Законы 12 таблиц как источник публичного и частного права

Обновлено: 30.06.2024

Нача­ло рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да озна­ме­но­ва­лось собы­ти­ем, для все­го даль­ней­ше­го рим­ско­го пра­во­раз­ви­тия чрез­вы­чай­но важ­ным, — имен­но, состав­ле­ни­ем и изда­ни­ем кодек­са, извест­но­го под назва­ни­ем зако­нов XII таб­лиц (Le­ges XII ta­bu­la­rum).

Одной из при­чин для недо­воль­ства пле­бе­ев про­тив пат­ри­ци­ев в пер­вые вре­ме­на рес­пуб­ли­ки была неяс­ность дей­ст­ву­ю­ще­го обыч­но­го пра­ва. При­ме­не­ние пра­ва нахо­ди­лось в то вре­мя исклю­чи­тель­но в руках пат­ри­ци­ан­ских маги­ст­ра­тов, и эта неяс­ность пра­ва откры­ва­ла воз­мож­ность для вся­ких зло­употреб­ле­ний со сто­ро­ны этих послед­них. Поэто­му пер­вою потреб­но­стью пле­бе­ев было уста­но­вить дей­ст­ву­ю­щее пра­во в фор­ме ясных писан­ных зако­нов.

1) Общая характеристика.

Первая римская кодификация права восходит к середине V столетия до н. э. Она получила название "Законов XII таблиц". В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды Граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

От слова "цивитас", что значит "город", "городская община", право Таблиц называли "цивильным", то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова "квирит" (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - "квиритским".

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу относились земля рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (реc нек манципи) — все прочие вещи.
2)История создания Законов XII таблиц.

Законы XII Таблиц: создание и общие начала

Направление.Древнейшие законы царского периода в главном были направлены на всемерное закрепление институтов кланово-родового строя с присущей ему особой властью главы семейства или рода, а также с признанием родового уклада важнейшим устоем римского полиса. Это встречало неприятие не принадлежавших к родам жителей Рима — плебеев (см. выше, § 13). Ситуация усугублялась тем, что правосудие полностью находилось в руках жрецов, которыми могли быть, по традиции, только патриции. В этих условиях привилегированные законы, да еще изустные (потому толкуемые по произволу), становились оружием в междусословной борьбе в римской общине. Обострилась эта борьба в начале V в. до н. э. в связи с массовой задолженностью плебейских слоев, на которых только и распространялись особые формы личной кабалы или продажи в рабство патрициям. Одним из способов защиты интересов плебеев со стороны созданных тогда магистратов — народных трибунов — стало требование создания и обнародования равного и ясного законодательства.

Законы XII Таблиц не сохранились (официальный текст-памятник погиб в 390 г. до н. э. при вторжении галлов). Текстих реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.).

Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и более по традиции. Вероятно, каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени.

4)Противоречии об истории создания законов 12 таблиц.

Самая рим­ская тра­ди­ция о созда­нии XII таб­лиц децем­ви­ра­ми воз­ник­ла в Риме не ранее нача­ла II века до Р. Х. и пол­на про­ти­во­ре­чий. В дей­ст­ви­тель­но­сти, гово­рит Лам­бер, то, что назы­ва­ет­ся зако­на­ми XII таб­лиц, есть не зако­но­да­тель­ный кодекс, а про­стое собра­ние ста­рин­ных юриди­че­ских обы­ча­ев, появив­ше­е­ся еще поз­же, чем думал Пайс, — имен­но в нача­ле II века до Р. Х., и состав­лен­ное извест­ным юри­стом того вре­ме­ни — Секс­том Эли­ем Петом.

Воз­мож­но, что те или дру­гие дета­ли в изло­жен­ной выше исто­рии воз­ник­но­ве­ния зако­нов XII таб­лиц пере­да­ны нам не совсем вер­но, но отри­цать на этом осно­ва­нии самое суще­ст­во­ва­ние их, как пря­мо­го зако­но­да­тель­но­го памят­ни­ка, и при­том при­бли­зи­тель­но ука­зан­но­го вре­ме­ни, невоз­мож­но.

Под­лин­ные XII таб­лиц до нас не сохра­ни­лись; по пре­да­нию, они погиб­ли во вре­мя галль­ско­го наше­ст­вия 4 . Но зако­ны XII таб­лиц пусти­ли проч­ные кор­ни в народ­ной памя­ти; они цир­ку­ли­ро­ва­ли в спис­ках и еще во вре­мя Цице­ро­на заучи­ва­лись детьми наизусть. Бла­го­да­ря это­му, хотя и не дошел до нас пол­ный текст это­го памят­ни­ка, тем не менее сохра­ни­лись отдель­ные поло­же­ния из него, пере­дан­ные нам позд­ней­ши­ми рим­ски­ми писа­те­ля­ми отча­сти в бук­валь­ных выра­же­ни­ях, отча­сти в сво­бод­ном пере­ска­зе. И мож­но думать, что все суще­ст­вен­ное содер­жа­ние кодек­са нам извест­но.

Совре­мен­ные уче­ные неод­но­крат­но пыта­лись собрать воеди­но все эти отдель­ные пере­дан­ные нам поло­же­ния зако­нов XII таб­лиц и рас­по­ло­жить их в таком поряд­ке, в каком они нахо­ди­лись на каж­дой из пер­во­на­чаль­ных таб­лиц. При этих попыт­ках рекон­струк­ции руко­во­ди­лись сле­дую­щим сооб­ра­же­ни­ем. В дошед­шем до нас Юсти­ни­а­нов­ском сво­де сохра­ни­лись выдерж­ки из ком­мен­та­рия к XII таб­ли­цам, напи­сан­но­го Гаем и состо­яв­ше­го из 6 книг. Пред­по­ло­жив, что Гай сле­до­вал поряд­ку таб­лиц и каж­дую одну кни­гу сво­его ком­мен­та­рия посвя­щал двум таб­ли­цам под­лин­но­го зако­но­да­тель­ства, на осно­ва­нии содер­жа­ния извест­ных нам отрыв­ков Гая при­шли к сле­дую­ще­му рас­пре­де­ле­нию: на таб­ли­цах I и II нахо­ди­лись поло­же­ния о граж­дан­ском про­цес­се, на III — про­из­вод­ство про­тив несо­сто­я­тель­но­го долж­ни­ка, на IV — поло­же­ния об отцов­ской вла­сти, на V и VI — опе­ка, насле­до­ва­ние и соб­ст­вен­ность, на VII и VIII — обя­за­тель­ст­вен­ные отно­ше­ния, на IX и X — jus pub­li­cum и sac­rum и на XI и XII — раз­лич­ные допол­ни­тель­ные ста­тьи 5 . Все эти 88постро­е­ния, одна­ко, лише­ны доста­точ­ной науч­ной проч­но­сти и, преж­де все­го, они про­ти­во­ре­чат обще­му обы­чаю древ­них при начер­та­нии зако­нов или дру­гих актов на дос­ках писать сплошь до кон­ца дос­ки и затем пере­хо­дить на дру­гую без вся­ких сооб­ра­же­ний отно­си­тель­но содер­жа­ния.

3)Источники Законов 12 таблиц.

По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: О вызове в суд (Табл. I), О завершении судебных дел (Табл. II), Об ответственности должника (Табл. III), О семейных и наследственных делах (Табл. IV–V), О приобретении вещей (Табл. VI), О пользовании земельным участком (Табл. VII), О наказаниях за ущерб (Табл. VIII), Об общественных делах (Табл. IX), О порядке при похоронах (табл. X). XI–XII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу; касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины.

Неред­ко выска­зы­ва­ет­ся мне­ние, что на зако­ны XII таб­лиц ока­за­ло боль­шое вли­я­ние гре­че­ское пра­во. Это мне­ние как бы под­твер­жда­ет­ся пре­да­ни­ем о посыл­ке депу­та­ции в Гре­цию и об уча­стии в состав­ле­нии неко­е­го гре­ка Гер­мо­до­ра Эфес­ско­го. Одна­ко, бли­жай­ший ана­лиз извест­ных нам поло­же­ний XII таб­лиц при­во­дит к заклю­че­нию, что если вооб­ще заим­ст­во­ва­ния из Гре­ции (через посред­ство гре­че­ских коло­ний в Южной Ита­лии) были, то они, во вся­ком слу­чае, отра­зи­лись лишь на срав­ни­тель­но немно­гих и несу­ще­ст­вен­ных поло­же­ни­ях. К числу таких можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора, о свободе объединения в публичные ассоциации. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Огром­ное же боль­шин­ство содер­жа­щих­ся в этих зако­нах норм пред­став­ля­ет из себя не что иное, как искон­ные рим­ские обы­чаи. Децем­ви­ры, по всей веро­ят­но­сти, толь­ко фор­му­ли­ру­ют и коди­фи­ци­ру­ют их, лишь изред­ка вно­ся что-либо новое в инте­ре­сах боль­шей ясно­сти и опре­де­лен­но­сти и в соот­вет­ст­вии с выяс­нив­ши­ми­ся потреб­но­стя­ми вре­ме­ни.

Читайте также: