За что полагается смертная казнь в исламе

Обновлено: 17.05.2024

Кисас (القصاص возмездие), воздаяние за убийство или членовредительство. Законодатель, Велик Он и Славен, предоставил здесь для пострадавшего или его валия право выбора между воздаянием равным, принятием выкупа и даже прощением преступника.

(Добавлю в скобках, что после статьи Абу-т-Танвира с критикой неисламских кавказских обычаев мне довелось встретить совершенно безумную попытку обосновать кровную месть вышеприведенным аятом, утверждая, что Аллах, Велик Он и Славен разрешает в нем возмездие в отношении не убийцы, а другого человека из рода убийцы. Это ужасное невежество, и, что еще хуже, утверждение, что Аллах, Чист Он от всего недостойного, позволяет убийство невинных людей! Аят как раз и запрещает бытовавший у арабов обычай кровной мести, по которому, если убийца был свободным из сильного рода, то кисасу подвергался не он, а раб из этого рода, а если убийцей была женщина из слабого рода, то вместо неё мог быть убит свободный мужчина и т.п.)

Худуд (الحدود ед. число хадд, граница), строго оговоренные наказания (забивание камнями, нанесение определенного количества палочных ударов, отсечение руки, и т.д.) за немногочисленные строго оговоренные преступления, а именно: прелюбодеяние, обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление алкогольных напитков, разбой, вооруженный мятеж, и, по мнению некоторых, вероотступничество.

Сказал Ибн Таймиййа: Если же человек покается в прелюбодеянии, воровстве, или употреблении алкогольных напитков до того, как его дело будет представлено правителю, то правильным мнение является то, что он не подлежит наказанию хадд, как не подлежат наказанию в соответствии с иджма разбойники, если они покаются, прежде чем окажутся во власти правителя. (Фатвы, 34/180)

Та’зир (التعزير), наказание за преступления и проступки, не попадающие в первые две категории и определяющееся иджтихадом правителя.


  • Решение о смертной казни не бросающего пить алкоголь после четвертого задержания.
  • Решительное намерение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжечь дома отсутствующих на общей молитве, не осуществленное из-за опасности для невинных, таких как женщины и дети.
  • Невыдача провинившемуся полагающейся ему доли из трофея.
  • Конфискация половины имущества у отказавшегося выплатить закат.
  • Того, кто совершил членовредительство над своим рабом, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наказал тем, что забрал у него этого раба и освободил его.
  • Того, кто украл вещь, стоимость которой не достигает цены, за которую отрубается рука, он наказал двойным штрафом. (Нейлю-ль-аутар).

Умар же, да будет доволен им Аллах, в качестве наказания брил головы, отправлял в изгнание, бил, сжигал винные лавки, а также селение, в котором торговали вином. Он сжег куфийский дворец Саада ибн Аби Ваккаса, чтобы тот не отдалялся от народа.

Все наказания осуществляются правителем или уполномоченным им человеком после того, как факт преступления бесспорно установлен в соответствии с Шариатом. Факт преступления устанавливается либо показаниями свидетелей, либо признанием самого преступника. Все эти вопросы детально рассмотрены в фикхе и не представляют затруднения для любого, читающего по-арабски.

Сказал Аль-Куртубий: Нет разногласий в том, что кисас за убийство осуществляют только обладатели власти, их обязанностью является исполнение наказаний кисас и худуд и т.д., так как Аллах, Пречист Он, обратился ко всем верующим с повелением выполнять кисас. Однако не в состоянии все верующие объединиться для выполнения этого, и поэтому они учреждают правителя для выполнения этого и других видов наказаний (Джами ли-ахками-ль-Куран).

В современных кавказских условиях, когда наши земли находятся в оккупации, отправление шариатского судопроизводства крайне ограничено, но это не дает никому права на самосуд.

Решение об использовании та’зира в том или ином случае принимается носителем исламской власти или лицом, его замещающим, на основе его иджтихада. В нашем случае такими людьми являются амир Имарата и руководители вилайатов, да сохранит их всех Аллах.

Таким образом, к примеру, обстрелы и казни торговцев алкоголем или колдунов вполне законны по Шариату, и ведут к явной и общей пользе. А Аллаху ведомо лучше.

Права человека в светском праве и шариате — Смертная казнь с точки зрения светского права и шариата 06.04.2009

Мунарбек Атчабаров,
студент 2 курса

Смертная казнь с точки зрения светского права и шариата

Одной из проблем уголовного права, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, была и остается проблема смертной казни. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности.

Современные способы смертной казни 1

В настоящее время в мире используется несколько способов приведения в исполнение приговоров к смертной казни: повешение применяется в 78 странах, расстрел – в 86, обезглавливание предусмотрено в законодательстве 7 стран, но на практике используется только в Саудовской Аравии. Следующие три вида смертной казни применяются только в США: казнь на электрическом стуле, отравление газом, смертельная инъекция.

Применение смертной казни в современных государствах

В настоящее время ученые-юристы разделились на два противоположных лагеря в отношении отмены смертной казни. Так, сторонники смертной казни выдвигают свои аргументы для ее сохранения. Американский криминолог В. Реклесс сформулировал четыре основных положения в защиту смертной казни:

соответствие наказания преступлению, принцип талиона;

наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;

наказание как устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;

наказание как защита интересов общества.

Одновременно сторонники отмены смертной казни обосновывают свою точку зрения выдвижением некоторых аргументов. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:

смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении;

осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;

присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;

приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;

ожидание исполнения приговора – это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.

Применение смертной казни с точки зрения мусульманских канонов

Изначально важно отметить, что установление различных степеней наказания за те или иные преступные действия в первую очередь направлено на профилактическое, предупредительное воздействие относительно тех, кто завтра может совершить что-либо противозаконное.

С точки зрения мусульманских канонов, основными преступлениями, за совершение которых допускается применение высшей меры наказания, являются преднамеренное убийство, разбойное нападение и прелюбодеяние, совершенное женатым мужчиной или замужней женщиной.

Кроме того, абсолютное большинство исламских богословов считает, что человек, находясь в состоянии аффекта, теряет контроль над своими действиями, чувствами и словами, поэтому к нему также неприменима рассматриваемая высшая форма наказания. Это подтверждается словами Корана: И Мы предписали им [тем, кому было дано Писание до вас, то есть иудеям и христианам], что душа за душу, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб, и ранения – кысас (возмездие, наказание) [то есть по результату судебного разбирательства наказывают посягнувшего на кровь другого так же, как он это сделал в отношении пострадавшего, потерпевшего]. Если же простит [пострадавший], то это – искупление его грехов [то есть, как истец простил ответчику, хотя мог требовать возмездия, так и Всевышний простит обиженному его ошибки, хотя мог бы и наказать его за них в мирском или в вечном] (Священный Коран, 5:45).

В Коране сказано: О те, которые уверовали, предписано вам возмездие в убийствах (Священный Коран, 2:178). В хадисе подчеркивается: Возмездие (смертная казнь) [допускается] только в случаях преднамеренных убийств 3 .

На определенном этапе ниспослания Корана по милости Творца происходит божественная корректировка: И если простят [убийце], то необходимо поступить с общепризнанным благородством [не требуя излишне высокой компенсации] и выполнить взятые обязательства [о материальной выплате родственникам потерпевшей стороны, не оттягивая и без задержек]. Это – облегчение для вас от Господа вашего и милость 4 .

Важно отметить, что вердикт о смертной казни обвиняемого может быть аннулирован по ходатайству о помиловании со стороны родных убитого, то есть с потерпевшей стороны. Родственники имеют полное право простить убийцу, преднамеренность действий которого доказана, и согласиться на материальную компенсацию. В таком случае суд не имеет права выносить решение о смертном приговоре, а обязан рассмотреть иную форму наказания, с учетом интересов общества.

Что касается времени Пророка Мухаммеда (мир ему), то не было ни одного случая кровного разбирательства, где Пророк (мир ему) повелел бы вершить возмездие кровью. Во всех случаях он призывал простить виновного 5 .

Перечислим условия, при которых возможно (по результату судебного разбирательства и при наличии неопровержимых улик, подтверждающих преднамеренность убийства) применение высшей меры наказания: 1) психическое здоровье, обладание разумом (умалишенные освобождаются от ответственности); 2) совершеннолетие (наступает с пятнадцати лет); 3) совершившим преступление без принуждения со стороны третьих лиц.

При исполнении наказания обязательно присутствие пострадавшей стороны 6 .

По завершении приведения приговора в исполнение все тело омывают водою, заворачивают в саван, совершают над ним погребальную молитву и хоронят 7 .

Разбой, разбойное нападение

Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Посланника Его, чинят преступления на земле – жестокая смертная казнь или изоляция от общества (ссылка, тюремное заключение). Это – унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет великое наказание. Кроме тех, которые покаются (придут с повинной), до того как будут схвачены. Знайте же, что Аллах Всепрощающ и Всемилостив (Священный Коран, 5:33, 34).

Данный аят говорит именно о разбойниках, посягающих на честь, кровь и имущество других 8 . Если они не приходят с повинной, раскаявшись в своих поступках и исправившись, то после захвата их ожидает или смертная казнь, или изоляция (для защиты людей от их зла).

При исполнении наказания необходимо присутствие пострадавшей стороны. По завершении приведения приговора в исполнение тело казненного омывают водою, заворачивают в саван, совершают над ним погребальную молитву и хоронят. Если разбойники или грабители погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальной молитвы, если в результате поимки и судебного разбирательства, – то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву 9 .

Прелюбодеяние 10

Допустимы лишь два случая применения смертной казни: при наличии четырех свидетелей, воочию видевших именно процесс полового сношения 11 , или явка человека (мужчины или женщины) с повинной. Подозрения и словесные обвинения во внимание не принимаются. Если есть свидетели (не менее четырех), то они допрашиваются каждый в отдельности. При очевидном расхождении в показаниях всех свидетелей публично наказывают за оскорбление чести женщины, а подозрения с женщины (или мужчины) снимают.

Важно отметить, что обвинение в адрес женщины, которая на самом деле не совершала этого проступка, является одним из семи самых пагубных грехов. Честь женщины в исламе имеет огромное значение, и посягательства на нее крайне греховны. Пророк Мухаммед (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: Сторонитесь семи самых пагубных грехов: возведение на уровень Бога кого-либо или чего-либо помимо Единого и Единственного Творца; колдовство; убийство человека 12 ; ростовщичество; присвоение себе имущества сирот; побег с поля боя; клевета, оскорбление в адрес целомудренных, верующих, но невнимательных [в поведении или любом другом, что становится причиной появления сомнений в их целомудренности] 13 .

Любое весомое сомнение в причастности данного обвиняемого к одному из трех вышеописанных преступлений отменяет меру наказания в форме смертной казни. Пророк Мухаммед однозначно подчеркивал: Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями [в причастности обвиняемого к данному преступлению]. Пророк также подчеркивал: Лучше ошибиться в прощении (помиловании), нежели в наказании. То есть правосудие должно судить правдиво, но акцент при этом оно делает больше на помилование (смягчение меры наказания), нежели на казнь. Для любого человека (верующего или неверующего), с точки зрения любой из небесных религий, есть Высший Божий Суд, где каждый получит в полной мере справедливо.

Также важно отметить, что, с точки зрения ислама, наказания выносятся и приводятся в исполнение только компетентными государственными правовыми органами 14 . Самосуд запрещен, карается по всей строгости закона.

В этой связи шариатское уголовное право в случае какого-либо сомнения в правильности и целесообразности применения строгих мер предусматривает уменьшение или отмену наказания. Так, к отсечению руки может быть приговорен только человек, имеющий возможность зарабатывать себе на пропитание законным путем, не стесненный крайними обстоятельствами и уже не первый раз пойманный на воровстве. Но все эти примеры должны свидетельствовать о гибкости и совершенстве шариата, а не служить оправданием перед теми, кто даже не вникает в сущность исламского права.

Смертная казнь с позиции шариата и неисламского права

В современном мире, претендующем на гуманность, увеличивается количество противников смертной казни. Для мусульман данный вопрос обладает особым интересом, поскольку система наказаний за преступления является краеугольным камнем исламской правовой системы. Мнение мусульманских ученых таково, что смертная казнь за особо оговоренные преступления не может быть отменена ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения неисламского закона. И дело не в том, что даже те, кто призывает к отмене этого наказания, убеждены в его необходимости в некоторых экстренных случаях. Изначально смертная казнь является правовым наказанием, которое было предписано Всевышним Аллахом. А он, как никто другой, знает, в чем истинная польза для его рабов.

Смысл подобного наказания в том, что общество, как и отдельный человек, имеет право защищать себя от покушений преступников. Нормы исламского права, предусматривающие наложение различных наказаний (худуд), были предписаны в рамках ислама в качестве сдерживающего фактора для преступников и защиты остальных членов общества. Социологические исследования подтверждают, что смертная казнь является решающим сдерживающим фактором для потенциальных преступников. В случае отмены смертной казни они с большей вероятностью решились бы на преступление, надеясь избегнуть сурового наказания. Однако при этом нормы (худуд) не должны применяться в случае существования каких-либо сомнений относительно виновности подозреваемого. В этой связи шейх Ахмад аш-Шарабаси, профессор университета аль-Азхар, утверждал, что смертная казнь не является недавно изобретенной правовой нормой. Она была предписана людям долгое время назад Всевышним. Оттого все споры относительно того, следует ли ее отменять, лишены смысла. Те, кто призывает к отмене смертной казни, выдвигают для этого множество предлогов. Например, их главным аргументом является утверждение о том, что смертная казнь приводит к совершению непоправимого вреда в случае судебных ошибок. Они напоминают о некоторых редких случаях, когда ни в чем не повинные люди были казнены по ошибке. Для предотвращения подобных ошибок аш-Шарабаси рекомендует всем западным судебным институтам ориентироваться на исламский судебный опыт и традиции. В шариате существует страховочный механизм, позволяющий избегать непоправимого ущерба в результате судебных ошибок. Исламское право предусматривает, что наложение любого наказания должно быть основано на неоспоримых доказательствах; признания подозреваемых должны быть искренними; показания должны приниматься только от надежных свидетелей; решение судьи не должно основываться на косвенных доказательствах; при любых сомнениях, даже незначительных, худуд снимается. Все эти ограничения служат гарантией того, чтобы избежать наказания невиновного, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал в одном из своих хадисов, переданных ас-Суйюти: Отменяйте применение худуд при имеющемся даже простом сомнении.

Кроме того, шейх Мухаммад аль-Мубарак, профессор университета Имама Мухаммада ибн Сауда в Саудовской Аравии указывает на другой мощный фактор недопущения пристрастных или корыстных решений следствия, обвинения, защиты и самого суда – это предельная искренность и богобоязненность. Противники смертной казни считают, что каждый человек является хозяином своей жизни, и никто другой не имеет права на нее покушаться, будь это даже справедливым наказанием, возлагаемым справедливым судом. Однако, с точки зрения ислама, жизнь человека является не его собственностью, а даром от Всевышнего Аллаха, Творца всего Сущего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: Человек является творением Аллаха. Проклят тот, кто покушается на чью-либо жизнь и отвергает право на нее. Данный хадис не только указывает на то, что жизнь человека является даром Аллаха, но и на то, что любой на нее покусившийся не по праву, понесет наказание. Коран в этом отношении утверждает: Воздаянием за зло является равноценное зло (Священный Коран, 42:40).

1 Анашкин Г.З. Смертная казнь в капиталистических государствах. – М., 1971. – С. 71.

2 Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. – Бейрут: Ан-Нафаис, 1988. – С. 357.

Смертная казнь: за и против

Новость о том, что в России рассматривается вопрос о применении смертной казни, не оставил никого равнодушным. Общество сразу разделилось на два лагеря - сторонников и противников смертной казни. И те, и другие приводят аргументы и данные статистики, бурно обсуждают проблему, но к общему к согласию не приходят. Это и невозможно. В данной проблеме третьего не дано – либо есть, либо нет смертной казни. Решение этого вопроса сторонники его применения считают очень важным, с возможными серьёзными последствиями, противники думают иначе.

К примеру, депутат Государственной Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что смертную казнь обязательно надо применять и делать это публично, вешать прямо на площадях. Владимир Вольфович думает, что такой метод устрашающе подействует на злостных преступников, уменьшит вал противоправных действий. А в случае возможных ошибок и невинно казнённых Жириновский предложил наказывать виновных в этом следователей и судей. Их самих приговорить к этой мере будет вполне справедливо, считает он. Как всегда, Жириновский высказал мнение, которое отвечает настроениям определённых групп населения, думаем, в этом случае, многочисленных.

С точкой зрения лидера ЛДПР согласны далеко не все депутаты, равно как и не все граждане нашей страны. Противники применения смертной казни в качестве аргументов приводят, во-первых, неэфективоность этой меры - она никак не влияет на рост преступности и не является сдерживающим фактором. Во-вторых, ни у кого нет права отнимать Богом данную жизнь, и это вообще не гуманно. К тому же пожизненное содержание под стражей, по их мнению, страшнее смертной казни.

Нам не стоит безоговорочно поддерживать мнение Жириновского, который в целом по этому вопросу занял правильную позицию. У него свои цели и методы, подходящие не всём.

Соглашаться же с противниками мы тоже никак не можем. Что это значит: смертная казнь никак не влияет на преступность? Влияет, ещё как влияет. Страх за свою жизнь заставит много раз задуматься, прежде чем совершить зло. А насчёт того, что никто не имеет права отнимать Богом данную жизнь, мы с этим полностью согласны и поэтому требуем соответствующего, аналогичного наказания убийце. Разве справедливо убийце, заслуживающему смертную казнь, назначать пожизненное заключение, где он, по словам того же Жириновского, будет обеспечен едой, питьём, жить в тепле и не о чём не думать? Кто это сказал, что пожизненное заключение страшнее смертной казни? Он, что испытывал и то, и другое, чтобы можно было сравнить?

Раз так, то что же нам подходит, что есть наш путь? Однозначно – Ислам. В нашей религии разъяснению этого вопроса уделено немалое значение и даны все пояснения, точные инструкции, остаётся лишь разобраться в них. Благо, в наше время немало компетентных учёных, у которых можно узнать, что говорит Ислам по этому вопросу.

Забегая вперёд, отметим, что исламская юриспруденция применяет наказание и санкции, вплоть до смертной казни. Но для этого должны быть определённые условия. Преступления, за которые назначается высшая мера, чётко обозначены. Также ясны и методы проведения следствия, дознания истины.

Вот что по данному вопросу говорит Абубакр Дациев, десять лет проработавший имамом одной из мечетей Дагестана.

– Ни для кого не секрет, что по Шариату предусмотрена смертная казнь за определённые виды преступлений, в числе которых и преднамеренное убийство.

Смертная казнь является правовым наказанием, которое было предписано Всевышним. А Он знает, в чём истинная польза для Его рабов. Поэтому, с точки зрения Шариата, не может быть никакой дискуссии по поводу отмены смертной казни.

Сейчас в России бурно обсуждается вопрос о введении смертной казни в нашей стране. Я думаю, что хоть в Шариате и предусмотрена смертная казнь, будет неправильным поддерживать введение подобного вида наказания в нынешних условиях, в наше время. Попробую пояснить свою позицию. Во-первых, для вынесения смертного приговора и судьи, и свидетели должны соответствовать определённым требованиям Шариата. Также и доказательная база должна основываться на Шариате. Современное российское законодательство не предусматривает соблюдение этих условий. К примеру, в Шариате не принимается свидетельство грешника, совершающего большие грехи. Ведь тот, кто преступает границы, установленные Всевышним в одних делах, несомненно, может преступать эти границы и в другом. Человек, в сердце которого нет страха перед Аллахом, может лжесвидетельствовать, что является тягчайшим грехом перед Всевышним. Но, как мы знаем, многие из тех деяний, которые считаются тягчайшими грехами по Шариату и выводят человека из числа тех, чьё свидетельство принимается, в современном обществе даже не подвергаются порицанию. И современный российский суд спокойно может принимать свидетельства подобных людей.

И ещё хотел бы добавить вот что. Ислам предусматривает комплексный подход в решении проблем, возникающих в обществе. Наша религия придаёт первостепенное значение искоренению первопричины, а не последствий. Давайте разберёмся, каковы же причины, которые приводят людей к преступлениям, за которые они заслуживают смертную казнь? Для примера приведу одну из причин. Огромное количество преступлений сегодня совершается в нетрезвом состоянии. В хадисах опьяняющим веществам даётся такое определение как "мать пороков". Почему мать? Да потому, что оно порождает поступки, на которые трезвый человек вряд ли решился бы. Но государство никоим образом не решает эту проблему. С детских лет человек видит по телевизору фильмы, в которых пропагандируется употребление алкоголя, выйдя на улицу, видит плакаты, призывающие к употреблению алкогольных напитков. Среди его сверстников употребление алкогольных напитков считается естественным, он видит взрослых, которые по всякому поводу потребляют это пойло. Также он знает, что алкогольные напитки продаются на каждом шагу, и он может в любой момент их приобрести. Вряд ли простой человек сможет противостоять такой мощной рекламе. И в конце концов, с попустительства государства человек деградирует до такой степени, что может спокойно совершать те преступления, за которые полагается смертная казнь. Существующая система как бы само подталкивает гражданина к этим преступлениям, а потом само же и наказывает за них.

Было бы правильней, если бы государство начало с искоренения не на бумаге, как у нас часто бывает, а на деле всех первопричин, которые приводят человека к преступлениям и тогда вопрос о применении высшей меры наказания так остро бы не стоял.

Трудно не согласиться с мнением А. Дациева. Ведь применяя такое серьёзное наказание, где нет обратного пути, ни в коем случае нельзя ошибиться. Тут уместно вспомнить известный исламский принцип, по которому лучше не наказать тысячу виновных, чем наказать одного безвинного. Подводя итог, можно сказать, что мы - за применение смертной казни, но в нынешних условиях, когда нет полной гарантии от судебных ошибок, сейчас это наказание лучше не применять. Поэтому, по нашему мнению, в наше время лучше приложить максимум усилий для уголовного следствия, улучшения судебного разбирательства. А когда в этом будет полный порядок, тогда и можно будет думать о том, как и в каких случаях применять смертную казнь.

19 ноября Конституционный суд РФ огласил определение, согласно которому назначение смертной казни в РФ с 1 января 2010г. невозможно, несмотря на введение с этого времени суда присяжных на всей территории страны.

Как пояснили судьи, в течение последних 10 лет в России действует комплексный мораторий на смертную казнь, при этом сформировались устойчивые гарантии для человека не быть подвергнутым подобному наказанию. "В стране происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящий временный характер и рассчитанный лишь на переходный период", подчеркивают в суде.

Ранее президент России Дмитрий Медведев заявил, что выступает за поэтапную отмену смертной казни. По его словам, отмена смертной казни – одна из целей судебно-правовой реформы.


Наказанием тех, кто ведет войну против Аллаха и Его Посланника и всеми силами старается причинить зло через землю, является казнь, или распятие, или отсечение рук и ног с противоположных сторон, или изгнание с земли: это их позор в этом мире, и их ждет тяжелое наказание в будущей жизни, за исключением тех, кто возвращается с покаянием до того, как вы их поймаете. И знайте, что Аллах прощающий и милосердный.

Посланник Аллаха назначил наказание забивание камнями до смерти женатого прелюбодея и прелюбодейки, и после него мы также назначили наказание в виде забивания камнями, я боюсь, что со временем люди могут забыть об этом и могут сказать: Мы не найти наказание в виде побивания камнями в Книге Аллаха и таким образом сбиться с пути, отказавшись от этой обязанности, предписанной Аллахом. Забивание камнями - это обязанность, изложенная в Книге Аллаха для женатых мужчин и женщин, которые совершают прелюбодеяние, когда доказаны доказательства, беременность или признание.

В четырех начальных школах суннитского фикха (исламской юриспруденции) и двух начальных школах шиитского фикха за определенные виды преступлений предусмотрена смертная казнь. Например, некоторые преступления худуд считаются преступлениями против Аллаха и требуют публичной смертной казни. [1] [ недостаточно конкретны, чтобы проверить ] К ним относятся отступничество (отказ от ислама, чтобы стать атеистом или принять другую религию), [12] [13] фасад (зло на земле или моральное разложение против Аллаха, социальные беспорядки и создание беспорядок в мусульманском государстве) [14] [15] и зина (гетеросексуальные или гомосексуальные отношения по обоюдному согласию, запрещенные исламом). [10]

Право быть убежденным и обратиться из ислама в другую религию имеет лишь меньшинство мусульманских ученых. Однако этот взгляд на свободу вероисповедания не разделяется подавляющим большинством мусульманских ученых как в прошлом, так и в настоящем. Большинство классических и современных мусульманских правоведов рассматривают вероотступничество (ридда), определяемое ими как акт отказа от веры, совершенный мусульманином, чей ислам утверждался без принуждения, как преступление, заслуживающее смертной казни.

Кисас - это еще одна категория приговоров, в которых шариат разрешает смертную казнь за умышленное или непреднамеренное убийство. [16] В случае смерти, шариат дает ближайшему родственнику жертвы убийства или Вали ( ولي ) право, если суд одобрит его, убить убийцу. [17] [18]

О вы, которые уверовали! закон равенства предписан вам в случаях убийства: свободный для свободного, раб для раба, женщина для женщины. Но если брат убитого сделает какое-либо прощение, то удовлетворите любое разумное требование и воздайте ему щедрую благодарность, это уступка и милость вашего Господа. После этого, кто превысит лимит, подлежит серьезному наказанию.

Кроме того, в случае смертной казни, связанной с кисас , шариат предлагает опекуну жертвы вариант дийи (денежная компенсация). В некоторых исламских странах, таких как суннитская Саудовская Аравия и Пакистан , а также в шиитском Иране , смертная казнь как худуд, так и кисас является частью правовой системы и используется. В других случаях смертная казнь применяется по-разному.

Смертная казнь за отступничество в исламе и забивание камнями в исламе - спорные темы. Точно так же дискриминационный вариант между смертной казнью и денежной компенсацией за такие преступления, как убийство, также вызывает споры, когда юристы спрашивают, предстанут ли бедные преступники перед судом и смертной казнью, в то время как богатые преступники избегают даже суда, выплачивая компенсацию Qisas. [19]

Публичное забивание камнями и обезглавливание в соответствии с шариатом вызывает споры как жестокая форма смертной казни. [20] [ необходима страница ] [21] Эти формы казни остаются частью закона, применяемого в Саудовской Аравии, Йемене, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах, Иране и Мавритании. [22] [23] [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]


Может ли убийство быть нравственным? Может ли оно получить нравственное обоснование, если совершается ради высших интересов, например, государством? Возможно, кто-то в этой связи вспомнит проскрипции древнеримского диктатора Суллы, безжалостно уничтожавшего своих политических оппонентов. В этом же ряду стоят инквизиция в католической Европе, массовые казни в период якобинской диктатуры во Франции, сталинские репрессии. Но этот список можно продолжать, не углубляясь в историю.

Подливает масло в огонь и принятая в 2012 г. поправка в уголовное законодательство Кувейта, согласно которой богохульство или оскорбление Пророка Мухаммада должно караться смертной казнью, если обвиняемый признает это в суде и не откажется от своих слов (1). Вспоминается и громкая история с суданским врачом Мериам Яхья Ибрагим, которая была приговорена судом к смертной казни через повешение за отступничество от ислама, а затем помилована. Тут же и не получившие особого резонанса смертные приговоры более чем 500 сторонникам президента Мухаммеда Мурси, свергнутого в результате военного переворота.

Все эти события стали поводом для очередной волны полемики вокруг правомочности (допустимости) смертной казни как таковой. Каждая из сторон убеждена в своей правоте и приводит множество аргументов. Одни считают, что страх перед смертной казнью останавливает потенциальных убийц и спасает невинные жизни; другие настаивают на том, что никто не вправе лишать человека жизни. Правозащитники при этом ссылаются на Всеобщую декларацию прав человека, а люди религиозные — на данное Богом право на жизнь. Но так ли все однозначно с точки зрения традиционных религий?

Кого и за что?

Одна из важнейших библейских заповедей гласит: "Не убивай" (Исх. 20:13). Библия неоднократно подчеркивает неприкосновенность человеческой жизни: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Бытие 9:6); "Кто убьет человека, того должно предать смерти" (Левит 24:21).

Вместе с тем иудаизм предусматривает смертную казнь за ряд преступлений, таких как осквернение субботы, злословие на родителей, прелюбодеяние, кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство, ворожбу, обращение к колдунам. В Талмуде упоминаются четыре способа смертной казни: побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение (2). Но каким образом и кто вправе осуществлять наказание провинившегося? Кто должен определять правомерность применения тех или иных мер насилия, вроде как допустимых?

Из Библии мы узнаём, что прообраз судебной системы имел место уже в период пророчества Моисея. Для осуществления суда "во всякое время" были избраны из народа "способные люди". Полномочия этих судей распространялись на "все малые дела", а о важных они "доносили Моисею". Фактически это был своего рода государственный институт, созданный из людей, "боящихся Бога, правдивых и ненавидящих корысть" (Исх. 18:21-26). Хотя уже на этом этапе возникает сомнение: кто может гарантировать непогрешимость человеческого суда? Всегда ли решения судей будут объективными?

Идём дальше и обнаруживаем, что в Новом завете вопрос смертной казни напрямую не рассматривается. Согласно социальной доктрине Русской Православной церкви, указаний на необходимость отмены смертной казни "нет ни в священном писании Нового Завета, ни в предании и историческом наследии православной церкви" (3).

Евангелие признает, что убийца "подлежит суду" (Мф. 5:21), но осуждение носит здесь не столько юридический, сколько нравственный характер. Именно этот аспект выходит на передний план в словах Иисуса: "Кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лк. 12:14). Евангелие подтверждает ветхозаветную заповедь "не прелюбодействуй" (Мф. 5:27), но ситуация с женщиной, уличённой в прелюбодеянии, обыгрывается здесь в ином ключе и побития камнями не происходит. Иисус приходит не для осуждения людей, а для их спасения, а значит верующий в Бога "не судится, а неверующий уже осужден", ибо не уверовал (Ин. 3:17-18). В такой ситуации христианские экзегеты, ссылаясь на апостола Павла (Рим. 13:1-5), возлагают регулирование вопросов о применении высшей меры наказания на власти.

Ислам об убийстве и мщении

Вместе с тем, как мы видим, делается исключение для тех случаев, когда человек совершил предумышленное убийство или уличен в распространении нечестия. Мусульманские экзегеты истолковывают последнее как причинение вреда религии, жизни или имуществу людей, как в случае с грабителями на дорогах или устроителями смуты, когда предотвратить вред для общества можно "только посредством казни" (Тафсир ас-Саади).

Трезвый подход

Как видим, на практике мусульманские законоведы весьма трезво подошли к решению этих сложнейших вопросов. Безусловно, при этом они руководствовались уникальным опытом пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), всегда склонявшегося к компромиссным решениям там, где это было допустимо. Здесь вспоминается известная история Маиза ибн Малика аль-Аслями, которая сродни библейскому рассказу о блуднице, за которую заступился Иисус. Этот сподвижник несколько раз признавался в совершении прелюбодеяния, а пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) всякий раз отправлял его домой, пока не убедился в его твердом намерении искупить грех кровью. Чем не пример для тех, которые говорят о необходимости равняться на посланника Аллаха, а сами рубят с плеча не только головы?

Читайте также: