За защитой своих прав граждане рима обращались к кому

Обновлено: 02.07.2024

Римское общество знало такие формы защиты частных прав, как самоуправство и сменившую самоуправство государственную защиту прав. В развитом римском обществе самоуправство стало допускаться в очень узких пределах, в том числе в форме необходимой обороны и крайней необходимости.

В Риме существовало три вида гражданского процесса, которые последовательно сменяли друг друга: легисакционный, формулярный и экстраординарный.

Самоуправство

В догосударственный период Рима в случае нарушения прав отдельных лиц применялись обычаи, по которым самым тяжелым наказанием являлось изгнание из рода. Изгнание сменялось самоуправством, или поединком, посредством которого лицо защищало свои права собственными силами. Самоуправство как способ защиты частных прав имел место в самое древнее время.

Самозащита может выступать в форме необходимой обороны или крайней необходимости. Необходимая оборона допускалась всегда и рассматривалась как дозволенное отражение насилия силой. Римляне считали, что необходимая оборона не должна превышать ее пределов.

Крайняя необходимость (или крайняя нужда) имеет место в том случае, когда приходится жертвовать каким-нибудь менее ценным благом для сохранения более ценного. По мнению римлян, действие совершается под влиянием безусловной необходимости в случае, если кто разобрал здания соседей, руководствуясь основательным страхом, как бы огонь не дошел до него. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, по римскому праву не возмещается.

Самовольное удовлетворение какого-либо требования, насильственное исполнение обязательств по римскому праву было запрещено. Самоуправство в тесном смысле слова в развитом римском обществе допускалось в очень узких границах, а именно в двух случаях:

а) можно было самоуправно уничтожить сооружения, которые насильственно или тайно воздвигнуты на участке;

б) к самоуправству можно было прибегнуть, если в противном случае лицу грозит непоправимый ущерб; например, кредитор мог догнать должника, скрывавшегося бегством с деньгами, и силой заставить его отдать долг. Римский закон устанавливал наказание за самоуправство. Кредитор, который силой захватил вещи должника с целью получить удовлетворение своего требования, должен был вернуть их и лишался права требования. Никто не был вправе отнимать вещь, считая ее своей, иначе он лишался права собственности на эту вещь, а если к тому же вещь окажется чужой, то после возвращения вещи он еще должен уплатить ее стоимость.

Государственная защита частных прав

Государственные судебные магистраты наделялись юрисдикцией - правом организовывать для разрешения спора судебное разбирательство присяжных судей.

3.3 Роль претора, судьи, арбитра в системе защиты права; причины возникновения ius nudum.

Претор - высшее должностное лицо, помощник консула. Осуществлял руководство правосудием.

Деятельность преторов сыграла большую роль в развитии римского права. Преторское право (П.п.) - это особая система римского частного права. П.п. противопоставлялось цивильному праву, т.е. исконному римскому частному праву, основным источником которого являлись законы двенадцати таблиц. Преторы не обладали законодательными функциями, однако широкие процессуальные полномочия преторов позволяли им изменять и материальное цивильное право. Формально ничего не меняя они в одних случаях оставляли без применения цивильные нормы в виду их устарелости, а в других давали судебную защиту отношениям не предусмотренным правом, и этим по существу создавали новые нормы.

Судья назначался претором. Судья проверял фактические обстоятельства дела на второй стадии рассмотрения процесса. На первой стадии претор только принимал иск от истца и возражения от ответчика, не проверяя фактических обстоятельств дела. Позднее с середины IIв. до н.э. претор давал судье конкретную формулу (инструкцию) по рассмотрению того или иного дела. Такой процесс стали называть формулярным.

Jus nudum- "Голое право", т. е. право без возможности его реализации.

На первых порах преторские мероприятия имели своею целью исключительно лишь помощь законному (цивильному) правопорядку и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права весьма существенные реформы, но все же претор не становился пока в резкое и открытое противоречие с предписаниями jus civile(цивильное право). Но жизнь заставила скоро преторов сделать и дальнейший шаг, выступить с открытыми корректурами там, где потребности оборота далеко переросли старые нормы цивильного права и где даже самая свободная intepretatio (интерпритация-объяснение) оказалась бессильной. Формальное основание для подобного, не имеющего аналогий в современном государстве поведения по отношению к закону претор находил в своем imperium - власти, как мы знаем, на год почти неограниченной. Конечно, закона, как такового, отменить и предоставляемых им прав отнять претор не мог, но осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, он мог в том или другом отдельном случае, где, по его мнению, того требовали интересы целесообразности, предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Закон, таким образом, отстранялся для данного случая создавалось некоторое новое положение, - но все это формально мыслилось как временное изъятие по некоторым особым условиям этого данного случая. Конечно, фактически, со включением соответствующего преторского решения, это, по идее временное, изъятие становилось постоянным, а закон, jus civile, по идее сохраняющий свою полную силу, делался пустым звуком или, как выражаются источники, "голым правом" - nudum jus .

Римский гражданин (civis romanus) — субъект государственной жизни и публичного права.

Способы приобретения римского гражданства:

— рождение — ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н. э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

— освобождение римским гражданином своего раба;

— усыновление римским гражданином чужеземца;

— предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

— свободнорожденные — были носителями полной правоспособности;

— вольноотпущенники — освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Политические права римских граждан:

— голосование в народном собрании (jus suffragii);

— избрание в магистраты (jus honorum);

— служба в римских легионах (militaria).

Гражданские права римских граждан:

— вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii);

— быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii);

— право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio).

В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

Структура имени римского гражданина:

— имя в собственном смысле слова;

— наименование семьи или рода, к которому принадлежит гражданин;

— указание имени отца в родительном падеже (русское отчество);

— наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);

— прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей. Способы прекращения римского гражданства:

— полная потеря правоспособности (capitis deminutio maxima) в связи с утратой гражданином свободы в случаях продажи в рабство за границей, плена, захвата неприятелем. Если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав;

— отказ гражданина от прав гражданства;

— переход гражданина в число латинов в целях получения земель;

— осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям за какие-либо преступления, причем впоследствии не могло следовать восстановления прав гражданства;

— изгнание на срок из пределов Рима.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

16. Правовое положение римских граждан

16. Правовое положение римских граждан Римский гражданин (civis romanus) — субъект государственной жизни и публичного права.Способы приобретения римского гражданства:— рождение — ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не

19. Правовое положение рабов

19. Правовое положение рабов Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по

29. Политико-правовое учение римских стоиков

29. Политико-правовое учение римских стоиков Римские стоики — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий — сформировались как мыслители под влиянием древнегреческих стоиков (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.). Наибольшего расцвета эта школа достигла в период кризиса римской

10. Правовое положение римских граждан. Дееспособность

10. Правовое положение римских граждан. Дееспособность Только лица, обладающие статусом гражданства, т.е. римские граждане, подпадали под действие норм цивильного права.Гражданство приобреталось в силу рождения (от римского брака), в силу освобождения из рабства (если

8. Правовое положение римских граждан

8. Правовое положение римских граждан Полноправным субъектом государственной жизни римского государства был римский гражданин (патриций), родившийся в законном браке.Являясь гражданином Рима, лицо могло пользоваться определенными правами, но наряду с этим на него

10. Правовое положение рабов

10. Правовое положение рабов С IV–III вв. основными работниками в Риме были рабы. Они выступали не субъектами, а объектами права.Выделялись следующие способы установления рабства: плен; рождение от матери-рабыни; осуждение к определенным выдам наказаниям (каторга);

11. Правовое положение вольноотпущенников

11. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю. Их правовое положение находилось в прямой зависимости от прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал

Правовое положение личности

Правовое положение личности

Правовое положение личности Основные права и обязанности — таково название раздела XII конституции, регулирующего статус человека и гражданина. Содержание его по сравнению с текстом, действовавшим до осени 1989 года, изменено принципиально. Если ранее, по примеру

19. Права римских граждан в области публичного права

19. Права римских граждан в области публичного права В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это нашло

20. Правовое положение римских граждан

20. Правовое положение римских граждан Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан; затем – путем отпущения на свободу из рабства, хотя при этом фактические вольноотпущенники продолжали зависеть от бывшего

25. Правовое положение рабов

25. Правовое положение рабов Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие.

30. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН РФ ЗА ГРАНИЦЕЙ

30. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН РФ ЗА ГРАНИЦЕЙ Статья 27 Конституции РФ устанавливает, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.Российские граждане выезжают за

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

31. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

99. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О

Возникновение и развитие института защиты чести и достоинства в римском частном праве

ISSN: 2542 - 2014

УДК 347.1

Потапенко Сергей Викторович,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой гражданского

процесса и международного права,

декан юридического факультета,

Кубанский государственный

университет

The emergence and development of the Institute for the protection of honor and dignity in Roman private law

Аннотация: Статья посвящена исследованию защиты чести и достоинства в римском частном праве. Обращается внимание на то, что только римские граждане обладали таким правом. Анализируется ограничение гражданской правоспособности вследствие умаления гражданской чести (infamia). Делается вывод о том, что защита чести, достоинства и деловой репутации как прообраз современного диффамационного права зародилась в римском частном праве.

© Потапенко С.В., 2018 г.

Annotation: The Article is devoted to the study of the protection of honor and dignity in Roman private law. Attention is drawn to the fact that only Roman citizens had such a right. The restriction of civil legal capacity due to impairment of civil honor (infamia) is analyzed. It is concluded that the protection of honor, dignity and business reputation as a prototype of modern defamation law originated in Roman private law.

Ключевые слова: защита чести и достоинства, римское частное право, Дигесты Юстиниана, диффамационное право.

Key words: protection of honor and dignity, Roman private law, Justinian Digests, defamation law.

Категории честь и достоинство возникли и сформировались в несколько этапов, соответствующих эпохам развития истории человечества. Поэтому для наиболее полного понимания института гражданско – правовой судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации представляется необходимым исследовать его истоки.

Предпосылки формирования представлений о чести и достоинстве закладывались еще в Древнем Риме и получили свое отражение и развитие в римском праве.

Под римским правом принято понимать правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753 г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.). Римское право является основой романо-германской правовой семьи. Выделяются следующие периоды римского права:

- архаический (753 – 367 гг. до н.э.);

- предклассический (367 - 17 гг. до н.э.);

- классический период (17 гг. до н.э. – 235 г. н.э.);

- постклассический период (IV – VI вв.) [1] .

Римское право условно делится на публичное и частное, поскольку честь и достоинство – это категории присущие исключительно человеческой личности, то их защита гражданско-правовыми способами относится к частному праву. Поэтому далее мы рассматриваем возникновение и развитие института защиты чести и достоинства в римском частном праве.

Римское право на первый план выдвигало понятие достоинства человека, принадлежащего ему как гражданину [2] .

Общественные отношения в Древнеримском государстве в силу его рабовладельческого строя регулировались правом, служащим классу рабовладельцев и закрепляющим бесправие рабов [4] . Например, в Законах XII Таблиц (древняя кодификация римского права), относящихся к 451 г. до н.э. содержалась норма, позволяющая убить должника, если он не выплачивал долг — Табл. III. 3, 5, 6) [5] .

Кроме того Законы XII таблиц демонстрируют понимание личного оскорбления римских граждан как покушения на их честь и достоинство. Например, преторский эдикт предусматривал в качестве основания для action injuriarum гипотезу Ne quid infamanddi causa fiat (да не предпринимается действий с целью опорочить), куда включались все возможные случаи морального вреда, связанные с покушением на честь и достоинство [7] .

По этому поводу И.А. Покровский писал, что положение законов XII таблиц об injuria были радикально реформированы преторским эдиктом. При этом эдикт обобщил казуистические нормы этих законов (edictum generale) и тем дал возможность юриспруденции развивать и расширять самое понятие injuria, распространяя его почти на всякие посягательства против человеческой личности. Вместе с тем были изменены самые последствия деликта. Принцип талиона, признаваемый законами XII таблиц для случая membrum ruptum [8] , окончательно отжил свой век; неподвижные нормы штрафов (300 ассов, 25 ассов) не считались с особенностями каждого конкретного случая, а с развитием богатств оказались и чрезмерно низкими. Ввиду всего этого преторский эдикт, отменив неподвижные таксы, установил actio injuriarum aestimatoria (оценочные иски из личной обиды). При наличности injuria atrox (дерзкая или жестокая обида) претор сам в каждом конкретном случае определял ту сумму штрафа, к которой должен быть приговорен обидчик: в других случаях это предоставлялось судье in judicio [9] .

Другой не менее известный российский цивилист К.П. Победоносцев также отмечал, что в римском праве обида относилась преимущественно к области гражданских отношений, и лишь в исключительных случаях была предметом уголовного возмездия. Там самое понятие обиды было шире нынешнего, ибо под словом injuria разумелось всякое постороннее действие, коим стеснялось свободное движение воли в круге частного гражданского права или свободное пользование своим гражданским правом, и притом иск об обиде был иногда средством управы за такое нарушение, которое под иную формулу не подходило. Средством к возмездию за обиду служил частный, так называемый оценочный иск (actio injuriarum aestimatoria), в котором обиженный сам оценивал свой ущерб от обиды определенной денежной суммой, а судье принадлежало право определить окончательно. Когда же прибавилось число уголовных исков об обиде, обиженный должен был выбирать между гражданским иском и уголовным преследованием [10] .

В Древнем Риме понятие чести означало гражданское полноправие: не будучи римским гражданином, человек не мог обладать честью [11] .

Как отмечает В. Н. Струнников, по статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане [12] .

Ценность человека в Древнем Риме определялась исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятия чести и достоинства относились только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства [13] .

На этот счет В.С. Нерсесянц пишет, что в римской ситуации, чтобы быть субъектом неполитических, частноправовых отношений, надо было быть свободным римлянином, то есть, иначе говоря, гражданско-правовая правосубъектность человека была следствием его политической, государственной правосубъектности. Поэтому jus civile, включая все частно-правовые нормы, было сугубо римским правом и правом только для римлян (отсюда и его общее обозначение как квиритского права) [14] .

Честь и достоинство граждан древнего Рима в республиканский период защищалась достаточно. В то же время несвободные лица, прежде всего рабы, личностью не признавались их честь и достоинство не являлись объектами правовой охраны. Институт римского гражданства с возможностью его предоставления и лишения создавал основу для восприятия прав (в т.ч. чести и достоинства) не как естественного явления, а как статуса дарованного государством. Честь вчерашних граждан республики или империи, попавших в проскрипции, не защищалась государством. У римлян честь означала состояние ненарушенного достоинства гражданина и была производной от гражданской правоспособности. Честь рассматривалась не как особое обособленное право личности, имеющее самостоятельное содержание, а идеальная персонификация всей совокупности разнообразных прав, принадлежащих гражданину [15] .

Советский цивилист и теоретик права Я.М. Магазинер в свое время разделял правоспособность на активную и пассивную. Он отмечал, что если перед нами способность иметь права, то мы называем эту способность активной. Напротив, способность нести обязанности называется пассивной правоспособностью. При этом он приводил весьма характерный пример о том, что в Древнем Риме раб мог приобретать некое имущество, но не для себя, а для господина; следовательно, он обладал пассивной правоспособностью (был пассивным субъектом правоотношения), так как мог нести некие обязанности. А отсюда следует важнейший вывод: учение о том, что раб считался только вещью, объектом, но не субъектом права - не верно [16] .

Сходные мысли высказывал и еще один известный советский цивилист М.М. Агарков, отмечавший, что не следует смешивать неотделимость от личности таких благ, как честь, авторство, с неотделимостью от человека личных прав. Личные блага неотделимы от личности человека, но о неотделимости личных прав говорить не приходится. У римского раба были личные блага. Отделить их от его личности было нельзя. Но личных прав, как и других прав, у него не было. Эпиктет [17] был рабом одного из вольноотпущенников Нерона. С точки зрения права он был вещью. Едва ли кому-нибудь придет в голову отрицать честь и достоинство, с которыми он жил и вошел в историю человеческой мысли [18] .

В легисакционном процессе Древнего Рима судебное разбирательство предполагало соблюдение его участниками формальной процедуры. Обязанность соблюдения процедуры следовала из самого волеизъявления участников судебного процесса. Здесь считалось, что нет права без иска [19] .

Здесь следует отметить, что в Древнем Риме существовала разветвленная система обнародования новостей в так называемых acta [21] — рукописных листках новостей, которые ежедневно вывешивались на Римском форуме с 59 года до н.э. до 222 года н.э. В них, в числе прочего, сообщалось о событиях политической жизни и судебных спорах.

Принято выделять три вида ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести:

Это ограничение правоспособности применялось в отношении лиц, ставших свидетелем или весовщиком при совершении гражданских сделок, но впоследствии отказывшихся подтвердить совершение такой сделки или ее содержание. Кроме того под действие Intestabilitas попадали лица, виновные в составлении и распространении пасквилей.
Такие лица лишались права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок.

Правоспособность могла быть ограничена вследствие бесчестия (Infamia), поскольку такой римский гражданин утрачивал уважение в обществе, а потому римские магистраты не допускали его к осуществлению тех или иных публичных функций лиц в связи с сомнительной репутацией.

Infamio представляло собой распускание дурной славы, слуха, клеветы - всякое унижение лица в глазах других, каким бы способом это не было сделано (словами или жестами, громко или тихо, публично или интимно…). Обязательным условием является лживость распространяемой информации. Наказание за этот вид деликта отдавалось на усмотрение претора в зависимости от важности пострадавшего лица и содержания порочащей информации [26] . Все названные действия считались в римском обществе глубоко безнравственными.

Лишенный чести, опозоренный (infamutus) считался имеющим дурную репутацию и был ограничен в правоспосбности, особенно в сфере судопроизводства и публичного права [27] .

[1] См.: Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Изд. группа ИНФРА-НОРМА, 1996. С. 13.

[2] Гаскарова М. Л. Правовая защита чести и достоинства личности: вопросы теории: дисс. … канд. юрид. наук. М., 1999 С. 29

[3] Памятники римского права. М.: Зерцало, 1997. С. 12; Дигесты Юстиниана. М.: Статут, 2002. С. 82-84.

[5] См.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 6.

[6] Памятники римского права. М.: Зерцало, 1997 С. 12.

[11] См.: Розин Н. Н. Об оскорблении чести. Уголовно - юридическое исследование. Томск, 1907. С. 64.

[12] История государства и права зарубежных стран. Часть 1: учебник для вузов / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой. М., 1996. С. 80.

[13] Паладьев М. А. Конституционное право человека на честь и достоинство: основания, содержание, защита: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 13.

[14] См.: Нерсесянц В.С. Предисловие // Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издат. Группа ИНФРА М-НОРМА, 1996. С. X.

[15] См.: Арямов А.А. Пономаренко В.С. Эволюция представлений о чести и достоинстве и их защите (периоды античный и римский) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион.2009. № 4. С. 9-16.

[16] См.: Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Избранные труды по общей теории права / Отв. ред. проф. А.К. Кравцов. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2006. С. 244.

[17] Раб, вольноотпущенник, известный философ.

[18] См.: Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Избранные труды по гражданскому праву. Т. II. М.: Центр "ЮрИнфоР", 2002. С. 301 - 302; Он же. Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. 1: Социальная ценность частного права и отдельных институтов общей части гражданского права. М.: Статут, 2012. С. 108.

[19] История государства и права зарубежных стран. М., 1980. С. 209 - 210.

[20] См.: Смышляев А. Л. Суд наш есть дело чести, есть дело подвига и дело славы (судебный поединок как дело чести в древнем Риме) // Юридические записки. 2011. № 1 (24). С. 25-31.

[23] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 132.

[24] Хутыз М.Х. Римское частное право. Курс лекций. Краснодар, 1993. С. 53 – 54.

[27] Гетьман-Павлова И.В. Римское частное право: учебное пособие. 3-у изд., стереотип. М.: Изд. Юрайт, 2011. С. 72.

[29] Суд и судьи в избранных фрагментах из Дигест Юстиниана. Перевод с латинского. М.: Статут, 2006. С. 247-259.


Как римского права является закон упоминается, что, начиная с древних времен , первый в Риме , а затем по всей Римской империи было. Поскольку источники древнеримского права, собранные в Corpus iuris civilis, были заново открыты в Болонье в период высокого средневековья , действие римского права продолжалось и в 19 веке , поскольку источники считались авторитетными для права в большинстве европейских стран. Утверждение Corpus Iuris Civilis в качестве действующего имперского права в Священной Римской империи привело к кодификации в сегодняшней Европе, что концептуально привело к принятию римского права .

Примерно тысячелетняя история древнеримского права охватывается двумя фундаментальными кодификациями: Законом о двенадцати таблицах (около 450 г. до н.э.) в начале и римским законодательством, собранным под Юстинианом (около 482-565 гг.) В Corpus Iuris Civilis в конце. . Статутное право не должно заслонять тот факт, что римское право по сути не было чисто статутным правом, а скорее состояло из триады правовых источников, в которых основное право и юридическое право играли главную роль. Обычное право было правом, основанным на архаичных обычаях и нравах отцов, mos maiorum . Юридическое право, с другой стороны, развилось в своей классической форме из юриспруденции преторов и из сочинений юристов, таких как институты Геи .

Согласно преобладающему до сих пор мнению, историки права делят римское право на три эпохи - республиканскую , которая началась с основания республики в конце VI века до нашей эры. До н.э. до Августа , классической эпохи, охватывающей первые два века нашей эры, и постклассической эпохи от северян (193–235) до Юстиниана в VI веке.

В то время как многие другие достижения античности исходили от греков и были приняты только римлянами , римское право является оригинальным творением римлян без греческих образцов. Однако заимствование терминов и моделей аргументации из греческой философии сыграло роль в развитии римской юриспруденции. Науки римского права - как романистике - это называется исследования романских .

оглавление

Общий

Выдающееся положение в Риме и по сей день занимает классический закон, закон, созданный во времена от Августа до северян. Это было гражданское право . Конституционное и уголовное право были гораздо менее легализованы. В отличие от демократического правового ландшафта Афин , суды мало интересовались конституционным правом; уголовное право долгое время регулировалось кланами .

Представление гражданского права, построенное по этой схеме, еще не было найдено в Древнем Риме, скорее оно касалось патрицианских моделей. Порядок материалов был в большей степени базируется на процедурных аспектах, так как они были выражены в actiones ( иски в суде ). Изменения в социальных и экономических структурах и интересах со временем привели к модификации типа процесса, который был лишен сакральных элементов и чей порядок определялся преторическими указами . Однако это не сами классические источники, которые использовались со времен высокого средневековья ; сегодняшнее знание римского права в основном основано на кодификациях Юстиниана Corpus iuris civilis, созданных в поздней античности. В этом своде законов всегда можно найти пять руководящих принципов архаического римского права.

Римское право изначально было законом без писаных законов , так называемым обычным правом , которое возникло в результате многолетней практики . Раннее законодательство королевской эпохи и ранние юридические сделки, вероятно, возникли из области священного права и во многом опирались на религиозную практику авгуров , священников древнеримской религии, получивших символы богов . Следовательно, они имели культовые черты, были ритуализированы и основывались на пословицах.

Ius civile

В попы ( понтификов ) истолковал закон о XII таблеток в 3 - м веке на основе формулировки ( interpretatio ), поэтому термин Папский ригоризм используется. Это может означать, что неправильное использование фактических слов может привести к процессуальному поражению. В то время как передача права собственности на ресурсы соответствовала ограничениям формы, была разнообразной и занимала много времени, часто возникали формальные ошибки. С другой стороны, смена собственника res nec mancipi прошла без проблем , поскольку произошла путем простой передачи.

ИУС Civile спорадически используется в 3 веке до н.э.. Уже гонят легами (законами). Важным законодательным органом было Народное собрание (Centuriatskomitien), в состав которого входили сотни военнослужащих. Это лицо было отнесено к одной из этих сотен цензором в результате оценки имущества . В большинстве своем это были кони и первый класс пехоты. Законы принимаются после предварительной консультации с Сенатом и по запросу ( rogatio ) консулов или претора перед народным собранием. Ни магистрат , созывавший и возглавлявший собрание на основании его ius agendi cum populo , ни сама ассамблея не имели никакого влияния на содержание закона . ЦК мог только принять или отклонить закон.

С 286 с ЛЕКС Гортензия , то Leges решаемые народного собрания были против плебисцита решенных по Concilium plebis . В Concilium plebis был вече созданы плебеями , к которому патриция не имели доступа. Закон Гортензии придавал плебисцитам такую ​​же юридическую силу, так что они имели ту же ценность, что и легисы.

Leges , которые были важны для личной истории , пришел в силу при императоре Августе - чуть позже популярный закон был потерян без формальной отмены. Постановление Сената ( senatus consultum ) заняло свое место . Сначала Сенат состоял из глав в родах , но уже в 312 г. до н. Цензор назначил сенаторами бывших магистратов. Сенат только давал рекомендации магистратам, но из-за его полномочий они в основном соблюдались и выполнялись. Начиная со II века и далее влияние Сената уменьшилось в пользу oratio Principis (предложение императора). Имперские порядки, конституции принципа, получили власть, эквивалентную закону, несмотря на то, что противоречили римской конституции. Форма имперских конституций включала edicta (общие соглашения принцепса (императора)), mandata (внутренние инструкции императора для чиновников), rescripta (письменные заявления императора по запросам) и decreta (решения после переговоров до императорский двор).

Ius gentium

Никакая особенная собственность не могла быть приобретена через вновь созданный ius gentium . Он оставался привязанным к римским гражданам, и передача была возможна только при наличии res mancipi посредством двух описанных формальных действий. Преторы не расширили процедуры приобретения собственности Quirite. Скорее, они стали в ряде случаев защищать владельца, как собственника .

Достойными защиты владельцами (собственниками ) изначально были те, кто действительно держал что-то под своим контролем ( корпус ) и желал держать это при себе ( анимус ). С тех пор собственность пользовалась собственной правовой защитой от претора ( interdicta ) от любого несанкционированного лишения или нарушения. Права владельца вещи, которая была изъята незаконно ( добросовестный владелец ), были сохранены посредством возможного имущественного иска и аналогичных институтов.

Посессорные запреты ( interdicta ), издаваемые претором, можно разделить на три группы:

  • Запреты, данные для получения права владения (например, quorum bonorum ),
  • Запреты, которые служили для сохранения существующего имущества (например, uti Possidetis ), и
  • Запреты, с помощью которых можно было вернуть утраченное имущество (например, unde vi ).

Более поздние разработки: Pandects / Digest

Римская юриспруденция достигла своего расцвета в первые века имперской эпохи (I - III века). В поздней античности учения классической юриспруденции грозили быть забытыми. Чтобы противодействовать этой тенденции, император Юстиниан I собрал более старые юридические тексты. Его законодательная работа включала Institutiones Iustiniani (обнародован в 533 г.), Pandekten (Латинский сборник , также обнародованный в 533 г.) и Codex Iustinianus (в пересмотренной версии 534 г.); В сочетании с новеллами, изданными Юстинианом (до 565 г.), и законом о вотчине Лонгобардов ( Libri Feudorum ), он получил новую известность среди гуманистов , особенно благодаря изданию Дионисия Готофреда (Лион, 1583 г.) под названием Corpus Iuris Civilis . Из них пандекты или дайджесты приобрели наибольшее значение для развития современного права. Кодекс Юстиниана, с другой стороны, содержал все действующие имперские конституции, принятые со времен Адриана , и поэтому является одним из наиболее важных источников по римскому праву. Когда античность, наконец, подошла к концу вскоре после смерти Юстиниана , его юридическая коллекция была первоначально забыта, пока она не была заново открыта в Италии в средние века и положила начало возрождению римского права.

Римское право в средние века и в наше время

В Западной Европе кодификация Юстиниана и римское право в целом были в значительной степени (но не полностью) забыты в раннем средневековье . В частности, вскоре перестали быть известны дайджесты. Однако этот важный текст был переоткрыт около 1050 года (см. Также Littera Florentina ). С этого момента итальянские юристы, юридическая школа которых в Болонье превратилась в один из первых университетов Европы, первыми возродили римское право. Так называемые глоссаторы объясняли и исправляли существующие тексты в соответствии с потребностями и методами того времени. В комментаторов (также называемые постглоссаторы ) затем разработали правовые тексты на практике , связанные с работами.

Начиная с XIV века, римское право вновь приобрело значение как обычное право в Центральной Европе. Поскольку в средние века в Германии не было единой правовой системы, с середины 15 века здесь также было принято римское право ( см .: Рецепция римского права ). Из-за особого значения римского права юридические факультеты университетов стали очень влиятельными. Способ использования corpus iuris civilis называется usus modernus pandectarum , то есть современное использование Pandects.

В начале 19 века историческая школа права , выдающимся представителем которой был Фридрих Карл фон Савиньи , начала возвращение к римскому праву. Одна из важнейших кодификаций частного права , Гражданский кодекс Франции , была создана при Наполеоне в 1804 году . Благодаря взаимодействию исторической юриспруденции и пандектистики принятое римское право пережило кульминацию с точки зрения научного проникновения и систематизации. До 1 января 1900 года это было обычным правом в Германии.


Римское право продолжается до наших дней, что особенно верно в отношении Гражданского кодекса Германии (BGB). Он также основан на исторической юриспруденции 19 века. Общий гражданский кодекс Австрии (ABGB), как и прусское земельное право , находился под более сильным влиянием закона разума XVIII века, но при этом не игнорировались явные римские корни. Римское право сегодня составляет основу многих правовых систем.

Его высокий уровень абстракции ответственен за глобальное влияние римского права. Кроме того, он отказался от религиозной легитимации, поэтому практически по желанию может трансформироваться в развитые социальные и экономические формы.

История, положения и принципы римского права по-прежнему являются (факультативной) частью юридической подготовки в университетах. Международный Римское право Спорный Суд является самой важной конкуренцией в мире в римском праве.

Смотри тоже

литература

Юридический

Исторический

веб ссылки

Индивидуальные доказательства

  1. ↑Ульрих Манте : История римского права . 3-е исправленное издание. Beck, Мюнхен, 2007 г., стр. 7 (введение).
  2. ^ Рюдигер Вульф: Академический суд и переговорные комнаты. Новые места для юридической риторики. В: Закон RW (1/2011) с. 116.
    Эта страница последний раз была отредактирована 26 августа 2021 в 12:27.

Читайте также: