Закон не причинения вреда живому в индии как называется

Обновлено: 02.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 7 ахимса

АХИМСА - АХИ́МСА (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

АХИ́МСА (санскр. - отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие), один из важнейших этических принципов индийской религии и философии. Заповедь непричинения вреда живому отразила общеиндийскую идею, появившуюся одновременно (примерно в 5 в. до н. э.) в брахманизме (см. БРАХМАНИЗМ), джайнизме (см. ДЖАЙНИЗМ), буддизме (см. БУДДИЗМ) и других направлениях религиозной мысли и первоначально свидетельствовала о несогласии с практикой кровавых жертвоприношений ведийской религии (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ) и автохтонных культов Индостана. Позднее принцип ахимсы способствовал распространению практики вегетарианства (см. ВЕГЕТАРИАНСТВО). В каждом религиозном течении идея ахимсы истолковывалась по-разному.

В буддизме воздержание от убийства и причинения вреда другому и самому себе - основная заповедь, без соблюдения которой нельзя вступить на Путь освобождения, нельзя заниматься медитацией (см. МЕДИТАЦИЯ) и совершенствоваться в интуитивной мудрости, нельзя пробудить в себе сострадание (каруна). В махаяне (см. МАХАЯНА) практика сострадания осуществляется через ахимсу. Согласно поздним индобуддийским мыслителям, в невреждении таятся корни и многих других нравственных принципов, напр., незлобивости, негневливости (адвеша), любви, милосердия (майтри), дружелюбия (мудита).

В Индии практика Ахимсы распространялась на все живые существа, эту традицию сохранили буддисты Юго-Восточной Азии и многие школы Китая и Японии. В тибето-монгольском буддизме, а также в отдельных школах Дальнего Востока невреждение практикуют только в отношениях с людьми и небесными существами. В Малой колеснице и школе тхеравада запрещено самопожертвование и самоубийство, в то время как в махаяне и ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) такие действия не считаются нарушением ахимсы. Во всех направлениях буддизма, однако, невреждение не абсолютизируется, поскольку в мире страданий невозможно жить, не причиняя какого-либо ущерба другому существу, хотя необходимо к этому стремиться.

АХИМСА (санскр. непричинение вреда) - религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

(ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое сострадание ко всему существующему. Этот принцип ненасилия не может соблюдаться формально, он должен корениться в сердце. Применять на практике любовь и сострадание нужно, несмотря на то, что до конца ненасилие никогда не реализуется. Ахимса - удел сильных, так как насилие - это выражение слабости и страха.

(ahimsa, санскрит - не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны-аскеты - обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят-ть (напр., земледелие), к-рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд. доктрина осуждает убийство и поощряет сострадание ко всему живому. Тем не менее мн. буддисты едят мясо и рыбу; это разрешается, если только у едока не было намерения убивать живое существо. А. явилась основой проводимой Махатмой Ганди ненасильственной политики (сатьяграха).

джайнизм

индийское религиозно-философское учение, возникшее в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель - проповедник Вардхамана, названный впоследствии Махавирой (Великим героем) и Джиной (Победителем). Как и для буддизма, для джайнизма характерно учение о переселении душ и законе кармы, однако признается вечность души, а нирвана выступает не как небытие, а как вечное блаженство. Главное средство избавления от закона кармы - аскетизм.

ненасилие

индуизм

ИНДУИ́ЗМ -а; м. [англ. hinduism из перс. Hind - Индия] Одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма.

◁ Индуи́стский (см.).

индуи́зм - одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тысячелетии н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

ИНДУИЗМ - ИНДУИ́ЗМ, совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах - в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.

Общая характеристика

Основные понятия индуизма

Дхарма придает также человеку космическое измерение, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос. Человек (джива), согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица мирового духа (Брахмана) - Атман, заключенный в телесную оболочку (под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоциональное начало в человеке). Эта оболочка обретается дживой по закону кармы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Цепь перерождений (самсара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение самсары, т. е. освобождение (мокша, мукти) от перерождений, которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний) - исполнение долга дхармы, ритуалов, почитание богов, предков и т. д.; джняна-марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на Его милость. Кроме того, внутри индуизма возникли и другие учения, предлагавшие свои способы освобождения. Таковыми, например, являются йога (см. ЙОГА) и тантризм (см. ТАНТРИЗМ), делавшие основной акцент на приемах и технике овладения телесным началом в человеке.

Человек в индуизме понимается как существо, степень персонализации и свободы воли которого довольно мала. Не случайно в индуизме сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана густой сетью обрядов, ритуалов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуалы жизненного цикла, санскары, сопровождающие индуиста от момента рождения (а точнее, даже зачатия) до смерти. Правильное исполнение предписаний - главная добродетель (пунья) индуиста, а грехом (папа) считается все то, что сбивает человека с этого пути. Таковым индуизм признает и проявление дурных человеческих свойств - вожделения, гнева, алчности, невежества, гордыни, зависти.

Несмотря на то что мокша - важнейший идеал индуизма, даже его нельзя назвать абсолютным. Некоторые течения (лингаяты (см. ЛИНГАЯТЫ), сиддхи) не признают закона кармы, а, следовательно, освобождения, а некоторые бхакты (беззаветно любящие бога адепты) нередко отвергают мокшу в пользу земного существования, позволяющего им ревностно служить своему богу. Кроме того, для большинства мирян идея освобождения заслоняется повседневными задачами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т. д. Лишь очень немногие способны идти до конца и стать, как требует варна-ашрама-дхарма (подразумевающая, между прочим, путь освобождения лишь для мужчин трех высших варн), бродячими аскетами. Такой аскет, санньясин - в высшей степени характерная для индуизма фигура - представляет собой зримое воплощение близости к искомому идеалу освобождения и тем самым играет существенную регулятивную роль в системе индуистского общества.

Протоиндийская религия. Индуизм в основных своих чертах сформировался примерно к середине 1 тысячелетия н. э., но истоки его лежат в далеком прошлом Индии. Одним из них является религия протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро (см. МОХЕНДЖО-ДАРО) и Хараппы (см. ХАРАППА) (4-3 тыс. до н. э.). Найденные при ее раскопках предметы и изображения позволяют говорить о наличии характерных и для индуизма культов животных, змей и растений, о поклонении юному богу-воину (индуистский Сканда (см. СКАНДА)), о жертвоприношении буйвола и о богине, которая его убивает (в индуизме - Махишасурамардини). Специфическая поза некоего рогатого бога, изображенного на одной из табличек, свидетельствует о том, что протоиндийцам были известны способы концентрации внутренней энергии, на чем впоследствии выросли учение и практика йоги.

Эта литература дает представление об устройстве общества, образе жизни древних ариев и о ведийской религии, основными чертами которой можно считать ориентированность на космос и космогонию, политеизм (см. ПОЛИТЕИЗМ), развитой ритуал, дихотомическую картину мира (бытие - небытие, боги - асуры) и представление о заключенной в ритуале громадной созидательной и магической силе.

Середина 1 тысячелетия до нашей эры отмечается резким усилением умственного брожения в Индии, появлением множества школ, странствующих проповедников, учителей. Все брахманские идеалы и концепции, в том числе авторитет Вед, подвергаются сомнению, предлагаются ныне пути постижения истины, преодоления самсары. На этой почве возникли джайнизм (см. ДЖАЙНИЗМ) и буддизм (см. БУДДИЗМ), соперничество с которыми представляло для брахманизма серьезную опасность.

Бхакти. Идея бхакти сыграла громадную роль в развитии индуизма и привлекла на его сторону многочисленных сторонников из аборигенных слоев населения (что было немаловажно в условиях острого соперничества с джайнизмом и буддизмом). Религиозный опыт адептов местных культов, включавший в себя и экстатическое переживание близости божества, и эмоциональные формы поклонения (пляски, песнопения) был как бы санкционирован авторитетным текстом, что открыло дорогу к синтезу монистической идеи бога с близкими и доступными широким массам формами поклонения ему.

К середине 1 тысячелетия бхакти начинает оформляться на юге Индии как религиозное течение, которое за несколько веков охватывает всю территорию Индии, приобретая разные специфические черты в зависимости от региона и эпохи. Оно проявляется в русле шиваизма, вишнуизма, кришнаизма, а иногда (в особенности под влиянием ислама) принимает вид поклонения бескачественному (ниргуна) Абсолюту. Нередко оно приобретает значение социального протеста.

Шактизм и тантризм (см. ТАНТРИЗМ). Особое место в индуизме занимает культ женского производительного начала, сложившийся на основе древних культов плодородия, и почитания богинь-матерей, местных богинь-покровительниц. Он выделяется в качестве отдельного направления, получившего название шактизм, которое сблизилось с шиваизмом, поскольку шакти (см. ШАКТИ), женская энергия, стала пониматься как ипостась творческой энергии Шивы. Близок шактизму тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения и блаженства с помощью специальных приемов и ритуалов, включавших технику йоги, употребление стимулирующих энергию веществ, ритуальный половой акт.

Философские школы

Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя (см. НЬЯЯ), вАّȐՑȐؐڐР(см. ВАЙШЕШИКА), санкхья (см. САНКХЬЯ), йога (см. ЙОГА), веданта (см. ВЕДАНТА), миманса (см. МИМАНСА), произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (см. ШАНКАРА) (9 век) и Рамануджа (см. РАМАНУДЖА) (12 век).

Развитие индуизма в средние века

Начиная с эпохи Гуптов (см. ГУПТЫ) (4-6 века), индуизм развивается интенсивно. Под покровительством царей различных династий Индии начинается крупное храмовое строительство, расцветают искусства и науки. Происходит отработка храмового ритуала, системы праздников, иконографического канона. Появляются индуистские монастыри, новый импульс получает древняя традиция паломничества к святым местам. Громадное значение приобретает создание корпуса пуран (см. ПУРАНЫ), священных текстов индуизма, содержащих мифическую историю вселенной и богов, жизнеописания царских родов, географию святых мест и храмов и т.п. Продолжается процесс вовлечения в индуизм местных культов, приводящий в начале 2-го тысячелетия к возвышению ряда региональных богов до уровня общеиндийских: Венкатешвары в Тирупати, Джаганнатха (см. ДЖАГАННАТХА) в Пури, Витхобы в Пандхарпуре. Развивая систему джати (каст), индуизм проникает во все поры общества, по существу сливается с ним. Когда приходит пора мусульманских и европейских завоеваний Индии, он становится одним из сильных факторов внешнего и внутреннего сопротивления иноземцам.

Реформаторские течения в индуизме

С течением времени в индийском обществе под воздействием сначала индийской, потом европейской культуры зреют серьезные перемены. Начинает меняться, приспосабливаясь к новым условиям, и индуизм. В 19 веке возникают реформаторские движения, которые подчас под видом возвращения к исконным ценностям (Веды, упанишады, Бхагавадгита) начинают проповедовать новые взгляды, отвечающие условиям времени. Реформаторы (Раммохан Рой, Рамалинга Свами, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати (см. САРАСВАТИ Даянанда), Рамакришна (см. РАМАКРИШНА), Вивекананда (см. ВИВЕКАНАНДА Свами) и др.) ведут нелегкую борьбу за уничтожение отживших религиозных и социальных институтов, за очищение индуизма от всяческой архаики, стараются поставить религию на службу нуждам общества, сделать ее идеологией антиколониального протеста. Чуть позже, уже в 20 веке, М. Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд) использует некоторые принципы индуизма в прямой политической борьбе. После обретения независимости в 1947 Индия была провозглашена светским государством, но и сейчас позиции индуизма в ней очень прочны, он остается живой и самой влиятельной идеологией страны.

Ахимса — первый шаг в мир без боли и зла

В чем смысл ахимсы?

  • Ахимса (несотворение зла, ненасилие);
  • Сатья (правдивость);
  • Астейя (неприсвоение чужого);
  • Брахмачарья (воздержание, нераспущенность);
  • Апариграха (нестяжательство, ненакопительство).

бабочка на цветке

Таким образом, получается, что человек стремится к счастью, которое его эго выдаёт за получение некоего желаемого объекта, и с целью достижения его человек применяет насилие: обманом, воровством или посредством применения силы пытается заполучить желаемое, подчас которое им не заслужено. Ведь в этом мире мы имеем ровно столько, сколько заслужили.

Ахимса: как практиковать?

Ахимса означает отсутствие в поведении человека качеств, сопутствующих проявлению зла во всех возможных видах — в мысли, речи и поступках. Однако принцип ахимсы имеет более глубокое и обширное значение, что мы рассмотрим в этой статье далее.

Ахимса в действии

бабушка с внучкой держат циплят

Непротивление злу

золотая статуя, горы

Принцип ахимсы

1. Злость, гнев, ненависть, агрессия и все вытекающие последствия (ссоры, брань, насилие, убийства, нанесение физического вреда и т. п.).

Любые внешние проявления гнева, злобы, ненависти имеют скрытый внутренний источник, коим является неприятие себя самого…

Ни в коем случае под ахимсой не стоит понимать сдерживание возникшего гнева, который повлечёт за собой нежелательные последствия в том или ином виде. Важно не допускать его возникновения вообще.


Тем не менее явить это качество стойкости Духа поначалу всегда очень трудно, поэтому если вы чувствуете, что гнев подступает, постарайтесь как бы отстраниться от ситуации и поразмыслить, настолько ли весома причина, вызвавшая гнев. Необходима отсрочка, чтобы успокоиться, всё взвесить и вынести суждение.

Когда гнев исторгает из взбудораженной души бесчинные, площадные слова, то это пятнает прежде всего самого говорящего. Нет в нём ни благородства, ни мужества, ни достоинства, ни величия. Между тем большинству его буйство кажется деловитостью, угрозы — смелостью, упорство — твёрдостью; а иные в своём заблуждении принимают его свирепость за геройство, неумолимость — за настойчивость, сварливость — за нетерпимость к порокам. В действительности же всё поведение гневливца говорит о мелочности и душевной слабости. В душевной борьбе одержать верх над гневной страстью — свидетельство большой внутренней силы

Плутарх

В писаниях можно встретить истории, повествующие о случаях, когда почти достигшие просветления теряли все накопленные плоды своих аскез, лишь единожды позволив энергиям гнева овладеть собой. Не проявив достаточно силы воли, они оказывались беспомощными в противодействии ему и теряли все накопленные заслуги.

Каждый из вас наверняка замечал, насколько обессиленное состояние возникает после ссор и скандалов. Колоссальная потеря энергии неминуема ввиду того, что её растрата происходит в больших объёмах.

девушка грустит на фоне города

И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце

Ральф Эмерсон

Пока мы не научимся принимать самих себя такими, какие мы есть по сути, во внешнем мире нам всё будет не по нраву. Любишь себя — значит любишь Бога в себе. Эта искренняя любовь ведёт к принятию всего существующего в этом мире. Пропадает желание критиковать и обижаться, злиться и ругаться.

2. Удовлетворение эгоистических желаний: убийство животных ради удовольствия (охота, рыбалка, употребление в пищу мяса (красного мяса, мяса птицы, морепродуктов и мяса любого другого животного), нанесение вреда своему организму (употребление в пищу вредных веществ, потворствуя своим вкусовым пристрастиям, переедание, алкоголь, курение, наркотические и одурманивающие вещества) и др.

девочка с поросенком

Немаловажно упомянуть о вегетарианстве, как основном этическом аспекте непричинения вреда по отношению к животным.

Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? Зачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? Зачем клевещите вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?

Плутарх

Необходимо понять, что должно свести на нет любую возможность причинения вреда. Причиняя вред осознанно, ставя на первое место свои потребности, мы делаем выбор в пользу личного блага, и за это несём ответственность сообразно содеянному.

человек отпускает голубя, красивый свет солнца

3. Невежество, проявленное в желании произвести впечатление на окружающих: также причинение вреда своему организму, только посредством косметики и различных косметических процедур.

4. Использование других живых существ в своих целях: людей (обман, корысть, предательство, которые причиняют душевную боль); животных (не только употребляя их в пищу, но и используя в виде одежды, как средства перемещения и транспортировки, и в качестве развлечений (зоопарки, цирки, ипподромы и пр.).

собака грустит в клетке

В нашем обществе почему-то стало нормой пользоваться другими в своих корыстных целях, не задумываясь о том, какие они испытывают чувства.

Если станешь других использовать в своих целях,
Сам пойдешь в услужение

Шантидева

Люди ходят в цирки, водят детей в зоопарки, не задумываясь о том, что животные там находятся в неестественной для них среде обитания, они рождены быть свободными, а не испытывать мучения от эксплуатации их человеком в цирках и зоопарках.

В России пока ещё не принят закон о защите животных от жестокого обращения, но он находится на рассмотрении, направлен он на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними. Будем надеяться, что принятие закона хоть сколько нибудь позволит решить проблему жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

кролики в клетке

5. Загрязнение окружающей среды (бытовые отходы, химические выбросы, реагенты, неподдающийся вторичной переработке мусор).

Соблюдение принципа ахимсы, равное отношение ко всем, осознание целостности и взаимообусловленности с окружающим миром является залогом создания здорового общества. Мы видим, что все внешние проявления насилия вызваны единственно желанием удовлетворить своё эго. Деяния во благо Всевышнего, но не для себя лично. Любое действие для себя — результат невежества, оно же и влечёт за собой кармические последствия и втягивает душу в круговорот перерождений.

девушка в тибете, солнце в тибете

Ахимса мыслей

Наша планета Земля так же, как и все живые существа, имеет свою ауру, и она состоит из аур всех существ, которые являются её обитателями. Таким образом, все мы вместе создаём основной тон ауры нашей планеты, и во многом именно от нас зависит, какой свет излучает Земля в космическое пространство — недоброжелательный или благостный.

Как только приходит полное осознание того, что существование наше не должно сопровождаться удовлетворением эгоистических потребностей, принцип ахимсы становится само собой разумеющимся и не требующим контроля с нашей стороны и приложения усилий воли к преодолению привычных моделей поведения, так как для человека, постигшего смысл существования и признавшего божественное начало в себе, ахимса становится естественной составляющей образа жизни.

Джайнизмом называется дхармическое религиозное течение, которое было основано примерно в 9-6 веке до нашей эры. Главной целевой направленностью его проповедей было воздержание от вредоносных действий по отношению к живым существам.

Джайнизм – реформаторское течение индуизма, которому совершенно не характерны монотеистические принципы. Это обусловлено тем, что эта религия не основывается на вере в какое-либо Божество.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Ее основная цель кроется в ином – в отказе от неверных поступков, скверных изречений, мыслей, в душевном совершенствовании, в обретении освобожденного, возвышенного сознания. Это религиозное направление отрицает существование наивысшего божества, создавшего все живое, оно проповедует, что все вселенные элементы взаимодействует самостоятельным образом.

Индия: Джайнизм

Родиной этой религии является Индия. Интересно, что джайнизм никогда не покидал границы своей родины. Однако на сегодняшний день зафиксировано, что на дальневосточной, западноевропейской, австралийской, североамериканской территории возрастает число сообществ, проповедующих философские убеждения джайнизма.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Основой этого религиозного течения является беспрерывное душевное самосовершенствование. В результате проведения подобной работы над собой достигается всезнание, всесилие, а также вечное блаженство – душа, отделяясь от тела, достигает нирваны, становясь дживой.

Религия основана на соблюдении 5 обетов.

Астейя – отказ от воровства. Алчность полностью отрезает все пути к освобождению души. Каждый должен быть благодарным Вселенной только за то, что он получил личным трудом.

Принцип Астейи включает в себя не только воровство, но и присвоение себе потерянных кем-то вещей, отказ от оплаты людского труда, покупку украденных, нелегальных предметов;

джайнизм

Апариграха – отказ от бренных ценностей. Перед поступлением в монахи требуется отказаться от материальных ценностей, семьи. Мирянам допустимо не отказываться от имущества;

Ахимса – полный отказ от вредоносности существам с душой. К этому пункту относится не только физический вред, но и моральный, духовный.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Сатья – сосуществование в искренности, открытости, благочестии. В том случае, когда правда неминуемо повлечет за собой страдание дживы, нужно об этом промолчать.

Джайнизм: кратко о терминах

В этой религии введено большое количество специфических терминов, значение которых необходимо знать для того, чтобы разобраться в философии и учениях этого течения:

джива – живое;
аджива – неживое;
драхма – соблюдение правил и норм, позволяющие сохранить космический порядок;
сансара – мирская жизнь;
саллекхана – самоубийство, основанное на соблюдении жесткого поста, подразумевающее постепенный отказ от пищи. Цель – сохранение духовности;

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

аскетизм – условия существования джайнов, основанные на жестком самоограничении, отказе от земных желаний, страстей;
мокша – освобождение от круговорота смертей и жизней, отказ от материальных ценностей.

https://biobadi.ru/product-category/tibetan-medicine/

В этом видео рассказано кратко о религии Джайнизм.

Философия джайнизма

Джайнизм основывается на нескольких философских принципах.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Все живое наделено душой;

Вселенную составляет живое и неживое, все процессы в ней цикличны, то есть повторяются через временные отрезки. Вселенная и драхма бесконечны;

Любая душа способна обрести божественное освобожденное состояние только при соблюдении принципов джайнизма и аскетизма;

Душевная субстанция облачается в различные формы в зависимости от цикла Вселенной: человек, недочеловек, сверхчеловек, существа ада;

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Душа обладает бесценностью и священностью. К любому живому существу следует относиться с трепетом;

Отделяясь от сансары, душевная субстанция обретает свободу, самостоятельно отвечает за свою жизнь, приобретая сознание, счастье и восприятие.

Выражение глубочайшего уважения к душам, достигшим наивысшего уровня духовности, джайны осуществляют с помощью основной молитвы – Мантры Навокар. Также она необходима для того, чтобы напоминать людям об их конечной цели – достижения нирваны и мокши.

Философия джайнизма

Кулинария джанов – строжайшая вегетарианская кухня, которая основывается на использовании в процессе приготовлении:

чечевицы;
овощей;
фруктов;
орехов;
зерновых культур.

Интересно, что джайны не едят даже хлеб, так как он изготавливается с использованием дрожжей – живых микроорганизмов.

По аналогичной причине из рациона исключаются:

кисломолочные продукты;
молочные продукты;
мед;
корнеплоды (овощи, произрастающие в грунте – хранилища живых существ).

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Молочные продукты заменяются соевыми. В выпечке разрешается применять кокосовое и рисовое молоко. Заменителем желатина является агар-агар. Ни в коем случае джайны не должны употреблять алкогольную продукцию.

Джайнизм: питание

На завтрак обычно употребляется роти – лепешка из воды, специй и муки, чечевичный суп, различные напитки. Это самый питательный прием пищи. На ужин может быть употреблено любое растительное блюдо. Интересно, что ужинают джайны до захода солнца.

Религия джайнизм: особенности, философия, принципы

Основой религией считается отказ от любого вредоносного воздействия на существ, наделенным душой, поэтому джайны не могут заниматься ловлей, земледелием, скотоводством, охотой. Чаще всего они находят себя в торговой, ювелирной деятельности, ростовщичестве.

Джайнизм. Основные понятия

История мировых религий. Часть 8. Джайнизм. Сикхизм. Леонид Мацих.

История мировых религий Часть 8 Джайнизм Сикхизм Леонид Мацих

Философия. Джайнизм.

Джайнизм — это религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основоположником джайнизма считается .

Джайнизм и джайны. Другая Индия

"Джайнизм и джайны. Другая Индия" - фильм, материалы к которому я собирал в течение нескольких последних лет. Съемки велись на юге штата .

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 7 ахимса

АХИМСА - АХИ́МСА (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

АХИ́МСА (санскр. - отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие), один из важнейших этических принципов индийской религии и философии. Заповедь непричинения вреда живому отразила общеиндийскую идею, появившуюся одновременно (примерно в 5 в. до н. э.) в брахманизме (см. БРАХМАНИЗМ), джайнизме (см. ДЖАЙНИЗМ), буддизме (см. БУДДИЗМ) и других направлениях религиозной мысли и первоначально свидетельствовала о несогласии с практикой кровавых жертвоприношений ведийской религии (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ) и автохтонных культов Индостана. Позднее принцип ахимсы способствовал распространению практики вегетарианства (см. ВЕГЕТАРИАНСТВО). В каждом религиозном течении идея ахимсы истолковывалась по-разному.

В буддизме воздержание от убийства и причинения вреда другому и самому себе - основная заповедь, без соблюдения которой нельзя вступить на Путь освобождения, нельзя заниматься медитацией (см. МЕДИТАЦИЯ) и совершенствоваться в интуитивной мудрости, нельзя пробудить в себе сострадание (каруна). В махаяне (см. МАХАЯНА) практика сострадания осуществляется через ахимсу. Согласно поздним индобуддийским мыслителям, в невреждении таятся корни и многих других нравственных принципов, напр., незлобивости, негневливости (адвеша), любви, милосердия (майтри), дружелюбия (мудита).

В Индии практика Ахимсы распространялась на все живые существа, эту традицию сохранили буддисты Юго-Восточной Азии и многие школы Китая и Японии. В тибето-монгольском буддизме, а также в отдельных школах Дальнего Востока невреждение практикуют только в отношениях с людьми и небесными существами. В Малой колеснице и школе тхеравада запрещено самопожертвование и самоубийство, в то время как в махаяне и ваджраяне (см. ВАДЖРАЯНА) такие действия не считаются нарушением ахимсы. Во всех направлениях буддизма, однако, невреждение не абсолютизируется, поскольку в мире страданий невозможно жить, не причиняя какого-либо ущерба другому существу, хотя необходимо к этому стремиться.

АХИМСА (санскр. непричинение вреда) - религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ.

(ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое сострадание ко всему существующему. Этот принцип ненасилия не может соблюдаться формально, он должен корениться в сердце. Применять на практике любовь и сострадание нужно, несмотря на то, что до конца ненасилие никогда не реализуется. Ахимса - удел сильных, так как насилие - это выражение слабости и страха.

(ahimsa, санскрит - не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны-аскеты - обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят-ть (напр., земледелие), к-рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд. доктрина осуждает убийство и поощряет сострадание ко всему живому. Тем не менее мн. буддисты едят мясо и рыбу; это разрешается, если только у едока не было намерения убивать живое существо. А. явилась основой проводимой Махатмой Ганди ненасильственной политики (сатьяграха).

джайнизм

индийское религиозно-философское учение, возникшее в 6-5 вв. до н.э. и ставшее одной из наиболее влиятельных религий Индии. Его основатель - проповедник Вардхамана, названный впоследствии Махавирой (Великим героем) и Джиной (Победителем). Как и для буддизма, для джайнизма характерно учение о переселении душ и законе кармы, однако признается вечность души, а нирвана выступает не как небытие, а как вечное блаженство. Главное средство избавления от закона кармы - аскетизм.

ненасилие

индуизм

ИНДУИ́ЗМ -а; м. [англ. hinduism из перс. Hind - Индия] Одна из наиболее распространённых религий в Индии, сложившаяся на основе идей ведизма и брахманизма.

◁ Индуи́стский (см.).

индуи́зм - одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов - в Индии). Сформировалась в 1-м тысячелетии н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

ИНДУИЗМ - ИНДУИ́ЗМ, совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других реигонах - в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.

Общая характеристика

Основные понятия индуизма

Дхарма придает также человеку космическое измерение, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос. Человек (джива), согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица мирового духа (Брахмана) - Атман, заключенный в телесную оболочку (под которой понимается не только плотское, но и психо-эмоциональное начало в человеке). Эта оболочка обретается дживой по закону кармы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Цепь перерождений (самсара) оценивается в индуизме, как правило, негативно, поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение самсары, т. е. освобождение (мокша, мукти) от перерождений, которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: карма-марга (путь деяний) - исполнение долга дхармы, ритуалов, почитание богов, предков и т. д.; джняна-марга (путь знания): интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства Атмана и Брахмана; бхакти-марга (путь преданности): эмоциональная любовь к богу, отдание себя на Его милость. Кроме того, внутри индуизма возникли и другие учения, предлагавшие свои способы освобождения. Таковыми, например, являются йога (см. ЙОГА) и тантризм (см. ТАНТРИЗМ), делавшие основной акцент на приемах и технике овладения телесным началом в человеке.

Человек в индуизме понимается как существо, степень персонализации и свободы воли которого довольно мала. Не случайно в индуизме сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана густой сетью обрядов, ритуалов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуалы жизненного цикла, санскары, сопровождающие индуиста от момента рождения (а точнее, даже зачатия) до смерти. Правильное исполнение предписаний - главная добродетель (пунья) индуиста, а грехом (папа) считается все то, что сбивает человека с этого пути. Таковым индуизм признает и проявление дурных человеческих свойств - вожделения, гнева, алчности, невежества, гордыни, зависти.

Несмотря на то что мокша - важнейший идеал индуизма, даже его нельзя назвать абсолютным. Некоторые течения (лингаяты (см. ЛИНГАЯТЫ), сиддхи) не признают закона кармы, а, следовательно, освобождения, а некоторые бхакты (беззаветно любящие бога адепты) нередко отвергают мокшу в пользу земного существования, позволяющего им ревностно служить своему богу. Кроме того, для большинства мирян идея освобождения заслоняется повседневными задачами, и они ограничиваются исполнением ритуалов, посещением храмов, поминовением предков и т. д. Лишь очень немногие способны идти до конца и стать, как требует варна-ашрама-дхарма (подразумевающая, между прочим, путь освобождения лишь для мужчин трех высших варн), бродячими аскетами. Такой аскет, санньясин - в высшей степени характерная для индуизма фигура - представляет собой зримое воплощение близости к искомому идеалу освобождения и тем самым играет существенную регулятивную роль в системе индуистского общества.

Протоиндийская религия. Индуизм в основных своих чертах сформировался примерно к середине 1 тысячелетия н. э., но истоки его лежат в далеком прошлом Индии. Одним из них является религия протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро (см. МОХЕНДЖО-ДАРО) и Хараппы (см. ХАРАППА) (4-3 тыс. до н. э.). Найденные при ее раскопках предметы и изображения позволяют говорить о наличии характерных и для индуизма культов животных, змей и растений, о поклонении юному богу-воину (индуистский Сканда (см. СКАНДА)), о жертвоприношении буйвола и о богине, которая его убивает (в индуизме - Махишасурамардини). Специфическая поза некоего рогатого бога, изображенного на одной из табличек, свидетельствует о том, что протоиндийцам были известны способы концентрации внутренней энергии, на чем впоследствии выросли учение и практика йоги.

Эта литература дает представление об устройстве общества, образе жизни древних ариев и о ведийской религии, основными чертами которой можно считать ориентированность на космос и космогонию, политеизм (см. ПОЛИТЕИЗМ), развитой ритуал, дихотомическую картину мира (бытие - небытие, боги - асуры) и представление о заключенной в ритуале громадной созидательной и магической силе.

Середина 1 тысячелетия до нашей эры отмечается резким усилением умственного брожения в Индии, появлением множества школ, странствующих проповедников, учителей. Все брахманские идеалы и концепции, в том числе авторитет Вед, подвергаются сомнению, предлагаются ныне пути постижения истины, преодоления самсары. На этой почве возникли джайнизм (см. ДЖАЙНИЗМ) и буддизм (см. БУДДИЗМ), соперничество с которыми представляло для брахманизма серьезную опасность.

Бхакти. Идея бхакти сыграла громадную роль в развитии индуизма и привлекла на его сторону многочисленных сторонников из аборигенных слоев населения (что было немаловажно в условиях острого соперничества с джайнизмом и буддизмом). Религиозный опыт адептов местных культов, включавший в себя и экстатическое переживание близости божества, и эмоциональные формы поклонения (пляски, песнопения) был как бы санкционирован авторитетным текстом, что открыло дорогу к синтезу монистической идеи бога с близкими и доступными широким массам формами поклонения ему.

К середине 1 тысячелетия бхакти начинает оформляться на юге Индии как религиозное течение, которое за несколько веков охватывает всю территорию Индии, приобретая разные специфические черты в зависимости от региона и эпохи. Оно проявляется в русле шиваизма, вишнуизма, кришнаизма, а иногда (в особенности под влиянием ислама) принимает вид поклонения бескачественному (ниргуна) Абсолюту. Нередко оно приобретает значение социального протеста.

Шактизм и тантризм (см. ТАНТРИЗМ). Особое место в индуизме занимает культ женского производительного начала, сложившийся на основе древних культов плодородия, и почитания богинь-матерей, местных богинь-покровительниц. Он выделяется в качестве отдельного направления, получившего название шактизм, которое сблизилось с шиваизмом, поскольку шакти (см. ШАКТИ), женская энергия, стала пониматься как ипостась творческой энергии Шивы. Близок шактизму тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения и блаженства с помощью специальных приемов и ритуалов, включавших технику йоги, употребление стимулирующих энергию веществ, ритуальный половой акт.

Философские школы

Несомненным признаком консолидации индуизма можно считать оформление шести ортодоксальных философских систем: ньяя (см. НЬЯЯ), вАّȐՑȐؐڐР(см. ВАЙШЕШИКА), санкхья (см. САНКХЬЯ), йога (см. ЙОГА), веданта (см. ВЕДАНТА), миманса (см. МИМАНСА), произошедшее в первые века нашей эры. В дальнейшем традиция индуистской философии дала миру немало выдающихся фигур, среди которых наиболее известны Шанкара (см. ШАНКАРА) (9 век) и Рамануджа (см. РАМАНУДЖА) (12 век).

Развитие индуизма в средние века

Начиная с эпохи Гуптов (см. ГУПТЫ) (4-6 века), индуизм развивается интенсивно. Под покровительством царей различных династий Индии начинается крупное храмовое строительство, расцветают искусства и науки. Происходит отработка храмового ритуала, системы праздников, иконографического канона. Появляются индуистские монастыри, новый импульс получает древняя традиция паломничества к святым местам. Громадное значение приобретает создание корпуса пуран (см. ПУРАНЫ), священных текстов индуизма, содержащих мифическую историю вселенной и богов, жизнеописания царских родов, географию святых мест и храмов и т.п. Продолжается процесс вовлечения в индуизм местных культов, приводящий в начале 2-го тысячелетия к возвышению ряда региональных богов до уровня общеиндийских: Венкатешвары в Тирупати, Джаганнатха (см. ДЖАГАННАТХА) в Пури, Витхобы в Пандхарпуре. Развивая систему джати (каст), индуизм проникает во все поры общества, по существу сливается с ним. Когда приходит пора мусульманских и европейских завоеваний Индии, он становится одним из сильных факторов внешнего и внутреннего сопротивления иноземцам.

Реформаторские течения в индуизме

С течением времени в индийском обществе под воздействием сначала индийской, потом европейской культуры зреют серьезные перемены. Начинает меняться, приспосабливаясь к новым условиям, и индуизм. В 19 веке возникают реформаторские движения, которые подчас под видом возвращения к исконным ценностям (Веды, упанишады, Бхагавадгита) начинают проповедовать новые взгляды, отвечающие условиям времени. Реформаторы (Раммохан Рой, Рамалинга Свами, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати (см. САРАСВАТИ Даянанда), Рамакришна (см. РАМАКРИШНА), Вивекананда (см. ВИВЕКАНАНДА Свами) и др.) ведут нелегкую борьбу за уничтожение отживших религиозных и социальных институтов, за очищение индуизма от всяческой архаики, стараются поставить религию на службу нуждам общества, сделать ее идеологией антиколониального протеста. Чуть позже, уже в 20 веке, М. Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд) использует некоторые принципы индуизма в прямой политической борьбе. После обретения независимости в 1947 Индия была провозглашена светским государством, но и сейчас позиции индуизма в ней очень прочны, он остается живой и самой влиятельной идеологией страны.

Читайте также: