Всякому мила своя сторона какое право

Обновлено: 18.05.2024

Автор: Головачева Галина Петровна

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Цель: формирование у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством сказки.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к Родине, родному краю.
  • Углублять, расширять, закреплять знания детей о традициях русского народа.
  • Развивать у детей желание помогать сказочным персонажам, учить преодолевать препятствия.
  • Активизировать мышления детей, память, внимание, развивать наблюдательность.
  • Активизировать речь детей в процессе чтения стихов, диалогов.
  • Развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать творчество, эмоциональную отзывчивость, актерские, певческие способности.
  • Создавать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых.
  • Знакомить с окружающим миром через образы.
  • Приобщать детей к театральному искусству и театрализованной деятельности, развивать творческие способности дошкольников.
  • Учить детей видеть прекрасное в людях и окружающем, формировать эстетическое отношение к действительности, различать добро и зло.
  • Формировать социально одобряемые модели поведения.

Предварительная работа:

Беседы и общения с детьми о дружбе, родном крае, Родине. Разучивание пословиц и поговорок, стихов, текстового материала занятия. Чтение и анализ русских народных сказок. Подготовка костюмов к инсценировкам, украшение зала. Изготовление атрибутов. Подборка музыкальным руководителем песен, музыки, соответствующим сценарию. Наблюдения в природе: прилет птиц, сезонные изменения.

Дети заходят в зал здороваются с гостями.

Воспитатель: Вот и пришла в наши края весна. Каждый день приносит новые впечатления, хорошее настроение, улыбки… С теплых стран, преодолев тысячи километров, вернулись птицы. Помню, еще маленькой, я задавала себе вопрос: как они узнают дорогу, почему они возвращаются домой, в свои гнезда?

Воспитатель: А, вот и ответ: лучше нет родного края! Как вы думаете, а почему родной край самый лучший?

Дети: -Наша земля очень красивая и богатая; - Наши края просторные и светлые; -У нас реки глубокие и небо высокое; -У нас живут добрые и трудолюбивые люди; -У нашего народа славная история и много добрых традиций.

Воспитатель: И правда, ребята, каждый человек любит свою землю, свой край, свою Родину. Наверное, и птицы это понимают. Они принесли на своих крыльях весну в наши края. Скоро все зазеленеет, расцветет, запоет и станет наша земля сказочно красивой.

(Почтальон отдает красивую посылку-шкатулку и уходит.)

Воспитатель: Интересно, что там в шкатулке? Ага, какое-то послание. Давайте посмотрим, прочитаем и сразу все станет понятно.

(Воспитатель открывает занавес и появляется изображения сказочной страны. Дети проходят на середину зала. Появляются Добрыня Никитич и Настасья Микулишна, здороваются с детьми).

Добрыня: Хорошо живется на Руси- матушке! Велика и могуча наша страна! Широко раскинулась она по полям да по нивам!

Настасья: Всегда на Руси весной люди собирались вместе, пели русские народные песни, водили хороводы, радовались наступлению теплых деньков после холодной зимы.

Ребенок: Вот и мы получили ваше приглашение, попали к вам в сказку, чтобы отметить приход весны. До чего же хорошо кругом, сердце радуется!

Настасья: Да, в нашей русской родной сторонке природа особенно хороша!

Воспитатель: Об этом и в песнях поется, и в стихах прекрасно сказано.

(Дети читают стихи о Родине):

Я люблю края родные, эти рощицы и лес, Где ромашки полевые пахнут свежестью небес!

Всем нам знакомая картина: слегка холмистая равнина, Речушка, деревянный мост, семья раскидистых берез.

  • над тихой речкой яблоня, сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная! Она сама как дивный сад!
  • речка перекатами: в ней рыба вся из серебра. Какая Родина богатая! Не сосчитать ее добра!
  • волна неторопливая, простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, и это счастье все для нас!

Воспитатель: Очень теплые, задушевные слова! Они наполняют душу теплом, немного грустью, любовью. Ребята, не будем мы грустить, будем танцевать! Музыка друзей зовет в развеселый хоровод!

Дети водят весенний хоровод. Потом звучит тревожная музыка, налетает Кощей). Кощей: Вы меня узнали, дети? Я страшнее всех на свете! Я- Кощей, гроза людей, всем известный я злодей! Города разрушу, села, в плен возьму народ веселый. Не позволю веселиться, плакать будете, стонать, Счастья вам не увидать! Красоту с собой возьму и в темницу заточу!

(Дети собираются вместе, Добрыня их защищает, но Кощей кружится, и забирает Настасью и уводит).

Воспитатель: Не успели мы повеселиться, весне порадоваться в сказочной стране, а уже печалиться нам приходится. Не бойтесь, ребята, успокойтесь, с силами соберитесь.

(Дети садятся на стулья).

Добрыня: Ой, ребята, беда –то какая! Сами видите: неспокойно стало в царстве-государстве нашем. Повадилась налетать на нас сила темная, разбойник Кощей! Будет он села наши да города жечь, молодцев наших рубить, да данью народ обкладывать. Видно, придется мне взяться за меч мой булатный да освободить землю русскую и Настасью Микулишну от Кощея.

(Подходит к кольчуге, надевает ее, берет меч).

Вот моя кольчуга любимая да шлем стальной!

Добрыня: Только помощники мне нужны сильные да смелые. Есть ли среди вас такие? Не желаете ли вступить в мою дружину?

(Дети отвечают согласием)

Воспитатель: Да, ребята! Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить чистой родниковой водой, удивить своей необыкновенной красотой! И только защитить сама себя земля не может. Защита Отечества – долг тех, кто ест ее вкусный хлеб, пьет ее прохладную воду, любуется ее красотой!

Нужно помочь Добрыне, вступив в ее дружину, прогнать зло из нашей земли!

Добрыня: Но прежде я должен испытать вас на силу и ловкость.

Воспитатель: Как ты это сделаешь?

Добрыня: Есть у меня помощница, моя верёвица. Я возьмусь за один ее конец, а добрые молодцы за другой. Если сдвинут меня с места – так и быть, возьму в дружину!

Воспитатель: Ну, ребята, не подведите!

(Проводится игра- соревнование перетягивание каната)

Воспитатель: Ну что, Добрынюшка, подходят тебе наши мальчики?

Воспитатель: Что, и девочек будешь испытывать?

Воспитатель: Что им нужно сделать?

Добрыня: Пусть испекут пироги нам в дорогу!

Воспитатель: Красны девицы на Руси всегда готовы прийти на помощь своим молодцам. Они могут подержать и словом, и делом. Могут и пироги испечь, и ковер соткать, и раны залечить!

Добрыня: Ну что же, ребята! Решил я всех вас взять в свою дружину! Отправляемся в дальний путь! Песню запевай!

Добрыня: Дружина, стой, раз, два!

Воспитатель: Вот и добрались мы до дремучего леса. Дальше вижу, что дорога преграждена черными камнями и хода нет. Что же нам делать?

(Появляется Баба Яга).

Баба Яга: Что- то русским духом пахнет! Ишь, сколько бравой ребятни в мой лес забрело! А ну- ка отвечайте, зачем пожаловали?!

Ребенок: Здравствуй, бабушка Яга! Ищем мы дорогу к Кощею. Нужно нам путь продолжать, а тут дорога перекрыта.

Яга: Загородил Кощей дорогу, чтобы никто не смог пройти. Дела его темные, слова его злые! Скажите все наоборот, и дорога освободится! Слово доброе к плохому надо подобрать, и тогда, Добрыня, камни сможешь все убрать!

(Яга читает надписи на камнях: зло, чужбина, вражда, темнота, ненависть, мачеха, трусость т. д., дети подбирают противоположные по смыслу слова, Добрыня отодвигает камни с дороги).

Яга: Ух, молодцы справились с заданием! Путь открыт! Как хорошо, что вы в мой лес забрели, скучно мне, никто ко мне давно не приходит, никто меня не веселит!

Воспитатель: А, давай-ка, бабушка, мы с тобой поиграем! Становись -ка ты со своей метлой в кружок, мы тебя и повеселим!

Яга: Ох и развеселилась я, уморилась, пора отдохнуть, и вы садитесь. Рассказывайте, какая беда вас привела ко мне!

Ребенок: Ведет Добрыня нас, свою дружину, с Кощеем биться, Настасью Микулишну из темницы выручать да землю русскую от зла освобождать!

Ребенок: Дружина наша смелая, ловкая, отважная. Трудностей никто не боится! Показывай, Яга, дорогу!

Яга: Ишь, какие быстрые! Отгадаете загадки, соберете слово, дам вам в руки волшебное средство!

Яга: Вот достану сундук непростой, а со своими секретами разными. А еще живут в нем загадки всякие, колдовские штучки, тайны лесные, и, конечно, отгадки.

(Яга загадывает загадки).

  • лесу дремучем на болоте вы ее непременно найдете. Не рыба она, не лягушка, а моя дорогая подружка. Кикимора.

Есть в лесу еще один очень важный господин: Иногда пуглив, как зайка, а зовут его… Леший.

Черные змейки, желтые шейки, ползают, извиваются, В моей избушке мышами питаются. Ужи.

Они весну встречают, сережки надевают, Накинули на спинку зеленые косынки, А платьице в полоску. Отгадали. Березки.

  • рос на ветке сундучок. Сундучок не простой, сундучок костяной… Орех.
  • живет в глуши лесной, сердца моего герой. костями громыхает и в округе всех пугает… Кощей.

(Дети собирают слово и первых букв слов-отгадок- клубок).

Яга: Ну что ж, деваться некуда, раз обещала, надо выполнять: дам вам в руки клубок волшебный, куда он покатится, туда и идите.

Дети: Спасибо, бабушка!

Яга: Но Кощей силен, хорошо вооружен, и коварен в придачу! Испытывать вашу смелость будет! Вот возьмите в дорогу следы волшебные, они вам помогут через болото перебраться. А еще подарю вам сабельки острые, сражайтесь смело за правое дело!

(Яга дает следы, сабельки).

Яга: Только вместе сможете вы победить и Настасью свою освободить.

Ребенок: Дружные у нас ребята! Смелые, добрые! Тебя, Яга, за все благодарим и пирогами хотим угостить! Так у нас заведено: с кем хлебом поделился, того другом признал!

Яга: Спасибо! Никто меня пирогами не угощал! Пора мне в избушку взбираться, на печку залезать и вас добрым словом вспоминать!

Воспитатель: Прощай, Яга! А нам, ребята, чтобы с силами собраться, надо песню про дружбу спеть!

Воспитатель: Бросай, Добрыня, клубок! Пора в Кощеево царство путь держать!

(Добрыня бросает клубок, воспитатель кладет перед собой следы Бабы Яги, дети идут друг за другом).

Воспитатель: Ух. смогли мы трудный путь преодолеть, можем теперь на замок Кощея посмотреть!

Кощей: Не боюсь я ни вас, ни ваших детей, ни ваших речей!

Воспитатель: Девицы, словом с Кощеем сражайтесь, молодцы, мечи свои доставайте!

(Девочки говорят пословицы про родину, дружбу):

  • Всякому мила своя сторона.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Одна у человека мать, одна и Родина.
  • Родина мать- умей за нее постоять.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Жить- Родине служить.
  • Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
  • Герой- за Родину горой.

Кощей: молчите, молчите! Что-то у меня голова кружится, руки слабеют!

Добрыня: Мать- земля, родные хаты! Эй, смелее в бой, ребята!

(Мальчики достают сабли, рубятся с Кощеем).

Кощей: Караул, скорей отсюда, а не то мне будет худо! Это что же за народ на Руси такой живет?!

Воспитатель: Вот и прогнали мы Кощея с нашей русской земли. Иди, Добрынюшка, освобождай Настасьюшку из темницы.

(Добрыня уходит и возвращается с Настасьей)

Настасья: Спасибо вам, ребята, что помогли освободить землю русскую от Кощея. Спасибо, что меня выручили из беды!

Воспитатель: Вот, ребята, как бывает: шли мы в сказку повеселиться, а пришлось за правое дело, добро сразиться! Но главное то, Добрыня и Настасья, что я узнала: в нашем детском саду подрастают смелые, храбрые, находчивые ребятишки, которые умеют дружить, играть, чтут традиции своего народа, любят свой край, свою родину, нашу Россию.

Цель: Способствовать формированию представлений детей о малой родине – городе Кинешме, приобщение к ценностям православной культуры.

Расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях, знаменитых людях, живших в Кинешме.

Познакомить с гербом города.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к родному городу.

Активизировать словарь детей.

Развивать связную речь, память, мышление, умение слушать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков – кинешемцев.

Формировать духовно - нравственные ценности, нравственные чувства – гуманизм, патриотизм.

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно - эстетическое развитие.

Тип занятия: Занятие – путешествие.

Словарная работа: Герб, малая родина, памятник, часовня, парк культуры и отдыха, площадь, музей, бульвар, святитель.

Ход занятия: Ребята, это занятие сегодня будет не совсем обычное. 30 июня мы с вами будем отмечать День города. И я хочу с вами поговорить о нашей малой родине – городе Кинешме. Что значит малая родина? Малая – потому, что это маленькая частичка необъятной страны. Родина – потому что здесь живут родные нашему сердцу люди.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Как называется город, в котором мы живём? Сейчас мы совершим прогулку по нашему родному городу.

Среди них занимает свое достойное место и старый волжский город Кинешма. Город расположен на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы и протянулся вдоль берега реки более чем на 15 километров. Это город – орденоносец (Орден Трудового Красного Знамени, Орден Петра Великого 1 степени).

Ребята, про что эта загадка?

Нам она мила прохладой, искупаться в ней, мы рады.

К нам, течёт издалека, полноводная (Река).

Наш город стоит на великой русской реке – Волге. Волга в Кинешме поражает своей широтой и масштабом.

Немало рек в любой стране текут, кипят и пенятся.

Но красотой, поверьте мне, им с Волгою не мерится!

Наш город, как и все города, имеет свой герб. Современный герб городского округа Кинешма включает в себя зелёное поле, которое содержит два серебряных свитка наклонённых друг к другу. Щит герба обрамляет орденская лента, символизирующая награду города орденом Трудового Красного Знамени в 1979 году. Верхняя часть герба содержит символ — корону с пятью зубцами, указывающий принадлежность города к городскому округу. Зелёный фон флага символизирует — здоровье, молодость и рост, белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства.

Ребята, как вы думаете, наш город молодой или старый?

Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением. За всю многовековую историю Кинешма пережила разорительные набеги казанских татар и нашествие поляков, многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и незначительным. Он шагает в ногу со временем.

Что означает слово - Кинешма? Кто знает?

Чем же занимались жители города и окрестностей в те далёкие годы? Как вы думаете? Основным их занятием было рыболовство, солеварение, охота.

Постепенно Кинешма росла и развивалась.

Так выглядел наш город раньше.

Сейчас Кинешма такая же?

Менялось время, изменился и наш родной город.

А в городе, хоть он и небольшой,

Вам многое увидеть доведется.

Красива Волга, а над ней — собор,

Бульвар с беседкою, театры и аллея.

Торговые ряды, часовни, храмы, бор,

Старинные дома, музей и галерея…

А сейчас мы с вами прогуляемся по нашему городу.

То, что видим,называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты и деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели).

Дети садятся на места.

Какие основные достопримечательности можно посмотреть в нашем городе?

Чтобы узнать об этом,нужно отгадать загадку:

Широка ты, улица моя,

Посредине липы, тополя.

Каждую весну, как по старинке,

Раздаёт апрель им по косынке.

Между лип – мощёная дорожка

Да ещё скамеечек немножко.

Шелестят косынки, зеленея.

До чего ж красивая аллея!

Хороша аллея, и недаром

Называют все её (Бульваром).

А вот ещёзагадка:

По ней в торжественные даты

Парадом шествуют солдаты,

И ёлкой самою большой

Она украшена зимой. (Площадь).

Очень интересна главная площадь города – площадь Революции. Площадь Революции в Кинешме прежде называлась Базарной (или Торговой). Было время, когда в Кинешме проводились регулярно торговые ярмарки. О том периоде напоминают красные торговые ряды.

Что ещё можно посмотреть в нашем городе? Мы узнаем, отгадав загадку.

Издалека, со всех сторон, слыхать её призывный звон,

И в ней собравшийся народ в молитвах время проведёт. (Церковь)

В провинциальном русском городе испокон веков церковь являлась центром духовной культуры. К началу ХХ в. Кинешму украшали 12 храмов, в настоящее время действует 9. Главный собор – Троице - Успенский. На живописном берегу Волги возвышаются два соборных комплекса – Троицкий и Успенский, составляющие единый архитектурный ансамбль. Храмы считаются красивейшими церковными сооружениями Ивановской области.

Церкви Иоанна Златоуста и Вознесения.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Спасо - Преображенская церковь.

Церковь Сретения Господня.

Церковь Сергия Радонежского.

Церкви Успения и Рождества Христа.

Ребята, кто из вас видел такие часовни? В честь кого их установили?

Часовня воздвигнута на месте первой битвы защитников города с поляками в 1609г.

Часовня воздвигнута на месте братской могилы кинешемцев при защите

от польско – литовских завоевателей.

Во время Великой Отечественной войны линия фронта до Кинешмы не дошла. Но жители отдали свои жизни в бою с фашистами.

В разных районах Кинешмы были установлены эти памятники. На День Победы жители города сюда приносят цветы в знак благодарности погибшим воинам.

В Кинешме есть и другие памятники: В. И. Ленину, Ф. Боборыкину, бюст дважды Герою Советского Союза А. М. Василевскому.

Кто знает, о чём эта загадка?

Там есть сцена и кулисы, и актёры и актрисы,

Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг. (Театр).

Драматический театр им. А. Н. Островского. Считается одним из старейших провинциальных театров России. Был основан 1896 г.

Давайте немного отдохнём.

Все ребята дружно встали (Выпрямится).

И на месте зашагали (Ходьба на месте).

На носочках потянулись (Руки поднять вверх).

А теперь назад прогнулись (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели (Выпрямится и сесть).

(Слайд 20 - 24)

О следующей достопримечательности нашего города вы узнаете,отгадав эту загадку:

В нём предметы старины до сих пор сохранены.

Любознательный народ поглазеть на них идет. (Музей).

В нашем городе несколько музеев.

Музей валенок - Этот музей создан семьей Соколовых, которые возродили изготовление валенок.В музее можно увидеть разнообразные валенки: расшитые бусинами, бисером, тесьмой, пайетками, мехом, стразами, кружевом, от миниатюрных - меньше сантиметра, до огромного валенка высотой в рост человека – 205 сантиметров, который занесен в книгу Рекордов Гиннеса, в виде шахматных фигурок. Посетители имеют возможность ознакомиться с технологией и процессом изготовления изделий.

Художественно – исторический музей –Здесь представлены: живопись и графика знаменитых мастеров (Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Владимира Орловского, Клавдия Лебедева, и других, скульптурные композиции Евгения Лансере. Основу экспозиции составляют предметы из коллекции потомственного дворянина Н. П. Рузского. Можно познакомиться с историей кинешемского купечества и посмотреть предметы их быта, изучить археологические экспонаты, коллекции монет, фарфора, стекла,

Краеведческий музей – Здесь можно увидеть предметы, отражавшие историю края в период социалистического строительства,ознакомиться с материалом о выдающихся земляках: Маршале Советского Союза А. М. Василевском, основателе ветеринарного дела в России В. Ф. Нагорском, организаторе русской электротехнической промышленности А. И. Бюксенмейстере, художнике П. А. Кривоногове и др. В музей передавались иконы, деревянные скульптуры XVIII-ХIX вв. из разрушенных церквей и соборов, он пополняется

коллекциями редких книг (старопечатные издания и рукописи XVIII – начала ХХ вв., многочисленные издания краеведческого характера).

Музей военной техники под открытым небом – Этот музей расположился в парке 35-летия Победы и является частью мемориального комплекса, посвященного памяти воинов - защитников Отечества. Машины и военная техника разных времен всегда привлекают детей и взрослых. Все экспонаты, за исключением истребителя, натуральны. Здесь проходят торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы, чествование ветеранов, экскурсии, проводы в армию.

Музей истории Кинешемского драматического театра им. А. Н. Островского – История театра отражена в постоянной экспозиции музея. Уникальным её экспонатом является графический портрет, выполненный известным русским художником Аркадием Рыловым. В течение театрального сезона в музее организуются выставки, посвященные актерским судьбам, истории постановок пьес А. Н. Островского на Кинешемской сцене, проводятся экскурсии.

Музей памяти святителя Василия – епископа Кинешемского - Экспозиция музея содержит фотографии и документы, касающиеся деятельности святителя Василия, епископа Кинешемского. Среди музейных экспонатов - рукописи, ряса, кадило, музыкальный инструмент и даже деревянные формочки для просфор, которые были у епископа во время ссылок. Эти вещи бережно хранили люди на протяжении 70 лет после смерти святителя.

Хранительница дома - музея Лариса Алексеевна Замыслова проводит экскурсии, поит гостей чаем, организует мероприятия. Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают, как своего небесного покровителя. В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят торжества, крестный ход.

Хочется остановиться на этом музее и рассказать вам, кто же такой епископ Василий Кинешемский? За что жители города его так почитают?

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье священника в городе Кинешме. Его родители - набожные люди. Они отгораживали свою семью от окружающей жизни — новостей, пересудов, пустых разговоров.

Вениамин отучился в Кинешемском духовном училище, затем окончил семинарию и духовную академию. По окончании академии он был направлен преподавателем в Воронежскую семинарию, где почувствовал в себе педагогическое призвание. Хорошо владел многими иностранными языками. Для более углубленного их изучения и для ознакомления с современными педагогическими системами,

Вениамин уехал в Англию, там он заинтересовался скаутским движением.

Вернувшись из Англии, снова стал преподавать в семинарии, а вскоре перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Окончил

педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций, основная идея которых заключалась в служении Родине, богу и ближним. Молодых людей призывали быть преданными Родине, честными, правдивыми, быть бережливыми и уважающими чужую собственность, учили быть трудолюбивыми и настойчивыми, быть другом животных и природы и, конечно же, помогать ближним.

Но жизнь Вениамина изменилась после того, как он чуть не утонул, находясь в отпуске дома. В 1917 году он насовсем вернулся в свой родной город и поступил псаломщиком в церковь, в которой служил его отец.

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, преподавал Закон Божий детям.

В 1920 году Вениамин был посвящен в сан священника, после смерти отца он принял постриг с именем Василий, а в 1921 году – посвящен в епископа.

Жизнь владыка вёл предельно скромную и простую. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной женщине, это было небольшое и ветхое строение. Жил он на окраине города, в отказе от самого необходимого. Постелью служил голый деревянный пол, а вместо подушки - клал полено.

Ежедневно владыка служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые организовал по всей территории епархии. Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей. Он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. Многие из них настолько проникались его речами, что совершенно менялись. Другие полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным. Святитель Василий проявил активное участие в судьбе сирот, чьи родители погибли от голода на Поволжье. Жестокие гонения со стороны советской власти начались в 1917 году. Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

13 августа 1945 года он умер, находясь в ссылке в Красноярском крае.

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице - Успенском соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма.

Также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

В городе деревьев мало и гулять стремятся все,

Уходя на два квартала от проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей и зеленых тополей. Что это такое? (Парк).

Излюбленным местом отдыха кинешемцев и гостей города является Парк культуры и отдыха имени 35-летия Победы. Здесь проводится большинство городских мероприятий, дни семейного отдыха, праздники, фестивали, спортивные соревнования и новогодние гуляния. На территории парка действуют аттракционы и детский городок.

Ребята, кроме Волги есть ли в нашем городе ещё реки? Какие они?

Кинешма отличается пересеченным рельефом. Территория еёрассекается малыми реками: Кинешемка, Казоха, Черная и Томка.

Через речку, во всю ширь, лёг могучий богатырь.

Он лежит – не дрожит, по нему трамвай бежит (Мост).

С одного берега на другой можно попасть по нескольким мостам:

Кинешемский мост – самый крупный из них. По нему проходит оживлённая автомобильная магистраль. Движение пешеходов по нему запрещено.

Его длина - 1,6 км.

Никольский мост. В давние времена этот мост был деревянный. В 1956 году был построен новый стальной арочный мост. Эта конструкция считается уникальной. Второго подобного ажурного полукольца нет нигде.

Кузнецкий мост. Он соединяет два берега реки Кинешемки в месте слияния её с Волгой.

На чём можно приехать в Кинешму? Сейчас вы узнаете,отгадав загадки:

Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек, лишь оставили дымок (Поезд).

Не нужны мне провода, могу я ездить хоть куда.

В понедельник и субботу отвезу вас на работу.

В школу, в ясли, в детский сад - пассажирам очень рад (Автобус).

Залюбуешься невольно: он без паруса и вёсел

По морским просторам вольным целый дом с собою носит.

У него отличный ход. Это? Это (Пароход).

В Кинешму можно приехать на поезде, автобусе, пароходе.

Где гости нашего города могут остановиться?

Для приезжих этот дом служит временным жильем,

Где принять любого рады, но платить за это надо (Гостиница).

С Кинешмой связаны имена многих знаменитых людей:

Воевода Ф. Боборыкин, возглавивший кинешемское ополчение в Смутное время.

Адмирал Невельской Г. И. - выдающийся русский исследователь Амура и Дальнего Востока, поднявший русский флаг в устье Амура и объявивший Приамурский край и Сахалин российской территорией.

Маршал А. Василевский - начальник Генштаба в ВОВ, дважды герой СССР.

Бредихин Ф. А. - выдающийся астроном, чьи исследования хвостатых комет

снискали мировую известность.

Нагорский В. Ф. - доктор медицины, один из главных организаторов ветеринарского дела в России.

Святитель Василий, епископ Кинешемский - почитается как небесный заступник города.

Нельзя не вспомнить писателей, художников,композиторов живших и творивших в Кинешме:

Островский А. Н. - писатель-драматург.

Потехин А. А. – писатель, драматург. Был одним из тех, кто стоял у истоков создания русской народной драмы.

Кустодиев Б. М. - замечательный русский художник.

Кривоногов П. А. - заслуженный деятель искусств РСФСР художник-баталист.

Наше занятие подошло к концу. Можете ли вы сказать, что всё знаете о своём городе?

Скажите, пожалуйста, что нового для себя вы сегодня узнали?

Итог: Каждый уважающий себя и любящий свое отечество должен знать и любить свою малую Родину - эту очень маленькую, по сравнению со всей страной, территорию, на которой он живет. За всю многовековую историю наш

город пережил и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и многочисленные пожары и эпидемии, и две мировые войны. Но, тем не менее, он славен своей героической историей, своими традициями, славен именами тех, кто развивал русскую культуру и защищал нашу страну от иноземных захватчиков.

Ребята, сегодня у нас урок русского языка необычный. Урок - путешествие по теме "Имя существительное". Необычность урока еще и в том, что повторяя и обобщая знания по изученной теме, мы будем совершать экскурсии по родному краю, то есть параллельно будем путешествовать по городу Междуреченску. Здесь нам все любо и дорого. "Нет ничего на свете краше, чем Родина наша". Родина. При этом слове возникают города, просторы, лица родных и незнакомых людей. Родина- это вы и я с нашими заботами и радостями.

Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовем. (М. Лисянский)

У каждого человека есть и своя малая родина. Писатель Л. Леонов говорил: "Большой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь". Для нас это город Междуреченск.

Строкою яркой, летописной
И с будущим, в котором мы сильны,
Наш славный Междуреченск живописно
Вплетается в историю страны.

В добрый путь, юные междуреченцы! Покажите свои знания, поделитесь своими впечатлениями о родном вашему сердцу городе.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Распознавание имен существительных.

Сегодня ждут вас старые друзья,
Узнает каждый их - и вы и я!
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами!

У. Как же называются наши старые друзья, с которыми мы прошли долгий путь?

Д. Имена существительные.

У. Да, сегодня о них и пойдет речь. А материалом к уроку будут служить отрывки из произведений наших междуреченских поэтов и писателей. Узнавайте знакомые вам в городе места. Отправляемся в путешествие:

Задание: Послушайте отрывок из стихотворения юной поэтессы Олеси Зайцевой и выберите имена существительные.

Я родилась в таком краю,
Где сосны ввысь устремлены.
Люблю я родину мою
За воды бурные весны,
Люблю за шепот родников,
За нежность полевых цветов,
За жар полуденных лучей,
За тень раскидистых ветвей.
Люблю тайги непроходимой
Могучий и суровый лик.
Люблю я бег неудержимый
Томи
И птиц веселый крик.

У. Назовите имена существительные, которые встречаются в стихотворении.

(На доске заранее записаны имена существительные из этого стихотворения).

Ед. ч. Мн.ч.
краю, родину, весны, сосны, воды, родников,
шепот, нежность, жар, цветов, лучей,
тень, тайги, лик, бег, ветвей, птиц
Томи, крик

Посмотрите на слова, которые записаны в столбики. Что вы можете сказать о них?

Д. 1 столбик - сущ. в форме единственного числа,

столбик - сущ. в форме множественного числа.

У. Спишите слова, которые стоят в форме множественного числа. Выделите у них окончания.

Повторение морфологических признаков имени существительного.

У. Назовите постоянные и непостоянные морфологические признаки имен существительных.

Д. (Перечисляют их).

(Открываем таблицу : "Морфологические признаки имен существительных").

У. Собственные и нарицательные существительные. Назовите их правописание.

Задание: "Соедини, не ошибись!" Соедините стрелочками части какого-то понятия. Вспомните, посещали ли вы знакомые всем горожанам места.

Сыркаши река
Югус турбаза
"Белочка" поселок
Томь магазин
"Восход" гора

У. А сейчас отправляемся в одно из излюбленных междуреченцами мест: Куда? Угадайте!

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес).

Войдем тихонько в лес. Постараемся вслушаться в ночные звуки, увидеть окружающие предметы.

Физминутка.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Задание: Выпишите в две колонки имена существительные одушевленные и неодушевленные из рассказа междуреченского писателя В. Борискина "Барсучок".

"Ночь тихо и незаметно накрыла тайгу своим темным покрывалом. Постепенно утихомирились на деревьях беспокойные пташки. И только иногда вскрикивали редкие ночные птицы. Где-то вдалеке ухнула сова, и опять все стихло. Под опавшей осенней листвой копошились мыши. Невдалеке от норы проскакал заяц. Дневная жизнь тайги закончилась, ночная только началась. Барсучок сладко зевнул и потянулся".

У. В наших таежных местах богатый растительный мир. Каких только деревьев здесь нет! С помощью вопросов-загадок вы узнаете их названия. И параллельно определите два морфологических признака существительных: род и склонение.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголк: круглый год. (Ель - жен. р., 3 скл.)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница - жен. р. ,1 скл.)

Могучее дерев: ввысь все растет
И шишек нам много
Дает каждый год. (Кедр - муж. р.,2 скл. )

Что за дерево в лесу?
В июн:- месяц: уже в снегу. (Тополь - муж. р.,2 скл.)

Русская красавица стоит на полян:,
В зеленой кофточк. в белом сарафан. (Береза - жен. р., 1 скл.)

У. Есть у имени существительного еще один морфологический признак - падеж.

  • Определите падеж у выделенных существительных.
  • Вспомнив алгоритм, объясните правописание падежных окончаний.
  • Определите синтаксическую роль имен существительных в 5 загадке.

Самостоятельная работа.

Повторив морфологические признаки имени существительного, вы без труда выполните разбор данных слов.

Там, где кедры вековые
Тихо кронами шумят,
Рядом в воды голубые
Вербы с берега глядят.

  • 1 ряд - кронами,
  • 2 ряд - в воды,
  • 3 ряд - с берега

У. А сейчас я приглашаю вас полюбоваться вместе с писателем Б. П. Можениным картиной восхода солнца. Борис Павлович - знаток родного края. Будучи геологом, обошел тайгу хожеными и нехожеными тропами, постиг мудрость ее законов. Писатель доказал, что природа- главное волшебство мира. Давайте послушаем отрывок из рассказа "Горношорская тайга" и восхитимся мастерством нашего междуреченского писателя.

"Но вот вершина Пустага приняла зримое очертание, края уже бледно светились. Всходило солнце. И вдруг показалось, словно кто-то, торопясь, выкатил его из-за горы. Боже мой! Что творилось в долине. Там происходило чудо! На моих глазах произошло волшебство. Трудно передать словами эту волшебную красоту:Освещенные косогоры полыхали разными красками. Каждая пядь земли сияла своим блеском: Заросли осинника в разных местах имели свой цвет, начиная от бледно-фиолетового и кончая темными тонами. Яркие пятна всевозможных размеров и причудливых форм были разбросаны повсюду, искрились всеми цветами радуги. Казалось, что кто-то неземной смешал краски и разбросал по округе.

- Так вот где ты, матушка тайга, прячешь свой волшебный ковер.

Мне казалось, что я стал частицей природы, слился с ней. Как мне было жаль, что я не художник, как хотелось увиденное перенести на полотно, донести до людей, показать эту божественную красоту. Я прекрасно понимал - передать увиденное словами невозможно".

У. Можно согласиться с Б. П. Можениным, что эту картину передать словами невозможно. Но все же у него это получилось. Каким же нужно быть искусным писателем, чтобы передать словами невозможное. Нам необходимо учиться у таких мастеров слова.

III. Домашнее задание:

Проба пера. Понаблюдай в течение некоторого времени приметы весны в лесочке, находящемся рядом со школой. Только старайся быть конкретен: что и как меняется вокруг тебя. Копи свои наблюдения, ищи слово, как это делает писатель. Составляй черновик по теме: "Весенние зарисовки".

IV. Обобщение:

Мы сегодня совершили с вами путешествие по родному краю, побывали в окрестностях города Междуреченска, убедились в том, что наша малая родина- это чудеснейший край. "Всякому мила своя сторона". А сколько еще неизведанного! И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. И в этом ему помогает самая представительная, самая существенная часть речи - имя существительное.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы гордимся нашей великой Россией, но у каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 общеразвивающего вида

г. Кинешмы Ивановской области.

Адрес: 155802, г. Кинешма, Ивановской области, пер. Дунаевского, д.12,

Тел. (49331) 3-41-82, 3-69-75


( старшая группа )

На этой большой планете

В огромной такой стране,

Есть город один на свете,

Который так дорог мне.

Он маленький, но чудесный.

В тенистой дали лесной

Кинешма, как невеста,

В цветущих садах весной.

А где-то дымят заводы

И поезд бежит по рельсам.

Ах, как это всё знакомо,

Знакомо с рожденья, с детства.

И синее небо в мае,

А в августе – золотое.

Над милым для сердца краем,

Любимое и родное.

И если вдали от дома

Я буду когда-то, где-то,

То поздней весною вспомню,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 общеразвивающего вида

г. Кинешмы Ивановской области

Адрес: 155802, г. Кинешма, Ивановской области, пер. Дунаевского, д.12,

Тел. (49331) 3-41-82, 3-69-75

Актуальность темы:

Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и аленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Мы гордимся нашей великой Россией, но у каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.

Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.

Малая родина у каждого своя! Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым. Этот проект посвящается Кинешме – городу, который является Родиной наших воспитанников.

Цель проекта:

Осуществить комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщать дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитывать любовь и привязанность к родному краю.

Задачи проекта:

Познакомить детей с родным Ивановским краем, его городами, культурой, богатыми народными традициями, самобытным искусством умельцев, историей возникновения художественных промыслов.

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, природно – экологическим своеобразием родного города.

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к краю.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта:

дети в возрасте 5 – 6 лет,

Методическое обеспечение:

Пчелинцева Е.В. «Непреходящие ценности малой

Худяков Н.Б. , Балдин К.Е. , Травкин П.Н.

Бардина Р.А. «Изделия народных

Антонова Г.А. «Воспитание духовности через

приобщение дошкольников к традиционной

Сроки реализации проекта:

Основные формы реализации проекта:

Беседа, чтение художественных произведений, детское творчество, праздник, игры, экскурсии, наглядная информация для родителей, фотовыставки, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций о родном городе, занятия, конкурсы, выставки, труд.

Ожидаемые результаты:

Обогащённые и систематизированные знания об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

Участие семей воспитанников в учебно - воспитательном процессе, повышение родительской компетентности по представленной теме.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кинешма, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы работы:

I Подготовительный:

Выбор темы и разработка проекта;

Подготовка теоретического материала, изучение новых методик

Составление перспективного плана по реализации проекта;

Создание условий для реализации проекта.

II Практический

1. Работа с детьми:

I квартал: сентябрь - ноябрь

а) Непосредственная образовательная деятельность:

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

Беседа на тему: «Знакомство с символикой г. Кинешма (герб, флаг);

Экскурсия к средней школе № 19.

II квартал: декабрь - январь

а) Непосредственная образовательная деятельность:

Чтение художественной литературы

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

Целевая прогулка к Ильинскому оврагу;

Экскурсия на Кинешемский хлебозавод;

Знакомство с поэтами Кинешмы ( Л.Кокотова, Н.Бесавро, В. Виноградова и др.);

III квартал март - май

а) Непосредственная образовательная деятельность:

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

Знакомство с пословицами и поговорками о родной сторонке;

Экскурсия по улицам родного города;

Экскурсия в центральную библиотеку имени В.А. Пазухина;

Экскурсия в ателье;

Прослушивание песен о Родине.

2.Взаимодействие с родителями:

Выставки работ детского творчества

Анкетирование по вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников;

Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

III Обобщающий.

Анализ результатов работы по проекту;

Корректировка дальнейшей работы с семьёй по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

Читайте также: