За сколько дней до начала плановой проверки инспектор обязан уведомить работодателя

Обновлено: 04.07.2024

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана.

Периодичность плановых проверок работодателей устанавливается по категориям риска:

  • одна проверка в течение 2 лет – для работодателей с высоким риском;
  • одна проверка в течение 3 лет – для работодателей со значительным риском;
  • одна проверка в течение 5 лет – для работодателей со средним риском;
  • одна проверка в течение 6 лет – для работодателей с умеренным риском.

У работодателей, отнесенных к низкому риску, плановые проверки не проводят.

Структурные подразделения Роструда и территориальные инспекции работу над планом проверок на следующий год начинают со второго квартала текущего года, то есть года, предшествующего году проведения проверок.

В срок до 10 июня определяют перечни хозяйствующих субъектов указанных выше категорий риска.

До 1 сентября проект ежегодного плана направляется для рассмотрения в прокуратуру, затем его до 1 ноября дорабатывают и направляют в прокуратуру уже готовый вариант.

Электронная копия утвержденного ежегодного плана проверок в срок до 10 ноября направляется в Роструд, откуда документ направляется в структурные подразделения Роструда или его территориального органа для реализации.

На основании этого плана не позднее чем за 10 календарных дней до начала года проверок терорганы разрабатывают квартальные планы-графики и ежемесячные графики проверок.

Порядок проверок Роструда утвержден Административным регламентом, утвержденным приказом от 13 июня 2019 года № 160. Приказом от 22 апреля 2020 г. № 103 в него внесены изменения. В частности, из него исключено положение о том, что Роструд публикует годовой план проверок на своем сайте.

О проведении плановой проверки фирму (предпринимателя) уведомляют не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 года - всех остальных работодателей применяются проверочные листы, которые представляют собой списки контрольных вопросов.

Это означает, что при проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (п. 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).

Это вопросы по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10 ноября 2017 года № 655.

Внеплановая проверка Роструда

Чаще всего проведение внеплановой проверки инспекторы должны согласовать с прокуратурой.

О проведении внеплановой выездной проверки фирма (предприниматель) уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

1. Истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. Поступление в федеральную инспекцию труда:

а) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, а также других выплат, причитающихся работнику;
  • установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

б) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

в) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте.

3. Наличие приказа руководства Роструда или территориальной инспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Напомним, что своевременная выплата заработной платы является требованием статьи 136 Трудового кодекса, а установление ее в размере не меньше федерального МРОТ – статьи 129 Трудового кодекса.

Необходимым условием для внеплановой проверки фирмы (предпринимателя) является угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников, вред окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. При таких обстоятельствах уведомлять о проверке прокуратуру Роструд не должен.

  • не оформляет с работниками трудовые отношения;
  • заключает гражданско-правовые договоры вместо трудовых.

А вот работодатель, на которого пожаловались, никакого уведомления о проверке не получит - к нему комиссия придет без предупреждения.

Пункт 4 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Это штрафы в размере:

  • на должностных лиц - от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
  • на ИП - от 5000 рублей до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 50 000 рублей до 100 000 рублей.

Даже если разногласия работодателя и жалобщика урегулированы после подачи жалобы, трудовая инспекция все равно ее рассмотрит и может прийти в компанию с внеплановой проверкой. Законодательство о труде не предусматривает отзыв жалобы.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает:

  • свои фамилию, имя, при наличии – отчество;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения жалобы направляются заявителю.

Предостережение

На это предостережение получатель вправе:

  • подать возражения в контрольный орган, направивший предостережение;
  • уведомить его об исполнении предостережения.

Объявят предупреждение (а не назначат внеплановую проверку), если из сведений, поступивших в орган контроля, следует, что произошло или может произойти нарушение обязательных требований, но:

  • нарушение является незначительным, то есть вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства не причинен, непосредственной угрозы указанных последствий или чрезвычайной ситуации нет;
  • виновник ранее к ответственности не привлекался;
  • сведения не являются анонимными.

Предостережение составят и направят не позднее 30 дней со дня получения сведений.

В нем не должно содержаться требование о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

Предостережение должно содержать:

  • указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий;
  • информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

В уведомлении об исполнении предостережения указываются (со ссылкой на дату и номер предостережения) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данный документ оформляется при отсутствии возражений на предостережение и направляется контролирующему органу в установленный срок.

В возражениях указывается (со ссылкой на дату и номер предостережения) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Контрольный орган рассматривает возражения и по итогам направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

В дальнейшем результаты рассмотрения возражений используются при организации и проведения различных профилактических мероприятий.

Весь документооборот осуществляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Орган государственного жилищного надзора в рамках контроля за работой управляющих организаций проводит документарные и выездные проверки их деятельности. Читайте, какими каналами связи может пользоваться ГЖИ для направления запросов и уведомлений и в какие сроки на них следует отвечать.

Проверка органом ГЖН за двадцать рабочих дней

Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ, жилищный надзор осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным в регионе порядком. Содержание и сроки проверок устанавливаются в каждом субъекте РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 (п. 12 ПП РФ № 493).

К проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимым органом ГЖН, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В главе 2 № 294-ФЗ выделяются плановые и внеплановые проверки юридических лиц, среди них – выездные и документарные (ст. ст. 9-12 № 294-ФЗ). Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если юридическое лицо ведёт деятельность в нескольких регионах РФ, то срок в 20 дней устанавливается для каждого его обособленного структурного подразделения или филиала, но не может превышать в общей сумме 60 рабочих дней (ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Уведомление о проверке за один или три дня до её начала

Проведение органом ГЖН плановых и внеплановых проверок регламентированы ст. ст. 9, 10 № 294-ФЗ. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании составленного органом надзора плана проверок. План должен быть согласован прокуратурой (ч. ч. 2, 3, 6 ст. 9 ПП РФ № 294-ФЗ).

Перед внеплановой проверкой может проводиться предварительная проверка: она нужна в случае, если у органа ГЖН отсутствует достоверная информация о лице, которое допустило нарушение, или нет достаточных данных о допущенных нарушениях (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

При предварительной проверке сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы. Делать это они могут как по устному запросу, так и направив письменное обращение. При этом в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

О проведении плановой проверки орган ГЖН предупреждает не позднее чем за три рабочих дня до её проведения (ч. 12 ст. 9 № 294-ФЗ). Если проверка внеплановая, то предупредить ведомство должно не позднее чем за 24 часа до её начала (ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ).

Документ с предупреждением о проверке может быть направлен почтой с обязательным уведомлением о вручении или по адресу электронной почты проверяемого, если адрес содержится в ЕГРЮЛ либо заранее был предоставлен в орган ГЖН. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ).

Направление запросов органа ГЖН с надлежащим уведомлением

Среди плановых и внеплановых проверок, которые проводит орган госжилнадзора, выделяют выездные и документарные (ст. ст. 11, 12 № 294-ФЗ). Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего ведомства, выездная – по адресу размещения юридического лица (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12 № 294-ФЗ).

При этом законодательство не указывает, что запрос может быть направлен любым доступным способом, в том числе по электронной почте, как в ситуации с уведомлением о проведении проверки. Следовательно, запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).

Если в ходе проверки орган ГЖН находит противоречия или недостоверность сведений , то, согласно ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ, вправе требовать от проверяемого лица письменных пояснений. Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.

При этом орган ГЖН не имеет права требовать предоставить документы, которые он может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).

Как управляющим компаниям взаимодействовать с ГЖИ

Внеплановые проверки органа ГЖН, проводимые без уведомления

Если в ходе документарной проверки госжилинспекция установит нарушения обязательных требований, проводится выездная проверка. Такой вид проверки назначается также, если во время документарной проверки невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица требованиям (ч. 3 ст. 12 № 294-ФЗ).

О проведении выездной проверки орган ГЖН уведомляет юридическое лицо согласно ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ в зависимости от того, плановая она или внеплановая.

  • если в орган ГЖН поступило мотивированное представление должностного лица или заявление граждан об угрозе жизни и здоровью людей, их имуществу, памятникам культуры, флоре и фауне, окружающей среде, об угрозе безопасности государства, возникновения ЧС, а также о нарушении прав потребителей (п. 2 ч. 2 ст. 10 № 294-ФЗ);
  • в течение трёх месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки из-за отсутствия проверяемого лица (ч. 7 ст. 12 № 294-ФЗ).

Следует учесть, что общий срок проведения выездных проверок субъектов малого предпринимательства не может превышать 50 часов (ч. 2 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если в ходе проверки возникает необходимость в сложных, длительных исследованиях и экспертизах, то руководитель органа ГЖН может продлить срок выездной проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов (ч. 3 ст. 13 № 294-ФЗ).

Направление в адрес УО акта с результатами проверки

В соответствии с ч. 1 ст. 16 № 294-ФЗ, орган ГЖН оформляет акт в двух экземплярах непосредственно после завершения проверки. Один экземпляр под подпись вручается руководителю проверяемого юридического лица или его представителю. Если руководитель или уполномоченный отсутствуют либо отказываются дать расписку об ознакомлении с актом, то акт направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемое лицо давало согласие на взаимодействие с органом ГЖН в электронной форме, то акт проверки может быть направлен руководителю по электронной почте. При этом он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью составителя (ч. 4 ст. 16 №294-ФЗ).

Запросы – с надлежащим уведомлением, сроки – исполнимые

Срок устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, не регламентирован нормативно-правовыми актами. Он должен соответствовать принципу исполнимости – быть не меньше минимально необходимого периода времени, которое тратится на устранение нарушений.

Читайте также: