Нужно ли медосвидетельствование для корпоративного автомобиля

Обновлено: 27.03.2024

Как корректно оформлять поездки сотрудника на автомобиле компании и есть ли налоговые риски при возмещении расходов ГСМ без оформленной командировки? Есть ли необходимость оформлять разъездной характер работы сотрудника, существует ли риск штрафа за отсутствие у него медосмотра?

Оформление поездок

В ТК РФ нет конкретного определения разъездной работы.

Разъездной может считаться работа, при которой работник выполняет должностные обязанности вне расположения организации. Она должна носить постоянный характер (письмо Минтруда России от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047). Постоянная работа разъездного характера не относится к служебным командировкам (ст. 166 ТК РФ).

Если в трудовом договоре с работником, чья работа носит разъездной характер, указан регион работы, то по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения в ином регионе или за рубежом оформляется командировка по ТК РФ. И при разъездной и работе, и в командировках работник может пользоваться как общественными, так служебными ТС.

В силу трудовой функции автомобиль для водителя одновременно выступает рабочим местом и техническим средством, необходимым для выполнения трудовых обязанностей. Управление автомобилем для служебных поездок не означает автоматически, что работник теперь состоит на должности водителя (определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 N 33-9894).

Если в трудовом договоре не указана должность работника как водителя, то использование служебного транспорта является не трудовой функцией, а способом исполнения трудовых обязанностей. Например, в обязанности работника входит посещение строительной площадки для контроля работ.

Вопрос о признании характера работы разъездным для конкретной должности (штатной единицы) организация должна решать самостоятельно, исходя из всех обстоятельств и трудовой функции работника. Нужно определить, есть ли у него обязанности, которые он выполняет в офисе или трудовая функция заключается исключительно в разъездах.

ТК РФ не предусматривает порядок закрепления за работником служебного автомобиля, который будет использоваться при исполнении трудовых обязанностей. В такой ситуации вопрос о необходимости изменений в трудовой договор в связи с использованием работником служебного транспорта должен решаться по усмотрению работодателя. Предоставление работнику для исполнения трудовой функции принадлежащего работодателю автомобиля не требует какого-либо специального оформления. Работник в силу закона обязан бережно относиться к этому имуществу (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Нарушение этой обязанности чревато дисциплинарной или материальной ответственностью. Поэтому потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. ТК РФ это не противоречит.

Т.е. независимо от того, в каких производственных целях используется работником служебный автомобиль — командировка, разъездной характер работы, разовые служебные поездки, не признаваемые командировками — автомобиль можно закрепить за работником приказом по организации.

В указанной ситуации автомобиль не будет использоваться для перевозок грузов, пассажиров и багажа по договорам оказания услуг. Вопрос о том, обязаны ли оформлять путевой лист организации, не оказывающие такие услуги, а использующие автотранспорт исключительно для собственных нужд, на практике остается дискуссионным.

Оформление путевого листа целесообразно, поскольку облегчит организации подтверждение обоснованности затрат для целей налогообложения прибыли. Его стоит оформить независимо от того, используется ли автомобиль для поездок в командировки по распоряжению работодателя, в связи с разъездным характером работы, установленным работнику в трудовом договоре или для разовых поездок в связи с выполнением трудовой функции.

Расходы на ГСМ

По общему правилу расходы на содержание служебного транспорта при расчете налога на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при выполнении условий ст. 252 НК РФ (пп.11 п.1 ст. 264 НК РФ).

Глава 25 НК РФ не устанавливают конкретного перечня документов, подтверждающих расходы. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Из них четко и определенно должно прослеживаться, какие были расходы были и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (письмо Минфина России от 21.03.2019 N 03-03-07/19097, письмо Минфина от 26.03.2019 N 03-03-06/2/20469). Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований ст. 252 НК РФ, то он для целей налогообложения не учитывается (п.49 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 26.03.2019 N 03-03-07/20466).

При использовании автомобиля в служебных целях нужно документальное подтверждение этого. Таким документами могут быть оформленные путевые листы. Для признания обоснованной налоговой выгоды в части расходов на транспорт (ГСМ, ремонт, содержание и др.) необходимо наличие не только платежных документов, но и правильно оформленных путевых листов (определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13, Определение ВС РФ от 25.07.2017 N 305-КГ17-8890, постановление АС Московского округа от 08.04.2015 N А40-108772/14).

При этом не имеет значения, установлен ли работнику разъездной характер работы, направляется ли он в служебную командировку или работнику приказом руководителя разрешено использовать служебный автомобиль для совершения разовых служебных поездок, в любом случае организация должна подтвердить деловую (производственную) цель поездки путевым листом.

Для подтверждения расходов налогоплательщик вправе использовать иные документы, при составлении которых могут использоваться, например, данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием ГЛОНАС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный ТС путь (письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

Отметка о медосмотре

Кроме того, медосмотр водителей осуществляется в целях определения пригодности работников, связанных с движением транспорта, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профзаболеваний (п. 1 ст. 213 ТК РФ). Когда автомобилем в организации управляет водитель, работающий в организации, предрейсовый медосмотр для водителя обязателен. Отметка о прохождении досмотра должна быть проставлена в путевом листе (решения Верховного Суда Республики Коми от 04.04.2018 по делу N 21-250/2018, Верховного Суда Республики Татарстан от 26.04.2017 по делу N 77-958/2017, Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016).

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей возможен штраф для организации в размере 30 000 руб., для должностного лица — 5000 руб., для гражданина — 3000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Также организацию может привлечь трудовая инспекция, расценив отсутствие медосмотра как нарушение трудового законодательства (от 1000 до 5000 для должностного лица, от 30 000 до 50 000 для организации) (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Для работников, управляющих служебными ТС, но не являющихся водителями по должности и в трудовых договорах, которых не указано, что они в рамках своих должностных обязанностей должны управлять автомобилем, принадлежащим работодателю, управление ТС в данном случае будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей. Судебная практика подтверждает, что одно управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник — водитель (апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).

В целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем ТС признается любое лицо, управляющее ТС (ст. 2 Закона N 196-ФЗ).

Из фактических обстоятельств следует, что работа такого сотрудника в том числе связана с управлением ТС. Контролирующие органы и (или) суд могут признать, что данный работник исполняет функцию водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего медицинский осмотр работников, к административной ответственности.

Примеры из судебной практики.

В связи с этим работодателю целесообразно обеспечить прохождение периодических медосмотров работниками, управляющими ТС организации для служебных поездок, вне зависимости от их фактической должности.

Медосмотр в целях налога на прибыль

Судебная практика свидетельствует, что отсутствие в путевом листе отметки о медосмотре не влияет на обоснованность и величину расходов на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При отсутствии признаков недобросовестности налогоплательщика и доказательств формальности представленных им документов суды отклоняют доводы налоговиков о нарушениях в заполнении отдельных реквизитов путевых листов.

Например, в одном деле судьи указали: само по себе отсутствие в путевых листах даты предрейсового медицинского осмотра водителя и расшифровок подписей диспетчера (механика) на разрешение выезда транспортного средства не является достаточным основанием для исключения расходов из базы по налогу на прибыль и отказа в вычете по НДС, притом что представленные наряду с путевыми листами иные документы позволяют идентифицировать произведенные расходы применительно к конкретному автомобилю и целям его использования и свидетельствуют об их соответствии положениям ст. 169, 171, 172, 252 НК РФ (постановление АС Поволжского округа от 30.11.2015 N Ф06-3408/2015 по делу N А55-30093/2014). Есть и противоположные примеры, когда суды приходили к выводу о нереальности операций и оформлении документов с целью увеличения расходов и получения вычетов по НДС, при этом вывод был сделан на основании анализа совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании формального документооборота (постановление АС Московского округа от 29.03.2017 N Ф05-3463/2017 по делу N А40-78891/2016, отказное Определение ВС РФ от 25.07.2017 N 305-КГ17-8890)

Вывод

Отсутствие отметки о проведении медосмотра при заполнении других реквизитов путевого листа не лишает организацию права на принятие в расходах для целей налогообложения прибыли затрат на ГСМ, но разногласия с налоговыми органами вероятны. Также существует административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок, а также норм трудового законодательства о медосмотрах.


Предрейсовый медицинский осмотр водителей — процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2021 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную сертификатом, и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

ВНИМАНИЕ! Согласно абз.3 ст. 213 ТК РФ время проведения обязательных медицинских осмотров включаются в рабочее время сотрудника. Например, водитель согласно трудовому договору работает с 8:00 до 17:00. Предрейсовый медосмотр занимает у него 20 мин. То есть приступить к трудовым обязанностям он должен в 8:20.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

О том, как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров, вы можете узнать, получив пробный бесплатный доступ к К+.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

  • организации предрейсовых медосмотров;
  • содержания медосмотров;
  • проведения отдельных процедур в рамках медосмотров;
  • условий проведения медосмотров;
  • критериев допуска водителей к работе после прохождения медосмотра;
  • обязанностей медучреждений, которые проводят медосмотры.

Структуру приказа о прохождении медосмотра сотрудниками предприятия смотрите здесь.

Можно ли взыскать штраф с водителя, который ему выписали за выход на линию без предрейсового медицинского осмотра? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Работаю в фирме которая является подрядчиком у крупной нефтегазовой компании. Поэтому по работе вынужден перемещаться по различным нефтегазовым месторождениям( это такое место где добывается нефть да газ), на для которых законодательно установлен пропускной режим.

Моя работа заключается в обслуживании средств автоматизации, но так как нефтегазовые месторождения раскиданы от офиса на приличном расстоянии, то для оперативности, фирма где я работаю оформила по доп.соглашению, аренду моего личного легкового автомобиля, с оплатой аренды, и оплатой за управления мною в качестве водителя моим же автомобилем.

Для проезда на закрытую территорию нефтегазовых месторождений на автомобиль, а так же на меня оформлен пропуска установленного образца, в качестве водителя и в качестве специалиста. Так на своем автомобиле уже в качестве служебного перевожу, различные грузы в виде документов, и личного инструмента, приборов, спецодежды, компьютеров

Нефтегазовая компания, установила проезд на территорию своих нефтегазовых месторождений, строго по путевкам. поэтому все водители подобных служебных тире личных машин, заезжают на закрытую территорию строго по путевкам формы №3, утвержденной постановлением №78 ГОСКОМСтатом РФ от 28.11.97. Езжу и я таким образом через Контрольно-Пропускные Пункты, не регулярно, но в любое время суток, и бывает что заезжаю на месторождение не на один день и не на одну неделю. естественно что езжу не по своей прихоти, или желанию, и уже не первый год.

Но в последнее время, по всей видимости не так посмотрел на сотрудников охраны, да ещё и уволил своего нерадивого подчиненного, у которого папа бывший милиционер. вроде бы и мелочи, что сотрудники любой охраны обычно бывшие из всяких силовых ведомств, но работа спокойная у меня закончилась.

Проблемы у меня возникли с прохождением досмотров на КПП, и в последнее во что уперлись сотрудники охраны, это в прохождение мною предрейсового мед.осмотра. За который понятно что мне как водителю положено наказание, а так же моей организации, и самое хреновое что в данный момент нефтяная компания как подрядчик широко использует к своим подрядчикам штрафы, за то же несвоевременное мое прибытие.

Главная претензия охраны это что бы был штампик медосмотра, в соответствии с законом, вплоть до разборчивой подписи медработника, ну и самая фишка уже всех пожалуй работников ГИБДД в Коми(охрана различных КПП так же не исключение), это ежедневный мед.осмотр в рейсе.

Поэтому у меня следующий вопросы про предрейсовый медосмотр.

1. Обязателен ли предрейсовый осмотр водителю личного легкового автомобиля, сданного в аренду не транспортной фирме, если есть решения суда, как в пользу необязательности так и с обязательным мед осмотром?

вот пример про подобные ситуации

2. правомерны ли требования сотрудников охраны предприятия, что бы был обязательна в путевом листе легкового автомобиля отметка о ежедневном мед.осмотре, если автомобиль выехал в рейс до одного месяца, так как контроль за правильностью заполнения путевок входит в должностные обязанности сотрудника охраны режимного объекта?

3. как правильно по закону оформлять путевой лист легкового автомобиля, если лицо управляемое данным автомобилем вызван на устранение техногенной аварии.

в 2 часа ночи, в праздник, подымает меня диспетчер заказчика мол авария, машин у него рабочих нет, поэтому ради бога приезжай на своей, мол все договорено на охране, через пару часов приезжаю под утро к КПП, а там типа нечего не знают разворачивают обратно, как раз из за штампика, ну не могут бдительные бойцы без штампика мед. осмотра пропустить, мол давай актик составим на нарушение, что в рейс вышел без мед.осмотра, разворачиваюсь обратно, за штампиком, так как до диспетчеров заказчика не дозвонился у них пересменка, и так джалее.

Не успел до города доехать звонит шеф, что от заказчика пришел штраф на мою фирму, уже от нового диспетчера заказчика, который по утру не услышав меня на объекте, естественно расценил как не выход на устранение аварии.

4. Вот как в таком случае, закон рассматривает ситуацию что работник по закону должен в первую очередь устранять аварию, но он не может исполнить закон, и выехать на аварию так как ночью для таких случаев, не один мед.работник который по лицензии или договору проводит проверку не работает?

Или что как вариант на каждый месяц оформлять месячную путевку, мол а вдруг если что случиться.

5. Права ли моя фирма, когда отказывается оплачивать мне тот же предрейсовый мед. осмотр, для поездки мне на моем же личном легковым автомобилем, сданное мне же но уже в качестве водителя, если она ссылается на многочисленные юридические мнения, типа следующего что мол для меня мед.осмотр перед рейсом не нужен.

ШКЛОВЕЦ Иван Иванович

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

главный государственный инспектор труда ГИТ в г. Москве Азиз Хацаев,

А в тоже время когда я еду из дома в свой офис, на своем автомобиле по личному делу, то мне почему уже ежедневный мед.осмотр по закону не нужен. Но как только я поеду в тот же офис из дома, по служебному делу срочно отвезти документы инструменты, и прочее, по тому же маршруту, в тоже время, и на том же своем личном автомобиле, то теперь мне уже нужен обязательный мед.осмотр, и так же все по закону.

6. Так кто все таки прав, нужен ли мед.осмотр, для путевого листа легкового автомобиля?

7. И как юридически назвать грамотно подобные законы, что если на работу на своем авто поедешь заявление на отпуск написать то уже по закону медик не нужен, через пол час на этом же автомобиле повез чертеж на работу то беги срочно за медиком, один и тот же маршрут, один и тот же автомобиль, один и тот же водитель, но такая вот существенная разница в стоимости и времени на поездку?


Поскольку Вашей организацией заключен договор аренды на Ваше транспортное средство и оно используется ими, то Вы управляете уже не своим транспортным средством, а в качестве работника (водителя) этой организации на принадлежащем им на вещном праве, на праве аренды, транспортном средстве.

Поэтому, Ваша организация обязана выполнять все мероприятия, предусмотренные ФЗ О безопасности дорожного движения, в том числе организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров.

При этом, для работников, выезжающих по вызовам экстренных служб предусмотрено исключение из общего правила.

С уважением! Г.А. Кураев

Хотя есть и противоположная судебная практика, согласно которой, если Вам в качестве работника не вменяется управление транспортным средством, то проводить предрейсовые медицинские осмотры Вам не требуется.

В дополнение, отмечу следующее.

1. Требования службы охраны по проверке прохождения Вами предрейсовых медицинских осмотров незаконны, они не имеют таких полномочий, это полномочия Вашего работодателя или сотрудников ГИБДД.

2. Вызовы экстренных служб необходимо оформлять. Полагаю, это возможно приказом Вашего работодателя о поручении Вам обязанностей по выезду по вызовам экстренных служб.

Ссылаться при этом на применение пункта 3 статьи 23 ФЗ О безопасности дорожного движения.

При этом, при наличии такого приказа, Вас могут признать водителем и требовать предрейсовый медицинский осмотр при выезде не по вызову экстренной службы.

Также прилагаю еще один пример судебной практики, согласно которого проведение медицинских предрейсовых осмотров сотрудников, не являющимся водителями не требуется.

Доброе утро. Мнения по данному факту разные, но вот решение суда, которое отменило решение по схожему случаю.Если в Ваши трудовые обязанности не входит управление ТС, то Вам не надо проходить мед.осмотр, но путевой лист все же стоит заполнить, без проведения осмотра.

Работодатель предоставил работнику служебный автомобиль без водителя. Работник управляет автомобилем самостоятельно. Необходимо ли направление работника на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры?



Предварительные и периодические медицинские осмотры

В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н) введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, относится также управление наземными транспортными средствами (п. 27 приложения № 2 к Приказу № 302н).

Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что необходимым условием для обязательного направления работника на предварительные и периодические медицинские осмотры является то, что работник должен быть занят на работах, связанных с управлением транспортным средством.

Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Таким образом, если в обязанности работника входит управление автомобилем, то работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров такого лица. Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению предварительного и (или) периодического медицинских осмотров у работодателя не возникает. Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда.

Вместе с тем контролирующие органы могут полагать, что работа таких сотрудников связана в том числе с управлением транспортным средством и что такие работники исполняют функции водителя, в связи с чем привлечь работодателя, не организовавшего предварительный или периодический медицинский осмотр работников, к административной ответственности.

Предрейсовый медицинский осмотр

При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона № 196‑ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. Однако буквальное толкование п. 3 ст. 23 Закона № 196‑ФЗ позволяет сделать вывод о том, что предрейсовые медицинские осмотры должны проводиться лишь в отношении тех водителей, которые работают в качестве водителей транспортных средств. Как мы уже говорили выше, трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ч. 1 ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В связи с чем мы также полагаем, что если в обязанности работника входит управление автомобилем, то работника следует считать водителем для целей Закона № 196‑ФЗ, поэтому работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров такого лица. Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению медицинского осмотра у работодателя не возникает. В постановлении от 12.06.2015 № 15АП-6441/15 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пояснил, что, поскольку общество не осуществляет перевозки автомобильным транспортом, в штате общества отсутствуют водители, общество вправе не проводить предрейсовые медосмотры лиц, привлекаемых к управлению транспортными средствами. Аналогичные разъяснения даются судом в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2017 № Ф09-3915/17.

Послерейсовый медицинский осмотр

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона № 196‑ФЗ послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Поэтому если в трудовую функцию работников не входит перевозка пассажиров, а также перевозка опасных грузов, и они фактически не осуществляют такие перевозки, послерейсовые осмотры они проходить не должны.

Читайте также: