Знание или незнание языка может ли служить основанием для ограничения языковых прав граждан рф

Обновлено: 13.05.2024

В деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

1. Государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

2. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

Статья 11. Язык работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

от 16 ноября 2004 г. N 16-П

Названные положения статьи 68 находятся в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирующими статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2).

Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

Тем самым проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать его. Однако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации. В противном случае создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (статья 6, часть 2; статья 19, часть 2; статьи 43 и 68).

В ведении Российской Федерации находятся:

м) оборона и безопасность;

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

б) защита прав и свобод человека и гражданина

Статья 4. Обеспечение безопасности

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Правомерность зависит от того, какими полномочиями указанный орган будет обладать.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июня 2006 г. N 23

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

опережающее регулирование. Субъект не может вторгаться в вопросы, которые носят универсальный характер и распространяют своё действие на всю территорию РФ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Комментарий к Ст. 26 КРФ

1. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. В ч. 1 комментируемой статьи признается прежде всего право каждого свободно определять и по собственному усмотрению указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

В основе национальной самоидентификации личности лежит, однако, не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям, духовно связанным общим языком, культурой и т.д. При этом самоидентификация не обязательно будет определяться этническим происхождением - национальностью родителей, хотя обычно именно с ней связано восприятие своей национальной принадлежности как в однонациональной семье, так и в смешанной, где выбирается национальность одного из родителей. Тем не менее человек в силу жизненных обстоятельств может оказаться в иной национально-культурной и языковой среде, получить в ней воспитание и развитие, воспринять язык, национальную культуру, психологию другой этнической общности, осознать свою принадлежность к ней. И, по смыслу Конституции, человек вправе определить свою национальную принадлежность независимо от этнического происхождения.

В прежние времена, как устанавливалось, например, Положением о паспортной системе в СССР 1974 г., национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа "Национальность" являлась непременным атрибутом также всякого рода анкет, иных учетных документов.

В настоящее время запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности или указанию ее в документах, при опросах и т.д. Графа "Национальность" изъята из анкет, других учетных документов. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее заполнять. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации.

С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо Конституция (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод в зависимости от расы и национальности граждан как проявление дискриминации (ст. 136).

Конституционное закрепление национального равноправия граждан не отрицает важности для каждого человека его национальной принадлежности, формирования в обществе уважительного отношения к самобытной культуре, национальному языку, своеобразию быта, прогрессивным обычаям и традициям людей любой нации и народности, искоренения националистических предрассудков.

2. Язык - важнейшее средство человеческого общения, неотъемлемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

Конституция, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2 комментируемой статьи прежде всего право каждого на пользование родным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей. Конституция признает также право каждого на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституционные гарантии прав личности в языковой сфере, предусмотренные в ч. 2 комментируемой статьи, необходимо рассматривать в единстве с другими конституционными положениями: о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка (ч. 2 ст. 19), о праве республик устанавливать свои государственные языки, о гарантировании всем народам России права на сохранение родного языка (ст. 68).

Основным федеральным актом, конкретизирующим государственные гарантии равноправия языков народов России, прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, является Закон от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г.). Его нормы распространяются на российских граждан и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливается никаких правовых норм использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Статья 5 Закона о языках устанавливает, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан.

Этим положениям Закона, а также установлениям ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о праве избирать, быть избранным и участвовать в референдуме независимо от национальности и языка (п. 2 ст. 4), принципу федеральной Конституции о равноправии граждан независимо от национальности и языка противоречили положения конституций и законов ряда республик, которые обуславливали право быть избранным, например, высшим должностным лицом республики обязательным владением наряду с русским языком и языком титульной нации.

Закон о языках гарантирует гражданам, не владеющим государственным языком России или республики, право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости должен обеспечиваться соответствующий перевод. На государственном, родном или любом другом языке народов России, которым владеет гражданин, он вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами. Ответы на них должны даваться на языке обращения, а при отсутствии такой возможности - на государственном языке России (ст. 15 Закона).

Возможность пользоваться услугами переводчика в процессуальных действиях, а также право выступать и давать объяснения в суде на родном языке гарантируются лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство и делопроизводство в органах правосудия или производство по делам в правоохранительных органах. Эти положения Закона конкретизированы в процессуальном законодательстве - УПК, ГПК, АПК, КоАП, а применительно к конституционному судопроизводству - в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В Постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" особо подчеркнуто, что в силу ч. 2 анализируемой статьи суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке (Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1. С. 5).

Закон о языках запрещает языковую дискриминацию и в сфере обслуживания и коммерческой деятельности. Отказ в обслуживании граждан под предлогом незнания языка недопустим и влечет за собой ответственность согласно законодательству (ст. 22).

Осуществление права свободного выбора языка воспитания и обучения объективно ограничено имеющейся системой образовательных учреждений, но на государстве лежит обязанность ее развивать.

Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим. Закон о языках гарантирует гражданам России право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. Гражданам, проживающим за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, а также не имеющим таковых, представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями (ст. 9 Закона). Аналогичные гарантии предусматривают также Закон "Об образовании" (ст. 6), ФЗ "О национально-культурной автономии".

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. В то же время для расширения доступа личности к ценностям отечественной и мировой культуры, духовного обогащения существенное значение имеет овладение языками других народов, прежде всего русским языком, который является не только государственным языком Российской Федерации, но прежде всего добровольно принятым народами России средством межнационального общения.

Рассматривая в Постановлении от 16 ноября 2004 г. N 16-П положение законов Республики Татарстан, согласно которым татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики изучаются в равных объемах, Конституционный Суд признал его не противоречащим Конституции, имея в виду следующее: по своему конституционно-правовому смыслу оно предполагает, что изучение языка титульной нации должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством РФ федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В противном случае - имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, - не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантией общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного частью 1 ст. 27 Конституции права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства (СЗ РФ. 2004. N 47. ст. 4691).

Люди с российским гражданством, которые находятся за пределами своей страны, продолжают обладать правами и свободами, прописанными в Конституции РФ, и одновременно обязаны выполнять законодательство страны, в которой пребывают.

Граждане России за рубежом находятся под покровительством своей страны и в то же время несут ответственность на административном и уголовном уровне. Исключения могут составлять международные акты и договоренности между РФ и страной нахождения россиянина.

Права за границей

При выезде за границу россияне не теряют своих гражданских прав

Чего стоит опасаться

Незнание законов иностранного государства не освобождает от ответственности. Если кто-то из граждан РФ нарушит национальное законодательство, его могут доставить для дальнейшего выяснения обстоятельств в полицейский участок или даже арестовать и заключить в эмиграционную тюрьму.

Именно поэтому важно перед выездом в иное государство, хотя бы на минимальном базовом уровне, ознакомиться с законами и правилами поведения.

Это особенно важно при посещении экзотических стран, в которых нравы и культура сильно отличаются от российских, и даже безобидный жест или непристойный, по меркам той страны, внешний вид может быть расценён как административное нарушение или оскорбление стражей порядка.

Памятка туриста

Правила поведения туриста в Турции

Основные права россиян арестованных за границей

В международном праве существует ряд общих прав человека, которые гарантированно должны выполняться, к ним относятся:

  • арестованный обладатель иностранного гражданства имеет право получить разъяснение о причинах задержания и какое ему обвинение предъявлено на понятном для него языке;
  • право воспользоваться услугой переводчика, в случае, когда не понимает языка, на котором ведётся суд над ним;
  • время, достаточное для того, чтобы организовать свою защиту;
  • право защищать себя самостоятельно или же воспользоваться услугой адвоката, при неимении средств, воспользоваться услугами адвоката, предоставленного государством;
  • право вызывать и допрашивать свидетелей для обеспечения своей защиты;
  • содержание под стражей законодательно обоснованное, а также выдвижение обвинения исключительно исходя из действующего законодательства;
  • право на требование справедливого разбирательства по факту подозрения о совершении правонарушения;
  • право обжаловать решение суда в других инстанциях;
  • иностранец имеет право не быть судимым дважды.

Пара туристов из России решила вывезти из турецкого отеля всё, что только уместилось в чемоданах. Им повезло, что сотрудники гостиницы не обратились в местные правоохранительные органы. Подробнее в следующем видеосюжете.

Каждый должен знать

Стоит помнить, что международная защита прав исключает пытки в отношении подозреваемого лица, а также лишение свободы за задолженности.

В случае ареста граждан России за рубежом, страна будет предпринимать попытки разобраться исходя из заключённых международных договоров с этой страной, а сам гражданин России пользуется теми же правами и несет ответственность, аналогичную той, что на территории своей страны.

В случае задержания в известность должно быть поставлено консульство, а консул получает право, в свою очередь, посещать задержанного, консультировать и представлять его интересы.

Посольство

Здание посольства РФ в Испании

Трудовые права российских граждан за границей

Граждане Российской Федерации могут осуществлять трудовую деятельность на территории другого государства, выполняя законодательные нормы страны, в которой работают, а также пользуясь международным разрешением и актами, заключёнными между государствами. Глава 53 ТК РФ призвана регулировать деятельность своих граждан за пределами страны.

Что говорит закон

Трудовые права российских граждан за рубежом защищаются законом и в случае направления их в другое государство для осуществления трудовой деятельности в федеральных учреждениях, консульских, на дипломатическую службу и т. д. Этот закон регулирует и гарантирует права гражданина РФ за границей, обеспечивает ему компенсацию и гарантию безопасности.

С российским работником, направленным в иностранное российское учреждение, заключается договор сроком на 3 года, после чего возможно его продление.

Выдержка из трудового кодекса РФ

Защита труда

Что касается гарантий труда, предусмотренных трудовым российским кодексом, они следующие:

Существуют и другие гарантии, компенсации.

Где хотят работать россияне

США, Австралия и Канада – страны, в которые больше всего стремятся попасть на работу граждане РФ

Права на наследство российских подданных за пределами России

Наследственные права российских граждан за границей регулируются законодательством обеих стран. В целом процедура не существенно отличается от обычной, с рядом незначительных особенностей.

Всё зависит от того, по нормативам какой из стран будет происходить процедура перехода движимого или недвижимого имущества за границей лицам с правами наследования. Чтобы это установить, нужно понимать следующее:

  • какое гражданство у претендента на наследство;
  • местонахождение наследства;
  • по законам какой из двух стран было составлено завещание.

Всё это нужно заранее учесть. В нотариальной конторе должны проконсультировать, так как оформление может происходить с учётом разных положений и правил.

Как правильно вступить в права наследования за границей. Советы юриста.

Некоторые нюансы

Допустим, доставить движимое имущество по наследству в Российскую Федерацию можно по законам этой страны. При этом квартиры, дома и прочая недвижимость наследуется в соответствии с законодательством страны, на чьей территории всё это находится, но могут быть и нюансы. О законах США можно почитать на нашем сайте.

Если между РФ и страной, в которой расположено имущество, заключены определённые соглашения и есть регулирующие данный вопрос договорённости.

Российское законодательство гласит, что право собственности российских граждан за рубежом проводится исходя из последней регистрации гражданина, оставившего наследство.

Принятие наследства

Алгоритм принятия наследства в России

Важно знать

Всегда стоит помнить, что знание законодательства обеих стран упростит задачу и избавит от напрасно потраченного времени. Лучше всего нанять юриста.

Нужно точно знать свою степень родства, так как, допустим, в России этих степеней 8, а в Германии только 5, тем самым дальним родственникам на зарубежное наследство сложнее претендовать за границей. К тому же зарубежный суд будет определять, достоин ли претендент на получение имущества.

Нужно понимать, что придётся погасить все задолженности перед иностранным государством по коммунальным услугам, удостовериться, что все пошлины и другие комиссионные сборы уплачены и у суда не будет причин отказать.

Свидетельство на собственность

Украинское свидетельство о собственности

Процедура поиска наследников

Зарубежные законы, регулирующие МЧП, при отсутствии составления завещания после смерти владельца имущества, ищет родственников начиная с самых ближних по родству. Они в первую очередь могут претендовать на наследственные права российских граждан за рубежом.

Но если таковых не удается отыскать, тогда претендентами могут стать те, чья степень родства не столь близкая, но эта норма в каждой отдельной стране может существенно отличаться.

После смерти гражданина РФ, который завещал своё частное имущество за рубежом, оно переходит под охрану российского консульства. Там принимают меры по защите и оповещении возможных претендентов на него. Дальнейшие действия консула определяются специальными положениями и соглашениями между РФ и страной расположения наследства.

Текст завещания, составленного на другом языке, должен быть переведён на русский и заверен нотариусом

Работа консульства

Основные задачи консула следующие:

  • охрана имущества;
  • оповещение наследников;
  • выдача свидетельств о праве наследства;
  • приём наследства для дальнейшей его передачи.

Наследование денежных средств

Если наследство состоит в передаче банковских вкладов умершего, то такое завещание делается в банке, а документ должен указывать наследников. Что касается сумм наследования, российские законы не ограничивают в размерах наследования и не требуют выполнения каких-либо дополнительных условий.

Всё, что нужно знать о преступлениях, совершаемых россиянами за рубежом, и наоборот, когда в отношении граждан РФ было совершено преступление за границей. Как защитить свои права. Рекомендуем посмотреть.

Гражданские права и свободы граждан — это те возможности, которыми обладает каждый гражданин в сфере личной жизни. Они призваны обеспечить независимость и самостоятельность людей в их частной жизни, защиту от вмешательства в их внутренний мир. Личные права и свободы охватывают широкий круг общечеловеческих ценностей, без соблюдения и охраны которых существование человека как самостоятельной и независимой личности невозможно.

Гражданские права и свободы признаются за человеком государством и закрепляются в Конституциях РФ и РТ и других законах, соответствующих Всеобщей декларации прав человека, международным пактам о правах человека, а также другим международным нормам. Права и свободы принадлежат человеку независимо от его гражданства.

Рассмотрим гражданские права и свободы граждан подробно. Каждый человек имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ, ст. 31 Конституции РТ). Это — самое главное и неотъемлемое право человека, гарантия его достойного существования.

Государство берет на себя защиту людей от незаконных посягательств на их жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Смертная казнь за особо тяжкие преступления против жизни других лиц устанавливается федеральным законом в качестве исключительной меры наказания.

Лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь, если оно является результатом защиты от незаконного насилия, следствием необходимой обороны или крайней необходимости, происходит во время войны.

Право на свободу и личную неприкосновенность означает, что человеку обеспечивается защита от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу (ст. 22 Конституции РФ, ст.33 Конституции РТ). Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний. Словом, только свободный человек имеет возможность делать осознанный выбор.

Гражданин свободен и вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. При этом он не должен подвергаться какому-либо принуждению или ограничению в правах. Он самостоятельно определяет свои поступки, располагая собой, своим временем. Свобода и личная неприкосновенность могут быть ограничены только компетентными государственными органами и только в установленном законом порядке. Так, например, никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. В случае ареста или содержания под стражей гражданин имеет право на судебное обжалование этих действий.

Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена согласно закону в рамках надлежащей правовой процедуры. Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Без добровольного согласия человека нельзя подвергать его медицинским, научным или иным опытам.

Государство гарантирует право на защиту (ст. 46 Конституции РФ, ст. 46 Конституции РТ). Если человек не может оплатить услуги адвоката, юридическая помощь ему оказывается бесплатно.

Государство обязано охранять достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ, ст. 32 Конституции РТ), ничто не может быть основанием для его умаления. Обратим внимание на категорический, однозначный характер этого утверждения. Ничто, никакие соображения пользы или добра не могут оправдать унижение личности.

Что мы понимаем под достоинством? Достоинство — это признание за человеком особых духовно-нравственных, волевых и интеллектуальных качеств. Охрана достоинства означает право на уважение со стороны окружающих. Люди различаются по своим физическим, интеллектуальным и другим качествам, имущественному и социальному положению. Но закон в равной степени охраняет их достоинство. Внутреннее нравственное достоинство человека, честь человека. Многие люди обостренно относятся к защите своей чести и достоинства. Немецкий поэт и драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805) писал: "Честь дороже денег". В старину существовала пословица: "Чести дворянин не кинет, хоть головушка сгинет", за оскорбление чести и достоинства вызывали на дуэль, нередко погибали.

Вспомните историю гибели А.С. Пушкина. Когда вокруг него стали говорить об измене жены Натали, связывая с именем Дантеса, он вызвал его на дуэль. Недруги Пушкина подогревали эту грязную молву. Поэт решил защитить свою честь и честь жены на дуэли. Он предполагал, что может погибнуть, но предпочел поединок и смерть, чем жизнь в бесчестье. Был ли у Пушкина другой выход? Существуй тогда закон о защите достоинства и чести, он мог бы обратиться в суд.

Но тогда такой процедуры не существовало.

Гражданин вправе по российскому законодательству требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений и возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В тех же случаях, когда посягательства на честь и достоинство имеют признаки состава преступления, виновное в этом лицо привлекается к уголовной ответственности.

Каждому гражданину обеспечивается неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Это — существенный элемент свободы человека. Никто не имеет права войти в жилище и провести обыск или осмотр против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Обыск производится по возбужденному уголовному делу по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

Конституция закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Частная жизнь — это сфера семейных, деловых, дружеских отношений людей.

В знаменитой комедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука " есть такой эпизод. Герой фильма у подъезда дома садится в такси, в руках у него авоська. Бдительная общественница, увидев это, произносит: "Советские люди в овощной магазин на такси не ездят". Желая его разоблачить, она организует за ним слежку, мобилизует "общественное" мнение. Подозрительность и желание заглянуть в личную жизнь жильца их дома, т.е. увидеть то, что никого касаться не должно, приводит к нарушению права этого гражданина. Он, оказывается, ничего не нарушал, наоборот, помогал правоохранительным органам. Как вы думаете, изменилась ли бы оценка поведения "общественницы", если бы жилец оказался преступником-расхитителем?

Человек имеет право жить так, как ему нравится. В частной жизни человек добивается удовлетворения личных интересов. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гражданин вправе ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено законом.
Каждый человек имеет право на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания, на свободный въезд и выезд из страны (ст.27 Конституции РФ, ст.39 Конституции РТ). Ограничения этого права могут устанавливаться только законом. Граждане имеют право свободно покидать Россию, Республику Татарстан и в любое время возвращаться, не могут быть выселены из страны.

В недавнем прошлом в нашей стране это право грубо попиралось. Местожительство было связано возможностью прописаться в местном органе внутренних дел, а передвижение было ограничено местами, куда въезд мог осуществляться только по специальному разрешению. За границу могли выехать только единицы после тщательной проверки в "благонадежности". Неугодного человека высылали из страны, чтобы потом не впускать обратно. Так было с писателем А.И. Солженицыным. Лишены были гражданства и также не допускались в страну наш знаменитый музыкант М. Рострапович и его жена — талантливая певица Г. Вишневская.

Гражданам обеспечивается свобода совести и вероисповедания (ст.28 Конституции РФ, ст.37 Конституции РТ). В соответствии со своими убеждениями каждый имеет право свободно выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь, распространять религиозные или атеистические взгляды, действовать в соответствии с ними, заниматься религиозным или атеистическим воспитанием и образованием детей. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствии с их убеждениями и выбором. Допускается свобода отравления религиозных культов и ритуальных обрядов. Провозглашено и гарантировано право на создание религиозных и иных объединений, на получение религиозного образования.

Преследование верующего за религиозные убеждения — опасное явление. Не менее опасны и религиозный фанатизм, нетерпимость к верующим других религий. Вспомните из курса истории кровавые религиозные войны во Франции, Англии, России.

Запрещается возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. В соответствии с законодательством гарантируется равноправие граждан независимо от их отношения к религии. Все религиозные объединения равны по закону. Религиозные и атеистические объединения отделены от государства, органы и должностные лица государства не вмешиваются в вопросы их деятельности. Вместе с тем государство охраняет законную деятельность религиозных организаций. Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и совести, несут юридическую ответственность.

Каждый гражданин вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, он свободен в выборе языка общения, воспитания, обучения и творчества, в том числе имеет право пользования родным языком (ст.26 Конституции РФ, ст.34 Конституции РТ). Нельзя принуждать определять и указывать свою национальную принадлежность. Пользование родным языком пока для многих затруднено. Осуществление этого права требует увеличения школ, дошкольных учреждений, в которых дети обучались бы на родном языке.

Каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст.29 Конституции РФ, ст.42 Конституции РТ). Эти права способствуют духовной и нравственной независимости человека, а следовательно и политическому, идеологическому многообразию. Без этих прав нет настоящего развития общества.

Равным образом обеспечивается свобода получения информации (ст. 29 Конституции РФ, ст. 48 Конституции РТ). Право это гораздо шире, оно означает не просто получать, а еще и свободно искать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода учреждения средств массовой информации (периодических печатных изданий, радио-, теле- и видеопрограмм, кинохроники). Цензура запрещается. Пользование указанным правом сопряжено с определенными ограничениями только с одной целью — охраны государственной тайны, нравственности, прав и свобод других лиц. Злоупотребление свободой массовой информации, использование для совершения преступлений не допускается.

Как видим, закон предусмотрел очень широкий круг личных прав и свобод. Но надо всегда помнить, как указано в ст. 17 Конституции РФ, ст. 27 Конституции РТ, что реализация гражданином своих личных прав и свобод не должна противоречить личным правам и свободам других людей. Осуществление этих прав и свобод также несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, защите прав и свобод других лиц.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


Данной петицией ,мы обращаемся с просьбой наделить польский язык официальным статусом в Тверской области.

Петиция была создана представителями этнографической группы Тудовляне ,проживающей на западе Тверской области. Современный Оленинский округ, а также частично Зубцовский район.

Мы относим себя к польскому народу, как составная его часть.

В нынешней переписи населения мы указывали в разделе родной язык-польский.

На сегодняшний день в России 37 государственных языков в республиках и более 15 языков с официальным статусом.

По данным прошлой переписи населения в России ,в 2010 году количество людей указавших польскую национальность 47 125. Это при том ,что согласно той же переписи населения 2010 года, польский язык назвали родным 67,45 тыс. человек! И это лишь те , кто участвовал в переписи, так как многие граждане РФ ,как всем известно, не принимают просто участие в ней. А сколько людей имеют польское происхождение, корни из Польши, из Западной Беларуси ,Литвы , из мест где веками компактно проживали поляки. Численность одних только тудовлян в начале прошлого века составляло от 45 до 100 тысяч человек. Есть также и другие группы польского происхождения, которые живут в разных регионах России. Но мы до сих пор не получили никакого статуса своего языка ! А ведь поляки в России живут с незапамятных времён. В Российской Империи поляки были одним из самых многочисленных народов. Так почему же мы не можем иметь возможность изучать свой язык, не в каких-то группах или кружках ,а также,как и все остальные, в школах, в институтах, начиная с детства ?

Статья 3. Правовое положение языков

3.Субъекты Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

4.В местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

5.Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)
1.Государство гарантирует гражданам Российской Федерации

осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

2.Знание или незнание языка не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

Мы хотим изучать язык в школах, чтобы наши дети учили его с детства, хотя бы в качестве факультативного, или второго дополнительного. Ибо в противном случае мы будем лишены возможности сохранить родную культуру, как это происходит в настоящий момент. Мы уважаем и ценим каждый народ Российской Федерации, но мы хотим прежде всего сохранить и возродить собственные культурные традиции, а это невозможно без языка.

Просим всех добрых людей, кому не безразлична судьба малых народов, и уникальных культур, помочь нам сохранить одну из них!

Ваша подпись изменит историю, будьте с нами ! Спасибо каждому за поддержку!

Читайте также: