Знаю что имею права

Обновлено: 04.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Недавно мы с удивлением узнали, что в этом году субсидированные кредиты на покупку авто будут выдаваться без ограничения минимальной суммы первоначального взноса. Или взять хотя бы злополучную программу ИЖСК - ведь кто-то успел получить по ней скидку на ипотеку! Но вообще ситуация для России типичная: многие из нас даже не подозревают, что имеют право на какую-то поддержку от государства. Более того, это право прописано в многочисленных законах и нормативных актах, но доносить подобную информацию до широкой общественности никто не спешит. Исправляем досадное недоразумение и предлагаем список льгот, о которых не все знают и льготников, которые не всегда догадываются о своих правах. Теперь вы знаете ваши права!

В категорию льготников россияне попадают буквально с рождения. И иногда вполне обоснованно.

Дети до трех лет: бесплатные лекарства

Лечение обычной детской простуды обходится в полторы-две тысячи рублей. Часто это значительная сумма для семьи с маленьким ребенком. Но не спешите доставать кошелек или занимать деньги. Для детей до трех лет предусмотрены бесплатные лекарства. Причем в список из двухсот наименований входят не только редкие и дорогие препараты, но и обычные нурофен или панкреатин. Перечень ежегодно обновляется. Полностью ознакомиться со списком бесплатных лекарств на 2017 год можно здесь. Ограничение только одно - ребенку должно быть меньше трех лет. После трех лет право на льготы доступно детям из многодетных семей – до 6 лет и детям-инвалидам, независимо от группы инвалидности – до 18 лет.

По закону, лечащий врач обязан разъяснить своим пациентам возможность получения льготы и ознакомить с перечнем бесплатных лекарственных средств, но далеко не каждый это делает.

Школьники и студенты - льготы на транспорт

Если говорить о поездках посерьезнее и цифрах покрупнее, то в 2017 году руководство РЖД по-прежнему предоставляет школьникам скидки на поезда дальнего следования. Скидка для учащихся, которым исполнилось 10 лет, действует до 15 мая и с 1 сентября по 31 декабря 2017 года.

Пассажиры РЖД - право на ошибку

Что касается пассажиров РЖД, то они, оказывается, имеют множество малоизвестных прав и возможностей. Прекрасная новость для невнимательных путешественников, покупающих билеты через Интернет. Если вы сделали ошибку, и данные в паспорте и билете расходятся на одну букву в фамилии и на одну цифру в номере, то человек все равно допускается к проезду.

Туалеты на вокзалах для пассажиров бесплатны. При предъявлении билета с вас не должны взимать деньги за посещение туалетов по пути следования поезда. Так что не выбрасывайте свой билет, в том числе и электронный.

Ну, и пора положить конец спору между "верхними" и "нижними". Преимущественное право использования нижнего места для багажа имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места — пассажир, путешествующий на верхней. Так что вы не обязаны ни с кем делиться рундуком под своей нижней полкой.

У проводника можно бесплатно попросить стакан, ложку, даже если вы не покупаете чай, вилку, набор ниток и иголок, предметы ухода за одеждой и обувью, медикаменты, а также настольные игры (шашки, шахматы, домино).

Матери-одиночки - трудовые льготы и удвоенный налоговый вычет

Суммы денежных выплат одиноким и не одиноким матерям давно стали поводом для иронии. Однако не все знают, что у самостоятельных мам есть и набор трудовых льгот:

- по требованию предоставляется льгота в виде неполного рабочего дня/недели;

- льгота на возможность отказа от работы сверхурочно, командировок;

- льгота на ребенка-инвалида — четыре дополнительных выходных дня в течение месяца;

- льгота по увольнению — нельзя уволить по инициативе работодателя (за исключением случаев нарушения матерью-одиночкой некоторых дисциплинарных правил, указанных в ст. 261 Трудового кодекса РФ);

- льгота по отпуску — 14 дней к основному отпуску, если это записано в коллективном договоре.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ дает матерям-одиночкам право на двойной размер налогового вычета на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. Размер такого вычета не зависит от материального благосостояния работающей мамы, получения других льгот и пособий и составляет 2800 руб. В том случае, если одинокая мать воспитывает ребенка-инвалида, сумма вычета будет увеличена до 6000 руб. Также мать-одиночка имеет право не уплачивать налог на имущество физических лиц.

Доноры - выплаты, отпуск и путевки

В этом году увеличился размер ежегодной денежной выплаты почетным донорам. С 1 февраля он составит 13 041,14 рубля, не облагаемых налогом. Все остальным по-прежнему полагаются два дня оплачиваемого отдыха и бесплатные путевки в санаторий донору, сдавшему в текущем году две максимальные дозы крови.

Больницы и поликлиники обязаны принимать граждан, имеющих звание "Почетный донор", без очереди. Все дополнительные обследования и процедуры, на которые существует очередность, тоже проводятся по льготной записи.

Пенсионеры - освобождение о налогов

Немногие знают - пенсионеры освобождены от уплаты имущественного налога (на дом, квартиру, гараж или другое помещение). Эту льготу получают даже работающие пенсионеры. Правило действует и в том случае, если имеется доля в праве общей собственности. Чтобы не платить налог на имущество, нужно предъявить в налоговые органы пенсионное удостоверение, паспорт и желательно взять с собой копии этих документов. Если пенсионер платил налог на имущество, то после предъявления удостоверения налоговая служба должна пересчитать налоговые поступления и вернуть уплаченные деньги.

Пенсионеры старше 80 лет имеют право на бесплатное медицинское и социальное обслуживание, включая дома-интернаты, дома престарелых и другие государственные медицинские учреждения. При наличии проблем с жильём (например, аварийное жильё) может быть предоставлено жилое помещение от государства.

Желающие взять отпуск за свой счет

Если вы берете отпуск за свой счет по соглашению с работодателем, то именно с ним можете обговорить и сроки, потому что четкого ограничения, что отпуск может быть взят только на 5 дней, нет. Однако в ТК РФ обговариваются такие мелкие нюансы, как максимально допустимый срок для некоторых категорий граждан:

- работающие пенсионеры – положено 14 календарных дополнительных отпускных дней;

- инвалиды, принятые на работу предприятием, – за ними закреплено право на 60 дней;

- супруги военнослужащих, погибших при выполнении служебного долга, а также их родители. Отпуск за свой счет должен быть в этом случае не менее 2 недель.

Это обязательный отпуск без сохранения заработной платы, в котором работодатель не сможет отказать сотруднику, даже если на работе аврал.

Мы допускаем, что этот список далеко не полный. Если вам известны другие права и льготы, о которых мало кто знает, - делимся в комментариях.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 337 записей в блогах и 4442 комментария.
Зарегистрировалось 24 новых макспаркеров. Теперь нас 5030148.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
  • развитие умения отстаивать свои права;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие логического мышления.
  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
  • умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Участники: учащиеся 9-11 классов.

  • три больших стола, стулья;
  • мультимедийное оборудование.
  • презентация по материалам правовой игры.
  • раздаточные материалы для работы команд
  • листы работы жюри. (Приложение 7). Приложения

Оформление: книжная выставка “Права и обязанности”; на сцене изображение земного шара и нарисованные лица детей, большими буквами написано “Мир права”.

  • карточки и таблички с названием команд,
  • карточки с заданиями,
  • ручки,
  • буклеты с правами и обязанностями.

При входе в зал, каждый игрок получает геометрическую фигурку разного цвета (всего три цвета (красный, белый, синий)

Звучит заставка “Я имею право”.

Добрый день, участники и гости нашей игры!

  1. Что такое право? (Система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
  2. Кто следит за выполнением этих правил? (Государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием “Великая хартия вольностей”. Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – “Декларация независимости”, в 1789 г. появляется французская “Декларация прав человека и гражданина”.

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

- Что это за организация?

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Очень тесно связана со “Всеобщей декларацией прав человека” “Конвенция о правах ребенка”.

- Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от “Всеобщей декларации прав человека”, которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, “Конвенция о правах ребенка” принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех детей.

В “Конвенции о правах ребенка” сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и обязанностях. (Конституция РФ, семейный кодекс) (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого. Сегодня наша игра посвящена теме "Права и обязанности ребенка".

Ребята, у каждого из вас в руках ромбик определённого цвета, давайте пересядем за столики так, чтобы за один стол собрались все с одним цветом ромбиков.

Итак, команды сформированы, теперь необходимо выбрать капитана команды, название и девиз. Следить за игрой, и оценивать нашу игру будет компетентное жюри, то есть коллегия Верховных Судей в составе: директор школы Васильева Н.А., учитель истории и обществознания Кузнецова А.А., завуч по воспитательной работе Носова А.Г.

Звучит музыкальная отбивка.

Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.

Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.

Конкурсы

Конкурс 1. В лабиринте понятий

Командам раздаются карточки, (Приложение 1) на которых написаны определения.

Ведущий: Ваша задача быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается.

Список слов: Трудовой кодекс. Конвенция. Приговор. Преступление. Юридическая ответственность. Гражданские свободы. Презумпция невиновности. Кодекс. Конституция. Право. Вандализм. Демократия.

Конкурс 2. Я имею право

  • Рождения
  • 14 лет
  • 16 лет
  • 18 лет

Конкурс 3. Имею права и не только

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, (Приложение 3) что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)

3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства. (Право)

6. Добросовестно учиться. (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)

9. Выбор формы образования. (Право)

10. Носить школьную форму. (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе. (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)

14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

Конкурс 4. "Корыстные преступления"

Лабиринте понятий слов на экране__________________

Приведены описания корыстных преступлений, (Приложение 4) т.е. преступлений против собственности. Вы должны, определить к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение, т.е. квалифицировать его.

За правильный ответ - 1 балл (максимально - 7 б.)

Конкурс 5. “Жизнь с правами и без”

Команды получают контрольные листы (Приложение 5) с таблицей: В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации; Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогут осуществить эти житейские ситуации.

Задание для 1-й команды

Задание для 2-й команды

Задание для 3-й команды

Конкурс 6. Права человека в песнях. (Приложение 6)

Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?

Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Сейчас я хочу вам раздать буклеты, (Приложение 8) в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать “Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!”. Поступай с окружающими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Внеклассное мероприятие проводится в виде игры –викторины, можно организовать в виде игры по станциям. Игра направлена на знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания. Занятие способствует активизировать познавательные процессы учащихся, формировать у участников умения применять свои знания на практике ,слушать собеседника, уважать его права, способствует формированию сплоченности в коллективе, развитию навыков межличностного общения. Активное применение ситуаций правовой ориентации в игре способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний

ВложениеРазмер
igra-viktorina_moi_prava_i_obyazannosti_.docx 29.83 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка

2.развитие умения отстаивать свои права;

3.воспитание чувства ответственности;

4.умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Заранее класс делится на 3 или 4 команды.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Ребята! Готовы вы к уроку?

На Вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

Педагог: Ребята! Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

(Сегодня мы будем говорить о правах.)

- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах . Наше занятие я предлагаю провести в виде игры-викторины.

Вы уже разделились по командам. Каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. Во время игры я внимательно буду следить как вы будет работать команда, на за дисциплину и сплоченность команда может получить дополнительные 2 балла

ПРАВО – ЭТО то, что ты можешь делать..Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона.

Педагог: Правильно, ребята. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями

ОБЯЗАННОСТЬ - это действия, которые мы должны обязательно выполнять .

Педаго г: Как вы думаете всегда ли дети имели права?

Давайте вспомним основные права ,которые есть у каждого ребенка

Это право на жизнь

Право на имя, фамилию,

Право иметь родителей

Право на образование

Право на мед. обслуживание

Право на личную неприкосновенность

Право на всестороннее развитие. .

Право свободно выражать свои взгляды

Право на собственное мнение

Право на защиту от всех форм насилия

Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях

Как вы знаете свои права, мы сейчас и проверим

Педагог: В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.

5.Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)

8.Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (Правом на свободный труд)

10. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? /Баба-Яга)

11. Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика? /Гуси лебеди/

12.Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его /Царевна лягушка/

14. В какой сказке во всех отношениях серый осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? Красная шапочка/

15. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. /Волк и семеро козлят

Педагог: Внимательно посмотрите на экран и пользуясь Конвенцией о правах ребенка, ответьте сказочному герою , чтобы он не нарушал права другого героя.

Колобок: Согласно конвенции о правах ребенка, волк ты не имеешь право …( посягать на мою жизнь).

Буратино: … (Не имеешь права лишать меня имущества).

Козлята: … (Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу).

Педагог: Сейчас прозвучат отрывки из хорошо известных вам детских песен и песен героев мультфильмов.. Определите, о каких правах в них идет речь

Молодцы, ребята! Я вижу вы хорошо знаете свои права. Но кроме прав, у нас еще есть обязанности.

Сейчас мы проверим, различаете ли вы права и обязанности. Если я называю право – вы хлопаете, если обязанность – топаете

1. Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право - дети хлопают)

2. Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь врача. (Право - дети хлопают)

3. Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии. (Обязанность – топают ногами)

4. Дети учатся в школе. (Право и обязанность - хлопают в ладоши и топают)

5. Ежемесячно граждане отчисляют из своей зарплаты налоги. (Обязанность – топают ногами)

6. Родители воспитывают своих детей. (Обязанность – топают ногами)

7. Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право - дети хлопают)

8. Каждый школьник соблюдает правила поведения в школе. (Обязанность – топают ногами)

Иметь фамилию, имя, отчество

Беречь школьное имущество

Ходить на кружок

Заботиться о животных

Жить с родителями

Высказывать свои мысли

Отдыхать на перемене

Получать бесплатное образование

Лечиться в больнице

Соблюдать Устав школы

Педагог: Сейчас я дам каждой команде листочек с рисунками (свидетельство о рождении, сердечко, книга, домик, конверт, красный крест, тетрадь, расческа, хозяйственная сумка)

Скажите, о каких правах или обязанностях говорят эти предметы.

Свидетельство о рождении – право на имя, фамилию, право на жизнь.

Сердечко – право на любовь и уважение.

Книга- право на образование.

Домик -право на дом, семью.

Конверт - право на тайну переписки.

Красный крест – право на медицинское обслуживание.

Тетрадь - обязанность хорошо учиться.

Расческа- обязанность быть опрятным.

Педагог: Вот и подошли к концу наши конкурсы. (Подведение итогов, вручение грамот)

Ребята, мы сегодня с вами поговорили о правах и обязанностях. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Правовая викторина "Мои права и обязанности"

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.Задачи мероприятия:·.


Викторина, посвященная Дню прав человека.

План-конспект урока физической культуры по теме: "Баскетбол. Теоретические сведения. Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитаны команды"

Цель урока: Теоретические сведения: Правила игры. Персональные замечания, права и обязанности капитана командыЗадачи урока:1.Повторить технтку броска в кольцо2. Ведение мяча, передвигаясь .


Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, право на игру, право на образование, право на медицинское обслуживание, право на любовь и заботу).Развива.


Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста

Интерактивная игра "Поле чудес"Права и обязанности детей" для детей старшего дошкольного возвраста.


игра по станциям Права и обязанности


Цель мероприятия: правовое воспитание, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также: