Замораживание выплат по государственным обязательствам дефолт какой год

Обновлено: 14.05.2024

Wall Street и Международное энергетическое агентство пророчат России очередной дефолт, аналитики западных банков и инвесткомпаний поговаривают о вводе валютного контроля, а обитатели фейсбука медитируют на Zenrus.

С 1800 по 2006 годы мировая экономика прошла как минимум через пять многолетних долговых кризисов, когда полмира отказывалось платить по долгам. В промежутках между этими кризисами 10–20% стран находились в состоянии дефолта. По подсчетам Кармен Райнхарт из Университета Мэриленда и Кеннета Рогоффа из Гарварда с 1946 по 2006 год в мире произошло 169 суверенных дефолтов.

RUSBASE решил вспомнить крупнейшие дефолтные истории в мире и посмотреть, к чему они приводили.

C XIV по XVII век

C XIX по XX век

К этому времени ситуация немного изменилась — дефолты все чаще и чаще объявляли не европейские страны, а получившие независимость латиноамериканские и африканские. Колумбия, Доминиканская Республика, Гватемала и Мексика объявляли дефолт каждая по четыре раза, Венесуэла — шесть. В Европе отличилась великая держава, Австро-Венгрия, объявившая о банкротстве пять раз. В Африке получившая независимость только в 1960 году Нигерия обанкротилась пять раз, хотя это богатая нефтью страна.

Как отмечают Райнхарт и Рогофф, некоторые страны вообще прожили значительную часть своей независимой истории в таком кризисном состоянии — это характерно для Мексики, Перу, Венесуэлы, Коста-Рики и Никарагуа. Греция, как отмечают экономисты, половину своего независимого существования переживала дефолты, проводя их или реструктуризацию пять раз с 1829 года.

От выплат США отказалась и Великобритания в 1930 году, оправдав свои действия тем, что ряд правительств американских штатов находились тогда в дефолте по обязательствам перед Великобританией, взятым еще в середине XIX века и существенно превысившим к 1930 году английский долг. Долги за Первую мировую войну не вернули Штатам также Франция и Италия.

В августе 1982 года дефолт коснулся и Северной Кореи — западные банки уведомили государство, что оно находится в состоянии дефолта и может вскоре столкнуться с судебным разбирательством и конфискацией имущества за рубежом.

Последний всплеск случился в 1990-е годы — о дефолте объявили Ангола (1992-1997), Аргентина и Бразилия (1986-1990), Венесуэла (1995-1998), Хорватия (1993-1996), Шри-Ланка (1996).

В 1828 году Аргентина объявила первый в своей истории дефолт. Тогда страна оказалась неспособной выплачивать долги английскому банку Baring Brothers. Дефолту предшествовал международный финансовый кризис 1825 года, начавшийся в Англии и континентальной Европе, а затем распространившийся на Латинскую Америку, где в 1825-28 годы шла война между Аргентиной и Бразилией. Возобновление платежей произошло только в 1857.

23 декабря 2001 года временный президент Аргентины Адольфо Родригес Саа объявил очередной дефолт, который до сих пор считают крупнейшим в мировой истории. В стране было сильно присутствие ТНК в обрабатывающей промышленности, также росли платежи в счет прибылей иностранных компаний. После азиатского кризиса 1997 года экономический рост Аргентины сильно замедлился, а затем и вовсе остановился. Инвесторы потеряли доверие к стране и начали активно выводить капитал. Затем подключилось и население — люди стали снимать свои сбережения с банковских счетов, превращая песо в доллары и вывозя их за границу. Правительство в ответ фактически заморозило счета на год, позволяя гражданам снимать только небольшие суммы, что вызвало волну кровавых протестов. Довольно скоро госудрство объявило себя неплатежеспособным по всему объему долга, и в Аргентине разразился настоящий кризис. Безработными были 25% населения, многие лишились жилья, предприятия массово закрывались.

В 2005 и 2010 годах Аргентине удалось договориться о реструктуризации 92,4% задолженности на сумму около $100 млрд. В 2006 году Буэнос-Айрес досрочно погасил долг перед МВФ в размере $9,8 млрд.

Последние двадцать лет

Мексика в 1994 году

Россия в 1998 году

Из-за азиатского кризиса 1997 года цены на сырье снизились, рубль зашатался, страна погрузилась в депрессию. МВФ одобрил предоставление помощи Москве на сумму в $22,6 млрд долларов и ввел обмен государственных краткосрочных облигаций на более долгосрочные евробонды. Однако это действовало недолго — вскоре правительство было вынуждено провести девальвацию и попросило отсрочить выплату внешнего долга.

Уругвай в 2003 году

Эквадор в 2008 году

Ямайка в 2010 году

Проблемы Ямайки возникли из-за ошеломляющего размера долга. Госдолг страны по отношению к ВВП вырос почти в два раза с 71% в 1997 году до 129% в 2010 (хотя есть страны с еще более высоким соотношением, например, Япония с долгом в 220% от ВВП). 45% бюджета пошло только на выплату процентных платежей, поэтому мало что осталось на государственные инвестиции и социальные расходы. Экономический рост в стране пострадал, и в январе 2010 года началась реструктуризация.

Греция в 2012 году

Реструктуризация долга Греции на $273 млрд в 2012 году борется с аргентинским дефолтом 2014 года за первое место в рейтинге самых больших суверенных дефолтов в истории.

Несмотря на то, что Греция показывала один из самых высоких темпов роста в еврозоне в 2000-2007 годах, массовые уклонения от налогов (это стало у греков почти национальным спортом) привели страну к краху.

Страны, которые никогда не объявляли дефолт

Значимых экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало — среди них Канада, Австралия, Новая Зеландия; в Европе — скандинавские страны и Бельгия; в Азии — Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Южная Корея.

О дефолтах в США ходят споры — считается, что Соединенные Штаты никогда не объявляли о невозможности выполнить свои долговые обязательства, но некоторые экономисты считают, что технический дефолт в стране все-таки случался.

В 1790 был принят закон, санкционировавший выдачу долгов для покрытия обязательств отдельных штатов в составе союза, что некоторые считают техническим дефолтом. Также в период Гражданской войны была приостановлена конвертируемость доллара.

17 августа 1998 года в 9 часов утра по Москве вся Россия узнала два новых иностранных слова: дефолт и девальвация.

Черный август

Очередь к продуктовому магазину.

Передумали

Еще несколько дней назад правительство и ЦБ клеймили тех, кто осмеливался высказать сомнения в твердости рубля. Не менее уверенно власти заявляли о готовности следовать своим обязательствам на рынке госдолга. Вчера ситуация изменилась кардинальным образом.

Заморожены все выплаты по ГКО/ОФЗ до конца года — правительство собирается переоформить их в новые ценные бумаги. Иными словами, заплатить сегодня Минфин не в состоянии. Как это будет происходить после Нового года, объявят в среду.

Одновременно правительство и ЦБ ввели 90-дневный мораторий на исполнение банками своих обязательств перед иностранцами. Сюда относятся и кредиты, и срочные валютные контракты, и обязательства по залоговым операциям — так называемый margine call.

При этом нельзя сказать, что принятые на этот раз правительством меры неверны. Напротив, часть из них давно назрела. Корректировка валютной политики стояла в повестке дня по меньшей мере восемь месяцев. Все лето было очевидно, что правительству будет непросто за счет собственных средств расплатиться по всем госбумагам в этом году. Но применение этих мер после стольких заявлений о том, как они вредны, выглядит как потеря лица правительства и ЦБ.

Тем не менее, если отвлечься от формы, в которой было произведено объявление о новой политике правительства, то нельзя не отметить ее благотворность. В самом деле, довнесение залога по операциям репо с западными банками (margine call) оказалось последним ударом для ряда российских банков. И теперь, избавленные от неприятной обязанности выполнять не только эти, но и многие другие обязательства перед иностранными партнерами, российские банки смогут вздохнуть чуть свободнее.

Государство, избавленное от тягостной обязанности платить по ГКО/ОФЗ, сможет выполнить другие свои обязательства: например, перед бюджетниками. А возможность не тратиться на поддержку курса даст и вовсе двойную выгоду: и резервы будут сэкономлены, и экспортеры смогут увеличить выплату налогов.

Есть, однако, и отрицательные последствия. Раньше в России были хоть какие-то, пусть умирающие, рынки (для банков были, к примеру, жизненно важны рынки МБК и ГКО). Теперь их смерть узаконена. Одним из главных источников финансирования для банков стали кредиты overnight ЦБ, ставка по которым вчера составила 250% годовых. Вообще же, неофициальное мнение большинства опрошенных нами банкиров сводилось к тому, что вчерашние меры явно запоздали.

Встреча Ельцина и Кириенко.

Двенадцатибанкирщина

Естественно, что всех волнует вопрос о том, выживут ли банки. По сведениям Ъ, в пятницу поздно вечером руководители Альфа-банка, МЕНАТЕПа, Банка Москвы, Мост-банка, Национального резервного банка и ОНЭКСИМбанка провели встречу с председателем Центробанка Сергеем Дубининым. Они предложили помочь ему в организации санации системообразующих банков — на деньги ЦБ. Банк России отказался.

Население же без восторга отнеслось к экспромту правительства и инициативам крупнейших банков и продолжило скупать валюту. Курс продажи вчера в некоторых обменных пунктах достиг 10 руб./$, в то время как курс покупки изменился незначительно и находился на уровне 6,20 — 6,50 руб./$. Три четверти обменных пунктов банков не работали: у кого-то вообще не было валюты, кто-то ее просто придерживал.

Торговля воздухом

В полной растерянности сегодня находятся негосударственные пенсионные фонды. Отказ государства от погашения ГКО уже в сентябре может привести к нехватке денег на выплату дополнительных пенсий. А ее получают уже 183 тыс. российских граждан.

Дело в том, что по нормам, установленным инспекцией НПФ, 30% пенсионных резервов должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги. А поскольку НПФ весьма консервативны, то в действительности доля средств, вложенных в ГКО, значительно выше — по меньшей мере 40%.

Очередь к пункту обмена валюты.

Не меньшие неприятности ожидают систему обязательного медицинского страхования, часть резервов которой также размещена в гособлигациях. Поэтому и НПФ, и страховщики, занятые в сфере обязательного медстрахования, рассчитывают на то, что им установят отдельный режим погашения ГКО/ОФЗ.

Ъ будет следить за развитием событий.

События 19 августа 1998 г. – важное событие в новейшей экономической истории России. Оно стало ярким маркером, разделившим два периода: годы сильного и затяжного экономического спада, начавшегося в 1980-е, и годы быстрого развития в первом десятилетии XXI в. Сейчас, в 2018 г., можно гораздо лучше понять и объяснить события, происшедшие 20 лет назад: история становится понятна лучше, когда известно, что произошло после. С другой стороны, сейчас использовать объяснения непосредственных участников событий напрямую, без понимания контекста, бессмысленно.

Как это было

Важным элементом экономической политики была макроэкономическая стабилизация. В 1997 г. инфляция составила 11% – при неблагоприятной внешней конъюнктуре это было значительным достижением. (За два года до этого, в начале антиинфляционной кампании, инфляция была более 200% в год.) Тем не менее цена, которую платила экономика за эту стабилизацию, была огромной. Парламент, который контролировался оппозицией, не давал правительству снизить расходы и сократить дефицит бюджета. Увеличивать расходы, т. е. собирать налоги, правительство не умело: прямые налоги – нормальная, современная налоговая система – появились всего за несколько лет до этого. Хотя государственный долг был не очень велик, доходы бюджета были такими маленькими, что в июле 1998 г. процентные платежи по долгу составляли более половины доходов.

Уроки дефолта-1998 для 2018 года

Поскольку неспособность правительства сократить бюджетный дефицит и ухудшающаяся внешняя конъюнктура были видны всем, защищать завышенный обменный курс было все труднее. 19 мая 1998 г. Центробанк вынужден был повысить ключевую ставку до 50% годовых, а 27 мая, отчаявшись послать правильный сигнал игрокам, – до 150% годовых. При этом размещать рублевые займы не удавалось фактически ни по какой цене. Даже огромный заем МВФ, обещанный в июле 1998 г., был бы полностью истрачен в попытках защитить незащищаемое. (В итоге впустую, в безнадежной попытке спасти обменный курс было истрачено $4 миллиарда, что породило массу конспирологических теорий.) Таким образом, единственным, что могло бы предотвратить кризис, было бы чудесное повышение мировых цен на нефть (которое в итоге началось на два года позже).

Решения 17 августа 1998 г.

Первое решение – отказ от завышенного фиксированного курса рубля – было продиктовано внешними по отношению к правительству факторами. У правительства не было возможности сохранить обменный курс в целевых пределах. Второе решение – введенный трехмесячный мораторий на выплату долгов в иностранной валюте – было также, по сути, вынужденным.

Третье решение – введенный мораторий на выплату долгов в рублях, собственной валюте, – не было вынужденным. Денежные власти любой страны могут профинансировать дефицит и расплатиться по обязательствам, напечатав новые деньги. Оборотной стороной такого решения является рост цен в результате увеличения количества денег. Решение отложить выплаты по долгу в собственной валюте стало чуть ли не первым в истории и навсегда поменяло отношение инвесторов к суверенным долгам. Кроме того, это нанесло дополнительный удар по тем банкам, у которых были правильно сбалансированы валютные риски.

Последствия

Непосредственные макроэкономические последствия были печальными. Курс рубля за месяц снизился в три раза (с 6 до 21 руб. за доллар в начале сентября). Инфляция в 1998 г. составила более 80%: таким образом, попытка макроэкономической стабилизации с помощью фиксированного обменного курса в 1994–1998 гг. закончилась полным провалом. Дефолт по рублевому долгу ради борьбы с инфляцией выглядит, с учетом последствий, неоправданным.

Кризис привел к краху крупнейших частных банков страны. Хотя большинству вкладчиков этих банков и тех банков, которые были спасены Центробанком, деньги были возвращены, это происходило зачастую с такой задержкой, что инфляция съела 30–50% стоимости вкладов. Валютные вклады были принудительно конвертированы в рублевые и, соответственно, также пострадали.

События 19 августа 1998 г. – важное событие в новейшей экономической истории России. Оно стало ярким маркером, разделившим два периода: годы сильного и затяжного экономического спада, начавшегося в 1980-е, и годы быстрого развития в первом десятилетии XXI в. Сейчас, в 2018 г., можно гораздо лучше понять и объяснить события, происшедшие 20 лет назад: история становится понятна лучше, когда известно, что произошло после. С другой стороны, сейчас использовать объяснения непосредственных участников событий напрямую, без понимания контекста, бессмысленно.

Как это было

Важным элементом экономической политики была макроэкономическая стабилизация. В 1997 г. инфляция составила 11% – при неблагоприятной внешней конъюнктуре это было значительным достижением. (За два года до этого, в начале антиинфляционной кампании, инфляция была более 200% в год.) Тем не менее цена, которую платила экономика за эту стабилизацию, была огромной. Парламент, который контролировался оппозицией, не давал правительству снизить расходы и сократить дефицит бюджета. Увеличивать расходы, т. е. собирать налоги, правительство не умело: прямые налоги – нормальная, современная налоговая система – появились всего за несколько лет до этого. Хотя государственный долг был не очень велик, доходы бюджета были такими маленькими, что в июле 1998 г. процентные платежи по долгу составляли более половины доходов.

Уроки дефолта-1998 для 2018 года

Поскольку неспособность правительства сократить бюджетный дефицит и ухудшающаяся внешняя конъюнктура были видны всем, защищать завышенный обменный курс было все труднее. 19 мая 1998 г. Центробанк вынужден был повысить ключевую ставку до 50% годовых, а 27 мая, отчаявшись послать правильный сигнал игрокам, – до 150% годовых. При этом размещать рублевые займы не удавалось фактически ни по какой цене. Даже огромный заем МВФ, обещанный в июле 1998 г., был бы полностью истрачен в попытках защитить незащищаемое. (В итоге впустую, в безнадежной попытке спасти обменный курс было истрачено $4 миллиарда, что породило массу конспирологических теорий.) Таким образом, единственным, что могло бы предотвратить кризис, было бы чудесное повышение мировых цен на нефть (которое в итоге началось на два года позже).

Решения 17 августа 1998 г.

Первое решение – отказ от завышенного фиксированного курса рубля – было продиктовано внешними по отношению к правительству факторами. У правительства не было возможности сохранить обменный курс в целевых пределах. Второе решение – введенный трехмесячный мораторий на выплату долгов в иностранной валюте – было также, по сути, вынужденным.

Третье решение – введенный мораторий на выплату долгов в рублях, собственной валюте, – не было вынужденным. Денежные власти любой страны могут профинансировать дефицит и расплатиться по обязательствам, напечатав новые деньги. Оборотной стороной такого решения является рост цен в результате увеличения количества денег. Решение отложить выплаты по долгу в собственной валюте стало чуть ли не первым в истории и навсегда поменяло отношение инвесторов к суверенным долгам. Кроме того, это нанесло дополнительный удар по тем банкам, у которых были правильно сбалансированы валютные риски.

Последствия

Непосредственные макроэкономические последствия были печальными. Курс рубля за месяц снизился в три раза (с 6 до 21 руб. за доллар в начале сентября). Инфляция в 1998 г. составила более 80%: таким образом, попытка макроэкономической стабилизации с помощью фиксированного обменного курса в 1994–1998 гг. закончилась полным провалом. Дефолт по рублевому долгу ради борьбы с инфляцией выглядит, с учетом последствий, неоправданным.

Кризис привел к краху крупнейших частных банков страны. Хотя большинству вкладчиков этих банков и тех банков, которые были спасены Центробанком, деньги были возвращены, это происходило зачастую с такой задержкой, что инфляция съела 30–50% стоимости вкладов. Валютные вклады были принудительно конвертированы в рублевые и, соответственно, также пострадали.

Читайте также: