Закон гезелла чем моложе ребенок

Обновлено: 02.07.2024

Теория созревания – это концепция развития личности ребенка в раннем возрасте, характеризующая зависимость психического развития от наследственного фактора.

Данная теория основана на исследовании процессов психического развития личности ребенка, которое обусловлено его генетическим кодом. Процессы развития личности рассматриваются во взаимосвязи с процессами созревания, которые проходят идентично: имеется определенная последовательность прохождения этих процессов.

Созревание находится в конфронтации с факторами воздействия среды, которые необходимы для развития личности, но не могут оказать должное влияние на этот процесс, если отвечает и взаимодействует внутренним законам созревания.

Процессы психического развития детей были исследованы американским психологом А. Гезеллом. Им была проведена масштабная экспериментальная деятельность, направленная на изучение психического созревания личности с рождения и до трех лет. Это создало фундамент для постановки проблемы поиска направлений развития личности маленького ребенка на научную стадию. Таким образом стало возможным изучить стадии развития отдельных поведенческих процессов с момента появления ребенка на свет и до достижения им подросткового возраста.

Максимальный упор в исследованиях Гезелла был сделан на рассмотрение психического развития именно в первые три года жизни. Это объяснялось тем, что самым продуктивным периодом развития личности, проходящим в более высоком темпе и, наполненным обширным содержанием является именно ранний возрастной этап жизнедеятельности ребенка.

Ученый проводил поэтапное исследование развития ребенка, рассматривая переходы между разными возрастными этапами, анализируя изменение в поведении, чтобы составить схематическое представление формирования определенных форм психической активности:

Готовые работы на аналогичную тему

  • развития двигательных навыков;
  • умственных способностей, увлечений;
  • проявлении интересов и потребностей в различных направлениях деятельности.

Проводимые А. Гезеллом исследования носили лабораторный характер и сопровождались биографическими записями. Он тщательно сохранял результаты исследований в разнообразных формах: делал записи, фотоснимки, видеосъемки, строя графики. Таким образом, он изучал, каким образом развивается моторика ребенка, его речевой аппарат, как они влияют на построение социальных контактов.

В процессе своих исследований, Гезелл выделил два фактора, воздействующих на развитие ребенка:

  1. Внешние факторы окружающей среды. Развитие зависит от обстановки, в которой ребенок родился и существует, людей, которые его окружают, социальных процессов в обществе, воспитания.
  2. Внутренние факторы наследственного характера. Эти факторы, способствуют развитию ребенка изнутри, путем влияния генетического кода ребенка. Воздействие генов на развитие психических процессов представляет собой процесс созревания личности.

На основании исследования генетического воздействия на созревание личности в психологию был введен метод лонгитюдного исследования. Это исследование носит продольный, горизонтальный характер и предполагает изучение психического формирования личности одного и того же ребенка от его рождения и до переходного возраста.

Теория созревания А. Гезелла основывалась на том, что этапы развития личности полностью зависят от этапов ее созревания, что является естественным процессом, не требующим стороннего воздействия. Невозможно опередить процесс созревания. Он должен происходить естественным способом. Развитие ребенка должно произойти в нужное время, соответствующее полной готовности нервной системы к реализации того или иного действия, реакции, поведенческого процесса.

Концепция созревания Гезелла дала толчок к формированию нового взгляда на воспитание, которое, фактически не оказывает решающего влияния на личностное развитие. Ребенок может расти и развиваться самостоятельно, не нуждаясь в постороннем воздействии и ускорении темпов.

Благодаря исследованиям этого ученого, детская психология приобрела характер нормативной дисциплины, отражающей исследования этапов развития личности и построения на их основе психологических схем. Он разработал методику проведения контроля за психическим развитием ребенка от рождения до момента вступления в переходный возраст. Это позволило сравнивать реальные показатели развития личности с нормами и выявлять патологии.

Принципы теории созревания

Теория созревания, разработанная Арнольдом Гезеллом, базировалась на следующих основных принципах:

Теория С. Холла, несмотря на критику многих психологов, стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ С. Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

С. Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы были ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл реализовал идею создания экспериментальной психологии развития, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии били врачи и биологи, имевшие в своем распоряжении большое количество объективных методов исследования детей; в психологии в то время таких методов не было.

Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность.

Теория рекапитуляции Г.С.Холла

Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

Теория созревания А.Гезелла

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

  • от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
  • от 1 года до 3 лет – средний;
  • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерн

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовное развитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам [1] окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков – направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

[1] Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие “целостность”.

Материалы по теме:

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Центральное положение теории Э.Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь .

Психология развития является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода методологическую основу возрастной психологии и детской психологии. В центре .

Комплекс методов исследования, которыми пользуются возрастная психология и психология развития, состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок - это методы, которые .

Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Ст.Холл. Теория рекапитуляции рассматривает развитие ребенка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и современностью лежит бездна, исчезающая только с годами. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Игра ребенка - это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Критика Холла. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была выявлена раньше, чем появилось критическое отношение к этой концепции в эмбриологии. И.И. Шмальгаузен показал, что в филогенезе происходит решающая перестройка всего эмбриогенеза в целом, происходит опускание вниз решающих моментов развития. Критика Э. Геккеля, основанная на громадном фактическом материале, поднимает проблему истории эмбриогенеза.

Выготский о биогенетическом законе. Вопрос о приложимости биогенетического закона к психологии имеет актуальное значение для теории и практики воспитания; из этого закона были сделаны педагогические выводы глубоко реакционного характера: пытались использовать этот закон для отрыва ребенка от современности, для создания педагогической теории нейтрального в классовом и социальном отношениях детства, для требования предоставить ребенку возможность изживать анимистические, религиозные и тому подобные фазы своего развития, архаические формы своего мышления и инстинктов.

Критика Выготского: - К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социально-культурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и при том биологический по своей природе процесс: 1) нет черты периодизации развития ребенка (не выделил стадии развития, эпохи), 2) игнорировалась среда, 3) методологическая основа лежит в основе теории, 4) большие требования к интеллектуальной деятельности, слишком отрывает ее от низших ступеней развития, 5) прямое перенесение зоопсихологических экспериментов в детскую психологию.

В. Штерн считал, что психическое развитие - это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? – действует и то и другое, но в разных соотношениях. За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития. Но даже и в том случае, когда исследователи подчеркивают примат среды над наследственным фактором, им не удается преодолеть биологизаторский подход к развитию, если среда обитания и весь процесс развития трактуется как процесс приспособления, адаптации к условиям жизни. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции:

─ первые месяцы младенческого периода: еще неосмысленное рефлекторное и импульсивное поведение - стадия млекопитающего;

─ второе полугодие: развитие схватывания предметов и подражания - стадия высшего млекопитающего - обезьяны;

─ овладение вертикальной походкой и речью - начальные ступени человеческого состояния;

─ первые пять лет: игры и сказки - первобытные народы;

─ поступление в школу: овладение более высокими социальными обязанностями - вступление человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями;

─ первые школьные годы: простое содержание античного и ветхозаветного мира;

А. Гезелл, как и многие другие крупные психологи, получил педагогическое и медицинское образование и затем более тридцати лет работал в Иельской психоклинике, на основе которой позже был создан теперь хорошо известный Гезелловский институт детского развития. Там по сей день изучается онтогенез психики, проводятся клинические и педагогические исследования. Значителен вклад А. Гезелла в детскую психологию. Он разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (формы и разных форм патологии) с применением кино-фоторегистрации возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка. Для объективности наблюдений им впервые было использовано полупроницаемое стекло (знаменитое зеркало Гезелла).

А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.

Однако в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводя развитие к простому увеличению, приросту поведения, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с Возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что скрывается за изменением темпа развития? В работах А. Гезелла трудно найти ответ на этот вопрос. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Работы' А. Гезелла бьши критически проанализированы Л. С. Выготским, который назвал концепцию А. Гезелла теорией эмпирического эволюционизма, раскрывающей социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде. Однако призыв А. Гезелла к необходимости контроля за нормальным ходом психического развития ребенка и созданная им феноменология развития (роста) от рождения до 16 лег не потеряли своего значения до сих пор.

Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1Q) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, гений ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.

Термен считал одаренным ребенка с высоким коэффициентом интеллекта. Психологи более молодого поколения (Дж. Гилфорд, Э. Торренс и др.) указали на глубокие различия между показателями интеллекта и креативностью. Основой для такого различения послужило описание Гилфордом конвергентного и дивергентного мышления.

На, основе идей Гилфорда Торренс и его коллеги разработали в Миннесотском университете тесты творческого мышления (МТТМ) и применили их в исследовании нескольких тысяч школьников. Эти исследования показали, что дети с развитыми творческими способностями могут иметь значительно более низкие показатели коэффициента интеллекта по сравнению со своими сверстниками. Если оценивать степень креативности детей на основе тестов на интеллектуальность, подчеркивал Торренс, придется исключить из рассмотрения около 70 процентов наиболее одаренных детей. Этот процентный показатель устойчив и практически не зависит ни от метода измерения интеллекта, ни от образовательного уровня испытуемых.

Был разработан обширный проект исследования таланта. Программа исследований: изучение соотношений между интеллектом и креативностью; выявление особенностей личности креативных детей; изучение факторов окружения, влияющих на развитие творческих способностей: отношение между родителями и детьми, порядок рождения и половые различия; отношения между одаренными детьми и их сверстниками; социальные и культурные факторы.

В результате огромной работы удалось с достоверностью установить лишь то, что креативность проявляется неравномерно: с интервалом в четыре года (5. 9, 13, 17 лет) исследователи единодушно отмечают спад креативности у испытуемых и связывают его с социальными и биологическими факторами.

Ориентация на достижение успеха, стремление к стереотипности и конформизму в поведении, боязнь задавать вопросы, противопоставление работы как серьезной деятельности и игры как развлечения -- все это тормозит развитие креативности.

Использование награды за необычные ответы, соревнование между детьми, специальная тренировка и упражнение умственных способностей -- стимулирует ее.

В добавление к мнению Термена, считавшего, что одаренного человека характеризует упорство в доведении дела до конца, целеустремленность, уверенность в себе и свобода от лишних, отягчающих переживаний, Торренс отмечает, что одаренные дети более социально общительны, дружелюбны, сердечны и в то же время более одиноки. Они отличаются значительно более ярким самосознанием и чувством юмора. Эти дети более реактивны к раздражителям, независимы и чужды конформизму, устойчивы к стрессу и более подвержены эдипову комплексу.

Все это вместе взятое рисует сложную картину психической организаций одаренного ребенка', и, как отмечают сами американские авторы, эта картина носит пока несколько несвязный и туманный характер. Отсюда -- необходимость дальше разрабатывать тесты на креативность для совершенствования их прогностической ценности, выявлять показатели будущих креативных способностей уже у младенцев, глубже изучать влияние социальных, культурных и ситуационных (особенности личности родителей, их образ жизни, домашняя обстановка) факторов, которые, взаимодействуя с врожденными характеристиками, стимулируют или подавляют творческое самовыражение ребенка.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного фактора для объяснения возрастных изменений.

Нормативный подход в исследовании детского развития составляет, по существу, классическое американское направление в изучении детства. В рамках нормативной традиции следует искать истоки интереса американской психологии к проблемам принятие роли и развитие личности: так, в ней были впервые проведены исследования таких важных условий развития, как пол ребенка и порядок рождения. В 40-х и 50-х годах были начаты нормативные исследования эмоциональных реакций у детей (А. Джерсилд и др.).

Новый интерес к нормативному изучению детей разного пола возник в середине 70-х годов (Е. Макоби и К. Жаклин). Всемирно известные исследования интеллектуального развития ребенка, проведенные Ж. Пиаже на протяжении нескольких десятилетий, проверялись, осмысливались и ассимилировались в рамках американской нормативной традиции (Дж. Брунер, Г. Бейлин, Дж. Вулвилл, М. Лорандо, А. Пинар, Дж. Флейвелл, Д. Элкинд, Б. Уайт и др.).

В 60-е годы в нормативных исследованиях произошли новые изменения. Если раньше усилия ученых были направлены на поиск ответа на вопрос: Как ребенок себя ведет?, то теперь встали новые вопросы: При каких условиях^, Каковы следствия развития? Изменение аспектов исследования, постановка новых вопросов повлекли за собой развертывание эмпирических исследований, которые привели к открытию новых феноменов развития ребенка. Так, были описаны индивидуальные варианты последовательности появления поведенческих актов, феномены визуального внимания у новорожденных и младенцев, роль стимуляции в повышении и замедлении познавательной активности. Были изучены отношения между матерью и младенцем не только у человека, но и у животных (обезьян). Но обилие новых фактов до сих пор не привело к решению основных нормативных вопросов: как и при каких условиях происходит психическое развитие ребенка? По мнению самих американских психологов, вопросы стали еще более неразрешимыми, в их решении, по словам Р. Сирса, не было видно просвета.

Читайте также: