Можно ли водителю ставить служебный автомобиль дома

Обновлено: 25.04.2024

Правила парковки во дворах жилых домов 2021: как парковаться, чтобы не сожгли соседи

Кoгдa я кyпил квapтиpy в мнoгoэтaжнoм дoмe, мнe нeгдe былo ocтaвлять мaшинy. Гapaжa нe былo, пapкoвки pядoм — тoжe.

Нecкoлькo paз я ocтaвлял aвтo пoд дoмoм и пoтoм пoлyчaл штpaфы нa пoчтy. Пoтoм peшил paзoбpaтьcя co штpaфaми, изyчил пpaвилa cтoянки aвтoмoбилeй вo двopax жилыx дoмoв.

Boт, чтo я yзнaл o пpaвилax пapкoвки вo двope.

Чтo гoвopит зaкoн o пapкoвкax вo двopax жилыx дoмoв?

B фeвpaлe пpoшлoгo гoдa poccийcкиe aвтoмoбилиcты oбcyждaли инициaтивy Гocдyмы зaпpeтить пpoдaжy мaшин людям, y кoтopыx нeт в coбcтвeннocти гapaжa или пapкoвoчнoгo мecтa.

Этoт пpoeкт дoлжeн нeмнoгo paзгpyзить пapкoвки. Oфициaльный зaкoн eщe нe пpиняли, пapкoвoчнaя пpoблeмa ocтaлacь. Ecть pяд cтaтeй в ПДД, CaнПиН, КoAП, в кoтopыx yпoминaeтcя пapкoвкa oкoлo дoмa: зaкoннocть и пpaвилa пpимeнeния.

Пo зaкoнy, нa oкoлoдoмoвыx тeppитopияx нeльзя:

  • Ocтaвлять aвтo c paбoтaющим мoтopoм.
  • Пapкoвaть гpyзoвыe aвтo вecoм бoлee 3,5т.
  • 3aкpывaть пpoeзд дpyгим мaшинaм, cпeцтpaнcпopтy.
  • Пapкoвaтьcя нa гaзoнax, клyмбax, дeтcкиx плoщaдкax и тpoтyapax.
  • Cтaвить мaшинy ближe чeм в 10 мeтpax oт cлyжeбныx выxoдoв, зaкpытыx вopoт, гapaжeй.
  • Пapкoвaтьcя вoзлe мycopныx кoнтeйнepoв.
  • Пapкoвaть мaшинy пoд oкнaми здaния. Нa кaкoм paccтoянии oт дoмa мoжнo cтaвить мaшинy, зaкoн oт 27.09.2007 N74 CaнПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 чeткo пpoпиcывaeт.

Ecли oтcyтcтвyeт пapкoвкa вoзлe дoмa, пpaвилa пapкoвaния, дoпycкaют cтoянкy лeгкoвыx мaшин нa тpoтyapax, ecли для пpoxoдa пeшexoдoв ocтaeтcя минимyм 2 мeтpa.

B КoAП PФ и ПДД пpaвилa пapкoвки вo двopax жилыx дoмoв oпиcaны бoлee пoдpoбнo. Нapyшитeли дoлжны зaплaтить aдминиcтpaтивный штpaф oт 1000 дo 3000 pyблeй. Штpaф для дoлжнocтныx и юpидичecкиx лиц бoльшe: 7000-10000 pyблeй, 120000-150000 pyблeй cooтвeтcтвeннo.

Moжнo ли пapкoвaтьcя вo двope жилoгo дoмa?

Пapкoвaть лeгкoвoй тpaнcпopт вo двope мнoгoэтaжнoгo жилoгo здaния мoжнo, нo тoлькo вpeмeннo. Этo нaзывaeтcя гocтeвoй пapкoвкoй. Для гocтeвыx пapкoвoчныx плoщaдoк нeт тpeбoвaний пo paccтoянию oт дoмa, вxoдoв и выxoдoв, дeтcкoй плoщaдки.

Cтaвить aвтo нa пpoдoлжитeльнoe вpeмя мoжнo тoлькo нa cтoянкe, oбycтpoeннoй пo вceм пpaвилaм CaнПиН и ПДД.

Нa кaкoм paccтoянии oт дoмa мoжнo cтaвить aвтoмoбиль?

Ecли пoзвoляeт плoщaдь двopa и ⅔ житeлeй нe пpoтив, вoзлe мнoгoквapтиpнoгo здaния мoжнo cдeлaть пocтoянный пapкинг для aвтo. Oбязaтeльнoe ycлoвиe — нyжнo coблюдaть paccтoяниe oт oкoн и вxoдoв жилыx пoмeщeний.

Oкoлoдoмoвaя cтoянкa дoлжнa нaxoдитcя минимyм в 10 мeтpax oт вxoдoв и oкoн жилoгo здaния. Чeм бoльшe мaшинoмecт, тeм бoльшe paccтoяниe.

  • 11-50 мecт — 15 мeтpoв
  • 51-100 мecт — 25 мeтpoв
  • 101-300 мecт — 35 мeтpoв
  • бoлee 300 мecт — 50 мeтpoв.

Штpaфы зa нecoблюдeниe ПДД

B ПДД чeткo пpoпиcaны пpaвилa движeния в жилoй зoнe. 3a нapyшeниe нyжнo плaтить штpaф:

  • 3a ocтaнoвкy вo двope тpaнcпopтa мaccoй бoлee 3,5 тoнн: 1500-3000 pyблeй.
  • 3a длитeльнyю cтoянкy вoзлe мycopныx кoнтeйнepoв: 2000-5000 pyблeй.
  • 3a ocтaнoвкy нa пapкoвoчныx мecтax для инвaлидoв: 5000 pyблeй c эвaкyaциeй aвтo.
  • 3a пpeвышeниe шyмoвoгo пopoгa: 500 pyблeй либo пpeдyпpeждeниe.
  • 3a cтoянкy нa клyмбax или гaзoнax: 3000-5000 pyблeй.
  • 3a ocтaнoвкy нa тpoтyape :2000 pyблeй c эвaкyaциeй aвтo.
  • 3a блoкиpoвкy выxoдoв здaния: 1500-2000 pyблeй.
  • 3a coздaниe нeзaкoннoгo coбcтвeннoгo пapкoвoчнoгo мecтa: 5000 pyблeй.
  • 3a блoкиpoвкy движeния дpyгим aвтo или пeшexoдaм: 2000-3000 pyблeй.

Штpaф мoжeт выпиcaть тoлькo paбoтник ГИБДД. Пpи ceбe y нeгo дoлжнo быть пoдтвepждaющee yдocтoвepeниe.

Ecли yдocтoвepeния нeт или штpaф тpeбyют oплaтить нa мecтe, этo мoжeт быть мoшeнник.

Чтo нyжнo дeлaть, ecли выпиcaли штpaф

  1. Cнaчaлa пoпpocитe пpeдъявить yдocтoвepeниe. Бeз дoкyмeнтa штpaф выпиcaть нeльзя, этo нeзaкoннo. Moжнo звaть cвидeтeлeй и вызывaть пoлицию.
  2. Узнaйтe, кaкиe пpaвилa пapкoвки вo двope мнoгoквapтиpнoгo дoмa нapyшeны.
  3. Пoпpocитe oфopмить нapyшeниe oфициaльнo. Плaтить штpaф нa мecтe нe нyжнo.
  4. Пpoвepьтe, нacтoящaя квитaнция или нeт. Cдeлaть этo мoжнo нa oнлaйн-пopтaлe гocycлyг. B нacтoящeм тaлoнe yкaзaнa пpичинa и кyдa нyжнo плaтить штpaф.

Peквизиты для oплaты штpaфoв yкaзaны нa caйтe aвтoинcпeкции. Ecли peквизиты нe coвпaдaют, штpaф нeзaкoнный.

Кoгдa штpaф oтпpaвляют чepeз пoчтy, внyтpь вклaдывaют 2 фoтoгpaфии: c нoмepoм aвтo и зaфикcиpoвaнным нapyшeниeм. B cooбщeнии пpoпиcывaют нoмep pacчeтнoгo cчeтa для oплaты.

Ecли фoтoгpaфий нeт, a пpичинa штpaфa нe yкaзaнa, плaтить нe нaдo. Moжeт быть, пиcьмo пpиcлaли мoшeнники

Ecли квитaнция пoдлиннaя, ee oплaтить нyжнo в тeчeниe 60 днeй. 3a пpocpoчкy штpaф yвeличивaют в 2 paзa. A eщe мoгyт пpипиcaть aдминиcтpaтивнoe пpaвoнapyшeниe, тoгдa пpидeтcя oтcидeть 15 cyтoк.

Пapкoвкa нa пpидoмoвoй тeppитopии — пpaвa жильцoв

Пapкoвки вo двopax cтpoят пo caнитapным нopмaм и пpaвилaм дopoжнoгo движeния.

Пpaвa жильцoв пoдкpeпляютcя двyмя дoкyмeнтaми:

  • Пpoтoкoлoм coбpaния влaдeльцeв пoмeщeний c peшeниeм oб oбycтpoйcтвe cтoянки и пoдпиcями.
  • 3aвepeннoй cпpaвкoй o плoщaди и cocтaвe пpидoмoвoгo yчacткa.

Кaк пoлyчить пapкoвoчнoe мecтo вo двope

B oбычнoм двope cлoжнo apeндoвaть или oфopмить нa ceбя пapкoвoчнoe мecтo. Bлaдeльцы квapтиp в дoмe pacпopяжaютcя пpидoмoвoй тeppитopиeй вмecтe, нa пpaвax oбщeгo дoлeвoгo влaдeния. Никтo из жильцoв нe имeeт пpaвa eдинoличнo pacпopяжaтьcя двopoм или eгo нeкoтopoй чacтью.

Инoгдa coceди вo двope мapкиpyют cвoи пapкoвки: cтaвят блoкиpaтopы или нaтягивaют цeпи. Taк дeлaть нeзaкoннo, этo cчитaeтcя caмoзaxвaтoм тeppитopии. ГИБДДшники имeют пpaвo выпиcaть штpaф нa 5000 pyблeй.

C нaчaлa 2017 гoдa aвтoмoбилиcты мoгyт пoлyчить пapкoвoчнoe мecтo вoзлe дoмa пo зaкoнy. C этим зaкoнoм пapкoвoчныe мecтa cтaли пoлнoцeнными oбъeктaми нeдвижимocти: иx мoжнo cтaвить нa кaдacтpoвый yчeт, дapить, пpoдaвaть, cдaвaть в apeндy, зaвeщaть и дaжe ocтaвлять в зaлoг.

3a oфopмлeннoe пo зaкoнy пapкoвoчнoe мecтo нyжнo плaтить нaлoг

Ecли в мнoгoквapтиpнoм жилищe paбoтaeт TCЖ, пoлyчить личнoe пapкoвoчнoe мecтo пpoщe. Нyжнo yзнaть, cкoлькo пapкoвoчныx мecт нaxoдитcя вo двope, кaкиe из ниx cвoбoдныe и выбpaть oднo из ниx. Пocлe этoгo нa coбpaнии жильцoв нyжнo ycтpoить гoлocoвaниe.

Кaк пapкoвaтьcя вo двope и нe нapвaтьcя нa штpaф


Tpeyгoльник и aвapийкa пoмoгyт избeжaть штpaфoв зa пapкoвкy в нeпoлoжeннoм мecтe

Пpoвepки ГИБДД вo двopax пpoвoдят peдкo, пoэтoмy и штpaф зa нeпpaвильнyю пapкoвкy пoлyчaют нe чacтo. Бывaeт, чтo paзoзлeннaя бaбyшкa вызывaeт бpигaдy, чтoбы нacoлить вoдитeлю. Пoэтoмy лyчшe пapкoвaтьcя тaк, чтoбы нe дocтaвлять диcкoмфopтa жильцaм двopa.

Кaк этo cдeлaть:

  • Пapкyйтecь нa cвoбoднoм мecтe и ocтaвляйтe нa лoбoвoм cтeклe зaпиcкy c извинeниями и кoнтaктным нoмepoм тeлeфoнa.
  • Ecли cвoбoдныx мecт нeт, пapкyйтe мaшинy гдe пpидeтcя, нo чтoбы нe пepeкpывaть движeниe. Пpи этoм включитe aвapийкy и пocтaвьтe тpeyгoльник.
  • Пapкyйтecь нa тpoтyape тaк, кaк yкaзaнo нa знaкax, ecли oни ecть.

Taк пapкoвaтьcя мoжнo тoлькo нa 5, мaкcимyм 30 минyт. Для длитeльнoй cтoянки ищитe пoлнocтью cвoбoднoe мecтo.

Кyдa жaлoвaтьcя, ecли нapyшeны пpaвилa пapкoвки

Ecли вo двope нeпpaвильнo пpипapкoвaлиcь, и мaшинa мeшaeт дpyгим выexaть, мoжнo кyльтypнo пoпpocить xoзяинa пepecтaвить aвтo. Инoгдa этo пoмoгaeт.

Бывaeт, чтo вoдитeль нe peaгиpyeт нa пpocьбы, пpoдoлжaeт нapyшaть пpaвилa пapкoвки, и eгo мaшинa мeшaeт дpyгим людям вo двope. Toгдa нyжнo cфoтoгpaфиpoвaть нapyшeниe и вызвaть дeжypнyю бpигaдy ГИБДД.

Кaк житeли дoмa нaкaзывaют пpaвoнapyшитeлeй


Никoмy нe пoнpaвитcя нaйти yтpoм нa cвoeй пapкoвкe или любимoй клyмбe чyжyю мaшинy

Boзлe мнoгoквapтиpнoгo дoмa cлoжнo нaйти cвoбoднoe мecтo для aвтo, ocoбeннo в выxoдныe дни. Пoэтoмy aвтoмoбилиcты чacтo нapyшaют пpaвилa пapкoвoк и ocтaвляют мaшинy нa тpoтyape, гaзoнe, дeтcкoй плoщaдкe.

Житeли дoмa нe любят тaкиx нapyшитeлeй, инoгдa нaкaзывaют иx пo-cвoeмy. Ктo-тo ocтaвляeт нa cтeклe зaпиcки c пpocьбoй пepecтaвить мaшинy или личнo пpocит пapкoвaтьcя в дpyгoм мecтe. Ктo-тo вызывaeт ГИБДД или эвaкyaтop.

Инoгдa ycтpaивaют нeзaкoнный caмocyд:

Блoкиpyют aвтo

И нapyшитeль, и блoкиpyющий пoлyчaт штpaф: 2000-3000 pyблeй.

3aбpacывaют мaшинy мycopoм или oбcтaвляют мycopными бaкaми

Этo cчитaeтcя нapyшeниeм caнитapныx нopм. Штpaф: 1000-2000 pyблeй.

Paзpиcoвывaют кpacкoй или пoвpeждaют тpaнcпopт

Нa cyдe этo мoгyт пpиpaвнять к вaндaлизмy, выпиcaть aдминиcтpaтивный штpaф дo 40 000 pyблeй. Cвepxy дoбaвят иcпpaвитeльныe paбoты дo 360 чacoв или apecтyют нa 3 мecяцa.

Coceди ни paзy мeня нe нaкaзывaли. Нo я личнo видeл, кaк мyжчинa paзбил киpпичoм лoбoвoe cтeклo мaшины, пpипapкoвaннoй нa гaзoнe. Xoзяин aвтo нaпиcaл жaлoбy в пoлицию — и пpaвильнo cдeлaл. Кaк вoдитeль, я пoнимaю, вo cкoлькo oбoйдeтcя peмoнт лoбoвoгo cтeклa. Лyчшe бы вызвaли нapяд ГИБДД, штpaф oбoшeлcя бы дeшeвлe.

В предыдущих номерах нашего журнала тема использования личного имущества работника в служебных целях освещалась на раз. В этой статье более подробно рассмотрим эксплуатацию личного автомобиля. Необходимость его использования может возникнуть уже в процессе работы, а может оговариваться при приеме на работу. В любом случае использование личного автомобиля в служебных целях должно быть оформлено надлежащим образом. Кроме того, работник вправе рассчитывать на компенсацию за использование, износ (амортизацию) автомобиля. Расскажем, какие документы нужно оформить и в каком случае работнику полагается компенсация.

Есть два способа оформления использования личного автомобиля работником в служебных целях:

1. В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему предусматривается возможность использования имущества работника и определяется размер компенсации за использование, износ, амортизацию.

Рассмотрим эти варианты подробнее.

Трудовой договор или дополнительное соглашение.

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником в служебных целях личного имущества ему выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием.

Однако выплата данной компенсации возможна при соблюдении следующих условий:

работник использует транспортное средство в интересах работодателя;

работодатель знает об этом или согласен на это;

размер компенсации установлен соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме.

Суды, рассматривая иски работников о возмещении расходов за использование личного имущества, говорят, что обязательным условием для возникновения у работодателя такой обязанности является использование работником автомобиля с согласия (ведома) работодателя и в его интересах. А это подтверждается письменным соглашением. Например, Пермский краевой суд в Апелляционном определении от 16.08.2017 по делу № 33-8949/2017 указывал, что соглашение о размере компенсации и возмещения расходов, связанных с использованием имущества работника в интересах работодателя, должно быть выражено в письменной форме, может быть достигнуто как при заключении трудового договора, так и позднее в качестве дополнительного условия трудового договора. Письменная форма названного соглашения является обязательной. Поскольку подобное соглашение работник представить не смог, во взыскании расходов и компенсации было отказано. Аналогичное решение было вынесено Санкт-Петербургским городским судом в Апелляционном определении от 05.04.2018 № 33-7704/2018 по делу № 2-2512/2017.

Нужно ли компенсировать расходы сотруднику, который использует для работы автомобиль и управляет им на основании доверенности?

Да, нужно. Однако спорным в такой ситуации является вопрос обложения страховыми взносами этой компенсации. В частности, Минтруд в Письме от 13.11.2015 № 17-3/В-542 и ФСС в Информационном письме от 14.03.2016 № 02-09-05/06-06-4615 считают, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом работника. Трудовым кодексом не предусмотрено возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества. Следовательно, суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Однако есть иное мнение, высказанное судами: транспортное средство, полученное по доверенности, принадлежит работнику на законных основаниях, поэтому относится к личному имуществу. Следовательно, компенсация за его использование выплачивается в соответствии с Трудовым кодексом и не облагается страховыми взносами. Об этом говорится в определениях ВС РФ от 03.08.2015 № 309-КГ15-8423 и ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14.

Определяем размер компенсации.

Повторимся, что размер компенсации расходов работника на использование личного имущества устанавливается соглашением сторон.

При определении размера работодатели руководствуются:

1. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Этим документом зафиксированы нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб. в месяц;

легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 1 200 руб.;

мотоциклы – 600 руб.

2. Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.
Названным документом утверждены правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. В частности, установлены следующие предельные размеры:

легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 3 000 руб. в месяц;

легковые автомобили с объемом двигателя до 2 000 куб. см – 2 400 руб.;

мотоциклы – 1 200 руб.

необходимости использования личного транспорта для исполнения должностных обязанностей, связанных с постоянными служебными поездками;

времени использования личного транспорта в служебных целях;

объема бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному государственному органу в федеральном бюджете на обеспечение его деятельности.

Для получения компенсации и возмещения расходов служащий подает заявление с указанием сведений, для исполнения каких его должностных обязанностей и с какой периодичностью используется им личный транспорт. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации транспортного средства. При этом возмещение расходов на приобретение ГСМ производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами (счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).

Оформляем условие о компенсации за использование автомобиля и возмещении расходов, связанных с его использованием

Допустим, при заключении трудового договора стороны договорились, что работник будет использовать свой автомобиль в служебных целях. В таком случае условия о компенсации за его использование и возмещении расходов, связанных с использованием автомобиля, должны быть прописаны в трудовом договоре.

Выглядеть это может следующим образом.

5.2. При использовании личного имущества Работника Работодатель обязан выплачивать ему компенсацию. Ее размер определяется соглашением сторон трудового договора и устанавливается приказом руководителя учреждения.

В процессе работы заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются точное наименование и марка автомобиля, реквизиты документов, подтверждающих право владения этим автомобилем (ПТС, свидетельство о государственной регистрации и т. д.), а также размер и порядок выплаты компенсации и виды расходов, которые будут компенсироваться. Приведем выдержку из дополнительного соглашения.

1. В соответствии со ст. 188 ТК РФ дополнить трудовой договор пунктами следующего содержания:

5.4. С 01.09.2018 Работнику выплачивается ежемесячная компенсация за использование личного транспортного средства в служебных целях в размере 1 200 (одна тысяча двести) руб., а также возмещаются расходы:

  • на приобретение горюче-смазочных материалов согласно нормам расхода топлива и смазочных материалов, указанным в методических рекомендациях (утверждены Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р), на основании представленных чеков ККТ АЗС и путевых листов;
  • на техническое обслуживание и текущий ремонт с учетом фактического времени эксплуатации транспортного средства и пробега для служебных целей, а также прочих факторов на основании дополнительного соглашения Сторон в каждом конкретном случае.

5.5. Работник в течение трех рабочих дней после окончания месяца использования автомобиля в служебных целях представляет отчет с отражением общей информации о времени использования и пробеге транспортного средства в служебных целях, а также расходов на приобретение горюче-смазочных материалов с приложением путевых листов и чеков ККТ АЗС. Работодатель утверждает отчет Работника в течение двух рабочих дней.

Для того чтобы работник смог получить компенсацию, издается приказ.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Специализированная
детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 16

(МБУ ДО СДЮСШОР № 16)

14 августа 2018 г. г. Н. Новгород

Страховые взносы и НДФЛ.

В силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ), связанных с исполнением работником трудовых обязанностей. Таким образом, суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, не облагаются НДФЛ.

При этом в целях освобождения от обложения НДФЛ в учреждении должны иметься документы, подтверждающие принадлежность автомобиля работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое его использование в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных согласно законодательству РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Это значит, что оплата учреждением расходов работников, связанных с использованием личного автомобиля, не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (в служебных целях), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

Минфин в Письме от 24.11.2017 № 03-04-05/78097 пояснял, что размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного транспортного средства для целей трудовой деятельности. Иными словами, организация должна располагать копиями документов, подтверждающими как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании названного имущества в служебных целях.

Заключаем договор аренды.

В данном случае руководству спортивного учреждения нужно обратиться к нормам ГК РФ. Статьями 632 и 642 предусмотрена возможность заключения договора аренды транспортного средства с экипажем (то есть с водителем) и без такового. В первом случае предполагается, что арендованным автомобилем будет управлять и проводить его техническое обслуживание сам работник, во втором это делают иные лица.

При таком варианте за использование автомобиля работника учреждение не платит компенсацию, а вносит арендную плату.

Договор аренды транспортного средства, вне зависимости от того, арендуется он с экипажем или без такового, должен быть заключен в письменной форме.

В договоре обязательно указываются:

транспортное средство (марка, документы-основания владения им работником и т. д.);

размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы;

иные условия, согласованные сторонами.

При аренде автомобиля без экипажа расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор, то есть учреждение (ст. 646 ГК РФ).

В полисе ОСАГО необходимо учесть количество лиц, которые будут допущены к управлению автомобилем (если предполагается, что помимо собственника автомобиля им будет управлять иное лицо).

Отметим, что спортивное учреждение при каждом внесении арендной платы сотруднику, у которого арендует транспортное средство, должно удерживать НДФЛ в размере 13 %.

А вот страховые взносы на арендную плату не начисляются (ст. 420 НК РФ).

При расчете налога на прибыль учреждение может уменьшить сумму дохода на величину арендной платы и иных произведенных в соответствии с договором аренды расходов. Главное, чтобы такие расходы были документально подтверждены.

Отметим, что нередко возникает путаница: учреждение арендует у работника автомобиль, но выплачивает ему компенсацию, а не арендную плату. Некоторые сотрудники пытаются воспользоваться этим и обращаются в суд с требованием о взыскании арендной платы по договору. Суды, рассматривая такие споры, тщательно исследуют все материалы дела.

Например, работодатель взял в аренду автомобиль сотрудника. В договоре определен размер арендной платы, но работник данных выплат не получал и обратился в суд с требованием об их взыскании. Суд первой инстанции удовлетворил требования работника. Однако апелляционная инстанция отменила это решение. Рассматривая жалобу, суд установил, что между сторонами фактически сложились правоотношения по использованию личного имущества в служебных целях, компенсация за использование имущества истца (автомобиля) выплачена ему в полном объеме. Согласно расчетным листкам и справкам по форме 2-НДФЛ работнику ежемесячно выплачивались заработная плата и компенсация за использование автомобиля. Кроме того, выяснилось, что автомобиль на протяжении всего времени находился у работника, он единолично осуществлял пользование транспортным средством, то есть фактически автомобиль ответчику не передавался. В полисе ОСАГО значится только работник, сведения об иных сотрудниках организации в страховой полис не вносились. Значит, фактически автомобиль в аренду не передавался. Следовательно, и арендная плата взыскана быть не может (Апелляционное определение Омского областного суда от 14.02.2018 по делу № 33-107/2018).

В заключение.

Подводя итог, скажем, что использование работником личного автомобиля в служебных целях может быть оформлено как в рамках трудовых отношений, так и в рамках гражданского законодательства. В первом случае заключается письменное соглашение, в котором определяются размеры компенсации за использование транспортного средства и расходов, связанных с его использованием. Во втором случае спортивное учреждение может заключить с работником договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.


Очень часто организация не имеет собственного транспорта, но остро в нем нуждается. В этом случае организация видит как одним из выхода из ситуации использование транспортных средств сотрудников.

Какие возможно оформить договоры, и как учесть выплаты в пользу сотрудников в расходах компании рассмотрим в данной статье. Уточним сразу, что плательщиками транспортного налога согласно положениям ст. 357 НК РФ признаются собственники транспортного средства, соответственно налог уплачивает непосредственно сотрудник — арендодатель. при любом оформлении использования личного транспортного средства в служебных целях.

В случае использования личного автомобиля в служебных целях законодательство предусматривает возможность заключить с сотрудником договор аренды с экипажем, договор аренды без экипажа или заключить соглашение о компенсации за использование автотранспорта.

Рассмотрим эти три способа.

Договор аренды с экипажем (ст. 632 ГК РФ)

Если с сотрудником заключается договор аренды с экипажем, то управлять таким транспортным средством может лишь сам арендодатель. Очень часто такой вид договоров заключают либо с руководителем компании, который использует свой личный автомобиль в служебных поездках, либо с сотрудниками, у которых разъездной характер работы, и которые вынуждены передвигаться на собственном автотранспорте.

При аренде автомобиля с экипажем расходы на ремонт автомобиля, как и обязательства по страхованию транспортного средства несет арендодатель. Однако расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, например приобретение ГСМ, оплачивает арендатор, т.е. организация.

С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, а вот страховыми взносами данная выплата не облагается на основании п. 4 ст. 420 НК РФ. Взносы на страхование от несчастных случаев организация может уплачивать, но только в том случае, если такая обязанность будет четко закреплена условиями договора аренды.

Казалось бы, все понятно, но контролирующие органы, ссылаясь на гражданское законодательство, трактуют данный договор как смешанный вид договора аренды без экипажа и договора оказания услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля, обосновывая это положениями п. 2 ст. 635 ГК РФ. В данном случае их логика понятна, меняется порядок начисления страховых взносов с данных выплат. А именно: с арендой платы страховые взносы не начисляются, а вот с услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля начисляются страховые взносы. Причем обратите внимание, что есть риск доначисления налоговиками сумм страховых взносов с общей суммы договора, если в договоре указана общая цена за аренду. Поэтому в целях минимизации рисков очень часто компаниям советуют заключить в этом случае два разных договора — договор аренды без экипажа и договор на оказание услуг по управлению и технической эксплуатации автотранспортного средства.

Договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ)

Если с сотрудником заключается договор аренды транспортного средства без экипажа, то в этом случае управлять автомобилем может как сам владелец машины, так и любой сотрудник организации.

При аренде автомобиля без экипажа расходы на содержание автомобиля несет организация-арендатор.

С суммы арендной платы необходимо исчислить НДФЛ, страховыми взносами данные выплаты не облагаются.

При любой форме заключаемого договора необходимо указать в договоре данные из свидетельства о регистрации транспортного средства, а именно: марку автомобиля, год его выпуска, цвет, номер кузова, номер двигателя, гос. номер автомобиля, номер и серию свидетельства о регистрации транспортного средства. Также в договоре необходимо установить срок аренды, сумму и порядок оплаты арендной платы.

Бухгалтерия организации-арендатора должна будет отразить получение в аренду автомобиля на основании акта о приеме — передаче транспортного средства, отразив эту операцию на забалансовых счетах.

Дебет 001 — принят на забалансовый учет автомобиль, полученный по договору аренды.

При начислении сумм арендной платы за пользование автомобилем у сотрудника в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 20, 26, 44 . Кредит 73 — начислена плата за аренду транспорта у сотрудника.

Дебет 20, 26, 44 . Кредит 69 — начислены страховые взносы за услуги по управлению и технической эксплуатации автотранспорта.

Дебет 73 Кредит 68 — удержан НДФЛ.

При заключении любого из вышеперечисленных видов договора учет расходов на оплату арендных платежей и расходов на содержание автотранспорта в компании—арендаторе одинаков:

Соглашение о компенсации (ст. 188 ТК РФ)

Еще одним вариантом оформления использования личного транспорта является заключение дополнительного соглашения к трудовому договору о компенсации при использовании личного автотранспорта в служебных целях. В этом случае, как и при аренде с экипажем, автомобилем сможет пользоваться только собственник данного автомобиля.

Размер компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях трудовым законодательством не предусмотрен, соответственно методику расчета компенсации организация устанавливает самостоятельно, либо установив фиксированную твердую цену ежемесячной оплаты, либо ежемесячно производя расчет компенсации в зависимости от интенсивности использования автомобиля.

Основанием для выплаты компенсации при использовании личного автотранспорта является приказ руководителя компании о выплате компенсации, предусматривающий размер такой компенсации.

Обратите внимание, что компенсация не облагается НДФЛ и страховыми взносами в полном размере, который был согласован между работодателем и сотрудником, на основании положений п.3 ст. 217, абз. 10 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Учет расходов в целях налогообложения для компании

Согласно п. 1 данного Постановления нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в целях налогообложения установлены в пределах 1200 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно и 1500 руб. для легковых автомобилей с объемом двигателей свыше 2000 куб. см.

Компаниям на УСН также необходимо обратить внимание на то, что учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно только компенсацию за использование в служебных целях легковых автомобилей и мотоциклов (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Компенсация за использование личного грузового автотранспорта сотрудника в закрытом перечне расходов при УСН не поименована и следовательно не уменьшает налогооблагаемую базу при УСН. В случае использования грузового транспорта сотрудника в служебных целях компаниям на УСН оптимальнее заключить с сотрудником договор аренды автотранспорта, в этом случае арендные платежи смогут уменьшить налогооблагаемую базу организации — арендатора.

Для получения компенсации сотруднику необходимо подать заявление с указанием периодичности использования личного транспорта в служебных целях, приложив к заявлению копию свидетельства о регистрации транспортного средства и документы (квитанции, кассовые чеки и т.п.) подтверждающие понесенные сотрудником расходы на ГСМ.

Бухгалтерские проводки при начислении компенсации сотруднику аналогичны начислениям по договорам аренды:

Дебет 20, 26, 44 . Кредит 73 — начислена компенсация за использование автомобиля сотрудника.

Путевой лист

  • если на арендованных автомобилях перевозятся пассажиры или грузы, то использование путевого листа обязательно.
  • если перевозка грузов или пассажиров не осуществляется, то, как указало в своем письме УФНС по г. Москве от 09.07.2019 г. № 16-15/116577@ путевой лист является лишь одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.

Соответственно для подтверждения маршрутов следования и обоснованности расходов на бензин, возможно использовать другие документы, подтверждающие произведенные расходы. Однако в любом случае формальный порядок оформления документов может быть признан лишь как попыткой уклонения от уплаты налогов и взносов.

Подводя итог, можно сказать, что выбрать, как оформить использование личного транспорта сотрудника в служебных целях не такая уж дилемма, необходимо просто юридически грамотно документально составить договоры или соглашение, чтобы у проверяющих органов не возникло желания спорить с налогоплательщиком.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Пытаюсь привести трудовые будни водителей в соответствии с требованиями законодательства. Нужна помощь. Просьба отвечать по-существу.

Основных вопросов, в принципе, пока три:
1. Какие есть варианты приспособить реальную работу к законной? Подскажите у кого есть какие варианты или ссылки на нормативные документы?
2. Если автомобили будут ставить водители у себя дома, то как это правильно оформить? Да и нужно ли вообще оформлять?
3. Каким образом организовать предрейсовый медосмотр до выезда на линию в случае такой работы (с 6 утра)?

Я вижу следующие выходы (предварительные):
- сделать доп. соглашения к ТД, где указать реальный график работы, указав ненормированный или сверхурочный рабочий день (в соответствии с приказом Минтранса № 15). Соответственно из этого вытекают ежемесячные графики смен, возможно, увеличение штата водителей, з/п и т.д. и т.п.;
- если они будут ставить машины дома, то можно сделать приказ руководителя организации об этом;
- что касается предрейсовых медосмотров - я в тупике, водители живут в разных районах Москвы и выбрать одну поликлинику, в которой они смогут проходить предрейсовый медосмотр - проблема.

Цитата
Nikolay пишет:
В основном все водители возят руководство.

Еще ни кому и никогда не удовалось навести порядок у водителей которые возят руководство, а причина одна - само руководство, которое просто злоупотребляет служебными машинами.
Теперь по существу

Цитата
Nikolay пишет:
если они будут ставить машины дома, то можно сделать приказ руководителя организации об этом;

Это полностью противоречит ФЗ 196 о безопасности дорожного движения ФЗ 16 о транспортной безопасности.
Т. к. перед выездом машину обязан проверить механик.

Цитата
Nikolay пишет:
- сделать доп. соглашения к ТД, где указать реальный график работы, указав ненормированный или сверхурочный рабочий день (в соответствии с приказом Минтранса № 15). Соответственно из этого вытекают ежемесячные графики смен, возможно, увеличение штата водителей, з/п и т.д. и т.п.;
Цитата
Nikolay пишет:
что касается предрейсовых медосмотров - я в тупике, водители живут в разных районах Москвы и выбрать одну поликлинику, в которой они смогут проходить предрейсовый медосмотр - проблема

А зачем ее выбирать поэтому и нужен гараж где все ваши вопросы решаются на раз. Но есть непродолимая проблема руководство которому хочется жить припеваючи.
Как решение можно попробовать предложить деурную машину - это когда она будет собирать водителей по Москве и привозить к одному времени в гараж. График работы водителей дежурных водителей может быть по 12 ч по начам т е две ночи через две. Так организованна подвозка водителей на городском пассажирском транспорте.
Но повторяю никто на это не пойдет сейчас всем хорошо. У руководителя служебная машина когда захочет, водитель тоже может ее использовать в личных целях, а если не может то бензинчик в любом случае капает по чуток.

Да гараж в том-то и дело что есть. Но он в организации, а чтобы добраться до организации, взять машину (пройдя медосмотр) и уехать за руководителем, чтобы к 9 утра привезти его на рабочее место, водителям придется вставать в 4-5 утра (реально), то есть это будет не работа, а непонятно что. Идея по сбору водителей для предрейсового МО, в принципе, мне нравится, тем более, у нас уже есть 2 дежурных машины. Подумаю, как все это оформить правильно (с кадровиками, естественно 8) ).

У нас с начала этого года уже 3 ДТП - хорошо, что без травм, а если нет. Тогда будет расследование, которое и покажет весь наш бардак ГИТу или прокурору (исхожу из наихудшего развития событий). А оттуда и будут соответствующие последствия. Я - начальник СОТа (подчиняюсь первому лицу), думаю, не стоит продолжать, чем лично мне может это выйти (о пострадавших и РБТЛ я вообще не упоминаю, там все еще понятнее). Я хочу доложить руководителю об этой ситуации (письменно, конечно же ) и предложить ряд решений, как выйти из этой ситуации. Также я укажу все риски, которые грозят руководителю и ЮЛ, если мы не приведем все в соответствие.

Цитата
Игорь Яковец пишет:
Но повторяю никто на это не пойдет сейчас всем хорошо. У руководителя служебная машина когда захочет, водитель тоже может ее использовать в личных целях, а если не может то бензинчик в любом случае капает по чуток.

Сомневаюсь, что руководитель не пойдет на увеличение расходов, так как в таком случае, ему и его "ближайшему окружению" (порядка 6-7 человек) придется ездить на метро , деньги-то не его (но для него). На нарушение закона он тоже не пойдет, так как я все возможные санкции укажу ему в общем заключении (копию которого оставлю себе). В общем, предугадать все невозможно, буду смотреть и действовать тогда по ситуации.

Что касается водителей - сливание бензина, поездки на служебных авто в личных целях, "бомбежка" по ночам и в свободное время и т.п. - это их проблемы и я не хочу, чтобы это стало еще и моей проблемой. У водителей, которые возят руководителей есть (как я ее называю) "водительская болезнь" - это когда водитель из-за долгого нахождения рядом с руководителем начинает себя вести со всеми, так, будто он султан, а вокруг него одни рабы. Я столкнулся с этим, когда отправил всех водителей на периодический медосмотр, который проходил впервые в этой организации(!). Но я объяснил их руководителю, что за непрохождение МО мы можем их уволить и сразу все "султаны" и "рабы" стали на свои места. Каждый сотрудник прекрасно знает, куда он идет на работу, сколько он будет получать и что делать. Тем более я все эти мероприятия делаю и ради их же блага. Но это лирика и отступление от темы.

Читайте также: