Всегда ли агрессия связана с вредом или опасностью его причинения

Обновлено: 02.07.2024

Человек, склонный к агрессии, не обязательно совершит насильственные действия. Различные проблемы, связанные с агрессией и насилием, а также последствиями подобного обращения, можно решить в ходе терапии с помощью квалифицированного специалиста в области психического здоровья.

ПОНИМАНИЕ СУТИ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ

Агрессия и насилие – это не одно и то же. Человек, совершающий акт насилия, может и не отличаться склонностью к агрессии, а человек, который по своей природе является агрессивным, не обязательно начнет совершать насильственные действия. Агрессия может выражаться в виде физической атаки или вербальных нападок, но в некоторых случаях такое нападение может представлять собой акт самозащиты, или оно может быть импульсивным и не нацеленным на причинение вреда. Насилие часто рассматривается как физическое проявление агрессии, которое может быть хищным и импульсивным или реактивным, либо оно может представлять собой защитный механизм. Насилие может стать следствием влияния каких-то ситуационных факторов или воздействия окружающей среды, и оно также может быть проявлением какого-то психического расстройства, либо оно может быть обусловлено какими-то личными или культурными убеждениями.

Насилие и агрессия негативно влияет как на отдельных индивидуумов, так и на общество в целом. Акт насилия может быть нацелен на определенного человека или на группу людей, он может быть сексуальным по своей природе, либо он может стать следствием употребления алкоголя или наркотиков. Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет с большей долей вероятности могут стать жертвами насилия, или они сами могут превратиться в агрессоров, совершая насильственные действия. Больше трети американок и больше четверти американцев пережили физическое или сексуальное насилие или преследование со стороны интимного партнера, и примерно половина всех женщин, живущих в Америке, сталкивались с психологической агрессией со стороны интимного партнера.

Не так уж и просто выявить все факторы, которые могут привести к появлению склонности к агрессии или реализации моделей поведения, предполагающих насилие, но все же можно утверждать, что социальный статус, личные проблемы и официальное влияние может сыграть здесь свою роль. Склонность к насилию может привести к потере работы, постоянным ссорам и полному разрыву отношений, а также появлению проблем в семье. Насилие также может повлечь за собой последствия по закону, если оно носит криминальный характер, и людям нередко приходится платить довольно высокую цену за подобное поведение – несколько лет или даже десятилетий, проведенных в тюрьме.

Человек может научиться управлять своей склонностью к агрессии, и в этом ему поможет переключение внимание, умение сглаживать конфликты и установление уместных границ в отношениях с другими людьми. Все эти стратегии позволяют избежать реализации агрессивных наклонностей – особенно если проработка таких моделей начинается в детстве.

ВИДЫ АГРЕССИИ

  • Случайная агрессия является непреднамеренной, и она может стать результатом невнимательности и неосмотрительности. Эта форма агрессии часто наблюдается у детей во время игры, и она также может проявиться у человека, который куда-то спешит. Например, человек бежит, пытаясь успеть на автобус, и сбивает ребенка с ног или налетает на кого-то, потом даже не извиняется.
  • Экспрессивная агрессия – это преднамеренный акт проявления агрессии без цели причинить вред. Например, экспрессивная агрессия наблюдается у ребенка, который кидается игрушками или пинает песок. Несмотря на то, что такое поведение может расстроить другого человека или случайно причинить ему вред, нанесение ущерба не является основной целью проявления этой модели.
  • Враждебная агрессия нацелена на причинение физической или психологической боли. Этот вид агрессии может выражаться в форме травли и запугивания или злонамеренного распространения слухов и сплетен. Еще одной формой враждебной агрессии является реактивная агрессия или агрессивные действия, ставшие результатом провокации.
  • Инструментальная агрессия может стать результатом конфликта по поводу каких-то предметов или того, что рассматривается как неотъемлемое право того или иного индивидуума. Например, ученик, желающий сидеть за партой, которая уже занята другим учеником, может выбросить его вещи.

Эти четыре вида агрессивного поведения часто наблюдаются у детей, но они также могут проявляться во взрослом возрасте. Уже довольно давно считается, что мужчины отличаются большей агрессивностью по сравнению с женщинами, и эта теория не теряет своей популярности. Но результаты проведенных исследований говорят о том, что на самом деле это не так. Женщины обычно выражают агрессию в вербальной и непрямой форме, и они прибегают к физической агрессии не так часто, как мужчины, и все же исследования показали, что в плане проявления агрессии в общем и целом между мужчинами и женщинами не наблюдается каких-то существенных различий.

РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ВИДЕ НАСИЛИЯ

Склонность к агрессии или насилию может стать следствием некоторых расстройств психического здоровья. Злоупотребление алкоголем и наркотиками тоже может активизировать модели поведения, связанные с насилием – даже если человек не склонен к насилию по своей природе. При наличии посттравматического стресса и биполярного расстройства агрессивные мысли могут выражаться в виде актов насилия. В некоторых случаях склонность к насилию становится следствием повреждения мозга. Дети, растущие в травмирующей среде или постоянно сталкивающиеся с пренебрежением, тоже могут проявлять большую склонность к агрессии и насилию. Любые стрессовые жизненные обстоятельства – такие, как бедность, проблемы в отношениях или жестокое обращение, - также могут поспособствовать проявлению агрессии и насилия.

Демонстрация агрессии и/или реализация моделей поведения, связанных с насилием, также может указывать на наличие периодического взрывного расстройства (ПВР) или какого-то другого расстройства поведения. ПВР – это расстройство поведения, которое обычно проявляется в подростковом возрасте или в период ранней зрелости. Диагностическое и статистическое руководство (DSM) относит его к категории расстройств, связанных с контролем импульсов. Это состояние часто выражается в виде чрезмерных, экстремальных проявлений гнева, которые кажутся непропорционально раздутыми по отношению к реальной ситуации, и эти проявления могут перерасти в приступ неконтролируемой ярости. Расстройство поведения обычно начинает проявляться в подростковом возрасте, и DSMотносит это состояние к категории проявлений дефицита внимания и демонстрации разрушительного поведения. Симптомы этого состояния могут включать физическую и вербальную агрессию, деструктивные модели поведения и жестокое обращение с людьми и животными.

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Агрессия и насилие проявляется во многих сферах жизни – на работе и дома, в спорте и в общественных местах. Обычно жертвы не могут предугадать или предсказать такое развитие событий, и сочетание этого эффекта неожиданности с эффектами насилия как такового может привести к появлению серьезных проблем на уровне психического здоровья – таких, как посттравматический стресс, депрессия и чрезмерная тревожность. Например, человек, который находится в отношениях, предполагающих жестокое обращение и насилие, не может покинуть эти отношения, потому что он боится последствий такого поступка и ответных действий со стороны агрессора. В результате агрессор потенциально может причинить ему еще больше вреда, и в каком-то смысле бездействие жертвы способствует созданию таких условий.

ТЕРАПИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ И МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ НАСИЛИЕ

Многие виды терапии могут оказаться полезными в лечении склонности к агрессии и проработке моделей поведения, предполагающих насилие. Здесь все зависит от причин формирования таких моделей поведения, а также от личностных особенностей и жизненного опыта человека, проходящего лечение. Однако в ситуациях, подразумевающих домашнее насилие, терапия для пар не всегда является самым лучшим вариантом, потому что такой шаг может создать дополнительную опасность для жертвы насилия. К тому же некоторые терапевты никогда не станут работать с агрессором, который не желает меняться, не готов к изменениям или в принципе не способен измениться.

Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку, склонному к агрессии и насилию, понять суть своей агрессии и учит его контролировать подобные проявления. Терапевтический процесс концентрируется на исследовании различных стратегий и механизмов, позволяющих справляться с происходящим и находить более подходящее направление для мыслей и чувств, ассоциирующихся с проявлениями агрессии или насилия. Также в ходе терапии пациент учится правильно оценивать возможные последствия проявления агрессии или насилия.

Психодинамический подход используется в тех случаях, когда человек прибегает к насилию в попытке спрятать какие-то другие, более глубокие эмоции. Терапевт поощряет пациента высвободить это ощущение уязвимости, которое может лежать в основе проявлений агрессии, и в полной мере осознать это переживания. Как только человек даст выход всем этим чувствам – которые могут включать стыд, унижение и страх, - все эти модели защитной агрессии просто растворятся и исчезнут за ненадобностью.

Когда склонность к насилию является результатом жестокого обращения (к примеру, в тех случаях, когда физическое насилие, пережитое в детстве, приводит к реализации склонности к насилию во взрослом возрасте), терапия концентрируется на устранении эффектов жестокого обращения и проработке его последствий. Все это окажется очень полезным для таких пациентов и даст им массу преимуществ.

В нашей стране агрессивный человек, проявляющий неуважительное отношение к окружающим, не вызывает выраженного осуждения людей и стремления пресечь неподобающее поведение. Согласно статистике, 89 % россиян признают, что сталкивались с хамством в общественных местах, но предпочли перетерпеть оскорбления и не связываться с грубиянами. 9 % опрошенных выражают протест и не допускают бесцеремонности по отношению к своей персоне, и лишь 2 % никогда не попадали под негатив незнакомцев.

Понятие агрессии и агрессивного поведения

Агрессия человека

Агрессия – это устойчивая особенность в человеке, выражающаяся в готовности к внезапным вспышкам гнева, и склонности воспринимать поведение других людей, как враждебность. Под понятием подразумевается любая форма поведения, которая нацелена на унижение или причинение физического вреда другому существу (в том числе и животным). Агрессоры ведут себя деструктивно, с выраженными негативными эмоциями.

Агрессия не всегда проявляется в физических поступках и причинении телесных повреждений. К вербальной форме также относится выражение негатива через словесную форму (угрожающие намеки, проклятия, обидные высказывания, ругань, крик и т. д.).

Виды агрессии

В психологии различаются несколько разновидностей агрессии:

Что способствует агрессивному поведению?

Враждебное поведение формируется постепенно под влиянием семьи, средств массовой информации, окружающих людей. В психологии причины агрессивности подразделяются на несколько видов.

Психосоциальные факторы

Выраженность и частота вспышек гнева зависит от индивидуальных особенностей личности, характера и других условий. Психосоциальные факторы бывают:

  • Ситуативные. Агрессия вызывается раздражающими внешними условиями и физиологическими состояниями. Самоконтроль ослабевает при стрессовых ситуациях, в шумных помещениях, при усталости, боли и других провоцирующих факторах.
  • Поведенческие. Негативная защитная реакция на осуждение окружающими каких-либо поступков.
  • Личностные. К группе риска относятся люди с сангвиническим и холерическим темпераментом. Агрессивное поведение появляется вследствие эмоциональной неустойчивости и повышенного нервного напряжения.
  • Микросоциальные. К агрессии склонны люди, которые видят в своей микросреде (семье, школе, рабочем коллективе) постоянные сцены насилия, враждебности или испытывают унижения. Высокий уровень риска у детей, растущих в неблагополучных семьях, и у работников силовых структур.
  • Макросоциальные. Постоянные вспышки злости формируются на пропаганде негатива из СМИ, возведении культа насилия, демонстрация агрессивного поведения чиновников.

Проявление агрессии также случается по причине психических расстройств. Больные люди часто совершают опасные действия, направленные на себя, своих родственников или незнакомых людей. Требуется постоянное наблюдение у психиатра, чтобы исключить риски, при следующих заболеваниях:

  • депрессия;
  • деменция;
  • шизофрения;
  • эксплозивная психопатия;
  • асоциальная психопатия.

Прием наркотических и спиртосодержащих веществ способен спровоцировать агрессию, приводящую к серьезной опасности для жизни окружающих и самого зависимого от пагубных привычек. Интоксикация седативными, снотворными препаратами также приводит к повышенной возбудимости нервной системы. Сонливое состояние и чувство эйфории сменяется на гнев, повышение двигательной активности и отсутствие самоконтроля.

Внешние факторы, влияющие на возникновение агрессии

Агрессивная женщина

В основе проявлений агрессии не всегда находятся предпосылки нарушения психического здоровья и негативные процессы социального взаимодействия. Вспышки гнева могут провоцироваться внешними факторами, которые характеризуют окружающую среду. К примеру, в поездке общественным транспортом в летнюю жару мало приятного. Особенно, когда автобус переполнен, и пассажиры вынуждены стоять, прижавшись друг к другу, балансируя между потными спинами. В такой ситуации даже уравновешенный человек может потерять самоконтроль и ответить на агрессию соответствующе, поэтому вероятность неприятностей резко увеличивается.

Психологи проводили исследования, в которых было выявлено, что естественные факторы (температура и загрязненность атмосферы, теснота, шум) оказывают значимое влияние на поведение человека.

Как победить агрессора

Благодаря проведенным исследованиям доказано, что существует причинно-следственная связь между просмотром программ, содержащих отрицательное поведение участников, и ростом поведенческой агрессии у людей любого возраста. Подобный феномен наблюдается даже у тех, кому несвойственно неадекватного поведение. Для людей с явными чертами агрессивности просмотр телевидения и интернет-контента увеличивает негативное воздействие в несколько раз.

Даже если в программах и видеороликах отсутствуют явные сцены насилия, практически во всем контенте ведущими ценностями персонажей являются материальные блага и беззастенчивое потребительство. Общение с окружающими строится на конкурентной основе, которая допускает использование любых средств для достижения цели.

Личный сайт о психологии, психотерапии и психодраме / Москва

Личный сайт о психологии, психотерапии и психодраме / Москва

Разделы

Профессиональное обучение психодраме для психологов:

(насилие в отношениях и закон о домашнем насилии)

Павел Корниенко, v1-0010

Оглавление

Этот текст родился спонтанно. На фоне обсуждений закона о домашнем насилии меня попросили дать интервью про агрессию в семье. Но когда интервью закончилось, мысли продолжили приходить, и захотелось, чтобы они тоже были записаны. А так как началась эта история с интервью, то текст решил в таком стиле и оставить.

Что такое агрессия с точки зрения психологии?

С точки зрения психологии, агрессия — это один из базовых видов человеческого поведения, и в этом смысле агрессивное поведение не является чем-то плохим или хорошим. В разных ситуациях оно может быть как деструктивным для самого человека и его окружения, так и полезным.

Но ведь агрессия это плохо?

Агрессия становится деструктивной, если она превращается в физическое или психологическое насилие. Физическое насилие разрушительно и для того, на кого оно направлено, и для отношений в семье или паре. Агрессия без физического насилия будет разрушительной, если партнер беспомощен перед ней и при этом вынужден оставаться в ситуации, где он её испытывает. В этом случае агрессия становится психологическим насилием.

Каким бывает психологическое насилие?

Психологическое насилие — это большая группа разных видов воздействия одного человека на другого. Все эти воздействия объединяет общее свойство: они разрушительны для психики вплоть до возникновения психических расстройств. Есть много разных видов психологического насилия: угрозы причинения вреда жертве или ее близким, угрозы самоубийством, угрозы лишения жилища или средств к существованию, угрозы разлучения с детьми, преследование, уничтожение личных вещей, унижение, газлайтинг и многое иное. Общим свойством насилия является то, что один человек злоупотребляет своим положением, а второй переживает неспособность защитить себя и не может выйти из этой ситуации.

Всегда ли агрессия приносит вред?

Если агрессия не приводит к насилию, то она может не нести опасности. Например, супруги могут систематически конфликтовать или даже просто разговаривать на повышенных тонах, и это может быть хорошо для обоих. Важно, чтобы они могли проявлять агрессию примерно в равной степени, тем самым уравновешивать друг друга и чувствовать себя услышанными и понятыми.

Почему в диалогах между партнерами возникает агрессия?

В контексте межличностных отношений агрессия появляется, когда люди не справляются с внутренним напряжением во время диалога с партнером. Упрощенно можно сказать, что появление агрессии в разговоре является признаком коммуникативной слабости человека, его неспособности понять собеседника, неспособности быть открытым в диалоге и неспособности отстоять себя без агрессии. Если очень упрощенно, то человек агрессирует в те моменты, когда не имеет иных способов себя защитить или добиться своего.

Агрессивное поведение — это следствие проблем в прошлом?

В обществе действительно часто встречается идея, что агрессивное поведение — это следствие некоторых проблем в семье в прошлом у агрессивного человека. Это может быть так, а может иметь и другие причины. Самое важное, чтобы из этого не делался вывод, что ситуацию нельзя изменить. Каково бы ни было прошлое человека, он в любом возрасте может научиться управлять своей агрессией. Главное — собственное желание: кто захочет — обязательно научится. В этом смысле не важно, какой был у человека опыт, главное — захотеть изменить себя. И конечно, основная проблема в том, что многие люди с агрессивным поведением не хотят с ним ничего делать. Но они, естественно, не признают, что не хотят, а предпочитают говорить, что не могут ничего сделать.

Может быть, агрессирующий человек просто не способен контролировать агрессию?

Есть вариант, когда человек срывается в агрессию от отчаяния и беспомощности и переживает бессилие что-то с этим сделать. Такому человеку надо обращаться за помощью к психологу, так как ситуация наносит вред его близким, ему самому и его отношениям. И, к сожалению, надо признать, что если такой человек не обращается за помощью, то он, увы, тоже попадает в группу тех, кто не хочет меняться. Кто хочет изменить ситуацию — обращается за помощью и успешно изменяет ее.

Но все-таки иногда встречаются люди, которые действительно физиологически не способны регулировать собственные импульсы — таким людям и их близким нужно обращаться за помощью как можно быстрее, пока не произошло чего-то очень плохого.

Почему люди с агрессивным поведением в семье не хотят меняться?

Тут есть очень простой ответ: у них нет мотива что-то менять, и их все вполне устраивает. Еще можно сказать так: они не хотят меняться, так как их агрессивное поведение дает им то, что они хотят получить. В этом смысле, чтобы у такого человека появился мотив изменить свое поведение, его агрессивное поведение должно перестать приносить ему пользу. Если очень-очень упростить, то рецепт создания мотивации будет таким: понять, чего партнер хочет добиться через агрессию и не давать ему это, но давать ему желаемое, если он просит без агрессии. Но конечно, все это непросто сделать, и тут почти всегда будет полезна помощь психолога, чтобы найти способ изменить ситуацию.

Как реагировать на агрессию со стороны партнера?

Вот это очень важный вопрос. Реагировать на агрессию партнера нужно по-разному в зависимости от того, считает ли сам агрессирующий человек свою агрессию нормальной и правильной.

Может, человек, имеющий проблемы с агрессией, нуждается в помощи?

Безусловно! Люди, имеющие проблемы с собственной агрессией, нуждаются в понимании, поддержке и помощи, но мы можем оказать эту поддержку только с того момента, как человек признает проблему и обратится за помощью. Без этого поддерживать того, кто агрессивен, — это банально разрушительно для поддерживающего и, к сожалению, приводит только к ухудшению ситуации.

Как только человек признает проблему и обратится за помощью, он будет понят и поддержан любым профессиональным психологом. Многие люди, совершающие физическое насилие по отношению к своим близким, переживают из-за этого огромное количество вины и стыда и нуждаются в помощи, чтобы выйти из этого порочного круга. Когда начинается такая работа, нередко выясняется, что агрессивное поведение имеет глубокие семейные корни и часто системные причины. Начинается исследование, в котором агрессия уже перестает быть нашим врагом, а становится важной частью личности, которую нужно признать, исследовать, понять и научиться ею конструктивно пользоваться. Но все это становится возможным только после признания человеком наличия проблемы и обращения за помощью — и ни минутой раньше.

Как реагировать на физическое насилие со стороны партнера?

Тут ответ короткий: не рисковать своей жизнью и здоровьем, пытаясь противостоять такой агрессии, и как можно быстрее обращаться за помощью. Эта ситуация очень рискованная, и сама улучшаться она не будет.

А если партнер агрессивен и злоупотребляет алкоголем?

Этот случай часто сложнее, чем вариант, когда мы имеем дело только с агрессией. В такой ситуации стоит обратиться за помощью, так как без помощи исправление ситуации может занять больше времени, чем целая жизнь. А пока вы ищете психолога, вот вам статистически две самые полезные идеи:

А может быть, физическое насилие было единоразовой случайностью?

В чем опасность физического насилия в отношениях?

На этот вопрос, на самом деле, можно вообще не отвечать, физическое насилие — это плохо по той же самой причине, почему нехорошо бить слабых: это злоупотребление слабостью и зависимостью другого и это просто не по-человечески.

А если более прямо, то вот основное:

  1. Физическое насилие разрушительно для психики того, на кого направлена агрессия, вплоть до появления психических расстройств.
  2. Агрессивное поведение постепенно способствует деградации личности самого агрессора. Он постепенно теряет возможность регулировать свое поведение, создавать и поддерживать отношения с людьми.
  3. Физическое насилие постепенно разрушает отношения, так как у любых отношений, которые регулируются через страх, уже запущен таймер, отсчитывающий их время.
  4. Иногда конфликт с физическим насилием может перерасти в ситуацию, опасную для жизни, за считанные секунды. Про это часто упоминает Екатерина Шульман в своих выступлениях, говоря, что домашнему насилию свойственна высокая эскалируемость.

Собственно, все вышесказанное относится и к психологическому насилию тоже.

Что делать, если никакие из этих рекомендаций не подходят?

Обращаться за помощью к психологу! Я попытался здесь кратко ответить на наиболее простые вопросы, но огромное количество разных нюансов, к сожалению, осталось за кадром. Работа с психологом как раз и нужна, чтобы тщательно проанализировать именно вашу ситуацию.

Обращаться к психологу необходимо в том числе и потому, что обсуждаемые здесь проблемы не склонны разрешаться сами, и со временем ситуация обычно только ухудшается. В то же самое время психологическая работа над этой проблемой в большинстве случаев позволяет изменить стиль отношений в паре и сохранить отношения.

Среднестатистическая работа по такой теме занимает несколько месяцев при условии еженедельных встреч. Это очень небольшой срок для того, чтобы начать жить качественно лучше.

К психологу нужно обращаться вдвоем?

Необязательно. Вообще, вдвоем имеет смысл обращаться только тогда, когда оба партнера хотят наладить отношения. Если этого хочет только один человек из пары, то к психологу лучше обращаться только ему. Работа с психологом подразумевает поиск способов изменять отношения в паре через изменение поведения того человека, который обратился. Это возможно, поскольку пару можно рассматривать как систему, в которой изменение любого из элементов повлечет за собой изменение всего взаимодействия. Но желательно обратиться к психологу, специально обученному работать с темой отношений.

Почему партнер не понимает, что мне плохо? Может, я плохо объясняю?

Может быть, агрессивный человек имеет право быть самим собой?

Люди имеют право быть любыми, в том числе агрессивными, но не имеют права злоупотреблять своей властью и лишать других возможности жить без страха и насилия. А ещё полезно понимать, что проявляя насилие к близким, они рискуют остаться без отношений, и если они не понимают этого риска, то они просто забыли, насколько это непереносимо.

Будет ли полезен закон о домашнем насилии?

С точки зрения психолога, закон о семейном насилии важен и нужен. Общество все лучше и лучше понимает, что насилие в семьях является проблемой, и появление закона полезно тем, что отчетливо обозначает установление общественной нормы: насилие в семье недопустимо. С точки зрения психолога, даже если сам закон будет юридически не очень хорошим, появление закона с таким названием всё равно декларирует новую норму и поддерживает ее.

Полезны ли общественные организации в работе с домашним насилием?

Нужны ли программы психологической помощи для людей, склонных к насилию?

Психологическая практика показывает удивительные эффекты. Когда человек, страдающий от агрессии в семье, обращается за психологической помощью и начинает меняться таким образом, что количество агрессии со стороны его партнера уменьшается — от этого выигрывает и он сам, и его партнер, хотя последний никогда бы не сказал вначале, что хочет таких изменений. Дело в том, что тот, кто проявляет себя агрессивным в отношениях, сам теряет возможность быть любимым. Неотзывчивость агрессивного партнера рано или поздно убьет любовь к нему. И получается, что такой человек сам лишает себя и отношений, и любви. А хорошая новость в том, что эту ситуацию чаще всего можно изменить, если начать целенаправленную работу.

Определение, принятое в данной книге

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?

Инструментальная и эмоциональная агрессия

Агрессия может служить реализации других целей. Даже если агрессия всегда включает намерение причинить ущерб, это не всегда является главной целью. Агрессоры, совершая нападения на свои жертвы, могут преследовать и другие цели. Солдат хочет убить своего врага, но его намерение может проистекать из желания защитить свою собственную жизнь, может быть способом проявить патриотизм или же быть продиктовано стремлением заслужить одобрение своих командиров и друзей. Киллер, нанятый криминальными элементами, может стремиться убить определенное лицо, но делает это с целью заработать большую сумму денег. Аналогично, члены уличных криминальных банд могут напасть на группу прохожих, появившихся в их квартале, желая показать чужакам, какие они крутые парни, которым лучше не попадаться на пути. Разгневанный муж может поколотить свою жену с тем, чтобы утвердить свою доминирующую позицию в семье. Во всех этих случаях, хотя агрессоры имеют намерение причинить ущерб или даже убить свою жертву, оно не является их основной целью. Нападение в этих случаях является скорее средством достижения некоторой другой цели, которая для них более важна, чем причинение ущерба их жертве. Мысль об этой цели инициирует атаку.

Эмоциональная агрессия

В данной книге я буду обсуждать в основном эмоциональную агрессию. Я часто буду обращать внимание на то, что многие из нас испытывают желание атаковать кого-нибудь, когда нам бывает плохо. Во многих из этих случаев, нападая на другого человека, мы не думаем о достижении каких-либо преимуществ или получении каких-то выгод и довольно часто даже знаем, что наши действия не принесут нам какой-либо пользы, скажем, не улучшат наше положение или не сделают его менее неприятным. И все же мы чувствуем побуждение ударить другого человека или разбить, разломать какую-нибудь вещь.

Некоторые испытывают удовольствие от того, что причиняют вред другим людям. Понятие эмоциональной агрессии выражает тот факт, что, совершая агрессивные действия, человек может испытывать удовольствие. Многие люди стремятся причинить кому-нибудь ущерб, когда они находятся в подавленном настроении, и, достигая своей цели, получают удовлетворение, так как избавляются от депрессии. Они могут при этом даже испытывать удовольствие и тем самым получать психологическое вознаграждение, причиняя ущерб своим жертвам (до тех пор, пока сами не начинают страдать от негативных последствий своего поведения). Подумайте о том, что это значит.

Некоторые люди живут во враждебном окружении, и их часто провоцируют

Я полагаю, что именно этим были обусловлены некоторые из прогремевших на всю страну инцидентов, произошедших в Нью-Йорке несколько лет назад. Вы помните историю о молодой женщине, которая была зверски избита и изнасилована в Центральном парке Нью-Йорка в апреле 1989 года? Банда подростков однажды вечером двигалась через парк, нападая на каждого, кто попадался им на пути, а потом набросилась на проходившую мимо женщину. Она была избита столь сильно, что три недели находилась в коме.

Эти действия, несомненно, были обусловлены рядом мотивов. Во- первых, подростки, вероятно, хотели показать окружению (а может быть, и самим себе), что они крутые парни, которых следует уважать.

Приведем примеры, казалось бы, бессмысленных нападений на бездомных людей.

Банда подростков, вооруженных ножами и палками, двигалась ночью в канун Дня всех святых по улице, круша все вокруг. Добравшись до пешеходного моста к Вэд-Айленд, озверевшая толпа набросилась на нескольких ютившихся там бездомных, оставив одного из них лежащим среди мусора с перерезанным горлом.

Группа подростков (некоторые из них были в масках) напала на бездомных людей, вероятно, ради острых ощущений.

Доказательства желания причинять ущерб другим

Поскольку в социальных науках существует расхождение относительно этого вида эмоциональной агрессии, полезно рассмотреть результаты эксперимента, проведенного Бэроном, которые могут помочь убедить сомневающихся (Baron, 1977, р. 260-263). В этом эксперименте участвовали молодые люди — студенты университета. Сначала им рассказали о мнимой цели эксперимента. Затем помощник экспериментатора вызвал у половины испытуемых состояние гнева, злости, в то время как на других испытуемых подобного воздействия не оказывалось и они находились в нормальном, спокойном состоянии.

Каждый испытуемый затем имел возможность десять раз нанести удар электрическим током помощнику экспериментатора якобы в качестве наказания за ошибки при выполнении учебных задач. Испытуемый был обязан наносить удары, но оставался свободен в выборе мощности разряда от очень слабого до весьма сильного. Важным было также то, что испытуемый мог видеть счетчик на аппарате, который якобы показывал, насколько сильную боль чувствовал наказываемый при каждом наносимом ему ударе (разумеется, как обычно в подобного типа экспериментах, наказываемый ударам тока не подвергался, а информация о боли фальсифицировалась). Целью эксперимента было установить, каким образом информация о боли жертвы будет влиять на интенсивность наказания, то есть на мощность наносимых испытуемым ударов.

Основные данные исследования представлены на рис. 1-1. Как можно видеть на этом рисунке, когда испытуемые не были рассержены человеком, которого они наказывали, информация о боли уменьшала интенсивность наносимых ударов. Эта информация напоминала испытуемым о том, что они причиняют боль другому человеку; не желая причинять боль, участники эксперимента ослабляли силу ударов. Кроме того, как сообщает Бэрон, было заметно, что эти испытуемые чувствовали себя плохо, получая информацию о страданиях жертвы.

Рис. 1-1. Уровень агрессии (трансформированная интенсивность электрошоков х длительность) как функция эмоционального состояния испытуемых и их информированности о причиняемой жертве боли (Baron, 1977 р. 263).

Подстрекающее (стимулирующее) условие

Другие классификации агрессии

Агрессивные действия могут быть дифференцированы, например, с точки зрения их физической природы — как физические действия, такие, как удар или пинок, или как вербальные суждения, которые могут подвергать сомнению ценность личности другого человека, быть оскорбительными или выражать угрозу объекту агрессии. Нас может интересовать вопрос, в какой степени действие является скорее прямой атакой агрессора на его первичную жертву (лицо, которому агрессор больше всего хотел бы причинить вред), нежели более косвенным путем к цели нанесения вреда этому человеку. См. →

2.2.1 Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия

Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая и личный опыт человека, оно может быть сведено по крайней мере к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими (Dollard & others, 1939). Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации - агрессии. В слегка перефразированном виде они звучат так:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Бандура (Bandura, 1973) обращал внимание на то, что эти положения чрезвычайно привлекательны отчасти из-за их смелости, а отчасти из-за простоты. В конце концов, если их принять, то такая чрезвычайно сложная форма поведения, как человеческая агрессия, во многом будет объяснена при помощи одного затейливого росчерка пера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти формулировки получили столь широкое признание и среди ученых, и среди самой широкой публики. Но увы, внимательное рассмотрение каждой из них показывает, что обе эти формулировки слишком расплывчаты.

С одной стороны, ясно, что фрустрированные индивидуумы не всегда прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Представим себе следующий случай. Студент отправлял свои документы в несколько высших учебных заведений, но их нигде не принимали. Этот человек скорее всего будет обескуражен, нежели разозлится или впадет в ярость.

Более очевидное подтверждение положения о том, что фрустрация не всегда ведет к агрессии, представили результаты многих эмпирических исследований (Berkowitz, 1969; Geen & O'Neal, 1976). Все они показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Видимо, фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы (Bandura, 1983). Достаточно сказать, что после проведения множества работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинство психологов считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги.

Принимая во внимание эти рассуждения, Миллер (Miller, 1941), одним из первых сформулировавший теорию фрустрации - агрессии, незамедлительно внес поправки в первое из вышеприведенных положений: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них. Таким образом, сильное и заманчивое по своей широте определение, согласно которому фрустрация всегда ведет к агрессии, было вскоре отклонено одним из его авторов. Однако, несмотря на этот факт, первоначальная выразительная формулировка по-прежнему имеет удивительно широкое хождение и часто встречается в средствах массовой информации, в популярных дискуссиях об агрессии или в частных беседах.

Во-вторых, предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена фрустрацией, также уводит слишком далеко. При более детальном рассмотрении в следующих главах мы убедимся: нет практически никаких сомнений в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации. Действительно, агрессия может появляться (как зачастую и происходит) при полном отсутствии фрустрирующих обстоятельств. Рассмотрим, например, действия наемного киллера, убивающего людей, которых он раньше никогда не видел. У его жертв просто не было возможности его фрустрировать. Имеет смысл объяснять агрессивные действия этого человека скорее вознаграждением, которое он получает за убийства (деньги, более высокий статус, удовлетворение садистских наклонностей), чем фрустрацией. Или представим себе действия пилота, который, несмотря на прекрасное расположение духа и отсутствие сколько-нибудь значительных фрустраций в течение дня, бомбит и обстреливает позиции врага, убивая не только неприятеля, но и мирных жителей. Очевидно, что в данном случае агрессивные действия в высшей степени обусловлены не столько фрустрацией, сколько распоряжениями командования, ожиданием различных наград за успешно проведенную операцию и, возможно, чувством долга или патриотизмом. Подытоживая, можно сказать: предположение о том, что все проявления жестокости являются результатом блокирования или создания препятствий целенаправленному поведению, не выдерживает критики.

Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации-агрессии. При том, что два рассмотренных предположения, касающиеся фрустрации-агрессии, являются центральными в теории Долларда и его коллег, они представляют только часть общего теоретического фундамента. Некоторые дополнительные аспекты этой влиятельной теории также заслуживают рассмотрения. Во-первых, как полагали Доллард и соавторы, в отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2) сила препятствия на пути достижения цели;

3) количество последовательных фрустраций.

То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество ответных реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. В дальнейшем Доллард и соавторы предположили, что влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным и это вызовет агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Из сказанного следует, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение определенного времени, - это предположение является важным для некоторых аспектов теории.

Если, как было отмечено выше, угроза наказания только блокирует осуществление агрессивных действий и побуждение к такого рода поведению остается во многом неизменным, то какой фактор или факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Согласно Долларду и его соавторам, ответ следует искать в процессе катарсиса. Исследователи предположили, что все акты агрессии - даже скрытые от наблюдения, не прямые и не связанные с причинением ущерба - играют роль некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Поэтому в контексте их теории положение о том, что фрустрированный индивидуум оскорбляет другого с целью ослабить или устранить свое агрессивное побуждение, совершенно не является необходимым. Даже такие действия, как агрессивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу могут оказывать подобное воздействие. Короче говоря, в отличие от Фрейда, Доллард и соавторы были настроены гораздо более оптимистично в отношении возможной пользы катарсиса.

Как мы уже говорили, фрустрированный индивидуум, которого страх наказания удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намеченной цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Хотя наиболее подходящим или желательным объектом для разрядки агрессии у фрустрированного индивидуума будет именно тот человек, который блокировал его целенаправленное поведение, объектами агрессии могут также служить и другие люди.

Миллер (Miller, 1948) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1) силой побуждения к агрессии,

2) силой факторов, тормозящих данное поведение и

3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

К тому же по причинам, которые мы обсудим позднее, Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель предсказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. Природу этих предположений поможет объяснить конкретный пример.

Представьте себе студента, которого фрустрировала профессор, д-р Патрисия Пэйн (скажем, она не разрешила ему сдать дополнительный зачет для исправления низкой оценки по психологии). Поскольку стремление излить свой гнев на Патрисию Пэйн в данном случае, видимо, будет очень сильным, а прямые нападки маловероятны, может произойти смещение агрессии. Теперь предположим, что у этого студента имеются три потенциальных мишени для разрядки смещенной агрессии: д-р Тереза Тюдор, профессор истории; Пэтти, его младшая сестра, и сосед по комнате Норберт Нэш. По теории Миллера скорее всего нападкам подвергнется младшая сестра. Это может произойти потому, что она в каком-то отношении напоминает студенту его фрустратора (например, она одного с профессором пола, у них одинаковое имя), но при этом данная фигура ассоциируется с гораздо меньшей силой сдерживания открытых нападок.

Многие интересные предположения, содержащиеся в теории Миллера, дали толчок к проведению эмпирических исследований (Berkowitz, 1969; Fenigstein & Buss, 1974). Однако совершенно очевидно, что эти рассуждения достаточно спорны, и этим нельзя пренебрегать. Во-первых, как указывал Зильманн (Zillmann, 1979), модель целиком строится на допущении того, что подавление агрессии генерализуется в меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. Миллер пришел к этой гипотезе в результате экспериментального изучения конфликта, которое проводилось, в основном, на животных. Прежде всего он основывался на следующем факте. Если голодное животное, предварительно наученное ожидать пищу в определенном месте в конце дорожки, получает там же удар электрического тока, то по мере увеличения расстояния стремление избежать этого места ослабевает у животного более резко, чем стремление к нему приблизиться. Таким образом, вблизи того участка, где животное получало пищу и удары электрического тока, у него наблюдается более сильное стремление спастись бегством, чем стремление подойти ближе. По мере того как животное удаляется от этого участка, стремление убежать ослабевает у него быстрее, чем стремление приблизиться. В результате оно постепенно замедляет бег, и в каком-то месте дорожки стремление приблизиться одерживает верх над стремлением убежать. Очевидно, что основной логический вывод из приведенного наблюдения сводится к предположению: там, где исчезает сходство с фрустрирующим агентом, торможение агрессии ослабевает резче, чем побуждение к агрессии.

Во-вторых, сомнение вызывает выражение стимульное сходство, содержащееся в миллеровской модели смещения. Лежащее на поверхности объяснение, согласующееся с использованием этого понятия в литературе, на которую ссылался Миллер при построении своей модели, подразумевает физическое или перцептивное сходство между потенциальными мишенями агрессии и фрустрировавшим фактором скорее на уровне смысловых, а не физических характеристик. Например, сходство может варьировать в зависимости от степени родства (Murray & Berkun, .1955) и знакомства (Fenigstein & Buss, 1974; Fitz, 1976). К сожалению, в модели Миллера нет указаний на то, какие из этих характеристик, наряду со многими другими возможными параметрами, наиболее соответствуют феномену смещения.

Читайте также: