Животный мир как объект правовой охраны эссе

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы об охране редких и исчезающих видов флоры и фауны, в контексте правового аспекта. Внимание уделено видам, занесенных в Красную книгу, а также некоторым вопросам международно-правовой охраны растительного и животного мира.

Ключевые слова: редкие виды, исчезающие виды, животные, растения, Красная книга, угроза исчезновения, правовая охрана животного мира.

Роль, которую играет право в разрешении проблемных вопросов сохранения редких видов флоры и фауны, неоценима. Это обусловлено тем, что праву присущи такие свойства, как обязательная нормативность, формальная определенность, а также обеспечение через государственное принуждение. Благодаря данным свойствам, право наделяет юридической силой экологические требования по охране окружающей среды в целом, и в частности, касающиеся охраны редких и исчезающих видов.

Как животные, так и растения – значимая часть уникальной биосферы Земли. Без них невозможно себе представить жизнь ни на суше, ни в воде. Живые организмы постоянно поддерживают чистоту морей и пресноводных водоемов, а также газового состава атмосферы. Если же происходит вымирание какого-либо из видов, то следствием этого может стать нарушение стойкости и целостности, продуктивности экосистем [1].

Почему же в качестве меры по защите редких и исчезающих видов в России применяется занесение данных видов в Красную книгу? Согласно законодательству, Красная книга РФ – это официальный документ, котором содержатся сведения о состоянии, распространении и применяемых в качестве охраны мерах в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, местом обитания которых является территория России: сюда же относится континентальный шельф и исключительная экономическая зона[3]. Ведение Красной книги – обязанность, возложенная на Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Если хозяйственная деятельность граждан или юридических лиц осуществляется на тех территориях или акваториях, которые являются местом обитания животных или произрастания растений, занесенных в Красные книги (федеральную или на уровне субъекта РФ), то ответственность за сохранение и воспроизводство таких редких видов будут нести граждане или организации, которые ее осуществляют. И на физических, и на юридических лиц возлагается обязанность по созданию и развитию условий для того, чтобы редкие и исчезающие виды флоры и фауны были сохранены и продолжали свое воспроизводство.


Что же следует понимать под исчезающими видами? Это такие виды растительного и животного мира, для которых существует угроза полного исчезновения, а их спасение возможно лишь при проведении специальных охранительных мер[3]. В качестве таких мер могут выступать создание различных особо охраняемых территорий – заповедников или заказников, в целях сохранения критических местообитаний редких видов.

Процедура ведения Красной книги РФ довольно сложная. Она не ограничивается лишь внесением записей о редких или исчезающих видов растительного и животного мира и включает несколько этапов:

На первом этапе собираются и анализируются данные об объектах флоры и фауны: их численности, видовом разнообразии и т.п. Следующим этапом является мониторинг состояния объектов, сведения о которых были получены ранее.

На протяжении всего процесса ведения Красной книги осуществляется процесс формирования и пополнения банка, содержащего данные об объектах животного и растительного мира. Далее, после того, как будет произведен сбор и мониторинг данных, происходит их непосредственное занесение в Красную книгу.

Следующая стадия – подготовка к изданию, сам процесс издания и последующего распространения Красной книги. Важным моментом также является подготовка и реализация предложений по мерам охраны.

Для того, чтобы тот или иной объект был включен в Красную книгу РФ, он должен соответствовать следующим требованиям:

- нуждаться в специальных охранных мерах. Таковыми, например, являются объекты флоры и фауны, которые:

а) находятся под угрозой исчезновения;

б) являются редкими и наиболее уязвимыми объектами, нуждающимися в специальной охране с целью сохранения естественной флоры и фауны разных природных и климатических зон;

в) те объекты растительного и животного мира, которые находятся на грани исчезновения при сохраняющихся темпах их эксплуатации, и их ценность установлена;

г) объекты, в отношении которых не требуется применение срочных охранительных мер, но тем не менее, нуждающиеся в строгом государственном контроле в силу их уязвимости (места обитания на краю ареала, естественная редкость того или иного вида);

- те объекты, на которые распространяется правовая охрана международных соглашений и конвенций;

- объекты, находящиеся в Международной Красной книге и Красной книге государств - участников СНГ[4].

В случае, если имеются достоверные данные о том, что у того ил иного объекта наблюдается опасное сокращение численности, либо изменились и стали неблагоприятными условия его существования, а также при наличии иных данных, указывающих на необходимость применения специальных охранных мер, то такой объект также подлежит занесению в Красную книгу РФ.

Экологическое законодательство РФ в исключительных случаях допускает оборотоспособность диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. Использование таких видов возможно только на основании специального разрешения, которое выдается уполномоченным государственным органом, ответственным за охрану окружающей природной среды. Исключительным случаем также является содержание данных видов животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду.

Если речь идет об особо редких и ценных видах, то они подлежат занесению в Международную Красную Книгу. Большинство видов животных, которые занесены в данную книгу, имеют строго ограниченный ареал обитания: например, только в южных или северных широтах, на островах, например, к таковым относятся снежный барс, мадагаскарская клювогрудая черепаха, суматранский носорог[5] и т.д.

Для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие растения, виды животных, иных живых организмах, применяется сохранения их генофонда. Процесс хранения производится в специальных генетических банках, где постоянно поддерживаются низкие температуры, а также в специально созданной среде обитания. Под запретом находится любая деятельность, которая может привести к уменьшению численности данных видов, а также ухудшить среду их обитания.

Охрана животного и растительного мира - задача не только внутригосударственная, но и международная. Несколько международных организаций возложили на себя задачу по охране редких и исчезающих видов, самая известная из которых – Фонд Охраны Дикой Природы (WWF).

Вполне очевидным является тот факт, что несоизмеримое влияние на окружающую среду (часто – негативное) оказывается человеческая деятельность. И что самое печальное, последствиями такой нерациональной и непродуманной деятельности стало полное исчезновение множества видов животного и растительного мира, которое продолжается и по сей день. В чем же кроется опасность такого исчезновения биологического разнообразия Земли? Здесь есть множество причин:

1. Происходит сбой в работе естественных механизмов природной саморегуляции, что ведет к нарушению экологического равновесия. Как следствие, это неизбежно приведет к экологической катастрофе уже в ближайшем будущем.

2. Отрицательное влияние на экономику государства, научную деятельность, разрушение эстетических, социально-педагогических, и морально-этических принципов.

Таким образом, одной из первоочередных задач экологии выступает защита и сохранение, а также принятие мер по восстановлению редких и исчезающих видов флоры и фауны. Являясь ценными объектами охоты, редкие животные в наибольшей степени подвержены риску полного уничтожения. Именно поэтому важным и действенным способом защиты таких видов является установление различных форм юридической ответственности: от административной до уголовной за ведение незаконной охоты. Однако не стоит забывать, что охота – лишь одна из причин исчезновения видов, составляющих биологическое разнообразие планеты, но не единственная. Иногда даже возникает необходимость в регулировании численности некоторых видов путем целенаправленной и обдуманной охоты[4]. Иными причинами, по которым ежегодно в стране исчезают те или иные редкие виды животных, а также растений, является человеческая деятельность по загрязнению вод, мелиорации почв, вырубке леса. И от таких действий во многом больше вреда, чем от охоты.

Правовое регулирование отношений в области охраны животного и растительного мира осуществляется на основании нормативно-правовых актов, в т.ч. и других отраслей права. Среди наиболее значимых нормативных актов федерального уровня следует отметить Конституцию Российской Федерации[6], а также федеральные законы, касающиеся охраны природы. Регулирование также осуществляется и на уровне субъектов РФ, и на уровне муниципальных образований, на основании подзаконных актов.

Российским действующим законодательством установлен принцип регулирования ввоза и вывоза из страны редких и исчезающих видов, а также их транзитной перевозки через территорию РФ и их оборот: если такие действия подпадают под действие международных договоров РФ, то они регулируются внутринациональным законодательством, но в обязательном порядке учитываются общепризнанные нормы и принципы международного права[8].

Нормативными актами также устанавливается ответственность за нарушение природоохранного и экологического законодательства. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 8.37[10] устанавливает административную ответственность за незаконную охоту: на нарушителя может быть наложен штраф, а также применена конфискация орудий охоты и средств добычи водных биологических ресурсов.

Более жестким видом ответственности за нарушение в области незаконной охоты является уголовная ответственность. Статья 258 Уголовного кодекса РФ[11] регламентирует ответственность за незаконную охоту, но условием ее наступления является причинение крупного ущерба, или охота на территории, где установлен режим особой правовой охраны. Также уголовная ответственность по вышеуказанной статье наступает при совершении незаконной охоты в зонах экологического бедствия или чрезвычайно ситуации.

Какие же наиболее известные организации осуществляют правовую охрану природы? В России известны как отечественные, так и международные компании, чьей задачей является охрана растительного и животного мира, их значение в области охраны и спасения редких и исчезающих видов трудно переоценить. Это Всероссийское общество охраны природы (ВООП), ранее упоминавшийся Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund), Гринпис (Greenpeace), а также Международный Зеленый Крест.

Безусловно, положительной тенденцией в настоящий момент является тот факт, что некоторые виды, ранее занесенные в Красную книгу России, теперь находятся в статусе восстанавливающихся, так как перестали быть вымирающими.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что главной задачей каждого гражданина, живущего на Земле, является сохранение флоры и фауны для будущих поколений. И обязанностью каждого должно стать активное участие в деятельности по сохранению и поддержанию окружающей природной среды.

Список литературы

1. Пчельников М.В. Правовая охрана редких и исчезающих видов живых организмов // Актуальные проблемы биологии и экологии. Материалы международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 337-342.

2. Экологическое право. Учеб. пособие / Ю.И. Исакова. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015. – 152 с.

4. Краев Н. Правовое регулирование охраны и использования объектов животного мира, занесенных в Красные книги // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008 с. 85.

5. Анучин, Д.Н. Охрана памятников природы. Международная охрана природы / Д.Н. Анучин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 742 c.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

7. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

8. Егоренков, Л. И. Охрана окружающей среды / Л.И. Егоренков. - М.: Форум, Инфра-М, 2013. - 256 c.

9. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ (последняя редакция).

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019).

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019).

Правовая охрана животного мира РФ – совокупность всех разновидностей представителей фауны, свободно находящихся на российской территории (мигрирующих либо живущих постоянно). Этот неотъемлемый от природы элемент относят к ресурсам природного происхождения континентального шельфа, а также экологической зоне РФ.

Серьезные проблемы охраны животного мира, связанные с сохранением экологического порядка во время деятельности генной инженерии, развития биотехнологий, а также племенного разведения животных выходят на государственный уровень.

Развитие законодательства о животном мире зависит от защиты и пользования, регламентирующих комплекс норм и актов, поддерживаемых, занимающими свои места в законодательстве, экологическом и природоресурсном праве, законодательством о животном мире и фаунистическим правом.

Объект животного мира

Российский Федеральный Закон определяет:

  • цель закона, ключевые понятия;
  • права и обязанности органов публичной власти;
  • особенности государственного регулирования использования животного мира и его защиты;
  • полномочия и защиту официальных лиц, уполномоченных охранять животного мира, а также держать под контролем сохранение среды его обитания;
  • классический вид использования и защиты объектов животного мир.

Проблема законодательного развития в отношении животного мира определяются следующими понятиями:

  • биоразнообразие (многообразие биологических объектов животного происхождения в пределах одного вида, среди разновидностей и в природоохранных системах);
  • генетические ресурсы (та часть ресурсов, которая включает в себя материал, содержащий ДНК, животного происхождения);
  • устойчивое использование объектов животного мир (не приводящее к исчезновению биоразнообразия, фауна сохраняет возможность к воспроизведению).

Соглашения России и других стран о сохранении животного мира

Кроме этих документов, заключенных Россией с другими странами, существует большое количество соглашений о деятельности в отношении биологического разнообразия, а также других характеров защиты окружающей природной среды, например:

Животный мир – государственная собственность

Защита объектов животного мира зависит от влияния форм собственности, как впрочем и другие ресурсы природы.

В соответствии с фаунистическим правом и законодательством России животный мир – государственная собственность. В ст. 48 ФЗ о животном мире граждане РФ говорится о том что, те кто не способны существовать без традиционной системы жизнеобеспечения могут рассчитывать на использование методов добычи объектов животного мира, если это не ведет к существенному сокращению либо полному уничтожению какой-либо разновидности фауны, а также среда обитания не ухудшается под этим влиянием и ничто не угрожает безопасности людей.

Взаимосвязь экономики и животного мира

Условия становления рыночной экономики побуждают рост значимости экономического регулирования использования и защиты объектов животного мира. Механизм экономического регулирования, относительно объектов животного мира, заключает в себе:

  • подсчет и экономическую оценку;
  • субсидирование мероприятий посвященных защите и восполнению объектов животного мира;
  • систему штрафов и исков, что экономически обусловлено, в случае нарушения законов охраны и использования животного мира;
  • использование, полученных в момент конфискации объектов животного мира, средств и взносов физических и юридических лиц целенаправленно.

Правовая охрана животного мира

Установление правовой охраны реализуется благодаря федеральным и региональным законам:

Меры административной и уголовной ответственности, касающиеся экологического права

Необходимая мера административной, а также мера уголовной ответственности применяются для сохранения животного мира.

В области природоресурсного и экологического права проблемы юридических форм (уголовной и административной) ответственности являются:

  • латентность;
  • низкая раскрываемость правонарушений;
  • недооценка опасности экологических преступлений гражданами и органами правовой охраны;
  • избежание ответственности любого вида наказания нарушителями законодательства.

Следовательно, теряется смысл постоянного обновления законов, ведь на практике не реализуется их применение.

В Москве в августе 2009 г. на XXIX конгрессе биологов-охотоведов на международном уровне выявилась значимость во время развития законодательства, касательно фауны, экологической системы, что признано в Европе, а также одобрено парламентом Совета Европы и другими документами мирового сообщества документах. Базовая матрица развития отраслей природного использования (учитывая те, которые влияют на разнообразии биологических видов) не допускается приватизация мест предназначенных для охоты, лицами, располагающими большой финансовой поддержкой. Возникает множество вопросов: на что было потрачено 1,5 десятилетия? Как законодатель и общественность взаимодействуют друг с другом? Ответы на которые подтверждаются ранее изложенными мыслями о невозможности правотворчества быть поверхностным и поспешным.

II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫММИРОМ.

Животный мир как объект эколого-правового режима.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимомживотного мира: понятие, органы, функции.

Право пользования животным миром и его виды.

Правовая охрана животного мира.

Всевзаимосвязано со всем — гласит первый экологический закон, а значит, и шаганельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющихмиграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность.Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемахнапоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитуюслоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природныеобъекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Животный мир, являясь составной частью природной среды,выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимыйкомпонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий нафункционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородиепочв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды икачество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеетбольшое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов,промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальныхценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного,китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеютбольшое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

Животный мир как объект эколого-правового режима.

Объектомиспользования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы,пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающиев состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянноили временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектомсельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные,содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных,эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на правесобственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам,и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимсягосударственной и личной собственности.

Особенностью животного мира являетсято, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдениеопределенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. Приистреблении, нарушении условий их существования определенные виды животныхмогут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот,поддержание условий существования животного мира, регулирование численностиживотных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют ихвосстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательнойдеятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание ивыведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животныхи переселение их в естественные места обитания.

Особенностигосударственного управления эколого-правовым режимом животного мира.

В соответствии с действующимзаконодательством в области регулирования отношений по охране и использованиюживотного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общихмероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области;разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональномуиспользованию животного мира; установление систем государственного учетаживотных и их использования и порядка ведения государственного кадастраживотного мира; государственный контроль за охраной и использованием животногомира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в областиэколого-правового режима пользования животным миром осуществляется СоветомМинистров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на тогосударственными органами по охране и регулированию использования животногомира и иными государственными органами. Специальноуполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам — Главноеуправление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ(Главохота РФ), по рыбным запасам — министерства рыбного хозяйства республик,их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовымрежимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных иих использование, государственный кадастр животного мира; планированиемероприятий в области охраны и использования животного мира; государственныйконтроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров,связанных с пользованием животным миром.

Для обеспечения охраны и организациирационального использования животного мира ( ст. 31 Закона) проводитсягосударственный учет животных и их использования и ведется государственныйкадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическомраспространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристикинеобходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных идругие необходимые данные.

На основании постановления СоветаМинистров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учетаживотных и их использования и государственного кадастра животного мира”,предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведениюгосударственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведениегосударственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастрживотного мира включает данные государственного учета животных и ихиспользования по количественным и качественным показателям, а также сведения,необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения испециализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народногохозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животногомира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организациипроведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету изанесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядкеобъектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морскиемлекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса исельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенныев перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, атакже находящиеся на территории государственных заповедников и природныхнациональных парков. Наряду с дикими животными объектом государственногокадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные,водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мирасо средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиямисуществования и в первую очередь кормами.

Государственный контроль за охранойи использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всемиминистерствами, государственными комитетами, кооперативными и другимиобщественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданамиобязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядкапользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, обохране и использовании животного мира.

Государственный контроль за охранойи использованием животного мира осуществляется соответствующими органамиисполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролемосуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованиемживотного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия,учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

Функции государственного контролявыполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения вобластях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охранелесных животных осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охранойи воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране ивоспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод)Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям,автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активнуюроль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органамиконтроль за охраной и использованием животного мира производится и обществамиохотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира,создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

Правопользования животным миром и его виды.

Правовойосновой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являютсяЗакон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье ирыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст.10 Закона) могут быть государственные, кооперативны и другие общественныепредприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлятьследующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включаядобывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектамохоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных иэстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных — почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; вцелях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользованияживотным миром является охота (ст.12 Закона) — промысловое добывание дикихзверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению СоветаМинистров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьегохозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами обществаохотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившиегосударственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьембилете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевкуна производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел(отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организацииспортивно-любительской охоты созданы добровольные общества — республиканскиеобщества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество“Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытанийпо охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет,путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела(отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такимидокументами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловыхживотных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных,лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядкенаучно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраныживотного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) — промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих,а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных — осуществляется в установленном порядке.

Все водоемы, которые используютсяили могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водныхживотных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаютсярыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем.Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и воднымбассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных,перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы наодного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другиетребования.

Промысловая добыча производится нарыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам сгосударственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями.За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется побилетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организациипроводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский ловразрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: наводоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуетсяобществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которыеопределены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств,обществ охотников и рыболовов, — по разрешениям, выдаваемым этими обществамибесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям,организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, неотносящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаютсяперечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям,выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами поохране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов,добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Законадопускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных безизъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст.17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельностидопускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушенияСреды их обитания.

Среди оснований прекращения правапользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минованиенадобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срокапользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектовживотного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения,организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнениепользователями установленных правил, норм и иных требований по охране ииспользованию животного мира.

Правоваяохрана животного мира.

Основныетребования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлениимероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояниеживотного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся:необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянииестественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путеймиграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных;научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животногомира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения ипредотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится,что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должныосуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видамживотных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного миразафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию вдругих статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условийразмножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственнойдеятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительственаселенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, всовершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов,введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлениилесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезныхископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных,разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыханаселения, а также при размещении, проектировании и строительствежелезнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей,линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехническихсооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнениюданного требования (ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Законапредприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животныхпри проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, атакже при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мерзапрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья иотходов производства.

В целях охраны животного мираустанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках,заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены видыпользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целямизаповедывания.

Большое значение имеет охрана редкихи находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные(ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибелиэтих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, недопускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозойисчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специальноуполномоченные на то государственные органы по охране и регулированиюиспользования животного мира должны принимать меры к созданию необходимыхусловий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие дляразведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу внаучно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологическихколлекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специальноуполномоченными на то государственными органами по охране и регулированиюиспользования животного мира.

Крупнейшийрусский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому назад отмечал, чтомощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли,поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты ит.п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человекавозросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие — Чернобыльская АЭС нанеслонепоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями нетолько с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле,изменения планетарных процессов.

Поскольку отношение людей к природесуществует только через производственные отношения, то экологопользованиесвязано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическимиотношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различиеэколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализаправоприменительной практики.

Возрастание угрозы экологическойкатастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимостирационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающейСреды в рамках всего международного сообщества.

В последнее время в нашей странепроизошли необратимые перемены — распался Союз ССР и исчезли союзные структуры.Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должнозаставить задуматься о создании единого экологического пространства для выходаиз экологического кризиса. Именно в объединении — путь к решению всех стоящихперед республиками экологических проблем.


Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.[1]

Животный мир, являясь неотъемлемым элементом природной среды, относящимся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, и объектом правовой охраны представляет собой совокупность живых организмов, всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы.

Особое место в экологическом праве занимает система норм, регулирующих охрану, использование и воспроизводство животного мира.

Основу правового регулирования правоотношений в области охраны и использования животного мира составляют международные правовые акты, Федеральные законы о животном мире [1], об охоте [3], о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [4]. На региональном уровне правовое регулирование данной сферы осуществляется субъектами Российской Федерации. Правоотношения в области охраны и использования животного мира регулируются также актами ведомственного характера, принятыми уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации (Минприроды России, Росрыболовство).

Животный мир в пределах территории Российской Федерации, согласно действующему законодательству, является её государственной собственностью. Одновременно с этим, признавая животный мир природным ресурсом, в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения им находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Особо значимым для правовой охраны животного мира является вопрос его формы собственности. Нахождение в состоянии естественной свободы – основной признак объектов животного мира. Изъятые из среды обитания в установленном порядке объекты животного мира могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности и по сути определения к животному миру не относятся, а отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, изменение формы собственности объекта животного мира, приводит к смене его статуса и относит вопросы правового регулирования его охраны к другой отрасли права.

Актуальны также в этой связи проблемы антимонопольной деятельности для объектов животного мира, попавших в имущественный оборот, где источником конкуренции является закрепление собственности на природные ресурсы за государством.

Хотелось бы отметить в рамках тематики данной статьи, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не в полной мере урегулированы вопросы охраны и использования объектов растительного мира.

Широкую огласку получило принятие в 2009 году Федерального закона об охоте [3], направленного на урегулирование вопросов использования охотничьих ресурсов - объектов животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты, перечень которых установлен. Вместе с тем, возникла необходимость в приведении в соответствие ряда нормативных правовых актов. Остро встала проблема правового регулирования охраны и использования охотничьих ресурсов. Законодателем по настоящее время проводится серьезная трудоемкая работа, принимая во внимание общественный резонанс вопроса, по разработке нормативных правовых актов в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира, а также мониторинга правоприменительной практики в данной отрасли с целью нормативного совершенствования.

Отдельной проблемой можно выделить соотношение государственных и общественных начал в установлении и реализации правоотношений в сфере охраны и использования объектов животного мира. Не секрет, что охота в России интересна и привлекательна не только для российских, но и для иностранных охотников. Охоту можно рассматривать как одну из наиболее выгодных и перспективных направлений туризма в Российской Федерации. Неоднократно в средствах массовой информации отмечалась необходимость повышения значения животного мира для экономики страны. Достичь этого возможно за счет увеличения числа охотпользователей, создавая им благоприятные и взаимовыгодные экономические условия, в том числе в сфере государственного управления в данной отрасли. Необходимо четкое разграничение полномочий федерального, регионального и муниципального характера. Внедрение в практику института партнерства между государством, физическими и юридическими лицами, направленного на реализацию программ сохранения животного мира является одним из направлений пути решения вопросов его правовой охраны.

Использование объектов животного мира в целях охоты создает немало дискуссионных тем. Институт охотхозяйственных соглашений ставит под вопрос принцип неотделимости права пользования животным миром от права пользования другими природными ресурсами.

Проблемы правоприменения в области охраны и использования объектов животного мира зависят от упорядоченности системы правоотношений в данной сфере и дестабилизируют эффективность реализации требований нормативных правовых актов, являющихся источником правовой охраны животного мира. Это довольно распространенная проблема различных отраслей права. Неурегулированность тех или иных вопросов правовой охраны животного мира, возникшая в результате не четкой систематизации соответствующих правовых норм приводит к тому, что усиление административной, уголовной ответственности за совершение правонарушений в области природопользования не несет ожидаемой результативности.

Актуальна проблема инкорпорации нормативных актов СССР в области охраны животного мира. Акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону, до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствие с Законом об охоте [3].

По-прежнему остаются актуальными проблемы понимания и практического применения закрепленной в законодательстве системы принципов.

Необходимо осознание того, что правоотношения в области охраны животного мира носят нравственный характер, и должна быть разработана система информационного обеспечения формирования в гражданах Российской Федерации определенных моральных качеств, которые в совокупности с мерами правового воздействия помогут сохранить и приумножить животный мир страны, как ее природные ресурсы.

Конституция Российской Федерации;

Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, Российская Федерация, область охраны, правовая охрана, естественная свобода, использование животного мира, неотъемлемый элемент, правовое регулирование, природная среда, форма собственности.

 Реферат : Правовая охрана животного мира

Первый экологический закон гласит: все взаимосвязано со всем, а значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

1. Животный мир как объект эколого-правового режима

Объектом использования и охраны являются только дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

2. Государственное управление эколого-правовым режимом животного мира

К областям регулирования отношений по охране и использованию животного мира, в соответствии с действующим законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами являются:

по наземным животным и птицам — Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ);

по рыбным запасам — министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.

Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.

На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного учета животных и их использования и государственного кадастра животного мира”, предусматривающего необходимость обеспечения мероприятий по ведению государственного учета животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр животного мира включает данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

3. Виды права пользования животным миром

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а также охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных — почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст. 12 Закона) — промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества — республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) — промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных — осуществляется в установленном порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, — по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.

4. Правовая охрана животного мира

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

Статья 24 Закона предписывает предприятиям и гражданам принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства.

Для обеспечения охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедников.

Огромное значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Еще более полувека тому назад Академик В. И. Вернадский отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей материки, передвигающей континенты и т. п. С того времени человечество далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз. Сейчас одно предприятие — Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле, изменения планетарных процессов.

Т. к. отношение людей к природе существует только через производственные отношения, то экологопользование связано в каждой стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями. Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного анализа правоприменительной практики.

Осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в рамках всего международного сообщества вызывает возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе.

За последние годы в нашей стране произошли необратимые перемены — распался СССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из экологического кризиса. Именно в объединении — путь к решению всех стоящих перед республиками экологических проблем.

Читайте также: