Законодательство как основной правовой источник во французской правовой системе

Обновлено: 28.06.2024

Понятие доктрина определено в толковом словаре французского языка как собрание трудов по юридическим вопросам, цель которых разъяснять и толковать законы.

Во французской литературе выделяется два основных периода развития доктринальных правовых учений во Фран­ции. Первый период именуется периодом классической доктрины и к нему относятся юридические труды, изданные в течение 19 века. В течение данного времени французские правоведы уделяют основное внимание толкованию норм, возникших в связи с принятием новых кодексов, при этом оставляя без должного внимания судебные решения. Это объясняется тем фактом, что в указанный период судьи не имели права руководствоваться никакими иными источни­ками, кроме кодексов. Под влиянием экзегетической школы Ecole de I'Exegese, экзегетический метод толкования текстов и уяснения их смысла стал доминирующем в указанном пе­риоде. Данный метод отличается строгим следованием са­мому тексту кодекса, исключая любую попытку противопо­ставить тексты кодексов фактическим реалиям. Французские правоведы, таким образом, занимались изучением статей кодексов, стараясь выявить намерение законодателя и, при необходимости, применяя методы логического обоснования для прояснения значения положений кодекса и выделения общих принципов права из конкретных норм, которые мо­гут быть в последующем применены в схожих ситуациях. Такой метод толкования использовался в качестве основного до конца 19 века. Этому периоду принадлежат всеобъемлю­щие комментарии к Гражданскому кодексу Франции, состав­ленные ведущими учеными-правоведами Ж. Демоломбе, Т. Троплонгом и другими. В последствии данный способ толко­вания был заменен контекстуальным подходом к толкованию юридических норм.

Период современной правовой доктрины во Франции, который начинается вместе с началом 20 века, характеризу­ется влиянием таких авторов, как Салея и Жени, которые обнаружили недостатки экзегетического метода толкования и подробно описали их в своих работах. Фокус внимания французских правоведов смещается на анализ юридической практики и судебных решений. В этот период появляется новый вид юридических работ, а именно note d’arret, значение которых в русском языке можно определить как правовое за­ключение. Французские ученые используют этот новый вид для выражения своих взглядов и мнений относительно зако­нодательной и судебной власти. Одним из самых известных представителей такого вида изложения доктринальных уче­ний являлся Саватье, который написал сотни заключений, касающихся частного права, начиная с договорного права и заканчивая медицинским правом. В области публичного права, начиная с 1889 года и в течение последующих 40 лет, ведущим ученым в данной области являлся Ориу, который оказал огромное влияние на развитие административного права во Франции.

Сегодня, подобные правовые заключения пишут не только профессора права, но также судьи и юристы-практи­ки. Данным способом выражения собственных правовых воз­зрений также пользуются молодые французские ученые. Не смотря на то, что подобные заключения не являются спец­ифическими именно для Франции, учитывая что такие же заключения регулярно публикуются и в других государствах, французские notes d'arrets имеют значительное влияние в об­ласти юридических исследований, преподавания и юридиче­ской практики во Франции.

Ряд важных вопросов международного права рассма­триваются во французской международно-правовой доктри­не. Остановимся на некоторых аспектах, которые являются ключевыми для понимания особенностей французской док­трины в области международного права.

Во французской правовой традиции такие характери­стики как общий и транспарентный характер правовых норм имеет первоочередное значение. Норма международного права в соответствии с французской международно-право­вой доктриной представляет собой принятое и закрепленное государствами в конвенциях, резолюциях и иных источниках правило поведения, либо сложившееся в результате дли­тельного применения, т.е. в качестве правового обычая.

Международно-правовые нормы в соответствии с фран­цузской доктриной представляют собой единое целое, пред­ставленное в виде системы международного права. Таким образом, основу французского понимания права в целом и международного права в частности составляет положение о том, что право есть ни что иное как совокупность принци­пов и норм. Интересно отметить, что, к примеру, американ­ский подход к определению права строится на утверждении, что право представляет собой всеобъемлющее социальное и политическое явление. Следовательно, продолжая срав­нение американского и французского подхода, изучение тех или иных правовых норм в соответствии американским подходом возможно только путем анализа указанных норм с учетом конкретных политических, экономических и соци­альных условий, а по мнению французов, уяснение смысла правовой нормы возможно только путем толкования нормы как она есть.

Французская доктрина исходит из того, что для призна­ния обычая в качестве нормы международного права необхо­димо признание его в качестве такового субъектами между­народного права с обязательным наделением такого обычая юридической силой. Необходимо, таким образом, выяснить, существует ли та или иная норма обычного права в opinion juris государств и подтверждено ли это практикой. Францу­зы придерживаются строгих ограничений при толковании материальной стороны обычного права с тем, чтобы не до­пустить обесценивания норм договорного характера как та- ковых.

Во Франции существуют как минимум две одинаковые по значимости правовые традиции в области международно­го права. Обе они исходят из центральной роли государства, однако первая основывается на положении, согласно которо­му население находится в иерархической подчиненности по отношению к государству, а согласно другой - государство является основой построения демократического общества и выстраивает отношения с населением на основе привержен­ности принципам уважения и защиты прав и свобод человека. Первая правовая традиция использует правовой фор­мализм для обоснования власти государства, а вторая, хотя и не отрицает важное значение государства, как законной формы выражения демократического общества, однако от­дает предпочтение изучению вопроса о том, как государство во взаимодействии с другими государствами может быть использовано для развития международной солидарности и для повышения значения общечеловеческих ценностей.

Первая из указанных выше правовых школ представ­лена прежде всего такими учеными, как Комбако и Сюр. Основным положением представителей данной школы является то, что государства представляют собой главные, основные субъекты международного права, выражающие твердую приверженность принципу государственного суве­ренитета и не согласные каким-либо образом ограничивать свои суверенные права. По их мнению, никакие историче­ские события не могут поставить под сомнение принцип го­сударственного суверенитета. Закон, по мнению указанных ученых, необходим для недопущения возврата гражданского общества к естественному состоянию. Сюр отмечает, что го­сударство является основой классического международного права. Международное право немыслимо без государства и не может быть направлено против государства.

Другая правовая традиция исходит из того, что закон, основанный лишь на воле государства отражает реальность, в которой государство является изолированным от междуна­родного сообщества, неспособным взять на себя обязатель­ства помимо тех, которые удовлетворяют его собственным интересам. В такой ситуации остается неясным, как госу­дарства должны взаимодействовать друг с другом. Авторы считают, что необходима интеграция каждого государства в международное сообщество.

КОТЛОВА Анна Викторовна
преподаватель кафедры публичного права МГИМО (У) МИД России (Одинцовский филиал)


Общие принципы права не дают правоприменителю повода не применять закон, который, по его мнению, социально несправедлив или устарел. Следование закону является основой традиционной романской системы источников права. Эту традицию не меняет и нормативное закрепление возможности применять общие принципы права (ст. 6 Гражданского кодекса Испании, ст. 281 Гражданского кодекса Греции и т. д.). Доктринальный подход, носящий общеправовой характер, состоит в том, что закон является основным источником в романской правовой семье.

3.5. Понятийно-категориальный аппарат

[Закрыть] . Нужно добавить, что данный термин отражает и содержание римских правовых традиций, рецептированных Европой.

3.6. Континентальный тип юридического мышления

Своеобразное, своего рода интернациональное в рамках семьи права, оперирование категориями и понятиями говорит и о специфическом стиле юридического мышления, присущем представителям романо-германской правовой семьи. В самом общем виде континентальное юридическое мышление характеризуется совокупностью специфических представлений о характере романо-германского права.

Континентальное юридическое мышление определяет современный взгляд на систему, источники, нормативную общность и понятийный фонд романо-германского права. Иначе, как с точки зрения деления национального права на частное и публичное, его строгой нормативной характеристики, европейские юристы не воспринимают ни одну правовую систему романского толка.

Рассматриваемый тип юридического мышления менее либерален, чем англосаксонский. Особое почитание закона как источника права, охрана нормативной природы, строгая дифференциация системы права при всей новизне происходящих правовых процессов останутся неизменными еще многие столетия. В таком духе континентальное юридическое мышление было воспитано историей.

Сознание европейского юриста воспитано в духе толкования любой ситуации преимущественно на основании закона. Стереотип юридического мышления не допускает, что какое-либо общественное явление не имеет нормативного регулирования. Такая ситуация оказывает положительное влияние на законодателя, так как не позволяет ему принимать нормы сомнительного характера. Рождение новой нормы происходит лишь после того, как юристы доведут конкретную ситуацию до состояния сконцентрированного принципа, логически выведенного ими из законов. В конечном итоге законодатель лишь решает, каким образом нормативно выразить данный принцип, чтобы он прямо и явно вытекал из закона.

С этим напрямую связан и другой элемент континентального юридического режима – особый порядок установления правила (меры) поведения, что является в основном прерогативой законодателя. Будущий закон обсуждают все, начиная от судебных практиков и заканчивая юристами-теоретиками. Окончательное же решение принимает законодатель.

Данный тип мышления живет по исторически сформировавшимся законам единого господствующего взгляда на правовую действительность. Уровни обыденного, профессионального и научного понимания права являются достоянием национального правосознания той или иной правовой системы.

Глава 4
Французская правовая система

4.1. Юридическая география

Французская правовая система принципиально сформировалась во второй половине XIX в. К этому времени в правовом плане оформились основные политические и частноправовые институты, появившиеся в результате революций. Кроме того, к концу XIX в. сформировалась система французских колоний, куда экспортировалось право Франции. Но расширение географии французской правовой системы происходило не только вследствие колониальной политики Франции, но и за счет добровольной рецепции ее правовых элементов другими странами. Так, первый японский Гражданский кодекс 1890 г. был составлен по образцу Французского кодекса. В модифицированном виде нормы французского права продолжают действовать в Японии и сегодня.

Юридические границы французской правовой системы в настоящее время не расширяются. Вместе с тем определенные правовые идеи и концепции не знают границ. Поэтому влияние французского права на жизнь других регионов возможно через юридическую практику и правовую доктрину.

Французская система существенно выделяется из общности романо-германского права, так как наибольшим изменениям рецептированное римское право было подвержено именно во Франции. Здесь характер романской правовой модификации определялся свободолюбивыми идеями французских просветителей. Свобода и равенство, защита частной собственности, как эталоны политического обустройства французского общества, автоматически примерялись к праву. В результате в самом французском праве свое юридическое обоснование нашли свобода договора и формальное равенство сторон. В основе французской рецепции лежало следование основным принципам римского права, а не буквальное подражание нормам и институтам. Французская правовая система, переработав римские правовые постулаты, дала многим странам совершенное новое право, не похожее на старое римское. Недаром французские кодексы остаются действующими на территории многих романских стран и по сей день.

4.2. Структура права

Франция одной из первых произвела дифференциацию права на публичное и частное. Публичное право из совокупности норм, регулирующих исключительно ведомственные государственно-служебные отношения, превратилось в самостоятельное звено, определяющее характер отношений между государством и личностью, органом власти и гражданином. Сегодня публичное право Франции – это достаточно развитое звено в национальной системе права. Оно представлено четырьмя блоками отраслей – конституционным правом, административными нормами, включающими наряду с традиционными управленческими нормами ряд имущественных, трудовых, семейных и даже уголовных положений, а также финансовыми нормами, традиционно регулирующими расходы и доходы в стране, и международным публичным правом. Последнее включено в доктринальную систему публичного права скорее исходя из терминологии публичности международных норм.

Частное право, к которому традиционно относятся гражданское право, торговое право, включая морское и гражданское процессуальное право, также испытало на себе административно-правовое влияние. Так, административное право занимает активную позицию в регулировании арендных отношений путем установления квот, введения принудительных сервитутов и т. п. Новым явлением для французского частного права стал институт обязательного договора, который заключается по указанию публичных властей.

4.3. Источники права

Важным компонентом французской правовой системы является совокупность источников французского права, представленная первичными (основными) и вторичными (дополнительными) формами права.

Первую группу составляют нормативные акты, принимаемые государственными органами. Ее можно определить как нормативную группу источников французского права. Вторая группа носит доктринальный характер, и сюда традиционно относятся сама доктрина, общие принципы права и судебная практика.

Общий характер всех источников показывает, что французская правовая система не отошла от общесемейных традиций, а привнесла свой особый колорит, определивший специфику источников права всей романо-французской правовой группы стран Бельгии, Люксембурга, Голландии, Италии, Португалии и Испании.

В ряду первичных источников основное место занимает закон. Природа данного источника права неоднородна. На высшей ступени в иерархии французского права находится Конституция Французской Республики, определяющая характер законов, принимаемых парламентом. Статья 34 Конституции обозначила круг вопросов, по которым могут быть приняты законы. Данный перечень законодательных полномочий парламента является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим, несмотря на важное место французских законов в ряду основных источников, сфера регулирования ими общественных отношений ограничена. Это обстоятельство дает некоторым исследователям повод считать, что якобы Конституция 1958 г., изменив классическое разделение полномочий парламента между законодательной и исполнительной властями, ограничила сферу законодательной деятельности, расширив при этом компетенцию правительственной власти и действия ее актов.

К числу основных источников относятся акты исполнительной власти. Их роль и значение также отличают французскую правовую систему от других систем романо-германского права. Конституция 1958 г. действительно расширила сферу нормативных полномочий регламентарной власти. Формы актов, издаваемых исполнительной властью, достаточно разнообразны. Основными из них являются ордонансы, декреты, решения, постановления и инструкции. Внедряются также своеобразные источники, которые не характерны для многих других континентальных систем, – циркуляры и уведомления. Данные формы – продукт исторического развития нормотворчества Франции, от которого традиционная система источников отказываться не собирается.

Французское право признает наличие автономной законо-дательно-регламентарной власти, которая вправе издавать свои акты не только во исполнение, но и в дополнение к закону. Данной практики не существует в других континентальных системах, в частности в Германии, где практика принятия законов-декретов широко не распространена.

Внутренняя иерархия актов исполнительной власти строится по принципу конституционной соподчиненно сти исполнительных органов. Так, президент Франции не только сам издает ряд документов, но и подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров, а также обладает правом законодательной инициативы и полномочием промульгирования законов. Соответствующими нормотворческими полномочиями обладает и правительство Франции.

Постановления Кассационного суда выносятся его палатами, которых сегодня насчитывается шесть (пять по гражданским делам, одна – по уголовным), а также пленумом. Палаты могут заседать раздельно и в смешанном варианте, т. е. с участием представителей всех палат. Юридическая значимость принимаемых решений от формы заседания не зависит. Все постановления одинаково обязательны для нижестоящих судов. Конечно, решения, принятые пленумом, более значимы для правоприменителя, так как они изначально планируются к применению как акты обобщающего характера, принимаемые к тому же по наиболее принципиальным вопросам общественной жизни.

Решения Государственного совета имеют меньшее нормативное значение из-за суженности круга рассматриваемых дел, отграничить которые от предмета ведения общего судопроизводства довольно трудно. Большим нормативным авторитетом обладают в этом случае решения так называемого Суда по конфликтам, который всякий раз образуется из равного количества судей Кассационного суда и членов секции по рассмотрению споров Государственного совета.

Таким образом, французская судебная практика, а точнее решения, вынесенные соответствующими судебными инстанциями, пользуются в правовой системе определенным авторитетом, обусловливающим постепенное признание прецедентной основы ряда выносимых судебных решений. Сегодня трудно говорить о перспективах такого развития рассматриваемого источника права Франции. Национальные формы права развиваются в единой системе, вне которой не может существовать ни один из источников, каким бы значимым по авторитету правоприменения он ни был.

На судебную практику в системе вспомогательных источников большое влияние оказывают и так называемые общие принципы права, которые носят во французской правовой системе ярко выраженный отраслевой характер. Отраслевая ориентированность данного вида источников обусловлена отсутствием в системе основных кодифицированных форм права обобщающих положений, распространяющих свое действие на весь спектр регулируемых отношений. Как правило, такие положения носят не отраслевой, а общеправовой характер. В немецком праве, например, данную роль выполняют общие части германского Гражданского уложения и германского Торгового уложения. Традиции французской правовой системы несколько иные. Здесь более распространены общие принципы права, не закрепленные законом. По этой причине сами французские исследователи заявляют, что французское право не тождественно французскому закону[105] 105
Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 110.

[Закрыть] . Чаще всего, показывая роль общих принципов права, не закрепленных законом, специалисты ссылаются на общие принципы административного права, которые применяются в публичных отношениях. Как уже отмечалось, данная отрасль права достаточно развита в правовой системе Франции как в содержательном, так и в юридико-техническом плане. Вместе с тем, оставаясь, по сути, некодифицированной, административная отрасль лишена возможности нормативно закреплять общие принципы публичных отношений, и, таким образом, данный источник существует лишь на доктринальном уровне.

[Закрыть] . Р. Давид отмечает двойственное положение обычая в системе источников французского права. В одних случаях, замечает он, французские юристы пытаются видеть в обычае устаревший источник права, роль которого упала, в других – доктрина, и в частности социологическая школа права, пытается представить обычай чуть ли не основой права[107] 107
Давид R, Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 93–94.

В реальной действительности роль французских правовых обычаев в значительной степени нивелировалась законодательной формой нормативного регулирования. Современный обычай – это уже не тот всеобъемлющий и авторитетный регулятор местного или торгового происхождения, который сразу же брался на вооружение местными правоприменителями. Его место во многих сферах правового регулирования занял закон как основной источник современного права Франции. Но эти сферы не свободны и от воздействия обычно-правового способа регулирования, особенно там, где отрасли законодательства являются некодифицированными. В результате в тех отраслях, где сложились кодексы, обычаи постепенно вошли в систему законодательных норм и уже перестали восприниматься как обычные формы, а в тех отраслях, где нет кодифицированных актов, например в сфере коммерческого или трудового права, обычаи продолжают активно применяться.

Читайте также: