Закон о едином информационном регистре граждан россии что это
Обновлено: 29.03.2023
Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье
1. Общие соображения
- Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
- Частная жизнь и Конституция. Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.
- Новый вид власти – цифровой. С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан. Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:
- эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
- граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
- есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.
2. Политические риски
3. Юридические риски и противоречия
4. Угрозы правам личности
- Данные собираются принудительно, безакцептно. Данные в ЕФИР собираются в безусловном порядке, гражданин РФ не может повлиять на процесс сбора персональных данных о нём.
- Хранение и передача персональных данных в другие ведомства/организации находится вне контроля граждан. Граждане не могут влиять на сбор, наличие и передачу данных в ЕФИР и из него. Круг потенциальных получателей данных из Регистра – очень широк:
5. Технические угрозы
6. Как стоило бы сделать
- Снять политические риски. Назначить общественные слушания по проекту, сделать процесс внесения и корректирования законопроекта максимально открытым. Дать убедительные обоснования необходимости создания ЕФИР.
- Сделать данные ЕФИР гостайной. Со всеми ограничениями, регламентами и ответственностью за хранение гостайны для всех причастных к Регистру.
- Признать Регистр объектом критической инфраструктуры. Проверить соответствие его статуса закону о КИИ.
- Назначить релевантного оператора. Передавать контроль спецслужбам, а не гражданскому ведомству, озабоченному собираемостью налогов.
- Обеспечить 100% импортозамещение в ЕФИР. Предписать использование для создания и ведения ЕФИР исключительно отечественных программных и аппаратных средств. Для этого есть ещё 5 лет.
- Запретить дальнейшее расширение спектра информации, собираемой и хранимой в ЕФИР. Запретить в законопроекте добавление в ЕФИР в запись о гражданине его биометрии, фото, видео, геоинформации, переписки и других коммуникаций, медицинской информации.
- Обеспечить прозрачность работы и данных Регистра для граждан. Обеспечить возможность гражданам знать, какие данные о них собраны.Дать возможность управления данными в ЕФИР со стороны граждан РФ: возможность узнать, куда и кому передаются их персональные данные, предусмотреть процедуру запрета на передачу тем или иным партнёрам и контрагентам ЕФИР, возможность исправления или удаления всех или некоторых категорий данных в Регистре.
- Защитить права несовершеннолетних в ЕФИР. Обеспечить в ЕФИР возможность скрытия/обезличивания данных о несовершеннолетних. Дать родителям/опекунам права на управление этими данными.
- Запретить дискриминацию на основе ЕФИР. Прямо запретить правовую, кадровую, медицинскую, финансовую дискриминацию граждан на основе данных, вообще запретить передачу данных вовне из Регистра третьим сторонам для этих целей.
- Запретить публичное и коммерческое использование данных ЕФИР. Категорически запретить продажу или передачу данных ЕФИР о гражданах коммерческим структурам, для использования в коммерческих структурах, бизнесе, страховых и кредитных учреждениях, кадровым службам и т.п.
Вывод: законопроект нужно вернуть на доработку; в него следует внести довольно много исправлений, обеспечивающих снятие юридических противоречий, защиту прав граждан и снижение политических правовых и технических рисков, описанных выше.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Об утверждении Правил проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2021 г. № 715
МОСКВА
Об утверждении Правил проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 13 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца третьего пункта 2, абзаца четвертого пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2022 г., и действует до окончания переходного периода, срок действия которого установлен частью 1 статьи 13 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 4 мая 2021 г. № 715
ПРАВИЛАпроведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки проведения органами и организациями, указанными в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон, органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, федеральный регистр сведений о населении), проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 Федерального закона к направлению из государственных информационных систем органов и организаций, осуществляющих направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении (далее соответственно - сведения, информационные системы, проверка), а также при необходимости размещения в указанных информационных системах ранее не размещенных сведений.
2. Проверка полноты, актуальности и достоверности сведений осуществляется органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, на постоянной основе до направления в рамках переходного периода сведений (изменений таких сведений) для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении в соответствии с Правилами первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2021 г. № 1 "О порядке первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, и сроках направления сведений для формирования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, указанными органами и организациями, отличных от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" порядком, в переходный период" (далее - Правила первоначального включения сведений), в том числе направления сведений при получении от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган), следующих запросов о повторном направлении сведений:
запрос о повторном направлении сведений, включая запросы в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в рамках проведения работ по апробации подходов к формированию федерального регистра сведений о населении для первоначального включения сведений в федеральный регистр сведений о населении в соответствии Правилами первоначального включения сведений;
запрос в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия по результатам обнаружения неточностей в соответствии с Правилами формирования записей единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при формировании и ведении единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2426 "Об утверждении Правил формирования записей единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, при формировании и ведении единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации" (далее - Правила формирования записей).
3. Периодичность проверки, осуществляемой на постоянной основе, определяется с учетом сроков направления сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении (изменений таких сведений), установленных на переходный период в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2021 г. № 1 "О порядке первоначального включения сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и оператора государственной информационной системы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, при первоначальном включении указанных сведений в единый федеральный информационный регистр, содержащий сведения о населении Российской Федерации, и сроках направления сведений для формирования единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, указанными органами и организациями, отличных от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" порядком, в переходный период", до перехода на сроки направления сведений, установленные Правилами направления сведений, указанных в частях 1 - 12 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 131 "Об утверждении Правил направления сведений, указанных в частях 1 - 12 статьи 10 Федерального закона "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации", для формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации" (далее - Правила направления сведений).
Проверка, осуществляемая при получении от уполномоченного органа запросов о повторном направлении сведений, осуществляется:
в рамках сроков, установленных для повторного направления сведений в соответствии с Правилами первоначального включения сведений, - в части сведений, направляемых органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в целях апробации подходов к формированию федерального регистра сведений о населении;
в рамках сроков, установленных для повторного направления сведений по результатам обнаружения неточностей в таких сведениях в соответствии с Правилами формирования записей, - в части сведений, уточненных органом или организацией, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, по результатам обнаружения неточностей.
4. При проверке полноты сведений органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, обеспечивают соответствие направляемых XML-документов, содержащих указанные сведения, форматам, согласованным с уполномоченным органом в рамках исполнения ими пункта 6 Правил первоначального включения сведений.
В случае выявления сведений, подлежащих направлению в федеральный регистр сведений о населении, составленных на бумажных носителях и ранее не размещенных в информационных системах, такие сведения подлежат размещению в соответствующих информационных системах для последующего направления в федеральный регистр сведений о населении с учетом сроков обязательного направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении в рамках переходного периода, установленных Правилами первоначального включения сведений.
5. В отношении сведений, по результатам проверки полноты которых выявлено несоответствие, по итогам устранения которого выполняется повторная проверка полноты таких сведений в срок, не позднее установленной Правилами первоначального включения сведений даты направления сведений органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении.
6. Для целей настоящих Правил проверка актуальности осуществляется в отношении сведений, впервые формируемых в информационных системах.
Актуальными признаются сведения (изменения сведений, произведенные по результатам проверки полноты и достоверности), внесенные в информационные системы в период с даты последнего их направления в федеральный регистр сведений о населении на дату очередного направления в соответствии с Правилами первоначального включения сведений.
Проверка актуальности сведений осуществляется органами и организациями путем выявления в информационных системах сведений, признаваемых актуальными в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
7. Проверка достоверности сведений включает:
проверку соответствия сведений критериям прохождения автоматического форматно-логического контроля, определяемым оператором государственной информационной системы федерального регистра сведений о населении по согласованию с органами или организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении;
проверку на отсутствие дубликатов и противоречий в передаваемых сведениях;
проверку на соответствие передаваемых сведений требованиям форматов XML-документов или видов сведений единой системы межведомственного электронного взаимодействия, разработанных уполномоченным органом по согласованию с органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, и размещенных на технологическом портале единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
8. Проверка информации, составляющей сведения, направляемые органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в федеральный регистр сведений о населении, на полноту и соответствие критериям прохождения форматно-логического контроля осуществляется в том числе посредством анализа соответствия XML-документа, содержащего сведения, направляемые органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, в федеральный регистр сведений о населении, логической структуре файла обмена (XSD схеме), разработанной уполномоченным органом по согласованию с органами и организациями, осуществляющими направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении.
Читайте также: