Животное как и человек может осуществлять деятельность

Обновлено: 28.06.2024

Развитие общества — результат деятельности людей. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.

Деятельность человека и поведение животных

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это прояв­ляется в заметных движениях (двигательной активности). Труд­нее обнаружить внутреннюю (психическую) активность, которая как бы включена в поведение. Например, известно немало фак­тов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде воз­вращался с работы ее умерший хозяин.

Отметим, что в любом случае животные приспосабливаются к окружающей среде. При этом они могут употреблять природ­ные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их с по­мощью своих естественных органов. Они используют эти предме­ты для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Воз­можности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют природные предметы обезьяны, бобры, птицы, дру­гие живые существа.)

От приспособительного поведения животных отличается практически преобразовательная деятельность человека. Чело­век не ограничивается приспособлением к существующим при­родным и социальным условиям, хотя приспособительное поведе­ние занимает большое место в его жизни (вспомните, например, влияние географических условий на жизнь людей, значение пра­вовых и нравственных норм, обычаев, традиций, которые регули­руют жизнь человека). Однако приспособление — не предел че­ловеческих возможностей. Только человеку присуща такая фор­ма активности, как деятельность, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Для этого используются не только природные предметы, но, прежде всего, средства, созданные самим человеком. И поведение жи­вотных, и деятельность человека сообразуются с целью (т. е. це­лесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадет­ся к жертве — его поведение сообразуется с целью: добыть пи­щу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание чело­века. Сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе этого поведения — биологическая программа поведе­ния, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется ис­торически сложившимися (как обобщение опыта предшествую­щих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Структура деятельности

В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект — тот, кто осуществля­ет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Напри­мер, земледелец (субъект деятельности) воздействует на землю и выращиваемые на ней культуры (объект деятельности). Для бригады строителей-отделочников (субъекта) строящийся дом — объект. Для Министерства образования как субъекта деятельно­сти все учебные заведения страны — объект, в отношении которого осуществляется управленческая деятельность. Итак, субъ­ектом деятельности может быть человек, группа людей, органи­зация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни лю­дей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публи­ка в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает свою волю, занимается са­мообразованием и т. д.).

Далее в структуре деятельности можно выделить цель, сред­ства ее достижения и результаты. Выше уже отмечалось: чело­век начинает любую деятельность с того, что ставит (полагает) перед собою цель.

Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. В самом деле, можно ли начинать строить здание, не представляя себе, каким оно будет (многоквартирный дом или административное здание, деревенская изба или храм, казарма или дворец). Его образ может быть показан в рисунке, чертеже, объемной модели, но прежде он возник в сознании ар­хитектора. Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогиче­ской деятельности.

Итак, цель — это то, что представляется в сознании и ожида­ется в результате определенным образом направленной деятель­ности.

Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем те, к которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводит такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих дей­ствий преступник не ждал. Результат усилил его вину, и, таким образом, он получил обратный удар. Использованное им сред­ство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано.

Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и др. Деятельность космонавтов включает ;) себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экс­периментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятель­ность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. На­пример, прополка имеет целью создать условия роста культур­ных растений.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь дейст­вий. Можно ли при этом говорить о поведении человека? Да, но во многих случаях имеется в виду, как он выполняет свою рабо­ту, как относится к ней, к другим людям, к себе.

Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работа может осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанно­сти кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

(Вспомните критерии нравственной и правовой оценки по­ступков. Подумайте, какие поступки может совершить человек в процессе той или иной деятельности.)

Мотивы деятельности

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мысли­тели разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно — развитием обще­ства.

Одни из них объясняли развитие влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуаль­ные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов.

Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, лю­ди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, про­изводить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения истори­ческих изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. Так, в условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором назвали технику и тех­нологию.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающее его к деятельности. В мотивах деятельности про­являются потребности человека. Поэтому можно сказать, что мо­тивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетво­рением потребностей. А потребность — это переживаемая и осоз­наваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержа­ния организма человека и развития его личности.

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к раз­влечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то — ки­но, кому-то — танцы, а кому-то — поболеть за любимую фут­больную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны сильные идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимо­связаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге! Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлет­ворение которой имеет множество социальных граней; имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное об­щество, разделяющее его трапезу. У большинства людей соци­альные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже).

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

экзистенциальные (от латинского слова, означающего бук­вально — существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

социальные: в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной де­ятельности с другими;

престижные: в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приоб­ретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями, важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.. Под ними разумеется общая ориентация человека на определенный социальный объект, вы­ражающая предрасположенность действовать определенным об­разом относительно данного объекта. Например, таким объек­том может быть семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полез­ности для себя, индивид может быть предрасположен к созда­нию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен созда­вать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принци­пы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои дейст­вия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означаю­щее буквально — имеет значение, важно. Интересы людей име­ют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько н? те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохра­нении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределе­ние благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к не­скольким социальным группам. Например, молодой человек при­надлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь мате­риальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с дру­гими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы опре­деляются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них нахо­дят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы осознаются людьми, т. е. характери­зуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятель­ность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в де­ятельности проявляется и бессознательное, что означает психи­ческую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный ис­точник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психо­лог К. Г. Юнг (1875—1961) считал, что бессознательное— источ­ник творческой фантазии духа, оно существует не только в лич­ности, но и в общественной психологии.

Многие ученые считают, что влечение—это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально не­осознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разде­лил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. В этом случае индивид ра­ционально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных возможных целей друг к другу.

Ценностно-рациональное действие характеризуется осознан­ным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предна­чертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возник­новение у нас в стране нехватки какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности со­здать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечает, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накла­дываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мо­тивы поведения людей, смысл их деятельности.

Читайте также: