Законен ли дресс код в ресторане

Обновлено: 02.07.2024

— Нередко в компаниях устанавливаются требования носить спецодежду или форменную одежду, а также одежду, отражающую корпоративный или деловой стиль. Давайте рассмотрим, насколько законны такие требования нанимателя.

К спецодежде относятся средства индивидуальной защиты (СИЗ) — они нужны для того, чтобы предотвратить или минимизировать влияние опасных или вредных факторов (брюки, куртки, халаты, комбинезоны, рукавицы, тулупы, спецобувь и т.д.).

По Трудовому кодексу наниматель обязан обеспечить работников такой одеждой, а они — носить ее: отказ — это нарушение правил охраны труда, за что грозит отстранение от работы вплоть до увольнения.

Форменная одежда (врачей, продавцов и т.д.), в отличие от спецодежды, нужна не для защиты — она показывает принадлежность к определенной организации или сфере деятельности. Для некоторых категорий работников ношение формы и правила ее ношения продиктованы законодательно (например, для работников внутренних дел, таможни, работников транспорта, обслуживающего персонала гостиниц и т.д.).

Если сотрудник игнорирует форму, значит, он плохо выполняет трудовые обязанности и может быть привлечен к дисциплинарному взысканию.

Требования к одежде сотрудников можно разделить на две группы:

• Строгий дресс-код, допускающий одежду только определенных цветов, фасона, тканей, причем абсолютно для всех работников (банки, некоторые магазины и др.)

• Нестрогий дресс-код, регламентирующий только общий стиль одежды (например, деловой) и распространяющийся не на всех работников. Нередко вводится для тех, кто постоянно работает с клиентами, а остальные могут приходить в офис в любой одежде

Как не нарушить закон, требуя соблюдать дресс-код

Наниматель имеет право требовать от сотрудников:

  • Соблюдения внутренних документов, которые регламентируют вопросы дисциплины труда
  • Выполнения его письменных и устных приказов (распоряжений), которые не противоречат законодательству и локальным нормативным правовым актам

Поэтому требования по соблюдению дресс-кода будут законными и обязательными для сотрудников при выполнении следующих условий:

1. Требования к одежде должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном правовом акте, введенном в действие приказом руководителя организации. Если дресс-код не строгий, то положения о рекомендуемом стиле одежды сотрудников могут быть включены в правила внутреннего трудового распорядка.

2. Работодатель должен обеспечить условия для выполнения требований, к примеру:

  • Доплачивать за покупку соответствующей одежды или самостоятельно приобретать и предоставлять ее сотрудникам. При этом он не вправе обязывать их покупать корпоративную одежду за основную зарплату, т.к. зарплата — это вознаграждение за выполненные трудовые функции
  • Предоставить место для хранения такой одежды и возможность переодевания в начале и в конце рабочего дня

3. Требование о соблюдении дресс-кода должно распространяться исключительно на рабочее время сотрудника и выполнение им трудовых обязанностей:

  • Приходить и уходить с работы сотрудник вправе в любой одежде
  • Наниматель не может регламентировать ношение или неношение сотрудником корпоративной одежды в нерабочее время

4. Требования дресс-кода не должны дискриминировать работников в зависимости от физических данных (цвет волос и глаз, рост, размеры частей тела, ограничение веса и т.п.), черт характера и т.д.

5. Установленный в организации дресс-код не должен подвергать здоровье сотрудников опасности. Это касается случаев:

  • Когда корпоративная одежда является слишком легкой для осенне-зимнего периода времени или слишком теплой для весенне-летнего сезона
  • Наличия аллергических реакций у работника на определенные вещества и ткани
  • Недопустимости ношения обуви на высоком каблуке при некоторых заболеваниях и т.п.

Иначе нанимателю придется отвечать за нанесенный здоровью сотрудника ущерб.

Фото с сайта citydog.by

Фото с сайта citydog.by

К какой ответственности можно привлечь сотрудника за несоблюдение дресс-кода

Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение дресс-кода, установленного локальным нормативным правовым актом?

Ответ однозначный: нельзя.

К дисциплинарной ответственности сотрудника можно привлекать за невыполнение его трудовых обязанностей. Наказывать можно за работу, не выполненную надлежащим образом, или за уклонение от выполнения работы — но не за ненадлежащий внешний вид.

Только в одном случае дисциплинарное наказание может считаться правомерным: когда наниматель докажет, что отступление от дресс-кода повлекло проблемы с исполнением трудовых обязанностей.

Меры дисциплинарного взыскания — это замечание, выговор, увольнение. Их нельзя применить к сотрудникам за несоблюдение требований о дресс-коде. А вот штраф — это мера гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Руководитель не уполномочен налагать на сотрудников меры ответственности иной отраслевой принадлежности — поэтому штраф за несоблюдение дресс-кода будет незаконным. Работник легко оспорит такие действия нанимателя в суде. Меры ответственности, которые подходят для таких случаев, немногочисленны, но они есть:

  • Можно в локальном нормативном правовом акте установить аналоги штрафов, но не называть их штрафами. Например, лишать работника бонусов, очков, баллов и т.п., что повлечет уменьшение дополнительных выплат за определенный период времени
  • Допустимо депремирование или уменьшение премии — при условии, что это закреплено в локальном нормативном правовом акте
  • В случае систематического несоблюдения правил о внешнем виде возможен перевод сотрудника, скажем, из отдела по работе с клиентами в другой отдел, где заработок ниже. Эту меру трудно назвать мерой ответственности, но определенное воздействие на работника она способна оказать

Законны ли требования руководителя, если дресс-код официально не установлен

Часто возникают споры по поводу внешнего вида работника в случаях, когда официальных требований к одежде в организации нет, но руководитель считает, что сотрудники все равно должны придерживаться определенных рамок, например, не приходить в офис в сарафанах, шортах, сандалиях на босу ногу или рваных джинсах.

Если на производственном процессе сотрудника факт, что он пришел на работу, скажем, в шортах, не отражается, то нельзя расценить это как дисциплинарный проступок. А значит, нельзя применить и дисциплинарное взыскание.

Как действовать руководителю в этом случае:

  • Можно сделать работнику устное замечание и попросить на следующий рабочий день прийти в надлежащем виде. Но, опять же, это только при условии, если внешний вид работника действительно создает дискомфорт для всех присутствующих в офисе, а не является просто расхождением мнений руководителя и подчиненного о стиле
  • Еще вариант: издать приказ о конкретных видах одежды, обуви и аксессуаров, нежелательных на рабочем месте (шорт, топов, платьев с открытой спиной или сильно декольтированных, пирсинга в носу и т.д.). Обычно такой приказ содержит не детальные описания внешнего вида, а только исключает определенные элементы

Обратите внимание!

Оголение интимных частей тела и демонстрация нижнего белья в публичном месте (а офис — это, безусловно, публичное место) может быть квалифицировано как мелкое хулиганство. И такого хулигана в данной ситуации может ждать штраф в размере от 2 до 30 БВ. Или даже административный арест.

Елена Космакова

В Трудовом кодексе нет ни обязывающих ни запретительных норм в отношении дресс-кода в негосударственных компаниях. Так что решение по этому вопросу полностью зависит от руководства организации. Решение закрепляется внутренними актами компании, и оспорить его можно только на основании заключенного трудового или коллективного договора.

Что относится к дресс-коду, а что к нему не относится

К дресс-коду не относится:

  • Спецодежда и элементы снаряжения, которые выдают сотруднику для безопасной работы. Применение спецодежды регулируется статьей 221 ТК, согласно ей работодатель не может без юридических последствий для себя отказаться от предоставления спецодежды. Отказ сотрудника носить спецодежду может привести к взысканиям и отстранению от работы (не увольнению).
  • Форменная одежда (униформа), которая демонстрирует принадлежность сотрудника к структуре или отрасли. Форменная одежда не связана с фактором безопасности, ее применение регулирует ГОСТ и отраслевые акты. Например, форменную одежду носят официанты и повара, сотрудники некоторых гостиниц. Но норм выдачи формы нет в ТК РФ, эту сферу регулируют внутренние акты организации, положения по этой части обязательно прописывают в трудовом договоре.
  • Прическа, маникюр, татуировки, пирсинг и т.д. не относятся к сфере дресс-кода и не подлежат регуляции какими-либо актами в принципе. Эти элементы должны рассматриваться как неотъемлемая часть личности сотрудника.

Все остальные ограничения на характер и внешний вид одежды сотрудника относятся к сфере действия дресс-кода.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

В каком порядке вводят дресс-код в негосударственных организациях

Описание корпоративного дресс-кода и требования по его соблюдению прописывают во внутренних дисциплинарных актах организации. К ним относятся:

  • должностные инструкции;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • кодексы корпоративной этики.

Трудовой Кодекс РФ не регулирует само содержание внутренних актов, но во многих случаях обязывает до подписания согласовывать их с представительным органом работников организации.

Обязанности и права по дресс-коду могут содержаться в трудовом и коллективном договорах и соглашениях.

В каких случаях сотрудник может оспорить дресс-код

Если устные и письменные требования работодателя по дресс-коду не приняты во внутренних дисцпилинарных актах и не содержатся в договорах, заключенных с работником, тогда сотрудник негосударственной организации легко может оспорить их в суде.

Трудовой Кодекс не предусматривает штраф или увольнение за нарушение дресс-кода, даже введенного в установленном порядке. Так что сотрудник имеет формальное право игнорировать любой дресс-код. Дисциплинарные взыскания, которые работодатель может законно применять в таких случаях, — это выговор, понижение в должности, лишение премии и другие ухищрения в рамках правового поля.

Какое преимущество дает дресс-кода компании и сотрудникам

Дресс-код эффективно подчеркивает разделение рабочего и нерабочего времени, трудовой деятельности и личной жизни. В результате выигрывают все стороны: работодатель — от повышения концентрации и дисциплины работника, работник — от чувства определенности, общество в целом — от роста продуктивности.

Дресс-код отсеивает “анархических” кандидатов, может свидетельствовать о солидности организации, несмотря на все культурные и социальные сдвиги последнего времени.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Каковы недостатки дресс-кода для компании и сотрудников

Работники, одетые в соответствии со строгим дресс-кодом, могут отказаться от проявлений инициативы, поскольку воспринимают себя, скорее, как “армию”, которая выполняет указания руководства. Поэтому дресс-код должен быть логически связан с характером работы и должностью: например, вряд ли деловой костюм нужен веб-дизайнеру или программисту.

Работодатель, идущий на применение дресс-кода в своей организации, должен не только организовать его в соответствии с правовым полем, но и позаботиться об удобстве для всех своих сотрудников, вкусы и характеры которых часто совершенно различны. Это может стать для него дополнительной нагрузкой и привести к юридическим и финансовым рискам.

Наконец, классический дресс-код слишком часто элементарно не комфортен и не полезен с точки зрения здоровья работников, например, это приводит к отказу от него в регионах с жарким летним климатом. Физические особенности сотрудников и их здоровья вызывают наибольшее число жалоб на корпоративный дресс-код и судебных исков в мировой и российской деловой практике.

Поэтому рекомендуется не строгий, а умеренный и гибкий дресс-код, который позволит сбалансировать все отрицательные и положительные стороны.

Устарел ли дресс-код


Знаете ли вы по каким причинам можно не пустить в клуб, кафе или ресторан? Или же полагаете, что доступ не должен быть ограничен ни для кого? Законен ли дресскод и фейсконтроль в баре или ресторане? Что можно включать в правила посещения для кафе, ночного клуба, бара, ресторана или кальянной, а что ни в коем случае нельзя? В этих вопросах я разбиралась целую неделю и представляю вашему вниманию подробное руководство.

Можно не пустить в клуб, кафе или ресторан без объяснения причин

Правила посещения кафе

Правила посещения кафе

Итак, понятно, без обоснования причин мы не можем не пустить человека в заведение. Тогда что делать, если посетитель ведет себя неадекватно и мешает другим гостям? Есть ли законный способ удалить его из кафе или ресторана? Ведь многие наслышаны про положения о публичном договоре и пытаются этим правилом злоупотребить: приходят в кафе со своим, буянят, пытаются прорваться в ресторан в шортах и т.д. И все это обосновывается тем, что вы ведь не можете мне отказать, это публичный договор. Такие люди любят козырять этим термином, в т. ч. в судах, но не совсем понимают его содержание.

Обязанность заключить публичный договор выражается в том, что мы обязаны заключить договор с любым и каждым, но на наших условиях. Публичный договор вовсе не подразумевает обязанность заключить договор на тех условиях, которые диктует заказчик. Иначе, следуя такой логике, раз можно не соблюдать условия договора из правил заведения, то точно так же можно потребовать снизить цену, и продать борщ не за 500 руб., а за 150 руб. Или же потребовать его подать глубокой ночью. Согласитесь, ерунда получается.

Давайте рассмотрим типичные случаи злоупотребления со стороны посетителей.

Можно ли в кафе запретить приносить свою еду или напитки

Такая постановка вопроса может показаться странной нормальному человеку, все мы понимаем, что общепит существует за счёт продажи своих услуг и не финансируется государством в целях предоставления бесплатных столиков. Я не говорю про те случаи, когда кафе само разрешает принести что-то свое (антикафе, банкеты, пробковый сбор и т.д.). Но увы, очевидно это не для всех. Видимо, отдельные персонажи после новостей с признанием незаконным запрета на свою еду в кинотеатрах решили распространить эти правила и на общепит.

Можно ли запретить вход в кафе по причине алкогольного опьянения?

Давайте сначала разберемся в пределах допустимого опьянения. Ведь большинство кафе, ресторанов, баров и ночных клубов зарабатывает как раз на том, что не только кормит людей, но и поит их алкогольными напитками. Да, есть запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах, но как раз для общепита установлено исключение: напитки, купленные в заведении, распивать можно. Вот, допустим, в магазине распивать алкогольные напитки нельзя.

Важно, что если дело дойдет до суда, то потребуется еще доказать, что гость был пьяный.

Фейс-контроль и дресскод в ночных клубах и ресторанах

Итак, фейс-контроль вне закона, а дресскод – вполне цивилизованное и законное требование (если грамотно изложено в правилах ресторана или ночного клуба).

Плата за музыкальное сопровождение, отказ от ответственности за вещи

В правила нельзя включать положения, которые противоречат законодательству о защите прав потребителей, в т.ч. нельзя навязать другую услугу:

Насчет хранения тоже соглашусь, дело в том, что обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи является императивным условием из ГК РФ, т.е. таким, которое нельзя изменить соглашением сторон. П. 1 ст. 886 ГК РФ предусматривает, что хранитель обязуется возвратить вещь в сохранности. Там нет такого, что иное может быть предусмотрено соглашением сторон, как это бывает при формулировании диспозитивных условий.

В кафе не пустили инвалида с собакой-поводырем

Более сложный для разбора случай произошел в 2018 году на Камчатке, в одно из кафе не пустили инвалида по зрению с собакой-поводырем. Не пускали именно из-за собаки. Если в случае выше никто не встал на сторону администрации в кафе, то тут мнения разделились, отдельные эксперты от ресторанного бизнеса проявляли сочувствие заведению. В принципе запретить вход в заведение с животными мы вполне можем, но что делать в таком случае?

Таким образом кафе, не пустившее инвалида с собакой-проводником, нарушило закон. О чем и написала в последствии на своем сайте Прокуратура Камчатского края: кафе оштрафовали на 90 тыс., администратора на 2,5 тыс. руб. по ст. 5.62 КоАП РФ (дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социального положения и принадлежности к определенной социальной группе).

Хотя был случай, что инвалида по зрению отказались положить в стационар вместе с его собакой. И суд признал такие действия законными (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04.07.2016 по делу N 33-8540/2016). Но это другая ситуация, видимо, решение было вынесено в защиту других больных, т.к. если в кафе собака будет просто находиться за соседним столиком, то в палате остальным с ней придется буквально жить.

В США уже одной собаке-проводнику выдали диплом о высшем образовании, а у нас вот.

Виталий Милонов, кафе с феминистками и дискриминация мужчин

Можно ли запретить кормить грудью в кафе?

Правила посещения кафе

До суда дело не дошло, но событие вызвало большой резонанс в сосцетях и СМИ:


А что же говорит на этот счет закон? Я честно поискала какое-либо положение законодательства, гарантирующее женщинам возможность кормить грудью детей в любом месте (раз для инвалидов есть гарантии, связанные с передвижением и собакой, возможно, есть и такие), но, увы, ничего не нашла. Если кто-то найдет такую гарантию, заберу свои слова обратно. Получается, раз императивного запрета в законе нет, то его формально можно добавить в правила. Если конечно, не боитесь холивара в соцсетях.

Как грамотно составить правила посещения кафе

Как выглядит процесс разработки правил изнутри. Допустим, вы решили запретить курить в кафе айкос или вейп. Я проверяю в СПС и вижу, что законодательно это никак не урегулировано, нигде не написано можно ли курить айкос в кафе, то же и с вейпами, все пока еще на стадии законопроектов, поэтому смело включайте такое правило. Случай посложнее: собираются какие-нибудь амвейщицы и сидят по три часа с одним чайником чая, вербуют народ к себе, или же вообще ничего не заказывают (при этом занимают место для других гостей). Если есть такая проблема, то это тоже можно урегулировать в правилах, например, установить регламент приема заказа и продолжительность посещения, тогда менеджеру будет на что сослаться в случае конфликта. Я знаю одно кафе узбекской кухни, где принципиально нет вай-фая и запрещают сидеть работать на ноутбуке. Кто-то может возмутиться, но у них не кофейня, которые фрилансеры используют порой как рабочее место, а кафе, где можно быстро пообедать, и на входе часто сидит очередь. Те, кто сидят в очереди, явно одобрят такой запрет. Тут важно только сформулировать его так, чтобы не затронуть запреты, установленные законом.

Подведем итог. Правила поведения для потребителей (правила посещения кальянной, правила посещения ресторана и т.д.) – очень важный документ, грубо говоря это и есть договор между вами и вашим гостем. Что вы там пропишите, на таких условиях и будете обслуживать потребителей или даже кому-то отказывать в посещении. Самое главное правило: включать можно только такие условия, которые не противоречат закону – все что ни запрещено, то разрешено.

Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

Чтобы скачать Правила оказания услуг общественного питания и полные тексты судебных решений к статье (33 страницы), подпишитесь на новые статьи:

Как изменилось отношение к стилю одежды сотрудников за время пандемии, как дресс-код влияет на производительность и является ли его отсутствие конкурентным преимуществом. Совместное исследование РШУ и Hays.

Последние два года — время активных изменений в бизнес-среде, в том числе они коснулись форматов работы и дресс-кода. Международная рекрутинговая компания Hays и Русская Школа Управления провели исследование по изменению отношения к дресс-коду в корпоративном мире, в котором приняли участие 1308 представителей российских и международных компаний, представленных в России.

Сегодня почти каждый второй сотрудник (45%) посещает гибридный офис.

После самоизоляции 24% компаний отказались от дресс-кода.

46% опрошенных профессионалов считают, что изменение дресс-кода положительно повлияло на общую атмосферу в компании.

15% сотрудников заявляют, что без строгого дресс-кода больше свободы и креатива

Удаленная работа: раньше и сейчас

До пандемии 47% респондентов никогда не работали удаленно, только 18% имели возможность договориться работать из дома, а 43% могли периодически, от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц, брать home office.

Сегодня ситуация кардинально поменялась: 45% сотрудников имеют гибридный офис— на рабочем месте надо появляться несколько раз в неделю, а остальное время работать удаленно. 21% респондентов полностью работают на удаленке, 11% работают в офисе посменно. Только 21% опрошенных профессионалов работают в офисе, как и до пандемии, без изменений, и 4% не могут уйти на удаленку без остановки производства.

исследование дресс-кода слайд 1

Дресс-код: раньше и сейчас

До пандемии об отсутствии дресс-кода не сказал ни один респондент. 58% сотрудников говорят, что в их компаниях существовал определенный дресс-код. Из них почти у половины (52%) это был Business Look c понедельника по четверг и Casual Friday в пятницу. 29% говорят, что существовали негласные правила к дресс-коду, которых было принято придерживаться, 10% отметили, что требования к стилю одежды были установлены только для сотрудников, которые общаются с клиентами, и у 9% был Business Look c понедельника по пятницу. При этом 77% говорят, что правила дресс-кода действовали абсолютно для всех сотрудников, и 23% отмечают, что правила относились только к определенной категории сотрудников.

После пандемии почти у четверти респондентов (24%) в компаниях официальная форма одежды отсутствует. 43% сотрудников говорят, что теперь у них существуют негласные правила дресс-кода, которых принято придерживаться, а 29% отмечают, что сейчас требования к стилю одежды установлены только для сотрудников, которые общаются с клиентами. Лишь 3% компаний сохранили Business Look с понедельника по четверг и Casual Friday в пятницу,и только 1% опрошенных говорят, что в их организации до сих пор действует Business Look c понедельника по пятницу, — в частности, это представители финансового и промышленного сектора.При этом теперь правила дресс-кода действуют для всех только в 46% опрошенных компаний, а для отдельных категорий персонала — в 54% организаций.

исследование дресс-кода слайд 2

Дресс-код и отношение к нему сотрудников

46% опрошенных профессионалов считают, что изменения дресс-кода положительно повлияли на общую атмосферу в компании. 45% сотрудников отметили, что эти изменения никак не повлияли, и только 6% заметили, что изменения повлияли на атмосферу негативно.

40% сотрудников заметили за последние 1-2 года общую тенденцию более лояльного отношения руководства к внешнему виду сотрудников.

исследование дресс-кода слайд 4

При этом наличие или отсутствие дресс-кода едва ли влияет на отношение опрошенных профессионалов к работе. Это подтверждают ответы 46% респондентов.Однако 22% отмечают, что их отношение к компании изменилось бы в лучшую сторону, если бы дресс-код был более свободным. Интересно, что более неформальными всегда считаются представители молодежи. Но по результатам нашего опроса из тех, кто изменил бы отношение в лучшую сторону, 36% — это сотрудники от 34 до 40 лет и 29% — от 41 до 54 лет.

При этом 43% опрошенных сотрудников считают, что необходимость дресс-кода зависит от индустрии. 30% придерживаются мнения, что определенный стиль одежды дисциплинирует, и 11% заявляют, что сотрудники — это лицо компании. При этом 15% респондентов говорят, что дресс-код мешает свободе самовыражения.

исследование дресс-кода слайд 3

исследование дресс-кода слайд 5

Дресс-код в глазах соискателя

34% считают, что отсутствие дресс-кода — это серьезное конкурентное преимущество компании в глазах соискателя. При этом 34% из них — это руководители отдела или подразделения, 40% — специалисты, 16% — представители HR-функции и 10% — главы функции или бизнес-юнита.

исследование дресс-кода слайд 6

Дресс-код и продуктивность сотрудников

45% опрошенных профессионалов считают, что в зависимости от индустрии дресс-код может влиять на продуктивность сотрудников. 30% респондентов считают, что эти две вещи никак не связаны между собой. Одновременно с этим 15% сотрудников заявляют, что без строгого дресс-кода больше свободы и креатива. Из них большинство — это руководители отдела или подразделения (36%) и специалисты (40%). При этом 11% придерживаются мнения, что наличие дресс-кода очень структурирует.

исследование дресс-кода слайд 7

Этикет онлайн-встреч

За последнее время большое количество встреч и совещаний перешло в онлайн-формат. 56% опрошенных говорят, что с приходом пандемии наблюдают определенные сдвиги формата дресс-кода деловых онлайн-встреч в сторону Casual.

исследование дресс-кода слайд 8


3% отмечают, что теперь Business Look обязателен во время деловых звонков, а 41% говорят, что этикет онлайн-встреч с коллегами такой же, как и до пандемии.


Исследование проводилось методом интернет-опроса в июне 2021 года среди 1308 представителей российских и международных компаний, представленных в России.
Юлия Конохова PR-менеджер Русской Школы Управления

Читайте также: