Выгодно ли двойное гражданство

Обновлено: 26.04.2024

Существует множество причин, по которым человек решает получить паспорт другой страны, и чаще всего среди них фигурируют стремление к безопасности, желание защитить финансовые активы и оптимизировать налогообложение, а также повысить уровень жизни. Постоянно растет спрос на гражданство за инвестиции — как правило, участниками таких программ становятся состоятельные люди, которым важно обеспечить стабильность и комфорт себе и своим близким.

Получение второго гражданства — непростая процедура, которая требует солидных капиталовложений и тщательного подхода. Рассмотрим основные особенности и этапы иммиграционного процесса и обозначим лайфхаки, которые помогут добиться желаемого результата с минимальными затратами.

Что дает второе гражданство: пять бесспорных преимуществ

Второе гражданство как способ финансовой защиты: что нового?

Сегодня средства, поступающие из низконалоговых юрисдикций и стран третьего мира вызывают множество вопросов у представителей фискальных органов США, Канады, Великобритании и государств ЕС.

До недавнего времени большинство предпринимателей, стремящихся защитить свои финансовые активы, оформляли инвестиционное гражданство Мальты и Кипра. Это достаточно дорогие программы, участвуя в которых соискатель получал полноценный европейский паспорт в обмен на солидные капиталовложения. Сегодня более популярным стало гражданство стран Карибского бассейна — оно стоит намного дешевле, а в плане возможностей практически не уступает мальтийскому и кипрскому. Очередному скачку спроса на паспорта Карибов способствовала приостановка Кипром действия своей программы инвестиционного гражданства. В частности, представители бизнес-среды стали обращать внимание на Сент-Люсию. В мае 2020 года власти страны для желающих оформить гражданство вдвое снизили минимальный порог инвестиций, и это способствовало увеличению количества заявок.

Как и где можно получить второй паспорт: список вариантов и стран

1. Натурализация

Получение гражданства по натурализации — длительный процесс, занимающий в среднем от 5 до 10 лет. Этот способ подразумевает легальное проживание в стране и выполнение требований ее иммиграционного законодательства. Первым шагом становится оформление временного вида на жительство. ВНЖ иностранцам обычно предоставляется на основании заключения трудового контракта с местным работодателем, регистрации собственного бизнеса, инвестиций или получения пассивного дохода из-за рубежа. Прожив в стране определенное время, соискатель оформляет статус постоянного резидента, а затем подает ходатайство о предоставлении гражданства.

Наиболее популярные государства, в которых иностранец может стать гражданином по натурализации:

  • Португалия
  • Испания
  • Греция
  • Великобритания
  • Германия
  • США
  • Аргентина
  • Чили
  • Сингапур
  • Гонконг.

2. Инвестиционное гражданство

Обладателю солидного капитала нет необходимости долго ждать, чтобы стать гражданином другой страны. Многие государства предлагают зарубежным инвесторам возможность получить паспорт на протяжении одного года или даже нескольких месяцев, для этого нужно инвестировать в местную экономику или недвижимость. Сумма капиталовложений зависит от условий конкретной программы и составляет более $100 000. Важным преимуществом инвестиционного гражданства является отсутствие требований к соискателю относительно владения языком и социальной адаптации.

Сегодня среди иностранных инвесторов пользуются высоким спросом паспорта следующих стран:

  • Австрия
  • Мальта
  • Турция
  • Сент-Люсия
  • Антигуа и Барбуда
  • Сент-Китс и Невис
  • Вануату
  • Гренада
  • Доминика.

3. Право почвы (Jus Soli)

Некоторые государства предоставляют свое гражданство каждому ребенку, родившемуся на их территории, независимо от национальности и иммиграционного статуса отца и матери. Поэтому обеспеченные люди нередко уезжают рожать в США или Канаду. Для родителей это хорошая возможность позаботиться о будущем новорожденного — он появляется на свет в развитой стране и автоматически становится ее гражданином.

Как получить второе гражданство: пошаговая инструкция

С начала 2000-х на рынке миграционных услуг наблюдается постоянный рост активности — за последние 20 лет ежегодное количество людей, оформляющих ВНЖ, ПМЖ или гражданство, увеличилось почти в два раза. Это связано с глобальными политическими, экономическими и социальными процессами, происходящими в мире и заставляющими людей искать стабильность, безопасность, а также возможность развиваться и жить в комфортных условиях.

Оформление второго паспорта — процедура, в которую необходимо вложить немало сил и средств. Мигранту, не имеющему профессиональной подготовки, сложно стать гражданином другой страны без квалифицированной юридической помощи. А найти надежную миграционную компанию, способную предоставить эффективную поддержку, непросто, поскольку рынок переживает стадию становления и еще только формируется.

Чтобы стать гражданином другой страны, соискателю нужно сделать следующие шаги:

Выводы

В 2019 году доходы от программ инвестиционного гражданства и резидентства по всему миру составили более $10 328 000 000. Оформление гражданства или вида на жительство в другой стране интересует все большее количество людей, что ведет к развитию рынка услуг в этой сфере. Растет количество компаний, предоставляющих профессиональную помощь в получении второго паспорта, ВНЖ, ПМЖ, виз и других международных юридических услуг. Используя современные технологии и опыт квалифицированных специалистов, соискатель может частично или полностью решить поставленную задачу в режиме онлайн, благодаря этому миграция становится не только более простой, но и более востребованной.

Мы попросили руководителя Иммигрант Инвест рассказать истории о предпринимателях, которые оформили гражданство другой страны или вид на жительство, чтобы решать бизнес-задачи: выходить на международный рынок, встречаться с партнерами без лишних виз и платить меньше налогов.

В статье истории реальных людей, но мы не можем писать настоящие имена, названия компаний и публиковать финансовые отчеты. Поэтому имена в историях выдуманные.

Передаем слово эксперту.

Злата Эрлах

Стал налоговым резидентом Доминики, чтобы платить в три раза меньше налогов

Страна: Доминика

Расходы на оформление гражданства: 165 000 $

Расходы на налоговое резидентство: 0 $

Примерно полтора года назад мы помогли человеку оформить гражданство Доминики, назовем его Павел. Павел — предприниматель, но давно отошел от дел: напрямую в бизнесе не участвует, но получает доход в виде дивидендов и иногда консультирует другие компании. За консультации ему платят по договору услуг.

В 2020 году доходы Павла выглядели так:

всего 7 млн рублей;

из них 5,5 млн рублей — дивиденды;

1,5 млн рублей — консультации.

В России с дивидендов и консультаций он должен платить налог по ставке 13% — с дохода в 7 млн рублей получается 910 000 рублей налога.


Доминику часто путают с Доминиканской республикой: они находятся рядом и названия похожи, но всё же это разные страны

В Доминике нет налога на дивиденды, а ставки по остальным доходам ниже: с тех же 7 млн рублей Павлу нужно было бы заплатить 333 000 рублей вместо 910 000 рублей. Экономия за год — 577 000 рублей .

Чтобы платить налоги в Доминике, недостаточно получить гражданство этой страны — еще нужно стать налоговым резидентом. Для этого надо:

  • получить такс-айди;
  • получить такс-код;
  • проводить в стране от 183 дней в году.

Такс-айди — это налоговый идентификатор типа ИНН. Чтобы получить такс-айди Доминики, нужны нотариально заверенные копии документов. Обычно процесс выглядит так: человек летит в Доминику, находит там местного нотариуса или адвоката и делает копии документов. Но мы уже оформляли Павлу гражданство этой страны, и у нас были копии нужных документов, поэтому ему не пришлось никуда лететь.

С копиями мы от имени Павла заполнили заявление и подали документы на портале налоговой Доминики, а затем получили идентификационный номер налогоплательщика — он и называется такс-айди.


Так выглядит портал налоговой Доминики: можно подать заявление на такс-айди, декларацию онлайн и узнать даты уплаты налогов

Такс-айди подтверждает, что человек зарегистрировался в налоговой системе страны, но чтобы платить налоги, одного такс-айди недостаточно — еще нужен такс-код.

Такс-код — второй идентификатор, который нужен для подачи декларации и уплаты налогов. Чтобы получить такс-код, понадобится что-то типа регистрации: адрес, куда приходят счета на имя человека, например об оплате коммуналки.

Чтобы получить такс-код, Павел арендовал дом за 900 долларов в месяц, и адрес этого дома стал его адресом в Доминике.

От 183 дней в году проводить в стране. Чтобы считаться налоговым резидентом, нужно проводить в стране от 183 дней в году. Павел на пенсии, дел в России у него нет, поэтому он планирует жить на Доминике большую часть года и там же платить налоги.

Соглашение об избежании двойного налогообложения

Если человек живет и работает в двух странах, он может платить налоги в одной из них — это право дает соглашение об избежании двойного налогообложения между странами. То есть Павел может выбирать, платить налоги в Доминике или в России.

У России соглашения об избежании двойного налогообложения есть с 84 странами. С каждой страной отдельно, но в целом условия похожи:

по соглашению страны учитывают уже уплаченные в другой стране налоги, чтобы человек не платил их два раза с одного дохода;

соглашение распространяется на налоги с доходов, имущества, капитала;

это касается предпринимателей и компаний.

Но сейчас Россия меняет соглашения об избежании двойного налогообложения. Это делают, чтобы избежать ситуации, когда человек получает дивиденды российских компаний, а налоги платит в другой стране. Например, с 2021 года соглашение между Россией и Мальтой будет работать с поправкой: с доходов в виде дивидендов и процентов российских компаний нужно будет платить 15% налога в России.

Пока соглашение с поправками принято только с Мальтой, но на очереди Кипр, Люксембург и Нидерланды. Если соглашения примут, становиться налоговым резидентом в этих странах будет невыгодно.

Переехала на Мальту, чтобы продать стартап

Страна: Мальта

Расходы на оформление постоянного места жительства: 160 000 $

Программист из Белоруссии, пусть будет Ольга, разработала ПО и создала стартап. Через два года ее компанией заинтересовался американский венчурный фонд и предложил купить контрольный пакет акций.

Фонд хотел быть уверенным в стабильной экономической ситуации, но из-за политических событий такой уверенности не было. И он поставил Ольге условие: если хотите заключить сделку, перевезите компанию в другую страну, со стабильной обстановкой.

Ольга обратилась к нам, чтобы найти страну для переезда, которая подходила бы по двум критериям:

стабильная экономическая и политическая обстановка;

более выгодный для компании и основательницы налоговый режим.

Под эти требования подошла программа постоянного места жительства, ПМЖ на Мальте.


На Мальте компания Ольги может платить меньше налогов благодаря праву на возврат:

35% — стандартная налоговая ставка на Мальте;

6/7 — часть налогов, которые можно вернуть.

То есть, если Ольга со 100 рублей платит 35 рублей по ставке 35%, потом может вернуть 6/7 назад. Получается, что всего нужно заплатить не 35 рублей, а 5.

Получила гражданство Гренады, чтобы расширить поставки

Страна: Гренада

Расходы на оформление гражданства: 245 000 $ на семью

Наталья — владелица группы фармацевтических компаний, она же генеральный директор. До пандемии Наталья много ездила по миру, встречалась с партнерами и вела переговоры с международными фармацевтическими компаниями.

Но случилась пандемия: заказов на лекарства стало больше, а доставить их в страну не получалось из-за закрытых границ. Чтобы спасти бизнес, Наталье нужно было расширять поставки за счет новых партнеров — их можно было бы найти в других странах, но опять-таки из-за пандемии с обычным загранпаспортом никуда улететь не получалось.

Тогда Наталья решила оформить гражданство другой страны, которая позволяла бы:

  • прилетать на переговоры в страны Шенгена, США и Великобританию без виз;
  • выезжать из России в условиях закрытых границ, если понадобится;
  • открыть филиал или представительство компании в США.

Эти три задачи получилось решить с помощью гражданства Гренады. Его Наталья оформляла на всю семью: себя, супруга и троих детей — 4, 14 и 18 лет.

Сначала мы подготовили для Натальи документы:

  • копии загранпаспортов;
  • справки о несудимости;
  • подтверждение прописки;
  • правительственные формы;
  • история благосостояние — аналог российского резюме;
  • документы на активы, например документы о регистрации бизнеса и налоговые отчеты;
  • подтверждение легальности денег, которые пойдут на оплату участия в программе, — банковские документы об истории переводов.

В списке есть обязательные для всех документы, например копии паспортов и правительственные формы, и уникальные, которые нужно было предоставить в случае Натальи: документы на активы, подтверждение легальности денег.

Затем для каждого документа сделали нотариальную копию, заверенный нотариусом перевод и апостилизацию — это легализация документа другой страной. Потом подали заявку на участие в программе.

Оформление документов и участие в программе обошлись Наталье в 254 000 $ — это сумма на всю семью.


Шенген, США и Великобритания без виз. С гражданством Гренады Наталья смогла оформить турвизу в США на десять лет за две недели. По этой визе она может бывать в США и Великобритании по полгода за год, а в зоне Шенгена — 90 дней в полгода. Этого достаточно для деловых встреч, еще и на путешествия остается.

Выезд из России. Как гражданка Гренады Наталья в любой момент вправе покинуть Россию, чтобы поехать в страну второго гражданства. Это правило действует, даже если для всех остальных границы закрыты.

Для россиян действует виза EB5 с порогом в 900 000 долларов — это значит, что в бизнес нужно вложить минимум 900 000 долларов. При этом эти визы всё равно дают неохотно.

Гражданам Гренады, чтобы открыть бизнес в США, тоже нужно вкладывать деньги: нельзя открыть фирму-однодневку, это будут проверять. Но расходы будут ниже, потому для них действует бизнес-виза без минимального порога инвестиций. Например, можно вложить 200 000 долларов во франшизу или открыть филиал своей компании — в России этих денег хватит на небольшой фитнес-клуб.

Так граждане Гренады могут получить бизнес-визу США, потратив 200 000 долларов, а граждане России — 900 000 долларов.

Пока мы оформляли гражданство, Наталья подготовила бизнес-план, чтобы открыть подразделение своей фармацевтической компании в США.

Оформили гражданство Сент-Китс и Невис, чтобы открыть кофейню в Лондоне

Страна: Сент-Китс и Невис

Расходы на оформление гражданства: 357 194 $

Карибские страны — это 25 государств Латинской Америки и Карибского полуострова, например Доминика, Сент-Китс и Невис, Гренада

Часто предприниматели получают второе гражданство, чтобы посещать другие страны без виз. Так делают те, кто планирует развивать международный бизнес. К примеру, гражданство карибской страны открывает безвизовый доступ к Шенгену, Великобритании, США — поэтому предприниматели его и любят.

Многие предприниматели выбирают гражданство Сент-Китс и Невис — не из-за особенных условий, а потому что паспорт этой страны получали известные бизнесмены, например Павел Дуров.


Сент-Китс и Невис — небольшое государство в восточной части Карибского моря. Его площадь — всего 261 км²

У нас были клиенты — два брата, которые развивали сеть кофеен. Дела шли хорошо, и они решили попробовать открыть кофейню в Лондоне. Для этого им нужно было найти и подготовить помещение, нанять персонал, найти поставщиков, заказать рекламу. По всем делам пришлось бы часто ездить в Лондон, а значит, каждый раз оформлять визу.

Россиянам Великобритания визы дает тяжело: много отказов, нужно потратить месяцы, собрать много документов, и не факт, что визу дадут. А людям с карибским гражданством отказывают реже, им проще открыть бизнес в Великобритании, и даже есть льготы.

Братьям мы оформили гражданство Сент-Китс и Невис по инвестиционной программе. Один из братьев оформлялся в одиночку, а другой — с семьей: супругой и десятилетним ребенком. В сумме оформление на всех обошлось в 357 194 доллара.

После оформления документов братья открыли кофейню в Лондоне. Но по туристической визе они не могут там работать сами, поэтому наняли сотрудников, а по необходимости прилетают в страну по паспортам Сент-Китс и Невис — так им не нужно каждый раз оформлять визу.

Что помешает получить гражданство или ВНЖ

Не каждый человек может получить гражданство или вид на жительство другой страны. Есть много причин, из-за которых могут отказать, например нелегальные доходы, судимость, скандальные статьи в СМИ.

Если одна страна откажет человеку в виде на жительство, другим странам это станет известно, и они тоже будут отказывать. Логика такая: если Мальта отказала, Гренада это увидит и подумает, что с человеком что-то не так — лучше не связываться и тоже отказать. Поэтому важно проверить себя до подачи первой заявки.

Возможных помех для получения гражданства или ВНЖ других стран, много. Для примера мы расскажем о тех, которые связаны с бизнесом.

Нелегальные доходы. Отказывают бизнесменам, которые не могут доказать легальность доходов — предоставить налоговые декларации и показать, откуда взяли деньги. Многие страны проверяют доходы с первого дня, как человек начал работать. И если гипотетически человек в 90-е годы нелегально заработал крупную сумму, она дожила с ним до сегодняшнего дня, и он не может объяснить, откуда эти деньги, ему откажут.

Государственная должность. Отказывают предпринимателям, которые какое-то время назад или в данный момент находятся на высокой государственной должности и не могут доказать, что деньги заработали до вступления в эту должность.

Судимость. С судимостью невозможно получить гражданство и вид на жительство — почти все страны отказывают с любыми статьями. То же самое, если возбуждены уголовные дела и идет следствие.

В случае со скандальными статьями нужно подать в суд и добиться, чтобы статью официально признали клеветой и удалили.

Нарушение визового режима. Откажут, если человек нарушал визовый режим, например был депортирован из какой-либо страны.

Нарушение международных соглашений. Например, если компания строила Крымский мост и Украина внесла ее в санкционный список, многие страны на этом основании отказывают в гражданстве и виде на жительство, а некоторые и в визе.

Около 900 тысяч россиян имеют гражданство другого государства. Непатриотично, но практично. Если можно получить второй паспорт, то почему бы нет? Коротко рассказываем, как это сделать.

Законно ли получать второе гражданство?

Есть ли какие-то ограничения?

Второе гражданство накладывает ограничения. Если между странами не заключено соглашение, то придётся два раза платить налоги с дохода. Люди с двумя гражданствами не могут избираться депутатами Госдумы, судьями, прокурорами и работать в органах МВД.

После получения второго паспорта нужно уведомить ФМС об этом. Если этого не сделать, то виновника накажут штрафом до 200 тысяч рублей (статья 330.2 УК РФ).

Какие есть варианты?

Существует много способов получения второго гражданства, и среди них нет ни одного простого. Способы можно условно разделить на две группы: получение гражданства из-за родственных связей или за инвестиции.

Страны бывшего СССР


Если вы хотите получить гражданство Украины, то для этого потребуется выполнить одно из следующих условий:

  • Быть рождённым самому или иметь близких родственников (родителей, бабушку, дедушку, брата или сестру), которые родились на территории Украины до 24 августа 1991 года.
  • Проживать на территории Украины не менее 5 лет или состоять в браке с гражданином Украины не менее двух лет, знать украинский язык и иметь законные источники дохода на территории страны.

Ещё можно получить паспорт, если иметь выдающиеся заслуги перед страной. Решение принимает президент. Для большинства желающих этот вариант не подходит. В других случаях паспорт придётся ждать 1–1,5 года. Украина не признаёт двойного гражданства, поэтому от одного из паспортов придётся отказаться.

Бонусом к заграничному украинскому паспорту являются 10-летние визы США. Россиянам американцы дают визы только на три года.


Получить гражданство Грузии может любой человек, который:

  • Проживает на территории Грузии последние 5 лет.
  • Сдаст экзамен по грузинскому языку.
  • Знает историю Грузии.
  • Имеет официальный источник дохода.
  • Имеет недвижимость на территории Грузии.
  • Откажется от второго гражданства (только указ президента страны может позволить оставить второе гражданство).

Также грузинское гражданство дадут при вступлении в брак с гражданином Грузии, или если человек проживал на территории страны больше пяти лет до 31 марта 1993 года.

Для получения гражданства нужно обращаться в Дом юстиции. Все документы подаются на грузинском языке или должны быть переведены на него.

Как видно, в каждом из случаев нужно отказаться от второго гражданства, на что вряд ли кто-то пойдёт только ради безвизового въезда в Европу.

Гражданство в обмен на инвестиции

Значительно проще получить второе гражданство в обмен на инвестиции в страну. Например, так сделал основатель сети ВКонтакте Павел Дуров, которому дали паспорт Сент-Китс и Невис за вложение 250 тысяч долларов (14,75 млн рублей) в экономику страны (эти деньги не вернут). Для получения паспорта Дурову даже не пришлось посещать государство.

По словам директора по маркетингу компании Henley & Partners Ирины Симонян, получение второго паспорта не нужно рассматривать как способ сэкономить на визах. Не получится. «Это не столько денежный вопрос, сколько вопрос времени и удобства. Рассмотрение документов на визу может занять много времени, а граждане некоторых стран вовсе могут получить отказ в визе без какой-либо объяснимой причины. Второй паспорт помогает абстрагироваться от политических игр и спокойно путешествовать по миру. Паспорта чаще всего получают все близкие члены семьи нового гражданина, что также решает многие проблемы

Дешевле всего получить второй паспорт на Карибских островах. Для этого нужно вложить в экономику государства Сент-Люсия или Доминика от 100 000 долларов (5,9 млн рублей). Если поставить себе цель стать гражданином Евросоюза, то за паспорт Кипра или Мальты нужно заплатить 1–2 млн евро (69–138 млн рублей). В таком случае можно свободно жить и работать на территории Европы.

Велико количество людей, передвигающихся по миру. Ими движет поиск выгодных условий ведения бизнеса, комфортного проживания, желание путешествовать и т.д.

Поэтому полезно иметь паспорта двух или более государств — это упрощает перемещение. Однако, нужно учитывать плюсы и минусы двойного гражданства, иметь в виду возможные трудности его получения.

Двойное гражданство

Как появилось двойное гражданство

Бипатризм (состояние, когда человек имеет сразу 2 гражданства) начал распространяться вместе с развитием буржуазных отношений.

Феодализм препятствовал миграции населения. Крестьяне были прикреплены к земле и являлись частью владений феодала. Последний тоже был лишен возможности свободно выбирать место проживания — он чей-то вассал. Условия ведения хозяйственной деятельности в разных странах были сходными. Отсутствовала мотивация перемещаться из страны в страну в поиске возможных выгод.

Буржуазное устройство общества изменило ситуацию. Трудовые отношения стали свободным — работник получил возможность выбирать работодателя, в т.ч. и за рубежом.

Развитие рынков, усиление международной конкуренции побуждали государства поддерживать отечественного предпринимателя. Возможность вести бизнес в стране, где условия для этого выгодны, стимулировала деловую миграцию. Постепенно появился спрос на бипатризм.

Отличия бипатризма и второго гражданства

Второе гражданство и двойное — не идентичные понятия. Их объединяет наличие у человека паспортов 2 стран, но различает отношение государств к нему как к гражданину.

Если человек имеет второе гражданство, каждая из стран считает его только своим подданным, т.е., гарантируя реализацию прав, требует исполнения всех обязанностей. Так, например, гражданин может оказаться призванным на военную службу в 2 странах одновременно.

Статус же бипатрида предполагает, что государства, гражданином которых является человек, взаимно признают наличие у него иностранного гражданства. Межгосударственное соглашение устанавливает право выбора таким человеком страны постоянного проживания и приоритет ее законодательства в отношении бипатрида.

Возможно ли тройное гражданство

Получить подданство сразу 3 независимых государств можно.

Например, статус бипатрида имеет ребенок, чьи родители являются подданными разных стран.

В этом случае он считается гражданином одной из них по факту рождения на ее территории и гражданином другой — ввиду наличия соответствующего статуса у одного из родителей. Такой человек станет обладателем тройного гражданства, если позднее натурализуется в третьей стране.

Плюсы двойного гражданства

Обладателю этого статуса открываются существенные возможности:

  1. Перемещение между 2 государствами и внутри них осуществляется без каких-либо помех, разрешен свободный въезд на территории, с которыми каждая из стран имеет соответствующие соглашения. Нет необходимости получать и предъявлять специальные документы.
  2. В полном объеме реализуются права и свободы. Например, он может принимать участие в национальных выборах в обеих странах как избиратель.
  3. В стране, выбранной бипатридом для постоянного проживания, ему доступны льготы для ведения отечественного бизнеса, пенсионное обеспечение, субсидии и дотации, предусмотренные законодательством.
  4. Существует возможность пользоваться дипломатической поддержкой обоих государств, находясь в третьем, и выбирать страну для международных судебных разбирательств.
  5. Дети, если хотя бы один из родителей бипатрид, автоматически получают этот статус. Достигнув совершеннолетия, они могут выбрать как любое из гражданств, так и оба одновременно.
  6. Отсутствует проблема двойного налогообложения. Налоги уплачиваются в казну государства проживания.
  7. Воинская повинность отбывается только в той стране, где проживает гражданин. Он не может быть призван в армию во втором государстве.
  8. Сохраняется право на жительство и имущество в каждой из стран. При этом имущественные споры разрешаются на основе законодательства того государства, в котором постоянно проживает бипатрид.

Преимущества двойного гражданства способствуют росту его востребованности.

Минусы статуса бипатрида

Этот статус имеет свои недостатки:

Служба в армии

Международное урегулирование бипатризма

К бипатризму изначально относятся неоднозначно. С одной стороны, бипатриду трудно доверять, когда речь идет о национальных интересах. Но с другой, признание этого статуса способствует притоку в страну инвестиций и квалифицированной рабочей силы. В результате одни страны признают бипатризм, другие — отрицают его.

В практике международных отношений существуют соглашения, касающиеся бипатризма.

Отношение РФ к двойному гражданству

В Российской Федерации состояние бипатризма регулируется:

В чистом виде двойное гражданство в Российской Федерации возможно:

  1. В соответствии с договором между Россией и Таджикистаном 1995 г. Причем это единственный действующий подобного рода договор между РФ и другим государством.
  2. Если оно установлено аналогичным соглашением между Россией и Туркменистаном, подписанным в 1993 г. Документ утратил силу, но лица, получившие указанный статус в период действия соглашения, сохраняют его.

Двойное гражданство

Двойное гражданство в соответствии с договором возможно между Россией, Туркменистаном и Таджикистаном.

Кратко об оформлении двойного гражданства

Бипатризм привлекает в первую очередь тех, кто стремится расширить возможности в получении образования, самореализации, накопления капитала и т.д. Оформление такого статуса индивидуально в каждом случае.

Кто имеет право на бипатризм

Существуют ситуации, которые позволяют официально получить такой статус:

Двойное гражданство для ребенка

В каких странах разрешено

В международных отношениях бипатризм часто рассматривается как проблема. Но некоторые страны разрешают или не запрещают не только второе гражданство, но и двойное.

  1. Россия.
  2. США.
  3. Аргентина.
  4. Бельгия.
  5. Бразилия.
  6. Канада.
  7. Великобритания.
  8. Израиль.
  9. Дания.
  10. Чехия.
  11. Франция.
  12. Финляндия и др.

В полном списке более 80 государств.

Количество таких случаев невелико. Так, например, в Израиле этот статус распространяется только на репатриантов, а в Дании исключение сделано для вступающих в брак с иностранцами.

Процедура получения

Процедура оформления статуса гражданина иностранцами имеет мало отличий в разных государствах.

Общая последовательность действий такова:

  1. Законно пересечь границу и подать документы на ВНЖ (вид на жительство). Просьбу о предоставлении ВНЖ необходимо обосновать (репатриация, воссоединение с семьей, наличие недвижимости или бизнеса).
  2. На основании ВНЖ прожить в стране установленное законодательством время. Продолжительность такого проживания зависит от причины обращения.
  3. Получить постоянный вид на жительство (в среднем через 5 лет). Статус ПМЖ отличается от гражданства отсутствием у его владельца избирательного права и возможности находиться на госслужбе.
  4. По истечении отведенного законодательством времени оформить гражданство.

Процедура получения статуса может быть как мгновенной (по факту рождения), так и затянуться на много лет. Например, в княжестве Лихтенштейн максимальный срок официального проживания для получения гражданства составляет 30 лет. В среднем же в разных странах на это уходит 5-7 лет.

ВНЖ

Уведомление ФМС о двойном гражданстве

Россиян-соискателей статуса бипатрида более всего привлекают США, Израиль, Канада, Франция, Италия, Чехия. Получив иностранный паспорт, гражданин обязан уведомить об этом ФМС (Федеральную миграционную службу) России.

Проживавший за границей подданный РФ, приехав в Россию на постоянное жительство, обязан сделать это в течение 30 дней со дня въезда в страну.

Если он имеет постоянную или временную регистрацию, или проживает на территории РФ, на такое уведомление ему дан двухмесячный срок.

Россиянин, не сообщивший в указанный период о приобретении гражданства другого государства, подвергается административному штрафу. Умышленное сокрытие подобной информации влечет уголовную ответственность.

От обязанности уведомлять ФМС о наличии статуса бипатрида освобождены граждане Таджикистана и Российской Федерации, постоянно проживающие за границей.

Читайте также: