Вправе ли муниципальное образование отказаться от финансирования выплат

Обновлено: 04.07.2024

от 8 мая 2019 года N 488

Об утверждении Порядка предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления их платежеспособности

(с изменениями на 23 марта 2020 года)

1.1. Порядок предоставления субсидии муниципальным унитарным предприятиям для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления их платежеспособности (Приложение 1).

1.2. Положение о комиссии по предоставлению субсидии муниципальным унитарным предприятиям для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления их платежеспособности (Приложение 2).

1.3. Утратил силу. - Постановление администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 19.11.2019 N 1116.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 04.03.2016 N 238 "О внесении изменений в состав комиссии по предоставлению субсидии муниципальным унитарным предприятиям в виде финансовой помощи в целях восстановления их платежеспособности";

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия и подлежит официальному опубликованию.

Глава МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар"
О.О.БЕЛАК

УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации
муниципального образования
"Городской округ "Город Нарьян-Мар"
от 08.05.2019 N 488

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ, В ЦЕЛЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИХ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

Раздел I. Общие положения о предоставлении субсидий

1. Настоящий Порядок предоставления субсидий муниципальным унитарным предприятиям МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления их платежеспособности (далее - Порядок) определяет:

- цель предоставления субсидий;

- категории получателей субсидий и критерии отбора получателей субсидий;

- порядок определения размера субсидий;

- порядок и условия заключения соглашения о предоставлении субсидий;

- порядок и условия предоставления субсидии;

- требования к отчетности;

- порядок возврата субсидий в городской бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

- порядок контроля за выполнением условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями и ответственность за их нарушение.

2. Субсидия за счет средств городского бюджета предоставляется в течение календарного года в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар".

3. Субсидия используется муниципальными унитарными предприятиями по следующим направлениям:

погашение просроченной кредиторской задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

погашение просроченной кредиторской задолженности пеней, штрафов, исполнительских сборов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджеты бюджетной системы;

погашение просроченной кредиторской задолженности ресурсоснабжающим организациям;

погашение просроченной кредиторской задолженности топливно-энергетическим организациям (ГСМ и пр.);

погашение просроченной кредиторской задолженности по оплате требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

погашение иной просроченной кредиторской задолженности (далее - просроченная кредиторская задолженность).

(п. 3 в ред. постановления администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 30.01.2020 N 61)

4. Субсидия предоставляется Главным распорядителем бюджетных средств - Администрацией МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Главный распорядитель) на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, установленных решением Совета городского округа "Город Нарьян-Мар" о бюджете муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на очередной финансовый год и плановый период, сводной бюджетной росписью бюджета МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - городской бюджет) и кассовым планом, на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка.

5. Категории получателей субсидий и критерии отбора получателей субсидий:

5.1. Получателями субсидии являются муниципальные унитарные предприятия муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", основанные на праве хозяйственного ведения и осуществляющие свою деятельность, связанную с решением вопросов местного значения, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет орган местного самоуправления (далее - Получатель субсидии).

5.2. Критериями отбора Получателей субсидий являются:

1) наличие у Получателя субсидии на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании имущества, собственником которого является муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар";

3) неспособность муниципального унитарного предприятия удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены;

4) в отношении Получателя субсидии в установленном законодательством порядке не введена ни одна из процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Раздел II. Порядок определения размера субсидий

6. Расчет размера субсидии определяется исходя из объема средств, необходимых для погашения денежных обязательств кредиторов, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, исполнении обязанности по уплате обязательных платежей и восстановлению платежеспособности предприятия, и не может превышать сумму, необходимую для погашения задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также просроченной кредиторской задолженности, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, на дату принятия решения о предоставлении субсидии.

7. Размер субсидии муниципальным унитарным предприятиям для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления их платежеспособности (далее - субсидия) определяется по формуле:

Сi = Sczi / SUM Sczi х C, где:

Сi - объем субсидии, предоставляемой Получателю субсидии, рублей;

Sczi - размер просроченной кредиторской задолженности i-го Получателя субсидии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (с учетом НДС), рублей;

SUM Sczi - общая сумма просроченной кредиторской задолженности по i-м Получателям субсидии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении субсидии (с учетом НДС), рублей;

C - объем средств, предусмотренный в городском бюджете для финансового обеспечения затрат, связанных с деятельностью предприятия, в целях восстановления платежеспособности муниципальных унитарных предприятий в текущем финансовом году, рублей.

8. Размер субсидии i-му Получателю субсидии, определенный в соответствии с настоящей методикой, должен быть не больше размера просроченной кредиторской задолженности i-го Получателя субсидии (Сi

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.


Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-5435, в котором разобрался, необходим ли отдельный судебный акт для назначения администрации округа правопреемником администрации района, если она ссылается на его отсутствие как основание для отказа в возмещении убытков.

25 сентября 2017 г. решением Совета депутатов городского округа Ступино Московской области администрация района была ликвидирована. Решением от 16 ноября 2017 г. учреждена администрация округа, которая приступила к выполнению полномочий органа местного самоуправления с момента вступления этого решения в силу.

Суды установили, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве администрация района находилась в стадии ликвидации, сведений об исключении данного лица из ЕГРЮЛ в материалах дела нет. Кроме того, они отметили, что доказательств перехода установленных обязательств (прав, обязанностей) администрации района к администрации округа не представлено, передаточный (разделительный) акт, определяющий спорные имущественные обязательства администрации округа, не составлен. Руководствуясь в том числе Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для замены должника вновь образованным юридическим лицом. Общество обратилось в Верховный Суд.

Рассмотрев дело № А41-12457/2017, высшая инстанция отметила, что в соответствии с ч. 10 ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления являются правопреемниками органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 данного закона.

Суд указал, что заявитель приводил доводы о том, что с 2018 г. бюджет городского округа Ступино учитывается как бюджет единой территории (п. 2 ст. 3 закона Московской области).

Он отметил, что судами не были приняты во внимание нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, а также акты Московской области и Совета депутатов городского округа Ступино Московской области, принятые в целях реализации процесса преобразования муниципальных образований.

Таким образом, ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Как указал Суд, обязанность муниципалитетов возмещать вред, связанный с действиями уже не существующих органов госвласти, возникает, лишь если их полномочия осуществлялись в той сфере, которая теперь отнесена к вопросам местного значения

Александра Герасимова указала, что спорная норма ст. 85 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в этом году уже анализировалась Конституционным Судом применительно к возмещению ущерба в связи со сносом построек, которые были возведены при попустительстве местных органов государственной власти РСФСР (Постановление КС РФ от 3 июля 2019 г. № 26-П). Тогда Суд указал, что ответственность должна быть распределена между муниципалитетами и субъектом в пропорции, которую должен закрепить законодатель, и порекомендовал привлекать разные уровни власти соответчиками.

Адвокат посчитала, что определение ВС отвечает общему принципу о том, что ликвидация государственного (муниципального) учреждения, выполняющего публичные функции, влечет за собой правопреемство в силу закона, и правопреемником в данном случае является орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие публичные функции. При этом Валерия Аршинова отметила, что так как в судах находилось большое количество дел по вопросу правопреемства в городском округе Ступино, то разъяснения, содержащиеся в определении Верховного Суда РФ, могут успешно использоваться в качестве преюдиции.

Юрист Enforce Law Company Алексей Михайлов посчитал, что Верховный Суд правильно указал, что нижестоящие суды не учли специальные нормы, относимые к органам местного самоуправления, которые, в частности, регулируют момент возникновения правопреемства для вновь созданных муниципальных образований.

Алексей Михайлов отметил, что органы местного самоуправления выступают в гражданском обороте как юридические лица. При этом преобразование муниципальных образований осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Читайте также: