Закон о едином информационном регистре граждан россии что это

Обновлено: 18.04.2024

Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье

1. Общие соображения

  1. Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
  2. Частная жизнь и Конституция. Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.
  3. Новый вид власти – цифровой. С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан. Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:
    1. эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
    2. граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
    3. есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.

    2. Политические риски

    3. Юридические риски и противоречия

    4. Угрозы правам личности

    1. Данные собираются принудительно, безакцептно. Данные в ЕФИР собираются в безусловном порядке, гражданин РФ не может повлиять на процесс сбора персональных данных о нём.
    2. Хранение и передача персональных данных в другие ведомства/организации находится вне контроля граждан. Граждане не могут влиять на сбор, наличие и передачу данных в ЕФИР и из него. Круг потенциальных получателей данных из Регистра – очень широк:

    5. Технические угрозы

    6. Как стоило бы сделать

    1. Снять политические риски. Назначить общественные слушания по проекту, сделать процесс внесения и корректирования законопроекта максимально открытым. Дать убедительные обоснования необходимости создания ЕФИР.
    2. Сделать данные ЕФИР гостайной. Со всеми ограничениями, регламентами и ответственностью за хранение гостайны для всех причастных к Регистру.
    3. Признать Регистр объектом критической инфраструктуры. Проверить соответствие его статуса закону о КИИ.
    4. Назначить релевантного оператора. Передавать контроль спецслужбам, а не гражданскому ведомству, озабоченному собираемостью налогов.
    5. Обеспечить 100% импортозамещение в ЕФИР. Предписать использование для создания и ведения ЕФИР исключительно отечественных программных и аппаратных средств. Для этого есть ещё 5 лет.
    6. Запретить дальнейшее расширение спектра информации, собираемой и хранимой в ЕФИР. Запретить в законопроекте добавление в ЕФИР в запись о гражданине его биометрии, фото, видео, геоинформации, переписки и других коммуникаций, медицинской информации.
    7. Обеспечить прозрачность работы и данных Регистра для граждан. Обеспечить возможность гражданам знать, какие данные о них собраны.Дать возможность управления данными в ЕФИР со стороны граждан РФ: возможность узнать, куда и кому передаются их персональные данные, предусмотреть процедуру запрета на передачу тем или иным партнёрам и контрагентам ЕФИР, возможность исправления или удаления всех или некоторых категорий данных в Регистре.
    8. Защитить права несовершеннолетних в ЕФИР. Обеспечить в ЕФИР возможность скрытия/обезличивания данных о несовершеннолетних. Дать родителям/опекунам права на управление этими данными.
    9. Запретить дискриминацию на основе ЕФИР. Прямо запретить правовую, кадровую, медицинскую, финансовую дискриминацию граждан на основе данных, вообще запретить передачу данных вовне из Регистра третьим сторонам для этих целей.
    10. Запретить публичное и коммерческое использование данных ЕФИР. Категорически запретить продажу или передачу данных ЕФИР о гражданах коммерческим структурам, для использования в коммерческих структурах, бизнесе, страховых и кредитных учреждениях, кадровым службам и т.п.

    Вывод: законопроект нужно вернуть на доработку; в него следует внести довольно много исправлений, обеспечивающих снятие юридических противоречий, защиту прав граждан и снижение политических правовых и технических рисков, описанных выше.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Об утверждении Правил проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    от 4 мая 2021 г. № 715

    МОСКВА

    Об утверждении Правил проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации

    В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 13 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации.

    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца третьего пункта 2, абзаца четвертого пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2022 г., и действует до окончания переходного периода, срок действия которого установлен частью 1 статьи 13 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".

    Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

    УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 мая 2021 г. № 715

    ПРАВИЛАпроведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон, органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, федеральный регистр сведений о населении), проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 Федерального закона к направлению из государственных информационных систем органов и организаций, осуществляющих направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении (далее соответственно - сведения, информационные системы, проверка), а также при необходимости размещения в указанных информационных системах ранее не размещенных сведений.

    2. Проверка полноты, актуальности и достоверности сведений осуществляется органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, на постоянной основе до направления в рамках переходного периода сведений (изменений таких сведений) для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении в соответствии с Правилами первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2021 г. № 1 "О порядке первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, и сроках направления сведений для формирования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, указанными органами и организациями, отличных от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" порядком, в переходный период" (далее - Правила первоначального включения сведений), в том числе направления сведений при получении от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган), следующих запросов о повторном направлении сведений:

    запрос о повторном направлении сведений, включая запросы в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в рамках проведения работ по апробации подходов к формированию федерального регистра сведений о населении для первоначального включения сведений в федеральный регистр сведений о населении в соответствии Правилами первоначального включения сведений;

    запрос в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия по результатам обнаружения неточностей в соответствии с Правилами формирования записей единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при формировании и ведении единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2426 "Об утверждении Правил формирования записей единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при формировании и ведении единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации" (далее - Правила формирования записей).

    3. Периодичность проверки, осуществляемой на постоянной основе, определяется с учетом сроков направления сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении (изменений таких сведений), установленных на переходный период в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2021 г. № 1 "О порядке первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, и сроках направления сведений для формирования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, указанными органами и организациями, отличных от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" порядком, в переходный период", до перехода на сроки направления сведений, установленные Правилами направления сведений, указанных в частях 1 - 12 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 131 "Об утверждении Правил направления сведений, указанных в частях 1 - 12 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации" (далее - Правила направления сведений).

    Проверка, осуществляемая при получении от уполномоченного органа запросов о повторном направлении сведений, осуществляется:

    в рамках сроков, установленных для повторного направления сведений в соответствии с Правилами первоначального включения сведений, - в части сведений, направляемых органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в целях апробации подходов к формированию федерального регистра сведений о населении;

    в рамках сроков, установленных для повторного направления сведений по результатам обнаружения неточностей в таких сведениях в соответствии с Правилами формирования записей, - в части сведений, уточненных органом или организацией, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, по результатам обнаружения неточностей.

    4. При проверке полноты сведений органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, обеспечивают соответствие направляемых XML-документов, содержащих указанные сведения, форматам, согласованным с уполномоченным органом в рамках исполнения ими пункта 6 Правил первоначального включения сведений.

    В случае выявления сведений, подлежащих направлению в федеральный регистр сведений о населении, составленных на бумажных носителях и ранее не размещенных в информационных системах, такие сведения подлежат размещению в соответствующих информационных системах для последующего направления в федеральный регистр сведений о населении с учетом сроков обязательного направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении в рамках переходного периода, установленных Правилами первоначального включения сведений.

    5. В отношении сведений, по результатам проверки полноты которых выявлено несоответствие, по итогам устранения которого выполняется повторная проверка полноты таких сведений в срок, не позднее установленной Правилами первоначального включения сведений даты направления сведений органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении.

    6. Для целей настоящих Правил проверка актуальности осуществляется в отношении сведений, впервые формируемых в информационных системах.

    Актуальными признаются сведения (изменения сведений, произведенные по результатам проверки полноты и достоверности), внесенные в информационные системы в период с даты последнего их направления в федеральный регистр сведений о населении на дату очередного направления в соответствии с Правилами первоначального включения сведений.

    Проверка актуальности сведений осуществляется органами и организациями путем выявления в информационных системах сведений, признаваемых актуальными в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

    7. Проверка достоверности сведений включает:

    проверку соответствия сведений критериям прохождения автоматического форматно-логического контроля, определяемым оператором государственной информационной системы федерального регистра сведений о населении по согласованию с органами или организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении;

    проверку на отсутствие дубликатов и противоречий в передаваемых сведениях;

    проверку на соответствие передаваемых сведений требованиям форматов XML-документов или видов сведений единой системы межведомственного электронного взаимодействия, разработанных уполномоченным органом по согласованию с органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, и размещенных на технологическом портале единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    8. Проверка информации, составляющей сведения, направляемые органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в федеральный регистр сведений о населении, на полноту и соответствие критериям прохождения форматно-логического контроля осуществляется в том числе посредством анализа соответствия XML-документа, содержащего сведения, направляемые органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в федеральный регистр сведений о населении, логической структуре файла обмена (XSD схеме), разработанной уполномоченным органом по согласованию с органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении.

    Читайте также: