Являются ли официальными источниками правовой информации спс консультантплюс гарант кодекс и др

Обновлено: 30.06.2024

Справочная правовая система КонсультантПлюс является самой популярной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2014 г.). Систему КонсультантПлюс используют в качестве надежного помощника многие специалисты: юристы, бухгалтеры, руководители организаций, а также специалисты государственных органов, ученые и студенты. В ней содержится огромный массив справочной правовой информации.

В Пижанской центральной районной библиотеке в конце 2004 года были установлены базы Консультанта Плюс в рамках некоммерческого проекта поддержки российских библиотек. И теперь все желающие могут свободно найти нужную информацию в имеющихся у нас базах, которые постоянно обновляются.

В настоящее время в СПС КонсультантПлюс представлены следующие разделы:

  • законодательство;
  • судебная практика;
  • финансовые и кадровые консультации;
  • консультации для бюджетных организаций;
  • комментарии законодательства;
  • формы документов;
  • проекты нормативных правовых актов;
  • международные правовые акты;
  • правовые акты по здравоохранению;
  • технические нормы и правила.

Существуют специализированные системы КонсультантПлюс для бухгалтера, кадровика, юриста, работников бюджетных, строительных, медицинских организаций, для малого бизнеса.

Виды информации в системе

В СПС КонсультантПлюс включаются документы следующих видов:

Отдельно в КонсультантПлюс представлены сервисы для составления и проверки документов:

Поиск информации в системе

В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. Основные инструменты поиска в системе – Быстрый поиск (работает по аналогии с поисковой строкой в интернет-поисковиках), Карточка поиска (возможен расширенный поиск по реквизитам), Правовой навигатор (поиск по ключевым словам). Поиск в программе адаптирован под поиск именно правовой информации и учитывает профессиональную лексику (например, упрощенка) и распространенные сокращения (НДФЛ, ККТ). К основным поисковым инструментам и к наиболее востребованной информации доступ реализован прямо из Стартового окна системы. Поиск в самом документе можно осуществлять по оглавлению или по тексту. Важная информация к документу размещена на правой панели рядом с текстом. Вся информация представлена удобно и наглядно:

  • всегда ясно, действует документ или нет;
  • к каждому абзацу/статье подобраны разъясняющие материалы, к которым можно перейти по кнопке i на полях;
  • есть примечания об особенностях применения документа;
  • по ссылкам можно перейти в упоминаемые документы;
  • переход к Путеводителям КонсультантПлюс позволяет получить подробные разъяснения по вопросу;
  • можно быстро получить и сравнить редакции документа.

Все документы из КонсультантПлюс можно сохранять, копировать, печатать, отправлять по электронной почте, делать закладки в текстах.

Доступ к системе

Это круглосуточный оперативный доступ ко всем кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов и справочным материалам. По расписанию доступна расширенная база документов. Вся информация в приложении ежедневно обновляется, всегда доступны актуальные редакции документов.

Приложение работает в двух режимах: онлайн и офлайн. Для работы без выхода в интернет (в режиме офлайн) можно заранее сохранить на устройство до 100 документов с круглосуточным доступом. Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств (смартфонов и планшетов), смартфонов на Windows Phone, планшетов на Windows.

Помимо правовой информации содержит современные учебники по праву, финансам, экономике и бухучету (более 170 книг).

Приложение доступно для: iPhone/iPad, Android-устройств.

На официальном сайте разработчик представляет бесплатный доступ к ряду своих баз (возможны ограничения в зависимости от времени суток). Также КонсультантПлюс ежегодно выпускает ограниченные бесплатные версии своей системы для вузов, школ и т. д.

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства". В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, "Эталон", которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она "ЮСИС", позже название поменялось на "АРМ „Юрист"". Изучение сайта компании "Интралекс", производителя "Юриста", показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на "АРМ "Юрист" не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС "Гарант", которая разрабатывалась научно-производственным объединением "Вычислительная математика и информатика". Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО "ВМИ" стало выпускать СПС "Консультант плюс", разработчики же "Гаранта" отделились и образовали компанию "Гарант-Сервис". Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом "Консультант" перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у "Гаранта" счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, "Кодекс". Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, "санитарных норм", конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС "Референт". Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у "Референта" является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение "премиум" и "дополнительной" лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели "Референта" сделали попытку написать нечто вроде "базы знаний", упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС "Право.ру" ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая "не зарекаться от тюрьмы". Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна "докомпьютерная" народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто "знает, где найти". Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством "настоящего юриста". Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме "нормативки" в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. "Консультант" с "Гарантом" при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии "Гарант" предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У "Консультанта" полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под "блоком" или "банком документов" что-то свое. Количество документов в "банке" тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, "Законодательство Брянской области", то все ясно, но вот по названию "Помощник кадровика: Эксперт" (один из тарифов "Кодекса") непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта", "Гаранта", а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика "пробных установок", когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как "количество документов": некоторые производители считают "отдельными документами" разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у "Кодекса" напоминает подход "Референта": пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а "за трафик": каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит "в ноль"…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у "Право.ру" такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию "Право.ру" получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, "Право.ру" создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, "дедовский" способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у "Консультанта" можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у "Консультанта" основным способом поиска до сих пор является "расширенный", когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в "Гаранте".

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска "мутирует" от громоздких "карточек" с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики "Кодекса", именующие свой поиск "интеллектуальным": по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в "Право.ру" — это кнопка "развернуть", позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в "Кодексе".

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В "Консультанте", к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В "Право.ру" фильтрация осуществляется по видам документов, от "федерального законодательства" до "комментариев и консультаций". Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый "поиск по ситуации", когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым "тегам", с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В "Консультанте" инструмент такой сортировки называется "правовым навигатором", а в "Гаранте" тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в "избранное", простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными "партнерами" обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не "на ходу", то "на коленке" уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как "Право.ру". Над ними не довлеет "наследие прошлого" в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Значение справочно-правовых систем для современного гражданского общества трудно переоценить. В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем. Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов.

Содержание

Введение
1. Место и роль СПС
1.1 Справочно-правовые системы
1.2 Распространение правовой информации
2. Основные СПС России
2.1 КонсультантПлюс
2.2 Гарант
2.3 Кодекс
3. Состав и Содержание справочного фонда
4. Энциклопедии, справочники, словари
4.1 Специальные энциклопедические издания
4.2 Основные виды справочников
4.3 Виды словарей
5. Методика поиска фактографический информации
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Справочно-инф сис-мы.docx

2.1 КонсультантПлюс

Компания "КонсультантПлюс", образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс - самой распространенной СПС (по исследованию ВЦИОМ 2010 г.). Система КонсультантПлюс содержит свыше 6 800 000 документов.

Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами КонсультантПлюс являются более 300 000 организаций во всех регионах страны.

Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Карточка поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа. Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

Начиная с 1997 года с выходом новых версий Microsoft Windows все программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС, которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft (Windows 95/98/Mе/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:

• корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;

• оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так и в сети;

• обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями Microsoft Windows и др.

Все пользователи КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс включает:

• установку и настройку систем;

• оперативное обновление информации;

• обучение работе с системами;

• консультирование по вопросам работы с системами;

• горячую линию информационно-технической поддержки;

• поиск документов по индивидуальным заказам;

• замену программных версий систем.

Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

2.2 Гарант

• формирование индивидуального информационно-правового комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;

• регулярное обновление информации;

• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;

• ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.

2.3 Кодекс

• поиск по ситуации;

• интегрированные поисковые сервисы

В комплекс сервисных услуг входят установка и обновление систем, консультирование пользователей по работе с системой, экспресс-обучение пользователей, горячая линия. Поставка систем производится в локальной и сетевой версиях.

3. Состав и Содержание справочного фонда

Таким образом, в официальных определениях СБА и СПА выделены разные функции: в первом случае - пропагандистско-педагогическая (оценочная), во втором - поисковая. В этом - ограниченность обоих определений. Для того чтобы они были более точными, их содержание следует объединить в одном определении.

В самом общем смысле СБА библиотеки представляет собой не только средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности библиотеки, всей работы с читателями.

СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно-библиографического фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек.

В составе СБА обычно выделяют:

  • фонд справочных изданий; фактографические поисковые системы;
  • каталоги;
  • библиографические издания и картотеки (базы данных); архив выполненных справок;
  • единый алфавитно-предметный указатель или ключ к СБА.

Такой состав СБА - результат его длительного исторического развития. Первоначально в него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания, библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках.

В условиях постоянных изменений в российском законодательстве многим специалистам просто необходим непрерывный доступ к актуальной правовой информации. Во-первых, возможность в любое время обращаться к правовым актам позволяет специалистам всегда быть в курсе последних изменений в законодательстве. Во-вторых, чем шире спектр открытой для человека правовой информации, тем более серьезно и обстоятельно он может подойти к решению различных задач, учитывая при этом все детали и нюансы их правового регулирования.

ольше узнать о российском законодательстве и умело использовать полученные знания помогают компьютерные справочные правовые системы (СПС). С ними работают юристы, бухгалтеры, финансовые специалисты, топ-менеджеры многих организаций, а также ученые-правоведы, преподаватели, студенты и даже школьники. СПС стали обязательным инструментом современного профессионала. Отечественный рынок СПС, как и любой другой, имеет свою историю, ключевых игроков, развивается по определенным законам — об этом и пойдет речь в данной статье.

История развития рынка СПС

СПС иностранного производства

За рубежом компьютерные СПС появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк (ИБ) системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до 8 дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США — LEXIS — началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985-го — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 года — и английские судебные прецеденты.

В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, FLITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии — ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — Credos; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURIDIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

Отечественные СПС

В начале 1990-х годов, когда начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, остро встал вопрос доступа организаций и граждан к правовой информации. В то время правовая информация была рассредоточена по разным ведомствам, публиковалась частично и в различных источниках. Именно тогда возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации и предоставляли широкие возможности работы с текстами.

Следует отметить, что рынок компьютерных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки. По своим технологическим характеристикам и объему включаемой информации ведущие российские СПС не только не уступают, но и по некоторым показателям превосходят зарубежные аналоги.

Современный российский рынок СПС

КонсультантПлюс

Справочная правовая система КонсультантПлюс содержит широкий спектр правовой информации (свыше 1 млн. 600 тыс. документов). Этот массив документов включает:

Рис. 1

Вся информация в системе КонсультантПлюс достоверна и надежна: нормативные акты поступают из официальных источников (федеральных и региональных органов власти и управления) на основе прямых договоров об информационном сотрудничестве. Кроме того, налажены тесные связи непосредственно со специалистами Минфина, ФНС России и других государственных органов, а также с независимыми экспертами-профессионалами, которые специально для СПС готовят авторские комментарии, разъяснения и статьи на актуальные темы.

Карточка поиска системы позволяет искать информацию по реквизитам документов (вид документа, принявший орган, дата принятия, номер документа, дата регистрации в Минюсте, название документа). Также поиск можно проводить по тематике, по любым словам и словосочетаниям из текста документа (рис. 2). Осенью текущего года, по словам разработчиков, планируется внедрить в СПС новые возможности, которые позволят в десятки раз ускорить поиск документов по любым фразам из их названия и текста.

Рис. 2

Быстро находить основные документы по интересующей пользователя проблеме помогает правовой навигатор — средство интеллектуального поиска документов. Правовой навигатор состоит из двух столбцов: в правом расположены ключевые понятия, а в левом — группы, которые объединяют близкие ключевые понятия. Пользователь отмечает галочкой необходимые понятия, и система строит список документов по этому вопросу. Правовой навигатор эффективно дополняет возможности карточки поиска.

Выделим основные возможности работы с правовой информацией в системе КонсультантПлюс:

2. Возможности для быстрого изучения документа. Прежде всего это постатейное иерархическое оглавление к каждому документу, из которого можно быстро перейти к соответствующему фрагменту текста, и наоборот. Существует ретроспектива редакций всех изменяющихся документов — благодаря этому пользователь обладает полной информацией о состоянии законодательства на любой момент времени.

Путеводитель по ссылкам позволяет выбирать необходимую редакцию документа при переходе в него по ссылкам из текстов авторских материалов и судебных решений. Пользователь определяет, в какую редакцию переходить по ссылке — в действующую или в ту, которая была действительна на момент подготовки консультации или принятия судебного решения.

В тексты документов можно вносить комментарии. Это делает аналитическую работу пользователя более наглядной и удобной для восприятия. Комментарии пользователя в тексте документа сохраняются в системе, в том числе при переносе текста в MS Word и при печати документа, а при необходимости их можно отключить от просмотра на экране.

Для удобства пользователей тексты документов также содержат примечания с важной информацией о применении документа или отдельных его частей.

Пользователь может сохранять любые документы из системы КонсультантПлюс в привычном формате Microsoft Word. Также непосредственно во время работы можно перенести в Word текст изучаемого документа или его фрагмент. Таким образом легко готовить, например, текст договора, взяв за основу текст из системы КонсультантПлюс.

4. Удобное сохранение результатов работы. Система предоставляет широкие возможности работы с папками, содержащими подборки интересующих пользователя документов, и с закладками, которыми отмечаются важные фрагменты текста. В одну папку можно сохранять различные виды информации (нормативные документы, комментарии, консультации, формы деловых бумаг и др.), а с помощью закладок зафиксировать свой комментарий к фрагменту текста. Папками можно обмениваться с коллегами — предусмотрена функция экспорта/импорта папок и закладок. При подготовке собственных документов на основе информации из системы применяются специальные инструменты для выделения, копирования и переноса в Word фрагментов текста.

Система КонсультантПлюс разработана с применением современных профессиональных средств программирования — она создана на базе Microsoft Visual C++ с использованием библиотеки Microsoft Foundation Classes. Это программное обеспечение является фактическим стандартом для разработки сложных систем и предоставляет широкий доступ к использованию возможностей Windows. При создании КонсультантПлюс использовалась 32-разрядная программная платформа, обеспечивающая оперативное — за несколько минут — обновление информации в системе, высокое быстродействие всех операций с базой данных как при поиске документов, так и при построении списков связанных между собой документов, а также целый ряд других сервисных возможностей и настроек.

Начиная с 1997 года с выходом новых версий Microsoft Windows все программные продукты КонсультантПлюс сертифицируются на совместимость с ними. Система КонсультантПлюс — единственная на российском рынке СПС, которая получила логотипы на совместимость со всеми версиями ОС Microsoft (Windows 95/98/Mе/2000/XP). Наличие логотипов указывает, что система:

• корректно и стабильно работает в среде Microsoft Windows;

• оптимально подходит для работы как на отдельном компьютере, так и в сети;

• обеспечивает эффективное взаимодействие с различными приложениями Microsoft Windows и др.

Все пользователи КонсультантПлюс получают постоянную сервисную поддержку. Комплекс сервисных услуг КонсультантПлюс включает:

• установку и настройку систем;

• оперативное обновление информации;

• обучение работе с системами;

• консультирование по вопросам работы с системами;

• горячую линию информационно-технической поддержки;

• поиск документов по индивидуальным заказам;

• замену программных версий систем.

Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс — крупнейшая сервисная сеть, работающая на отечественном рынке информационно-правовых услуг. В настоящее время сеть КонсультантПлюс состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах России, и более чем из 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах.

Гарант

Рис. 3

Рис. 4

• формирование индивидуального информационно-правового комплекта для каждого пользователя. Сегодня разработаны специальные предложения для бухгалтеров, юристов, руководителей, а также для строительных, фармацевтических и медицинских организаций;

• регулярное обновление информации;

• поиск редких документов по индивидуальным запросам пользователей;

• ежедневные и еженедельные бесплатные мониторинги законодательства.

Кодекс

Рис. 5

• поиск по ситуации;

• интеллектуальный поиск (разработчики понимают под ним возможность запроса в свободной форме с указанием даты принятия, номера документа и ключевых слов из названия или текста документа; в ходе поиска система самостоятельно анализирует данный запрос и выдает список документов, отсортированных по степени их близости к контексту запроса (от 1 до 100));

• атрибутный поиск (поиск по заданным характеристикам — название, номер, вид документа);

В комплекс сервисных услуг входят установка и обновление систем, консультирование пользователей по работе с системой, экспресс-обучение пользователей, горячая линия. Поставка систем производится в локальной и сетевой версиях.

Положение на рынке

Можно утверждать, что за последние годы рынок справочных правовых систем в России сложился и является классическим зрелым рынком. Практически любой специалист, работающий с законодательством, использует компьютерные правовые системы в своей работе.

В последнее время разработчики СПС, чтобы иметь объективное представление о положении компании на рынке, становятся инициаторами исследований. Более того, исследования рынка обычно проводятся также и для того, чтобы оценить мнение клиентов, выявить достоинства и недостатки продуктов и сервиса, наметить пути развития компании.

Результаты этих исследований подтвердили лидирующее положение на рынке СПС КонсультантПлюс. По различным оценкам, от 70 до 79% российских компаний, использующих в своей работе справочные правовые системы, работают именно с КонсультантПлюс. Как видно из результатов исследований, доли рынка соответствуют абсолютным показателям численности клиентов, заявленным самими компаниями — разработчиками СПС.

Перспективы развития рынка СПС


Заключение

сновные пользователи СПС — это бухгалтеры, юристы, менеджеры — одним словом, все специалисты, которые серьезно и регулярно работают с правовой информацией, профессионалы независимо от отрасли. В этом смысле студент юридического или экономического факультета тоже профессионал, поскольку он очень активно работает с правовой информацией. И благодаря тому, что на российском рынке СПС имеется несколько действительно сильных игроков, предлагающих собственные варианты систем, эти профессионалы имеют возможность выбора. В том числе возможность выбора программной технологии, с помощью которой можно эффективно искать необходимые документы и работать с ними. Как показывает изучение рынка, СПС — это одна из самых сильных, прогрессивных и высокотехнологичных отраслей на стыке ИТ и законодательства. И достижения разработчиков СПС служат подтверждением этому.

Читайте также: