Знание правовых основ деятельности как условие профессионального становления специалиста психолога

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Основы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности психологической службы в общеобразовательной организации

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в перечень психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования включены вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации), вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

В связи с тем, что педагог-психолог, наряду с учителями-предметниками, является специалистом, обеспечивающим реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, органам власти субъектов Российской Федерации рекомендуется заявлять данную категорию специалистов в составе педагогических работников образовательных учреждений общего образования, дошкольных образовательных учреждений, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 средняя заработная плата должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе.

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в вопросах реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого Центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В связи с этим рекомендуется при разработке/актуализации Положения о психологической службе субъекта Российской Федерации определять необходимость разделения функций Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и функции психологической службы в образовательной организации в целях исключения их дублирования. При этом следует учитывать, что в том случае, когда между ЦППМСП и ОО заключается договор на оказание психолого-педагогических услуг, функции педагога-психолога ОО осуществляют специалисты ЦППМСП.

Профессиональный стандарт как инструмент развития квалификации педагогов-психологов

В соответствии с законодательством профессиональный стандарт устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы педагога-психолога, а также определяет (если требуется) особые условия допуска к работе, поэтому работодателю рекомендуется оценивать квалификацию специалиста на основе профессионального стандарта. В связи с этим необходимо напомнить, что в соответствии с профстандартом у педагога-психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что если педагог-психолог, работающий в образовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной квалификацией). В том случае, если у специалиста отсутствует высшее образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании (высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).

анализ требований профстандарта к квалификации работников;

анализ соответствия уровня образования и практического опыта работников требованиям профстандарта для данного вида деятельности;

определение условий выявления и освоения работниками компетенций, заявленных в профстандарте, в том числе предусматривающих персонифицированный подход к профессиональному развитию специалиста, дополнительному профессиональному образованию;

определение потребности в профессиональном или дополнительном профессиональном образовании в целях приведения квалификационных характеристик работников и их компетенций в соответствие профстандарту;

формирование профессионального запроса на профессиональное или дополнительное профессиональное образование работников в соответствии с требованиями профстандарта и с учетом уровня образования специалиста, стажа работы в данной области, специфики его организации, индивидуальных профессиональных интересов и возможностей;

организация профессионального или дополнительного профессионального образования по приведению в соответствие квалификационных характеристик и компетенций работников требованиям профстандарта.

Права и полномочия педагога-психолога при работе с обучающимися и их родителями (законными представителями)

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

Следует учитывать, что помимо юридических оснований деятельности педагога-психолога, существуют и общественно-профессиональные, отраженные, в частности, в Примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников (письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20.08.2019 № ИП-941/06/484) и документах тех профессиональных организаций, членом которых является специалист.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

[1] Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: