За что его уволили борется ли он за свои права почему

Обновлено: 13.05.2024

Вас могут уволить с работы? Есть ли защита от незаконных увольнений? Как добиться увольнения по соглашению сторон или восстановления на работе?

Вас могут уволить с работы? Есть ли защита от незаконных увольнений? Как добиться увольнения по соглашению сторон или восстановления на работе?

Наши юристы по трудовым спорам описывают пять вариантов ситуаций, в которые может попасть работник в кризисное время, и какие ошибки, приводящие к нарушению его прав, он может допустить.

Увольнение с работы. Вариант первый

Действия работодателя : от руководства предприятия исходят настойчивые рекомендации всем работающим подать заявление с просьбой уволить по собственному желанию. При этом могут быть угрозы увольнения за прогулы, профессиональную непригодность и прочее.

В итоге происходит увольнение с работы без выходного пособия, искать новое место работы времени нет. Заработок при поиске нового рабочего места теряется ввиду отсутствия времени. Некоторое время, порой достаточно долгое, в семье ощущается явная нехватка денег, что зачастую выливается в семейные ссоры.

На практике судебное разбирательство по трудовым спорам опирается на то, что инициатором расторжения трудового соглашения выступает работник компании, когда заявление об увольнении писалось по доброй воле. Но при утверждении, что на него оказывалось давление, и он был вынужден написать заявление, человек сам должен представить суду доказательства этого. Обязанностью сотрудников судебных органов станет проверка данного обстоятельства.

Кроме того, у вас есть законное право, согласно статье 80 Трудового Кодекса России, на отзыв своего заявления в последующие две недели от времени его подачи. Если вы надумали отозвать заявление, то это следует делать в письменном виде. Должно быть два экземпляра, один из которых (с отметкой о получении работодателем) оставьте у себя.

Увольнение с работы. Вариант второй

В итоге денег нет, временной подработки не найти (если нашел, оплата наверняка ниже). Таким образом, написав заявление, вы на какое-то время оставляете свое семейство без средств к существованию.

Если на вас оказывалось давление, и вы можете это доказать, можно обращаться в суд. Работодатель по решению суда должен будет выплатить вам среднюю зарплату за время, когда вы были незаконно отстранены от работы. Обратитесь к нам, в Законное Право. Юридическая консультация по трудовому праву поможет вам определиться с решением о столь важном шаге.

Увольнение с работы. Вариант третий

Действия сотрудника : испугавшись получить подпорченную трудовую книжку , вы идете с заявлением на увольнение и, конечно, получаете добро на уход из организации.

В итоге денег нет, работу надо искать новую. Один плюс, отличающий от уволившегося по собственному желанию постоянного работника, - стажер в такой ситуации менее подвержен стрессу, считая, что не повезло с этой работой, найдет другую. И отправляется на поиск, правда не всегда успешно.

Совет юриста : статья 71 Трудового Кодекса России определяет, что у работодателя должна быть определенная мотивация для увольнения сотрудника, не прошедшего испытания. При этом работник должен получить от работодателя предупреждение в письменном виде об его увольнении по этому основанию. Доказать необходимость увольнения должен работодатель.

Если последовало несправедливое увольнение или вы поняли, что вас скоро могут уволить с работы , необходимо срочно действовать! В месячный срок со времени увольнения, вы можете подать исковое заявление в судебные органы о своем восстановлении на занимаемой должности, возмещении морального ущерба и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула. При отсутствии нарушений трудовой дисциплины, невыполненной работы и прочего вероятность удовлетворения вашего иска очень велика.

Задайте вопрос юристу!

Надо знать, что и с испытательным сроком, вы имеете те же права на получение выходного пособия, что и у остальные работающие: оповещение об увольнении не позднее 60 дней до него и выходное пособие.

Если вы продержались и таки вынудили руководство действовать в рамках закона, увольняя вас в связи со штатным сокращением, доход на протяжении пяти месяцев вам гарантирован. Получив предупреждение, вы два месяца работаете и получаете зарплату; увольняя, компания выплачивает вам выходное пособие на уровне среднего заработка. Если вам не удастся найти работу, то на протяжении второго месяца после увольнения средний заработок у вас сохраняется. Встаньте на учет в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения; как безработному, вам будет выплачиваться средний заработок и третий месяц после увольнения .

Увольнение с работы. Вариант четвертый

Действия работодателя : начальство настаивает на увольнении по соглашению сторон: кризис на дворе. Как компенсация – двойной оклад. Вам доказывают, что предложение очень выгодное и действует ограниченное время. Если не состоится увольнение по соглашению , вас обещают уволить либо за прогулы, либо как несоответствующего своей должности.

В итоге одумавшись, вы сожалеете о минутной слабости – ведь не всегда за 2 месяца можно найти достойную работу. Время летит быстро, деньги – еще быстрее. А если учесть, что один из обещанных окладов в любом случае был бы – за неиспользованный отпуск.

Совет юриста : заключенное по вашей воле увольнение по соглашению трудно оспаривать. Во избежание разочарований еще до подписания соглашения ознакомьтесь с пакетом документов, попросите время на обдумывание, посоветуйтесь с близкими.

Увольнение с работы. Вариант пятый

Действия сотрудника : старается доказать, что нет никакой возможности выполнить поручение или отказывается исполнять приказ, справедливо полагая, что это неразумно.

Совет юриста : при грозящем увольнении лучше не отказываться выполнить самые причудливые задания начальства. При обращении в судебные инстанции вы должны будете доказать, что выполнение задачи начальства не укладывалось в круг служебных обязанностей. Сделать это зачастую непросто, потому как инструкции, касающиеся ваших обязанностей, могут оказаться весьма расплывчатыми.

Какую выбрать линию поведения?

Уже уволили или могут уволить с работы ? Постарайтесь по максимуму сделать требуемое. За необходимыми данными обращайтесь и в другие отделы, но только по письменному запросу, в котором отмечайте срочность выполнения, чтобы не сорвать сроки, установленные начальством.

При некорректной формулировке задания, не стесняйтесь обратиться к руководителю за уточнением деталей, в письменной форме. В это время стоит обдумать пути решения задачи. Каждый день отчитывайтесь о ходе работы - пишите отчет в двух экземплярах. На оставляемой у себя копии просите начальника расписаться; если будет отказываться, отправляйте отчет по почте с уведомлением. Ваша задача – доказать, что задание не выполнено в обозначенное время в силу объективных причин, а не вашей лени. Таким образом, вы получаете страховку от наложения взыскания или увольнения , а если это все же произойдет, можно обратиться за разрешением спора в суд.

Наличие прививки от CoViD-19 стало для многих россиян обязательным условием для их допуска на работу. Формально Трудовой кодекс запрещает увольнение отказавшегося от вакцинации сотрудника, но некоторые работодатели перестраховываются и требуют сертификат о прививке у всех. Для тех, кто не спешит выполнить рекомендацию, создают тяжёлые условия, вынуждая написать заявление "по собственному". Верховный суд уже рассматривал похожие дела и решил, что расторжение трудового договора в результате психологического давления на сотрудника является незаконным. Лайф разбирался, как человеку в такой ситуации можно отстоять свои права.

Москвичка Елена работает бухгалтером в одном из столичных банков, 17 июня работодатель объявил Елене и её коллегам, что в течение недели все они должны пройти вакцинацию от CoViD-19. "Кто не сделает прививку — будет уволен, причину для этого найдём", — объявило начальство.

— Теперь все сотрудники нашего банка, даже те, кто не работает напрямую с клиентами, спешат вакцинироваться, — рассказывает Елена. — Других вариантов нет. Ведь тех, кто возражает, обещают отстранить от работы без выплат и найти причину для увольнения.

С похожей ситуацией столкнулись и сотрудники других компаний — даже тех, которые не входят в перечень для обязательной вакцинации. Где-то непривитым грозят лишением премий и надбавок, а где-то за отказ от вакцинации обещают задержку с отпуском и лишение парковочного места. И хотя большинство работодателей предпочитают действовать в правовом поле, в ряде случаев дело доходит и до увольнений.

Медицинский отвод: С какими диагнозами не прививают от CoViD-19

— Уволить сотрудника по причине его отказа от вакцинации сложно, даже если он является работником медицинского учреждения, — пояснил адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Работодателю придётся так мотивировать своё решение, чтобы увольнение казалось очевидным. Мне представляется, что это может быть только в случае привлечения сотрудника хотя бы к административной ответственности. В прочих ситуациях — с большой долей вероятности увольнение по инициативе руководства может быть оспорено в суде.

Именно так и произошло в городе Усинске, где администрация больницы за отказ от прививки отстранила и уволила сотрудницу, но та восстановилась через суд и получила за вынужденный прогул средний заработок и компенсацию морального вреда (дело № 33-3452/2015). Суд посчитал, что специфика работы женщины в медучреждении не требовала её обязательной вакцинации.

— Сейчас работодатели, желающие избавиться от сотрудника, предпочитают "создать обстановку", чтобы нежелательный работник сам написал заявление на увольнение, — рассказал адвокат палаты Калининградской области Александр Поляков. — Тогда гражданину будет очень непросто доказать, что это было не его волеизъявление, а он действовал в результате давления. Хотя суды, изучив обстоятельства, предшествующие увольнению, могут прийти к выводу, что прекращение трудовых отношений связано не с желанием работника, а произошло в результате конфликта и принуждения.

Как раз на то, что увольнение может быть незаконным, если работника вынудили написать заявление, совсем недавно указал Верховный суд РФ (определение 5-КГПР20-165-К2).

Прививка как пропуск на работу: Почему тем, кто не вакцинировался, могут запретить трудиться

Для кого отказ невозможен

Фото © mos.ru

В ситуации с принуждением к вакцинации положение у работника очень шаткое: с одной стороны, закон говорит о том, что заставить делать прививку против воли нельзя, но с другой — есть масса условий, которые необходимо учесть, чтобы иметь законные основания не вакцинироваться.

Конечно, "право на отказ" в теории имеют те, кому прививка может навредить по медицинским показателям, но работодатель, в свою очередь, не обязан допускать такого работника до исполнения им своих служебных обязанностей, если данный сотрудник может создавать потенциальную угрозу переноса вируса.

Таким образом, отказаться от прививки и не быть при этом отстранённым однозначно не получится у тех, чья деятельность попадает в перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Данный перечень сформирован практически в каждом регионе РФ.

Есть и такие, чья работа попадает в "перечень", но они отказываются от вакцинации не по медицинским показателям, а по своим убеждениям — эти россияне вообще рискуют попасть под увольнение. Известны случаи, когда работодатели требовали от "отказников" объяснительные и, удостоверившись, что медицинских противопоказаний нет, составляли акт о привлечении к дисциплинарной ответственности за неисполнение обязанности по иммунопрофилактике. Два таких акта вполне могут служить основанием для увольнения за "неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание" (п. 5 ст. 81 Трудового кодекса).

Насильно здоров: Что говорят законы об обязательной антиковидной прививке

Стратегия защиты

Фото © Агентство

Фото © Агентство "Москва"

А вот если специфика труда обязательной вакцинации не требует, то тут не только уволить, но и отстранить на законных основаниях не могут. Но и в этом случае все переговоры с работодателем, требующим сделать прививку, нужно вести с осторожностью. Следует помнить о следующих моментах.

Во-первых, на тему вакцинации с начальством лучше общаться не устно, а вести переговоры по электронной почте или в мессенджерах, и если указания были "на словах", то об этом следует упоминать в переписке. Конечно, не стоит забывать делать скриншоты.

Во-вторых, если дело дошло до отстранения (об этом работник уведомляется официальным приказом) или представители руководства требуют написать объяснительную, необходимо письменно указать, что вы временно воздерживаетесь от вакцинации и при этом не входите в число тех, кого обязали делать прививку актом региональных властей. Данный аргумент важен, так как, если вас заставляют вакцинироваться просто потому, что так хочет начальник, это незаконно.

В-третьих, в случаях, когда не допускают на рабочее место, этот факт необходимо фиксировать. В любом случае приходить на работу нужно без опозданий и на камеру своего телефона снять, как вам не позволяют пройти на место исполнения служебных обязанностей. При этом во время записи надо назвать точные место, дату и время, когда происходит фиксируемое событие.

В-четвёртых, если конфликт уже возник и без "заявления по собственному" трудно получить необходимые для суда документы (трудовую) либо не перечисляют деньги за отработанный месяц, а средств к существованию нет, требуемую бумагу подписать можно, но желательно с формулировкой: "Прошу уволить в связи с нарушением моих трудовых прав". В этом случае в суде доказывать, что увольнение было вынужденным, проще. А при иной записи в заявлении (например, "по собственному желанию") суд, скорее всего, сочтёт, что решение об увольнении было принято сотрудником самостоятельно.

И ещё: если сотрудник увольняется из-за психологического давления, суд может признать расторжение трудового договора незаконным, но это только в том случае, если работник сам не нарушил закон.

Поэтому ни при каких условиях не стоит приобретать "липовые" сертификаты о сделанной прививке от коронавируса. Обман может вскрыться в самый неподходящий момент, и тогда, кроме увольнения, вам будет грозить уголовная ответственность.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


По накалу страстей оно уступает разве что разводу или смерти близкого человека. Особенно если речь идет об увольнении.

Специалисты советуют: постарайтесь уйти достойно, не оскорбляя других и не разрушая себя. От того, как вы себя поведете в это трудное время, зависит ваша будущая жизнь.

Волю в кулак!

Существует огромное искушение напоследок высказать начальству все, что вы о нем думаете. Или сделать какую-нибудь гадость: спрятать необходимые данные, унести с собой номера телефонов важных клиентов, на какое-то время парализовав работу некогда родной фирмы.

Не делайте этого! Во-первых, профессиональный круг очень узок, и когда ваш новый начальник позвонит бывшему, то вряд ли он найдет хоть пару добрых слов в ваш адрес. Во-вторых, если вы хотите, чтобы шеф по-настоящему пожалел о вашем увольнении, действовать надо прямо противоположным образом.

Соберите волю в кулак и в последний день тепло попрощайтесь с ним, сказав самые добрые слова. Может быть, он и не позовет вас обратно (что, кстати, не исключено), но наверняка даст отличную характеристику. Неважно, какие отношения у вас были до этой минуты. Как известно, больше всего запоминаются первые и последние слова.

Группа риска

Практика показывает: чаще всего работу теряют люди, имеющие две противоположные психологические установки. Прежде всего это те, кто незаметно для себя стал жить по инерции, кому работа давно не приносит ни морального, ни материального удовлетворения. Но самому положить заявление на стол у бедолаги не хватает смелости. И каждое утро отправляется на работу, как на каторгу. Вот судьба и подбрасывает ему неожиданное разрешение проблемы – в виде сокращения персонала или ротаций, ведущих к увольнению.

Как ни странно, рискуют потерять работу и люди с другой установкой – трудоголики, которые идентифицируют свою жизнь с работой, ставя ее на первое место в шкале жизненных ценностей. Нередко судьба наказывает за подобную однобокость. К тому же слишком ретивый сотрудник нередко вызывает раздражение у начальства: вдруг он окажется профессиональнее своего руководства?

Порочный круг

Лишившись работы, человек получает в свое распоряжение огромное количество свободного времени. Возможно, поначалу это даже радует: наконец-то удастся отдохнуть! Но расслабиться по-настоящему, как правило, не получается. И безработный человек начинает переживать вдруг образовавшуюся в его жизни пустоту. По наблюдениям психологов, подобная ситуация – питательная среда для появления невроза.

Чтобы до этого себя не доводить, специалисты советуют: поиски нового места надо начинать в тот же день, когда вам сообщили об увольнении. Чем больше времени проходит после потери работы, тем сложнее будет ее найти. Отнеситесь к увольнению как к испытанию на прочность, как к экзамену, сдав который вы придете к успеху.

Чем больше действий, тем сильнее отдача

● Сохраняйте прежний ритм и распорядок жизни. Вставайте, завтракайте, обедайте и ужинайте в то же время, что и раньше. Если вы мужчина, непременно брейтесь каждое утро. Если вы женщина, причесывайтесь и наносите легкий макияж.

● Ежедневно что-нибудь делайте для поиска работы: просматривайте сайты в Интернете, рассылайте резюме, изучайте журналы по трудоустройству, ходите на собеседования. Подмечена закономерность: если вы сегодня позвонили не в пять, а в десять фирм, то завтра вы получите звонков в два раза больше, чем в предыдущие дни.

● Свободное время используйте на то, чтобы заняться своим здоровьем. Не смотрите допоздна телевизор, высыпайтесь, не пейте кофе и крепкий чай, обязательно выходите каждый день на улицу. Посетите стоматолога, других врачей, пройдите курс лечения, если нужно. Сделайте все скучные, но необходимые домашние дела, до которых раньше не доходили руки.

Не замыкайтесь

К сожалению, нередко в период вынужденного бездействия у человека портятся отношения с близкими. В первое время ему сочувствуют, но по мере того, как он замыкается, уходит в депрессию, это начинает раздражать окружающих.

● Старайтесь не выключаться из жизни семьи: возьмите на себя какие-то обязанности, которые раньше выполнялись другими, делитесь своими мыслями, обсуждайте домашние проблемы.

● Не пренебрегайте предложением временной работы, продолжая искать постоянную. Если вы себя хорошо зарекомендуете, она может стать постоянной.

Интересно

● Не менее знаменательна история другого известного человека. До того, как прославиться на литературной ниве, он был… бухгалтером. Все изменилось, когда никому не известный мистер Портер был обвинен в растрате и угодил в тюрьму. От тоски и безысходности он принялся писать рассказы. Из тюрьмы он вышел популярным новеллистом, известным под псевдонимом О'Генри.

Вредные советы

7 верных способов потерять работу

1. Не иметь планов.

2. Не поддерживать на должном уровне и не обновлять свои умения и навыки.

3. Не предоставлять никаких результатов.

4. Считать, что вы незаменимы.

5. Окружать себя подхалимами.

6. Забывать воздавать должное другим.

Кстати

Уровень переживаемого стресса зависит и от психологического типа, к которому принадлежит человек. Темпераментные, общительные люди, хотя и воспринимают известие об увольнении тяжело, преодолевают стрессовую ситуацию относительно быстро. Как правило, им хватает двух недель, чтобы освободиться от стресса. Другое дело – люди флегматичные, замкнутые. Стресс развивается у них по нарастающей и растягивается на длительный период.

Время идет, а я все никак не найду работу и начала уже отчаиваться и унывать. Как искать работу более эффективно? Может, все-таки не стоит так цепляться за свой статус? А может, вообще взять и поменять работу кардинально?

Время идет, а я все никак не найду работу и начала уже отчаиваться и унывать. Как искать работу более эффективно? Может, все-таки не стоит так цепляться за свой статус? А может, вообще взять и поменять работу кардинально?

В.И. Суриков. Меньшиков в Березове

В.И. Суриков. Меньшиков в Березове

— Работу можно искать по-разному: через государственные службы занятости, через печатные СМИ, можно сходить на ярмарку вакансий или позвонить по объявлению на уличном столбе. Однако, как свидетельствуют статистические данные опросов, проведенных нашим порталом, на сегодняшний день 73 процента из нескольких тысяч наших респондентов (от 18 до 50 лет) считают самым эффективным способом поиска работы именно интернет. Но нужно знать, что эффективность его будет во многом зависеть от того, насколько тактически грамотно вы будете действовать. Возьмем, к примеру, резюме. Это один из ключевых моментов. Резюме должно быть не очень объемным. Даже если у специалиста большой послужной список, резюме желательно уместить на одной странице. Изложение опыта должно вестись в обратном хронологическом порядке и затрагивать вашу биографию за последние пять-семь, в крайнем случае десять лет. Если же, наоборот, послужной список не очень велик, его можно расширить за счет уточнения круга исполняемых обязанностей, можно подробнее остановиться на конкретных навыках: если знаете иностранный язык, уточните уровень владения; если владеете компьютером, укажите, в каких программах работали, скорость набора и т. д. Конечно, желательно, чтобы вышеперечисленные навыки были применимы и к вашей новой работе. Но в любом случае просто выдержка из трудовой книжки — не лучший вариант резюме.

Если вы рассматриваете возможные варианты работы по нескольким должностям, следует составить отдельное резюме для каждой из них. В идеале хорошо бы адаптировать резюме под каждую вакансию: скорректировать название должности, указать определенный опыт работы, уточнить круг обязанностей. После того как резюме готовы, вы размещаете их на соответствующих кадровых порталах (сайтах).

Когда ваше резюме размещено на сайте, можно приступать и к самостоятельным поискам работы. Конечно, можно сидеть и ждать, когда работодатель сам вас найдет, позвонит по телефону или напишет по электронной почте. Но как показывает практика, активная тактика поиска работы более эффективна. Как известно, на ловца и зверь бежит. Искать интересующие вас вакансии на сайтах можно несколькими способами: по каталогу должностей (для этого выбираются интересующие разделы и должности), по всей базе вакансий (для этого заполняется специальная форма), а также по названию компании, где вы хотели бы работать. Если вы нашли подходящее место работы, отправьте свое резюме непосредственно своему потенциальному работодателю. Будет лучше, если вы его дополните сопроводительным письмом.

Сопроводительное письмо — это еще одна возможность заявить о себе. Как правило, оно пишется в произвольной форме, но должно содержать приветствие-обращение, небольшой рассказ о себе и заключение с вашей контактной информацией. В сопроводительном письме имеет смысл указать какие-то свои особенные качества и способности, которые делают вас наиболее подходящим кандидатом на имеющуюся должность. Также стоит указать, почему вы хотите работать именно в этой организации.

Священник Алексий ДАРАШЕВИЧ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове:

— Позвольте я расскажу, как проблемы трудоустройства решаются в нашей общине. Именно в общине, а не в приходе. Вся разница в том, что члены общины достаточно близко знают друг друга, как в очень большой семье. У нас часто бывает так: звонит мне какой-нибудь наш прихожанин и говорит, что ему в отдел нужен, к примеру, хороший бухгалтер. Я тут же передаю эту информацию своим прихожанам, даже вывешиваю объявления. И как правило, оно быстро находит адресата. По-моему, такой подход к трудоустройству один из самых надежных. Конечно, такое возможно далеко не всегда. Вы скажете, духовник — не кадровое агентство. А с другой стороны — почему нет? Как я могу говорить с человеком о духовных вещах, если не позабочусь о том, чтобы у него был кусок хлеба? Мы же обращаемся с насущными проблемами к Господу: водопровод прорвало или ключи потерялись — помоги, Господи. И Господь занимается этим, и святые молятся, почему же не заниматься жизненными проблемами своих духовных чад священнику? Но это все же скорее из области идеалов. А так я бы посоветовал человеку, который остался без работы, прежде чем искать новую, задать самому себе вопрос: почему так произошло? Ясно одно: это произошло неслучайно.

Возможно, Господь приготовил для человека нечто лучшее. И чтобы получить это лучшее, надо сначала лишиться того, что имеешь. Так бывает, но проверять нужно не это. А нужно в первую очередь задать себе вопрос: почему именно меня уволили, что я сделал не так, в чем моя вина, мой грех? И разобравшись с этим, можно начинать поиски новой работы.

Ситуация с трудоустройством во многом похожа на ту, когда человек хочет выйти замуж или жениться. Связывать себя с первым попавшимся не нужно. Надо молиться, смотреть и искать. Надо определиться, чего ты хочешь в жизни, посоветоваться с духовным отцом. Бывает, что девушка никак не может выйти замуж не потому, что она никому не нравится, а потому, что ее требования слишком высоки. Может, Господь уже неоднократно посылал тебе шанс устроиться на работу, а ты этого просто не чувствуешь и не понимаешь.

Конечно, ты имеешь полное право, не снижая планки требований, позволить себе поискать работу подольше. Но дольше месяца затягивать поиски, на мой взгляд, не стоит. Это уже ненормально, даже если у тебя есть еще средства на жизнь, просто потому, что человек должен трудиться. Если ты не работаешь по соображениям престижа — ключевым фактором являются даже не столько деньги, а именно соображения, как это я займу должность ниже по статусу предыдущей, — это уже гордость. А гордость — это, как известно, грех.

Конечно, можно делать карьеру, и тогда переход на низшую по статусу должность может оказаться ступенькой вниз в твоем карьерном росте. Но подлинная карьера, как правило, зависит не от того, какую должность ты занимал раньше, а от того, насколько ты к той или иной работе готов. Специалисты в своем деле нужны всегда. В принципе, любая работа построена так, что лучшие заметны. Будь лучшим и еще помни о том, что тебя видит Господь. Есть такая поговорка: все деньги у Бога. Не у кассира, не у хозяина фирмы, а у Господа. Также и вопрос карьеры. Если ты хочешь делать карьеру, скажи: Господи, я буду трудиться честно, добросовестно, если тебе угодно, чтобы я поднялся на ступеньку вверх, я буду к этому готов. Сама по себе карьера — это неплохое дело. Другое дело, что может случиться и так, что Божией воли на это не будет.

Так что, мне кажется, если ты не уверен в том, что занимаешься своим делом, все равно нужно прежде, чем что-то менять, приложить настоящие усилия. Ведь если человек не вложил в работу настоящих усилий, ему будет непонятно, стоит ли дальше двигаться в этом направлении или не стоит. А вот уже если и твои труды не принесут плода, то это и будет тебе ответом. Если ты прокопал колодец на полметра, то это еще не значит, что ниже не будет воды. А если копать глубоко, то в результате или получишь чистую струю живительной влаги или убедишься, что там ее действительно нет.

Читайте также: