Знание какого количества языков назвали граждане россии по время переписи населения

Обновлено: 18.05.2024

Главное, что создает ученый - гуманитарий - это научный текст в виде книги, статьи, заметки или рецензии.

Ученый может также выступать автором идеи, составителем и редактором коллективного труда или серийного издания.

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других.


Опыт Всероссийской переписи населения 2002 г. показал, что, несмотря на трудоемкость сбора и обработки информации о национальностях и языках, полученные данные являются одними из самых востребованных переписных материалов и по прошествии шести лет, они не утратили своей актуальности. Важно отметить, что материалы о национальном (этническом) составе населения Российской Федерации, а также некоторые данные о языковой ситуации и сегодня используются для совершенствования законодательства федерального и регионального уровней, для разработки и информационного сопровождения федеральных нацпроектов, федеральных целевых программ.

Учитывая, что за последние годы отечественная статистика утратила (или почти утратила) прочие источники информации об этническом составе населения, современная перепись превратилась в безальтернативный ресурс. Никакие иные исследования, будь то социологические, этнографические и любые другие, связанные с выборочными опросами населения на ограниченных территориях, не в состоянии конкурировать с данными о национальностях и языках, получаемыми всеобщей переписью. Опыт работы Института этнологии и антропологии РАН, накопленный за многие десятилетия, свидетельствует о том, что данные переписей уникальны. Поэтому, каковы бы ни были мнения некоторых ученых и представителей управленческих структур, что, якобы, вопросы о национальности усложняют процедуру или даже противозаконны, необходимо осознавать, что именно эти данные, наряду с основными демографическими сведениями, являются важнейшим итогом общегосударственной переписи.

Мнение о том, что в других государствах переписи не учитывают национальность или языки во многом ошибочно. Соответствующие виды учета осуществляются как раз во многих странах, однако при этом используются свои концепции и методики. В структурах ООН уже в течение ряда лет обсуждаются варианты рекомендаций, которые бы способствовали развитию форм статистического учета тех категорий населения, которые относятся к культурным и языковым меньшинствам. Это, в частности, продиктовано требованиями международных норм о защите прав меньшинств. Многие из этих норм, кстати, признаны и действуют на территории Российской Федерации. Наиболее распространенным подходом является фиксация этнического состава населения страны, в том числе с предоставлением права гражданам указывать сложное этническое и даже расовое происхождение.

Переписные итоги о национальностях и распространенных в стране языках в советский период не могли быть адекватными по многим причинам, в том числе причинам идеологическим. Сегодня, когда ограничения подобного рода как бы сняты, все же имеется немало поводов сохранять старые идеологические доктрины и, соответственно – прежние методы сбора и обработки информации. Вместе с тем, программа переписи-2010 является шагом вперед. Наш доклад имеет целью развить эти достижения, дабы результаты очередного всероссийского опроса стали еще более адекватными и более полно отвечали потребностям развития российского государства.

О списке национальностей

Сотрудникам Российской академии наук и специалистам Росстата необходимо преодолеть заблуждение, что цифры переписи напрямую отражают количество и численный состав народов России. Если бы это было так, можно было бы говорить о практическом исчезновении в одном только Дагестане кайтагцев, кубачинцев, арчинцев и других. Арчинцев переписчики насчитали только 100 человек, а по наблюдениям этнографов, их не менее тысячи. Кубачинцев должно быть порядка 6 тысяч, а учтено менее сотни. Огромное несоответствие в отношении кайтагцев: ожидалось чуть ли не 30 тысяч, а получилось всего 5 человек – двое мужчин и три женщины.

Во время переписного опроса трудно добиться высокой точности учета, особенно в отношении малочисленных национальностей. Однако важно осознавать, что данные переписи является во многом уникальным источником, а также и важнейшим ориентиром для изучения национального состава населения Российской Федерации.

– переименовать так называемый словарь национальностей для кодирования

– повысить точность комментариев, которые публикуются вместе с итогами переписи.

Технически учет двойной национальной принадлежности не более труден, нежели учет языков владения. Ведь по условиям переписи каждый опрашиваемый может указать, что владеет несколькими языками, поскольку для разработчиков программы переписи очевидно, что человек может знать более одного языка. Также опрашиваемый вправе назвать несколько источников средств существования, ведь таких источников действительно может быть несколько. Однако согласиться с тем, что у опрашиваемого родители могут быть разной национальности, оказалось почему-то трудно. Это довольно таки странно, ведь и без этнографических исследований, факт межнационального смешения очевиден из житейских наблюдений. И получилось по результатам переписи 2002 г., что численность в России украинцев сократилась почти вдвое. При этом из более ранней переписи известно, что 76% украинцев в России живут в смешанных семьях. То же можно сказать в отношении белорусов, мордвы, коми, евреев, немцев и многих других.

Задача более точного учета переписных категорий населения вроде бы является очевидной для статистики. Осталось только признать, что точность учета и однозначность – это не одно и то же. Если национальная принадлежность человека не является однозначной, то, следовательно, фиксирование единичного ответа вместо множественного является ошибочным. А значит, и итоги переписи будут менее достоверными. Относительно некоторых дагестанских национальностей, итоги вообще оказалась некорректными.

Если бы перепись была способна учитывать двойную национальную принадлежность, можно было бы избежать многих конфликтных ситуаций. Например, менее острыми были бы политические отношения в Башкирии, где масса жалоб на нарушения конституционных прав башкирских татар, не учтенных государственной переписью. После переписи 2002 г. татары в Башкирии даже сделали попытку провести самоперепись. Широко известны скандальные примеры с кряшенами в Татарстане, и т.д. Если бы перепись была способна учитывать двойную национальную принадлежность, не было бы такого большого количества не указавших национальность – почти 1,5 миллиона человек.

Применение нового метода учета национальной принадлежности могло быть революционным для переписи 2010 г. и вариант переписной анкеты, разработанный Росстатом в 2007 г., как раз предусматривал такую возможность:

Разработчики программы говорят, что, если опрашиваемые сами захотят указать две национальности, они это сделают. Мол, подсказывать нельзя, это неконституционно (якобы, нарушается принцип самоопределения). Но проблема как раз в том и заключается, что опрашиваемые не будут знать, что есть возможность указать две национальности. А это как раз и есть нарушение прав и принципа самоопределения. Если человек не может дать однозначный ответ на вопрос о национальности, и соответствующая графа переписной анкеты остается незаполненной, значит, в данной ситуации он лишен равных прав с остальными гражданами.

Особое внимание нужно уделить разработке инструкции для переписчика по вопросу о национальности. Наши исследования показали, что по вопросу о национальной принадлежности скупые и невнятные инструкции для переписчиков в 2002 г. порождали трудности опроса, и это повлияло на точность переписных данных.

О языках в переписи

Осуществляя сбор информации о языках, нужно исходить из того, что перепись не может выяснить, насколько человек хорошо владеет тем или иным языком. Можно, конечно, совершенствовать методику опроса, но все же изучение языковой компетенции – это не задача переписи. Это вполне очевидно. Ведь не является задачей переписи проверка уровня образования опрашиваемого, хотя он и говорит о своем образовании, или, например, проверка его действительного состояния в браке.

Для чего же нужен в переписи вопрос о языке? В дореволюционной переписи вопрос о языке заменял вопрос о национальности, а в предвоенных переписях он служил дополнением к этому вопросу. Поэтому переписчики спрашивали не о языках, которыми люди повседневно пользовались, а только о родном языке. В те годы родной язык расценивался как синоним национальности и служил ее подтверждением. Такой подход в 1920-е годы был во многом оправдан, ведь еще не было огромного притока людей в города и промышленные центры, еще не было массового смешения культур и языков. Распространение языков виделось как простое повторение картины национальностей или народностей – так в те годы было принято говорить. Таким образом, прямым назначением вопроса о родном языке было уточнить национальность опрашиваемого, если полученные итоги опроса недостаточно определенны. Язык в тех переписях не имел самостоятельной ценности для статистики.

Далее, в переписях 1937 и 1939 годов, а также в послевоенной переписи 1959 г. упомянутые инструктивные указания были убраны. Однако итоги переписей о родном языке стали рассматривать как сведения о знании и распространении языков. Язык превратился в самостоятельный объект переписи, но инструментарий оставался прежним. Этот инструментарий позволял учесть в основном только тот язык, который совпадал с национальностью опрашиваемого. Между тем, реальная языковая ситуация уже в те годы была иной – быстрыми темпами распространялся русский язык и доминирующие в республиках СССР языки. Развивалось двуязычие. Все указывало на то, что языковые практики населения гораздо шире, чем показывает перепись.

Вопрос о родном языке не давал картину знания языков. Как и по старинке получалось, что, если якут назвал родным языком якутский, а калмык назвал родным языком калмыцкий, то считалось, что эти языки действительно в ходу. На самом деле знание того же калмыцкого среди калмыков было намного ниже знания русского языка. Тем не менее, переписные итоги по родному языку суммировались с итогами по второму языку владения. Нужно ли говорить, что общая картина, представляемая переписью, была далека от действительности.

Что произошло в переписи 2002 года? В изучении языкового разнообразия населения был сделан настоящий прорыв. Программа впервые была полноценно ориентирована на изучение языка как самостоятельного объекта переписи. Предполагалось задать вопросы о владении русским языком, а также о владении другими языками.

Сейчас принято решение вернуть вопрос о родном языке на бланк переписи. Мотивируют это положениями Конституции. Кроме того, сведения о родном языке действительно помогают разобраться в сложностях подсчета национального состава населения. Однако напомним, что сведения о родном языке не будут отражать действительного распространения языков в Российской Федерации.

Между тем, перепись должна предоставлять не только точные данные, но и отвечать на актуальные вопросы современности. Как известно, Генеральная конференция ЮНЕСКО еще в 1999 г. провозгласила Международный день родного языка, который отмечается 21 февраля. Это было сделано для привлечения международного сообщества к проблеме защиты исчезающих языков и тех языков, позиции которых ослаблены. Очевидно, что, если в переписи 2010 г. использовать прежние подходы, то мы не получим знаний об устойчивости или угасании языков. Мы не получим действительной языковой картины. Следует также напомнить, что Россия подписала Европейскую Хартию региональных языков и языков меньшинств,[2] и вскоре предполагается ратификация этого документа. Согласно ему, государство обязуется представлять отчеты международному сообществу о выполнении основных норм.

В указанном документе важнейшим является термин "региональные языки или языки меньшинств". Под ними понимаются языки, которые традиционно используются жителями государства. Подчеркнем, речь идет не о языках владения, а именно о языках пользования, т.е. активных, действующих языках.

В рамках выполнения международных обязательств, России необходимо показывать на цифрах, какова доля населения, использующая региональный язык. А по данным прошлых переписей такие цифры представить невозможно. Если применять метод переписи 2002 г., тогда придется приравнять число тех, кто называет родным языком язык своей национальности, даже, возможно, им не владея, но считая это более корректным к числу людей, которые действительно владеют языком, а тем более им пользуюся.. И в этом случае возникнет абсурдный результат: в России к языкам меньшинств придется причислить английский и французский языки, о владении которыми заявили миллионы россиян. Нашей стране придется защищать и поддерживать на своей территории в первую очередь именно эти языки. Мы предлагаем усовершенствовать тематический блок о языках, дополнив его вопросом об используемых языках. После вопроса о языках владения, уместен, например, такой вопрос:

(вопрос задавать, если имеется ответ на вопрос 9.2. о владении другими языками)

В инструкции для переписчика нужно отметить следующее: требуется указать язык или языки, на которых опрашиваемый чаще всего говорит в семье, на работе, в общественных местах. Наше предложение лишь незначительно усложнит переписную процедуру, но полученные в комплексе сведения впервые в истории отечественных переписей позволят получить полноценную картину о языках Российской Федерации.

В заключении нашего доклада один вопрос общего характера об обязательности переписи. Опыт прошлой переписи 2002 г. показал, что далеко не все население согласно в ней принимать участие. Прежде всего, речь идет о населении крупных городов, трудовых мигрантах, а также иностранцах, прибывших из стран дальнего зарубежья. В связи с этим Росстат предпринял попытки (и предпринимает их до сих пор) по внесению дополнения в федеральный закон о переписи, которое бы предусматривало обязательное участие в переписи граждан.

По поводу обязательности существуют разные точки зрения. Если рассматривать зарубежный опыт, то там участие в переписи, как правило, обязательное и стимулирование участия предусматривается наложением внушительных штрафов на нарушителей.

В нашей стране вопрос об обязательности в значительной мере перечеркивается развитием законодательных норм о персональных данных. Причем имеется в виду даже не столько недавний федеральный закон о персональных данных, сколько положения Конституции Российской Федерации.

Заполнение бланков переписи, где указаны имя и фамилия опрашиваемого, а также код счетного участка (фактически адрес), безусловно, является вторжением в частную жизнь.

Это означает, что, какими бы ни были поправки к закону о переписи, положения об обязательном участии будут неконституционными.

Сказанное не означает, что закон не должен предъявлять требования обязательного участия в переписи. Но это требование должно быть адресовано не населению, а различным государственным и муниципальным службам. Опыт прошлой переписи показал, что как раз этого вида сотрудничества зачастую недоставало для эффективной работы переписчиков. Известно, что в Москве переписчики тратили много времени не на то, чтобы произвести опрос, а чтобы добиться возможности получить номера телефонов тех, к кому они должны были прийти с вопросниками. Много времени и усилий тратилось на выяснение дверных кодов для проникновения в подъезды московских многоэтажек.

Участие чиновников в переписи не должно быть обязательным и добросовестным, а уклонение от этого должно наказываться. Особо строго – за фальсификации-приписки или переделывание первичного материала.

[2] Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств (Страсбург, 5 ноября 1992 г.).

Советский плакат, рекламирующий перепись населения 1937 г.

В течение полутора недель счетчики, набранные среди студентов, пенсионеров, домохозяек и безработных, будут ходить по домам, чтобы взять на карандаш каждую живую душу.

Государство призывает граждан отнестись к делу сознательно: не выставлять счетчиков за дверь и не записываться, как в прошлый раз, "марсианами" и "хоббитами". Хотя теоретически такое право, как и во время предыдущей переписи, есть у каждого.

Реальную проблему представляют не шутники, а люди, живущие в арендованных квартирах без регистрации. Они наверняка сделают все, чтобы избежать встречи с переписчиками, сколько бы их ни уверяли, что собранные данные в милицию и налоговую инспекцию не пойдут.

Дешевле, чем в США

Правительство потратит на перепись 17 млрд рублей - вчетверо больше, чем в 2002 году.

Как сообщил глава Росстата Александр Суринов, в США бюджет переписи формируется из расчета 50 долларов на жителя страны, а в России выходит меньше четырех долларов.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Большая часть бюджета переписи пойдет на оплату труда ее участников, остальное - на печатание анкет, обработку данных и на то, чтобы выдать каждому переписчику синюю папку, синий же шарфик с надписью "ВПН-2010", фонарик и свисток.

В переписчики набрано 650 тысяч человек, которые получат по 550 рублей за каждый день работы.

Студенты на интернет-форумах жалуются, что администрация вузов платить им не собирается, а лишь обещает засчитать производственную практику.

Кроме того, рекламному агентству Movie, которое еще в 2002 году придумало девиз "России важен каждый", выделен новый рекламный бюджет.

Хотя сторонники Эдуарда Лимонова призвали к бойкоту переписи, по данным опроса, 88% граждан готовы ответить на вопросы.

Книга Страшного Суда

Сколько существует государство, оно всегда стремилось посчитать народ с простой и понятной целью - чтобы никто не уклонился от налогов и других повинностей, и чтобы заранее планировать свои доходы. Лишь в конце XIX века, и то лишь в передовых странах, утвердилась мысль, что правительство должно не только обдирать граждан, но и заботиться о них, и данные переписей стали использоваться для расчета социальных расходов.

По имеющимся данным, переписи имели место еще во II тысячелетии до нашей эры в древнем Египте, Китае и Вавилоне. Об одном таком мероприятии, осуществленном две тысячи лет назад в Иудее по приказу римского принцепса Августа, всем известно из Евангелия.

В переписчики набрано 650 тысяч человек, которые получат по 550 рублей за каждый день работы

Знала подобные попытки и средневековая Европа. Самая знаменитая из них - "Книга Страшного Суда", составленная в 1086 году по приказу Вильгельма Завоевателя. Правда, нормандский герцог, ставший английским королем, стремился переписать не столько новых подданных, сколько их недвижимое имущество.

Регулярные переписи проводятся в США с 1790-го, в Швеции - с 1800-го, в Британии - с 1801-го, в Норвегии - с 1815-го, во Франции - с 1831 года. Первая подлинно научная перепись, в ходе которой применялись методики, используемые и поныне, состоялась в 1846 году в Бельгии.

Ревизские сказки

Начало учету населения на Руси положили золотоордынские завоеватели.

"Окаянные изочтоша всю землю русскую, токо не чтоша игуменов", - говорится в летописи. С 1246 по 1273 год монголы четыре раза пересчитывали домохозяйства, чтобы определить размер дани, потом этим занялись русские князья.

Старые русские переписи, называвшиеся до Петра I "сошным письмом", а затем "ревизиями", преследовали чисто фискальные цели. В первом случае учитывались крестьянские и посадские дворы, во втором - главы семейств.

Данные не охватывали женщин и детей, холостых и незамужних, а также всех, кто налогов не платил и с этой точки зрения интереса для государства не представлял: дворянство, духовенство, казаков, солдат, так называемых "неподатных простолюдинов", например, ямщиков, бродяг и заключенных, аборигенные народы.

Не проводились ревизии в Польше, Закавказье и Финляндии.

Отчаянно сопротивлялись любому государственному учету старообрядцы, видевшие в нем попытку наложить на них "печать антихристову".

С 1719 по 1857 год состоялось десять ревизий, данные которых, двусмысленно на слух современного человека, именовались "ревизскими сказками".

В промежутках между ними вообще никакого учета населения не велось. Смысл аферы незабвенного Павла Ивановича Чичикова заключался в покупке у помещиков умерших и не приносивших дохода, но по бумагам числившихся живыми крестьян, которых можно было использовать в качестве залога для получения кредита в банке.

"Хозяин земли русской"

Судить о численности населения России в разные эпохи можно лишь приблизительно. По оценочным данным, в начале царствования Петра в стране жили 11-13 миллионов человек, через сто лет, на закате правления Екатерины II – от 33 до 40 миллионов.

Первая и единственная всеобщая перепись населения в Российской империи состоялась в 1897 году. Именно тогда Николай II сделал в разделе "род занятий" знаменитую запись: "Хозяин земли русской" (президент Владимир Путин в аналогичной ситуации поставил галочку в графе "обслуживание населения").

Перепись 1897 года преподносилась как чрезвычайно прогрессивное и общественно полезное начинание. Переписчиками работали Лев Толстой и Антон Чехов.

"Расстрельная перепись"

Владимир Ленин назвал переписи населения "делом огромной государственной важности".

Переписи 1920-го и 1923 годов охватывали только городское население.

Первая всеобщая перепись состоялась 17 декабря 1926 года. Численность населения СССР составила 142 миллиона человек. Горожан среди них оказалось всего 18%, грамотных - 56,6%, причем данные о грамотности указали только для людей моложе 50 лет.

Следующая перепись, проведенная в январе 1937 года, оказалась трагической.

Согласно данным, несколько дней спустя доложенным Сталину и Молотову, численность населения СССР составила 162 миллиона человек.

Вышло неудобно. В середине 1930-х годов, когда, как известно, жить в стране стало лучше и веселее, пропаганда широко оперировала цифрой в 170 миллионов, полученной на основании данных предыдущей переписи и средних показателей рождаемости и смертности. При этом всячески подчеркивалось, что рождаемость в стране победившего пролетариата значительно выше, чем в мире капитала.

Эксперты считают перепись незаменимым источником важных знаний о стране

Расчеты демографов были, в основном, верными. Но в них не учитывалась гибель людей от голодомора, раскулачивания и репрессий, а также многократно выросшая по сравнению с 1926 годом армия узников ГУЛАГа.

"Недостачу" восьми миллионов человек надо было как-то объяснить.

Данные переписи назвали "дефектными", все материалы изъяли и засекретили.

Отсутствие политического чутья дорого обошлось статистикам. Начальника управления народнохозяйственного учета Госплана Краваля, начальника бюро переписи Квиткина и их сотрудников Курмана, Бранда и Обломова объявили "пробравшимися к руководству переписью троцкистско-бухаринскими агентами иностранных разведок" и расстреляли.

В 1939 году провели новую перепись, показавшую "правильный" результат - 170,6 млн человек.

Казалось бы, после истребительной войны самое время было провести новую перепись, но она состоялась лишь в 1959 году.

После этого в СССР прошли еще две переписи: в 1970-м и 1989 годах.

По данным на 12 января 1989 года, население распавшейся через два с половиной года империи составляло 286,7 млн человек, в том числе 147,4 миллионов - в Российской Федерации.

Данные нынешней переписи станут известны через несколько недель, но вряд ли будут сильно отличаться от оценок демографов, оперирующих приблизительной цифрой в 142 миллиона. Так что численность россиян, конечно, не растет, но и для разговоров о стремительном "вымирании" оснований нет.

Незаменимый инструмент?

Хотя бы один раз перепись прошла практически во всех странах. В развитых государствах принято устраивать их каждые 10 лет, в Японии, Дании и Турции - раз в пять лет.

Наряду с традиционным "хождением в народ" используются альтернативные методы.

В США гражданам анкеты рассылают по почте с оплаченным ответом. В Германии выборочно опрашивают лишь каждую десятую семью, а основную массу данных берут из государственных регистров. Дисциплинированных китайцев приглашают на специальные пункты, вроде избирательных участков.

По словам главы Росстата Александра Суринова, в России электронные технологии планируется использовать во время следующей переписи, ориентировочно намеченной на 2020 год.

Возникает вопрос: зачем вообще нужны переписи в XXI веке? При наличии многочисленных компьютеризированных учетов посчитать людей можно в любой момент, и без больших усилий.

Однако специалисты так не думают. Перепись, говорят они, дает массу полезных сведений, которые трудно, а иногда вообще невозможно, получить иначе, нежели со слов самих граждан. Например, об их национальной идентичности и родном языке.

"Это неотъемлемый элемент государственного управления", - уверен доктор экономических наук Андрей Коровкин.

По мнению ученого, знание численности, а главное, структуры населения "позволяет понять, как нужно развивать здравоохранение, пенсионный фонд, как модернизировать армию, в каких преобразованиях нуждается рынок труда".

"Очень важно посмотреть на миграционные потоки, - добавляет профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Михаил Клупт. - В какие города перебирались люди в поисках работы, сколько было приезжих из других стран, возвращались ли они на родину за эти несколько кризисных лет".

Со времени предыдущей переписи в России прошло всего восемь лет.

По данным газеты "Коммерсант", власти планировали мероприятие на 2013 год.

Ожидается, что данные переписи подтвердят благоприятные демографические тенденции последних трех лет, что в преддверии выборов сыграет на руку Кремлю и "Единой России".

Читайте также: