Являются ли анекдоты объектами авторского права

Обновлено: 30.06.2024

Анастасия Ивлеева не только известная телеведущая, но и популярный блогер. У нее 13 млн подписчиков в Инстаграм и успешное шоу на YouTube, которое регулярно смотрят миллионы человек / Instagram @_agentgirl_

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт. Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.

$432 500

Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.

Право на творчество в соцсетях

Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях. Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).

Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.

О чем спор

Нейросеть-модератор

Альтернатива защите авторских прав в соцсетях post factum – запрет на загрузку контента, нарушающего авторские права. Это возможно с помощью снятия цифровых отпечатков – характерных признаков файлов, идентифицирующих их копии, считает Янковский. Ряд сервисов используют цифровые отпечатки добровольно. Например, YouTube в ContentID.

Важен баланс интересов пользователей и платформ, считает директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе. Важно различать смежные права на создаваемую платформой базу данных (подразумевают запрет неавторизованного извлечения и последующего использования материалов из базы данных) и авторские права на пользовательский контент (такие права, как правило, принадлежат пользователю).

Творчество с искусственным интеллектом

Эксперты выделяют три категории объектов, которые только обсуждаются в контексте интеллектуальной собственности: творчество искусственного интеллекта, права на автоматически собранную информацию и на большие данные (big data).

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

Блокчейн для прав

Одно из решений для защиты прав на интеллектуальную собственность – цифровые сервисы фиксации данных на основе блокчейна, говорит Вадим Субботин, руководитель отдела разработки проекта MoviesChain by tvzavr (платформа, напрямую связывающая независимых кинематографистов со зрителями). Например, технология распределенного реестра дает доступ к актуальной информации об интеллектуальной собственности любому пользователю интернета без участия третьих лиц, это обеспечивает безопасность, прозрачность и доказуемость прав, объясняет он. Так, через личный кабинет блокчейн-платформы MoviesChain by tvzavr правообладатель может получить статистику о своем контенте в режиме реального времени. MoviesChain работает по принципу, заложенному в IPChain, объясняет Кричевский. Работающие на основе IPChain сервисы максимально расширили возможности для защиты интеллектуальной собственности, говорит он: задепонировать, защитить и вовлечь в экономический оборот любые объекты позволяет сервис n’RIS, а цифровое патентование осуществляет Online Patent.

Возможность использовать цифровые сервисы фиксации прав – большой шаг навстречу интеграции современных технологий в правовую среду и дополнительный инструмент для защиты интеллектуальных прав, говорит Костыра. Впрочем, отмечает она, такие сервисы пока нуждаются в популяризации.


Что делать, если скопировали ваши тексты с сайта, как использовать чужой текст и не получить штраф, и какие законы защищают авторское право.

В статье:

Совместно с магистром частного права и адвокатом Дарьей Третьяковой мы подготовили цикл статей об авторском праве: что нужно знать веб-мастерам, чтобы защищать свои права и избегать штрафов.

Первая статья цикла об авторском праве на текст — без заумных терминов на примерах знакомых веб-мастерам ситуаций.

Что можно считать текстом в законе об авторском праве

Закон в России защищает авторов любого творчества — текста, музыки или изображений. Основные правила содержатся в четвертой части Гражданского кодекса РФ, отдельные нормы встречаются в Кодексе РФ об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе РФ.

Юристы обычно указывают на несколько основных моментов:

Рерайт, компиляция, реферат тоже считаются отдельными результатами творческого труда, авторы этих произведений обладают правами на них.

Если конкурент выпустит статью на тему, которую вы придумали первым, предъявить ему за использование вашей идеи не получится, как и за блог в той же концепции, что и ваш.

Кому принадлежат права на текст

Создатель произведения считается автором и не может передать это право кому-то другому или отказаться от него. Договора, в котором автором назначается другой человек, не имеют юридической силы.

По российскому законодательству права авторства возникают автоматически после создания произведения, поэтому такие фразы указывать не обязательно. Отсутствие запрета на копирование материалов не будет разрешением на их использование.

В некоторых других странах, например, в США, без такого указания автору будет сложнее защитить свои права: копипастер сможет утверждать, что нарушил авторские права не намеренно, а по незнанию.

Как правильно заказать текст для сайта

Многие владельцы сайтов не пишут тексты самостоятельно, а заказывают их на бирже у специалистов. Представим, что вы решили заказать SEO-текст для сайта и обратились к копирайтеру, а тот написал статью.

Независимо от содержания договора автор текста — тот, кто его написал, в этой ситуации копирайтер. Ему принадлежат две группы прав:

    Личные неимущественные права — право авторства и право на имя.

Этими правами автор может распоряжаться по своему усмотрению и передавать их другим лицам. Статья 1270 Гражданского кодекса содержит обширный перечень таких прав, причем этот перечень не закрытый.

Использование текста, которое может разрешить автор:

Полный перечень действий с объектом авторского права — ГК РФ Статья 1270. Исключительное право на произведение

Первая группа прав — личные неимущественные — не регулируются договорами и неотчуждаемы. В договоре прописывают исключительные права на использование произведения — то, как заказчик может использовать текст.

Как заключать договор с копирайтером

Заключите договор, когда заказываете текст у копирайтера, так вы обезопасите себя от претензий со стороны автора. Есть несколько вариантов оформления договора заказчика текста и копирайтера.

Вариант 1: договор об отчуждении исключительного права

По такому договору все исключительные права перейдут заказчику текста насовсем. Вы сможете выкладывать текст на своем сайте, переводить на другие языки, публиковать в прессе, ставить по нему радиоспектакли или делать что-то еще. При этом вам не нужно будет каждый раз заново договариваться с автором и доплачивать ему гонорар. Указать автором себя или кого-то другого вы не сможете даже в этом случае.

Вариант 2: лицензионный договор

Если автор не хочет отдавать вам все права или просит за это слишком много, можно заключить лицензионный договор. По лицензионному договору передается только часть прав: например, право на доведение до всеобщего сведения в виде размещения на сайте. При этом вы не сможете делать с текстом что-то еще, что в договоре не указано: переводить, печатать текст на буклетах.

Лицензия в таком договоре может быть двух видов:

  • простая: копирайтер оставляет за собой право заключать договоры на использование текста с кем-то еще;
  • исключительная: права, перечисленные в договоре, передаются только вам и никому больше. Если автор разрешил вам выкладывать текст на сайт и записывать по нему подкасты, то никому больше разрешить то же самое он не может.

Заключая лицензионный договор, нужно подумать над тем, для чего вам может понадобиться текст, и включить все необходимые полномочия сразу. Если вы что-то упустите, то потом без согласия автора делать этого не сможете.

Договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор заключают в отношении уже готового текста.

Вариант 3: договор авторского заказа

Если текст еще только предстоит написать, то заранее с автором можно заключить договор авторского заказа. По его условиям автор обязуется написать текст и передать на него либо все исключительные права, как в договоре об отчуждении исключительного права, либо право на использование текста в определенных пределах, как в лицензионном договоре.

Если не заключать договор

Если вы опубликуете у себя текст, не имея договора с автором, это будет считаться нарушением исключительного права на произведение. За это законом предусмотрена строгая ответственность.

Копирайтер может воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Взыскать с вас все убытки, размер которых сможет доказать.
    Делать это сложно, поэтому авторы обычно не идут по такому пути.
  2. Взыскать с вас двойную стоимость права на использование произведения или двойную стоимость контрафактных экземпляров произведения.
    Если автор достаточно известный и за свой текст обычно берет 50 тысяч рублей, то с вас он взыщет 100 тысяч рублей.
  3. Взыскать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
    Компенсация назначается за каждый факт нарушения, например, за каждую статью, опубликованную на сайте без согласия автора. Сколько именно взыскать — 10 тысяч, 100 тысяч или 5 миллионов — в каждом конкретном случае решает суд. Чаще всего российские суды взыскивают минимальную сумму, но вам может и не повезти.

Размер компенсации указан в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ:

«В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
ГК РФ Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

Что еще может грозить нарушителю помимо имущественных потерь:

  1. Блокировка от Роскомнадзора, если на сайте размещен чужой контент.
  2. Уголовная ответственность вплоть до лишения свободы, если своими действиями вы причинили автору крупный ущерб от 100 тысяч рублей или особо крупный от миллиона рублей.

Нарушение рассматривается в Уголовном кодексе, если оно повлекло за собой убытки в крупном размере:

«Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
УК РФ Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав (часть 2)

Срок наказания возрастает, если убытки были в особо крупном размере начиная от миллиона рублей:

Эти статьи действуют в случае, когда кто-то нарушает исключительное право на произведение, к примеру, копирует текст на свой сайт без разрешения.

Если не платить копирайтеру

Ситуации с оплатой зависят от содержания договора заказчика и копирайтера.

Представим, что по договору право на использование произведения вам перешло сразу после его написания. Вы разместили текст на сайте, но по каким-то причинам не заплатили копирайтеру. В этом случае автор может взыскать с вас деньги по суду или потребовать расторжения договора в судебном порядке. После расторжения договора текст вы использовать уже не сможете.

Если по условиям договора исключительное право переходит к вам только после оплаты, вы не можете размещать текст, пока не заплатите исполнителю. Это будет считаться нарушением исключительного права и повлечет за собой ответственность.

Если текст копирайтера не нравится заказчику

Допустим, вы заключили договор авторского заказа, по которому автор обязуется написать для вас текст. Текст написан, но его качество вам не нравится, поэтому размещать его на сайте и платить за работу копирайтера вы не хотите.

В этой ситуации вы рискуете оказаться втянутым в сложный судебный спор: качество текста — это не качество чайника, у которого можно увидеть брак или сопоставить заявленный и фактический материал. Доказать недостатки текста очень сложно. В договоре авторского заказа постарайтесь заранее прописать все требования к тексту, которые можно хоть как-то формализовать и измерить.

Что делать, если скопировали текст с вашего сайта

Допустим, вашему конкуренту не захотелось тратить деньги и заказывать текст у копирайтера. Ему понравилась статья на вашем сайте, он скопировал материал и разместил в своем блоге. Если он скопировал статью в коммерческих целях, то даже указание вашего авторства не сделает копипаст законным.

Двести тысяч за четыре статьи

Разрешение на публикацию она не давала, ссылок на источник копипастеры тоже не поставили. Предприниматель обратилась в арбитражный суд, который постановил, что компания использовала тексты для стимулирования продаж, то есть для извлечения прибыли.

Суд постановил выплатить 150 тысяч рублей компенсации за нарушение авторского права — за то, что компания разместила текст автора без его согласия, и 50 тысяч компенсации морального вреда — за то, что авторство не было указано. Кроме того, с ответчика взыскали 35 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 4 370 рублей расходов по нотариальному обеспечению доказательств.

Как бороться с копипастером

Если вашему конкуренту захотелось разместить текст с вашего сайта на своем ресурсе, он должен получить согласие того, кому принадлежит исключительное право. Для этого он должен был связаться с автором текста — копирайтером, или с вами, если копирайтер продал вам исключительное право на использование текста.

Если кто-то присвоил себе авторство вашего текста, то это плагиат. Вы можете через суд доказать, что в действительности являетесь автором, и потребовать компенсацию морального вреда. В России обычно присуждают небольшие суммы, но если незаконные действия причинили вам крупный ущерб (более 100 тысяч рублей), то за плагиат предусмотрена уголовная ответственность.


Что делать, если кто-то выложил текст без вашего разрешения:

  1. Зафиксировать факт нарушения. Сейчас популярным и надежным способом фиксации будет нотариальный осмотр сайта. Такие услуги раньше считались экзотикой, но сейчас этим занимаются многие нотариусы.
  2. Обратиться за защитой своих прав:
  • за взысканием убытков или денежной компенсации в суд;
  • за блокировкой сайта нарушителей в Роскомнадзор;
  • за привлечением нарушителя к уголовной ответственности в полицию, если незаконные действия причинили вам крупный ущерб.

Размеры компенсаций указаны в Статье 1301 Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение исключительного права на произведение.

Как копировать чужие тексты законно

Условия для свободного использования текста:

  1. Цель копирования — образование и обсуждение.
    Использовать чужое произведение можно с научной, критической, полемической, информационной или учебной целью.
  2. Выборочное цитирование.
    Объем заимствованного текста должен быть оправдан целью, то есть речь идет не о сплошном копипасте, а о приведении отрывков для иллюстрации какой-то мысли.
  3. Указание автора и источника.
    Обязательно следует указывать автора текста и источник заимствования, откуда был взят текст. В источнике указывают публикацию в печатном издании или ссылку на сайт.

Правообладатель может запретить копировать полные тексты новостей, указав на сайте или в печатном издании, что копирование без согласия автора не допускается. Но даже с таким указанием можно использовать фрагменты, которые подходят под условия для свободного использования текста.

Какие законы читать об авторском праве

Подробная информация о правах автора, отчуждении прав, штрафах и компенсациях за нарушение есть в Гражданском и Уголовном кодексах:

Добрый день! Я хочу создать группу в сети ВК. Возникли вопросы, в которых не могу разобраться самостоятельно.

Я нарушу права, если выложу понравившуюся цитату, абзац или тесты из книги, указав источник? (ведь так делают многие сайты).

Будут ли нарушены права, если выложу анекдоты и притчи, находящиеся в интернете в свободном доступе (в том числе и в подобных группах) авторы которых не известны?

Группа в будущем будет монетизироваться.

ГК РФ Статья 1272. Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения
Если оригинал или экземпляры произведения правомерно введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением случая, предусмотренного статьей 1293 настоящего Кодекса.

ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

А относительно неизвестного автора:

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам; другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
6. Не являются объектами авторских прав:

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Неизменность данных на сайте n’RIS гарантируется технологией блокчейн. Объекту интеллектуальной собственности присваивается уникальный идентификатор

Читайте также: