Всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте

Обновлено: 14.05.2024

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Информатике "Информационные модели на графах"

Урок "Информационные модели на графах"

• расширить представления учащихся о видах информационных моделей;

• сформировать представление о графах как наглядном средстве представления структуры и состава системы;

• активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;

• повысить интерес учащихся к предмету.

• обучающие - усвоение новых знаний учащихся; закрепление практических умений создания в текстовом редакторе многоуровневых списков;

• развивающие - развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;

• воспитательные - воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог, находчивости, ответственности за свою работу в коллективе.

Технология: проблемное обучение, игровая технология, обучение в сотрудничестве.

• Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран;

• презентация "Информационные модели на графах";

• текстовый файл "Игра", практическая работа.

Повторение изученного материала;

Изучение новой темы. Первичное закрепление;

Использование графов при решении задач;

Игра "Выигрышная стратегия";

Приветствие, проверка присутствующих, наличия учебных принадлежностей на партах.

Проверка усвоения изученного материала, актуализация знаний. Фронтальный опрос:

• приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта, его структуру?

• в каких сферах нельзя обойтись без карт? Где применяют чертежи?

• какие условные обозначения применяются на блок-схемах?

• всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте?

Подготовка к восприятию нового материала: мотивация. На экране демонстрируем 5 карточек. (Приложение 1, слайд 2)

Вопрос: что объединяет эти карточки? (Ответ: это виды смешанных моделей).

Вопрос: какую карточку можно добавить к данному набору? (Ответ: граф, как вид смешанной модели).

Формулируем тему урока и подводим учащихся к самостоятельной постановки цели занятия.

Изучение новой темы. Первичное закрепление (Приложение 1 - слайды № 4-10)

Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, путь, цепь, цикл, сеть.

Осмысление и закрепление материала.

Использование графов при решении задач (Приложение 1 – слайды 11-12)

Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.

Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула трех учеников? Выписать все возможные случаи.

Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмем произвольную точку плоскости О.

На первый стул можно посадить любого из трех учени­ков — обозначим их А, В и С. На схеме это соответствует трем ветвям, исходящим из точки О:


Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В, то на второй можно посадить А или С. А если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум вет­вям, исходящим из каждой вершины первого уровня:



Выпишем все пути от вершин первого уровня к верши­нам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, ВАС, В-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.

Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трех человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3-21 = 6.

Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трех дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:

1) иди сейчас по правой тропинке;

2) на следующей развилке не выбирай правую тропинку;

3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.

Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?


Игра "Выигрышная стратегия" (Приложение 2)

Класс делится на три группы по 3-4 человека. Первая и вторая группа - путешественники. Третья - эксперты (из числа более сильных обучающихся). Каждой группе выдается карта-граф (проецируем на экран)

1 этап игры. Коллективно обсуждаем вопросы: укажите на графе дуги и ребра. Чем они отличаются?

- Является ли данный граф взвешенным? Докажите?

- Какой город на карте можно назвать лишним? Почему?

Игровой момент "Да-нет"

- У графа 8 вершин.

- Следующей вершиной после Лондона - Париж.

- Вена следующая вершина за Берлином.

2 этап игры. Формулируется проблема. Время поиска решения - 7 минут.

1 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).

2 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).

3 этап игры. Представитель группы докладывает о результатах работы, раскрывая логическую цепочку: проблема - гипотеза - доказательство

4 этап игры. Экспертная группа оценивает работу группы по критериям:

точность формулировок, полнота ответа, нестандартность способа решения, сплоченность группы в поиске решения.

выставление отметок, рефлексия:

• какая информация урока на ваш взгляд полезна?

• наиболее интересный момент урока?

• выполняя задания урока, какие знания других предметов вам пригодились?

• на какие вопросы при домашней подготовке вы обратите внимание в первую очередь?

учебник стр. 101-104;

Рабочая тетрадь стр. 78 № 60, 61;

Читайте также: