Является ли регистрация права сделкой

Обновлено: 02.07.2024


В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. И кому же принадлежит имущество? Такой случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ. Подробнее об этом – в статье Анастасии Рой.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр – это аксиома имущественных отношений, которая закреплена законодателем в пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации .

Соответственно, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает именно с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. Происходит ли это в силу забывчивости или юридической безграмотности, сказать сложно, но подобное имеет место.

Аналогичный случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ: имущество передано, но стороны забыли зарегистрировать переход права собственности. Тем временем прежний собственник ушёл в банкротство.

Так кому же принадлежит имущество? Новому владельцу (право не отражено в реестре, но фактически владеет имуществом) или прежнему (право отражено в реестре, но фактически не владеет имуществом)?

Фабула дела

Впоследствии продавец, ссылаясь на неисполнение покупателем обязательства по оплате имущества, обратился в суд общей юрисдикции с иском о расторжении упомянутого договора.

Более чем через год с даты передачи имущества покупатель был признан банкротом и введена процедура реализации его имущества.

Арбитражные суды трёх инстанций решали, за кем должны остаться объекты недвижимости: суды первой и апелляционной инстанций указали на пропуск срока исковой давности по заявлению финансового управляющего, суд округа согласился и дополнительно отметил, что действия по возврату имущества во исполнение судебного акта не могут быть квалифицированы как совершённые в целях причинения вреда кредиторам должника или со злоупотреблением правом.

В результате имущество оставалось за фактическим владельцем, несмотря на отсутствие соответствующей записи в реестре о его праве.

Решающим и окончательным стало Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 310-ЭС21-1061 от 27.05.2021, в котором изложена кардинально отличающаяся от нижестоящих судов позиция.

Поскольку на момент открытия процедуры реализации имущества должника недвижимость не была передана (в силу отсутствия соответствующей записи в государственном реестре о переходе права на имущество), объекты недвижимости на основании приведённого положения входят в конкурсную массу должника.

Верховный Суд РФ обязал фактического владельца передать финансовому управляющему должника все пять объектов недвижимости для последующей их реализации и проведения расчётов с кредиторами.

Соответственно, имущество остаётся за должником, а фактический владелец, в чьём распоряжении находилась недвижимость 1 год и 4 месяца, утрачивает возможность вернуть право собственности на недвижимость в процедуре банкротства должника. Требование о возврате имущества трансформируется в денежное и удовлетворяется наравне с требованиями иных кредиторов в общем порядке.

А если должник не гражданин, а юридическое лицо?

Законодатель предусмотрел аналогичное положение и для банкротства юридических лиц, закрепив его в пункте 1 статьи 131 Закона о банкротстве, согласно которому всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Резюмируя вышеприведённое, необходимо выделить главное: подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права.

Простым языком, вносить соответствующие записи в государственный реестр нужно оперативно и своевременно во избежание плачевных последствий, например включения имущества в конкурсную массу должника, чьё право собственности остаётся отражённым в реестре.


Пунктом 1 ст. 25 ЗК определено, что права на земельные участки, предусмотренные гл. III и IV ЗК, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации прав. Государственная регистрация - это институт гражданского законодательства: нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) и сделок введены ГК. Государственной регистрации подлежат имущественные правоотношения по поводу земельных участков как объектов недвижимости, регулируемые ГК.

Пунктом 3 ст. 1 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. Что подлежит регистрации - право, сделка или ограничение (обременение), устанавливается ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 131, ст. 216 ГК, ст. 25 ЗК государственной регистрации подлежат следующие вещные права на земельные участки:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Виды сделок с земельными участками: купля-продажа земельных участков;

ипотека (залог) земельных участков; аренда земельных участков; переход прав на земельные участки по наследству; дарение, мена и рента земельных участков; внесение земельных участков в уставный капитал организации ;

доверительное управление земельными участками.

При этом следует иметь в виду, что сделка с земельным участком возможна только с тем земельным участком, который стоит на кадастровом учете и границы которого установлены.

При этом нужно учитывать, что обязательной регистрации прав на объект недвижимости, сделке с земельным участком, подлежит и договор аренды земельного участка. Аренда земельного участка это один из видов сделки с земельным участком, право на который, в случае аренды более чем на 1 год, подлежит обязательной регистрации в государственном органе.

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделок обязательно только в случаях, когда нотариальная форма того или иного договора прямо предусмотрена в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон договора, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Необходимо отметить, что если закон не требует придания той или иной сделке с землей нотариальной формы, то это не лишает стороны права по взаимному согласию удостоверить договор у нотариуса, а нотариус не вправе в таком случае отказать им в совершении данного нотариального действия.

Сделки с земельными участками могут быть признаны недействительными. Недействительность сделки означает, что сделка не приводит к наступлению тех юридических последствий, на которые она была рассчитана при ее совершении. Сделки могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) или независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1 ст. 166 ГК РФ). По общему правилу, сделки являются недействительными в случае их несоответствия закону или иным правовым актам, в частности, если они совершены с нарушением требований земельного законодательства.

Судом могут быть признаны недействительными сделки с земельными участками, если эти сделки приводят к нарушению экологических, санитарных, противопожарных, агротехнических, градостроительных и иных установленных требований (норм, правил, нормативов) или к невозможности соблюдения целевого назначения разрешенного использования земельных участков.

Недействительными признаются так называемые сделки с пороками воли, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения одной стороны с другой (например, о занижении цены сделки с целью снижения базы налогообложения) (ст. 179 ГК РФ). В сделках с пороками содержания существуют расхождения их условий с требованиями закона (например, в договоре купли-продажи земельного участка отсутствует указание на цену договора, в договоре аренды отсутствуют данные, позволяющие определить земельный участок, подлежащий передаче, и т.п.). Сделки с пороками формы также признаются недействительными (например, несоблюдение письменной формы договора, требований государственной регистрации). Кроме того, недействительными являются сделки с пороками в субъекте: сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ); сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (ст. 172 ГК РФ) и др.

Документы в регистрационную палату

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для регистрации права собственности перехода права собственности от продавца к покупателю и регистрации права на нового владельца — это большой пакет и важно ни чего не упустить, иначе регистратор приостановит сделку.
В этой статье есть ссылки на бесплатные шаблоны документов для вашей сделки.

ВНИМАНИЕ! Росреестр постепенно закрывает свои офисы приема-выдачи документов или ограничивает прием документов только экстерриториальными сделками ( то есть когда объект недвижимости находится в другом кадастровом округе(области, крае, республике).

Статья обновлена 03.01.2022 г

Документы в Регистрационную палату — Росреестр

Первичным документом в регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) является заявление о регистрационном действии, например:
— регистрации перехода права ;
— регистрации права;
— внесении изменений в ЕГРН ( при смене фамилии правообладателя, изменении площади объекта недвижимости);
— исправлении технических ошибок (опечаток) в договорах и иных документах;
— регистрации ипотеки (обременения);
— запрета на регистрацию без личного участия или в электронном виде, регистрации ареста, запрета на регистрационные действия и т.д

Заявления о регистрационном действии в Росреестр повсеместно можно подать через МФЦ.
К заявлениям, в большинстве случаев, прикладываются документы — основания для выполнения государственной регистрации и иные документы, подтверждающие законность сделки.

Делопроизводитель МФЦ переводит все документы в электронный вид (делает скан-образы, удостоверяет своей электронной цифровой подписью и весь пакет быстро направляется в Росреестр по электронным каналам связи.

Тем не менее, ваши бумажные документы — основания (договора купли-продажи, мены, дарения, приватизации, дополнительные соглашения к этим документам, решения суда, распоряжения администрации и прочие правоустанавливающие документы) и ваши заявления отправляются следом за электронными и физически доставляются регистратору.
На правоустанавливающем бумажном документе государственный регистратор разместит надпись о совершении регистрационного действия (поставит штамп о дате и номере регистрации).

Любые документы можно доносить.

Принимают их по заявлению о приобщении дополнительных документов.
Ни каких копий документов, кроме удостоверенных нотариусом или судом приносить с собой в МФЦ не нужно.

Скачайте полный список документов для Росреестра (МФЦ) ТУТ

Содержание статьи подробное:

Какие документы нужны в Росреестр

Всем участникам сделки обязательно понадобится:

6. Действующая нотариальная Доверенность, с нужными полномочиями, если Вы действуете за участника сделки. Правила составления правильной доверенности> > >
Если доверенность или апостиль, ее удостоверяющий, на иностранном языке — нужен перевод на русский язык, заверенный нашим нотариусом .

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для продавца

Если договор купли-продажи в вашей сделке удостоверен нотариусом, Продавцу НЕ нужно подавать в МФЦ заявление о переходе права на покупателя.
( То есть продавцу не нужно приходить в МФЦ).

Документы в Регистрационную палату — Росреестр для покупателя

  • Договор купли-продажи в количестве экземпляров для каждого покупателя ( или один на всех).
  • Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в общую совместную собственность супругов.
  • Нотариальный брачный договор, если супруги покупают недвижимость в долевую собственность ( а не в общую совместную).
  • Нотариальное разрешение супруга на покупку квартиры в ипотеку, если квартира оформляется только на одного , а другой не является со заемщиком по Кредитному договору.
  • Нотариально заверенное согласие супруга на покупку недвижимости, если сделка оформляется нотариальным договором купли-продажи. Подробнее почитайте > > >
  • Если вы используете для оплаты государственные или иные сертификаты — они нужны.
  • В ипотечной покупке — нужен кредитный договор и закладная (если она оформлялась банком в вашей сделке).

Документы в Регистрационную палату — Росреестр НЕ понадобятся

— Не нужно делать ксерокопии документов. Делопроизводитель МФЦ самостоятельно сделает скан-копии всех ваших документов.

— Кадастровый паспорт — предоставлять не нужно, так как у регистратора есть доступ к данным кадастрового учета.
Достаточно просто указать в договоре купли-продажи кадастровый номер. Но Вы должны быть убеждены, что ваш объект недвижимости состоит на кадастровом учете >> > В противном случае в регистрации откажут.

Технический паспорт — предоставлять не нужно, он вышел из оборота для целей регистрации сделки.
— Выписку из ЕГРН — предоставлять не нужно, у государственного регистратора есть все данные из выписки, ведь он работает непосредственно с реестром.
— Справки об оплате коммунальных платежей и налогов — предоставлять не нужно.

НУЖНО ЗНАТЬ:
1. Долги по коммунальным платежам НЕ переходят на нового владельца.
2. Долги по уплате за капитальный ремонт многоквартирного дома переходят на нового собственника квартиры.

Если у Вас делопроизводитель забрал оригинал документа, посмотрите в Описи о приеме пометку об этом.
Оригинал Вам вернут после выполнения регистрации.

ПОМНИТЕ!
Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) можно доносить.
У Вас обязаны принять даже не полный пакет документов.
Единственной причиной для отказа в приеме документов является отсутствие документа, удостоверяющего личность!
Срок действия подлежащих замене паспортов продлён в России до 90 дней.

Расписка (опись) о приеме документов

  • Расписка о приеме документов важна и ее необходимо сохранить.
  • В расписке помечены все оригиналы и копии, которые у Вас приняты, внимательно проверьте перечень.
    Скан-копии документов в описи не отмечаются (почему-то).
  • Расписка (опись) Вам понадобится для получения информации о прохождения регистрации, в ней помечен номер вашего дела.
  • В расписке помечена дата регистрации. Сроки регистрации подробно > > >

Важно знать:
— задача специалиста отдела приема документов просто принять их у вас и выдать расписку (опись);
у приемщика документов нет доступа к сведениям по ограничениям сделки по этому объекту недвижимости.

Прежде чем передавать документы на регистрацию получите достоверные данные из Росреестра в виде электронной выписки на сайте Госуслуг
01.01.2020 года вступили в силу поправки в ст. 8.1, п 6 Гражданского кодекса РФ.
Теперь добросовестным приобретателем недвижимости признается покупатель, который полагался на данные Росреестра.

Прочтите полезную статью: Что такое обременение квартиры

Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) заранее и правильно подготовленные для специалиста, избавят Вас от лишней суеты во время подачи заявления на регистрацию.

Все документы по списку, сложите в отдельную папку или файл, не кладите туда ни чего лишнего.
Это облегчит работу специалиста и расположит его к Вам.

Если продавец и покупатель в разных городах

Какие документы выдадут после регистрации

После проведения государственной регистрации перехода права вам выдадут из МФЦ
1.покупателю недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
— выписку из ЕГРН, подтверждающую внесение записи о новом правообладателе.
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).

2. продавцу недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).

Свидетельство о государственной регистрации права сейчас не выдают.
Этот документ был отменен 13.07.2015 года.

Так же продавец передает покупателю при подписании Акта приема-передачи:
— Технический паспорт (если он есть у продавца);
— Кадастровый паспорт или Технический план( если есть);
-Документы об оплате коммунальных услуг и капремонта;
— Паспорта на приборы учета воды, газа и электричества (в обязательном порядке).

Выписка из ЕГРП vs. Свидетельство о праве на жильё

Действительно ли полученное до этой даты свидетельство о праве на жильё, разберёмся сегодня.

В России изменилась процедура сделок с жильём. Ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ утвердила выписку из ЕГРП как единственно возможное подтверждение прав на недвижимое имущество. Вместе с тем прекращена выдача свидетельств о праве на жильё, в том числе и повторных.

Полученные до 15 июля свидетельства сохраняют юридическую силу, однако формально являются ненужными, поскольку для проведения сделок с жильём этот документ не требуется.

Росреестр: Соглашение об определении долей в общем имуществе супругов удостоверяется нотариально

Значение выписки из ЕГРП

Форма выдачи выписки - бумажная или электронная. При внешней схожести, это не копия свидетельства о праве на жильё: если свидетельство запрашивается отдельно в Росреестре при продаже или покупке для подтверждения данных о недвижимом имуществе, то выписка из ЕГРП выдаётся после регистрации прав на недвижимость.

Этот документ на указанную в нём дату выдачи подтверждает право определённого лица на объект недвижимости, о чём в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись. Срок действия выписки из ЕГРП не ограничен.

    ;
  • в многофункциональных центрах;
  • по почте;
  • при помощи выездного обслуживания;
  • в электронном виде (форма для запроса; необходима электронная подпись).

Обратите внимание, за выписку, предоставленную в бумажном виде, взимается плата: 200 рублей - для физических лиц, 600 рублей - для юридических.

Срок оформления выписки - не более 5 рабочих дней с момента получения Росреестром запроса.

При заказе электронной выписки, вы должны будете заполнить соответствующую форму на портале Росреестра и подписать заявление электронной подписью. После этого на вашу электронную почту придёт ссылка на оплату госпошлины, которую нужно будет оплатить в банке.

  • заявление о возврате ошибочно уплаченных денежных средств;
  • заполненная квитанция об оплате;
  • запрос о предоставлении сведений из ЕГРП путём обеспечения доступа к информационному ресурсу;
  • запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП.

Если выписку из ЕГРП планирует получить представитель заявителя, то к своему запросу он должен приложить надлежащим образом оформленную доверенность. При этом в ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ условие об обязательном нотариальном удостоверении доверенности не устанавливается.

ГИС ЖКХ: Подписан приказ о составе, сроках и периодичности размещения информации

Свидетельство о государственной регистрации прав

Стоимость за бумажную версию свидетельства о праве на жильё варьировалась от 200 до 300 рублей в зависимости от субъекта РФ, электронная версия обходилась дешевле. Свидетельство выдавалось бессрочно, однако оформлялось на конкретную дату, поэтому для получения актуальной информации собственнику приходилось запрашивать в Росреестре дополнительную выписку.

Также ещё раз отметим, что полученные до 15 июля свидетельства менять на выписки из ЕГРП не нужно, они сохраняют юридическую силу.

ЕГРП в Росреестре

  • сведения о правах на объекты недвижимого имущества;
  • данные об объектах недвижимого имущества;
  • информацию о правообладателях.

Т.е. Росреестр ни в выписках, ни в свидетельствах изначально не нуждался. За подобными гарантами юридической чистоты сделки, как правило, обращались покупатели квартир или риелторы.

Выписка из ЕГРП является своеобразным успокоительным, оформляется по необходимости и на добровольной основе. Из выписки можно узнать, кто является собственником недвижимости, и нет ли у объекта обременений. Документ также может быть предоставлен в кредитное учреждение при выдаче кредита под залог недвижимого имущества.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Читайте также: