Является ли черный квадрат к малевича объектом авторского права

Обновлено: 17.06.2024

Доброе время суток, Страна!
Меня просто распирает от желания поделиться тем, что я накопал в Интернете. Не знаю, в каком разделе разместить эту запись и вообще, имеет ли она право на размещение на сайте СМ. Считаю, что если разговор идёт об искусстве и плагиате, то и такое будет интересно жителям нашей Страны. Наверное, это просто рассказ о моих поисках материалов и о том, что я думаю по поводу найденных фактов.
Начну. Как-то на торговле зашёл разговор с соседом о Малевиче, о его "Чёрном квадрате". Сосед, его зовут Андрей, сказал, что "Чёрный квадрат" знаменит потому, что, якобы, Малевич не использовал при его создании чёрной краски. Меня это заинтересовало, а так как я - человек дотошный, даже занудный, то захотел докопаться до истины. Залез в Тырнет, и моё внимание привлёк заголовок с одного сайта - "Квадрат Малевича был не первым чёрным квадратом в истории" (или что-то подобное). Естественно, я зашёл на этот сайт.
Оказывается, что до Малевича было целых пять работ разных художников чёрного цвета (не всегда квадраты, правда).
Да и остальные цветные квадраты Малевича тоже уже были "нарисованы" задолго до него.
На иллюстрации, кстати, ошибка - Чёрный прямоугольник - картина Альфонса Алле, а не Пола Билхода. В Интернете эта ошибка сплошь и рядом. Ниже будут иллюстрации всех предшественников "Чёрного квадрата", и не только чёрного.

Доброе время суток, Страна! Меня просто распирает от желания поделиться тем, что я накопал в Интернете. Не знаю, в каком разделе разместить эту запись и вообще, имеет ли она право на размещение на сайте СМ. Считаю, что если разговор идёт об искусстве и плагиате, то и такое будет интересно жителям нашей Страны. Наверное, это просто рассказ о моих поисках материалов и о том, что я думаю по поводу найденных фактов. Начну. Как-то на торговле зашёл разговор с соседом о Малевиче, о его

Роберт Флад, 1617, "Великая тьма".

Роберт Флад, 1617,

Берталь, 1843, Вид на La Hougue (под покровом ночи). Не абсолютно чёрный прямоугольник, но идея та же самая.

Берталь, 1843, Вид на La Hougue (под покровом ночи). Не абсолютно чёрный прямоугольник, но идея та же самая. (фото 3)

Гюстав Доре, 1854, Сумеречная история России. Иллюстрация к книге.

Гюстав Доре, 1854, Сумеречная история России. Иллюстрация к книге. (фото 4)

Пол Билход, 1882, Ночная драка негров в подвале. По другим источникам название картины - "Ночная драка негров в туннеле". Возможно, в переводе с французского на русский оба варианта будут правильными.

Пол Билход, 1882, Ночная драка негров в подвале. По другим источникам название картины -

Альфонс Алле, 1893, Битва негров в пещере глубокой ночью. Это уже практически полный плагиат (вплоть до названия) картины предыдущего автора.
Меня очень заинтересовал Альфонс Алле, в Интернете тоже нашёл много материалов об этом незаурядном человеке, но о нём и его творчестве расскажу в отдельной статье, в этой же будет только то, что связывает Алле и Малевича.

Альфонс Алле, 1893, Битва негров в пещере глубокой ночью. Это уже практически полный плагиат (вплоть до названия) картины предыдущего автора. Меня очень заинтересовал Альфонс Алле, в Интернете тоже нашёл много материалов об этом незаурядном человеке, но о нём и его творчестве расскажу в отдельной статье, в этой же будет только то, что связывает Алле и Малевича. (фото 6)

Малевич, 1915, Чёрный супрематический квадрат. Не знаю, можно ли считать Малевича плагиатором. В начале 19-го века информация была не на той высоте, как в настоящее время. Нельзя было включить компьютер, войти в Интернет и через пару минут найти нужные сведения. Возможно, Малевич и не знал о картинах предшественников, хотя мне недавно встретилось утверждение, что при исследовании самого первого

Впервые что-то подобное появилось на декорациях спектакля

Это так называемая "Чёрная серия" Малевича. Но он считал, что первичен именно квадрат, так как остальные формы можно получить из квадрата путём трансформации.

Это так называемая

Казимир Малевич, "Чёрный крест".

Казимир Малевич,

Казимир Малевич, "Чёрный круг".

Казимир Малевич,

Тему "Чёрного супрематического квадрата" Малевич развил дальше.
Картина "Продление супрематического квадрата", 1920.

Тему

"Движение супрематического квадрата, создающее новый супрематический элемент", 1920.


Очередной шедевр Казимира Малевича - "Красный квадрат", 1915 год.
Существует два "Красных квадрата", написанных Малевичем.
И у этого произведения тоже есть предшественник.

Очередной шедевр Казимира Малевича -

Картина Алле 1884 года и Малевича 1915 года.

Картина Алле 1884 года и Малевича 1915 года. (фото 15)

В 1918 году Малевич пишет ещё один шедевр - "Белый квадрат, или Белое на белом".
Но и здесь его опередили.

В 1918 году Малевич пишет ещё один шедевр -

Опять это был Альфонс Алле со своей "картиной".
Вроде бы всё ясно - Малевич плагиатор, но. Я так не считаю. Если посмотреть картины Казимира Малевича, то в них не просто фигуры одного цвета, в них и сочетание таких фигур, игра с цветом, с формами. Возможно, если Малевич был знаком с творчеством Алле, Билхода, то произведения предшественников послужили толчком, отправной точкой для его собственного творчества.
Ниже просто покажу некоторые из картин Казимира Малевича, относящиеся и не очень относящиеся к данному вопросу (у него много и других картин, кому интересно - посмотрите в Интернете, получите массу впечатлений).

Опять это был Альфонс Алле со своей

Не нашёл отдельной иллюстрации картины "Чёрное и белое", поэтому показываю в таком виде.

Не нашёл отдельной иллюстрации картины

"Супрематизм. Белый крест".


"Чёрный квадрат и белая трубчатая форма".


Чёрный квадрат, Малевич и другие. Мои размышления о плагиате в искусстве. (фото 21)

"Четыре квадрата", середина 1910-х годов.


Супрематизм (с синим треугольником и чёрным прямоугольником), 1915.

Супрематизм (с синим треугольником и чёрным прямоугольником), 1915. (фото 23)

Чёрный квадрат, Малевич и другие. Мои размышления о плагиате в искусстве. (фото 24)

Чёрный квадрат, Малевич и другие. Мои размышления о плагиате в искусстве. (фото 25)

Чёрный квадрат, Малевич и другие. Мои размышления о плагиате в искусстве. (фото 26)

Чёрный квадрат, Малевич и другие. Мои размышления о плагиате в искусстве. (фото 27)

"Портрет жены художника"


"Прачка" (эскиз), 1911-1912 годы. Это тоже Казимир Малевич.




Убедительная просьба к знатокам и экспертам по искусству - не надо кидать в меня тапки, помидоры, яйца и дохлых кошек! Я не пишу научное исследование, это всего лишь мои рассуждения и мои впечатления, моё скромное мнение.

Казимир Малевич - выдающаяся личность 20-го века. Не могу назвать его гениальным художником, рука не поднимается, но то, что он был выдающимся творческим человеком своего времени - однозначно!

Если кого-то заинтересовал этот материал - пишите свои комментарии, что вы думаете об этом, мне будет очень интересно узнать вашу точку зрения.

Искренне Ваш - Слонопотам-Очумелец.

Интересная подобрана информация!

Я видела лет 20 назад черный позже и красный квадраты Малевича. Меня поразило, что мелкие трещинки на черном квадрате были все цветные. Я тогда подумала, что может быть за черным квадратом сокрыта другая его картина. Спасибо за информацию, надо будет почитать еще.

Малевич был беден, и часто писал картины поверх уже написанных, но отбракованных им. А ещё существует шуточная версия появления "Чёрного квадрата": Малевич писал картину на заказ, срок уже поджимал, а его что-то не устраивало. В отчаянии он замазал неудачную картину чёрной краской, а потом ему пришла мысль выдать это за шедевр, типа "Я художник, я так вижу".

Конечно, шутка, если видеть произведения Малевича в хронологическом порядке, по мере развития его теории. Тогда понимаешь, что Малевич шёл к "Чёрному квадрату" постепенно.

В этой большой обзорной статье, я хочу рассказать вам про мировой шедевр и вместе с вами разобраться, понять, почему это шедевр, за что такие деньги и вообще, сколько и каких супрематических квадратов было, а также как они изменили направление в живописи.

Читайте эту статью до конца, чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы.

Тайна черного квадрата Малевича кроется уже в самом названии, а точнее в том, что из себя представляет картина. Если вы начнете углубляться в историю картины, то сразу выясните, что на самом деле, перед вами никакой не квадрат и никакой он не черный.

Проводя анализ картины, в том числе и химический, эксперты выяснили, что Малевич писал несколькими красками, которые изготовил сам. Каких цветов он добавил в тайну черного квадрата? Это были кость жженая, охра черная и темно-зеленая. К тому же, выяснилось, что кроме красок в состав был замешан мел, который делал картину более матовой.

Так что, если вы думаете, что все так просто, то это только самое начало. У картины много ключей и сейчас мы постараемся открыть их все, по порядку.

За трещинами, покрывающими квадрат 1915 года скрывается вполне себе цветная картина, которую художник написал ранее. Но, и под этой картиной, скрывается еще одна работа. Таким образов, квадрат скрывает под собой целых 2 картины! Отсюда эти характерные трещины – на холсте просто слишком большой слой краски, который не выдерживает испытания временем. Но все-таки, почему черный квадрат считается шедевром? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разгадать его смыслы, узнать лучше описание картины.

Как я уже говорила выше, квадрат имеет форму квадрата, а цвет – не чисто черный, а смесь нескольких красок, дающих в сумме то, что мы видим.

Такой подход к картине имел свой смысл. Малевич стремился своей работой показать свою позицию и отношение к живописи – создать свою динамическую и подвижную форму. Что ж, можно считать, что ему это вполне удалось.

Впервые свою работу Малевич представил на выставке футуристов. Его работа находилась на том месте, где обычно православные ставили иконы. Это стало своеобразным вызовом церкви и религии, что дает нам еще один смысл картины. Такое, конечно, не могло остаться незамеченным и дало толчок развитию истории картины, ее изучению, критике, восхвалению.

К сожалению, даже сейчас нельзя сказать, что точно покоится под краской, эксперты считают, что это может навредить картине.

Еще одна интересная особенность – квадрат, на который мы смотрим, может быть и кубом. Просто нужно правильно смотреть.

Таким образом, шедевральность картины в том, что это не просто картина, а предмет со множеством смыслов, который заставит вас размышлять и думать, открывая свои смыслы.

К тому же, картины, которые Малевич закрасил, были близки по стилю к кубизму, который уже успел набить оскомину у художников. Все стремились найти новую форму, прийти к новому стилю. Для Малевича это стал супрематизм, и его квадрат – очень яркий пример этого направления. Есть даже такая информация, что, увидев работу Казимира, другой известный бунтарь и новатор, Пабло Пикассо, охладел к любимому кубизму.

Не будем забывать и время создания картины – 1915 год. Через 2 года случится революция, которая изменит буквально все в стране. Супрематизм и квадрат – не первые ласточки надвигающейся катастрофы и нового мира, но уж точно самые заметные в мире искусства и российского авангарда.

Малевич был большевиком, и, вполне логично, что в мире живописи он продвигал новые идеи. Но, так будет не всегда, и его же вера обернется против не него. Но об этом уже в других статьях.

И, конечно же, говоря о смысле картины, нельзя не упомянуть о том, что многие считают работу пустышкой, которая вообще не имеет смысла. А то, что выдается за смысл, критики и зрители просто придумали, чтобы хоть как-то оправдать примитивную работу художника, которая вообще-то и не должна была появляться, которая, по сути, попытка скрыть неудачу.

Как бы там ни было, но у картины даже на первый взгляд полно смыслов. А уж если начинать изучать жизнь самого Малевича, его окружения, исторический период, в который он жил и работал – то тогда вам откроются еще и другие, иные смыслы.

Разобравшись, чем знаменит квадрат Малевича, давайте посмотрим на историю его создания, вдруг еще обнаружим секреты.

Сама же картина датируется 1915 годом. Этот квадрат лишь часть супрематических работ художника, при чем даже не первая его картина в этом стиле.

Эти работы художник писал для футуристической выставки, которая должна была состояться в конце 1915 года. Сразу было заявлено, что работ должно быть много, причем от каждого художника, зал был большой, и нужно было заполнять его работами.

Таким образом, Малевич подготовил к выставке не только квадрат, но и шар, крест и множество других работ.

Во-первых, цена может меняться в зависимости от ситуации на экономическом рынке и от колебаний курса доллара к рублю. Во-вторых, если эксперты обнаружат новые подробности из жизни автора, либо, как это было в случае обнаружении второго и третьего слоев краски, новых подробностей о самой картине, ее цена тоже может измениться.

Выше мы с вами уже обсудили, какая историю у этого квадрата. Поэтому, если цена и изменится, то скорее всего только вверх.

А кто деньги получит? Картина принадлежит музею, и не продается, но даже если бы и продавалась, то средства достались бы музею, так как все права на картину у них. Кстати, оригинальный и первый квадрат 1915 года хранится в Третьяковской галерее. Но об этом ниже.

Как мы уже успели выяснить, квадратов всего (именно черных) 4 и хранятся они в государственных музеях нашей страны. Они различаются фактурой, рисунком, и, конечно же, цветом.

Третий квадрат был написан в 1929 году, и представляет собой самую точную копию оригинала. Его размер такой же, как и у первого квадрата – 79,5 х 79,5 см. Эту картину художник написал для своей персональной выставки в Третьяковской галерее, но слегка видоизменив, чтобы она не до конца повторяла оригинал. Хранится также в Третьяковской галерее.

Второй квадрат был написан в 1923 году, и вместе с кругом и крестом стал частью триптиха, представленного на биеннале в Венеции.

Он уже больше по размеру – 106 х 106 см. считается также, что этот квадрат написан не самим Малевичем, а его учениками, но под его руководством.

Четвертый квадрат – самый маленький, его размер 53,5 х 53,5 см. написан приблизительно в 1932 году, за три года до смерти Малевича.

Этот квадрат не был известен до 1993 года, пока однажды, неизвестный не принес картину в банк в качестве залога по кредиту.

Через 5 лет банк разоряется, владелец картины не возвращается за ней, а картина отходит банку. Начался аукцион, но правительство России сняло картину с торгов. По заверениям аукционистов, если бы картина вышла международный рынок, ее купили бы за 80 млн долларов.

Как бы там ни было, в 2002 году картину приобрел российский миллиардер Владимир Потанин, за 1 млн долларов (28 млн рублей по тому курсу), а затем передал ее в Эрмитаж. Теперь квадрат хранится в Петербурге.

Пожалуй, для истории одной картины этого уже достаточно. А если учесть весь творческий путь художника и другие его работы, становится понятно, почему квадрат имеет столько смыслов и так дорого стоит. Ставьте 5 звезд, если вам было интересно читать статью, а в комментариях пишите, как сами относитесь к картине и что еще было бы вам интересно узнать о мире искусства или о картинах русских художников.


«Я думаю, в первые десятилетия XX века закончился огромный исторический период в искусстве, включающий в себя и тот, что начинался Ренессансом. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы. И этот кризис может длиться не одно столетие, сопровождаясь реминисценциями.

На разных этапах это было: от Античности к Средним векам, от Средних веков к Возрождению. И вот сейчас, захватив почти весь двадцатый, этот кризис, вероятно, продлится и весь XXI век.

И дальше, и дальше… уже концептуализм, и проплыла акула в форма

Возьмите Достоевского. Его Сонечка в совершенно ужасающих обстоятельствах сохраняет ангельскую высоту духа. Но в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен. Поскольку искусство, хотите вы этого или нет, это всегда диалог с миром.

А в мире и сейчас, и в обозримом грядущем осталась только реальность как стена, как груда кирпичей, которую нам и показывают, говоря: вот это искусство. Или показывают заспиртованную акулу, но она вызывает только отвращение, она не может вызвать другое чувство, она не несет ничего возвышенного, то есть идеала.

Как выстраивать мир вокруг отсутствия идеала. Я не пророк, но мне ясно: то, что сейчас показывают на наших биеннале, это уйдет. Потому что консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство.

Но пока не допускаю мысли о том, что великое искусство ушло навсегда. С этим невозможно смириться, совсем невозможно. Хотя сейчас мне в своих лекциях приходится уже объяснять, чем хорош Матисс — уже Матисс!

Но обязательно возникнет что-то. Зеленые листочки обязательно появятся. Это, быть может, какой-то идиотический характер оптимизма, но я это для себя знаю и говорю об этом в своих лекциях. Если бы я была лет на 30 или 40 моложе, я бы боролась за свою точку зрения и за наиболее полную реализацию того, что мне кажется правильным. Сейчас у меня на это нет времени. Увижу ли я эти зеленые листочки.

Пока есть — и он будет длиться долго — век репродукций, век непрямого контакта с художественным произведением. Мы даже музыку слушаем в наушниках, а это не то же самое, что слышать ее живьем.

Постепенно люди отвыкнут от прямого общения с памятниками. К сожалению, несмотря на туризм и возможность что-то посмотреть, новые поколения все больше будут пользоваться только копиями, не понимая, что есть огромная разница между копией и подлинным произведением. Она зависит от всего: от размеров, материала, манеры письма, от цвета, который не передается адекватно, по крайней мере сегодня.

Мазок, лессировка, даже потемнение, которое со временем уже входит в образ, мрамор это или бронза, и прочее, прочее — эти ощущения окончательно утеряны в эпоху репродукций.

Вот с этим укорочением, уплощением и обеззвучиванием человечество будет жить, боюсь, долго. Необходимо будет снова воспитать в человеке понимание, что ему необходим сам подлинник как живой источник, чтобы сохранять полноценный тонус эмоциональной жизни.

А это было сладостное чувство — сочувствие. И я специально — признаюсь — перечитывала, чтобы вызвать это сопереживание. Доступно ли это будет ребенку грядущего, читающему с машины, с экрана, я не знаю. Возможно, он будет вознагражден чем-то другим взамен этой потери? Надеюсь.

Но почему сани идут из правого угла в левый верхний? Между тем это не просто так, Суриков долго над этим работал и почему-то сделал так, а не по-другому. Будут люди задумываться над тем, почему тот или иной портрет профильный, а не фасовый? Или почему, например, фон просто черный?

Чтобы содержание искусства было доступно людям будущего, надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения — они бездонны. Великая книга, будучи перечитанной на каждом новом этапе жизни, открывает вам свои новые стороны. Я пока знаю тех, кто перечитывает великие книги.

Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много еще людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть.

Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Это идет от человеческой природы с начала времен, и все будет так, если ее, конечно, не искорежат совсем.

А пока не появились зеленые листочки, пока не видно новых Рублева, Леонардо, Караваджо, Гойи, Мане, Пикассо, так уж огорчаться не надо — человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем.

Так получилось, что моя специальность подразумевает историческое видение. И в истории уже бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. На это и следует надеяться. Потому что уж слишком сейчас явственна индифферентность по отношению к искусству.

Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом.

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии.

Черный квадрат Казимира Малевича - интересные факты

"Черный квадрат" - или, если быть совсем уж точным, "Черный супрематический квадрат" - картина Казимира Малевича (1879 - 1935), созданая художником в 1915 году и ставшая не только самой известной его работой, но и и одним из самых противоречивых и широко обсуждаемых произведений искусства вообще. С одной стороны, яростно критикуемая недоброжелателями, считающими "Черный квадрат" величайшим надувательством всех времен и народов, с другой - превозносимая поклонниками, как наиболее концептуальный шедевр живописи за всю ее историю - эта картина, хотим мы того или нет, уже заняло свое незыблемое место в истории мировой живописи. В этой статье мы вспомним кое-какие интересные факты, связанные с "Черным супрематическим квадратом".

1. "Черный квадрат" - первая картина в истории мировой живописи, на которой художник сознательно не изобразил ничего. Важно понимать, что "Черный квадрат" Малевича и провозглашенный им супрематизм возникли не на пустом месте: это продолжение осознаного бунта мастеров кисти против вторичности искусства по отношении к реальности.

Всю историю своего существования живопись вынуждена была "обслуживать" действительность - что не так уж и странно, если учесть, что сама живопись является всего лишь частью этой действительности и осуществляется предметными средствами субъектами материального мира. Тем не менее, эта вторичность всегда была костью в горле для художников, которым к концу 19 века все меньше нравилось исполнять функции "одушевленного фотоаппарата".

Из этого радикального недовольства проистекают все авангардные живописные течения начала 20 века. Тот же Малевич, прежде, чем придти к порожденному им супрематизму, активно работал сразу в нескольких авангардных направлениях: кубизме, футуризме и алогизме.

Однако данные направления не могли считаться окончательно радикальными: "проклятая" реальность так или иначе присутствовала в них. Поэтому "Черный квадрат" стал следующий стадией и самым убийственным аргументом в борьбе с действительностью. По большому счету - это декларация окончательной победы живописи, как самоценного действа, над миром вещей. Естественно, эта победа стала в то же время тупиком, концом пути и смертным приговором искусству, наглядно показав, что существовать "в вакууме", в полном отрыве от действительности искусство не может.

2. "Черный квадрат" впервые возник благодаря оперной постановке. Это действительно так. В 1913 году Малевич работал над декорациями и костюмами для оперы Матюшина "Победа над Солнцем", поставленной в конце 1913 года. В работе над эскизами и возникло первое изображение черного квадрата, означавшего доминанту активного человеческого творчества над слепой материей природы.

Сам Малевич хорошо помнил об этом и не придавал никакого значения фактической дате создания картины "Черный супрематический квадрат" - написанной, как мы знаем, в 1915.

Для него гораздо важнее было появление самой идеи, или концепции - вот почему сам Малевич всегда комментироровал свой "Квадрат" неизменным образом: "Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913".

Черный квадрат Казимира Малевича

3. "Черный квадрат" стал "иконой стиля" и главной работой провозглашенного Малевичем супрематизма. "Черный квадрат вместе с другими супрематическими работами был написан Малевичем к отчётной футуристической выставке "0,10", проходившей в Петербурге в январе 1916 года.

Показательно, что среди четырех десятков работ супрематистов "Черный квадрат" занимал самое важное место: он был расположен в так называемом "красном углу", где в русских домах по традиции располагаются, как всем известно, иконы.

4. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал "Черный круг" и "Черный крест", впервые продемонстрированные на той же выставке в Сантк-Петербурге и, согласно концепции Малевича, представлявшие три ключевых элемента супрематической системы, отталкиваясь от которых, можно было двигаться к более усложненным формам.

5. "Черный квадрат" вовсе не так "беспредметен", как кажется на первый взгляд. Да, людей, приверженных к более классическим форма искусства и сторонников конспирологии всегда живо интересовало, что же на самом деле скрывает картина Малевича: они упорно отказывались верить, что художник изобразил лилшь черный квадрат - и ничего более.

Интересно, что догадки их подтвердились после проведенного в 2015 году исследования методом рентгеноскопии. Выяснилось, что появлению "Черного квадрата" предшествовали еще два изображения на этом же холсте, которые были выполнены в цвете. Самое первое из всех - кубофутуристискеая композиция, затем - протосупрематическая, и, наконец, собственно "икона супрематизма" - "Черный квадрат".

Кроме того, удалось "разглядеть" с помощью ренттена и надпись, сделанную, судя по почерку, рукой самого Малевича: "Битва негров в пещере глубокой ночью".

6. "Черный квадрат" - не первое изображение подобного рода. Процитированная выше надпись, обнаруженная с помощью рентгена, не случайна: она в точности повторяет название картины Альфонсо Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью" (1882).

Следует, однако, понимать, что Алле, написавший своего рода "Прото-Черный квадрат" преследовал исключительно юмористические цели, в то время как Малевич на основе ровно того же изображения вывел целую новую концепцию в подходе к искусству. Разница, впрочем, невелика - и там, и здесь мы наблюдаем пустоту.

7. Долгое время публика видела "Черный квадрат" вверх ногами. Лишь в 2015 году, когда была обнаружена надпись о "неграх в пещере", выяснилось, что изначально картина была повешена в Третьяковке вверх ногами, и целое столетие публика, таким образом, наблюдала картину в перевернутом виде. Впрочем, после того, как "Черный квадрат" повесили "правильно", ничего не изменилось.

7. Помимо "Черного квадрата", Малевич написал еще "Красный квадрат" и "белый квадрат". Картина "Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях" была написана одновременно с "Черным квадратом" и экспонировалась на той же выставке "0,10".

"Белый квадрат" появился тремя годами позже (1918) и знаменовал собой начало "Белого периода" в искусстве художника. Сам Малевич считал три квадрата достатояной базой для нового мировоззрения - ни больше, ни меньше. Черный квадрат он характериозвал как "знак экономии", красный - как "сигнал революции", и белый - как торжество "чистого действия".

8. Черный квадрат существует не в единственном варианте. До 1932 года по разным причинам Казимир Малевич выполнил несколько вариантов "Черного квадрата", два из которых, включая оригинальный, хранятся в Третьяковской галерее, еще один (1923) в Государственном Русском Музее, и самый последний и самый маленький из всех (53,5 х 53,5 см) - в Эрмитаже.

Читайте также: