Являются ли учителя госслужащими в казахстане

Обновлено: 25.06.2024

Я о Послании Президента Токаева народу Казахстана, в котором он сказал, что с 2020 года начнется сокращение госслужащих: “Высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников”. В том числе и работников в национальных компаниях. То есть к 2024-му планируется сократить 25 процентов “неполезных”?

Со дня Послания прошло больше месяца. Но на сайтах министерств, агентств и комитетов я не нашел ни одной буквы, которая бы говорила о том, как там собираются исполнять поручение главы государства. На моей памяти это четвертая волна оптимизации госаппарата. Но волшебников документооборота, мастеров презентаций, властелинов мыльных пузырей и гроссмейстеров отчетов меньше ни разу не становилось. Ничего они не боятся?

Волна волной, а оклад – по расписанию

Сегодня в Казахстане почти 100 тысяч чиновников на 18 с лишним миллионов казахстанцев. Рекорд был в конце 90-х – почти 127 тысяч на 13,5 миллиона граждан РК (это без МВД и других силовых структур). Ни в одной стране мира тогда не было столько столоначальников на душу населения. А тут еще и мировой кризис грянул! Экономить начали на бюрократах. Но тогда “отряд не заметил потери бойцов”.

С начала нулевых их количество у нас болталось между 95 и 105 тысячами. А отдача от их труда оставалась почти на прежнем уровне. Куда “ушли” неудачников первой волны? В квазисектор, который набирал обороты?

Когда в 2006 году Президент Назарбаев сказал, что госаппарат необходимо сократить на треть, мажилисмен Владимир Нехорошев выдал: “Только чиновники у нас размножаются неполовым путем”.

В точку попал! Потому что всего за год эта армия восстановила свои батальоны.

Тогда же Нурсултан Абишевич дал поручение правительству: “Оно должно внести предложения по поэтапному повышению зарплат госслужащих до уровня, сопоставимого с крупными частными казахстанскими компаниями”. Между прочим, речь шла о том, что это повышение будет сделано за счет сокращения госаппарата. Но что-то не срослось. Почему – другой вопрос.

Третья волна грянула в конце 2009-го. Госаппарат потерял почти 26 тысяч клерков. Но уже через пару лет новые “призывники” заняли освободившиеся места.

В начале 2012 года – аккурат в разгар очередного мирового кризиса – политолог Данияр Ашимбаев заметил: “Армия этих оглоедов после сокращений опять растет. Эффективность этого бардака – налицо… Нашему человеку принципиально важны печать, право лицензировать, разрешать, одобрять, запрещать, контролировать, награждать, казнить и миловать. При этом производительность труда не выросла, прорывные проекты так и не заработали, новые рабочие места оказались липовыми, корпоративные лидеры оказались аутсайдерами, инвестиции не оправдались, но никто из больших чиновников за эти грехи – сколько было освоено и сколько присвоено – никак не ответил”.

Непрофессионализм? Коррупция? Что-то еще?

В 2016–2017 годах – очередная попытка почистить ряды.

Глава фонда “Самрук-Қазына” Ахметжан Есимов изрядно проредил списки своих подчиненных. Заодно избавился от ненужных и полуненужных дочек-внучек-пасынков-зятьев ФНБ. Хороший пример оказался не заразительным. И вот грядет новая волна увольнений.

На первый – четвертый рассчитаются не все?

Опросил в Интернете знакомых экспертов. Ответы получил любопытные:

– Президент Токаев взял курс на цифровизацию Казахстана. Поэтому лишние единицы, которые требуют больших зарплат и социальных пакетов, – обуза для бюджета. Многие функции чиновников передаются или уже переданы в конкурентную среду. Только МВД в рамках программы “Цифровой Казахстан” планирует автоматизировать порядка 90 процентов государственных услуг. Так что сокращение 25 тысяч госслужащих не такая уж большая цифра. Это вообще естественный процесс…

– Сергей, зайдите на сайт Агентства по делам госслужбы – там список свободных вакансий от министерств до комитетов и агентств. Штук сто, наверное. Если эти места до сих пор не заняты, то в первую очередь сократят именно их, а не живых людей. Поэтому рано паниковать. "Сокращать, конечно, нужно. ": правозащитник Евгений Жовтис о грядущих изменениях в МВД

С другой стороны, можно предположить, что вырастет нагрузка на “выживших”. Каким будет качество производимой ими продукции – сейчас трудно сказать…

– В начале года в Нацбюро по противодействию коррупции в два раза сократили управленческие должности. Что-то похожее тогда же началось в министерствах энергетики, юстиции, еще где-то. Сейчас, скорее всего, под раздачу попадут совмещенные должности типа юрист-архивариус, юрист-кадровик. Ну и “синие воротнички”.

Остается открытым вопрос компенсаций уволенным по сокращению: сколько им положат отступных – 3–4 оклада? Больше? Даже в регионах это будут немалые суммы. Какие в столице – не знаю…

– Тут в чем фишка? Сокращение начнется в следующем году и будет идти четыре года. Понятно, что те, кто хочет остаться, пупок рвать будут, потому что, возможно, оклады вырастут вдвое. То есть появился сильный стимул. С другой стороны, не исключаю, что на этой почве в конкуренции могут появиться и негативные аспекты типа подсиживания, подстав, родственных связей и так далее. Вряд ли это будет носить массовый характер. А хорошего специалиста частные компании с руками оторвут, даже если он числится в корпусе “Б”…

– Еще ни одно государство в мире не определилось, сколько реально нужно госслужащих на душу населения, чтобы страна процветала. У нас на 18 с лишним миллионов человек почти 100 тысяч чиновников. В Японии, для сравнения, на 130 миллионов граждан – меньше 100 тысяч. Где в мировом экономическом рейтинге Япония и где мы? Я еще не исключаю фактор коррупции.

Если не ошибаюсь, в прошлом году в Казахстане кресла на нары поменяли больше двух тысяч чиновников. Назовем это естественной убылью. И не факт, что эти вакансии уже полностью заняты…

– Пару лет назад в рейтинге Всемирного экономического форума, который оценивает эффективность работы правительств, Казахстан занял 50 место из 144. В лидерах были Катар, Сингапур, Финляндия, Гонконг, Эмираты. При этом мы оказались выше Бельгии, Франции, Чехии, Испании, Румынии, Италии. Сейчас скатились в седьмой десяток. Возможно, предстоящее сокращение – своевременный и нужный пинок действующему госаппарату. Нельзя работать по старым лекалам…

Конец Чернильных рек и Бумажных берегов?

В этом сентябре в России тоже решили уволить почти 250 тысяч чиновников. Но гораздо стремительнее, чем в Казахстане – всего за год. Первыми в жертву принесут региональных бумагомарак. Поскольку в провинциях они размножаются, как кролики. Залез в Интернет. Оказывается, российский рынок офисной бумаги превысил полмиллиона тонн! Сколько сегодня в Казахстане? Да черт его знает, чем занимаются “макулатурные пахари” в своих кабинетах.

Помнится, лет 15 назад алматинский предприниматель Серик Туржанов сказал, что Казахстан впору переименовать в Кагазстан – бумажную страну, где правит не закон, а бумажка, подписанная каким-то бюрократом.

А теперь – внимание!

Если верить исследованию компании “PriceWaterhouse Coopers”, в любой стране мира и в любой компании (независимо от формы собственности) ежегодно теряется 7-8 процентов бумажных документов. 10-15 процентов не бывает востребовано вообще и никогда. Но средства на их хранение из госбюджета все равно выделяют. Зачем? Никто объяснить не может. Во сколько это обходится – тем более.

В конце 90-х годов пунктуальные немцы подсчитали: на любой документ объемом в один лист в госструктурах потом производят в среднем 12–15 листов. Мертвый груз, который отправляют на помойку. Если не займет место на стеллажах и в шкафах, где про него благополучно забудут уже через неделю-две. Мыши все-таки рожают гору. Наши канцелярские крысы совершают этот подвиг ежедневно. А налогоплательщики оплачивают деятельность этих “горняков”. В прошлом году внутренний документооборот вырос почти в полтора раза – это официальная статистика. Нормально?

Поэтому – да здравствует Цифровизация! Ну и Сокращение штата ей в помощь.

Останутся лучшие?

В армии Древнего Рима практиковали наказание – децимацию. Утеря в битве штандарта, отступление и бегство карались казнью каждого десятого воина когорты и центурии. Не важно: бился ли этот солдат отважно, а его соратник вовремя сбежал с поля битвы, но потом вернулся в строй. Построили личный состав. Стал десятым по счету? – Голова с плеч! Суровое сокращение кадров. Но этот воспитательный эффект почти триста лет давал свои плоды. Тогда Римская империя стала самой могущественной державой в Европе и частично в Азии. Но потом погрязла в коррупции и разврате. И стала жертвой варваров.

У нас в жертву принесут каждого четвертого, а не десятого. Жестоко? Расслабуха – не для нас: Возможна ли 4-дневная рабочая неделя в Казахстане

А сколько госпрограмм, написанных чиновниками, удалось реализовать на самом деле? Сколько денег было распилено-разворовано? Сколько в реальности было создано новых предприятий и рабочих мест?

Ну да, посадили несколько сотен коррупционеров за воровство на несколько лет. Кто-то вообще сумел откупиться от посадки несколькими миллионами тенге. Но не убили же?

Обратил внимание на один факт: сколько бы ни сокращали госслужащих в последние годы – десятками тысяч же! – а количество безработных в стране оставалось на одном уровне: чуть менее 5 процентов. Куда они деваются, эти сокращенные? Или иногда они возвращаются на место совершения достижений?

Мне все-таки интересно: насколько вырастет наш госаппарат после его сокращения к 2024 году?

Справка “КАРАВАНА”

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский еще лет 50 назад заметил: “Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть соразмерен с работой, со своим назначением. Что не работает – то балласт. Что бесполезно – то вредно. Сокращать надо не “единицы” – звенья. Не людей – функции… Чиновники – принцип матрешки: откроешь большую – внутри поменьше. И дальше – до умопомрачения. А для развития новых управленческих технологий требуется меньше рядовых исполнителей”.

Категории должнотей и зарплата госслужащих рк на 2022 год

Вашему вниманию представляется информация по зарплатам госсслужащих в Казахстане в виде списка категорий административных государственных должностей и диапазона зарплат для каждой категории соответственно на 2022 год. Найти актуальные вакансии на госслужбу можно с помощью данного сервиса.

Тарифная сетка государственных служащих РК актуальна с учетом последнего повышения зарплаты.

Категории и заработные платы государственных служащих РК

Категория Должность Размер зарплаты
от до
Администрация Президента Республики Казахстан
А-1 Инспектор 363 319 490 030
А-2 Консультант 314 830 424 728
А-3 Эксперт 280 674 378 893
А-4 Референт 239 086 322 262
Аппараты палат Парламента Республики Казахстан
Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан
Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан(аппарат Верховного Суда Республики Казахстан)
Аппарат Конституционного Совета Республики Казахстан
Управление делами Президента Республики Казахстан
Аппарат Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета
Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции
В-1 Заместитель руководителя структурного подразделения 552 500 869 631
В-2 Помощник, советник Премьер-Министра Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Верховного Суда Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан

Помощник, советник Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан

Главный инспектор Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан

Управления делами Президента Республики Казахстан

Помощник, советник Руководителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан

Помощник, советник Управляющего делами Президента Республики Казахстан, председателей Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции

Помощник заместителя Председателя Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник руководителя аппарата Палаты Парламента Республики Казахстан

Помощник руководителя аппарата Верховного Суда Республики Казахстан

Директор департамента (Кроме ведомств центральных исполнительных органов Национального центра по правам человека)

Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Поверенный в делах

Заместитель постоянного представителя при международной организации

Помощник, советник первого руководителя центрального исполнительного органа, пресс-секретарь

Первый секретарь загранучреждения

Советник Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Первый секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан

Второй секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Третий секретарь Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Вице-консул генерального консульства

Атташе Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Референт Министерства иностранных дел Республики Казахстан и загранучреждения

Заведующий канцелярией областного и приравненного к нему суда

Руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (за исключением подразделения, осуществляющего правоохранительную деятельность

Заместитель руководителя аппарата маслихата

Заведующий аппаратом (секретариатом) Ассамблеи народа Казахстана

Помощник, советник акима области, столицы, города республиканского значения

НУР-СУЛТАН. 1 ЯНВАРЯ - В Казахстане начинается сокращение штатной численности в государственных органах. Соотвествующее постановление 9 декабря 2021 года подписал премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Как отмечается в постановлении, изменятся лимиты штатной численности местных исполнительных органов и предельное число заместителей акимов областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также лимиты штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений. Постановление устанавливает изменение лимитов под специальным грифом "для служебного пользования".

Также в постановлении указано: центральным и местным исполнительным органам "в срок до 1 января 2022 года провести работу по сокращению штата в соответствии с лимитами штатной численности, указанными в приложениях 1 и 3 к настоящему постановлению, согласно законодательству Республики Казахстан".

В срок с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года провести работу по сокращению штатной численности в соответствии с лимитами штатной численности, указанными в приложениях 2 и 4 к настоящему постановлению, согласно законодательству Республики Казахстан", - отмечается также в документе.

Кроме того, центральным и местным исполнительным органам поручается привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.

Комментарии

Тугжанов возглавит комиссию для рассмотрения ситуации в Мангистауской области

НУР-СУЛТАН. 3 ЯНВАРЯ - Заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов возглавит комиссию в Актау для рассмотрения социально-экономической ситуации в Мангистауской области, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Как сообщили в пресс-службе премьер-министра РК, 4 января утром Ералы Тугжанов, министр энергетики Магум Мирзагалиев и председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин вылетят в Актау.

Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле.

Распоряжением премьер-министра РК Аскара Мамина создана Правительственная комиссия для рассмотрения социально-экономической ситуации в Мангистауской области.

Министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев в ходе брифинга прокомментировал ситуацию с ценами на сжиженный газ в Мангистауской области.

Аким Мангистауской области встретился с митингующими

ЖАНАОЗЕН. 3 ЯНВАРЯ - Аким Мангистауской области Нурлан Ногаев встретился с автовладельцами, требующими снижения цен на сжиженный газ в Жанаозене, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Нурлан Ногаев разъяснил собравшимся меры, принятые правительством по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева в отношении ценообразования на сжиженный газ, сообщает пресс-служба акима области.

Глава региона сообщил, что владельцы АЗС области в рамках социальной ответственности бизнеса в инициативном порядке приняли решение о снижении стоимости газа с 120 тенге до 85-90 тенге за литр.

Будут осуществлены системные меры по обеспечению долгосрочной стабильности цен путем установления ценовых коридоров и недопущению спекулятивного роста цен на газ. Агентством по защите и развитию конкуренции в отношении собственников АГЗС начато расследование на предмет ценового сговора", - сказал Нурлан Ногаев.

Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле.

Распоряжением премьер-министра РК Аскара Мамина создана Правительственная комиссия для рассмотрения социально-экономической ситуации в Мангистауской области.

Министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев в ходе брифинга прокомментировал ситуацию с ценами на сжиженный газ в Мангистауской области.

В Казахстане производители сжиженного газа перешли на электронные торги. До перехода на ЭТП цена на сжиженный нефтяной газ была убыточной для производителей, так как отпускалась по цене ниже своей себестоимости. На январь 2022 года поставщики приобрели у производителей для Мангистауской области 17 406 тонн сжиженного нефтяного газа (96,5% от выделенного по Плану поставки). Так, средняя оптовая цена на январские поставки сжиженного газа в Мангистаускую область составила 133 126 тенге/тонна или 78 тенге/литр. При этом розничная цена в городах Актау, Жанаозен, а также в Мангистауском районе составила 100-120 тенге/литр.

По поручению президента правительство примет меры по ситуации в Жанаозене

НУР-СУЛТАН. 3 ЯНВАРЯ - Распоряжением премьер-министра РК Аскара Мамина создана Правительственная комиссия для рассмотрения социально-экономической ситуации в Мангистауской области, передает KAZAKHSTAN TODAY.

В целях исполнения поручения главы государства правительством будет реализован пакет мер по урегулированию цены на сжиженный нефтяной газ, сообщает пресс-служба главы кабмина.

Агентством по защите и развитию конкуренции в отношении собственников АЗС начато расследование на предмет ценового сговора. На данный момент собственниками АЗС Мангистауской области, в рамках социальной ответственности бизнеса, в инициативном порядке принято решение о снижении стоимости газа с 120 до 85-90 тенге за литр.

Будут реализованы системные меры по обеспечению долгосрочной ценовой стабильности и недопущению спекулятивных скачков цен на газ путем установления ценовых коридоров.

Правительство, акимат Мангистауской области совместно с органами прокуратуры примут меры по правовой оценке произошедших событий, связанных с нарушением общественного порядка.

Напомним, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле.

В Казахстане производители сжиженного газа перешли на электронные торги. До перехода на ЭТП цена на сжиженный нефтяной газ была убыточной для производителей, так как отпускалась по цене ниже своей себестоимости. На январь 2022 года поставщики приобрели у производителей для Мангистауской области 17 406 тонн сжиженного нефтяного газа (96,5% от выделенного по Плану поставки). Так, средняя оптовая цена на январские поставки сжиженного газа в Мангистаускую область составила 133 126 тенге/тонна или 78 тенге/литр. При этом розничная цена в городах Актау, Жанаозен, а также в Мангистауском районе составила 100-120 тенге/литр.

Президент подписал поправки по вопросам развития конкуренции

НУР-СУЛТАН. 3 ЯНВАРЯ - Как сообщает пресс-служба Акорды, глава государства подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции", передает KAZAKHSTAN TODAY.

В ходе обсуждения законопроекта депутатами сената внесены изменения в Предпринимательский кодекс в части исключения требования по получению согласия Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан при создании государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, а также при расширении и изменении осуществляемых ими видов деятельности.

Токаев поручил правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене

НУР-СУЛТАН. 3 ЯНВАРЯ - Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Twitter прокомментировал ситуацию в Жанаозене, передает KAZAKHSTAN TODAY.

Дал поручение правительству срочно рассмотреть ситуацию в Жанаозене с учетом экономической целесообразности, в правовом поле. Демонстранты не должны нарушать общественный порядок", - написал глава государства.

Он добавил, что граждане имеют право публично высказывать требования к местным и центральным властям, но делать это следует в соответствии с законодательством, в частности, с законом о мирных собраниях.

В Казахстане производители сжиженного газа перешли на электронные торги. До перехода на ЭТП цена на сжиженный нефтяной газ была убыточной для производителей, так как отпускалась по цене ниже своей себестоимости. На январь 2022 года поставщики приобрели у производителей для Мангистауской области 17 406 тонн сжиженного нефтяного газа (96,5% от выделенного по Плану поставки). Так, средняя оптовая цена на январские поставки сжиженного газа в Мангистаускую область составила 133 126 тенге/тонна или 78 тенге/литр. При этом розничная цена в городах Актау, Жанаозен, а также в Мангистауском районе составила 100-120 тенге/литр.

В Казахстане хотят провести ревизию законов

НУР-СУЛТАН. 2 ЯНВАРЯ - Премьер-министр РК Аскар Мамин ответил на депутатский запрос касательно разработки и принятия законодательных актов, направленных на обеспечение баланса между уровнями правовой регламентации, передает KAZAKHSTAN TODAY.

"Пунктом 10 общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий" (утвержден указом президента Республики Казахстан от 14 сентября 2020 года № 413) предусмотрено мероприятие "Реализация в рамках Концепции правовой политики положений, направленных на изменение законодательства в части обеспечения баланса между детализированной правовой регламентацией и гибкостью принятия управленческих решений". В связи с чем реализация этих задач заложена в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной указом президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674", - написал Аскар Мамин в своем ответе.

По его словам, в Концепции предусмотрено, что "в целях обеспечения баланса между уровнями правовой регламентации и гибкостью принятия управленческих решений необходимо провести ревизию законов на предмет выявления детализированных норм, которые необходимо пересмотреть, предоставить отдельным государственным органам дискреционные полномочия для принятия подзаконных нормативных правовых актов с единовременным установлением целей принятия, принципов и механизмов контроля за законностью таких актов, а также предусмотреть упрощенный порядок принятия нормативного правового акта".

В настоящее время Министерством юстиции совместно с Администрацией Президента прорабатывается проект Плана действий по реализации Концепции, в котором предусмотрены проведение анализа по выявлению излишних детализированных норм в законах и рассмотрение целесообразности их пересмотра, а также проработка вопроса принятия подзаконных нормативных правовых актов.

Таким образом, разработка и принятие соответствующих законодательных актов будут осуществлены после проведения анализа по поднимаемому вопросу", - отметил премьер-министр.

В части обеспечения стабильности законов сообщаю, что Правительством внесены изменения в Правила по проведению правового мониторинга, регламентирующие вопросы подготовки анализа степени стабильности законодательства (постановление Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2021 года № 544), которые позволят оценивать эффективность принятых нормативных правовых актов государственными органами", - заключил Мамин.

Я о Послании Президента Токаева народу Казахстана, в котором он сказал, что с 2020 года начнется сокращение госслужащих: “Высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников”. В том числе и работников в национальных компаниях. То есть к 2024-му планируется сократить 25 процентов “неполезных”?

Со дня Послания прошло больше месяца. Но на сайтах министерств, агентств и комитетов я не нашел ни одной буквы, которая бы говорила о том, как там собираются исполнять поручение главы государства. На моей памяти это четвертая волна оптимизации госаппарата. Но волшебников документооборота, мастеров презентаций, властелинов мыльных пузырей и гроссмейстеров отчетов меньше ни разу не становилось. Ничего они не боятся?

Волна волной, а оклад – по расписанию

Сегодня в Казахстане почти 100 тысяч чиновников на 18 с лишним миллионов казахстанцев. Рекорд был в конце 90-х – почти 127 тысяч на 13,5 миллиона граждан РК (это без МВД и других силовых структур). Ни в одной стране мира тогда не было столько столоначальников на душу населения. А тут еще и мировой кризис грянул! Экономить начали на бюрократах. Но тогда “отряд не заметил потери бойцов”.

С начала нулевых их количество у нас болталось между 95 и 105 тысячами. А отдача от их труда оставалась почти на прежнем уровне. Куда “ушли” неудачников первой волны? В квазисектор, который набирал обороты?

Когда в 2006 году Президент Назарбаев сказал, что госаппарат необходимо сократить на треть, мажилисмен Владимир Нехорошев выдал: “Только чиновники у нас размножаются неполовым путем”.

В точку попал! Потому что всего за год эта армия восстановила свои батальоны.

Тогда же Нурсултан Абишевич дал поручение правительству: “Оно должно внести предложения по поэтапному повышению зарплат госслужащих до уровня, сопоставимого с крупными частными казахстанскими компаниями”. Между прочим, речь шла о том, что это повышение будет сделано за счет сокращения госаппарата. Но что-то не срослось. Почему – другой вопрос.

Третья волна грянула в конце 2009-го. Госаппарат потерял почти 26 тысяч клерков. Но уже через пару лет новые “призывники” заняли освободившиеся места.

В начале 2012 года – аккурат в разгар очередного мирового кризиса – политолог Данияр Ашимбаев заметил: “Армия этих оглоедов после сокращений опять растет. Эффективность этого бардака – налицо… Нашему человеку принципиально важны печать, право лицензировать, разрешать, одобрять, запрещать, контролировать, награждать, казнить и миловать. При этом производительность труда не выросла, прорывные проекты так и не заработали, новые рабочие места оказались липовыми, корпоративные лидеры оказались аутсайдерами, инвестиции не оправдались, но никто из больших чиновников за эти грехи – сколько было освоено и сколько присвоено – никак не ответил”.

Непрофессионализм? Коррупция? Что-то еще?

В 2016–2017 годах – очередная попытка почистить ряды.

Глава фонда “Самрук-Қазына” Ахметжан Есимов изрядно проредил списки своих подчиненных. Заодно избавился от ненужных и полуненужных дочек-внучек-пасынков-зятьев ФНБ. Хороший пример оказался не заразительным. И вот грядет новая волна увольнений.

На первый – четвертый рассчитаются не все?

Опросил в Интернете знакомых экспертов. Ответы получил любопытные:

– Президент Токаев взял курс на цифровизацию Казахстана. Поэтому лишние единицы, которые требуют больших зарплат и социальных пакетов, – обуза для бюджета. Многие функции чиновников передаются или уже переданы в конкурентную среду. Только МВД в рамках программы “Цифровой Казахстан” планирует автоматизировать порядка 90 процентов государственных услуг. Так что сокращение 25 тысяч госслужащих не такая уж большая цифра. Это вообще естественный процесс…

– Сергей, зайдите на сайт Агентства по делам госслужбы – там список свободных вакансий от министерств до комитетов и агентств. Штук сто, наверное. Если эти места до сих пор не заняты, то в первую очередь сократят именно их, а не живых людей. Поэтому рано паниковать. "Сокращать, конечно, нужно. ": правозащитник Евгений Жовтис о грядущих изменениях в МВД

С другой стороны, можно предположить, что вырастет нагрузка на “выживших”. Каким будет качество производимой ими продукции – сейчас трудно сказать…

– В начале года в Нацбюро по противодействию коррупции в два раза сократили управленческие должности. Что-то похожее тогда же началось в министерствах энергетики, юстиции, еще где-то. Сейчас, скорее всего, под раздачу попадут совмещенные должности типа юрист-архивариус, юрист-кадровик. Ну и “синие воротнички”.

Остается открытым вопрос компенсаций уволенным по сокращению: сколько им положат отступных – 3–4 оклада? Больше? Даже в регионах это будут немалые суммы. Какие в столице – не знаю…

– Тут в чем фишка? Сокращение начнется в следующем году и будет идти четыре года. Понятно, что те, кто хочет остаться, пупок рвать будут, потому что, возможно, оклады вырастут вдвое. То есть появился сильный стимул. С другой стороны, не исключаю, что на этой почве в конкуренции могут появиться и негативные аспекты типа подсиживания, подстав, родственных связей и так далее. Вряд ли это будет носить массовый характер. А хорошего специалиста частные компании с руками оторвут, даже если он числится в корпусе “Б”…

– Еще ни одно государство в мире не определилось, сколько реально нужно госслужащих на душу населения, чтобы страна процветала. У нас на 18 с лишним миллионов человек почти 100 тысяч чиновников. В Японии, для сравнения, на 130 миллионов граждан – меньше 100 тысяч. Где в мировом экономическом рейтинге Япония и где мы? Я еще не исключаю фактор коррупции.

Если не ошибаюсь, в прошлом году в Казахстане кресла на нары поменяли больше двух тысяч чиновников. Назовем это естественной убылью. И не факт, что эти вакансии уже полностью заняты…

– Пару лет назад в рейтинге Всемирного экономического форума, который оценивает эффективность работы правительств, Казахстан занял 50 место из 144. В лидерах были Катар, Сингапур, Финляндия, Гонконг, Эмираты. При этом мы оказались выше Бельгии, Франции, Чехии, Испании, Румынии, Италии. Сейчас скатились в седьмой десяток. Возможно, предстоящее сокращение – своевременный и нужный пинок действующему госаппарату. Нельзя работать по старым лекалам…

Конец Чернильных рек и Бумажных берегов?

В этом сентябре в России тоже решили уволить почти 250 тысяч чиновников. Но гораздо стремительнее, чем в Казахстане – всего за год. Первыми в жертву принесут региональных бумагомарак. Поскольку в провинциях они размножаются, как кролики. Залез в Интернет. Оказывается, российский рынок офисной бумаги превысил полмиллиона тонн! Сколько сегодня в Казахстане? Да черт его знает, чем занимаются “макулатурные пахари” в своих кабинетах.

Помнится, лет 15 назад алматинский предприниматель Серик Туржанов сказал, что Казахстан впору переименовать в Кагазстан – бумажную страну, где правит не закон, а бумажка, подписанная каким-то бюрократом.

А теперь – внимание!

Если верить исследованию компании “PriceWaterhouse Coopers”, в любой стране мира и в любой компании (независимо от формы собственности) ежегодно теряется 7-8 процентов бумажных документов. 10-15 процентов не бывает востребовано вообще и никогда. Но средства на их хранение из госбюджета все равно выделяют. Зачем? Никто объяснить не может. Во сколько это обходится – тем более.

В конце 90-х годов пунктуальные немцы подсчитали: на любой документ объемом в один лист в госструктурах потом производят в среднем 12–15 листов. Мертвый груз, который отправляют на помойку. Если не займет место на стеллажах и в шкафах, где про него благополучно забудут уже через неделю-две. Мыши все-таки рожают гору. Наши канцелярские крысы совершают этот подвиг ежедневно. А налогоплательщики оплачивают деятельность этих “горняков”. В прошлом году внутренний документооборот вырос почти в полтора раза – это официальная статистика. Нормально?

Поэтому – да здравствует Цифровизация! Ну и Сокращение штата ей в помощь.

Останутся лучшие?

В армии Древнего Рима практиковали наказание – децимацию. Утеря в битве штандарта, отступление и бегство карались казнью каждого десятого воина когорты и центурии. Не важно: бился ли этот солдат отважно, а его соратник вовремя сбежал с поля битвы, но потом вернулся в строй. Построили личный состав. Стал десятым по счету? – Голова с плеч! Суровое сокращение кадров. Но этот воспитательный эффект почти триста лет давал свои плоды. Тогда Римская империя стала самой могущественной державой в Европе и частично в Азии. Но потом погрязла в коррупции и разврате. И стала жертвой варваров.

У нас в жертву принесут каждого четвертого, а не десятого. Жестоко? Расслабуха – не для нас: Возможна ли 4-дневная рабочая неделя в Казахстане

А сколько госпрограмм, написанных чиновниками, удалось реализовать на самом деле? Сколько денег было распилено-разворовано? Сколько в реальности было создано новых предприятий и рабочих мест?

Ну да, посадили несколько сотен коррупционеров за воровство на несколько лет. Кто-то вообще сумел откупиться от посадки несколькими миллионами тенге. Но не убили же?

Обратил внимание на один факт: сколько бы ни сокращали госслужащих в последние годы – десятками тысяч же! – а количество безработных в стране оставалось на одном уровне: чуть менее 5 процентов. Куда они деваются, эти сокращенные? Или иногда они возвращаются на место совершения достижений?

Мне все-таки интересно: насколько вырастет наш госаппарат после его сокращения к 2024 году?

Справка “КАРАВАНА”

Знаменитый публицист Анатолий Аграновский еще лет 50 назад заметил: “Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть соразмерен с работой, со своим назначением. Что не работает – то балласт. Что бесполезно – то вредно. Сокращать надо не “единицы” – звенья. Не людей – функции… Чиновники – принцип матрешки: откроешь большую – внутри поменьше. И дальше – до умопомрачения. А для развития новых управленческих технологий требуется меньше рядовых исполнителей”.

Читайте также: