Законодательная техника как наука

Обновлено: 28.06.2024

В этом году довелось сдавать государственный экзамен и экзамен на поступление в магистратуру. Два раза в разделе ТГП встречался вопрос о юридической технике. Пришлось обратиться к теории. В юридической технике в качестве разновидности выделяют законотворческую технику.

В целом создание законов для меня представляется чем-то сакральным. Кажется, что это сложно, ответственно и со всех сторон регламентировано.

Учебник ТГП говорит, что законодательная техника, в частности, включает в себя:

1. Правила построения НПА. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Язык и стиль НПА . Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов;

в) формулирование норм в форме долженствующе - предписывающего и констатирующе - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля.

Во-первых, ежегодно выходит большое количество федеральных законов, при этом каждый год они имеют нумерацию с № 1 и далее. Некоторые юристы предпочитают запоминать не названия законов, а их номера, например, 44-ФЗ или 223-ФЗ. Почему нет сквозной нумерации? Предполагаю, что это было бы удобнее. Когда мы говорим о 44-ФЗ, надо понимать, что таких законов больше десятка.

Во-вторых, нет единой структуры построения федеральных законов.

Давайте сравним Земельный кодекс РФ и Водный кодекс РФ.

Статья 1. Основные принципы.

Статья 2. Земельное законодательство.

Статья 1. Основные понятия.

Статья 2. Водное законодательство.

Статья 3. Основные принципы.

Можно ли сделать вывод о том, что сперва в федеральных законах идут основные понятия? Нет, нельзя.

Статья 1. Сфера применения…

Статья 2. Законодательство РФ и иные НПА о контрактной системе…

Статья 3. Основные понятия…

Но расположение статей не самое страшное. Я не понимаю логику нумерации норм права внутри статей. Да, мы юристы должны запомнить, что в Гражданском кодексе пункты, а в ГПК части, но почему это так? Видимо осведомленность о том, что абзацы в Трудовом кодексе именуются частями статей, делают юристов носителями уникального знания.

Как-то раз я слышал версию о том, что в отраслях частного права в статьях используются пункты, а в отраслях публичного права части. По мнению профессора Е.А. Суханова в систему частного права входят: гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В Трудовом кодексе используются части, поэтому логика нарушается.

Есть окончание с указанием на РФ или его нет, действие федерального закона ограничено территорией Российской Федерации.

В первой же статьи приведены основные понятия, которые расположены в произвольном порядке (может есть логика, но точно не алфавитный порядок). Думаю, что соблюдение алфавитного порядка было бы удачнее.

1. окружающая среда;

2. природная среда;

3. компоненты природной среды;

4. природный объект;

6. антропогенный объект;

10. охрана окружающей среды;

12. благоприятная окружающая среда (нумерацию добавил от себя, в законе её нет).

Далее Ивакин В.А. указывает на то, что п рактически то же самое можно сказать о чехарде основных понятий, которые даны в соответствующих статьях Федеральных законов от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др., например, в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.3).

Думается, что наиболее целесообразно было бы расположить указанные понятийные категории в определенном, например, алфавитном, порядке. Не помешает и пронумеровать понятия, что сделано в ст.1 Водного кодекса РФ.

Где-то прочитал, что закон как маленькие штанишки, из которых общественные отношения подобно ребенку всегда вырастают. Законами пытаются объять необъятное, этим можно объяснить появление норм права тяжелых для понимания.

Одним из авторов, который обращался к проблеме законотворческой техники был Д.В. Чухвичев. Довелось заниматься у него на курсе, посвященному юридической технике. Он был хорошим специалистом, к сожалению, рано нас покинул.

Вывод такой, что недостатки в технике есть, о них надо говорить и стараться их устранить. Когда-нибудь законодательство перейдет из сферы политики и пиара в кропотливую работу с соблюдением принципов профессионализма, демократизма и научности.

Законодательная техника — это часть теории права, исследующая общие закономерности в сфере правотворчества и реализации права.

Законодательная техника формировалась постепенно по мере усложнения юридической действительности, давала информацию для понимания и обобщения данного правового явления.

Законодательная техника тесно связана с типом правопонимания, встроена в онтологию права. Законодательная техника является важной составной частью социально-антропологического подхода, техническим средством воспроизводства правовой реальности.

Особенности законодательной техники:

Каждая из стадий механизма воспроизводства права сопровождается процессом интерпретации. Создание определенного порядка в общественных отношениях, придания определенного направления становится возможным вследствие воздействия на жизнь общества и социальные процессы системы законодательства. Иерархичность и системность являются важнейшими условиями эффективности регулятивного воздействия нормативно-правовых актов.

Законодательство — это система взаимодействующих, взаимосвязанных, взаимоопределяющих нормативных и правовых актов, действующих в государстве.

Предметом законодательной техники являются общие закономерности юридической деятельности, в процессе которой создаются юридические документы. В развитии средств законодательной техники существует неуклонная закономерность, связанная с увеличением количества осваиваемых приемов. В процессе эволюции правил законодательной техники изменяется качественная характеристика способов, приемов, методов ведения юридической работы, включенных в арсенал юридической техники.

Готовые работы на аналогичную тему

Законодательная техника является одним из основных средств и условий предупреждения и исправления юридических ошибок. На результаты рассмотрения дела оказывают влияние разные факторы: качество предварительного расследования, подготовки дела к суду, способность судьи к познавательной деятельности в ходе судебного разбирательства и др.

Методология законодательной техники

Методология законодательной техники — это совокупность исходных научных подходов, приемов, методов и способов исследования юридической деятельности, результатом применения которой является составление юридических документов.

Основные методы законодательной техники: общенаучные методы, логические методы, лингвистические методы, технические методы.

  • материалистический метод — определяет связь государства и права с природой человека, условиями, в которых он живет на определенном историческом этапе;
  • метафизический метод — правила ведения юридической работы, представляющие суть законодательной техники, рассматриваются отдельно, не связанно с другими явлениями;
  • системно-структурный метод — исследование государственно-правовых явлений как частей единого целого, между которыми установлены связи, применяется, когда проводится классификация и распределение норм по отраслям права, при расположении частей нормативного акта;
  • сравнительный метод — сопоставление юридических явлений, понятий, процессов в выяснении между ними сходства или различий; сравниваемые явления и понятия должны быть сопоставимы и однородны, то есть быть объектами одного класса;
  • социологический метод — исследование государства и права на основе фактических данных, включает опросы населения, анализ статистических данных, математические способы обработки материала, анкетирование, интервьюирование, наблюдение и др.

Все выводы должны делаться на основе детального изучения всего собранного материала с учетом социальных фактов.

Широко в законодательной технике применяются логические методы:

  • метод анализа — условное разделение государственных и правовых явлений на отдельные элементы, выделение главных, существенных и второстепенных черт;
  • метод синтеза — изучение государственно-правовых явлений посредством объединения их частей;
  • метод аналогии — рассматривает и анализирует опыт разных стран и функционирование правовых систем;
  • метод индукции — восхождение от частного к общему правилу, применяется при конструировании законов;
  • метод дедукции — используется в правоприменительной технике, вывод относительно частного делается путем умозаключений от общего правила, является основным методом доказывания и др.

Использование лингвистических методов обусловлено тем, что правовое регулирование прежде всего оказывает влияние на сознание человека. Любая мысль (правоприменителя, толкователя, законодателя) имеет лингвистическую форму. Правовые явления приобретают языковую форму, то есть удваивается познание юридического мира. К лингвистическим методам относятся: соответствие понятиям терминов; обеспечение компактности и точности юридического документа (минимальное использование уточнений, определений, добавлений и т.д.); повышение информативности правового акта и документа; обеспечение доступности и ясности правовых актов; использование графики текста и др.

Технические методы — это методы, позволяющие усовершенствовать способы осуществления юридической работы посредством применения системы технических средств. Наиболее широкое применяются информационные технологии. Основные направления применения технических методов: поиск, получение, хранение и обработка правовой информации (систематизация законодательства); увеличение эффективности правотворческой деятельности (устранение в нормативном материале дублирования, повторов, противоречий); повышение производительности правоприменительной деятельности (составление и редактирование правовых документов).

Для выяснения сущности законодательной техники сначала должна быть решена проблема места исследуемого явления в системе юридического знания, т.

е. вопрос о его принадлежности к практической или теоретической области. Единого подхода к этой проблеме нет ни среди отечественных, ни зарубежных исследователей. Разброс мнений чрезвычайно широк. Вероятно, это происходит потому, что законодательная техника как правовое явление особого свойства не сводится ни к исключительно практической деятельности по оформлению проектов правовых актов, ни к сугубо теоретической проблематике. Законодательная техника представляет собой единство обоих элементов, т. е. единство научного и практического (собственно технического) знания.

Техника как феномен социального бытия понимается в философии в качестве результата взаимодействия трех элементов: совокупности научно-технических знаний, обеспечивающих техническую деятельность; совокупности технических устройств; совокупности различных видов технической деятельности по созданию этих устройств (изготовление, проектирование, научно-технические исследования) [9] .

В любой технике отчетливо прослеживается поступательное движение от научного знания через техническую деятельность при помощи технических устройств к конечному результату — продукту. Техника не есть наука сама по себе, она не может существовать в отрыве от науки, она взаимодействует с наукой, а итогом такого взаимодействия является специфическое научнотехническое знание.

Применимость к законодательной технике этой методологической схемы (Знания + Деятельность + Устройства) видна из нижеследующего.

Большинство исследователей законодательной техники выделяют в ее структуре такие элементы, как методы, правила, приемы и средства.

Под методом понимается способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Методы законодательной техники — это пути достижения цели упорядочения правового материала.

Законодательная техника использует общие методы, применяемые всеми науками, и частные, используемые только отдельными науками.

К общенаучным методам законодательной техники можно отнести анализ (процесс мысленного разложения целого на составные части) и синтез (процесс мысленного создания целого из частей). К этой же категории методов относятся исторический (исследование законотворческих процессов в динамике их исторического развития) и логический (использование в ходе исследования законотворческого процесса и применяемых его участниками методов и приемов формальной логики) методы. Кроме того, из общенаучных методов, активно используемых законодательной техникой, можно выделить методы индуктивного обобщения (метод получения общего знания о классе объектов на основании исследования отдельных представителей этого класса) и дедуктивного анализа (форму умозаключения от общего к частному и единичному, характеризующуюся тем, что новое знание о предмете или группе однородных предметов выводится на основании знания класса, к которому принадлежат исследуемые предметы, или же общего правила, действующего в пределах данного класса предметов).

К частнонаучным методам, используемым законодательной техникой, относятся: системно-структурный, функциональный, формально-юридический, сравнительный методы, а также метод научного моделирования.

Системно-структурный метод предполагает изучение предмета, исходя из предположения об его системно-структурном единстве, тесной взаимоопределяющей связи основных составляющих этого предмета, а также о том, что предмет исследования является элементом более крупной системы, а структурные элементы предмета сами представляют собой системы. Функциональный метод означает исследование любого предмета с точки зрения его предназначения, его роли и функций.

Формальноюридический метод позволяет изучать предмет с точки зрения его функционирования (например, изучение нормативных правовых актов, регламентирующих законотворческий процесс). Сравнительный метод предполагает сопоставление определенных элементов изучаемого предмета и других явлений окружающего мира. Метод научного моделирования означает создание исследователем мысленного идеального образа исследуемого предмета и изучение его свойств, а также возможности его функционирования и изменений.

Названные общие и частнонаучные методы изучения законодательной техники применяются комплексно, в тесной взаимосвязи между собой. Система этих методов во многом предопределяет тесную взаимосвязь законодательной техники и смежных юридических наук, таких как теория государства и права, конституционное право, философия права и др.

Очевидно, что методы законодательной техники позволяют получить и аккумулировать новое знание, необходимое для решения поставленных задач. Это знание в качестве своего рода стандарта деятельности правотворческого органа воплощается в правилах законодательной техники, выраженных в виде конкретных требований к действиям субъектов правотворческого процесса по выработке и оптимизации формы правового акта.

Под формой правового акта в данном случае понимается не его вид, а набор лингвистических и логических средств выражения и структурирования норм и всего документа в целом, т. е. не внешняя, а внутренняя форма.

К числу основных правил законодательной техники чаще всего относят:

1) языковые, определяющие порядок использования лингвистических средств при проектировании правового акта;

2) логические, обеспечивающие соблюдение правил формальной логики в тексте правового акта;

3) гносеологические, направленные на адекватное отражение в тексте правового акта явлений объективной реальности;

4) правила опубликования и вступления в силу законов.

Приемы (способы) законодательной техники следует отнести к уровню технической деятельности, т. е.

к технологическому звену, когда научно-техническое знание начинает применяться к объекту, т. е. возникает определенного рода деятельность. Соответственно, прием (способ) законодательной техники можно определить как действие уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операцию). Интегрированные в единое целое родственные способы образуют тот или иной метод действия субъекта юридической практики.

Средства законодательной техники следует расценивать в качестве технических устройств, своего рода агрегатов, деталей, благодаря которым и создается конечный продукт — текст нормативного правового акта. Средства законодательной техники крайне разнообразны:

1) формально-атрибутивные (реквизиты документа);

2) логические (структура документа в целом, внутренняя структура норм);

3) общесоциальные или языковые (весь комплекс выразительных средств данного языка, в том числе понятия, суждения, речевые клише, метафоры, языковые символы, разнообразные социальные нормы и т. д.);

4) специально-юридические (юридические понятия и термины, конструкции, презумпции, фикции, ссылки, отсылки, примечания и т. д.);

5) технические (множительная техника, компьютеры, оргтехника).

Элементы законодательной техники (методы, правила, приемы, средства) иерархичны, а достаточно распространенная практика их перечисления в качестве синонимов неверна. Действительно, все вновь познанное с использованием методологической базы законодательной техники прямо влияет на содержание ее правил. Соблюдение правил законодательной техники достигается путем правильного использования ее приемов. Наконец, использование приема законодательной техники представляет собой не что иное, как выбор совокупности ее средств, необходимых для решения данной правотворческой задачи. Таким образом, законодательная техника представляет собой научно-техническую область юридического знания.

Следующим важным шагом к выявлению сущности законодательной техники является правильное установление ее объекта и предмета.

Объектом законодательной техники являются объект познания (общественные отношения, подлежащие правовому регулированию) и объект практического преобразования (информация, полученная в результате познавательных процедур и непосредственно относящаяся к предмету регулирования проектируемого правового акта).

Предметом законодательной техники является текст нормативного правового акта (проекта), в отношении которого законодатель прилагает интеллектуальные усилия.

Целью законодательной техники является рационализация юридической деятельности, достижение ясности, точности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов, а в более общем виде доступности текста норм права с точки зрения их смысла.

Основной задачей законодательной техники является обеспечение однозначного и адекватного буквального толкования (следовательно, и успешной реализации) вновь создаваемого правового акта в целом. Без решения этой задачи нельзя говорить о том, что достигнута цель перевода волеизъявления в документ, поскольку правотворческий орган не может сознательно стремиться к невозможности буквального истолкования его воли.

Рассмотрев элементы, объект, предмет, цель и задачи законодательной техники, мы можем сформулировать понимание ее сущности.

Сущность законодательной техники состоит в познавательной и преобразовательной деятельности субъекта правотворчества, имеющей предметом форму (текст) правового акта [10] .

На современном этапе развития юридической науки наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой законодательная техника рассматривается как совокупность методов, правил, приемов и средств разработки, оформления систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов.

В юридической литературе ведется спор о том, имеет ли законодательная техника только прикладной характер или же она является более сложным явлением, объединяющим инструментальный и фундаментальный подходы.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие стадии можно выделить в истории развития права?

2. Когда возникли и как развивались научные взгляды о законодательной технике?

3. Назовите основные этапы развития отечественной законодательной техники.

4. В чем заключается сущность законодательной техники?

Важной частью юридической техники является соблюдение правил логики - науки о формах и законах мышления и связях между мыслями по их логическим формам. К основным критериям логического аспекта нормы закона можно отнести определённость и непротиворечивость.

1) Определённость предполагает, что в тексте нормативного правового акта все термины при повторении употребляются в одном и том же значении. В тексте должен быть использован только тот термин, который получил краткое определение какого-либо понятия, отражающие качественные признаки явления, предмета. Слова сходные, одинаковые по смыслу, идентичные по написанию должны быть исключены.

2) Непротиворечивость, как свойство логической правильности подразумевает, что текст закона свободен от внутренних противоречий самому себе. Необходимо исключать противоречия в тексте одного нормативного правового акта, в нормативных правовых актах одного уровня, а также с законами, обладающими высшей юридической силой.

Логическая структура нормативного правового акта должна состоять из трёх частей: общей, основной и заключительной.

В общей части находят отражение наиболее принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам рассматриваемого вопроса и подлежащие учёту при применении конкретных норм. Как правило, общая часть включает в себя следующие нормативные положения:

· значение используемых в законе терминов;

· состав законодательства по предмету регулирования закона;

· наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового регулирования отношений, субъектный состав регулируемых законом отношений, классификации.

Основная часть нормативного правового акта включает нормативные положения, определяющие:

· компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к предмету регулирования;

· правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в сфере отношений, регулируемых законом;

Заключительная часть нормативного правового акта должна включать нормативные положения, определяющие:

· вступление в силу;

· изменения в законодательстве, связанные с его принятием;

· необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с принятым нормативным правовым актом.

2. Гносеологические правила законодательной техники.

Гносеологическая задача юридической техники - адекватное отражение в тексте нормативного правового акта явлений объективной действительности. Основные гносеологические правила юридической техники таковы:

1) Выбор оптимального лингвистического средства для выражения того или иного понятия. Вопрос этот не только стилистический, как может показаться сначала, но и познавательный. Точность и адекватность высказывания определяется тем, насколько верно понято разработчиками волеизъявление носителя государственной воли. Неверно понятое будет, соответственно, и неверно обозначено.

2) Точное определение предмета регулирования нормативного правового акта, поскольку от этого обстоятельства зависит использование конкретных технико-юридических средств при конструировании норм и акта в целом.

3) Познание разработчиками нормативного контекста создаваемого нормативного правового акта. Реализацией этого требования обуславливается состояние правовой системы, степень легкости вхождения нового нормативного правового акта в эту систему.

Гносеологические правила юридической техники призваны обеспечить единство связи между явлениями объективной действительности, т.е. общественными отношениями, составляющими предмет регулирования нормативного правового акта, логическими понятиями, эти явления отражающими, и лексическими средствами (в особенности, терминами), служащими средством обозначения понятий.

Можно сделать следующие выводы.

Относящиеся к каждой из групп правила юридической техники тесно взаимосвязаны друг с другом. Несоблюдение языковых правил юридической техники влечёт неоднозначность буквального толкования, т.е. логически истинные и вместе с тем семантически взаимоисключающие интерпретации одной и той же нормы. Нарушение логических правил влечёт неадекватность толкования, т.е. необоснованное расширение или сужение предикативных характеристик указанного в норме субъекта. В свою очередь, нарушение гносеологических правил влечёт принципиальную невозможность толкования и применения нормы в соответствии с общепризнанными целями и задачами права, ибо неистинность содержащейся в норме информации в корне противоречит самой сущности правового регулирования.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации следует формулировать на основе глубокого познания и оценки общественных потребностей; они не должны дублировать положения федерального законодательства. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации должны органично дополнять друг друга. Правотворческим органам субъектов Российской Федерации следует исходить из принципиального единства основных правил юридической техники.

В правотворческом процессе субъектам Российской Федерации необходимо придерживаться всех рассмотренных технико-юридических принципов и правил, включая языковые, логические и гносеологические.

3. Требования, предъявляемые к оформлению законодательного акта.

Можно выделить ряд требований, которые являются типичными для правил юридической техники.

Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.

Изложение нормативного правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту и доступность понимания, исключающим двоякое толкование.

Не допускается употребление сложных фраз, образных сравнений, эпитетов и метафор, а также устаревших и многозначных слов и выражений.

Слова и выражения в правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.

В правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.

Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте.

Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.

Употребление аббревиатур возможно лишь при условии их первоначальной расшифровки.

Формирование перечня (объектов, полномочий, в случае иных перечислений) в правовом акте должно определять его вид (исчерпывающий или примерный).

В правила юридической техники включаются положения, определяющие написание некоторых наименований. В них, например, указывается, что наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов Российской Федерации и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, а также географические наименования и иные имена собственные пишутся в правовых актах с прописной буквы.

В правилах юридической техники содержатся положения, касающиеся использования примечаний. Включение в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, иным структурным элементам и правовому акту в целом не допускается. Такого рода положения включаются в правовой акт в качестве самостоятельных статей или непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.

Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта (закон РФ, Основы законодательства и т.д.), его названия, подписей официальных лиц, а для ряда актов — и порядкового номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа.

Законодательные акты обычно делятся на статьи; президентские, правительственные и ведомственные акты, акты местных представительных органов и их исполнительных структур — также на пункты. К статьям закона, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Значительные по объему акты подразделяются на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями.

Реквизит – совокупность формальных элементов в составе закона, отсутствие которых лишает его юридической силы. Реквизиты закона свидетельствуют о его официальном характере и юридической силе.

К реквизитам законов относятся:

· дата принятия и одобрения закона палатами Федерального собрания;

· регистрационный номер акта, дата подписания акта;

· должность лица, уполномоченного подписывать законы, а также инициалы и фамилия должностного лица.

В законопроекте должны быть оформлены все реквизиты за исключением указаний на даты принятия и одобрения закона палатами Федерального собрания, регистрационного номера акта и даты его подписания.

Законодательный акт оформляется в установленной форме, имеет четко определенные структурные подразделения. Состав и особенности оформления структурных подразделений зависят от вида (ФКЗ, ФЗ и т.п.) и формы (новый законодательный акт, внесение изменений и т.п.) акта. При этом количество структурных элементов закона зависит еще и от объема акта.

Преамбула закона (введение). Преамбула – вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также декларации или международного договора. Обычно в преамбуле в концентрированном виде излагаются цели и задачи данного акта, условия, обстоятельства и мотивы, послужившие поводом для его принятия. Как правило, ее использование оправданно в актах, имеющих большое общественно- политическое значение (конституциях и пр.).

Преамбула не является обязательным структурным элементом текста закона. Она не озаглавливается, не содержит самостоятельных нормативных предписаний, не делится на статьи, в ней не упоминаются другие акты, подлежащие отмене или изменению в связи с изданием закона.

Структурные единицы закона (части, разделы, подразделы, главы, параграфы) не могут содержать преамбул.

Деление закона на структурные единицы упрощает пользование законом, его систематизацию, производство ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале, улучшает внутреннее построение акта.

Для упорядочения и унификации употребления структурных единиц законодательных актов вводятся следующие основные подразделения по нисходящим ступеням: часть (закона), раздел, глава, статья. Как правило, более высокую ступень деления можно употреблять лишь тогда, когда низшая ступень уже использована.

Разделы . В необходимых случаях нормативные правовые акты могут делиться на разделы, это подразделение закона, состоящее из глав. Разделы имеют заголовки и нумеруются. Наименование раздела печатается прописными буквами и полужирным шрифтом по центру страницы. Требования к заголовкам всех подразделений закона такие же, как и к заголовкам закона в целом, т.е. они должны отражать предмет регулирования соответствующего подразделения закона. Раздел нумеруется римскими цифрами и имеет наименование.

Подраздел . Подраздел нумеруется римскими цифрами и также имеет наименование.

Главы . Статьи близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. Глава должна содержать в себе хотя бы несколько статей. Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и с красной строки. Наименование главы печатается с прописной буквы, полужирным шрифтом после обозначения номера главы.

Статьи. Статья – основная структурная единица закона, именно в ней формулируются юридические нормы. Статья закона имеет порядковый номер (нумерация сквозная по всему тексту закона), нумеруется арабскими цифрами, может иметь наименование. Обозначение статьи печатается с прописной буквы и с красной строки полужирным шрифтом. Наименование статьи печатается с прописной буквы, полужирным шрифтом после обозначения номера статьи.

Пункты. Статья состоит из пунктов, которые являются самостоятельной структурной единицей статьи, пишутся с красной строки и прописной буквы. Обозначаются арабской цифрой с точкой. Пункт несет самостоятельную смысловую нагрузку.

Подпункты . Пункты статей могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабской цифрой со скобкой, либо абзацы, не имеющие обозначения.

Абзацы. Подпункты могут подразделяться на абзацы, обозначаемые малыми буквами русского алфавита со скобкой, либо на абзацы, не имеющие обозначения. Общая рекомендация – пусть статей в законе будет больше, но каждая должна быть посвящена одной теме, иметь собственный предмет

Примечания. Кроме перечисленных выше структурных единиц, в законе и в статьях могут быть примечания. По содержанию примечание мало отличается от самой статьи.

Нумерация статей и других подразделений закона является важной технико-юридической задачей его разработчика. Законы о внесении изменений и (или) дополнений в действующее законодательство, а также законы, содержащие перечни на утрату силы, имеют особую структуру статьи.

Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц закона должна быть сквозной. В силу того, что в законе все важно, в тексте не используются: различные способы выделения шрифта (стиль, разрядка, подчеркивание, зачеркивание, курсив, петит и пр.); начертания письменных или печатных знаков, букв.

В этом году довелось сдавать государственный экзамен и экзамен на поступление в магистратуру. Два раза в разделе ТГП встречался вопрос о юридической технике. Пришлось обратиться к теории. В юридической технике в качестве разновидности выделяют законотворческую технику.

В целом создание законов для меня представляется чем-то сакральным. Кажется, что это сложно, ответственно и со всех сторон регламентировано.

Учебник ТГП говорит, что законодательная техника, в частности, включает в себя:

1. Правила построения НПА. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

2. Язык и стиль НПА . Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов;

в) формулирование норм в форме долженствующе - предписывающего и констатирующе - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля.

Во-первых, ежегодно выходит большое количество федеральных законов, при этом каждый год они имеют нумерацию с № 1 и далее. Некоторые юристы предпочитают запоминать не названия законов, а их номера, например, 44-ФЗ или 223-ФЗ. Почему нет сквозной нумерации? Предполагаю, что это было бы удобнее. Когда мы говорим о 44-ФЗ, надо понимать, что таких законов больше десятка.

Во-вторых, нет единой структуры построения федеральных законов.

Давайте сравним Земельный кодекс РФ и Водный кодекс РФ.

Статья 1. Основные принципы.

Статья 2. Земельное законодательство.

Статья 1. Основные понятия.

Статья 2. Водное законодательство.

Статья 3. Основные принципы.

Можно ли сделать вывод о том, что сперва в федеральных законах идут основные понятия? Нет, нельзя.

Статья 1. Сфера применения…

Статья 2. Законодательство РФ и иные НПА о контрактной системе…

Статья 3. Основные понятия…

Но расположение статей не самое страшное. Я не понимаю логику нумерации норм права внутри статей. Да, мы юристы должны запомнить, что в Гражданском кодексе пункты, а в ГПК части, но почему это так? Видимо осведомленность о том, что абзацы в Трудовом кодексе именуются частями статей, делают юристов носителями уникального знания.

Как-то раз я слышал версию о том, что в отраслях частного права в статьях используются пункты, а в отраслях публичного права части. По мнению профессора Е.А. Суханова в систему частного права входят: гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В Трудовом кодексе используются части, поэтому логика нарушается.

Есть окончание с указанием на РФ или его нет, действие федерального закона ограничено территорией Российской Федерации.

В первой же статьи приведены основные понятия, которые расположены в произвольном порядке (может есть логика, но точно не алфавитный порядок). Думаю, что соблюдение алфавитного порядка было бы удачнее.

1. окружающая среда;

2. природная среда;

3. компоненты природной среды;

4. природный объект;

6. антропогенный объект;

10. охрана окружающей среды;

12. благоприятная окружающая среда (нумерацию добавил от себя, в законе её нет).

Далее Ивакин В.А. указывает на то, что п рактически то же самое можно сказать о чехарде основных понятий, которые даны в соответствующих статьях Федеральных законов от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др., например, в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст.3).

Думается, что наиболее целесообразно было бы расположить указанные понятийные категории в определенном, например, алфавитном, порядке. Не помешает и пронумеровать понятия, что сделано в ст.1 Водного кодекса РФ.

Где-то прочитал, что закон как маленькие штанишки, из которых общественные отношения подобно ребенку всегда вырастают. Законами пытаются объять необъятное, этим можно объяснить появление норм права тяжелых для понимания.

Одним из авторов, который обращался к проблеме законотворческой техники был Д.В. Чухвичев. Довелось заниматься у него на курсе, посвященному юридической технике. Он был хорошим специалистом, к сожалению, рано нас покинул.

Вывод такой, что недостатки в технике есть, о них надо говорить и стараться их устранить. Когда-нибудь законодательство перейдет из сферы политики и пиара в кропотливую работу с соблюдением принципов профессионализма, демократизма и научности.

Читайте также: