Животное как и человек может осуществлять деятельность
Обновлено: 28.06.2024
Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.
Деятельность человека и поведение животных
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Труднее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы ее умерший хозяин.
Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с помощью своих естественных органов. Они используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют природные предметы обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)
От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место в его жизни (вспомните, например, влияние географических условий на жизнь людей, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций, которые регулируют жизнь человека). Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. Только человеку присуща такая форма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадется к жертве — его поведение сообразуется с целью: добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.
Структура деятельности
В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом — объект. Для Министерства образования как субъекта деятельности все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность. Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает свою волю, занимается самообразованием и т. д.).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: человек начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании архитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности.
Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности.
Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.
Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает ;) себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, прополка имеет целью создать условия роста культурных растений.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.
Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.
(Вспомните критерии нравственной и правовой оценки поступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.)
Мотивы деятельности
Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно — развитием общества.
Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.
Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.
Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.
Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и технологию.
Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Поэтому можно сказать, что мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. А потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности.
У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то — кино, кому-то — танцы, а кому-то — поболеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже).
Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:
— физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;
— экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально — существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;
— социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;
— престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;
— духовные: в самоактуализации, самовыражении.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта. Например, таким объектом может быть семья.
В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально — имеет значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.
В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источник творческой фантазии духа, оно существует не только в личности, но и в общественной психологии.
Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.
Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.
Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.
Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.
Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта).
М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, смысл их деятельности.
Читайте также: