Зарождение права восточных славян русская правда как основной источник права древней руси

Обновлено: 02.07.2024

Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права.

Кроме того, после принятия христианства русские активно осуществляли рецепцию (заимствование) отдельных норм права из византийских церковных источников: Свода законов патриарха Иоания Схоластика (VIв.), Номоканона патриарха Фотия (IXв.), Прохирона (IXв.), Эклоги (VIIIв.), болгарского Закона судного людем. Свод и Номоканон появились на Руси вXI-XIIвв., получив название Кормчей книги, а перевод Номоканона был сделан выдающимся славянским просветителем Мефодием. Впрочем, как церковные, так и гражданские законы, содержащиеся в византийских церковных книгах, воспринимались русским правом с оговорками, применительно к местным условиям.

Русская Правда является официальным актом, хотя вопрос о времени и месте происхождения её древнейшей части спорен. Однако, в самом тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах). Основным источником Русской Правды являлось обычное право с добавлением церковно-правовых источников. Вместе с тем она обобщила отдельные законы (уставы, в том числе церковные), принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права. Однако, не будучи непосредственным сборником княжеских законов, Русская Правда, по мнению некоторых ученых, оставалась руководством, пособием для княжеских судей. Она применяет казуальный (формальный) способ обработки правового материала: из реальной жизни или правового источника брался конкретный казус, который и решался соответственным образом. При этом применялся двойной мотив решения – формальный (как гласит закон) и религиозно-нравственный (по справедливости).

Русская Правда была обнаружена известным историком В.Н. Татищевым в 1738 г. До нас дошло более 100 списков (экземпляров) Русской Правды. Все они разделяются на 3 группы или редакции: 1) Краткую; 2) Пространную; 3) Сокращенную.

Краткая редакция представляет собой первый результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. Она включает в себя 43 статьи и является наиболее древней частью документа, относящейся к XIв. Данная редакция состоит из Правды Ярослава (ст. 1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41) и двух самостоятельных установлений - Покона Вирного (ст. 42) и Урока Мостников (ст. 43).

Сокращенная редакция – это документ Московского государства, относящийся к XIVв. и включающий только такие статьи Пространной редакции Русской Правды, которые были приемлемы в достаточно развитом к тому времени феодальном обществе.

Рассмотрим основные положения Русской Правды, исходя из той системы отраслей и подотраслей права, сложившейся к настоящему времени.

Вещное право (право собственности и иные вещные права).Русская Правда отражает рост частной собственности на землю. За перепахивание межи взималась высшая ставка штрафа – 12 гривен, что показывает особую заинтересованность феодалов в усиленной охране своих земельных владений от посягательств смердов.

Феодальная вотчина включала в себя хоромы владельца, дома его слуг и дворцовой челяди, хозяйственные постройки. Русская Правда перечисляет разнообразные виды скота и птицы, инвентаря, и это свидетельствует о значительном уровне развития сельского хозяйства.

Иных видов вещных прав, кроме права собственности, Русская Правда не регламентировала.

Обязательственное право.Обязательства в период Русской Правды возникали как из причиненного вреда, так и из договоров. Сломавший копье или щит или испортивший одежду обязан был возместить стоимость испорченной вещи. Закуп, погубивший хозяйского коня или не заперший его, вследствие чего он был украден, обязан был уплатить хозяину стоимость этого коня.

Для древнерусского права характерно, что неисполнение обязательства и договора дает потерпевшему право на лицо, не выполнившее своих обязательств, на его жену и детей, а не только на его имущество. Это было пережитком родовых отношений, когда имущество, принадлежало не данному лицу, а всему коллективу, и потому взыскание могло обратиться только на самое лицо. Например, злостного банкрота можно было продать в холопы.

Поскольку феодализму не свойственен наёмный труд, Русская Правда упоминает лишь об одном случае договора личного найма: наем в тиуны (слуги) или ключники. Наймиты, как правило, превращались в феодально-зависимых людей. Об имущественном найме в Русской Правде не говорится.

Наследственное право.С развитием частной собственности и выделением отдельных семей развивается понятие наследства. Однако община была кровно заинтересована в том, чтобы ее богатство не уходило на сторону. Поэтому у всех древних народов существовал обычай, согласно которому наследовать могли только сыновья, поскольку при выходе дочерей замуж за члена другой общины имущество выходило бы за пределы данного общественного союза. В дальнейшем это правило сохраняется как пережиток, причем с развитием княжеской власти имущество умершего члена общины при отсутствии у него сыновей переходило к князю.

В Русской Правде различается наследование по завещанию и по закону. Завещательное распоряжение было устным и было действительно только в пределах, установленных законом, т.е. отец мог разделить наследство по своему усмотрению между сыновьями, но не имел права передать его дочери. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (миноритарный принцип).

Из этого общего правила наследования Русская Правда делала исключения для бояр и дружинников, говоря, что их наследство при отсутствии сыновей могло переходить и к дочерям.

Восходящие и боковые (братья, сестры) родственники в наследовании не участвовали. Русская Правда также не упоминала о наследовании мужа после жены.

Семейное право.Первоначально в семейном праве действовали обычаи, связанные с языческим культом. Существовало похищение невест, многоженство. Так, Владимир Святославович до крещения имел 5 жен и несколько сот наложниц. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие из Византии.

Существовал довольно низкий брачный возраст: 12-13 лет для невесты и 14-15 для жениха. Заключение брака предшествовало обручение. Брак совершался в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию важнейших актов гражданского состояния – рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.

Семья была патриархальной: муж имел власть над женой, её имуществом, а также над детьми. Развод был возможен вследствие безвестного отсутствия одного из супругов, неспособности мужа к супружеской жизни, неизлечимой болезни одного из супругов, супружеской измены, ухода одного из супругов в монастырь.

Субъектом преступления могли быть только свободные люди. Поскольку холопы представляли собой собственность господ, те несли за своих рабов полную ответственность.

Древнерусскому праву (а не только Русской Правде) были известны следующие виды преступлений:

1) государственные: восстание против князя или других феодалов; перевет, т.е. переход на сторону врага, измена; нарушение вассального договора;

2) против личности: убийство; оскорбление; телесное повреждение; насилие;

3) имущественные: разбой (грабеж); кража (татьба); конокрадство; порча межевых знаков; потрава посевов.

Церковное право карало за преступления против нравственности, преступления в области семейных отношений, посягательство на церковь и ее имущество.

Со временем усиливается стремление ограничить и даже вовсе отменить обычай кровной мести с тем, чтобы взимать за убийство уголовные штрафы (виры) в пользу княжеской казны.

За убийство свободного человека был установлен платеж виры в размере 40 гривен. Для княжих мужей была установлена привилегия: за их убийство стала взиматься двойная вира – 80 гривен. Помимо виры, шедшей в казну князя, взималось денежное взыскание в пользу семьи убитого - головничество. Жизнь зависимых людей оценивалась в 12 и 5 гривен, и вирой не называлась.

Продажа – уголовный штраф вместе с уроком взималась и за основную массу других преступлений.

Кроме вир и продаж существовала смертная казнь, которая, согласно летописи, применялась к восставшим против князя боярам, к изменникам. Одно время ввиду участившихся убийств и разбоев князья вместо виры ввели смертную казнь. Однако это сказалось на княжеских доходах, и вскоре смертная казнь вновь была заменена вирой.

За преступления, отнесенные к компетенции церковных судов, применялись церковные наказания – эпитимьи (самой легкой эпитимьей считались 500 поклонов день).

Процессуальное право. Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между гражданским и уголовным процессом, хотя некоторые его формы (например, гонение следа) могли применяться только по уголовным делам.

Процесс также мог начаться с задержания преступника, пойманного на месте преступления или настигнутого в результате преследования.

Впрочем, Русская Правда в ряде случаев путает послухов с видоками, что показывает постепенное отмирание более древнего института послушества.

При испытании водой человека бросали связанным в реку и, если он выплывал, то считался обвиненным, т.к. как полагали, что вода его не приемлет как виноватого. Иногда при испытании водой оговоренный должен был достать кольцо из котла с кипятком.

Существовали также судебные поединки. Судебный поединок назывался полем. Победившая сторона выигрывала процесс, поскольку считалось, что бог помогает правому.

Особым видом доказательства была присяга – рота. Она применялась, когда не было других доказательств, но по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-либо события, либо его отсутствие.

Образование государства Киевская Русь шло с закреплением правовых норм . Вся жизнь русичей сопровождалась соблюдением обычаев и традиций во всех сферах жизни. Все, что касалось ведения домашнего хозяйства, создания новой семьи и передачи права наследования. После появления письменности, эти соглашения закреплялись на бумаге. Взаимоотношения с другими государствами и землями строились вначале на устных, а затем и письменных договорах. Так развивались законодательно-правовые отношения в Древнем Руси.

Официальные источники

Предпосылками для появления правовых документов стало развитие феодального государства и появления более сложных отношений в Киевской Руси. К ним можно отнести официальные документы, в которых прописывались правовые нормы, регламентирующие общественную жизнь, и правила, обязательные для выполнения на определенной территории. Это были:

  1. договора - наиболее часто используемая форма торговых правоотношений между соседними государствами. Самый яркий пример договоров торговли с Византией договора заключенные в 911, следующий в 944 и третий в 974 годах. Внутри государства это княжеские договора с дружиной, правоотношения князя и народа. Как пример договора княжения в Новгороде,
  2. княжеские уставы или уставные грамоты определяли повинности и величину оброка населения, а также порядок разбора судебных тяжб, подчинения и управления в княжествах.

Эти документы фиксировали законодательные нормы, существовавшие на определенных этапах развития государства.

Виды источников

При вступлении на княжеский престол Ярослав Мудрый систематизирует все существующие в государстве законы и порядки. Все источники можно разделить:

1. Национальные обычаи и традиции, названные обычным правом восточных славян. Они регламентировали внутреннюю жизнь Киевской Руси: семейные и бытовые отношения, судебные законы.

2. В документе, известном под названием "Русская правда Ярослава Мудрого", состоящем из 18 статей и созданном в 1016 году, законодательно регламентируются бытовые и криминальные законы общества.

3. Под названием "Правда Ярославовичей" в период до 1070 года выходят изменения и дополнения к основным статьям. Это статьи от 19 до 41, доработанные сыновьями князя Ярослава. В них законы более систематизированы и разделены по определенным направлениям.

4. "Пространная правда" - более поздняя редакция, вышедшая во времена правления Владимира Мономаха, и датируется 1113 годом. Содержит 121 статью. Первая часть - документ Ярослава и Ярославовичей из 43 статей, вторая часть - правда Мономаха. Законы второй части отражают существовавшее социальное неравенство общества: владение землей и привилегии ее владельцев, зависимое положение холопов, правонаследие.

5. В середине XVI столетия выходит новый свод законов, названный "Стоглав" по количеству статей в документе. Принят после окончания Собора 1551 года в Москве. Регламентирует отношения общества и церкви, государства и церкви, жизнь духовенства.

6. В княжествах на основе "Русской правды" создаются свои законодательные правила. Как пример, судные грамоты Псковского и Новгородского княжеств, датированные XIV-XV столетием. Кроме уголовного права рассматривают все стороны общественной жизни и переподчинение Москве.

7. Отдельными источниками права Древней Руси называют письменные соглашения, заключаемые с иностранными государствами:

  1. договора с Византией , требовавшие равноправных партнерских отношений и определявших правила торговли, даже выдачу беглых преступников,
  2. торговый - Ганзейский союз с немецкими купцами, заключенный в XII , и окончательно подтвержденный в XIV столетии. Просуществовал до второй половины XVII столетия.

8. С развитием религии на Руси массово строились церкви и монастыри. Ими необходимо было управлять. Для чего создаются правила богослужений и монастырские и церковные уставы.

С усилением расслоения общества и его развитием, появляется необходимость в дальнейшем совершенствовании правовых отношений.

Первыми письменными источниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Киевской Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг., заключавшиеся после военных походов. Они носили международно-правовой характер.

Княжеское законодательство как источник права появилось на Руси в X в. Особое значение имеют Устав о десятинах, судах и людях церковных князя Владимира и Устав о церковных судах князя Ярослава, которые внесли существенные изменения в действовавшее гражданское, семейное и уголовное законодательство. Тем не менее крупнейшим памятником древнерусского права являлась Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие периоды отечественной истории.

Она была впервые обнаружена В.Н. Татищевым в 1738 г. К настоящему времени существует более ста ее списков, которые отличаются друг от друга по объему, структуре и содержанию. Русская Правда подразделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Краткая редакция включает две части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава содержит первые 18 статей Краткой редакции и полностью посвящена уголовному праву. Правда Ярославичей включает следующие 20 статей Краткой редакции Русской Правды.

Во второй половине XI в. было положено начало составлению Пространной редакции Русской Правды, которая окончательно оформилась в XII в. Она включает нормы уголовного и наследственного права, определяет правовой статус различных категорий населения.

В XIII-XIV вв. появилась Сокращенная редакция, представлявшая собой часть переработанных статей Пространной редакции Русской Правды, адаптированных для регулирования общественных отношений периода феодальной раздробленности на Руси.

Наряду с Русской Правдой в Киевской Руси действовали нормы Уставов князей Владимира и Ярослава, составившие основу древнерусского церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. На развитие древнерусского права оказывали определенное влияние и Кормчие книги, представлявшие собой византийские сборники церковных и гражданских постановлений. В значительной мере они регулировали отношения в сфере семейного права.

Гражданское право. В Русской Правде и других источниках древнерусского права достаточно четко различаются две основные части гражданского права — право собственности и обязательственное право.

Утверждение феодализма и феодальной собственности на землю обусловило возникновение права собственности. Первоначально феодальная собственность появилась в форме княжеского домена, боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды была закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, в ней говорится также о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и т.п.

Недобросовестное выполнение норм обязательственного права в Древней Руси могло повлечь обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, включая и членов его семьи.

Основными видами договоров являлись договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и личного найма. Договоры заключались в устной форме, но обязательно в присутствии свидетелей, которые назывались послухами. В письменной форме составлялись преимущественно договоры, связанные с куплей-продажей земли.

Достаточно широкое распространение в Русской Правде получил договор займа. Объектами займа выступали в то время деньги, хлеб, мед, мех и т.п. В древнерусских источниках встречаются следующие виды займа: обычный заем, совершавшийся между купцами с упрощенным порядком оформления, и заем с самозакладом, который именовали закупничеством. В нормативных актах уже различались взимавшиеся проценты, размер которых зависел от срока займа. Срок взимания процентов не превышал, как правило, двух лет. По договору займа на короткий срок выплачивались более высокие проценты.

Однако после введения христианства были установлены новые принципы семейного права — патриархальная семья, основанная на принципах моногамии, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, суровые наказания за внебрачные связи.

Патриархальная семья в соответствии с Уставом князя Ярослава находилась под защитой церкви. Обручение обязательно предшествовало браку и считалось нерасторжимым. Брачный возраст составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Для придания законности браку церковь непременно требовала венчания.

Имущественные отношения между супругами не получили достаточного освещения в древнерусских источниках. Тем не менее из них следует, что в то время возникали имущественные споры между супругами. Однако жена имела право передавать свое приданое по наследству, т.е. она сохранила определенную имущественную самостоятельность. Родители и особенно отец имели над детьми практически неограниченную власть.

Наследственное право. Появление частной собственности повлекло за собой возникновение понятия наследства, для которого уже был характерен дифференцированный порядок. Так, у феодалов наследовать могли и дочери, а у смердов они не получали такого права.

При наследовании по закону, преимущество получали сыновья умершего. В то же время дочерям не полагалось ничего. Закон лишь обязывал сыновей выдать сестер замуж. Следует отметить, что младший сын при распределении наследуемого имущества, которое делилось поровну, имел некоторое преимущество, получая при этом двор отца. Наследственными правами не обладали незаконнорожденные дети. Однако в том случае, если их мать являлась рабыней, то они вместе с ней получали свободу.

При наследовании по завещанию наследодатель имел право распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

В Русской Правде нет указаний на возрастные ограничения уголовной ответственности и понятия невменяемости. Однако в ее нормах уже нашло отражение понятие соучастия. По закону все соучастники преступления должны были отвечать в равной степени.

В Русской Правде обозначены лишь два родовых объекта преступления — личность человека и его имущество. Из этого следуют и два рода преступлений, включавших различные виды преступных деяний. К преступлениям против личности относились: убийство, телесные повреждения, побои и оскорбление действием. Однако в уставах князей Владимира и Ярослава появляется и норма, связанная с оскорблением словом. Объектом такого вида преступлений была, как правило, честь женщины.

Большое внимание в Русской Правде уделяется имущественным преступлениям. Прежде всего это касается татьбы (кражи). Среди наиболее тяжких видов кражи выделялось конокрадство. Кроме того, к тяжким видам имущественных преступлений относилось и уничтожение чужого имущества путем поджога.

Уставы великих князей киевских Владимира и Ярослава включают нормы, касавшиеся преступлений против церкви и в семейной сфере. Их появление было обусловлено необходимостью искоренить языческие пережитки после принятия христианства.

В Русской Правде еще не были представлены государственные и должностные преступления. Однако из летописных сводов известно о выступлениях против князей и княжеской власти, которые могли повлечь за собой непосредственную расправу без суда и следствия. Так, например, поступила княгиня Ольга после убийства древлянами в 945 г. ее мужа князя Игоря.

Таким образом, в процессе расселения славянских племен на территории Восточной Европы, распада общины и других институтов первобытнообщинного строя сложились предпосылки для образования

Древнерусского государства. К ним относятся, прежде всего наличие единой территории, населения и публичной власти. Не следует также забывать, что Киевская Русь, созданная древнерусской народностью, изначально являлась полиэтническим государством, заложившим основу для возникновения и развития в дальнейшем трех крупных славянских народов — русского, украинского и белорусского.

Власть великого князя на первом этапе развития Древнерусского государства еще зависела от решений вечевого собрания. Однако в связи с переходом от численной (десятичной) системы управления к дворцово-вотчинной, власть киевского князя значительно укрепилась, а роль вечевого собрания существенно снизилась. Произошла также социальная дифференциация населения Киевской Руси, получившая закрепление в нормах Русской Правды. Среди источников права важную роль на первом этапе играли обычаи и судебная практика, нашедшие отражение в законодательных актах, в которых еще сохранялось значительное количество архаических элементов. Тем не менее в древнерусском законодательстве на первое место ставились задачи защиты личности и имущества, которые нашли отражение в крупнейшем памятнике Древнерусского государства — Русской Правде.

Читайте также: