Закон о любви к фюреру 1935 является ли правовым

Обновлено: 23.04.2024

Нюрнбергские законы были приняты по инициативе А. Гитлера 15 сентября 1935 г. на ежегодном съезде НСДАП Германии в Нюрнберге, проходившем с 10 по 16 ноября 1935 г., и единодушно одобрены на специально созванной сессии рейхстага. Вопреки многочисленным требованиям всерьез заняться гражданским статусом евреев, вопреки многочисленным намекам, что эти требования будут исполнены, никакой предварительной серьезной работы не было проведено, и чисто технически Нюрнбергские законы оказались подготовлены в чрезвычайной спешке - всего за два дня. Законов было три: первый провозглашал замену старого флага государства новым - партийным флагом со свастикой, два других - Закон о гражданстве Рейха и Закон о защите немецкой крови и чести - сразу же стали главными правовыми инструментами в нацистской Германии для определения лиц еврейской национальности и их сегрегации.

Законы были приняты на третьем ежегодном съезде партии после прихода Гитлера к власти. Сотни тысяч членов партии и сочувствующих со всей Германии собрались в бывшей франкской столице, чтобы послушать речи фюрера и полюбоваться массовыми парадами и военными учениями на Цеппелиновом поле в только что реконструированной арене "Луитпольд". Главным событием съезда стала первая публичная демонстрация новых танков и самолетов Третьего рейха, созданных в ходе проводимого в то время перевооружения Вермахта.

Гитлер, воодушевленный успехами нацистского режима, был готов нанести решающий удар по евреям. Чтобы ознаменовать достижения молодого нацистского режима, он вынудил рейхстаг принять и обнародовать новые антисемитские законы. В ночь на воскресенье 15 сентября 1935 г. немецкие евреи утратили остатки свобод и гражданского равноправия: они стали правовыми париями в родной стране.

По ширине охвата и чисто расистской терминологии положения Нюрнбергские законы далеко ушли от предшествовавшего им дискриминационного законодательства нацистской Германии, согласно которому евреи не допускались к гражданской службе и ряду других профессий, однако в "особых случаях" могли быть исключения, касавшиеся ветеранов войны и гражданских служащих, поступивших на службу до 1914 г. По сути, в юридическом языке нацистов термины "германская (немецкая) кровь" и "еврейская кровь" стали тождественны понятиям, использовавшимся ранее, - "ариец" и "неариец". Закон о гражданстве Рейха разграничил два вида государственных подданных. Гражданами Рейха, обладавшими всеми политическими правами, были признаны только те, в чьих жилах текла германская (или родственная ей) кровь. Евреи рассматривались просто как подданные Рейха, лишенные права голосовать и быть избранными на государственную должность. Получение гражданства Рейха должно было формально сопровождаться выдачей соответствующего удостоверения, однако таких удостоверений в Третьем рейхе на самом деле не было.

Преамбула более подробного Закона о защите германской крови и чести гласила, что чистота германской крови является существенным условием для самого существования германского народа. Закон запрещал браки и внебрачные отношения между евреями и гражданами Рейха германской или родственной ей крови, причем за нарушение закона предусматривалось суровое наказание. Скрывавшийся за этим цинизм нашел отражение в пункте, согласно которому евреям запрещалось брать в услужение немок моложе 45 лет.

Пункт о защите германской чести запрещал евреям использовать германский национальный флаг (хотя признавал их право иметь собственный национальный флаг) . Это постановление отсылало к Закону о Флаге, который утвердил черный, белый и красный цвета в качестве национальных цветов Германии и свастику - как официальную эмблему государства. Связь между формальным Законом о Флаге и двумя чисто расовыми законами была разъяснена президентом рейхстага Г. Герингом в его обращении к членам рейхстага: "Кроме того, что она (свастика) символизирует борьбу за расу как таковую, она является символом нашей борьбы против евреев как разрушителей расы. Поэтому недопустимо, чтобы евреи вывешивали впредь этот флаг, который реет над Германией".

Нюрнбергские законы в совокупности содержали всего десять статей и носили общий характер. Они представляли собой правовой каркас, который следовало дополнить подзаконными актами, пригодными для практического применения. В частности, расплывчато сформулированный Закон о гражданстве Рейха без труда использовался нацистскими юристами как подходящий предлог для введения 13 критериев относительно особого статуса евреев в нацистской Германии. Так называемая 13-я инструкция к Закону о гражданстве была опубликована 25 апреля 1943 г., когда депортация немецких евреев в гетто и лагеря смерти на Востоке уже завершилась. Она декларировала, что ни один еврей, метис 1-й степени или цыган не может стать подданным Рейха: совершенно ненужное и явно запоздалое положение на фоне развернувшейся кампании уничтожения евреев на оккупированных территориях.

В ретроспективном плане юридическое определение жертвы расизма, содержащееся в Нюрнбергских законах, каким бы оно ни было слабым и противоречивым, являлось существенным и логичным шагом на пути уничтожения европейских евреев. Историческое значение законов находится в сфере довоенной политики нацистов, направленной против евреев в Германии. Эти законы представляют собой скорее акт публичного и символического унижения немецких евреев, чем лобовую атаку на сами физические основы существования еврейского народа. Несомненно, однако, что Гитлер, озабоченный тем, как бы предстоявшие Олимпийские игры 1936 г. не перенесли из Германии в другую страну, заведомо преуменьшал потенциальную угрозу для евреев в своих публичных высказываниях. "Германское правительство, - заявил он, представляя расовое законодательство Рейхстагу, - руководствуется мыслью, что благодаря этому уникальному решению сохраняется возможность создать основу терпимых отношений между немецким и еврейским народами". Выступая вскоре после этой сессии рейхстага перед большой группой нацистских руководителей, собравшихся со всей Германии (о чем газета "Фолькишер беобахтер" от 16 сентября 1935 г. поведала на первой полосе), он говорил еще более примирительно: "С принятием этих законов евреи в Германии получили возможность, которой нет ни в одной другой стране, жить своей собственной народной жизнью во всех областях". Так возникла роковая иллюзия, будто Нюрнбергские законы хотя и положили конец свободам евреев в Германии, все же оставляли какие-то возможности для маргинального их существования внутри Третьего рейха.

Ни в одном из поспешно сформулированных законов не было дано определения терминов "еврей" и "еврейская кровь". Этот пробел был заполнен лишь через два месяца, в 1-й инструкции к Закону о гражданстве Рейха от 14 ноября 1935 г.

Нацистские юристы решили эту проблему (или, скорее, обошли ее) достаточно просто - связав евреев с религией их предков. Так, евреем считался тот, у кого по меньшей мере трое из дедушек и бабушек были "полными" евреями. Однако доказательство еврейства дедушек и бабушек зависело от того, в какой степени они были включены в еврейскую религиозную общину.

С другой стороны, метис определялся как человек, родившийся от смешанного брака и у которого среди дедушек и бабушек было два "полных" еврея. В то же время метис мог рассматриваться и как "полный" еврей, если (1) он или она принадлежали к еврейской религиозной общине во время или после принятия закона; (2) брак с евреем или еврейкой был заключен во время или после принятия закона; (3) ребенок родился от брака между евреем и неевреем, заключенного после 15 сентября 1935 г.; (4) ребенок родился после 31 июля 1936 г. в результате внебрачных отношений между евреем и неевреем.

Эта концепция "еврейства" отражала борьбу между двумя диаметрально противоположными подходами: расовым подходом нацистских фанатиков, проводимым ближайшим сподвижником Гитлера доктором Герхардом Вагнером, и бюрократическим подходом, который был представлен государственными секретарями Гансом Пфундтнером и Вильгельмом Штукартом, а также экспертом по расовым вопросам Министерства внутренних дел Бернхардом Лезенером. В то время как радикально настроенные нацисты хотели бы так расширить определение "еврей", чтобы под него можно было подогнать всех имеющих хоть каплю еврейской крови, более осторожные и прагматичные чиновники стремились ограничить действие этого закона, исключая из его дискриминационных установок всех, кроме "полных" евреев. Чиновники, и прежде всего Лезенер, которому было поручено составление проекта инструкции к Закону о гражданстве, в конце концов настояли на своем: им удалось добиться того, что большинство метисов в Третьем рейхе избежало судьбы евреев . (Подсчет числа метисов в Германии и Австрии давал цифру от 78 до 100 тыс. человек.)

Холокост: Энциклопедия / Под ред. У. Лакер, соред. Ю.Т. Баумель. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2005. С. 399 - 402.

Согласно первой инструкции метисы были распределены на две категории:

метисы 1-й степени - те, у кого двое из бабушек и дедушек были евреями;

метисы 2-й степени - те, у кого только один дед или одна бабка были евреями .

Обе категории считались полностью неарийцами, но получили большую часть тех же прав, что и рядовые немцы, ограничения же для них были установлены незначительные. Но когда наступило время окончательного решения "еврейского вопроса", вновь был поднят вопрос, что делать со "смешанными" евреями, поскольку они все-таки были "осквернены" еврейской кровью.

Ранее термин "метисы" использовался в ботанике и зоологии (в значении "гибрид", "помесь"); в отношении к людям его стали применять антропологи Великобритании и континентальной Европы примерно с середины XIX в. под влиянием идей дарвинизма и развития колониализма. Термин с самого начала имел выражено расистскую, уничижительную окраску и ассоциировался с неполноценностью, отклонением от нормы, дегенерацией.

Мифы о единстве по национальному признаку и "расовой чистоте" многим в Германии не давали покоя задолго до нацизма. Еще в 1815 г. националистически настроенный писатель Эрнст Мориц Арндт утверждал, что "смешанные браки и незаконнорожденные дети являются основной причиной упадка и вырождения нации". В имперской Германии противницей смешанных браков с "неарийцами" выступала Пангерманская лига, одна из многочисленных популистских групп, отстаивавших идеи пангерманизма, колониальные притязания и расовые доктрины.

Несмотря на идеи равенства, провозглашенные в результате революций во Франции и Северной Америке, вера в превосходство белой расы продолжала оставаться доминирующей в течение всего XIX - начала XX в. Распространенный предрассудок поддерживался "научными" теориями того времени. Считалось, что дети от смешанных браков должны страдать бесплодием, слабоумием, быть физически неполноценными.

В развитии "научного" расизма ведущую роль сыграл колониализм. Колонии служили научной лабораторией для некоторых германских антропологов, которые впоследствии не только восторженно приветствовали нацистскую программу очищения генофонда Германии, но и с готовностью выступали в качестве научных экспертов и советников по вопросам расовой национальной политики.

В Германии наиболее влиятельным исследователем темы метисов был Ойген Фишер, профессор Фрайбургского университета, в 1927 - 1942 гг. - директор Института антропологии, наследственности и евгеники имени кайзера Вильгельма в Берлине. В своих исследованиях, проведенных в германских колониях еще до начала Первой мировой войны, он призывал к строгому запрету на смешанные браки с целью исключить появление "смешанной расы".

В апреле 1933 г. Министерство внутренних дел Рейха, отвечавшее за вопросы здравоохранения и расовое законодательство, открыло специальный отдел для проведения генеалогической регистрации метисов и смешанных браков с составлением официальных реестров. Ахим Герке, представитель информационной службы нацистской партии в Мюнхене, был назначен "экспертом по расовому расследованию". Начиная с 1926 г. он занимался в частном порядке составлением картотеки граждан Германии с еврейскими корнями. Его картотека, включавшая 500 тыс. имен, была передана в Министерство внутренних дел и стала базой данных для увольнения "неарийцев" в рамках Закона о восстановлении профессиональной гражданской службы (апрель 1933 г.), что коснулось в равной степени и евреев, и метисов. Герке разработал сертификаты, характеризовавшие принадлежность к арийской или неарийской расе. Его ассистент из Мюнхена Вильфрид Олер сконцентрировался на статистических и генеалогических исследованиях неарийцев и метисов. В поисках еврейских предков он углублялся в историю вплоть до XVII столетия. Приходские реестры служили наиболее важным источником информации. После того как Герке был освобожден от занимаемой должности весной 1935 г., его преемник, историк и полковник СС Курт Мейер, активизировал процесс сбора личных данных, включив в перечень неарийцев также лиц с аннексированных и оккупированных территорий. Олер продолжил работу в рамках возглавляемого Вальтером Франком Института по изучению еврейского вопроса для выполнения поставленной ему задачи - составить "глобальный статистический отчет по крещеным евреям и смешанным бракам". Особое внимание он уделял вопросу восстановления поколений чистокровных типов и "проникновению еврейской крови в ряды знати, а также видных ученых, бизнесменов и политиков". После 1940 г. объектами исследования Олера стали Италия, Франция и Великобритания.

После принятия Нюрнбергских законов протестантская церковь Берлина поддержала идею составления единой церковно-приходской картотеки в масштабе Берлина. При заполнении графы "Крещение" у евреев, цыган, бывших мусульман или представителей негроидной расы церковные служащие делали специальную пометку, обозначавшую принадлежность к "инородной расе"; дубликат отправлялся в Имперское управление по генеалогическим исследованиям под эгидой СС.

В 1933 - 1935 гг. еврейские метисы, за редким исключением, подлежали в вопросах профессиональной и частной жизни такой же дискриминации, как и чистокровные евреи.

После принятия Нюрнбергских законов юридическое положение метисов изменилось к лучшему в некоторых аспектах повседневной жизни. Вместе с тем отмены действия большинства антиеврейских ограничений юридического характера в отношении метисов можно было добиться только путем представления соответствующих прошений - успешный результат был под вопросом. Так, например, уступки по брачным ограничениям добиться было практически невозможно. С одной стороны, государство не желало, чтобы метисы превратились для него в экономическую обузу; с другой - имелась выраженная дискриминация в плане работы. Наиболее важными судебными решениями метисы были освобождены от принятия еврейского имени и ношения желтой звезды (освобождение распространялось и на родителя еврейской национальности). Более того, внебрачные отношения между метисами 1-й степени и немцами не были официально запрещены до 1941 г.

20 января 1942 г. на Ванзейском совещании Р. Гейдрих предложил включить еврейских метисов и еврейских партнеров по смешанным бракам в программу "окончательного решения еврейского вопроса"; предложение не было встречено с одобрением. Взамен Вильгельм Штукарт, представитель МВД, предложил стерилизовать германо-еврейских метисов 1-й степени. Вопросы стерилизации обсуждались также на двух последующих совещаниях, в марте и октябре, но никаких действий предпринято не было. Тем не менее судьба группы детей - метисов 1-й степени, содержавшихся в государственных приютах, свидетельствует о непреклонном решении определиться с так называемой проблемой метисов. Весной 1943 - летом 1944 г. МВД отправило 42 ребенка, относившихся к еврейским метисам, из различных районов Австрии и Германии в государственную больницу Хадамар - печально известный центр эвтаназии. 39 детей были умерщвлены .

Холокост: Энциклопедия. С. 357 - 362.

В случае победы нацизма метисов постигла бы участь евреев.

После принятия Нюрнбергских законов и "Первой поправки" законодательная деятельность, направленная против евреев, заметно сократилась. Этот период продолжался около двух лет. Каковы же были причины затишья? Во-первых, в 1936 г. обе Олимпиады - и зимняя, и летняя - должны были состояться в Германии: антиеврейская политика была временно снята с повестки дня. Но это был не только не единственный, но даже и не главный фактор. Главным же стал тот, о котором сам Гитлер писал в комментариях к Нюрнбергским законам: "Антиеврейское законодательство, конечно же, ущемляло евреев, превращая их в угнетенное национальное меньшинство, но одновременно оно же создавало, закладывало легальные основы их проживания в рейхе, предоставляя им законный статус". Это и вызывало сомнения у нацистов по поводу правильности данного пути: следует ли им мириться с существованием евреев в рейхе или нет? Поэтому в середине 30-х гг. законодательная антиеврейская деятельность была приостановлена: все указы и инструкции, изданные после этой даты, являются как бы вспомогательным средством для решения еврейского вопроса каким-то другим способом .

В чем же заключалось особое значение Нюрнбергских законов? Оно состояло в следующем.

  1. Юридически закреплено приниженное положение евреев в Третьем рейхе, а в совокупности с последующими тринадцатью поправками ставило евреев вне закона, вне правового поля.
  2. Расовый принцип, до той поры все-таки идеологический, а не государственный, теперь был юридически введен в немецкое законодательство. Это ознаменовало торжество нацистской идеологии в стране.
  3. Появилась возможность придать законные юридические основания всем антиеврейским акциям нацизма в будущем, и поэтому почти все последующие антиеврейские законы и постановления Рейха будут сформулированы в качестве дополнений к Нюрнбергским законам.

Дополнения часто принимались в зависимости от той исторической обстановки, которая сложилась в данный момент.

  1. Нюрнбергские законы легли в основу правовой концепции нацизма и оказали определяющее влияние на развитие гражданского и уголовного права нацистской Германии.
  2. Нюрнбергские законы стали "правовой основой" для проведения политики Холокоста на оккупированной территории СССР.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: