Язык как основное средство общения людей функции языка права

Обновлено: 04.07.2024

Язык – основное средство человеческого общения – существует только в обществе людей. Связь языка и общества двухсторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определённому уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – лексический – морфологический – синтаксический.

Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню образования, месту проживания, по возрасту, полу и т. д. В соответствии с этим выделяют функциональные разновидности языка. В основе таких разновидностей языка лежит тот факт, что он возник естественным путём и представляет собой систему, которая одновременно необходима индивиду (отдельному человеку) и социуму.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку. Всё живое, так или иначе, общается. Природная функция общения – создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. Язык, с помощью которого общается животный мир, конкретный и простой. Он передаёт информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта.

Следовательно, общение не является изобретением человека, потребность в нём имеет биологическую природу. У людей оно стало играть столь важную роль, что практически получило статус одного из главных видов деятельности, и психологи склонны приравнять потребность в нём к потребности самосохранения.

Общение многогранно и может выполнять разнообразные функции. Основными являются следующие:

1) коммуникативная (от латинского communicatio – сообщать, беседовать), состоит в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная (лат. inter – между, среди, внутри и actio – действие), функция организации взаимодействия, т. е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль их выполнения, влияние на настроение, поведение, убеждения партнёра по общению;

3) перцептивная (лат. perceptio – восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое разделение необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения могут одновременно проявляться различные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его компоненты и каждый четко выполняет отведенную ей роль. Компонентами общения являются:

1) его участники – их называют коммуникантами;

2) предмет общения;

3) его средства (словесные и несловесные).

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Коммуникантов может быть огромное количество, если речь идет о так называемом массовом общении. Однако психологи заметили, что оптимальное количество три – пять человек. Если же в контакт вступает большее количество людей, то они стремятся разбиться на группы.

Второй компонент общения – предмет, проблема, процесс деятельности, который требует рассмотрения, решения, обсуждении.

Мы должны вспомнить о третьем элементе – средствах общения. Они могут быть словесными (вербальными, от латинского от латинского verbalis – словесный) и несловесными (невербальными).

Проблемами общения как особой формы взаимодействия людей занимаются представители различных наук: философы и культурологи, социологи и педагоги, политики и религиозные деятели, психологи и лингвисты.

Лингвистика (от латинского lingua – язык), языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных представителей.

Функции языка

Основные функции языка следующие:

1. Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, то есть сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения, повлиять на адресата, поделиться чувствами и т. д.

2. Когнитивная (лат. cognitio – знание, познание): язык – это орудие мышления и познания.

В самом языке (в значениях слов, устойчивых выражений и т. п), а также в текстах на языке хранится большое количество информации. При этом необходимо учитывать, что в языке нередко отражаются архаические или просто специфические представления о мире, отличные от научных. К примеру, давно известно, что земля вращается вокруг солнца, а мы говорим, что солнце восходит и заходит.

Коммуникативная и когнитивная функция взаимосвязаны. Коммуникация – это обмен мнениями, а многие новые мысли в процессе коммуникации (в т. ч. в процессе чтения книг или восприятия произведений искусства – особые случаи коммуникации).

Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми. Без других людей и знаний, накопленных в ходе развития человечества, индивид способен на немногое.

Есть и частные функции языка. Они выделяют отдельные аспекты коммуникативной и когнитивной функций:

1. Номинативная (назывная): при помощи языка человек даёт названия важных для него объектов действительности. Номинация тесно связана с познанием, поэтому, в частности, появление новых предметов и понятий влечет за собой появление новых слов.

2. Эмоционально-экспрессивная: с помощью языка человек выражает свое субъективно-психологическое отношение к тому, о чем он говорит (эмоции и тому подобное). Междометия (oops, чёрт!) – особый класс слов, который реализует эмоционально-экспрессивную функцию.

3. Регулятивная: с помощью языка можно воздействовать на адресата - побудить его к какому действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопросы и т. д. Ярко реализуется в рекламе, политике.

5. Эстетическая: язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, наоборот, уродливое).

6. Магическая (специфическая реализация регулятивной функции): с помощью языка человек вступает в коммуникацию с Богом, потусторонними силами и т. п. Пример: молитвы, заклинания.

7. Метаязыковая: язык используется для того, чтобы говорить о языке (например, узнавать значение слов, исправлять ошибки, отвечать на экзамене по языкознанию).

Мышление и язык

Человеческая мысль всегда оформлена языком, который представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь – это общение между людьми посредством языка.

Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь достаточна сложна. Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический, выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный, с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Вместе с тем, язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон их единства относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношения языка и мышления в процессах познания и общения может быть разным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между речью и мышлением существуют определённые различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно чётко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка выступают: фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон (звук) и другие.

В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов в их определённости, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нём то, что ранее было сделано мышлением. Причём делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.

В-четвёртых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление влияет на язык. Это осуществляется следующим образом:

· мышление даёт содержательную основу для языка, для речевых выражений;

· мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

· в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепленных в языке, опыта его употребления;

· мышление определяет уровень языковой культуры;

· обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объёма понятий, обоснование новых понятий и т. п.) ведёт к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и тому подобное).

С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:

· язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

· язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства формирования тех или иных мыслей у партнёра, их выражения во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;

· язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;

· язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;

· язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);

· речь выступает как средство тренировки, отработки, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление. Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием языковых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь. Каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Язык занимает особое место среди других общественных явлений благодаря особой роли, которую играет в обществе. Что общего у языка с другими общественными явлениями и чем он от них отличается? Общим является то, что язык - необходимое условие существования и развития человеческого общества. Функции языка, закономерности его функционирования и исторического развития в корне отличаются от других общественных явлений.

Существенным признаком, позволяющим относить язык к разряду общественных явлений, оказывается его способность обслуживать общество. Но язык обслуживает общество иначе. Тот факт, что язык служит обществу, сам по себе еще не является решающим критерием для отнесения языка к разряду общественных явлений. Обслуживать общество могут машины, и даже отдельные явления природы, поставленные на службу человеку. Весь вопрос состоит в том, как язык обслуживает общество и в какой мере он его обслуживает.

Общество - система разнообразных отношений между людьми, принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем определённого общественного статуса, социальных функций и ролей. Язык выполняет в обществе определенные социальные функции.

II. Функции языка

Исследователи языка расходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц, Основная функция языка - быть средством общения. К основным функциям языка относят коммуникативную, когнитивную, кумулятивную (иначе - аккумулятивную). Язык предоставляет людям возможность понять друг друга, наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.

1. Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка.

Коммуникация – это общение, обмен информацией. Язык возник и существует, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Эта функция речи становится возможной для реализации потому что в речи, в используемых в ней словах может храниться информация. Обмениваясь словами, воспринимая их как понятия, которые несут в себе определенную информацию, люди, таким образом, обмениваются содержащимися в этих словах знаниями. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, душевные переживания, волеизъявления, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания.

2. Когнитивная функция языка

Познание, изучение окружающего мира в значительной степени происходит с помощью языка. Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет познавательную или когнитивную, функцию.

3. Кумулятивная (аккумулятивная) функция языка.

Несмотря на различные мнения в вопросе классификации функций языка, все исследователи единодушно сходятся в том, что существуют две бесспорно важных функции, которые язык выполняет в жизни человечества - познавательная и коммуникативная.

III. Взаимосвязь языка и общества.

Раз язык существует только в обществе, он не может не зависеть от общества. Развитие общества стимулирует процесс развития языка и ускоряет или тормозит темпы языковых изменений, способствует перестройке некоторых участников языковой системы, их обогащению новыми элементами. Язык зависит от формы государства и характера экономических формаций. Каждая общественно – экономичекая формация создает определенный жизненный уклад общества, который проявляется в целом комплексе связанных между собой явлений

Общество никогда не было и не будет абсолютно однородным коллективом. В нем наблюдается дифференциация, вызываемая различными причинами.

Это может быть разделение по сословному, классовому, имущественному и профессиональному признаку, которое впоследствии отражается в языке

Социальными факторами, влияющими на развитие языка являются:

• изменение круга носителей языка,

• развитие науки, перемещение народных масс,

• создание новой государственности,

• изменение форм законодательства и делопроизводства и др.

Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе. Проиллюстрируем сказанное примером. После Октябрьской революции происходит процесс демократизации языка: если раньше литературным языком владела в основном буржуазно – дворянская интеллигенция, то теперь к литературному языку начинают приобщаться массы рабочих и крестьян, которые привносят в систему литературного языка свойственные им речевые особенности и навыки.

Это приводит к заимствованию некоторых диалектиктизмов и арготизмов литературным словарем. (Примеры: нехватка, неполадки, смычка т. д.)Возникают новые синомические ряды: нехватка – недостача – дефицит; Связь – контакт – союз – смычка и т. д.

Столь же непрямолинейно, сложно влияние на развитие языка и других социальных факторов. Одним из важных этапов в развитии составляющих его функционально-коммуникативных систем, является переход от капиталистического общества к социалистическому. Рост культуры, развитие всеобщей грамотности, обязательного среднего образования расширяют круг носителей литературного языка, отражаются на его составе и отношениях с другими компонентами (составляющими) общенародного языка.

Социальная дифференциация языка может отражать и расслоение общества. К примеру, особая терминология, обусловленная спецификой. Внешне одинаковые слова в разных профессиях имеют разный смысл. Некоторые различия в языке могут быть связаны с полом говорящих. Так, в языке индейцев яна, живущих в северной Калифорнии (США, одни и те же предметы и явления называются по-разному, в зависимости от того, кто о них говорит — мужчина или женщина.

Влияние развития общества, конкретно-исторических условий жизни народов сказывается и на отношениях между языками. К примеру, в феодальном обществе связь между языками слаба, случаи массового двуязычия, т. е. использования народом или его значительной частью двух (и более) языков, наблюдаются в основном как столкновения языков победителей и побежденных. В капиталистическом обществе связи между носителями разных языков становятся более тесными, отмечаются факты заимствования слов из одного языка в другой, становятся частыми случаи массового двуязычия. Вместе с тем в этот период ярко проявляется неравенство языков, особенно в многонациональных государствах, где специально создаются преимущества языку господствующей нации.

В связи с развитием производительных сил общества, общей культуры науки и техники возникают новые понятия и термины, требующие языкового выражения. Некоторые старые термины нуждаются в новом толковании, расширяется область специальной лексики. Приток новой терминологии сопровождается исчезновением тех терминов, которые не отражают современный уровень развития наук.

Наряду с независящим от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное, воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка. Такое воздействие носит название языковой политики. Языковая политика может касаться самых разных сторон языковой жизни данного общества. К примеру, в многоязычных странах выбор языка или диалекта, который должен стать государственным, осуществляется сознательно, при непосредственном участии власти и других социальных институтов. Сознательна и целенаправленная деятельность специалистов при разработке алфавитов и письменностей для ранее бесписьменных народов. Усовершенствование существующих алфавитов и письменностей, например, неоднократно проводившиеся реформы русской орфографии,— еще один вид вмешательства человека в жизнь языка. Развитие и усложнение языка отчетливо проявляется в развитии в его составе особых функционально-коммуникативных систем, которые обслуживают разные группы носителей языка, что приводит к выделению территориальных и социальных диалектов, литературного языка и других форм реализации языка.

Все эти формы различны и в разные исторические периоды развития человеческого общества, и в разных конкретных социально-исторических условиях существования того или иного языка. Не одинаковы их функции, внутренняя структура и отношения между ними.

Безусловно, никакое социальное воздействие на язык, стихийное или сознательное, не может отменить присущих языку внутренних закономерностей.

Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.

Фольклор как средство сохранения и развития родного языка. Приобщение детей к этнокультурным традициям Особенности современного общества, в котором происходит радикальные перемены, обусловливают не только качественное обновление международных.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Язык – основное средство человеческого общения – существует только в обществе людей. Связь языка и общества двухсторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определённому уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – лексический – морфологический – синтаксический.

Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения общественной структуры отражаются в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню образования, месту проживания, по возрасту, полу и т. д. В соответствии с этим выделяют функциональные разновидности языка. В основе таких разновидностей языка лежит тот факт, что он возник естественным путём и представляет собой систему, которая одновременно необходима индивиду (отдельному человеку) и социуму.

Общение – специфическая форма взаимодействия людей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходимость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку. Всё живое, так или иначе, общается. Природная функция общения – создание наиболее благоприятного фона жизни в суровых условиях приспособления к среде. Язык, с помощью которого общается животный мир, конкретный и простой. Он передаёт информацию об опасности, наличии пищи, возможности полового контакта.

Следовательно, общение не является изобретением человека, потребность в нём имеет биологическую природу. У людей оно стало играть столь важную роль, что практически получило статус одного из главных видов деятельности, и психологи склонны приравнять потребность в нём к потребности самосохранения.

Общение многогранно и может выполнять разнообразные функции. Основными являются следующие:

1) коммуникативная (от латинского communicatio – сообщать, беседовать), состоит в обмене необходимой информацией;

2) интерактивная (лат. inter – между, среди, внутри и actio – действие), функция организации взаимодействия, т. е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль их выполнения, влияние на настроение, поведение, убеждения партнёра по общению;

3) перцептивная (лат. perceptio – восприятие), установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое разделение необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения могут одновременно проявляться различные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его компоненты и каждый четко выполняет отведенную ей роль. Компонентами общения являются:

1) его участники – их называют коммуникантами;

2) предмет общения;

3) его средства (словесные и несловесные).

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Коммуникантов может быть огромное количество, если речь идет о так называемом массовом общении. Однако психологи заметили, что оптимальное количество три – пять человек. Если же в контакт вступает большее количество людей, то они стремятся разбиться на группы.

Второй компонент общения – предмет, проблема, процесс деятельности, который требует рассмотрения, решения, обсуждении.

Мы должны вспомнить о третьем элементе – средствах общения. Они могут быть словесными (вербальными, от латинского от латинского verbalis – словесный) и несловесными (невербальными).

Проблемами общения как особой формы взаимодействия людей занимаются представители различных наук: философы и культурологи, социологи и педагоги, политики и религиозные деятели, психологи и лингвисты.

Лингвистика (от латинского lingua – язык), языкознание – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных представителей.

Функции языка

Основные функции языка следующие:

1. Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, то есть сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения, повлиять на адресата, поделиться чувствами и т. д.

2. Когнитивная (лат. cognitio – знание, познание): язык – это орудие мышления и познания.

В самом языке (в значениях слов, устойчивых выражений и т. п), а также в текстах на языке хранится большое количество информации. При этом необходимо учитывать, что в языке нередко отражаются архаические или просто специфические представления о мире, отличные от научных. К примеру, давно известно, что земля вращается вокруг солнца, а мы говорим, что солнце восходит и заходит.

Коммуникативная и когнитивная функция взаимосвязаны. Коммуникация – это обмен мнениями, а многие новые мысли в процессе коммуникации (в т. ч. в процессе чтения книг или восприятия произведений искусства – особые случаи коммуникации).

Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми. Без других людей и знаний, накопленных в ходе развития человечества, индивид способен на немногое.

Есть и частные функции языка. Они выделяют отдельные аспекты коммуникативной и когнитивной функций:

1. Номинативная (назывная): при помощи языка человек даёт названия важных для него объектов действительности. Номинация тесно связана с познанием, поэтому, в частности, появление новых предметов и понятий влечет за собой появление новых слов.

2. Эмоционально-экспрессивная: с помощью языка человек выражает свое субъективно-психологическое отношение к тому, о чем он говорит (эмоции и тому подобное). Междометия (oops, чёрт!) – особый класс слов, который реализует эмоционально-экспрессивную функцию.

3. Регулятивная: с помощью языка можно воздействовать на адресата - побудить его к какому действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопросы и т. д. Ярко реализуется в рекламе, политике.

5. Эстетическая: язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, наоборот, уродливое).

6. Магическая (специфическая реализация регулятивной функции): с помощью языка человек вступает в коммуникацию с Богом, потусторонними силами и т. п. Пример: молитвы, заклинания.

7. Метаязыковая: язык используется для того, чтобы говорить о языке (например, узнавать значение слов, исправлять ошибки, отвечать на экзамене по языкознанию).

Мышление и язык

Человеческая мысль всегда оформлена языком, который представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные побуждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь – это общение между людьми посредством языка.

Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь достаточна сложна. Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

а) генетический, выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

б) функциональный, с этой точки зрения язык и мышление в их современном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

Вместе с тем, язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон их единства относительно самостоятельна и обладает своими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношения языка и мышления в процессах познания и общения может быть разным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между речью и мышлением существуют определённые различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно чётко это проявляется в выражении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка выступают: фонема, морфема, лексема, предложение, аллофон (звук) и другие.

В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов в их определённости, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нём то, что ранее было сделано мышлением. Причём делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик предметной действительности.

В-четвёртых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.

Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны, мышление влияет на язык. Это осуществляется следующим образом:

· мышление даёт содержательную основу для языка, для речевых выражений;

· мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации;

· в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знаний, закрепленных в языке, опыта его употребления;

· мышление определяет уровень языковой культуры;

· обогащение мышления (изменение и уточнение содержания и объёма понятий, обоснование новых понятий и т. п.) ведёт к обогащению языка (появлению новых слов и словосочетаний, уточнению их смысла и значения и тому подобное).

С другой стороны, язык оказывает влияние на мышление по следующим направлениям:

· язык является средством формирования единиц мысли и их сочетаний во внутренней речи;

· язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства формирования тех или иных мыслей у партнёра, их выражения во внешней речи. Тем самым мысль одного человека становится доступной для других людей;

· язык представляет собой средство для моделирования мысли, работы с мыслью, а также средство моделирования действительности;

· язык предоставляет человеку возможность управлять своими мыслями, так как им придается конкретная форма;

· язык по отношению к мышлению выступает средством воздействия на действительность, прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка (опредмечивание и распредмечивание, объективация и субъективация мышления);

· речь выступает как средство тренировки, отработки, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка и мышления разнообразно и существенно. Они находятся в единстве, имеют определенные различия и оказывают взаимное влияние друг на друга. Главное в этом соотношении: как для мышления необходим язык, так и для языка необходимо мышление. Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием языковых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь. Каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Но при этом даже лингвисту трудно дать четкую трактовку этому термину. Поэтому данный термин имеет огромное количество определений. И каждое из них может считаться правильным.

Флаги различных стран

Сегодня поговорим об общепринятом значении слова, о признаках и функциях языка.

Что такое язык

Котенок

Подключив элементарное образное мышление, догадываемся, что основных значений два: во-первых, это подвижный мышечный орган в ротовой полости, во-вторых,

Такое определение дает Большой академический словарь. В контексте данной статьи нам важна именно вторая трактовка. Впрочем, оба значения связаны между собой метонимически (по смежности). Что интересно, эта тенденция прослеживается не только в русском, но и во многих других языках, по крайней мере индоевропейских (ср. испанское la lengua).

Слова

Большинство остальных значений слова образовались как метафора к первому (это касается и ударной части колокола, и детали обуви, и прочих схожих элементов).

Признаки языка

Широкое трактование языка как семиотической системы позволяет ввести в его рамки многое:

Все это в какой-то мере справедливо. Но в узком значении специалисты характеризируют только язык человеческий. И он имеет такие ключевые признаки:

  1. Звуковой характер. В отличие от прочих семиотических систем именно акустическое выражение – важнейшая характеристика языка человека.
  2. Линейность. Речь (что это?) выстраивается в поток. Мы не можем одновременно произносить несколько звуков, а далее – слов так, чтобы быть понятыми.
  3. Краткосрочность. В отличие от физических сигналов, языковые акты происходят мгновенно и не оставляют следов. Кажущееся исключение – письмо – это возможность фиксации данного акта, которая появилась только в ходе эволюции.
  4. Обратная связь. Тот, кто произносит что-либо, слышит свою речь и может ее контролировать.
  5. Специализация. Произносимые человеком звуки служат исключительно для передачи информации.

Общение

Расширяемость и предрасположенность к языку

Каждый язык имеет потенцию к расширению ради наименования всех явлений, которые окружают сейчас и будут окружать человечество в будущем.

При этом новые синтагмы укладываются в существующие модели. Об этом доступно рассказывает известный современный лингвист Татьяна Владимировна Черниговская:

В связи с ненаследуемостью может быть поднята тема родного языка.

Некоторым кажется, что ребенок рождается с генетической предрасположенностью к своему национальному наречию. Однако это не так.

Да, малыш как губка впитывает то, что слышит от родителей и прочих людей, которые его окружают. Но это всё же изучение.

Лев

Многочисленные исследования, бесчеловечные опыты прошлого, примеры детей-маугли и усыновленных в младенчестве ребят доказывают, что генетика в данном случае не важна.

Функции языка

Трудно переоценить значимость языка в нашей жизни. Как существо социальное, человек будет сильно ограничен, если не сможет пользоваться речью. Ярче всего о значимости языка говорят его основные функции:

    Коммуникативная. Язык используют как важнейшее средство общения, обмена мыслями, передачи любой информации, для воздействия на собеседника.

Мировые языки (как английский, испанский, русский) используются для интеграции планетарного сообщества, для достижения всеобщего взаимопонимания. В то же время национальные языки играют роль в дифференциации – в обособлении и единении народа.

Слова

Такие функции выделяет Т.В.Жеребило. Они признаны большинством лингвистов. Остальные функции (к примеру, экспрессивную или эмотивную) относят к вариантам и стилям языка.

Тема, заданная в названии этой статьи, глубока и обширна. Ученые не одно тысячелетие бьются над разгадкой тайны языка как явления. И каждое из открытий и систематизаций только удаляет от нас секрет этого феномена.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Есть язык, а есть диалект. Например, американский английский и британский английский нельзя рассматривать как два разных языка, хотя между ними существенная разница. Потому что американец и британец без особого труда друг друга поймут.

Читайте также: