Высокую явку граждан на парламентских выборах можно охарактеризовать как следующую форму

Обновлено: 30.06.2024

Од­но­па­лат­ные пар­ла­мен­ты и ниж­ние па­ла­ты пар­ла­мен­тов в раз­ных стра­нах из­би­ра­ют­ся на 4-5 лет, верх­ние па­ла­ты (ес­ли они из­би­ра­ют­ся) - обыч­но на та­кой же или бо­лее дли­тель­ный срок. В пар­ла­мент­ских, как и в иных вы­бо­рах, две сто­ро­ны: из­би­ра­те­ли, го­ло­сую­щие за кан­ди­да­та или спи­сок кан­ди­да­тов, и кан­ди­да­ты (спи­ски), за ко­то­рых го­ло­су­ют. В пер­вом слу­чае из­би­ра­тель реа­ли­зу­ет субъ­ек­тив­ное ак­тив­ное из­би­рательное пра­во, во вто­ром слу­чае кан­ди­да­там при­над­лежит субъ­ек­тив­ное пас­сив­ное из­би­рательное пра­во - пра­во быть из­бран­ным (кан­дида­ту все­гда при­над­ле­жит и ак­тив­ное из­би­рательное пра­во, он мо­жет про­го­ло­со­вать и за се­бя, ес­ли про­жи­ва­ет в дан­ном из­би­рательном ок­ру­ге). Основные тре­бо­ва­ния ак­тив­но­го и пас­сив­но­го из­би­рательного пра­ва сов­па­да­ют (гра­ж­дан­ст­во го­су­дар­ст­ва, пра­во­спо­соб­ность, дее­спо­соб­ность и другие), но пра­во быть из­бран­ным в пар­ла­мент пред­по­ла­га­ет до­пол­нительные ус­ло­вия: по­вы­шен­ный воз­раст (21 год - Государственная ду­ма Рос­сии, 23 го­да - ниж­няя па­ла­та Фран­ции, 40 лет - Се­нат Ита­лии); тре­бо­ва­ние не иметь иностранное гра­ж­дан­ст­ва и ви­да на жи­тель­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве, прой­ти во­енную служ­бу для во­ен­но­обя­зан­ных (Тур­ция), уметь чи­тать и пи­сать на государственном язы­ке (отдельные стра­ны Тро­пической Аф­ри­ки), в не­ко­то­рых му­сульманских стра­нах из­бран­ным мо­жет быть толь­ко му­суль­ма­нин и другие.

Да­та парламентских выборов обыч­но на­зна­ча­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. По­сле это­го со­зда­ют­ся из­би­ра­тель­ные ко­мис­сии (ес­ли они не яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми), об­ра­зу­ют­ся из­би­ра­тель­ные ок­ру­га (ес­ли не про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать преж­ние гра­ни­цы из­би­рательных ок­ру­гов). С оп­ре­де­лён­но­го сро­ка из­би­рательные ко­мис­сии на­чи­на­ют ре­ги­ст­ра­цию кан­ди­да­тов (партийных спи­сков кан­ди­да­тов) на долж­но­сти де­пу­та­тов и се­на­то­ров. В не­ко­то­рых стра­нах с од­но­ман­дат­ны­ми ок­ру­га­ми по вы­бо­рам в пар­ла­мент кан­ди­да­ты долж­ны про­жи­вать обя­за­тель­но в дан­ном ок­ру­ге, при вы­бо­рах се­на­то­ров - в дан­ном субъ­ек­те фе­де­ра­ции или круп­ной административно-территориальной еди­ни­це. Кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся пар­тия­ми или воз­мож­но са­мо­выдви­же­ние. В слу­чае са­мо­вы­дви­же­ния кан­ди­дат дол­жен пред­ста­вить в свою под­держ­ку под­пи­си оп­ре­де­лён­но­го чис­ла из­би­ра­те­лей. В не­ко­то­рых стра­нах чис­ло под­пи­сей не­зна­чи­тель­но (в Ве­ли­ко­бри­та­нии 10 из­би­ра­те­лей од­но­ман­дат­но­го из­би­рательного ок­ру­га), в не­ко­то­рых - несколько со­тен (200 - в Гер­ма­нии). В Рос­сии это чис­ло бы­ло зна­чи­тель­ным - до 120 тысяч, но за­тем умень­ше­но, позд­нее сбор под­пи­сей от­ме­нён (са­мо­вы­дви­жен­цев в Государственную ду­му не ста­ло, действовала только про­пор­цио­наль­ная сис­те­ма - партийные спи­ски кан­ди­да­тов).

Кан­ди­да­ты пред­став­ля­ют в ко­мис­сию за­яв­ле­ния о со­гла­сии бал­ло­ти­ро­вать­ся, справ­ки о до­хо­дах и иму­ще­ст­ве, а так­же о до­хо­дах и иму­ще­ст­ве суп­ру­га, ино­гда не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей, справ­ки об от­сут­ст­вии су­ди­мо­сти, другие до­ку­мен­ты. Эти дан­ные из­би­рательная ко­мис­сия про­ве­ря­ет. В не­ко­то­рых стра­нах кан­ди­дат вно­сит из­би­ра­тель­ный за­лог (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии 500 фунтов стерлингов, в Ин­дии 300 ру­пий); ес­ли кан­ди­дат не со­бе­рёт ус­та­нов­лен­ный про­цент го­ло­сов из­би­ра­те­лей (в Ве­ли­ко­бри­та­нии - 5%, в Ин­дии - 1/8 часть го­ло­сов), этот за­лог не воз­враща­ет­ся, а идёт в до­ход го­су­дар­ст­ва. В Рос­сии из­би­рательный за­лог на всех уров­нях от­ме­нён. По­сле за­вер­ше­ния сро­ка ре­ги­ст­ра­ции кан­ди­да­тов с оп­ре­де­лён­но­го дня, об­ще­го для всех кан­ди­да­тов, на­чи­на­ет­ся пред­вы­бор­ная аги­та­ция (преж­де­временная аги­та­ция вле­чёт санк­ции к кан­ди­да­ту). Пред­вы­бор­ную аги­та­цию ве­дут пар­тии, са­ми кан­ди­да­ты, их до­ве­рен­ные ли­ца. За­пре­ще­но вы­дви­гать экс­тре­ми­ст­ские ло­зун­ги, при­зы­вать к на­си­лию, ис­поль­зо­вать под­куп, шан­таж из­би­ра­те­лей. Из­би­рательные ко­мис­сии, ор­га­ны пуб­лич­ной вла­сти, долж­но­ст­ные ли­ца, профессиональные жур­на­ли­сты в пред­вы­бор­ной аги­та­ции уча­ст­во­вать не впра­ве.

Прин­цип пред­вы­бор­ной аги­та­ции - рав­ные ус­ло­вия для всех кан­ди­да­тов (спи­сков кан­ди­да­тов). Для это­го кан­ди­да­ты, пар­тии соз­да­ют рав­ный для всех из­би­рательный фонд (его по­то­лок ог­ра­ни­чен на ос­но­ва­нии за­ко­на ре­ше­ни­ем из­би­рательной ко­мис­сии). Сред­ст­ва в этот фонд в оп­ре­де­лён­ной до­ле мо­гут пре­дос­та­вить са­ми кан­ди­да­ты, под­дер­жи­ваю­щие их пар­тии, жерт­во­вать фи­зические и юри­дические ли­ца. Кро­ме то­го, в боль­шин­ст­ве стран го­су­дар­ст­во бес­плат­но вы­де­ля­ет кан­ди­да­там (пар­ти­ям для аги­та­ции за спи­ски кан­ди­да­тов) рав­ное эфир­ное вре­мя и рав­ную пе­чат­ную пло­щадь в государственных СМИ (в Рос­сии рас­пре­де­ля­ет­ся по же­ребь­ёв­ке). Од­на­ко в не­ко­то­рых стра­нах стои­мость этих ус­луг не­об­хо­ди­мо воз­мес­тить го­су­дар­ст­ву, ес­ли кан­ди­дат (партийный спи­сок) не по­лу­чит оп­ре­де­лён­ный про­цент по­дан­ных го­ло­сов из­би­ра­те­лей (в Рос­сии - 4%). Для го­ло­со­ва­ния на­зна­ча­ет­ся оп­ре­де­лён­ный день: во мно­гих стра­нах это вос­кре­се­нье, в не­ко­то­рых му­сульманских стра­нах - пят­ни­ца. Ино­гда го­ло­со­ва­ние длит­ся пол­то­ра-два дня (Ита­лия, Че­хия), в отдельных стра­нах го­ло­со­ва­ние про­дол­жа­ет­ся (с пе­ре­ры­ва­ми) ме­сяц или боль­ше (Ин­дия).

Пер­вич­ные ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния (по бюл­ле­те­ням или иным но­си­те­лям ин­фор­ма­ции) под­счи­ты­ва­ют ни­зо­вые из­би­рательные ко­мис­сии в при­сут­ст­вии кан­ди­да­тов, пред­ста­ви­те­лей пар­тий, прес­сы. Ка­ж­дая уча­стко­вая ко­мис­сия со­став­ля­ет про­то­кол о ре­зуль­та­тах го­ло­со­ва­ния по уча­ст­ку и пред­став­ля­ет его в вы­ше­стоя­щую из­би­рательную ко­мис­сию. По­след­няя на ос­но­вании про­то­ко­лов сум­ми­ру­ет дан­ные по сво­ей тер­ри­то­рии и пред­став­ля­ет свой про­то­кол в вы­ше­стоя­щую из­би­рательную ко­мис­сию вплоть до центральной из­би­рательной ко­мис­сии, ко­то­рая под­во­дит окон­ча­тель­ные ито­ги го­ло­со­ва­ния (в не­ко­то­рых стра­нах, например в Ита­лии, эту за­да­чу вы­пол­ня­ет Министерство внутренних дел). Ко­мис­сия оп­ре­де­ля­ет из­бран­ных (кан­ди­да­тов или спи­ски пар­тий) и чис­ло де­пу­тат­ских ман­да­тов, по­ло­жен­ных ка­ж­дой пар­тии в со­от­вет­ст­вии с по­лу­чен­ны­ми го­ло­са­ми из­би­ра­те­лей. Под­счёт и рас­пре­де­ле­ние ман­да­тов (а за­тем вру­че­ние удо­сто­ве­ре­ний из­бран­ным) осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в со­от­вет­ст­вии с той из­би­рательной сис­те­мой, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет для вы­бо­ров в пар­ла­мент в той или иной стра­не (ма­жо­ри­тар­ной, про­пор­цио­наль­ной, сме­шан­ной в их раз­но­вид­но­стях). Вы­бо­ры в пар­ла­мент при­зна­ют­ся не­со­сто­яв­ши­ми­ся, ес­ли в них при­ня­ло уча­стие мень­ше из­би­ра­те­лей, чем пре­ду­смат­ри­ва­ет за­кон (например, во Фран­ции ме­нее 25% из­би­ра­те­лей), но во мно­гих стра­нах, в том числе в Рос­сии, вы­бо­ры при­зна­ют­ся со­сто­яв­ши­ми­ся при лю­бой яв­ке из­би­ра­те­лей. В боль­шин­ст­ве стран вы­бо­ры счи­та­ют­ся не­дей­ст­ви­тель­ны­ми, ес­ли суд при­знал не­дей­ст­ви­тель­ны­ми вы­бо­ры в оп­ре­де­лён­ной час­ти всех из­би­рательных уча­ст­ков (в Рос­сии - 1/4 и бо­лее).


Парламентские выборы в демократическом обществе служат основным средством для формирования представительных органов власти. Граждане выбирают депутатов, которые обязаны представлять их интересы, ответственны перед ними. История парламентаризма насчитывает много веков, разные страны выдвигают разные требования к кандидатам, задействуют собственные системы выборов. Обо всем этом будет рассказано ниже.

Определение

На заре развития демократии люди избирали вождя племени, горожане, собираясь на центральной площади, сообща решали жизненно важные вопросы. Примером этого служит Вече в Новгородской республике раннего Средневековья.

Однако в тех случаях, когда государство становится слишком обширным, появляется необходимость в парламенте – централизованном органе власти, в котором собираются представители разных районов, отстаивающие интересы местных жителей, выбравших их в качестве депутатов.

парламентские выборы

В зависимости от государственного устройства, собрания депутатов могут быть однопалатными или двухпалатными. В России парламент – это Федеральное собрание, состоящее из Думы и Совета Федерации.

В парламентских выборах различают две стороны – избиратели и избираемые. Для того чтобы отсечь от демократического процесса деструктивные и несостоятельные силы, во всех странах существуют те или иные виды избирательных цензов. Как правило, требования для избираемых и избирателей почти совпадают. В общем случае и те, и другие должны быть не младше определенного возраста, не иметь иностранного гражданства, быть дееспособными.

Система парламентских выборов

За века существования демократии государства Европы разработали сложные нормы и принципы избирательных процедур. Правила, по которым проходят парламентские выборы в стране, определяются существующей системой. Различают две основные системы выборов – мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система, как легко догадаться из названия, предусматривает победу кандидата, набравшего простое большинство голосов, независимо от того, с каким счетом он победил соперника. То есть каждый избирательный округ выдвигает в парламент кандидатов по партийному списку или одного кандидата, победивших на выборах в этом округе.

в стране парламентские выборы

Ярким примером мажоритарной системы выборов являются выборы президента в США. Жители штата выбирают один из нескольких списков выборщиков, которые впоследствии определят главу государства. Независимо от того, с каким преимуществом победит тот или иной список, проигравшие не получат ни одного места в итоговой коллегии выборщиков от всех регионов страны.

Таким образом, получается, что условная Миннесота единогласно голосует за условного Трампа, хотя на самом деле за его оппонента могло проголосовать 49 процентов жителей этого прекрасного штата.

Пропорциональная система выборов

Пропорциональная система более справедлива, депутатские кресла в парламенте распределяются среди партий пропорционально количеству проголосовавших в целом по стране. Иначе говоря, вся страна при этом представляет единый избирательный округ, и партии-аутсайдеры, уступавшие крупным движениям в отдельных округах, имеют возможность быть представлены в парламенте.

система парламентских выборов

На сегодняшний день в России действует смешанная пропорционально-мажоритарная система. Половина депутатских кресел отдается победителям голосования по партийным спискам, вторая половина отдается лидерам парламентских выборов от одномандатных округов. В некоторых странах задействованы еще более сложные механизмы формирования собраний народных избранников.

Выдвижение кандидатов

Как правило, дату проведения парламентских выборов назначает глава государства. После этого начинается движение выборного механизма. Назначаются избирательные комиссии, формируются избирательные округа, начинается регистрация претендентов на депутатские мандаты. Кандидаты выдвигаются партиями, либо свою кандидатуру предлагают самовыдвиженцы.

парламентские выборы в россии

В последнем случае самовыдвиженец обязан представить подписи будущих избирателей в свою поддержку. Количество поручившихся за кандидата варьируется в зависимости от парламентской традиции. В Великобритании достаточно представить подписи 10 человек, в России же было необходимо заручиться поддержкой 120 000 человек.

Непосредственно выборы

Самое интересное начинается во время парламентских выборов. Низовые избирательные комиссии подсчитывают голоса, поданные за кандидатов, затем передают свои данные в вышестоящие комиссии и так далее по цепочке, пока сводные результаты не достигнут центральной избирательной комиссии.

лидеры парламентских выборов

В центре осуществляется финальный подсчет итогов, после чего происходит распределение депутатских мандатов среди партий-победителей или среди независимых депутатов.

Случаи аннулирования выборов

В большинстве стран действует порог явки избирателей, то есть парламентские выборы признаются недействительными в том случае, если проголосовало менее определенного количества избирателей. Во Франции – это двадцать пять процентов от общего количества избирателей. В случае парламентских выборов в России порог явки был отменен, выборы признаются состоявшимися при любом количестве проголосовавших.

Кроме того, во многих странах выборы аннулируются, если были вскрыты нарушения на большом количестве избирательных участков. В России критической массой считается четвертая часть всех участков по стране.


Государство Z включает 11 территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены. Глава государства получает власть по праву наследования, ему подотчётно правительство и судебные органы. Каков тип политического (государственного) режима государства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого можно сделать такой вывод (выпишите соответствующее предложение из условия задачи). Назовите любые два признака этого типа политического (государственного) режима, не названных в условии задачи.


В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) тип политического (государственного) режима: тоталитарный;
2) факт: “В государстве осуществляется постоянный контроль над всеми сферами жизни, господствует одна партия, другие партии запрещены”.
3) любые два признака, например:
— наличие общеобязательной государственной идеологии;
— отсутствие реальных прав и свобод граждан;
— сращивание государственного и партийного аппарата;
— политическая цензура и пропаганда в СМИ;
— культ личности, вождизм;
— преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего);
— жёсткая централизация государственного управления;
— внесудебные преследования, репрессии.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.


В государстве Z правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание, и ответственно перед ним; премьер-министр является главой исполнительной власти, президент избирается законодательным собранием. В стране регулярно проходят всеобщие, равные, прямые, тайные выборы на альтернативной основе. Права и свободы граждан гарантированы. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Законодательное собрание имеет двухпалатную структуру, субъекты имеют право принятия собственной конституции.
На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них для государства Z.)


в правильном ответе должны быть названы и конкретизированы следующие элементы:
1) форма правления — парламентская республика; (Указание только республики (без уточнения) не засчитывается при оценивании.)
2) форма государственного (территориального) устройства — федерация;
3) политический (государственный) режим — демократический

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.


В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют “государственной”, ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политический режим страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.


В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) тип политического режима — тоталитарный тип;
2) аргументы, например:
— партия служит инструментом государственного контроля;
— однопартийная система, отсутствие межпартийной конкуренции.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип (по тексту задания) — консервативная:
2) факт — партия выступает за сохранение традиционных ценностей, отстаивает необходимость приспособления любых изменений в обществе к традиционным институтам;
2) другие типы партий, допустим:
— либеральные (провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства);
— социалистические (выступают за функционирование государства и общества в интересах наёмных работников; реализацию принципов свободы, равноправия, социальной справедливости);
— коммунистические (провозглашают общественную собственность на средства производства; ликвидацию всех форм социального неравенства) и др.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политические партии”.


По инициативе депутатов, представляющих в избранном народом парламенте оппозиционную партию, был принят закон о порядке проведения референдумов по отдельным вопросам общественной жизни. Назовите две формы проявления народовластия, упомянутые в условии задания. Укажите по одному преимуществу каждой из этих форм.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указаны две формы народовластия: представительная демократия (избранный парламент), непосредственная демократия (референдум);
2) показаны преимущества каждой из них, например,
— представительная демократия: парламент работает в постоянном режиме, депутаты могут своевременно вносить изменения в законы;
— непосредственная демократия: участие в референдумах повышает интерес граждан к политической жизни; растет ответственность населения за принятые решения; позволяет четко выявить отношение всего населения к тому или иному вопросу.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Ценности демократии” .


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) тип — пропорциональная избирательная система;
2) достоинства данного типа избиоательной системы, например:
— предполагает активную деятельность политических партий, в т. ч. оппозиционных;
— стабильность политических элит, проводимого политического курса;
3) недостатки данного типа избиоательной системы, например:
— отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;
— в парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер;
— затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.


Российская Федерация — правовое государство. Назовите любые три особенности правового государства и раскройте каждую из них в соответствии с Конституцией РФ.


Правильный ответ должен включать три особенности РФ как правового государства, раскрытые на основе Конституции РФ, например:
1) верховенство права — Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ;
2) приоритет прав и свобод личности — человек, его права и свободы являются высшей ценностью / основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения / в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
3) взаимная ответственность государства и граждан — признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, граждане имеют обязанности (соблюдение Конституции РФ и законов РФ, защита отечества, уплата законно установленных налогов и сборов и пр.);
4) разделение властей — государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Правовое государство” .

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.


С 18 лет каждый россиянин может участвовать в выборах. Подготовиться к этому шагу нам помогут уроки по обществознанию. В этой статье узнаем больше о пропорциональной избирательной системе, ее плюсах и минусах.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

Организовать избирательные округа.

Создать избирательные комиссии.

Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

Подвести итоги голосования.

Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Определение пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.

В такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.

При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);

определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;

голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.

Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.

В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Вопросы для самопроверки

Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

С чего начинается избирательный процесс?

Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

Почему пропорциональная система выборов так называется?

Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

Читайте также: