Является ли свобода открытого моря правовым обычаем

Обновлено: 30.06.2024

Внимание: статья написана не позже 1984 года. К сожалению, редактору не удалось найти ничего более позднего на эту тему. Интерес вызван последним заседанием Бильдербергского клуба в Стамбуле (Бильдерберг-2007, Стамбул, краткий отчет), на котором США вынудили все-таки признать Коныенцию по морскому праву. А также в связи с ресурсными обеспокоенностями западных стран в последнее время. Фыва.

Формирование принципа свободы открытого моря относят к XV—XVIII вв., когда развернулась острая борьба крупных феодальных, государств — Испании и Португалии, разделивших моря между собой, со странами, в которых уже развивался капиталистический способ производства — Англией, Францией, а затем Голландией. В этот период были, предприняты попытки обоснования идеи свободы открытого моря.1 На рубеже XVI и XVII вв. русские дипломаты писали правительству Англии:

Свобода открытого моря не может быть абсолютной, т. е. предполагающей неограниченные действия государств в морском пространстве. Г. Гроций писал, что открытое море не может быть предметом завладения со стороны государств, частных лиц; одни государства не должны препятствовать его использованию другими. Содержание принципа свободы открытого моря постепенно расширялось и обогащалось. Первоначально его элементами, имеющими самостоятельное значение (как менее обобщенные принципы), считались свободы судоходства и рыболовства.2

Свобода судоходства означает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или внутриконтинентальным, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Эта свобода всегда распространялась как на торговое, так и на военное мореплавание.

Свобода рыболовства — это право всех государств на то, чтобы их юридические и физические лица занимались рыболовством в открытом море. В связи с усовершенствованием орудий лова в содержание данного принципа постепенно вошла обязанность государств искать пути к сотрудничеству по охране живых ресурсов открытого моря.3 В последней трети XIX в. сформировался новый элемент свободы открытого моря — свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. В первой четверти XX в. в международном воздушном праве утвердился принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушное пространство над его территорией и одновременно с этим принцип свободы полетов летательных аппаратов (как гражданских, так и военных) над открытым морем.

К концу XIX — началу XX в. относится становление принципа свободы научных исследований в открытом море. Его соблюдение создает реальные возможности для сотрудничества государств при использовании Мирового океана в различных целях в интересах каждого из них и всего международного сообщества в целом.

В данный перечень включены две свободы, не фигурировавшие в Женевской конвенции об открытом море: свобода научных исследований и свобода возводить, искусственные острова и установки. Это объясняется бурным развитием науки и техники, обеспечившим новые возможности для использования открытого моря. Указание на право создавать установки, лишь допускаемые международным правом, лишний раз подчеркивает, что осуществление государствами этой свободы не может приводить, к нарушению основных принципов международного права, в частности, принципа запрещения применения силы или угрозы силой. На искусственных островах и установках не может размещаться ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения.5 При использовании этой свободы, как и других свобод открытого моря, следует исходить из совмещения различных видов деятельности государств в открытом море. Поэтому недопустимо создание искусственных островов и установок на морских путях, имеющих, например, важное значение для международного судоходства.

Свободы судоходства, полетов и прокладки подводных кабелей и трубопроводов, действуют и в создаваемых в соответствии с Конвенцией 1982 г. 200-мильных экономических зонах. Так, согласно ст. 58 Конвенции в экономической зоне все государства пользуются свободами, указанными в ст. 87 и другими правомерными с точки, зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, в частности связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов, подводных кабелей и трубопроводов.

Таким образом, все государства, осуществляющие свободу рыболовства, одновременно придают важное значение сохранению живых ресурсов открытого моря.

В новой Конвенции ООН по морскому праву, как и в Женевской конвенции об открытом море, подтверждается, что все государства осуществляют рассмотренные свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря (п. 2 с. 87). Это означает, что ни одно государство, пользуясь какой-либо свободой открытого моря; не должно препятствовать осуществлению этой же или какой-либо другой свободы всеми другими государствами.

Юрисдикцию прибрежного государства в отношении морских научных исследований в экономической зоне ограничивают следующие положения Конвенции 1982 г. При обычных обстоятельствах прибрежное государство дает согласие на проведение другими государствами и компетентными международными организациями морских научных исследований в своей экономической зоне и на своем континентальном шельфе исключительно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. И лишь в строго установленных случаях прибрежное государство может по своему усмотрению отказать в согласии на проведение научных исследований, в частности, если научно-исследовательский проект имеет непосредственное значение для разведки и разработки живых и минеральных ресурсов зоны самим: прибрежным государством (п. п. 3 и 6 ст. 246 Конвенции).

Прибрежное государство обладает исключительным правом создания и использования в экономической зоне искусственных островов и сооружений лишь в отношении разрешения и регулирования создания, эксплуатации и использовании искусственных островов. Что же касается установок и сооружений, то исключительное право распространяется лишь на установки и сооружения, предназначенные для экономических целей, а также те, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в его зоне (ст. 58 и 60 Конвенции 1982 г.). Для создания же иных установок и сооружений (например, для морской археологической разведки) получение разрешения, на наш взгляд, не требуется.

Свобода открытого моря — универсальный принцип международного права, рассчитанный на применение всеми государствами, независимо от их социально-экономических систем, величины, экономического развития или географического положения.

В современных условиях принцип свободы открытого моря действует как обычная императивная норма общего международного права, обязательная для всех государств независимо от их участия в Конвенции 1982 г. В ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров говорится о норме договора, которая может стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права. Международный обычай становится нормой права, если в результате повторяющихся действий государств возникает правило, которому они следуют, и если происходит согласование воль государств о признании обычая юридически обязательным для них.

Во время работы III Конференции ООН по морскому праву сформировалось как обычная норма международного права модифицированное правило о содержании свободы открытого моря. Удалось установить и равновесие между правами прибрежного государства и правами других государств в экономической зоне, т. е. достигнуть компромисса в вопросе о ее правовом статусе и правовом режиме. Вплоть до завершения работы Конференции и подписания Конвенции эти положения, по существу, не подвергались изменению, что свидетельствует о единообразном подходе к ним всех участников Конференции.

Становление и утверждение указанных норм происходило, таким образом, в результате повторяющихся действий государств, и они были приняты на Конференции на основе консенсуса, позволяющего в максимальной степени учесть и сбалансировать интересы всех государств и добиться высокой степени согласования их воль о признании этих норм юридически обязательными. Этому способствовала законодательная практика государств, которые в своих законах об экономической зоне воспроизводят основные конвенционные нормы. Включение таких положений в законодательные акты многих государств не вызывает протестов со стороны других стран. И наоборот, всякие отступления от них встречают возражения других государств. Следовательно, правомерность этих актов в настоящее время оценивается исходя из содержания норм, сформулированных в Конвенции и признаваемых обязательными для всех государств в качестве международно-правовых обычаев. Значение новой Конвенции в том, что она четко определила содержание новых обычно-правовых норм и уточнила содержание действующих правил, относящихся к деятельности государств по исследованию и использованию Мирового океана в различных целях.

Наконец, свобода открытого моря — основной принцип международного морского права. С момента оформления в качестве обычной нормы международного права принцип свободы открытого моря оказывал влияние на становление и утверждение иных принципов и норм, ставших в дальнейшем основой международного морского права как отрасли общего международного права. К ним относятся: суверенитет прибрежного государства над территориальными водами, включая право мирного прохода через них иностранных судов; свобода прохода всех судов через международные проливы, соединяющие две части открытого моря; архипелажный проход по морским коридорам и пролет по воздушным коридорам, установленным государством-архипелагом в своих архипелажных водах, и др.

Принцип свободы открытого моря служит надежной правовой гарантией против любых попыток прибрежных государств распространить свой суверенитет на обширные морские пространства, объявляемые экономическими зонами.

* Доктор юридических наук, профессор Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

1 Подробнее см.: Молодцов С. В. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа. М., 1960. С. 8—24.

2 Колодкин А. Л. Мировой океан: Международно-правовой режим. Основные проблемы. М., 1973. С. 68.

3 Гуреев С. А. Свобода открытого моря // Советское государство и право. 1982. 3. С. 104—110.

4 Подробнее см.: Коломбос Д. Международное морское право / Пер с англ. М., 1975. С. 57—58.

5 Молодцов С. В. Правовой режим морских вод. М., 1982. С. 142 — 143.

6 Jaenicke G. Die Aufteilung der Schatze des Meeres // Aktuelle Fragen des Seerechts. Gottingen, 1980. S. 49.

Государства - Стороны настоящей Конвенции,

желая кодифицировать постановления международного права, касающиеся открытого моря,

признавая, что заседавшая в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года Конференция Объединенных Наций по вопросам морского права приняла нижеследующие постановления как носящие общий характер декларации установленных принципов международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Слова "открытое море" означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства.

Статья 2

Открытое море открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Свобода открытого моря осуществляется в условиях, определяемых настоящими статьями и другими нормами международного права. Она включает, в частности, как для прибрежных, так и для неприбрежных государств:

1) свободу судоходства,

2) свободу рыболовства,

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы,

4) свободу летать над открытым морем.

Все государства осуществляют эти свободы, равно как и другие свободы, признанные в соответствии с общими принципами международного права, разумно учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

Статья 3

1. Государства, не имеющие морского берега, для того чтобы пользоваться свободой морей на равных правах с прибрежными государствами, должны иметь свободный доступ к морю. Для этой цели государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют:

а) государству, не имеющему морского берега, на основе взаимности, свободный путь через свою территорию и

б) судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств, доступ к морским портам и использованию этих портов.

2. Государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, решают по общему соглашению с этим последним и с учетом прав прибрежного государства или государства, через территорию которого совершается транзит, а также особых условий, в которых находится государство, не имеющее морского берега, все вопросы, относящиеся к свободе транзита и равенства в пользовании портами, если такие государства не являются уже сторонами действующих международных конвенций.

Статья 4

Каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или нет, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Статья 5

1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Между данным государством и данным судном должна существовать реальная связь; в частности, государство должно эффективно осуществлять в области технической, административной и социальной свою юрисдикцию и свой контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство выдает судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом, соответствующие документы.

Статья 6

1. Суда должны плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в международных договорах или в настоящих статьях, подчиняются его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода собственности или изменения регистрации.

2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 7

Постановления предыдущих статей не затрагивают вопроса о судах, состоящих на официальной службе какой-либо межправительственной организации и плавающих под флагом этой организации.

Статья 8

1. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

2. В настоящих статьях слова "военный корабль" означают судно, принадлежащее к военно-морским силам какого-либо государства и имеющие внешние знаки, отличающие военные корабли его национальности, находящиеся под командой офицера, состоящего на государственной службе, имя которого занесено в список офицеров военно-морского флота, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Статья 9

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой правительственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государств, не являющихся государством флага.

Статья 10

1. Каждое государство обязано принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море судов, плавающих под его флагом, в частности, в том, что касается:

а) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения,

б) комплектования и условий труда экипажей судов, с учетом подлежащих применению международных актов, касающихся вопросов труда,

с) конструкции, оснащения судов и их мореходных качеств.

2. Предписывая эти меры, государство обязано соблюдать общепринятые международные нормы и предпринимать все необходимые меры для обеспечения их соблюдения.

Статья 11

1. В случае столкновения или какого-либо другого происшествия с судном при плавании в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица на службе судна, какое-либо уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.

2. В области дисциплинарной ответственности государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство о квалификации, является единственно компетентным для того, чтобы, после должной процедуры, отобрать эти документы даже в том случае, если их владелец не является гражданином государства, их выдавшего.

3. Ни арест, ни задержание этого судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Статья 12

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель,

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать,

с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, поскольку это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

2. Все прибрежные государства должны способствовать организации и содержанию соответствующей эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами.

Статья 13

Каждое государство обязано принимать эффективные меры против перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом, и налагать наказания за такие перевозки, а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало,ipso facto свободен.

Статья 14

Все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Статья 15

Любое из перечисленных ниже действий является пиратством:

1) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный

а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту,

б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства;

2) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, если тот, кто этот акт совершает, знает обстоятельства, в силу которых это судно или этот летательный аппарат являются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом,

3) любое действие, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в пунктах 1 или 2 настоящей статьи.

Статья 16

Пиратские действия, определяемые в статье 15, которые совершаются военным судном или государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.

Статья 17

Судно или летательный аппарат считаются пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения действий, предусматриваемых в статье 15. Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях.

Статья 18

Судно или летательный аппарат может сохранять свою национальность, несмотря на то, что они стали пиратским судном или пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата национальности определяется законом того государства, которым она была предоставлена.

Статья 19

В открытом море или в любом другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц.

Статья 20

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в пиратстве совершен без достаточных оснований, государство, совершившее захват, отвечает перед государством, национальность которого имеет судно или летательный аппарат, за всякий вред и всякие убытки, причиненные захватом.

Статья 21

Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или другими судами или летательными аппаратами, состоящими на правительственной службе и на то уполномоченными.

Статья 22

1. За исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший иностранное торговое судно в открытом море, не вправе подвергать его осмотру, если нет достаточных оснований подозревать,

а) что это судно занимается пиратством, или

б) что это судно занимается работорговлей, или

с) что, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

2. В случаях, предусматриваемых в пунктах "а", "б", и "с", военный корабль может произвести проверку судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейшее обследование на борту этого судна, со всей возможной осмотрительностью.

3. Если подозрения оказываются ошибочными, причем осмотренное судно не совершило никаких действий, которые давали бы для этих подозрений основание, ему должны быть возмещены причиненные вред и убытки.

Статья 23

1. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

2. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или в территориальное море какого-либо третьего государства.

3. Преследование считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок или другие шлюпки, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря или, в соответствующих случаях, в прилежащей зоне. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей соответствующему судну его увидеть или услышать.

4. Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или же другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и специально на то уполномоченными.

5. В случае преследования летательным аппаратом

а) постановления пунктов с 1 по 3 настоящей статьи применяются mutatis mutandis и в отношении этого способа преследования;

б) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо летательный аппарат прибрежного государства, предупрежденный летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы обосновать задержание какого-либо судна в открытом море, недостаточно только того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом, как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если только одновременно оно не получило требования остановиться и не было преследуемо самим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.

Открытым морем именуются все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Правовой режим открытого моря включает в себя ряд фундаментальных принципов, получивших сначала обычное, а позже и договорное закрепление, а также всеобщее признание в международно-правовой доктрине. К таким принципам относятся: свобода открытого моря, неправомерность претензий на суверенитет над открытым морем, резервирование открытого моря для мирных целей, сотрудничество государств в борьбе с преступлениями в открытом море, право преследования по горячим следам и некоторые другие.

Исторически первым универсальным актом, закрепившим принцип свободы открытого моря, стала Конвенция об открытом море 1958 года, принятая на Первой конференции ООН по морскому праву. Однако на практике данный принцип в той или иной степени соблюдался задолго до принятия указанной Конвенции. Вместе с тем, нельзя сказать, что свобода открытого моря господствовала в международной практике во все времена. Например, в Средние века две великие морские державы того времени Испания и Португалия, а позже Англия неоднократно провозглашали свой суверенитет над огромными морскими пространствами (так, Португалия объявляла о своем верховенстве во всем Индийском океане). Вплоть до ХVIII века подобные притязания подкреплялись соответствующими действиями, в том числе с применением вооруженной силы. В настоящее время ни одно государство не вправе претендовать на суверенные права над какой-либо частью открытого моря (статья 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

Свобода открытого моря включает в себя следующие элементы:

-свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

-свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

-свободу научных исследований.

Все перечисленные свободы в равной степени принадлежат как прибрежным, так и не имеющим выхода к морю государствам. При этом каждое государство должно осуществлять эти свободы с учетом заинтересованности других государств в пользовании открытым морем и не злоупотреблять своими правами в ущерб другим субъектам.

Из всех свобод открытого моря ключевое значение имеет свобода судоходства. Конвенция 1982 года признает право каждого государства, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Национальность судна в открытом море определяется флагом, под которым оно имеет право плавать. При этом между государством и судном должна существовать реальная связь. По общему правилу, судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться его исключительной юрисдикции. Если судно плавает под флагами двух и более государств, оно может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Юрисдикция государства флага над его судном налагает на такое государство ряд международно-правовых обязанностей. К ним, в частности, относятся ведение специального регистра судов, плавающих под его флагом и принятие на себя юрисдикции над экипажем судна.

В отдельных случаях, прямо предусмотренных Конвенцией, в отношении морского судна может осуществляться юрисдикция иного государства. Это правило не распространяется лишь на две категории судов: на военные корабли и на суда, состоящие на некоммерческой государственной службе. Эти категории судов пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Международное право обязывает суда всех государств оказывать помощь любому обнаруженному в открытом море лицу, которому угрожает гибель, а также со всей возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие. Кроме того, каждое государство должно принимать все меры для предотвращения перевозки рабов на судах и сотрудничать в пресечении пиратства.

Пиратство в открытом море относится к тягчайшим преступлениям международного характера, масштабы которого в наши дни (особенно у побережья Юго-Восточной Азии и Африки) очень велики. Пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата, направленный против находящегося в открытом море другого судна, лиц или имущества на его борту. Международное право предоставляет всем государствам практически неограниченные возможности в борьбе с пиратством. Так, в открытом море любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий, арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество.




Помимо борьбы с пиратством, государства обязаны сотрудничать в борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, а также в борьбе с несанкционированным вещанием из открытого моря. В последнем случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности в судах следующих государств:

-государства флага судна;

-государства регистрации установки;

-государства гражданства виновного лица;

-любого государства, где могут приниматься передачи;

-любого государства, радиосвязи которого причиняются помехи.

В соответствии со статьей 108 Конвенции 1982 года, все государства должны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками, осуществляемой судами в открытом море. Любое государство, имеющее разумные основания считать, что плавающее под его флагом судно занимается торговлей наркотиками, может обратиться за помощью к другим государствам.

Особыми правами Конвенция 1982 года наделяет военные корабли, находящиеся в открытом море. Военные корабли вправе принудительно останавливать и подвергать досмотру любое иностранное судно, если есть разумные основания подозревать это судно в пиратстве, работорговле, несанкционированном вещании, отсутствии у него национальности и использовании чужого флага. Разумеется, данное право не применяется в отношении других военных и государственных некоммерческих кораблей.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такой институт, как право преследования по горячим следам. Преследование иностранного судна по горячим следам допускается, если прибрежное государство имеет достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила прибрежного государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно еще находится во внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны. При этом необходимо, чтобы преследование было непрерывным. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Право преследования по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или другими судами, имеющими четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе и уполномоченные для этой цели.

Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море. При этом все государства должны принимать необходимые меры и сотрудничать друг с другом для сохранения живых ресурсов открытого моря. Такое сотрудничество осуществляется посредством заключения соглашений или через региональные организации по рыболовству. В частности, для сохранения живых ресурсов открытого моря государства договариваются о величине допустимого улова, обмениваются научной информацией, принимают иные меры с учетом международных стандартов.

В 1995 году было подписано Соглашение об осуществлении положений Конвенции 1982 года, касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. Данное Соглашение конкретизировало ряд норм Конвенции 1982 года, предусмотрев более четкие механизмы международного сотрудничества в области эксплуатации, рационального использования и защиты рыбных ресурсов. Кроме того, сегодня в мире действует несколько региональных и субрегиональных международных организаций, координирующих сотрудничество государств по вопросам рыболовства в открытом море.

Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., открытое море включает все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы открытого моря. Данный принцип имеет общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что приведенный перечень не является исчерпывающим (схема 15).

Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осуществляя их, должны учитывать интересы других государств.

Кроме принципа свободы открытого моря Конвенция ООН 1982 г. закрепила также такие принципы, как принцип резервирования открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчинения любым государством какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Открытое море с давних времен служит для судоходства. Правовой режим судоходства в открытом море определяется действием принципа свободы судоходства. Этот принцип подразумевает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Схема 15. Режим открытого моря

Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения какой-либо части открытого моря национальному суверенитету следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это означает, что какие-либо акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага.

Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания. Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. Так, в России порядок предоставления судам права на флаг и их регистрацию установлен Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно отказывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Следует отметить, что осмотр военным кораблем судна, на котором поднят иностранный флаг, либо судна, которое отказывается поднять флаг, однако они имеют ту же национальность, что и военный корабль, не является исключением из юрисдикции государства флага. В данном случае государство флага, от имени которого действует военный корабль, осуществляет, в сущности, юрисдикцию в отношении своего судна.

Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

Международное право предусматривает необходимость сотрудничества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанкционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту. Любое государство может захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию. Так, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. предусматривает наказание за пиратство.

Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относительно сотрудничества государств в пресечении несанкционированного вещания. Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является данное лицо, государству регистрации передающей установки, государству, на территории которого могут приниматься передачи, и государству, санкционированным радиопередачам которого чинятся помехи.

Существенным изъятием из исключительной юрисдикции государства флага является право преследования по горячим следам. Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Хотя Конвенция ООН 1982 г. закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее, при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчерпаемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человечеством, является сохранение живых ресурсов, и она может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на основе научных данных определяют размер допустимого улова и принимают меры с целью поддержания или восстановления популяции вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

В указанных целях государства могут заключать договоры, создавать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В 1995 г. было заключено Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН 1982 г., касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.

Читайте также: