Зоны природы как постоянная база ознакомления детей с природой в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:

1.Формирование у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.

2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.

Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.

3.Формирование у детей любви к природе.

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.

В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.

Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке .

Методы ознакомления дошкольников с природой их 3 Наглядные, практические, словесные.

1.К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.

Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.

2. Практические методы

Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.

Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.

Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

3. Словесные методы

Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.

Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Применяемые технологии по ознакомлению с природой.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.

- Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

- Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)

- Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада), знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

- Это интерактивные игры

Технология проектной деятельности. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками.

Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи

- познавательная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В нее включаются следующие игры и упражнения:

• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Технология исследовательской деятельности Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды профессий.

3. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.

Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника. Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель¬ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз¬ный маршрут развития ребенка.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

  • Чудова Светлана Владимировна
  • 6 октября 2019
  • 3875
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка.

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа - тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и питательные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от падения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Дети узнают, что листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит, очищая листья их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям, ребенок узнает, что все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того, чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него.

Отношение у детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется - тогда можно с ним поиграть. Наблюдение за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умея обращаться с животными, он тем не менее включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Дети проявляют интерес к жизни домашних животных, охотно наблюдают за ними, за их поведением, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают их желания, потребности, проявляют готовность ухаживать ха ними, умеют правильно обращаться с ними (гладить, играть, ласково разговаривать), отражают эти впечатления в игре, изодеятельности.

Автор: Афанасьева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Чебурашка"
Населённый пункт: город Когалым Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой"
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему:

Подготовила воспитатель

Афанасьева Галина Викторовна

г.Когалым Тюменская область

Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей

экологического мировоззрения у всех людей.

Знание природы, бережного к ней отношения даёт формировать у детей

экологические знания. Много веков существует природа, которая до конца не

разгадана и сейчас. Как возникла природа, что предшествовало ей? Природа

возникла много миллионов лет назад и сейчас мы не мыслим себя без

природы и всего, что нас окружает. В дошкольном возрасте происходит

самый большой этап в экологическом развитии личности. Отличительной

особенностью в ознакомлении детей с природой является то, что дети сами

желают больше знать о ней.

Может ли человек существовать без природы? Нет, не может. А вот

эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом

животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании

экологически грамотных представлений об окружающей среде. Сочетание

эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций

живых организмах, воспринимать их, как собратьев по природе, уметь видеть

красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли

позицию, желание изменить что либо вокруг себя в лучшую сторону ( хотя

бы не бросать мусор на улице). Дети должны почувствовать, что даже от их

посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит то, каким

будет окружающий нас мир.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной

форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают

за птицами и насекомыми, падающими снежинками, дома слушают стихи и

рассказы, смотрят телепередачи о животных и растительном мире Земли,

ухаживают за растениями на участке детского сада и в группе.

Объекты природы очень привлекают детей прежде всего красотой,

конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю

жизнь. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт детей и

видит их фантазию, способствует возникновению различных вопросов.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к

явлениям и объектам природы и должны стать той точкой, от которой будет

осуществляться воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви

представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные

закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни

Очень важно предоставить ребёнку возможность не только обобщить,

но и выразить свой эмоционально - познавательный опыт. Так, в движениях,

танцах, интонациях ребёнок отображает своё отношение к таким явлениям

природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных.

Если только дети будут познавать действительность и выражать отношения к

ней, только тогда возможно развитие экологической культуры ребёнка.

экологические представления, являющиеся основой систематических знаний

о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи по ознакомлению детей с природой включают в себя:

взаимосвязях в ней и способах её сохранения;

формирование эстетических и этических чувств;

развивать интерес к природе и проблемам её охраны;

развивать деятельность детей по сохранению и улучшению природной

воспитывать культуру поведения в природе и норм поведения в ней.

Дети знают, что природу надо беречь, любить. Природа - это наше

здоровье, наше богатство, поэтому в общении с ней её надо ценить. Вот

некоторые разделы ценности природы:

Самоценность природы. Каждый объект природы неповторим, своеобразен

по внешнему виду, особенностям характера и поведения.

Природа как среда обитания. Природа является средой обитания для всех:

природы, т. к. человек взаимосвязан с природой.

Практическая ценность природы. Мы извлекаем из природы практическую

пользу: она даёт нам тепло, мебель, пищу.

Оздоровительно - гигиеническая ценность природы. Растения и деревья

увлажняют воздух, а многие растения и животные имеют лекарственные

свойства (пчёлы, подорожник, ромашка, муравьи, пиявки и др.)

Эстетическая ценность природы. От общения с природой мы получаем

положительные эмоции и чувства. Красота растений, нежный запах цветов,

пение птиц, стрекотание кузнечика вызывает у нас особую радость.

Познавательная ценность природы. Мы учимся у природы. Наблюдая за

солнцем, люди придумали лампу, а клешни рака - ножницы и т.д.

Нравственная ценность природы. Заботясь о живых существах, помогая

негуманные и плохие поступки.

Целесообразно знакомить детей с явлениями и объектами

ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями

и животными, живущими в парке, в лесу, дома, во дворе; с сезонными

явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. Ребёнку

важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или

явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус,

Развитию творческого познания природы способствует не

меняющихся условий неживой природы. Поэтому мы развиваем у детей

природы (учим различать день и ночь, состояние погоды - солнечно или

пасмурно, холодно, жарко, сыро; осадки - снег, дождь; выделять свойства

воды, песка), а также знакомить с объектами живой природы ( комнатными и

декоративными растениями, дикими и домашними животными).

Удовольствие от общения с природой, сопереживание, сочувствие

живому, эмоциональная готовность оказать помощь помогает нам сохранять

помогать живым существам с учётом времени года:

подкармливать зимующих птиц и приближающихся к жилью человека зверей

(устраивать кормушки в наиболее спокойном месте и кормить птиц утром и

перед наступлением сумерек, а в сильные морозы - три раза в день, после

снегопада расчищать дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивать снег с

кормушек, подсыпать свежий корм и т. д.; окапывать снегом корни кустов и

деревьев, стряхивать снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не

некоторые из них помещать в более прохладные места;

подкармливать животных витаминной пищей (зеленью овса, пшеницы и др.)

обеспечивать спокойную спячку впадающим в неё животным и т. п.

вместе со взрослыми развешивать скворечники, синичники, дуплянки для

убирать перегнившую листву; подрезать сухие ветки растений; подсыпать

производить посадки семян; высаживать растения на клумбы и т. д.

культурные растения; рыхлить землю и окучивать посадки; подсевать на

участке траву; заботиться о том, чтобы на участке в жаркие, засушливые дни

стояли поилки с водой для птиц и т.п.

следующий год; подкармливать многолетние растения; укрывать их корни

на зиму опавшими листьями; готовить кормушки для птиц и т. и.

Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней дружить, то она

почва. Экологическое воспитание даёт понять и запомнить детям о том, что

мы без природы не сможем жить. Она имеет большое значение. Дети знают,

как к ней относиться, как беречь и охранять её. Эффективное экологическое

воспитание определяет успех в обращении, в любви детей к природе.

Правильное экологическое воспитание, решение поставленных задач

приведёт к тому, что дети будут радоваться встрече с природой, охотно

природу так, чтобы он был исследователем, чтобы каждый его шаг бал

путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял

Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к

природе. Природа даёт человеку радость. Любуясь красотой природы, дети

творчества. Природа учит нас мудрости. К. Д. Ушаковский утверждал, что

воздействие природы на душу может соперничать с влиянием педагогики. «А

воля, а простор, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая

обращать на окружающую нас среду.

Мы должны иметь представление, когда и что наблюдать в каждый

период сезона, как вести себя в лесу, что и сколько нужно рвать собирать в

нём, что даёт природа, какую имеет экологическую направленность. Недаром

нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально;

человек не властелин природы: губя её, он губит самого себя;

охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли;

всё, что есть на Земле, необходимо для её и человека развития;

* охрана природы - часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе,

является наличие определённого запаса фактических сведений, полученных в

результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Если все поймут,

что природа - это наше здоровье, наше богатство, то никто не пройдёт мимо

сломанного дерева, мимо брошенного животного, а всегда придут на помощь.

Принимая участие во всех делах: посадка деревьев на участке, выращивание

Процесс познания окружающей природы предполагает решение

только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует

Стоит очень важная задача - воспитывать не положительно -

Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать,

не топтать, не ломать), а положительной форме (цветник нужно беречь и т.д.),

тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям

объяснения педагога, через художественную литературу.

Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом

действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его

старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других,

бескорыстно помочь и т.д.). Такой труд обеспечивает не только закрепления и

расширение знаний детей, но и создает условия для воспитания важных

нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание цветов для

поздравления взрослых, подкормка птиц зимой и др.

Самое важное научить любить и понимать природу, сформировать у

детей экологическую культуру. Впечатления от родной природы, полученные

Целенаправленная и систематическая работа ведёт к тому, что появляются

мотивы в поведении детей: беспокойство за состояние природы, даже если

ничего не случилось, нетерпимость к плохим поступкам. Появившееся у

детей беспокойство, заинтересованность можно рассматривать, как один из

показателей степени с гуманного отношения к природе.

При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы

наглядность. Например, гуляя с детьми, обращаю их внимание на состояние

погоды («Посмотрите, какая сегодня тёплая погода, ярко светит солнце. Ему

Положительный настрой детей зависит от организации работы (наблюдения,

ракушки, перья птиц, засушенные листья и цветы). Вместе с ними мы делаем

разнообразные поделки. Изготовление поделок не только сближает детей с

природой, но и даёт радость созидания, творчества. Дети рассматривают

материал, ощупывают, исследуют его. Таким образом развивается восприятие

ребёнка: он различает форму, цвет и другие свойства предметов; например:

грецкие орехи круглые, твёрдые, с шершавой поверхностью; кукурузный

початок овальный, жёлтый, с блестящими зернами и т.д. Работа с природным

сделанный образец поделок или рисунок, анализирует, из каких частей он

состоит и из чего его можно сделать, каким материалом можно дополнить

необходимо похвалить детей и я это всегда делаю с персонажем сказки. Это

помогает преодолеть трудности, способствует развитию таких качеств, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Знакомя детей с растениями леса, участка детского сада, дети учатся

различать деревья от травянистых растений (у деревьев прочные и толстые

стволы, у трав тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются.) Они

пословиц и поговорок. Такой вид занятия как экскурсии в лес, помогают дать

детям более систематизированные знания о явлении или объекте природы .

существами полноценно осуществляется в нашей группе. Через беседы и

наблюдения, игры детей, занятия дети должны понять, и

человек и природа взаимосвязаны, что мы должны бережно относиться к

Мы наблюдаем не только за явлениями природы, но и за комнатными

растениями. Наблюдая за ними, дети начинают видеть в зелёном ростке

особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того,

полил ли ты его, много или мало. Холодной водой или тёплой. Дети знают,

что всё живое пьёт воду - люди, животные, растения, птицы. Без воды

растения погибнут. На каждом горшке с цветами у нас есть значок - памятки,

что необходимо этому растению. Каждый год в апреле месяце в нашем ДОУ

лук, морковь, горох, перец, фасоль и др. Ведём календарь наблюдений: когда

появился росток, на сколько он вырос и т.д. Летом дети с заботой и интересом

грядки, а осенью собирают урожай.

Животный мир также привлекателен для детей. Рыбы, птицы,

животные обладают поведением. Наблюдая за рыбками в аквариуме, дети

видят какое у них тело, чем оно покрыто, как они плавают, что едят, как

дышат и какая у них окраска. Помимо рыб мы с детьми наблюдаем за

птицами мы наблюдаем и на улице (прогулки, экскурсии в лес) Дети знают,

подкармливать. На улицу мы выносим кормушки, где находится корм для

птиц. После прогулки дети отмечают в календаре наблюдений за птицами

кого они видели и где (на дереве, на земле, на кормушке и т.д.) Дети с

С необыкновенной любовью и проникновенностью, дети наблюдают и

желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его

боль. Дети направлены на уход за ними: класть в миску еду, наливать воду,

Наблюдая за ростом деревьев, дети знают, что и они требуют ухода и

различают их по характерным признакам (форма, окраска листьев, цветов, на

В своей работе по ознакомлению детей с природой я обращаю большое

внимание на игру. Игра оказывает развивающее действие потому, что она

квитанции, устроить животных получше, т.к. они ехали в тесноте и устали.

Здесь воспитывается уважение к труду, любовь и бережное отношение к

Словесно - дидактические игры тоже играют большую роль. Это такие

Одна из распространённых форм работы в группе - беседа, которая

формирует в детях убеждение необходимой помощи природе, в сохранении её

красоты и богатства, воспитывает любовь к ней. В ходе беседы я использую

природе, а родителям предлагаю смотреть вместе с детьми телепередачу

Очень много у нас в группе имеется художественной литературы о

рассматривают и слушают их содержание. Все что дети увидели, услышали, о

чём узнали, стараются передать и в своих рисунках. В результате этого

обогащается их знание, уточняются представления об объектах и явлениях

природы, развиваются наблюдательность и память.

Так, от занятия к занятию дети знакомятся с приметами времён года,

природы, умеют бережно относиться к ней. В группе я провожу выставки

Для большего познания природы мы проводим опыты. С помощью их мы

выявляем свойства воздуха, песка, снега, камней, воды, сезона года и т.д.

Для того чтобы лучше познакомить детей со строением растений я использую

модели. С помощью моделей можно обозначить условия жизни, потребности

живых организмов. Живые организмы дышат, питаются, растут, двигаются,

размножаются. Модели использую при составлении рассказов о природе. С

Воспитание у детей любви к природе должно проходить и в семье.

Работа с родителями проводится постоянно через консультации, с которыми

они могут познакомиться в родительском уголке. Провожу анкетирование

родителей. Активно привлекаю родителей к выполнению домашнего задания:

предлагаю дома проделать ряд опытов с водой, воздухом и др. в беседах,

экскурсиях с родителями.

Формирование у детей знаний о природе на занятиях, в беседах,

иллюстрации способствуют осознанию того, что природа требует к себе

бережного отношения. Дети знают о пользе природы и стараются ей не

вредить. Мы познаём, исследуем и охраняем природу. Природа развивает нас

нравственно и конечно, мы учимся у природы.

У детей необходимо воспитывать любовь к природе с раннего детства.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда

точно знаешь, что под ним разумеется. Нужно учить ребятишек правильно

вести себя в природе и среди людей. Активная, экологически правильная и

развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами

деятельность детей развивает положительные качества бережного отношения

к окружающей нас среде.

Чтобы экологическое воспитание учило детей человечности, мы учим

понимать себя и всё то, что происходит вокруг. Правильное поведение детей в

экологическое воспитание. Ребёнок накапливает опыт отношения к миру, у

него формируется чуткость и душевная отзывчивость, а так же раскрывается

идея взаимосвязи и единства живого и неживого. Важно беречь среду - воду,

воздух, землю, сохранять их качество, экономно расходовать, не загрязнять.

Автор: Дёмина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ - детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: р.п. Краснообск Новосибирский район Новосибирская область
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Организация "Центра природы" в разных возрастных группах детского сада"
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД

Консультация для педсовета по теме:

в разных вохзрастных группах

Дёмина Светлана Владимировна

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления

детей дошкольного возраста с природой. Уголок природы, который органично вписывается

наблюдения и экспериментальную деятельность.

Какое значение имеет уголок природы?

р а зви ва е т с я

любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

развивается творческое воображение.

эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о

живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность

за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения,

увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

У каждой возрастной группы детского сада должен быть свой уголок природы. В связи

с тем, что нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов,

животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения,

которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь

в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии

растениями. На растениях желательно иметь таблички с названием.

Как используется уголок природы в педагогическом процессе? Воспитатель

организует в нем три вида деятельности: создание и подержание необходимых условий для

жизни растений, познавательно-ознакомительную и общение с природой.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и

временных. Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В 1

младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за

растениями. Рекомендуются растения с крупными листьями и ярко цветущие.

выраженными стеблем, листьями и цветами. Дети должны знать название 2-3 комнатных

растений. Воспитатель всем своим поведением (действиями, словами, интонацией голоса)

создает образец правильного и гуманного отношения к природе. Показывает, как надо

делать, чтобы растения хорошо себя чувствовали, дети по просьбе воспитателя выполняют

небольшие поручения, действия.

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут

растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать

названия 4-5 растений. В средней группе воспитатель

и дети выступают в паре, но

приоритет остается за воспитателем, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с

В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов

растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а

растений. Формула этого возраста: «Вы делаете, а я вам помогаю. Я ваш помощник,

отмечать успехи и продвижение.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний

период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц,

этого «Огород

огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне; использование

удобрений в детском саду запрещено.

и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они

могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки. Так, в младших группах

В старших группах можно использовать элементы знакомства с историей

предметов русского быта /колодец, коромысло с ведрами и т.д./

Возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность

лежит на воспитателе. В младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки.

В средней группе лучше всего использовать не более двух-трех грядок, потому что

возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут.

В старшей и подготовительной группах до 5 растений. Данная возрастная категория

предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию

огорода и сформированы азы по уходу за ним. Тут могут быть знакомые детям лук, бобы,

Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой

поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно

разместить сетку для плетения огурца по боковой стене окна.

Примерный перечень растений для посадки в группе:

Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в

дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

В средних - дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые

листья). В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают

окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут

быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют

условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный

Ещё рекомендуется проводить опытническую деятельность: целесообразно отвести

место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами: между

двумя плоскостями в вату, в камни. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные

условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей —

холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные

наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью

рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере

убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для

наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью это будут осенние букеты и

цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из

природного материала. Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки

Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и

листьями). Для средних групп – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко

Для старших

подготовительных –

(растущих на территории детского сада).

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая

природе. Например, в младшей группе можно повесить картину с изображением сезона,

например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по

изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с

прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в

уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для

обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце

дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь муляжи / овощи и

Читайте также: