Ядерное право как учебная дисциплина это

Обновлено: 07.07.2024

Уголовное право России как учебная дисциплина принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также навыков и умений применения основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

Уголовное право как учебная дисциплина состоит из совокупности учебного материала, расположенного в соответствии со структурой УК РФ, рассматривающего теоретические положения, комментирующего нормы уголовного законодательства.

Задачами уголовного права как учебной дисциплины являются:

формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;

формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;

выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

Реализация в полном объеме данных задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно осуществлять борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

Наука уголовного права представляет систему концептуальных идей, взглядов и воззрений на проблемы развития уголовной ответственности и наказания, эффективности уголовного закона и практики его применения.

Наука уголовного права является способом и условием развития уголовного права как учебной дисциплины, она способствует последовательному повышению уровня теоретических положений учебной дисциплины, обобщению и внедрению в процессе подготовки юридических кадров оптимальных методов в правоприменительную практику для взаимного обогащения теории и практики.

Догматический метод познания науки уголовного права состоит в использовании возможностей формальной логики для построения силлогизмов, вытекающих из смысла уголовно-правовой нормы, выяснении непротиворечивости и логической обусловленности содержания элементов нормы с иными нормативными предписаниями и соотносимости запрета и санкции за его нарушение.

Социологический метод связан с определением социальной (общественной) обусловленности запретов, социально-психологическим восприятием уголовно-правовых норм и запретов населением, различными группами населения, поиском эффективности приемов реализации социологических механизмов в уголовном праве.

Сравнительно-правовой метод предполагает изучение, обобщение и использование положительных, передовых приемов законодательной техники, выявление закономерностей появления новых видов общественно опасных деяний и разработку соответствующих уголовно-правовых запретов.

Историко-правовой метод предполагает уяснение действия уголовно-правовой нормы, института или законодательства в целом с учетом анализа исторических условий его разработки и применения. Иной аспект проблемы связан с изучением наукой уголовного права богатого наследия прошлого, трудов выдающихся ученых-юристов и включением юридического "наследия" наших предшественников в современную уголовно-правовую теорию и отчасти в правоприменительную практику.

Диалектический метод предполагает познание правовых явлений в развитии, опираясь на важнейшие категории диалектики - науки о законах развития природы и общества.

Таким образом, наука уголовного права нацелена на развитие теоретических положений уголовного права России, способствует совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики.

Лекция 2. Уголовный закон[6]

Понятие уголовного закона Структура уголовного закона

Действие уголовного закона во времени Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц Толкование уголовного закона

Понятие уголовного закона

Уголовный закон - это нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти, содержащий юридические нормы, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

В юридическом смысле источником уголовного права в нашей стране является только федеральный закон. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к ведению Российской Федерации. Это объясняется тем, что преступления по сравнению с другими видами правонарушений характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а предусмотренные за их совершение наказания заключают в себе наиболее серьезные правовые последствия по сравнению с другими видами ответственности (дисциплинарной, административной и гражданско-правовой).

Ныне действующий Уголовный кодекс РФ образует действующую систему уголовного законодательства Российской Федерации. Это нашло законодательное закрепление в его ч. 1 ст. 1, которая гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс".




Структура уголовного закона

Уголовный кодекс - это отличающийся внутренним единством кодифицированный законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В Общей части УК РФ содержатся нормы, которые устанавливают принципы и общие положения уголовного права. В ней определены важнейшие институты уголовного права: понятие преступления, формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость, приготовление к преступлению и покушение на преступление, соучастие, понятие и цели наказания, общие начала назначения наказания, освобождение от уголовной ответственности, судимость и др.

В Особенной части УК РФ помещены нормы, которые определяют конкретные общественно опасные деяния в качестве преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний за совершение каждого такого деяния.

Общая и Особенная части УК РФ тесно взаимосвязаны и, взятые вместе, представляют собой неразрывное единство. Следует признать общим принципом уголовного права положение о том, что все нормы Общей части УК РФ распространяются и на статьи Особенной части. Применяя любую норму Особенной части УК РФ, необходимо установить в действиях виновного лица все признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. включает 12 разделов. Каждый из них состоит из одной или нескольких глав, которые в свою очередь подразделяются на статьи, содержащие уголовно-правовые нормы.

Общую часть УК РФ составляют 6 разделов (ст. 1-104):

1) "Уголовный закон"; 2) "Преступление"; 3) "Наказание"; 4) "Освобождение от уголовной ответственности и от наказания"; 5) "Уголовная ответственность несовершеннолетних"; 6) "Иные меры уголовно-правового характера".

Особенная часть Уголовного кодекса УК РФ также включает 6 разделов (ст. 105-360):

7) "Преступления против личности"; 8) "Преступления в сфере экономики"; 9) "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"; 10) "Преступления против государственной власти"; 11) "Преступления против военной службы"; 12) "Преступления против мира и безопасности человечества".

В УК РФ нашли законодательное закрепление принципы уголовного права, он выделяет категории преступлений. Согласно ст. 15 УК РФ "в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления". Принятая классификация проходит через весь Уголовный кодекс РФ и имеет значение при решении ряда принципиально важных вопросов, таких как: ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление; назначение наказания по совокупности преступлений; освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; погашение судимости и др.

Статьи Общей и Особенной частей УК РФ различаются по структуре.

Статьи Общей части УК РФ включают гипотезу. Они носят декларативный характер, т.е. определяют те или иные институты уголовного права, содержат нормы уголовного права (ст. 3-8; 14; 21; 24; 29; 32; 37-42 и др.).

Диспозиция - часть статьи, в которой содержится описание данного вида преступления. Существуют следующие виды диспозиций.

Простая - содержит наименование преступления, но не определяет его признаков (ст. 126 УК РФ).

Описательная - содержит определение признаков преступления (ст. 158, 285 УК РФ и др.).

Бланкетная - не определяет признаков преступления, но отсылает к другим законодательным или ведомственным нормативным актам (ст. 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения утверждаются Правительством Российской Федерации).

Ссылочная диспозиция не дает определения признаков преступления, а в целях экономии текста закона отсылает к другим статьям УК РФ (ст. 112 УК РФ, определяя умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, отсылает к ст. 111 УК РФ, в которой определены признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью).

Законодатель иногда формулирует и смешанные или комбинированные диспозиции, в которых имеются признаки и бланкетной, и ссылочной и какой-либо иной диспозиции (ч. 1 ст. 108 УК РФ предусматривает ответственность за убийство (простая диспозиция) при превышении пределов необходимой обороны (ссылочная диспозиция), поскольку определение признаков превышения пределов необходимой обороны дается в ч. 2 ст. 37 УК РФ).

Санкцией называется часть статьи Особенной части УК РФ, которая определяет вид и размер наказания за данное преступление.

Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания.

Относительно определенная санкция указывает вид наказания и его низший и высший пределы.

В действующем законодательстве также часто встречаются и альтернативные санкции, в которых содержатся указания на два или несколько наказаний, из которых суд может выбрать только одно.

Правовая наука в качестве системы знаний (идей, концепций, теорий и взглядов), которые отражают закономерности того, как развиваются правовые отношения и процессы – это катализатор совершенствования правового регулирования и правовых отношений, реализации правовых норм и институтов.

Наука конституционного права

Конституционное право как наука и учебная дисциплина – это составная часть системы юридических наук, входящих в более широкую системы общественных наук.

Из цели, предмета и метода состоят основные признаки, которые идентифицируют науку, предопределяющие ее содержание и систематизирующие знания.

Из того, какие есть цели, предмет и метод исследования, юридические науки делятся на общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые и прикладные. Основная часть отдана отраслевым наукам, предмет которых – это одноименные отрасли права. Данные науки могут возникать в то же время с тем, как появляется отрасль права и их задачей является обслуживать на научном уровни конкретные отрасли права.

Науку конституционного права можно отнести к отраслевым наукам, потому что предмет ее – одноименная отрасль конституционного права.

Наукой конституционного права изучается действующее конституционное право, его история, теория, тенденции и перспективы развития. Помимо этого ею исследуются отличительные черты и тенденции того, как может развиваться сама наука в данной отрасли.

Анализ, который проводится рамках науки конституционного права направлен на то, чтобы исследовать предмет, составные элементы системы (нормы, институты, подотрасли и конституционно-правовые отношения) отрасли конституционного права; изучить закономерности и эффективность их возникновения, функционирования и развития; раскрыть присущие конституционному праву функции; сформулировать основные понятия и категории, а также осуществить иные исследовательские задачи, которые связаны с этой отраслью права.

Одна из основных задач конституционного права – раскрыть закономерности того, как возникает, функционирует и развивается одноименная отрасль, формируются правовые концепции конституционного права, адекватные современному развитию цивилизации и отдельных стран.

Наукой конституционного права изучается конституционно-правовая материя – нормы, институты и процессы, которые связаны с реализацией последних, правовые отношения и и формы того, как реализуются нормы конституционного права. Для этого проводится анализ деятельности государственных органов, рассматриваются формы и способы, при помощи которых они взаимодействуют, механизмы взаимоотношений личности и государства, социальных организаций и государственных органов.

Предмет науки конституционного права является более широким, чем предмет данной отрасли. Вместе с предметом отрасли наукой изучается знание о данной отрасли. Ею анализируется история того, как формируются и развиваются знания, научные взгляды на отрасль (теории, концепции, доктрины, гипотезы) и их эволюция.

Исследования науки конституционного права опираются на широкую систему источников, охватывающих различные каналы и ресурсы научных знаний.

К основным источникам науки конституционного права относятся нормативно-правовые акты, в которых есть нормы конституционного права, прежде всего Конституция. Наукой конституционного права выявляется и обосновывается концептуальный смысл, содержание и значимость положений, которые содержатся в нормативно-правовых актах, выявляются взаимосвязи между ними и вносятся предложения относительно совершенствования конституционно-правового регулирования.

Источники науки конституционного права – это труды как отечественных, так и зарубежных ученые и политиков, в которых содержатся теоретические и научно-практические суждения и оценки, являющиеся значимыми для науки конституционного права. То что данные труды разнообразны, противоречивы, имеют различную методологическую основу анализа не является препятствием, а напротив, способствует тому, чтобы наука развивалась, выявлялся тот круг проблем и аспектов, изучение которые приближает к позитивным знаниям и открытиям, а по итогу к тому, что совершенствуется отрасль конституционного права. Критическим осмыслением трудов наука обогащается и развивается процесс познания.

Формирование отрасли конституционного права

Благодаря трудам ученых создаются теории, доктрины и гипотезы в конституционно-правовой отрасли и ее отдельных институтах. На их основании и происходит формирование соответствующей ведущей отрасли права.

Теории являются сформировавшимися учениями, которые основываются на логических и эмпирических объяснениях, подкрепленных соответствующими доказательствами, опытом исследователей и практической реализации. Ими играется долговременная созидательная роль в формировании, развитии и совершенствовании правовой отрасли. К примеру, неоценимое значение для конституционно-правовой отрасли имеет теория конституционализма, непосредственной демократии, народного правительства, естественных прав и свобод, парламентаризма, местного самоуправления и некоторых других.

Назначение доктрины заключается в том, что ею утверждаются, распространяются и иногда навязываются идеи, составляющие ее смысл и содержание для того, чтобы применить их на практике. Доктрина играет промежуточную роль между теорией и практикой.

Как яркий пример идеологической и политической пристрастности может быть приведена доктрина диктатуры пролетариата, которая лежала в основе того, как формировалось государство и права и первые годы правления советской власти. Иным аналогичным примером является доктрина руководящей роли коммунистической партии, которая была применена, когда строился государственный и общественный строй и социалистических странах.

Научную оправданность доктрины можно доказать результатами процесса того, как она воплощается в жизнь.Если реализация долговременна и успешна, доктрина может стать теорией. Помимо этого необходимо учитывать тот факт, что если даже доктрина направлена для одной страны, которая отличается с точки зрения истории, национальных особенностей, культуры и политической ситуации, не всегда может быть применена для другой страны.

Во время того, как формируются теории и доктрины, важна роль может быть у гипотезы – предположении относительно определенного конституционно-правового знания. Гипотезу, также и как и доктрину, можно развить в теорию, а можно отставить в качестве умозрительного заключения.

Наука конституционного права в свое время выдвигала различные гипотезы, которые находили и своих сторонников, и своих противников, получили признание или были отвергнуты временем. Среди тех, которые получили дополнительное обоснование, признание и внедрение – предположения о наименовании отрасли – конституционное право, выделение процессуальных норм конституционного права, наличие института конституционно-правовой ответственности.

Источники конституционного права

Важный источник конституционного права – это практика, как юридическая, так и научная.

Юридическая практика в первую очередь выражена в правотворческой, правоприменительной и судебной деятельности госорганов и должностных лиц. Помимо этого она проявляется в юридически значимом поведении (действие/бездействие) иных субъектов конституционно-правовых отношений. Наукой не могли бы правильно выполняться задачи и развитие, если бы не изучались процессы того, как принимать и реализовывать конституционно-правовые нормы; конкретная деятельность государственных органов, включая суды, относительно применения норм конституционного права; их исполнение, соблюдение и использование в лице граждан и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что изучать и анализировать юридическую практику – это важно для того, чтобы успешно развивалась наука конституционного права.

Для современной Российской Федерации характерным является то, что увеличивается значимость и роль судебной практики. В институциональном смысле это может выражаться в том, что вместе с судами общей юрисдикции и арбитражными судами в РФ функционируют органы конституционного правосудия – Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Один из самых важных источников современной науки конституционного права – это иски граждан относительно защиты их прав в суде, жалобы на совершение действий должностными лицами в вышестоящие органы госвласти и в суды. В последнее время наблюдается рост подачи подобных заявлений как от физических, так и от юридических лиц, в также рост активности россиян в целом относительно защиты собственных прав и свобод. На основании этого открываются новые возможности для научных исследования в области конституционного права.

Значительный импульс повышению уровня науки придают научные дискуссии и полемики, обсуждения научных проблем на конференциях, симпозиумах, семинарах и других собраниях научных кругов.

Научная практика в конституционном права Российской Федерации богата на события и результаты, воплощающиеся в соответствующих печатных материалах и рекомендациях ученых для тех, кто является субъектами конституционных правоотношений, которые формируются и реализуются конституционно-правовые нормы.

ТГП в широком смысле – учение о гос-ве и праве в целом, т.е. вся юридическая наука. ТГП в узком смысле - одна из юридических наук.

ТГП как наука – система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных гос.-правовых явлений.

Черты науки ТГП:

· Это гуманитарная, общественная наука, так как изучает гос-во и право, которые относятся к общественным явлениям и непосредственно связаны с человеком и его жизнед-ю.

· Это политико-юрид. наука, так как она изучает два совершенно разных, но взаимосвязанных явления: государство (полит.явление) и право (юрид.явление).

· Это единая о гос-ве и праве наука. Гос-во не существует без права, право не сущ-ет без гос-ва. их исследование должно происходить в рамках единой науки.

· Это наиболее общая наука о гос-ве и праве. ТГП не ед.наука, изучающая гос-во и право, но она занимается изучением наиболее общих, а не частных вопросов, так как исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-правовых явлений.

· Это фундаментальная юрид.наука, так как формирует основополагающие, фундаментальные знания о гос-ве и праве.

· Это методологическая наука, так как формирует мировоззрение в системе юридических наук.

· Это комплексная наука, так как в ее составе существует целый ряд относительно обособленных научных направлений, которые зачастую рассматриваются в качестве самостоятельных наук (философия гос-ва, философия права, социология права, сравнит. правоведение и тд.)

ТГП как учебная дисциплина

Теория государства и права как учебная дисциплина – это курс науки ТГП, который преподается либо в средних специальных, либо в высших учебных заведениях. Наука ТГП гораздо объемнее учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, ТГП относится к числу базовых юридических дисциплин, которая закладывает основы юридического мировоззрения, дает представления об основных гос-правовых понятиях, способствует формированию юридического мышления и юридической культуры. Главное назначение – дача необходимых знаний студенту о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования гос-правовых явлений и их связях с иными социальными явлениями и личностью.

Функции теории государства и права как учебной дисциплины:

· Познавательная, т.е. ее основная задача – передача знаний о происхождении, становлении и развитии государства и права.

· Идеологическая, т.е. закладывает основы представления будущих юристов о государстве и праве, ориентируется на факты и достижения, которые составляют основу и суть действующего государственного и политического строя.

· Воспитательная, т.е. воспитание у людей правовой культуры, ценностей отвечающих запросам общества.

· Обобщающая, т.е. теория государства и права обобщает весь комплекс знаний полученных в процессе постижения юридической науки.

Предмет и объект науки ТГП.

Предмет науки – то, что изучает данная наука, это круг тех явлений, исследованием которых она занимается. Государство и право – это не предмет, а объект исследования различных юридических наук.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва, права и других гос.-правовых явлений (не отдельно взятой страны, а гос-ва и права вообще). Исследуя их, наука ТГП выясняет, что такое гос-во, право и другие гос.-правовые явления, когда и в силу каких причин они возникают, как развиваются и каковы закономерности их развития, как функционируют, какую роль играют в общественной жизни. Предмет науки имеет свою структуру (т.е. определенное строение):

Структура предмета науки ТГП:

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно гос-ва и собственно права, при исследовании которых выясняется, что такое гос-во и право, как они возникают и развиваются, каковы их сущность, структура, функции, формы внешнего выражения.

· Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других гос.-правовых явлений (гос. власть, правовые отношения, законность, правопорядок и тд.). исследуя их, наука выясняет, что они собой представляют, как возникают, развиваются и функционируют, каким образом связаны с государством и правом.




· Наиболее общие связи гос-ва и права с различными социальными явлениями (экономика, политика, идеология, культура, рклигия, мораль, обычаи и тд.) и личностью.

Предмет науки ТГП – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других гос.-правовых явлений, а также наиболее общие связи гос-ва и права с различными соц.явлениями и личностью.

Объект науки ТГП – государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.

Структура (состав) науки ТГП.

Различные позиции на структуру:

I. С позиции структуры любой фундаментальной науки, в структуру науки ТГП входят такие элементы как:

· Законы – это открытые наукой, необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи каких-либо явлений и процессов действительности.

· Категории – это основные научные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности.

· Частные теории – обособленные части единой науки ТГП, в которых получают свое развитие отдельные категории (теория правосознания, теория правовых отношений, теория законности, теория юридической ответственности и тд.).

· Научные факты – достоверные знания о тех или иных фактах реальной действительности.

· Научные гипотезы – это предположительные, вероятностные знания и тех или иных фактах действительности (пр. о причинах возникновения гос-ва и права).

II. С позиции предмета этой науки:

Государство представляет собой определенную политическую организацию, существующую и функционирующую в обществе, а право – систему норм, правил поведения в обществе.

III. Исходя из основных научных направлений, структура науки представляет собой:

· Позитивная теория ГиП – изучение Г и П в чистом виде (структура ГиП, классификация различных гос-правовых явлений, содержание видов гос.деят-ти).

· Философия ГиП – исследование ГиП через призму философских идей, принципов и категорий (философия права наиболее развита).

· Социология ГиП – исследование гос-правовых вопросов на основе идей и категорий науки социологии (совершенствование гос.механизма, зак-ва, правотворческой и правоприменительной деятельности и иные проблемы).

· Сравнительное государствоведение и правоведение – вопросы, связанные с сопоставлением различных гос-правовых систем, институтов, процессов и тд. (сходство и различие сравниваемых явлений, их качественное состояние, достоинства и недостатки).

· + общая юридическая конфликтология – изучение природы, причин и динамики развития юр.конфликтов, правовые механизмы их предупреждения и разрешения

· + юридическая антропология – изучение правовых форм общественной жизни людей от древности до наших дней.

4. Методология науки ТГП.

Методология науки означает:

- Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке

- Учение о методе науки

Метод науки – совокупность подходов, принципов и приемов, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Предмет – ЧТО? Метод – КАК?

(У. Д.) Учебная дисциплина – это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

учебная дисциплина это

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина – это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

наука и учебная дисциплина

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной – в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая – на обучающихся (школьников, студентов).

При этом цель науки - выработка и систематизация объективных теоретических и апробированных на практике знаний. В свою очередь, У. Д. направлена на обучение этой информации школьников/студентов при помощи разнообразных методических приемов.

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

программа учебной дисциплины

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи - чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один - строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его "трех китах" всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

методы учебной дисциплины

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения "Фармацевтической химии" является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями - в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

задачи учебной дисциплины

  • Общеобразовательные, иногда называются общенаучными или вариативными дисциплинами.
  • Специализированные (профессиональные) учебные дисциплины, которые и позволяют определить профиль подготовки учащегося к той или иной категории.

Этот тип дисциплин более характерен для вузов.

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины – задачи и цели – это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

учебный предмет учебный курс учебная дисциплина

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна - воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера гражданское право как науку и учебную дисциплину.

право как учебная дисциплина

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. - нормы гражданского права.

Цели изучения - освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

Читайте также: