Вправе ли прокурор района отзывать апелляционное представление внесенное его помощником

Обновлено: 02.07.2024

Цели участия в рассмотрении дел судами второй инстанции состоит в выявлении всех незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров, определений и постановлений, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций, в недопущении вступления их в законную силу, в своевременном обжаловании незаконных и необоснованных судебных актов и участия в их пересмотре судом соответственно апелляционной или кассационной инстанции для устранения нарушений закона, для защиты прав участников процесса и охраняемых законом интересом общества и государства, в обеспечении верховенства конституционных и отраслевых законодательных норм, единства и укрепления законности. Выявив незаконные и необоснованный приговор, определение, постановление суда, не вступившие в законную силу, прокурор обжалует их в суд второй инстанции путем принесения апелляционного или кассационного представления. Апелляционное представление прокурор приносит на не вступившие в законную силу приговор или постановление мирового судьи в районный суд. Кассационное представление прокурор приносит на не вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда первой инстанции, за исключением тех, которые вынесены мировым судьей, или на не вступившие в законную силу приговор, постановление суда апелляционной инстанции[26].

Участвуя в надзорной инстанции, прокурор обязан выявлять и обжаловать все незаконные, необоснованные и несправедливые приговоры, определения и постановления, вынесенные судами нижестоящих инстанций, которые вступили в законную силу, участвовать в их пересмотре уполномоченными судами, добиваться устранения судами нарушений закона, защиты прав участников процесса и охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечения верховенства конституционных и отраслевых законодательных норм, единства и укрепления законности[28].

Прокурор наделен правом ходатайствовать о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора в данном случае именуется надзорным представлением. Факультативный, т.е. не обязательный по каждому уголовному делу характер стадии надзорного пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, обуславливает факультативный характер участия прокурора в рассмотрении судами дел в данной стадии уголовного процесса. Это значит, что не по каждому уголовному делу, по которому вынесен приговор, определение, постановление суда, прокурор ходатайствует об их пересмотре судом надзорной инстанции, а лишь при установлении прокурором после их вступления в законную силу незаконности и необоснованности данных судебных актов. Предметом надзорного представления прокурора в рассматриваемой стадии уголовного процесса является законность и обоснованность вступивших в законную илу приговора, определения, постановления, вынесенных федеральным судом общей юрисдикции или мировым судьей общей юрисдикции субъекта РФ.

В стадии надзорного производства в пределах своей компетенции правомочен принимать направляемые в его адрес заявления, ходатайства или иные обращения различных лиц либо организаций по поводу внесения прокурором надзорных представлений о пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Не обнаружив оснований для надзорного пересмотра судебных актов, отказывать в принесении надзорного представления по уголовному делу, о чем составлять мотивированное заключение и сообщить о принятом решении заявителю, возвращать уголовное дело а суд, из которого оно было истребовано.

Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным, участвуя при осуществлении производства в надзорной инстанции, прокурор правомочен, излагать свою позицию по вопросу о законности и обоснованности обжалованного приговора, определения, постановления суда и надзорной жалобы участника процесса. По итогам судебного рассмотрения материалов дела представлять суду свои предложения по формулировкам судебных решений, предусмотренных ст.408 УПК РФ.У прокурора нет право внесение повторных надзорных представлений в тот суд надзорной инстанции, который оставил без удовлетворения его первоначальное надзорное представление. Но у прокурора есть право внесения повторных надзорных представлений в вышестоящие надзорные инстанции о пересмотре любых незаконных и необоснованных судебных актов, вступивших в законную силу, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ (ст.403 УПк РФ).

Стадия возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств предназначенных для пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. В статьях 127,415 УПК РФ не установлено, какие конкретно прокуроры участвуют в стадии возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств[29].

Полномочия прокурора в стадии исполнения приговора нормами УПК РФ определенны неполно. Так, ч.3 ст.398 УПК РФ предусмотрено право прокурора вносить представление суду об отсрочке исполнения приговора, а ч. 6 ст. 399 и ч. 3 и 4 ст.400 УПК РФ- право прокурора участвовать в судебных заседаниях при разрешении вопросом, связанных с исполнением приговора и рассмотрения судьей ходатайства о снятии судимости.

Активная роль прокурора в обеспечении указанных и других требований уголовно-процессуального законодательства особенно значима, когда судьи не соблюдают процессуальные сроки в данной стадии уголовного процесса или когда в прокуратура поступает информация об иных нарушениях ст. 390-395,398,400 УПК РФ, регулирующих вопросы, разрешаемые в стадии исполнения приговора.

В стадии исполнения приговора прокурор может внести суду представление не только об отсрочке исполнения приговора, как это прямо предусмотрено ч.3 ст. 398 УПК РФ, но и по любому из вопросов, которые в сответсвтвии со ст.397 УПК РФ подлежит рассмотрению судом при исполнении приговора, однако лишь в тех случаях , когда по тем или иным причинам ходатайство о рассмотрении судом данных вопросам не заявлено соответственно осужденным или адвокатом осужденного либо администрацией прокурора[30].

Порядок принесения представления определен ст. 404 УПК РФ. Представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК РФ пересматривать вступившие в законную силу судебное решение.

В законе не оговорена возможность отзыва надзорного представления прокурором, внесшего его в суд надзорной инстанции, хотя, как представляется, прокурор, обративший в суд надзорной инстанции с ходатайством о пересмотре судебного решения, вступившего в законную силу, вправе отозвать представление до начала его рассмотрения судом. Заявление об отзыве должно быть оформлено письменно, содержать необходимую информацию ( наименование суда, в который принесено представление, данные о лице, внесшим представление, указание на приговор или иное судебное решение, которое обжаловано.

Заключение

На основании проведенного исследования по теме Прокурор в уголовном процессе, можно сделать следующие выводы:

1. Возвращение уголовного дела прокурору I,II и надзорной инстанции возможно судом при наличии следующих условий, если: 1) поступило соответствующее ходатайства стороны или суд проявил собственную инициативу;2) нарушение уголовно-процессуального закона допущено в ходе досудебного производства, повлекли лишение или стеснения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства; 3) такие нарушения исключают возможность постановления законного, обоснованного и справедливого приговора; 4) принятие данного процессуального решения несвязанно с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия. При соблюдении всех этих условий суд по ходатайству стороны или своей инициативе, руководствуясь положениями п. 1 ч.1 ст. 237 УПК РФ вправе отменить состоявшиеся судебные решения и возвратить уголовное дело соответствующему прокурору.

2. Необходимость введения в ст. 125 УПК обусловлена следующим, в соответствии с п. 1 ст. 241 УПК прокурор признав постановление следователя незаконным, вносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решение вопросов об отмене постановления. Если руководитель следственного органа признает постановление следователя незаконным, то он удовлетворяет требование прокурора и отменяет постановление. Однако, постановление, являясь надзорным актом прокурорского реагирования, применяется в строгом соответствии с принципами опосредованности, императивности и убедительности. При этом следует отметить, что первые два принципа обусловливают возможность неисполнения постановления прокурора. Действующий УПК не предусматривает возможность обращения прокурора в суд для обжалования незаконного отказа в удовлетворении его требований, изложенных в указанном постановлении. Законом установлено довольно сложная и не совсем ясная процедура обжалования отказа в порядке подчиненности, предусмотренной частью 6 ст. 37 УПК. Это негативным образом отражается на эффективности прокурорского надзора за следственными органами, нарушает принцип императивности прокурорской деятельности, способствует нарушениям процессуального и материального закона, ущемляет права прокурора как участника уголовного судопроизводства.

3. Особенность стадии возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств состоит в том, что данная стадия подразделяется на досудебный и судебный этапы, соответственно этой особенности и полномочия прокурора подразделяется на две группы: используемые прокурором на досудебном и судебном этапах производства в данной стадии уголовного процесса.

Под системой прокуратуры предпочтительнее понимать именно совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое. Констатируя, что прокуратура Российской Федерации- единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции не ограничены в праве надзорного обжалования приговоров, определений, постановлений судов как в целом, так и в их части, относящейся к решению вопроса о мере наказания, об определении вида исправительного учреждения, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Ч.1 ст. 37 УПК РФ, которая устанавливает и определяет, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим кодексом, осуществлять от имени государства преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Не следует забывать о том, что прокурор является одним из представителей стороны обвинения, что в юридической литературе повлекло интерпретацию его правового положения как юрисдикцию. Если согласно ст. 402 УПК РФ надзорные жалобы внесены в суд надзорной инстанции участниками процесса, то прокурор на основании ч.2 ст. 407 УПК РФ вправе ознакомится с ними. Хотя это и не предусмортенно УПК РФ, но прокурор может представить суду свои письменные возражения по поводу законности, обоснованности т мотивированности надзорных жалоб участников процесса.

Внесение Генеральным Прокурором РФ или его заместителем представления о пересмотре вступившего в законную силу приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение. Внесение полномочными прокурорами надзорных представлений по иным уголовным делам не приостанавливает исполнение поставленных по ним судом приговора, определения или постановления. Надзорное представление о пересмотре приговора, определения или постановления суда может быть отозвано до начала его рассмотрения в надзорной инстанции лишь тем прокурором, которым внесено данное представление, но не вышестоящим прокурором.

Основными функциями прокурора в досудебном производстве являются уголовное преследование и надзор за исполнением законов деятельности органов дознания и предварительного следствия. Помимо этого прокурор осуществляет и следующие функции: Участвует в расследовании уголовных дел, производимых следователями и органами дознания ,координирует взаимодействие при раскрытии, расследовании и предупреждения преступлений, рассматривает и разрешает ходатайства и жалобы участников процесса.

Список литературы

I . Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 7- ФКЗ). М., 2009.

2. Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174 ( ред. от 28.04.2009)

II .Литература

7. Алексеев С.Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право.2002. №5.

8. Александров А.С. Поляков М.П.. Уголовный процесс России. 2003.

9.Бажанов С.В. Правовое положение подразделений следствия и дознания в уголовном процессе РФ // Российский следователь.2007.№ 1.

10.Демидов В.В. Производство по уголовным делам в суде надзорной инстанции // Российская юстиция. 2003. №3.

11.Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Уголовный процесс. СПб., 2006.

12.Куликов В.И. Генералы подсудной карьеры // Российская газета.2008.№2.

13. Королев Г. А. Реорганизация досудебного производства: проблемы и перспективы // Законность.2008.№ 1.

14.Ковтун Н.Н., Подшибякин А.С. Производство в суде надзорной инстанции // Российский судья.2002. №9.

15.Курс российского уголовного права: Общая часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумов. М.,2001.

16.Настольная книга прокурора / Под ред. Герасимова С.И. М.,2002.

17.Решетова Н.Ю., Курочкина Л.А., Разинкина А.Н. Прокурор в суде надзорной инстанции: Научно- практическое пособие. М.,2005.

19.Уголовный процесс: Учебник для вузов/ отв. Ред. д. ю. н. А.В. Гриненко. М., норма .2004.

20.Уголовный процесс: Учебник для вузов/ Под ред. В.П. Божьева. М.,2006.

21.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. П. А Лупинская. М.,2003.

22.Якушин В.А. Уголовный процесс. Тольятти.2005.

III . Материалы практики

23. Постановление Конституционного суда РФ от 11 мая 2005 г. № 5. « По делу о проверке конституционности статьи 405 УПК РФ в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета.2005.№18.

24. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 2. «По делу о проверке конституционности частей 3,4, и 5 статьи 377 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан // Собрание законодательства Российской Федерации.200. № 8.

В любом деле общественной значимости необходимо соблюдать, прежде всего, законность выполняемых действий. Это касается непосредственно и уголовного процесса, так как именно в этот период очень легко нарушить права и свободы человека не только того, кто привлекается за преступление, но и того, кто является свидетелем или потерпевшим.

За исполнением законности каждого действия сотрудников следственного отдела полиции или отдела дознания наблюдает прокурор.

Функции прокурора

Прокурор, согласно УПК РФ, может только давать письменные или устные указания на осуществление каких-либо действий, а также имеет право беспрепятственно проверять материалы дела, соответствие проводимых действий сотрудниками следствия или дознания, нормам уголовно-процессуального кодекса.

Прокурор сам не исполняет никакой процессуальной функции и не может прямо вмешиваться в дела следователей или дознавателей.

Представление

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора - это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

Апелляция

После того как в суде первой инстанции был вынесен приговор, прокурор имеет полномочия обжаловать решение суда, которое еще не имеет законной силы, то есть он обладает такими же правами, как и другие участники уголовного процесса.

Обжалование (апелляционное представление прокурора) может использоваться в том случае, если первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Сама суть дела при этом не имеет значения, и представление прокурора по уголовному делу содержит только лишь описание нарушенных уголовно-процессуальных норм закона.

Необходимо отметить, что доказательства или свидетели могут быть приняты только в том случае, если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты. Данное правило распространяется не только на представление прокурора, но и на все жалобы в апелляционную инстанцию.

Прокурор может обжаловать приговоры судов, включая приговоры Судебной коллегии по уголовным делам, и приговоры по военным делам Верховного Суда РФ.

Сроки по апелляции

На то, чтобы вынести апелляционное представление прокурора, дается 10 суток со дня вынесения приговора в суде первой инстанции. При пропуске этого срока государственному обвинителю возвращается представление, но он может ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков, указав при этом те уважительные причины, из-за которых этот период был пропущен.

В течение 14 дней со дня вынесения представления орган, в который был направлен данный документ, должен принять решение. В случае положительного ответа о рассмотрении документа прокурор также участвует в процессе, заявляя ходатайства и предъявляя доказательства.

Необходимо отметить важность участия прокурора в апелляционном суде. Он должен присутствовать для того, чтобы процесс осуществлялся по закону, не ущемляя права и свободы граждан, то есть применялся принцип состязательности.

Кассация

Кассационное представление прокурора несколько отличается от апелляционного, однако несет в себе такую же смысловую нагрузку. Отличие состоит в том, что апелляционное представление подается на решение мировых судей, кассационное – всех остальных.

В данном документе точно так же описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, если они были допущены в суде на первых этапах рассмотрения по делу. Должны быть указания, какие именно статьи были применены неправильно, что повлекло за собой нарушение прав одной из сторон, участвующих в деле.

Кроме того, апелляционное представление прокурора, так же как и кассационное, содержит в себе решение вопроса о применении кодекса в правильном варианте. Сроки подачи представления и действия при их пропуске – 10 суток со дня вынесения приговора, или ходатайство о восстановлении пропущенного периода.

Если прокурор после внесения представления решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Надзорное представление

В том случае, когда уже произведено заседание суда, но кассационное представление прокурора не удовлетворено, он может обжаловать решение в надзорном порядке.

По закону обжалование в надзорном порядке носит особенный процессуальный статус. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены суды, которые имеют право рассматривать такие представления. Согласно статье 403 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, надзорные представления могут приносить прокурор субъекта или Генеральный прокурор РФ.

Ответ прокурору

представление внесенное прокурором

Ответ на представление прокурора в надзорном порядке может быть как положительный, так и отрицательный. При положительном ответе дело рассматривается, и выносится определенное постановление, например, отменить решение суда, в котором рассматривалось дело. В этом случае материалы направляют на доследование при необходимости, или выносят оправдательный приговор.

Если ответ суда отрицательный, то дальнейшее обжалование происходит в следующем порядке: определения президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам может быть обжаловано в порядке надзора, как указано ранее. Постановления Президиума Верховного Суда РФ обжалованию не подлежат, за исключением случаев выявления новых обстоятельств.

Представление об устранении нарушений

Кроме представления, которое вносится в суд и содержит совокупность нарушенных норм, существует также представление прокурора об устранении нарушений. Предметом данного документа могут являться нарушения норм закона в различных областях общественной деятельности и содержать в себе требования привлечения какого-либо лица (или лиц) к материальной или дисциплинарной ответственности. Ответ на представление должен быть отправлен в письменном виде прокурору, который внес документ на рассмотрение компетентному органу.

Классификация представлений

Стоит также выделить, на основании вышеизложенного, что существует неузаконенная классификация для такого вида документов, как представление, внесенное прокурором. Выделяют надзорные и ненадзорные представления.

ответ на представление прокурора

Ненадзорными документами как раз являются те, которые приносят в судебную канцелярию – апелляционное, кассационное и в порядке надзора.

Надзорные представления связаны с непосредственной функцией прокурора в осуществлении надзора и выявлении фактов нарушения законов. Это касается в первую очередь должностных лиц, занятых на государственной службе.

Жалоба на представление

На любое представление прокурора, если дело касается физических или юридических лиц, и рассматривается в суде, можно подать жалобу.

В том случае, если прокурор не соглашается с постановлением или решением суда и просит ужесточить меру наказания или увеличить штраф уже осужденному лицу, этот человек имеет право подать жалобу в тот же суд, что и прокурор – апелляционной или кассационной инстанции. В любом случае осужденный может привести возражения, которые базируются только на нормах закона, в письменном варианте, самостоятельно или при помощи третьих лиц.

Протест и представление

В действующем законодательстве протест и представление определены в разных статьях, однако все чаще используется именно второй термин, хотя функции данных документов различны. Чтобы не запутаться в многообразии процессуальных документов, которые прокурор может вносить и заявлять, необходимо точно установить значение этих терминов.

кассационное представление прокурора

Представление, как уже было сказано ранее, это акт реагирования прокурора на нарушения. В судебных заседаниях стали применять это понятие намного чаще. Протест предусматривает решительное несогласие с чем-либо. А такой подход считался бы неуважением к суду. Поэтому термин представление - как более демократичный - стал применяться в большинстве случаев.

Однако если протест – это заявление о нарушении какой-то одной нормы закона, то представление, внесенное прокурором – комплексный документ. Его предметом являются несколько нарушений положений в законодательстве, которые необходимо устранить, или привлечь к ответственности определенных лиц.

Необходимо также отметить, что все эти документы должны рассматриваться вне зависимости от того, какое решение планируется принять. Недопустимо озвучить прокурору отказ о принятии мер по устранению нарушений, если на это нет оснований.

Содержание представления

Информация, которую должно содержать каждое представление прокурора, довольно характерна для судебного постановления. Однако необходимость внесения сведений определяется практической значимостью данного документа:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование лица, подающего представление (прокурор) и процессуальное положение (государственный обвинитель).
  3. Указание, какое именно решение суда обжалуется или с каким не согласен прокурор.
  4. Требования прокурора.
  5. Причины, по которым обвинитель считает, что решение неверное.
  6. Список документов и доказательств, которые могут быть приложены к представлению.

представление прокурора

Как выглядит представление прокурора (образец приведен в качестве примера) на устранение нарушений в уголовно-исполнительном законодательстве, можно посмотреть на фото, расположенном ниже.

Таким образом, прокурор, выполняя свои прямые обязанности, не только должен выявлять факты неправильного применения закона или нарушение его норм, но и обязан требовать любую информацию, относящуюся к делу, и давать указания для устранения нарушения.

С изменениями в уголовно-процессуальном кодексе, которые произошли сначала в 2007-м, а затем и в 2014 году, прокурор был несколько ограничен в своих полномочиях, однако это дало ему право занять позицию наблюдателя и стать при этом незаинтересованной стороной в любом деле.

1. Отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

2. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции.

3. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

Комментарии статьи 326 ГПК РФ. Отказ от апелляционных жалобы, представления

Статья 326 ГПК РФ

В суде апелляционной инстанции принцип диспозитивности проявляется, в частности, в реализации права на отказ от апелляционной жалобы или отзыв апелляционного представления, предусмотренный статьей 326 ГПК РФ.

Если на этапе принятия судьей апелляционных жалобы, представления лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе просить о ее возврате, а прокурор имеет право отзыва представления, то после направления дела в апелляционный суд и до принятия решения или определения судом второй инстанции лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе отказаться от нее, а прокурор вправе отозвать апелляционное представление.

Правовые последствия данных распорядительных действий различны.

При удовлетворении судьей просьбы о возвращении апелляционной жалобы или об отзыве апелляционного представления апелляционная жалоба возвращается лицу, ее подавшему, апелляционное представление — прокурору. Просьба указанных лиц о возвращении апелляционных жалобы, представления не контролируется судьей.

Отказ от апелляционной жалобы или отзыв апелляционного представления при соблюдении определенных условий влечет за собой прекращение производства по делу. Отказ от апелляционной жалобы или отзыв апелляционного представления контролируется судьей вышестоящего суда.

Порядок принятия судьей апелляционного суда отказа от апелляционной жалобы аналогичен порядку принятия судом отказа от иска. В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Отказ прокурора от апелляционного представления должен приниматься судом апелляционной инстанции с учетом положений ГПК. Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Прежде чем решить вопрос о принятии отказа от апелляционной жалобы, суду апелляционной инстанции следует разъяснить соответствующему лицу последствия такого отказа, выражающиеся согласно ст. 221 ГПК в невозможности повторного обращения в суд с апелляционной жалобой на данное решение суда.

Если апелляционная инстанция принимает отказ от апелляционной жалобы или отзыв апелляционного представления, то выносит определение о прекращении апелляционного производства. Следует обратить внимание на то, что определение о прекращении апелляционного производства выносится апелляционной инстанцией только при условии, что решение не было обжаловано другими лицами, участвующими в деле. Если на решение суда было подано несколько апелляционных жалоб, то при отказе от апелляционной жалобы одного из лиц, участвующих в деле, и принятии отказа судом апелляционное производство прекращается только в отношении этого лица, а в отношении других подавших апелляционные жалобы лиц апелляционное производство продолжается.

Если обжалуется решение, вынесенное по нескольким требованиям, то при отказе от апелляционной жалобы по части требований и принятия отказа судом апелляционное производство прекращается только в той части апелляционной жалобы, от которой лицо, участвующее в деле, отказалось. Оставшаяся часть апелляционной жалобы рассматривается судом апелляционной инстанции.

Дополнительный комментарий к статье 326 ГПК РФ

Порядок отзыва апелляционных жалоб, представления до направления дела в суд апелляционной инстанции регулируется положениями иной нормы (см. комментарий к ст. 324 ГПК РФ).

Комментируемая статья 326 ГПК РФ устанавливает порядок отказа от апелляционных жалоб, представления после направления материалов дела в суд апелляционной инстанции. Такой отказ может быть осуществлен до вынесения судом апелляционной инстанции определения, причем оформлен в письменной форме и подан именно в суд апелляционной инстанции.

Производство по апелляционным жалобе, представлению прекращается определением суда. По общему правилу в данном определении указывается, что повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобой, представлением не допускается.

При этом в ч. 2 комментируемой статьи 326 ГПК РФ законодатель указывает, что такое прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, при условии что соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

Судебная практика к статье 326 ГПК РФ

20. Лицо, подавшее апелляционную жалобу, а также прокурор, принесший апелляционное представление, вправе отказаться от апелляционных жалобы, представления в любое время до вынесения судом апелляционной инстанции апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления должно быть подано в суд апелляционной инстанции в письменной форме.

Вопрос о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления решается судом апелляционной инстанции в судебном заседании, назначенном для рассмотрения апелляционных жалобы, представления, в котором необходимо проверить полномочия лица на отказ от апелляционных жалобы, представления.

При рассмотрении заявления об отказе от апелляционных жалобы, представления суду апелляционной инстанции следует учитывать, что если в соответствии со статьей 54 ГПК РФ в доверенности специально оговорено право представителя на апелляционное обжалование судебного постановления суда первой инстанции, то такой представитель также вправе отказаться от поданных им апелляционных жалобы, представления, если в доверенности специально не оговорено иное.

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании статьи 50 ГПК РФ, не вправе отказаться от поданной им в интересах ответчика апелляционной жалобы.

Суд апелляционной инстанции принимает отказ от апелляционных жалобы, представления, если установит, что такой отказ носит добровольный и осознанный характер.

Судом апелляционной инстанции на основании части 3 статьи 326 ГПК РФ выносится определение о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления, которым прекращается апелляционное производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.

После прекращения апелляционного производства в связи с отказом от апелляционных жалобы, представления обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции вступает в законную силу, если оно не обжалуется в апелляционном порядке другими лицами.

Образец заявления об отказе от апелляционной жалобы

В ___________________________
(наименование суда 2 инстанции)
От : _________________________
(ФИО полностью, адрес)

Заявление об отказе от апелляционной жалобы

Согласно ч. 1 ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.

Руководствуясь ст. 326 ГПК РФ, заявитель отказывается от апелляционной жалобы в связи с ___________ (указать причины отказа от жалобы).

Подпись заявителя: _______

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Прокурор, как представитель надзорной инстанции, обязан реагировать на выявленные нарушения действующего законодательства. Это должно быть оформлено документально. Одним из способов реагирования является внесение представления о нарушениях требований закона.

Представление прокуратуры: что это такое?

Представление вносится должностным лицам, которые могут устранить выявленные нарушения.

В документе должно быть указано следующее:

  • Наименование проверяемой организации.
  • Сведения о прокуроре.
  • Период проведения проверки.
  • Основания, например, план.
  • Направление деятельности, которое подвергалось проверке.
  • Характер выявленных недостатков.
  • Какие нормы законодательства были нарушены.
  • Причины нарушений.
  • Предложения по их устранению.
  • Подпись прокурора.

Каковы функции прокурора?

Основной функцией прокурора является надзор за соблюдением законности.

Он осуществляется в следующих направлениях:

  • Соблюдение закона.
  • Права и свободы человека.
  • Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие.
  • Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, меры принудительного характера, и содержащих задержанных и заключенных под стражу.

Суть функционирования прокурора сводится к проверкам, которые проводятся в плановом порядке или внезапно.

Полномочия

В круг полномочий прокурора входят следующие:

Создание препятствий для реализации указанных полномочий влечет за собой ответственность.

Каков порядок рассмотрения?

Невыполнение требований прокурорского представления повлечет за собой ответственность по статье 17.7 КоАП РФ. Для граждан это будет денежный штраф от одной до полутора тысяч рублей. Должностное лицо обязан будет выплатить от двух до трех тысяч, либо его дисквалифицируют на период от шести до двенадцати месяцев. На организацию, в таких случаях, налагается штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, либо приостанавливается деятельность на срок до девяноста суток.

Об уведомлении о рассмотрении результатов проверки

После рассмотрения представления и принятия мер по устранению выявленных нарушений необходимо уведомить прокурора. Такое информирование должно осуществляться в письменном виде. Действующим законодательством не утвержден образец уведомления обязательный для исполнения. Документ оформляется в произвольном порядке.

В тексте уведомления должно быть указано следующее:

К уведомлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих об устранении недостатков. Это могут быть акты, копии или выписки из приказов.

Каков срок рассмотрения?

По правилам статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 представление прокурора должно быть рассмотрено в течение одного месяца с момента его вынесения.

В указанный период должны быть приняты исчерпывающие меры по устранению выявленных недостатков. Если для этого требуется больше времени, то об этом необходимо проинформировать надзорный орган.

Например, для устранения нарушений требуется закупить дополнительное оборудование. Процесс поставки может затянуться не по вине покупателя. По этой причине устранить замечания в срок попросту невозможно.

О кассационном и апелляционном представлении прокуратуры

После вынесения судом первой инстанции приговора, прокурор вправе его обжаловать, если имели место нарушения закона. Апелляционное представление актуально в случаях, когда первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Суть рассматриваемого дела роли не играет. В представление включаются лишь факты о нарушении уголовно-процессуальных норм.

Доказательства и свидетели могут быть приняты только в случае, если они заявлялись ранее, но не были учтены судом. Прокурор может подать апелляцию на приговор, вынесенный любым судом, включая Верховный. На вынесение такого представления у прокурора есть десять суток. Срок исчисляется с момента вынесения приговора. Если указанный период был пропущен, то апелляция будет возвращена. В таком случае можно направлять ходатайство о восстановлении срока, с указанием причин его пропуска. Апелляция должна быть рассмотрена в течение четырнадцати дней с момента её вынесения.

Кассация несколько отличается от апелляции, но имеет тот же смысл. Отличие заключается в том, что апелляция направляется в отношении решения мировых судей, а кассация – всех остальных. В таком представлении также подробно описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, которые были выявлены. В документе должно быть указано какие именно нормы права были нарушены. Срок вынесения кассации – десять дней с момента вынесения приговора. Если прокурор после внесения кассации решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Представление прокурора – это документальное реагирование на факты нарушения действующего законодательства. Такой документ может оформляться в отношении любой организации или должностного лица. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца, в обязательном порядке. В случае нарушения указанного срока виновное лицо будет привлечено к ответственности.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Читайте также: