Всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте
Обновлено: 14.05.2024
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Информатике "Информационные модели на графах"
Урок "Информационные модели на графах"
• расширить представления учащихся о видах информационных моделей;
• сформировать представление о графах как наглядном средстве представления структуры и состава системы;
• активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
• повысить интерес учащихся к предмету.
• обучающие - усвоение новых знаний учащихся; закрепление практических умений создания в текстовом редакторе многоуровневых списков;
• развивающие - развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;
• воспитательные - воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог, находчивости, ответственности за свою работу в коллективе.
Технология: проблемное обучение, игровая технология, обучение в сотрудничестве.
• Компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран;
• презентация "Информационные модели на графах";
• текстовый файл "Игра", практическая работа.
Повторение изученного материала;
Изучение новой темы. Первичное закрепление;
Использование графов при решении задач;
Игра "Выигрышная стратегия";
Приветствие, проверка присутствующих, наличия учебных принадлежностей на партах.
Проверка усвоения изученного материала, актуализация знаний. Фронтальный опрос:
• приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта, его структуру?
• в каких сферах нельзя обойтись без карт? Где применяют чертежи?
• какие условные обозначения применяются на блок-схемах?
• всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте?
Подготовка к восприятию нового материала: мотивация. На экране демонстрируем 5 карточек. (Приложение 1, слайд 2)
Вопрос: что объединяет эти карточки? (Ответ: это виды смешанных моделей).
Вопрос: какую карточку можно добавить к данному набору? (Ответ: граф, как вид смешанной модели).
Формулируем тему урока и подводим учащихся к самостоятельной постановки цели занятия.
Изучение новой темы. Первичное закрепление (Приложение 1 - слайды № 4-10)
Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, путь, цепь, цикл, сеть.
Осмысление и закрепление материала.
Использование графов при решении задач (Приложение 1 – слайды 11-12)
Графы удобно использовать при решении некоторых классов задач.
Сколькими способами можно рассадить в ряд на три стула трех учеников? Выписать все возможные случаи.
Решение этой задачи удобнее всего представить в виде дерева. За его корневую вершину возьмем произвольную точку плоскости О.
На первый стул можно посадить любого из трех учеников — обозначим их А, В и С. На схеме это соответствует трем ветвям, исходящим из точки О:
Посадив на первый стул ученика А, на второй стул можно посадить ученика В или С. Если же на первый стул сядет ученик В, то на второй можно посадить А или С. А если на первый стул сядет С, то на второй можно будет посадить А или В. Это соответствует на схеме двум ветвям, исходящим из каждой вершины первого уровня:
Выпишем все пути от вершин первого уровня к вершинам третьего уровня: А-В-С, А-С-В, ВАС, В-С-А, С-А-В, С-В-А. Каждый из выписанных путей определяет один из вариантов рассаживания учеников на стулья. Так как других путей нет, то искомое число способов — 6.
Дерево можно не строить, если не требуется выписывать все возможные варианты, а нужно просто указать их число. В этом случае рассуждать нужно так: на первый стул можно усадить одного из трех человек, на второй — одного из двух оставшихся, на третий — одного оставшегося: 3-21 = 6.
Чтобы принести Царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трех дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:
1) иди сейчас по правой тропинке;
2) на следующей развилке не выбирай правую тропинку;
3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.
Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад. Каким маршрутом он воспользовался?
Игра "Выигрышная стратегия" (Приложение 2)
Класс делится на три группы по 3-4 человека. Первая и вторая группа - путешественники. Третья - эксперты (из числа более сильных обучающихся). Каждой группе выдается карта-граф (проецируем на экран)
1 этап игры. Коллективно обсуждаем вопросы: укажите на графе дуги и ребра. Чем они отличаются?
- Является ли данный граф взвешенным? Докажите?
- Какой город на карте можно назвать лишним? Почему?
Игровой момент "Да-нет"
- У графа 8 вершин.
- Следующей вершиной после Лондона - Париж.
- Вена следующая вершина за Берлином.
2 этап игры. Формулируется проблема. Время поиска решения - 7 минут.
1 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).
2 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).
3 этап игры. Представитель группы докладывает о результатах работы, раскрывая логическую цепочку: проблема - гипотеза - доказательство
4 этап игры. Экспертная группа оценивает работу группы по критериям:
точность формулировок, полнота ответа, нестандартность способа решения, сплоченность группы в поиске решения.
выставление отметок, рефлексия:
• какая информация урока на ваш взгляд полезна?
• наиболее интересный момент урока?
• выполняя задания урока, какие знания других предметов вам пригодились?
• на какие вопросы при домашней подготовке вы обратите внимание в первую очередь?
учебник стр. 101-104;
Рабочая тетрадь стр. 78 № 60, 61;
Читайте также:
- Может ли гражданин ознакомиться со своей кредитной историей с согласия банка
- Чем отличается страхование юридических лиц от физических
- Как сдать на права категории а
- Почему другие монархи правившие в период смуты не смогли передать свою власть по наследству
- В каком возврате и живым весом производят забой молодняка