Заверить в преданности как правильно

Обновлено: 15.05.2024

Лайфхакер разобрался, какими бывают доверенности, как их правильно оформлять и всегда ли нужно идти к нотариусу.

Что такое доверенность

Доверенность — это документ, с помощью которого можно поручить кому-то совершение юридически значимых действий.

Доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Тот, кто выдаёт доверенность, — доверитель или представляемый. Им может быть полностью дееспособное физическое или правоспособное юридическое лицо (несколько лиц).

От имени малолетних детей доверенность оформляют родители (законные представители). Подростки от 14 до 18 лет могут оформить доверенность сами, но в пределах компетенций, которыми наделены в этом возрасте.

Выдача доверенности — односторонняя сделка. Для её совершения не требуется согласия представителя. Но он может не принять доверенность и в любой момент отказаться от неё.

Действия представителя — это всегда действия от имени доверителя, но в отношении третьих лиц. Он не может совершить сделку в свою пользу или пользу других своих доверителей.

Срок доверенности

При составлении доверенности важнейшим реквизитом является дата.

Доверенность, в которой не указана дата её совершения, ничтожна.

Без даты невозможно отсчитать срок действия доверенности. Раньше доверенность можно было оформить максимум на три года. Сейчас это ограничение сняли.

Если в тексте не указан срок действия доверенности, то по умолчанию она сохраняет силу в течение года (статья 186 Гражданского кодекса РФ).

Общие правила оформления доверенностей

Доверенность — это всегда письменный документ. Для некоторых даже разработаны унифицированные формы. Например, для доверенности на получение материальных ценностей. В остальных случаях доверенность просто пишется от руки или печатается на компьютере.

При этом есть три обязательных реквизита.

  1. Дата составления. Как уже отмечалось, без неё невозможно установить срок действия доверенности. Её можно указать в тексте числом или, как делают нотариусы, прописью.
  2. Сведения о доверителе и представителе. Если доверенность совершается между физическими лицами, эти сведения, как правило, ограничиваются ФИО, датами рождения и паспортными данными. Но отсутствие или неполнота последних не является основанием для недействительности доверенности.
  3. Подпись доверителя. Доверенность ничтожна без росчерка лица, выдавшего её. Если человек в силу физического недостатка или неграмотности не может расписаться сам, прибегают к услугам рукоприкладчика. В отношении юридических лиц обязательно также наличие печати.

Дополнительные сведения, которые можно указать в доверенности:

  1. Место составления.
  2. Срок, на который выдаётся.
  3. Полномочия представителя.

Подробно раскрывать полномочия представителя хоть и не обязательно, но крайне желательно. Это может уберечь от судебных тяжб в будущем. Особенно если вы делегируете кому-то манипуляции с вашим имуществом.

Не стесняйтесь детально описывать предмет сделки (площадь, кадастровый номер, адрес и так далее) и давать представителю конкретные инструкции (например, продать квартиру за сумму не ниже такой-то).

Можно также идти от обратного и ограничить представителя набором сделок, которые он может совершать (например, любые, кроме залога), или поставить лимит по сумме сделки (например, если контракт превышает миллион рублей, представитель не сможет его заключить по доверенности).

Какими бывают доверенности

В зависимости от объёма полномочий представителя юристы выделяют три вида доверенностей.

  1. Разовые. Выдаются для совершения одного конкретного действия. Например, для продажи земельного участка.
  2. Специальные. Выдаются для совершения ряда однотипных действий в течение определённого времени. Пример — доверенность на представление интересов в суде.
  3. Генеральные (общие). Выдаётся для совершения разноплановых действий, в том числе по приобретению или отчуждению имущества и подписи документов. Такие доверенности, к примеру, получают от фирмы руководители её филиалов.

Удостоверение доверенности

Также доверенности делятся на простые письменные и нотариальные. По закону нотариально удостоверены должны быть доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы и государственной регистрации (статья 185.1 Гражданского кодекса РФ). Например:

  1. Договор купли-продажи недвижимого имущества.
  2. Договор об ипотеке.
  3. Договор залога.
  4. Брачный договор.
  5. Соглашение об уплате алиментов и так далее.

Если сделка не требует вмешательства нотариуса, то передать полномочия можно по обычной доверенности, написанной от руки. Поэтому, если от вас, к примеру, требуют нотариальную доверенность, чтобы бабушка могла забирать ребёнка из детсада, это незаконно.

Также есть категории доверенностей, которые приравниваются к нотариальным. Например, выданная военным и удостоверенная руководством воинской части. Полный список таких доверенностей указан в статье 185.1 Гражданского кодекса РФ.

В интернете вы без труда найдёте образец доверенности любого вида. Есть даже конструкторы доверенностей.

Рассмотрим особенности составления наиболее типичных.

Как оформить доверенность на ребёнка

Формально такой документ требуется только в случае заграничной поездки.

В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

Но на практике такое разрешение часто запрашивают в поездах и аэропортах даже в путешествиях по России.

В доверенности на поездку с ребёнком следует указать имена и паспортные данные родителей и сопровождающих лиц, а также ФИО и дату рождения несовершеннолетнего и номер документа, удостоверяющего его личность (свидетельства о рождении или паспорта). Можно написать, куда и на сколько едет ребёнок. Ну и не забывайте о двух других обязательных реквизитах: дате совершения доверенности и подписи доверителя.

Как оформить доверенность на автомобиль

Доверенности на управление автомобилем упразднены в 2012 году. Сейчас водитель просто вписывается в страховку. И сотрудники ГИБДД не должны требовать иных документов, удостоверяющих право пользования транспортным средством.

Это справедливо, если речь идёт сугубо об управлении автомобилем. Но есть случаи, когда без доверенности не обойтись.

Без доверенности нельзя забрать машину со штрафстоянки, получить дубликат номерного знака, снять его с регистрации, оформить ОСАГО и пройти техосмотр.

Кроме того, чтобы поехать за границу, нужна нотариальная доверенность с прямым указанием, что представитель может покинуть пределы Российской Федерации на этом автомобиле.

При составлении доверенности на автомобиль, помимо обычных реквизитов, рекомендуется указать марку и модель машины, год её выпуска, идентификационный номер, данные ПТС.

Как оформить доверенность в банк

Совершение многих банковских операций невозможно без подписи клиента или его доверенного лица. Но это не значит, что, чтобы поручить кому-то свои банковские дела, нужно идти к нотариусу.

Закон разрешает оформить доверенность на совершение банковских операций прямо в отделении кредитной организации. Для этого нужно с паспортом прийти в свой банк и попросить бланк на составление доверенности (как правило, в каждом банке своя форма этого документа).

Помимо обязательных реквизитов, в тексте доверенности рекомендуется указать, какие именно операции может совершать представитель. Например, пополнять вклад, пользоваться банковской ячейкой или совершать транзакции по счёту на сумму не более 100 000 рублей.

Письменное уполномочие на получение представителем гражданина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счёт по вкладу, на совершение операций по его банковскому счёту, в том числе получение денежных средств с его банковского счёта, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи.

Как оформить доверенность на получении пенсии

Иными словами, если вы официально работаете в организации и планируете куда-то уехать, можно подойти к руководству и попросить заверить доверенность на получение зарплаты или пенсии.

Всё немного сложнее, если речь идёт о так называемых неработающих пенсионерах и недееспособных людях, получающих социальную пенсию.

Жилищно-коммунальные организации, отделения связи и банки не могут удостоверять доверенности на получение пенсий.

Завизировать доверенность на получение пенсии можно только в лечебном, социальном или исправительном учреждении, если человек находится там постоянно.

Отмена и прекращение доверенности

Доверитель в любой момент вправе отменить доверенность, а представитель — отказаться от неё (статья 188 Гражданского кодекса РФ). При этом лицо, оформлявшее документ, обязано оповестить о её аннулировании представителя и третьих лиц.

Для отмены простой письменной доверенности достаточно представить заявление, выполненное в той же форме. Для отмены нотариально заверенной доверенности необходимо заявление, также заверенное нотариусом.

Проверить, действует ли та или иная доверенность, можно с помощью специального сервиса Федеральной нотариальной палаты.

Как правильно заверить копию документа

В современной бухгалтерской жизни копии документов требуются буквально на каждом шагу. Благодаря повсеместному распространению сканеров, копиров и принтеров, изготовление копий перестало быть проблемой. Однако зачастую нужна не простая, а заверенная копия документа. В настоящей статье мы расскажем, что понимается под этим термином, как правильно следует заверять копии, и приведем образцы правильного заверения.

Зачем нужно заверять копии

Как видим, заверение копии необходимо, чтобы придать ей юридическую значимость. Другими словами, только такие копии используются в официальном документообороте, в том числе, для представления в государственные и муниципальные органы или для передачи другим организациям, ИП и физлицам.

В частности, именно заверенными копиями документов можно подтверждать расходы для целей налогообложения (письмо Минфина от 25.10.19 № 03-03-06/1/82236). Также придется заверить копии бумажных документов, представляемые в налоговую инспекцию в ответ на соответствующее требование (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Внимание

Чем руководствоваться при заверении

Также рекомендации по оформлению копий документов приведены в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@ , в письмах Минфина от 07.08.14 № 03-02-РЗ/39142 и от 29.10.15 № 03-02-РЗ/62336 .

Совет

Перед заверением документа не лишним будет ознакомиться с Методическими рекомендациями по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. решением правления ФНП от 25.04.16, протокол № 04/16). Хотя этот документ разработан для нотариусов, в нем содержится много полезной информации, которая пригодится при самостоятельном заверении копий.

Кто вправе заверять документы

Удостоверить верность копии от имени организации или ИП вправе любое уполномоченное лицо.

Такое полномочие может вытекать из уставных документов (в частности, правом заверять копии обладает руководитель организации, председатель или секретарь общего собрания, руководитель ревизионной комиссии и т.п.). А может основываться на иных документах — доверенности, приказе по организации, должностной инструкции и т.п.

Предприниматель вправе самостоятельно заверить копию документа или доверить это другому лицу (п. 5 Требований, приведенных в приложении № 18 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@; далее — Требования). Заметим, что таким лицом может быть только работник ИП. Должность этого работника следует указать на заверительной отметке, проставленной на копии.

Образец правильного заверения копии документов

Внимание

Аналогичные правила применяются при удостоверении копий многостраничных документов (заверительная отметка размещается на каждой странице) и их сшивок. В последнем случае нужно сшить копии всех листов в один документ и заверить его в целом. Делается это путем проставления заверительной отметки на бумажной наклейке, которая размещается на оборотной стороне последнего листа в месте скрепления листов ниткой или лентой.

При этом необходимо учесть две особенности, установленные в пункте 5 Требований. Первая — нужно дополнительно указать количество листов в сшивке. Это делается дважды: арабскими цифрами и прописью. И вторая — подпись и печать следует проставить так, чтобы часть их приходилась на бумажную наклейку, а часть — непосредственно на последний лист. Это нужно для того, чтобы затруднить замену листов в сшивке документов.

Приведем примеры правильного заверения копий.

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Всего пронумеровано, прошнуровано, скреплено печатью 6 (шесть) листов.

Главный бухгалтер Новицкая А.П. Новицкая

Как заверить копии уставных документов

Каких-либо особенностей в части заверения копий уставных документов законодательство не содержит. Поэтому следует применять рассмотренные выше правила. Поскольку речь идет о многостраничных документах (уставе, учредительном договоре), нужно учитывать также порядок прошивки таких бумаг для цели их заверения.

Прошивку нужно сделать прочной нитью или лентой, вывести ее концы на оборотную сторону последнего листа и связать. После этого концы нити (ленты) заклеиваются бумажной наклейкой, на которой и проставляется заверительная надпись указанным выше способом — то есть часть ее приходится на наклейку, а часть — на сам лист.

Совет

В заключение отметим, что заверение копии документа — несложная процедура, выполнить которую может любой налогоплательщик самостоятельно. Но при этом нужно придерживаться правил, нарушение которых может привести к тому, что копия не будет считать заверенной. Это, в свою очередь, повлечет дополнительные затраты времен и денег. А в некоторых случаях может привести к штрафу за нарушение сроков сдачи документов в ИФНС.

Несмотря на то, что положения гражданского законодательства РФ о заверении об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) относительно недавно появились в правовой плоскости, данные правила пользуются широкой популярностью в деловом сообществе. Объясняется это, прежде всего, тем, что они позволяют минимизировать риски одной из сторон при недобросовестном поведении другого участника (других участников), а также в случае, когда лицо ограничено во времени и не успевает убедиться в правомерности заявляемой противоположной стороной информацией, имеющей основополагающее значение при принятии решения о заключении, исполнении или прекращении договора.

Так, какие же аспекты института заверения об обстоятельствах следует помнить, при его использовании?

Во-первых, законодатель не устанавливает требования к форме выражения заверений. Поэтому они могут быть изложены как в документе, который подписывается несколькими участниками (договоре, протоколе и т.д.), так и в исходящем непосредственно от стороны, гарантирующей наличие юридически значимого обстоятельства (письмо с предложением о сотрудничестве, переписка об условиях исполнения и т.д.) (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 г. № 19АП-4508/2016 по делу № А14-18691/2015). Важно, чтобы форма высказывания заверений позволяла определить от кого они исходят, их условия и удостовериться в подлинности их выдачи.

Во-вторых, следует учитывать последовательность оформления "бумаг", содержащих подтверждение о тех или иных моментах. Например, если изначально заверения были прописаны в протоколах на стадии переговоров, которые впоследствии при подписании договора были признаны сторонами утратившими силу, то представляется, что вряд ли участник сделки, поверивший в приведенные ранее недостоверные гарантии, сможет ссылаться на них при защите своих интересов. Чтобы избежать таких неблагоприятных последствий, следует зеркально отражать в договоре все заверения контрагента, озвученные на преддоговорном этапе и имеющие существенное значение.

В-третьих, помимо императивного правила о возможности взыскания с контрагента, давшего заверения недостоверного характера об обстоятельствах, сыгравших решающую роль для заключения, исполнения или прекращения договора, убытков, причиненных такими действиями, стороны могут предусмотреть иное последствие. В частности, законодатель наделяет правом вместо механизма возмещения убытков установить в договоре ответственность в виде уплаты неустойки (п. 1 ст. 431.2 ГК РФ). Поскольку в законодательстве РФ отсутствуют какие-либо предписания на этот счет, то в соглашении можно прописывать, как единый размер неустойки за нарушение любого из приведенных участником заверения, так и различный для каждого в отдельности.

В-четвертых, одновременно с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки сторона, "пострадавшая" вследствие недостоверного заверения контрагента, может отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. 2 ст. 431.2 ГК РФ). Данная норма носит диспозитивный характер, поэтому участники вправе при достижении соответствующего взаимного согласия либо исключить ее применение, либо установить отличное от указанного правила условие (например, ограничить действие этого правомочия, назвав определенные случаи) (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 г. № 16 "О свободе договора и ее пределах").

В-пятых, заверение лица относительно отказа от права на односторонний отказ от договора, прямо предусмотренного в нем, не является заверением об обстоятельствах по смыслу п. 1 ст. 431.2 ГК РФ (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 г. № 19АП-4508/2016 по делу № А14-18691/2015).

В-шестых, по общему правилу контрагент, высказавший недостоверные заверения, может быть привлечен к ответственности только тогда, когда противоположная сторона докажет, что он знал о ее намерении полагаться на них, или имел разумные основания исходить из такого предположения.Однако, в отношениях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, корпоративным договором, договором об отчуждении долей, акций в уставном капитале хозяйствующего общества презюмируется обратное, если иное не установлено соглашением участников гражданского оборота. (п. 4 ст. 431.2 ГК РФ). Поскольку норма диспозитивная и процесс доказывания об осведомленности относительно выше обозначенного обстоятельства сопряжен с определенными сложностями, лицу, которому "выдаются" гарантии, следует не допускать в такого рода договорах оговорок, исключающих применение данного положения либо устанавливающего условие о необходимости достоверности гарантий, при недоказанности иного.

В-седьмых, институт заверения об обстоятельствах введен в действие с 1 июня 2015 года (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"). По правоотношениям, возникшим до вступления в силу названного закона, правила ст. 431.2 ГК РФ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2016 г. № Ф03-5651/2016).

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что институт заверения об обстоятельствах регламентируется достаточным количеством диспозитивных норм, позволяющих перетягивать "чашу весов" в нужную сторону. Поэтому следует более аккуратно относиться как преддоговорным, так и договорным гарантирующим высказываниям.

Зачем заверять копии

Организации заверяют копии в следующих ситуациях:

  • для предоставления контрактов, накладных, учредительных документов, свидетельства о праве собственности и др. сторонним компаниям и государственным органам;
  • для обмена кадровой документацией внутри подразделений или филиалов компании;
  • для предоставления справок и выписок сотрудникам в связи с их трудовой деятельностью.

Сотрудники компании (в том числе и бывшие) вправе написать запрос о выдаче любых ксерокопий бумаг, связанных с их работой (трудовых книжек, распоряжений о приеме на работу, о переводе, увольнении, справок и выписок и т.д.). Работодатель обязан бесплатно выдать их в течение 3 рабочих дней ( статья 62 ТК РФ и пункт 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 ).

Заверенные дубликаты требуют и различные учреждения:

  • налоговые инспекции;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд социального страхования;
  • банки и микрофинансовые организации;
  • надзорные органы (Гостехнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Трудовая инспекция и т.д.);
  • судебные инстанции.

Кто вправе заверять документы

В исключительных случаях дубликаты заверяют у нотариуса. Конкретные ситуации предусмотрены законодательством. Например, доверенность для совершения зарубежных сделок, вступление в наследство, свидетельства о собственности, корректировка учредительных документов организаций и т.д. Но каждый раз при создании копий и выписок из кадровой документации идти к нотариусу нецелесообразно. В большинстве ситуаций работодатель вправе самостоятельно удостоверить их.

Эту процедуру вправе осуществлять ограниченный круг лиц:

  • руководитель (или индивидуальный предприниматель);
  • главный бухгалтер;
  • начальник или специалист кадровой службы;
  • иные уполномоченные должностные лица, входящие в штат организации.

Без дополнительных актов заверить ксерокопии важных бумаг позволительно только главе компании или индивидуальному предпринимателю. Для остальных сотрудников понадобится дополнительная бумага, наделяющая их такими полномочиями, — например, отметка в должностной инструкции или доверенность. Глава компании издает распоряжение, где отмечает, кто и на основании чего проводит эту процедуру.

Ксерокопию заверяет только тот человек, который ее подготовил или сравнил с подлинником. Нельзя брать на себя ответственность проставлять отметку о заверении, если вы не видели оригинала.

Юридические лица вправе удостоверить только дубликаты собственных протоколов и актов. Копирование чужих бумаг допустимо, только если есть разрешение этих организаций. Оно не требуется, если бумаги нужны для трудоустройства граждан или касаются личных дел действующих работников компании.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заверить копии документов для налоговой инспекции. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какими НПА руководствоваться

Не существует единого нормативного акта, регулирующего порядок копирования документов. В большинстве случаев ориентируются на национальный стандарт ГОСТ Р 7.0.97-2016, вступивший в силу с 1 июля 2018 года. Но он используется в качестве рекомендаций. И становится обязательным, если утвержден во внутренней нормативной документации предприятия.

При разработке правил заверения копий документов внутри компании следует ориентироваться на судебную практику, распоряжения, письма государственных ведомств и на следующие нормативные акты:

Процедура заверения в организации

При изготовлении дубликатов важных бумаг необходимо руководствоваться порядком заверения копий документов, установленным законодательством по ГОСТу Р 7.0.97-2016. В него входят обязательные шаги:

Если в дубликате несколько страниц, то существуют два способа:

Обычно заверенный документ действителен 30 дней. Хотя в законодательстве этот срок не указан, госорганы и банковские учреждения не принимают акты, изготовленные раньше. В банках этот срок часто еще меньше — от нескольких дней до двух недель.

Вот принципы, как заверить копии документов по новым правилам с помощью оттиска:

  • штамп проставляют в конце текста под всеми подписями;
  • ставят в свободном месте, обычно в нижнем правом углу;
  • запрещено перекрывать им текст;
  • применять его допустимо при согласовании с органами, в которые направляете акты (не все госорганы это позволяют).

Вот пример, как это выглядит:

Начальник отдела кадров Степанов Степанов С.С.

27 июля 2021 года

Образец

Образец заверения копии трудовой книжки

Можно ли заверить документ надписью от руки

Вот пример, как заверить ксерокопию приказа от руки.

Образец отметки копия верна, сделанной от руки

Как заверить электронный документ

Важное разъяснение сделал Верховный суд, когда пересмотрел спор гражданина и нотариуса, который своей подписью фактически "узаконил" обман этого человека. Главное в этом интересном решении - объяснение, во что обойдется нотариусу невнимательность к предъявляемым документам.

Верховный суд подчеркнул - невнимательность нотариуса может обойтись ему очень дорого. Фото: Виктор Васенин

Верховный суд подчеркнул - невнимательность нотариуса может обойтись ему очень дорого. Фото: Виктор Васенин

Схема обмана нашего героя была просто классическая. Пока человек несколько лет лежал в больнице, кто-то из тех людей, кто знал о его собственности, показав поддельный паспорт этого человека, получил доверенность на распоряжение его ценными бумагами. Потом, уже получив акции, их неизвестные выгодно продали некоему кипрскому офшору. Офшор же, в свою очередь, продал акции на бирже. Когда афера вскрылась, встал вопрос - кто в таком случае должен возместить пострадавшему понесенный ущерб?

Фото: Оксана Ильина

Местные суды пришли к выводу, что отвечать за случившееся придется нотариусу, вся ошибка которой была в том, что она не проверила подлинность паспорта липового собственника акций.

Оговоримся сразу - сегодня нотариусы проверяют подлинность удостоверений личности своих клиентов через Единую информационную систему нотариата. Им в помощь - база недействительных российских паспортов. Ее ведет полиция. Но такие технологии нотариусы используют всего несколько последних лет.

А наша история началась в середине девяностых годов, когда житель Уфы купил несколько сот акций нефтяной компании и каждый год получал от них определенный доход. А летом 2009 года попал в местную психиатрическую больницу. Лечение в ней для этого человека растянулось почти на пять лет. Когда человек выздоровел, то отправился получить накопившийся за несколько лет и солидный, по его расчетам, доход. Но в местном филиале организации, которая ведет реестр акционеров нефтяной компании, его огорошили, заявив, что никаких ценных бумаг за ним не числится.

Выяснилось следующее. Еще в 2013 году он сам якобы уполномочил некоего гражданина распоряжаться его акциями. Понятно, что такого не было. Доверенность об этом удостоверила петербургская дама-нотариус, которая временно исполняла обязанности своей коллеги. Так, по этой доверенности от имени нашего героя фальшивый уполномоченный продал все его ценные бумаги кипрскому офшору, а тот потом перепродал их на Московской бирже.

Пришлось просить суд о помощи, и этот труд взяла на себя опекунша нашего героя, так как его болезнь вернулась. Вот что всплыло в суде. Оказалось, что к петербургскому нотариусу пришел некий мужчина. У него на руках был поддельный паспорт хозяина акций. Выяснилось, что документа с такими данными не существует. Да и подпись в этом ненастоящем паспорте не была похожа на настоящую подпись потерпевшего.

Дело рассматривал Верховный суд Башкортостана. Он виновником случившегося назвал нотариуса, которая не разглядела подлога. А липовую доверенность суд признал недействительной. Суд решил, что платить должна именно та нотариус, которую замещала коллега, общавшаяся с аферистом. С нее суд и взыскал почти 480 тысяч рублей неполученных дивидендов. Кстати, суд подчеркнул, что она имеет право взыскать эти деньги с нотариуса, которая вместо нее визировала сделку. Суд аргументировал такое решение статьей 21 Основ законодательства о нотариате. В ней сказано, что именно нотариус несет ответственность за ущерб, который причинил тот, кто его временно замещал.

После этого опекун решила взыскать с нотариуса еще и стоимость украденных ценных бумаг и часть недополученной выгоды - в общей сложности 2,2 миллиона рублей. Местные суды с требованием согласились. А когда обиженная нотариус попробовала оспорить это решение в Верховном суде, то не нашла понимания. Верховный суд РФ полностью поддержал коллег и подчеркнул, что нотариус или замещающий его сотрудник обязаны убедиться в подлинности документа, удостоверяющего личность. Законом не закреплено, как именно это должно происходить, поэтому нотариус в этом вопросе действуют по своему усмотрению, сказали судьи Верховного суда. Юристы подчеркивают - доказывать вину нотариуса необходимо, если от вашего имени по нотариально заверенной доверенности кто-то произвел некие действия, о которых человек не знал. Важно в подобных случаях подтвердить, где на самом деле находился во время выдачи доверенности гражданин, от чьего имени выдана бумага.

Читайте также: