поэтому дети, видя зелёный мигающий сигнал, переходят дорогу и попадают в ДТП. Дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают чаще в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.

9 4. ИГРА ВБЛИЗИ И НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ В силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

10 5. ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДАХ, САМОКАТАХ, РОЛИКОВЫХ КОНЬКАХ ПО ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ Не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая и на проезжую часть. В результате происходит ДТП.

13 ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДОВ И ПАССАЖИРОВ

14 УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦО, ПРИНИМАЮЩЕЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ВОДИТЕЛЯ, ПЕШЕХОДА, ПАССАЖИРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. В Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введённые в действие Постановлением Правительства Российской Федерации с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесёнными в годы. В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

15 ДОРОГА ЭТО ОБУСТРОЕННАЯ ИЛИ ПРИСПОСОБЛЕННАЯ И ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОЛОСА ЗЕМЛИ ЛИБО ПОВЕРХНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО СООРУЖЕНИЯ. ДОРОГА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ, А ТАКЖЕ ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ, ТРОТУАРЫ, ОБОЧИНЫ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ ПРИ ИХ НАЛИЧИИ. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути для трамваев, тротуары для пешеходов, обочина для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

18 Для правильной и безопасной организации дорожного движения применяют дорожные знаки. Они предупреждают водителей об опасных участках дороги, устанавливают очередность проезда транспортных средств, запрещают и вводят определенные ограничения, указывают разрешенные направления движения, информируют водителей об особенностях дороги, помогая правильно и своевременно разобраться в конкретной дорожной ситуации. Дорожные знаки разделены на восемь групп: предупреждающие знаки, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Каждому знаку присвоен свой номер. Первая цифра указывает на группу знака, вторая - на порядковый номер внутри группы, третья-на его разновидность. Постоянные дорожные знаки устанавливают с правой стороны вне проезжей части и обочины.

19 ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.

20 ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА УСТАНАВЛИВАЮТ ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ, ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ ИЛИ УЗКИХ УЧАСТКОВ ДОРОГИ. Знаки приоритета

21 ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ Запрещающие знаки вводят или отменяют определённые ограничения движения

22 ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ЗНАКИ Данная группа знаков указывает направления движения транспортных средств, минимальную скорость движения на отдельных участках, места движения велосипедистов и пешеходов. Знаки устанавливают непосредственно перед участками дорог, на которых вводятся определенное предписание.

23 ЗНАКИ ОСОБЫХ ПРЕДПИСАНИЙ Знаки особых предписаний вводят или отменяют определённые режимы движения.

24 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ Информационные знаки информируют о расположении населённых пунктов и других объектов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения.

25 ЗНАКИ СЕРВИСА Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов

26 ЗНАКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ТАБЛИЧКИ) Знаки дополнительной информации (таблички) – уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены, либо содержат иную информацию для участников дорожного движения.

27 ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРОПУСКА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ УЧАСТОК ДОРОГИ ПРИМЕНЯЮТ СВЕТОФОРЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ СИГНАЛЫ ЗЕЛЕНОГО, ЖЕЛТОГО И КРАСНОГО ЦВЕТА.

28 В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ДВИЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ МОЖЕТ РЕГУЛИРОВАТЬ РЕГУЛИРОВЩИК. ОН МОЖЕТ ПОДАВАТЬ СИГНАЛЫ РУКАМИ, ПОЛОЖЕНИЕМ КОРПУСА, ПРИ ПОМОЩИ ЖЕЗЛА. ЕСЛИ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ, ГДЕ РАБОТАЕТ СВЕТОФОР, ВЫ ВИДИТЕ РЕГУЛИРОВЩИКА, ТО НЕОБХОДИМО ПОДЧИНЯТЬСЯ ИМЕННО ЕГО СИГНАЛАМ.

29 ОСНОВНЫЕ СИГНАЛЫ, ПОДАВАЕМЫЕ РЕГУЛИРОВЩИКОМ РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ – ПЕШЕХОДАМ РАЗРЕШЕНО ПЕРЕХОДИТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ СО СТОРОНЫ ПРАВОГО И ЛЕВОГО БОКА РЕГУЛИРОВЩИКА. ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД ПЕШЕХОДАМ РАЗРЕШЕНО ПЕРЕХОДИТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ЗА СПИНОЙ РЕГУЛИРОВЩИКА.

30 РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО.

31 МНОГИЕ ИЗ НАС ПОСТОЯННО УЧАСТВУЮТ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ. КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕЗАВИСИМО ОТ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗРАСТА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НА ДОРОГЕ В КАЧЕСТВЕ ПЕШЕХОДА ИЛИ ПАССАЖИРА МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ). И ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБЯЗАННОСТИ ПЕШЕХОДА И ПАССАЖИРА И ПОСТОЯННО ИХ СОБЛЮДАТЬ. Это должен знать каждый Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости с включенными фонарями: спереди белого цвета, сзади красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

32 ПРИ ОТСУТСТВИИ В ЗОНЕ ВИДИМОСТИ ПЕРЕХОДА ИЛИ ПЕРЕКРЕСТКА РАЗРЕШАЕТСЯ ПЕРЕХОДИТЬ ДОРОГУ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ К КРАЮ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ НА УЧАСТКАХ БЕЗ РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЫ И ОГРАЖДЕНИЙ ТАМ, ГДЕ ОНА ХОРОШО ПРОСМАТРИВАЕТСЯ В ОБЕ СТОРОНЫ. Правильное движение пешеходов по загородной дороге: 1 без велосипеда навстречу транспортным средствам; 2 – с велосипедом по ходу движения транспортных средств; 3 пересекая перекресток перпендикулярно линии обочины

33 В МЕСТАХ, ГДЕ ДВИЖЕНИЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ, ПЕШЕХОДЫ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СИГНАЛАМИ РЕГУЛИРОВЩИКА ИЛИ ПЕШЕХОДНОГО СВЕТОФОРА, А ПРИ ЕГО ОТСУТСТВИИ ТРАНСПОРТНОГО СВЕТОФОРА. НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ ПЕШЕХОДЫ МОГУТ ВЫХОДИТЬ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОЦЕНЯТ РАССТОЯНИЕ ДО ПРИБЛИЖАЮЩИХСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ СКОРОСТЬ И УБЕДЯТСЯ, ЧТО ПЕРЕХОД БУДЕТ ДЛЯ НИХ БЕЗОПАСЕН. ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ВНЕ ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА ПЕШЕХОДЫ, КРОМЕ ТОГО, НЕ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЫХОДИТЬ ИЗ-ЗА СТОЯЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ИЛИ ИНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО ОБЗОРНОСТЬ, НЕ УБЕДИВШИСЬ В ОТСУТСТВИИ ПРИБЛИЖАЮЩИХСЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ. ВЫЙДЯ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ, ПЕШЕХОДЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ ИЛИ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, ЕСЛИ ЭТО НЕ СВЯЗАНО С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ. ПЕШЕХОДЫ, НЕ УСПЕВШИЕ ЗАКОНЧИТЬ ПЕРЕХОД, ДОЛЖНЫ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ЛИНИИ, РАЗДЕЛЯЮЩЕЙ ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ. ПРОДОЛЖАТЬ ПЕРЕХОД МОЖНО, ЛИШЬ УБЕДИВШИСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ, И С УЧЕТОМ СИГНАЛА СВЕТОФОРА (РЕГУЛИРОВЩИКА). НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ, НЕ ОБОРУДОВАННЫХ ПРИПОДНЯТЫМИ ПОСАДОЧНЫМИ ПЛОЩАДКАМИ, РАЗРЕШАЕТСЯ ВЫХОДИТЬ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ДЛЯ ПОСАДКИ В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ЛИШЬ ПОСЛЕ ЕГО ОСТАНОВКИ. ПОСЛЕ ВЫСАДКИ НЕОБХОДИМО, НЕ ЗАДЕРЖИВАЯСЬ, ОСВОБОДИТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ.

34 ЗАПОМНИТЕ! ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ДОРОГИ ПЕШЕХОДЫ ПЕРЕХОДЯТ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ ИЛИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ. ПЕРЕКРЕСТОК ЭТО МЕСТО, НА КОТОРОМ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ДВЕ ИЛИ БОЛЕЕ ДОРОГ.

35 ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРА В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме. Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта В легковом автомобиле наиболее безопасное место справа сзади от водителя. А самое опасное место переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии необходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи!

36 ПОСАДКА В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПРОИЗВОДИТСЯ ПОСЛЕ ЕГО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ЧЕРЕЗ ПЕРЕДНИЕ ДВЕРИ. ЕСЛИ У ВАС НА ПЛЕЧАХ НАХОДИТСЯ РЮКЗАК, НУЖНО ЕГО СНЯТЬ И ДЕРЖАТЬ В РУКАХ. ДЕВУШКАМ ПРИ ПОСАДКЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ СУМОЧКУ ВСЕГДА ДЕРЖАТЬ ПЕРЕД СОБОЙ, А В СИДЯЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ НА КОЛЕНЯХ. ВОЙДЯ В САЛОН, НЕОБХОДИМО ОСМОТРЕТЬСЯ, ВЫБРАТЬ УДОБНОЕ МЕСТО, ГДЕ ВАМ НЕ БУДУТ МЕШАТЬ. СЛЕДУЕТ ПОСМОТРЕТЬ, ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗАПАСНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ. ЕСЛИ В ТРАНСПОРТЕ НЕТ СВОБОДНЫХ МЕСТ ДЛЯ СИДЕНИЯ, НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ ВСТАТЬ В ЦЕНТРЕ ПРОХОДА, ДЕРЖАСЬ РУКОЙ ЗА ПОРУЧЕНЬ ИЛИ ЗА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВЕСКИ. НЕЛЬЗЯ СТОЯТЬ У ВХОДНОЙ ДВЕРИ, А ТЕМ БОЛЕЕ ОПИРАТЬСЯ НА НЕЁ ОНА МОЖЕТ СЛУЧАЙНО ОТКРЫТЬСЯ. ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО САЛОНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОЛНОЙ ЕГО ОСТАНОВКЕ. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ НЕЛЬЗЯ ШУМЕТЬ, ШАЛИТЬ, ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ, ЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ. НЕЛЬЗЯ ВЫСОВЫВАТЬСЯ ИЗ ОКОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ВО ВРЕМЯ ЕГО ДВИЖЕНИЯ, ОТВЛЕКАЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ.

38 Правила поведения в метро Поведение на эскалаторе: стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Поведение на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному. Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика. Нельзя переходить с места на место во время движения. Нельзя сидеть на борту. Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

39 Домашнее задание: Параграф 2.2., стр ; вопросы к параграфу: 1. Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется? 2. Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру? 3. Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения? Знать: обязанности пешехода и пассажира; основные сигналы регулировщика.

Оборудование: рабочая тетрадь, мультимедиа.

Межпредметные связи: ОБЖ, Технология.

Время проведения: 90 минут.

Тип занятия: Изучение нового учебного материала.

Этапы занятия:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка занятие – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход занятия

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос и эвристическая беседа по понятиям:

  • дорожно-транспортные ситуации, которые могут стать причинами ДТП;
  • действия водителя в экстремальных ситуациях.

3. Постановка цели занятия и актуализация изучения нового материала

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее в процессе движения по дороге автотранспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб. ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, придорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами. В России в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах ежегодно погибает около 30 тыс. человек. Анализ аварийности в РФ показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств в России превышает аналогичные показатели экономически развитых стран [1]:

  • в России – 12,4
  • в Германии – 2,6
  • во Франции – 2,8
  • в США – 2,4

Число погибших на 100 тыс. населения составляет:

  • в России – 24
  • в Германии – 12,1
  • во Франции – 14,7
  • в США – 15,6

Цель занятия проанализировать типичные дорожно-транспортных ситуации, причины и условия возникновения ДТП и определить факторы, влияющие на безопасность движения.

3. Изучение нового материала

Виды контроля безопасности дорожного движения.

Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:

  • государственный,
  • ведомственный,
  • общественный.

Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.

Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.

Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.

Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.

Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП.

Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.

Причины возникновения ДТП.

Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:

  • умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
  • неосторожные действия участников движения,
  • выход транспортного средства из повиновения водителя,
  • техническая неисправность транспортного средства и другие.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспорт­ных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.

Анализ дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).

В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.

Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.

Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:

  • недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
  • недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
  • плохие дорожные условия;
  • неудовлетворительная организация движения;
  • неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:

  • низкая квалификация,
  • переутомление,
  • сон за рулём.

Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:

  • смертельный исход,
  • тяжелые телесные повреждения,
  • большой материальный ущерб,

кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.

Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

  • в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
  • в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
  • в 60 - 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Для каждой пары подготовлена таблица с опасными дорожными ситуациями, которые могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Необходимо прописать алгоритм поведения водителя и пассажира (в специально отведенных ячейках).

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, консультация.

Заключение, анализ и оценка занятия

Общий анализ и оценка занятия: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить занятие по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав чистые листочки для оценивания.

  • предупредительность и доброжелательность;
  • прогнозирование действий других участников дорожного движения и ДТС;
  • четкость и понятность действий для всех водителей и участников движения;
  • движение по своей полосе, избегание лишних маневров;
  • избегание рискованных обгонов;
  • умение правильно выбирать скорость;
  • терпение, спокойствие в заторах;
  • соблюдение безопасной дистанции;
  • самообладание даже при ДТП;
  • согласованность действий.

Если у водителя не выработаны правильные установки, среди которых и установка на прогнозирование дорожно-транспортных ситуаций, то изучение опасных ДТС не принесет никакого результата [2].

Выдача домашнего задания

Заполните таблицу: укажите номер статьи и размер административных штрафов, наказание за нарушения, используя возможности сети internet (в частности [3]).

МОРЖАРЕТТО Игорь

Согласно официальной статистике, за последние десять лет число дорожно-транспортных происшествий с наездами на пешеходов снизилось на 43%, количество раненых сократилось на 44%, а количество погибших — на 50%. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой.

Недавняя трагедия в столичном районе Солнцево, где молодая автомобилистка на пешеходном переходе сбила трех маленьких детей, буквально всколыхнула всю страну. И в очередной раз заставила задуматься — а все ли мы сделали для того, чтобы не гибли и не страдали пешеходы?

Где всего опаснее

Перед началом всероссийской социальной компании "Твой ход! Пешеход" (цель — повысить безопасность на дорогах за счет роста ответственности и понимания рисков среди пешеходов и водителей), которая стартовала этим летом в 15 регионах страны, социологи провели целый ряд исследований и просто изумились полученным результатам. Оказывается, что 80% опрошенных твердо уверены, что водитель несет бóльшую ответственность, чем пешеход, за все происходящее на дороге.

Суд 4 августа рассмотрит жалобу на арест девушки, сбившей трех детей на переходе в Москве

С одной стороны, так оно и есть, ведь он управляет "транспортным средством повышенной опасности". Но пешеход ведь тоже по правилам (и по сути!) является участником дорожного движения.

Еще страшнее то, что 95% опрошенных в рамках этого исследования признались, что не знают правил перехода дороги по пешеходному переходу. В результате чего 85% респондентов считают нерегулируемые пешеходные переходы небезопасными и неохотно ими пользуются. И ладно, если бы действительно было так — боимся и не пользуемся, но это на словах. На деле же вроде бы боимся, но смело шагаем на проезжую часть, порой даже не глядя по сторонам.

Так, 71% ДТП с пешеходами случается именно при пересечении проезжей части. Но немало происшествий происходит и на обочине, на тротуарах, вблизи проезжей части (25%).


При этом самое большее число наездов совершается "вдогонку" — пешеходы идут по краю проезжей части или по обочине в попутном направлении (11%). Обычно это бывает на неосвещенной дороге, в темное время суток, если пешеход облачен в черную одежду. И никто почему-то при этом не вспоминает, что двигаться по обочине надо навстречу транспортному потоку, и что ПДД требует, чтобы в таком случае у пешехода на одежде были светоотражающие элементы.

Так что, несмотря на снижение числа ДТП с наездом на пешеходов, они остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения.

Где кончается свобода

"Вообще-то, пешеход является самым свободным участником дорожного движения, — говорит Олег Понарьин, заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, генерал-майор полиции. — Он свободен от замкнутого пространства в автомобиле. Он свободен от ограничения маневра на велосипеде или средстве индивидуальной мобильности. Он может моментально изменить направление движения, скорость. Но вот эта свобода — она должна быть не опасна для других участников движения и самих пешеходов. То есть каждый пешеход должен понимать, что рамки твоей свободы оканчиваются там, где начинается свобода твоего соседа — другого участника движения".

На авиасалоне МАКС у павильона с новым истребителем автомобиль сбил женщину

Генерал приводит простой и очень наглядный пример: "Ты можешь одеваться как хочешь, это твое право. Но если идешь по темной трассе в темной одежде, водитель тебя может не увидеть. И в результате можешь не только пострадать сам, но из-за тебя может пострадать другой человек — водитель, который просто физически не мог предотвратить наезд".

Так что, хотя пешеходы и являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения, важный фактор их уязвимости — отсутствие знаний норм и правил поведения на дороге или же пренебрежение ими. Кроме того, нельзя забывать, что среди пешеходов бытует мнение о меньшей ответственности за свое поведение на дороге. "Я всегда прав!" — такой устойчивый миф существует в голове у довольно большого процента пешеходов. И это очень опасное заблуждение!

"Простите, в Правилах дорожного движения есть такое понятие "участники дорожного движения". И это не только автомобилисты, но и пешеходы, у которых тоже есть свои обязанности, — объясняет Петр Шкуматов, координатор Движения синих ведерок. — В ПДД все очень симметрично прописано: водитель обязан остановиться, но пешеход обязан убедиться, что водитель остановился. То есть каждый участник дорожного движения отвечает сам за свой "участочек". Тут главное, что если водитель что-то нарушил, но это увидел пешеход, то ДТП не произошло".

Так я подвожу к одному очень важному моменту — образовательному. Я уже упоминал, что 95% пешеходов понятия не имеют, что есть некие правила перехода через дорогу. Думаю, они все-таки хоть и смутно, но что-то помнят наподобие "сначала посмотрите налево, потом направо и лишь после этого начинайте переход". Увы, но многие даже не смотрят по сторонам, делая решительный шаг. Ведь "пешеход всегда прав" (если не мертв).

По школьным планам сейчас на изучение Правил дорожного движения отводится не более двух часов в год в рамках предмета ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Но давайте признаем, что и те в большинстве случаев проводятся чисто формально, для галочки. Правда, если так и будет продолжаться, мы будем ежегодно терять на дорогах сотни и тысячи людей. Тех самых жертв своей неграмотности и самоуверенности.

Недавно посмотрел в социальных сетях 12-минутный ролик про опасные ловушки на дорогах. Его автор — молодой лейтенант полиции — на конкретных примерах рассказывает и показывает, к каким последствиям может привести невнимательность, спешка при попытке перебежать дорогу. Вот этот бы ролик показывать в школах! Абсолютно уверен — многие бы (и взрослые, и дети) после просмотра стали совершенно по-другому переходить дорогу и вообще иначе вести себя на улице. А это тот самый эффект, которого надо добиваться.

Я вообще уверен: нам нужна новая система автообразования. Начиная с детского сада и младших классов школы. Сначала — в игровой форме; потом с каждым годом все усложняя задачи. Скажем, с третьего класса уже не просто рассказывать, как правильно переходить дорогу, а еще где и как можно ездить на самокате и велосипеде (ведь сегодня они есть практически у каждого ребенка). В старших классах уже можно предложить пройти курс автошколы (такой опыт, например, был в СССР). По желанию, конечно; не хочешь водить автомобиль — изучай дальше правила для пешехода. Хотя, думаю, от желающих вместе с аттестатом о среднем образовании получить водительские права отбоя не будет.

Вот не так давно и глава ГИБДД России генерал-лейтенант Михаил Черников высказал примерно такую же идею. И даже уточнил, что обсуждал ее в Министерстве просвещения и нашел там понимание. Только куда вставить этот необходимый предмет при существующей плотной загрузке учеников? Не нахожу, что ответить.

Про "лежачего полицейского"

Та самая авария в московском районе Солнцево, о которой очень много говорят в последние дни, высветила еще одну проблему — инфраструктурную. Я дважды встречался со шведскими специалистами по вопросам безопасности дорожного движения, а как известно, в этом вопросе скандинавская страна преуспела больше других. В Швеции один из самых низких в мире уровень социального риска — количество людей, которые за год погибли в ДТП из расчета на 100 тыс. человек населения. В России этот показатель расположился около 11, а в Швеции он составил меньше трех.

Оплетающая

Так вот, в Швеции пришли к выводу, что идеального водителя не существует. При том что в этой стране очень дисциплинированное население, хорошая система обучения водителей, высочайшие штрафы за нарушения ПДД. Но человек — не машина, он может ошибаться. Соответственно, нужно создавать на дорогах такую инфраструктуру, чтобы у водителя не было даже шанса на ошибку. Например, если суммарная разрешенная скорость движения на загородных трассах превышает 120 км/ч (60 км/ч + 60 км/ч), то на такой дороге обязательно должен быть разделительный барьер между встречными полосами движения, уверены шведы. И прописали это в своих ГОСТах. А что у нас?

В СМИ пишут, что жители района Солнцево просили несколько лет у местных чиновников установить "лежачего полицейского" у опасного нерегулируемого пешеходного перехода. Не знаю, что им отвечали; наверное, что-то вроде "мы учтем вашу просьбу и поставим ее выполнение в планах на следующую пятилетку". Но спустя несколько часов после трагедии, когда уже двух детей не вернуть, оказалось, что ничего не надо перепроектировать, согласовывать, достаточно просто прислать бригаду рабочих, которые очень быстро уложили этого "лежачего полицейского".

Какой же эффект от этой искусственной насыпи перед зеброй? Водитель заблаговременно снижает скорость, чтобы преодолеть "лежачего полицейского", нога у него перед зеброй уже находится на педали тормоза. А низкая скорость проезда дает дополнительные секунды на то, чтобы увидеть, есть ли пешеходы, и в случае необходимости остановиться.

На мой же взгляд, в случае, когда пешеходный переход организуется на четырехполосной (и более) дороге (по две полосы в каждую сторону), обязательно нужно как минимум устанавливать светофоры с кнопками вызова. Подошел пешеход, нажал на эту кнопку, и через несколько секунд для него загорается зеленый. Водитель, который может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно. Пешеходы безопасно перейдут дорогу, для машин загорится зеленый, и все мирно разойдутся-разъедутся.

Читайте также: