Вправе ли государство применять ядерное оружие в вооруженном конфликте международное право

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. Одной из главных задач любого государства выступает обеспечение национальной безопасности. На сегодняшний день важнейшей функцией международной военной деятельности является предупреждение и скорейшее пресечение любых проявлений агрессии и вооруженных конфликтов, причем такое пресечение осуществляется не только в наземном пространстве, но и в космическом, и в морском. С каждым годом военное сотрудничество между государствами и международными организациями расширяет свои масштабы. В настоящей статье речь пойдет о нормативном регулировании конфликтов в международном праве, происходящих с применением оружия. Будут рассмотрены вопросы, касающиеся способов ведения войны, запрещенных видов оружия, а также основные международные соглашения, устанавливающие правила поведения для сторон, участвующих в вооруженном конфликте.

Ключевые слова: оружие, вооруженный конфликт, международное сотрудничество, международное право, методы ведения войны.


К сожалению, на данный момент многие государства игнорируют запрет на использование вооруженных сил в международных взаимоотношениях, часто используя их в целях разрешения возникающих споров. Сложившаяся острая ситуация привела к необходимости правового регулирования и гуманизации совокупности общественных отношений, которые возникают между конфликтующими сторонами на международном уровне.

Указанная отрасль базируется на важнейших правилах поведения, которые обязательны для сторон любого вооруженного конфликта. Правила определяют те направления, по которым должны совершенствоваться военное законодательство и обычаи. Это обосновано тем, что в военно-технической отрасли постоянно происходят различные изменения. Перечислим основные из них:

1) Стороны, непосредственно участвующие в конфликте, ограничены в своем праве выбора средств и методов ведения войны: в международном праве существует строжайший запрет на применение таких методов и оружия, которые причиняют чрезмерные разрушения, нанося огромный ущерб инфраструктуре, а также виды оружия, причиняющего сильнейшие страдания людям.

2) Те лица, которые не участвуют в военных действиях (раненые, больные, военнопленные и гражданское мирное население), имеют право на уважение и защиту при любых обстоятельствах.

3) Право гражданского населения на гуманное обращение незыблемо: никто не должен посягать на их жизнь, запрещено применять к мирным гражданам любые виды пыток и жестоко с ними обращаться, захватывать в заложники.

4) В обязанности вооруженных сил входит проведение четкого разграничения между гражданскими лицами и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами. Под запретом находятся любые нападения на гражданских лиц и объекты, для гражданского населения должен применяться щадящий режим. Что касается гражданских объектов, то международным правом запрещено уничтожение тех ресурсов, от которых зависит выживание мирного населения: запасы продуктов, домашние животные, запасы питьевой воды.

5) Стороны обязаны оказывать надлежащую медицинскую помощь раненым, больным, а сотрудники медицинского персонала, духовные лица имеют право на уважение и защиту. Также уважением пользуются символы Красного Креста и Красного Полумесяца, а случаи злоупотребления данными эмблемами или их неправильное использование должны пресекаться и наказываться.

6) На стороны, являющиеся участниками конфликта, возлагается обязанность соглашаться на проведение операций, связанных с оказанием помощи гражданскому населению.

Выше нами были упомянуты основополагающие правила поведения сторон в вооруженных конфликтах. Стоит также отметить правовые международные источники, в которых содержатся нормы, регулирующие военные конфликты на международном уровне. Прежде всего, следует выделить четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, принятые в 1949 г. [1,2,3,4]. Действие указанных конвенций распространено на все вооруженные конфликты, которые не носят международный характер. Нормами конвенций партизаны признаны комбатантами, запрещено уничтожение частного, государственного и иного имущества, если такое уничтожение не является военной необходимостью.

Среди важнейших международных соглашений также существуют и те, которые затрагивают вопросы о методах ведения войны [7,8,9,10].

Нельзя также не отметить и те международные нормы, которые устанавливают уголовную ответственность для лиц, грубо нарушающих нормы права вооруженных конфликтов. Таковыми являются уставы международных трибуналов: Нюрнбергского и Токийского от 1945 г.; [6] статуты международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. и др.[5]

- Магелланов пролив (договор между Аргентиной и Чили, заключенный в 1981 г.);

- Суэцкий канал (Константинопольская конвенция от 1888 г.);

- архипелаг Шпицберген (по Парижскому договору о Шпицбергене от 1920 г.);

- Антарктида (согласно Договору от 1959 г.).

В 1967 году был заключен Договор о космосе, согласно которому, запрещено считать театром военных действий небесные тела (планеты и т.д.).

Список литературы

5. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества" [рус., англ.] (Заключена в г. Нью-Йорке 26.11.1968).

6. Абашидзе А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с.

7. Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

8. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

9. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1971 г.

10. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.

Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права

Достижением XX в. является получение атомной энергии. Народы всего мира узнали об огромной опасности применения этого вида энергии в военных целях после атомной бомбардировки американскими самолетами мирных японских городов Хиросимы и Нагасаки более 60 лет назад, в результате чего было убито 105 тыс. и ранено 125 тыс. человек.

Небезынтересно, что японский суд, рассматривавший дело Шимода и др. японских граждан, пострадавших во время атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, признак применение ядерного оружия нарушением международного права 2 См: Блищенко И.П. Прецеденты в международном праве. М., 1977. С. 196-205. .

С этой точки зрения не выдерживает критики позиция японского МИД по данному вопросу. И совсем уж противоречиво звучит квалификация действий американской бомбардировочной авиации директором договорного департамента МИД Японии, который говорит, что ядерная бомбардировка японских городов должна быть осуждена как нарушение международного права, но в то же время утверждает, что отсутствует конкретная норма международного права, которая запрещала бы нападения с воздуха. При этом явно упускается из виду ст. XXV Положения о законах и обычаях войны.

Спустя год после трагедии, в июне 1946 г., Советский Союз выступил в ООН с конкретными инициативами, направленными на объявление ядерного оружия вне закона: внес проект Конвенции о запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения. Основное содержание проекта сводилось к прекращению его производства и уничтожения в трехмесячный срок всех его запасов. Развернутые предложения по этому вопросу были представлены в ООН в 1947 г. 3 Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. М., 1952. С. 346-349.

Западные государства не поддержали гуманных предложений СССР ни по вопросу о запрещении этого варварского средства ведения войны, ни об отказе от применения ядерного оружия всех видов. Более того, американский представитель на XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1961 г. отверг утверждение, что применение ядерного оружия противоречит Уставу ООН и международному праву.

Военная политика США того времени по использованию ядерного оружия как правомерного средства ведения войны нашла отражение в Правилах сухопутной войны и Инструкции американским военно-морским силам. В последней отмечалось, что в настоящее время не существует норм международного права, которые запрещали бы государствам использовать в период войны атомное оружие. При отсутствии явного запрещения такого оружия допускается его применение против вражеских комбатантов и других военных объектов.

Военной доктриной Российской Федерации ядерное оружие рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности страны и ее союзников, поддержания международной стабильности мира. Россией оно может быть применено лишь в ответ ни использование против нее и/или ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности страны ситуациях.

Появление ядерного оружия кардинальным образом повлияло на развитие военного искусства в силу того, что оно является наиболее разрушительным и мощным средством ведения войны. Принятие его на вооружение армий многих государств мира вызвало тревогу мирового сообщества и необходимость урегулирования в связи с этим ряда международно-правовых проблем. Естественно, встал вопрос о распространении норм международного гуманитарного права на использование ядерного оружия.

Генеральная Ассамблея ООН направила запрос в Международный Суд о правомерности использования ядерного оружия или угрозы его применения. Судьи из Гааги достаточно подробно исследовали этот вопрос с точки зрения международного гуманитарного права и пришли к выводу о том, что не существует ни одной международно признанной нормы, которая прямо запрещала бы при любых обстоятельствах использовать ядерное оружие или угрозу его применения в ходе вооруженного конфликта. Суд единогласно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требований международного гуманитарного права. Из этого следует, что, хотя международное сообщество пока еще не выработало формального запрета на применение ядерного оружия, тем не менее по техническим характеристикам, поражающим факторам, последствиям его применения оно подпадает под ограничения, существующие в международном гуманитарном праве .

В учебной литературе также отмечается, что в международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его распространения .

Из всех составляющих международной безопасности предотвращение ядерного конфликта является наиболее важной задачей, так как от ее решения зависит физическое выживание человечества. Первое же применение ядерного оружия (6 и 9 августа 1945 года США против Японии) показало губительность военного использования атомной энергии. Уже в конце прошлого века ядерные арсеналы, накопленные пятью ядерными державами, позволяли несколько раз уничтожить планету или сделать жизнь на ней невозможной. Поэтому международно-правовое регулирование отношений, связанных с ядерным оружием, во второй половине ХХ века приобрело особую актуальность. Это нашло отражение как в деятельности ряда международных организаций, так и в договорной практике государств.

В Декларации тысячелетия, принятой на Саммите нового тысячелетия 8 сентября 2000 года и одобренной Генеральной Ассамблеей ООН, одной из целей государства провозгласили ликвидацию оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, и сохранение открытыми всех имеющихся возможностей для достижения этой цели, включая возможность созыва международной конференции для определения путей и способов устранения ядерной угрозы.

Основными международными соглашениями, регулирующими создание, использование и оборот ядерных материалов, являются Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенция об ответственности за ущерб, связанный с радиоактивными отходами 1963 года, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года, Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 года, Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года, Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, Конвенция о физической защите радиационных материалов 1988 года и другие.

Кроме того, 17 июня 1994 года была подписана Конвенция о ядерной безопасности.

Основополагающим международным соглашением в области ядерной безопасности является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (Казахстан присоединился к нему 13 декабря 1993 года). В настоящее время его участниками являются около 200 государств, включая все ядерные государства - постоянные члены Совета Безопасности ООН: Китай, Россия, США, Франция и Великобритания. Договор 1968 года предусматривает два основных вида обязательств: государства, не обладающие ядерным оружием, обязаны воздерживаться от любых способов его приобретения, а ядерные державы - от передачи данного вида оружия другим государствам в любой форме. Кроме того, участники Договора взяли на себя обязательство в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и по ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Согласно статье III Договора, государства, не обладающие ядерным оружием, должны путем предоставления соответствующих гарантий сотрудничать с МАГАТЭ в области контроля за выполнением данного соглашения. 11 мая 1995 года на обзорной Конференции по выполнению Договора было принято решение о бессрочном продлении его действия.

Не отрицая огромной роли Договора 1968 года в поддержании международной безопасности, необходимо обратить внимание на определенные проблемы, с которыми сталкивается практика его применения. В настоящее время целый ряд государств (Индия, Пакистан, Израиль) заявили о практических шагах по созданию собственного ядерного оружия. Например, 11 и 13 мая 1998 года Индия провела, в общей сложности, пять подземных ядерных испытаний. Спустя две недели Пакистан ответил шестью подобными испытаниями. С одной стороны, их притязания формально следует признать правомерными: в международном праве нет общепризнанной нормы, закрепляющей эксклюзивное право пяти государств на обладание ядерным оружием. С другой стороны, расширение списка ядерных держав может создать опасный прецедент, своеобразную "цепную реакцию". В результате ядерное оружие вполне легально может попасть в руки экстремистских, агрессивно настроенных режимов, что грозит планете ядерной катастрофой. По всей видимости, в ближайшее время необходимо найти международно-правовую формулу компромисса между национальными интересами как ядерных, так и неядерных государств.




Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может быть расширение института гарантийных мер безопасности, а точнее - гарантий ядерных держав государствам, не обладающим ядерным оружием. Впервые соответствующие гарантии были даны тремя государствами (СССР, Великобританией и США) в процессе заключения Договора 1968 года. Тогда названные страны сделали официальные заявления о том, что в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства они будут действовать в соответствии с Уставом ООН для принятия адекватных мер к государству-агрессору. Аналогичное положение содержится в резолюции 255 Совета Безопасности от 19 июня 1968 года. Наконец, в апреле 1995 года (накануне обзорной Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия) Совет Безопасности принял резолюцию 984 о предоставлении гарантий безопасности неядерным государствам-участникам Договора. Таким образом, ядерные державы выступают коллективным гарантом безопасности остальных государств в случае ядерной агрессии против них. Кроме того, все пять ядерных государств сделали негативные гарантии о том, что они будут воздерживаться от применения ядерного оружия против государств, не обладающих им. Великобритания и Франция сделали соответствующие заявления в выступлениях своих представителей на Генеральной Ассамблее ООН 28 июня 1978 года и 11 апреля 1982 года соответственно, США - 17 ноября 1978 года в письме Первому комитету Генеральной Ассамблеи, а Китай сделал такое заявление в письме на имя Генерального Секретаря ООН 28 апреля 1982 года. Российская Федерация на Конференции по разоружению в 1993 году выступила с декларацией, в которой взяла на себя обязательство не применять ядерное оружие против неядерных государств, являющихся участниками Договора 1968 года, за исключением случаев агрессии против России и ее союзников со стороны такого государства, связанного военным соглашением или союзом с любой ядерной державой.

Наконец, четыре договора о создании зон, свободных от ядерного оружия (Договор Тлателолко, Договор Раротонга, Бангкокский договор и Договор Пелиндаба) имеют протоколы, в которых ядерные державы вновь подтверждают свои гарантии государствам-участникам. Таким образом, государства, обладающие ядерным оружием, сделали определенные усилия для сохранения нынешнего статус-кво.

Институт гарантий ядерных держав неядерным известен и Республике Казахстан. В этой связи необходимо упомянуть Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписанный Казахстаном, Россией, Великобританией и США 5 декабря 1994 года, а также Соглашение между Республикой Казахстан и МАГАТЭ о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (ратифицировано Казахстаном 19 июня 1995 года) и Дополнительный протокол к нему, ратифицированный 13 марта 2003 года (см. п. 6 настоящей главы). Кроме того, гарантии безопасности были предоставлены Казахстану еще двумя ядерными державами: Китаем и Францией.

Одним из средств международно-правового обеспечения ядерной безопасности является запрещение и ограничение испытаний ядерного оружия. Эффективность данного института обусловлена тем, что надежность ядерного оружия как никакого другого вида вооружений зависит от регулярных положительных испытаний. Ни одно ядерное государство не применит ядерное оружие, не имея экспериментально подтвержденных последствий такого применения. Поэтому запрет на испытания этого вида оружия фактически устраняет угрозу его сознательного использования в вооруженном конфликте.

По приблизительным оценкам, за первые 50 лет существования ядерного оружия на Земле было произведено порядка 2060 его испытаний, из которых более половины (1056) приходится на США, 715 - на СССР, 198 - на Францию, по 45 - на Великобританию и Китай и по 1 - на Индию и Пакистан. Около 500 из этих испытаний были произведены на Семипалатинском ядерном полигоне.

Главным документом в данной области является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, заключенный в Москве в 1963 году. Таким образом, единственная географическая среда, в которой сейчас можно испытывать ядерное оружие - это недра земли. Однако и подземные ядерные испытания поддерживают этот вид оружия "в форме", сохраняя перспективу его применения. Наиболее радикальным представляется полный запрет на всякие испытания ядерного оружия, как это предусмотрено Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, открытым для подписания на 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 24 сентября 1996 года (ратифицирован Республикой Казахстан 14 декабря 2001 года). Соавторами этого Договора стали сразу 127 государств, включая Казахстан. Проблема заключается в том, что для вступления этого Договора в силу необходимо, чтобы его ратифицировали 44 государства, перечисленные в Приложении 2 к Договору. В числе этих государств уже упомянутые Индия и Пакистан. Уже к 2004 году Договор был ратифицирован 104 государствами, но так и не вступил в силу из-за вышеупомянутого условия. В настоящее время создана Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, деятельность которой направлена на скорейшее вступление Договора в силу. Республика Казахстан активно сотрудничает с Подготовительной комиссией этой организации.

Важной составляющей ядерной безопасности является территориальное ограничение присутствия, применения и использования ядерного оружия. Речь идет о так называемых безъядерных зонах - территориях, на которых запрещается размещение соответствующих вооружений и любая деятельность, связанная с военным использованием ядерного оружия. В данный момент безъядерными зонами являются:

-Антарктика (в соответствии с Договором об Антарктике 1959 года);

-космическое пространство (в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года, а также Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 года);

-Латинская Америка (в соответствии с Договором о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 года, известным как Договор Тлателолко);

-дно Мирового океана и его недра (в соответствии с Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года);

-южная часть Тихого океана (в соответствии с Договором о безъядерной зоне южной части Тихого океана 195 года, известным как Договор Раротонга);

-Юго-Восточная Азия (в соответствии с Договором о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года, известным как Бангкокский договор);

-Африка (в соответствии с Договором о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1996 года, известным как Договор Пелиндаба).

Можно также упомянуть о том, что в 1998 году Генеральной Ассамблеей ООН было одобрено заявление Монголии о провозглашении территории этого государства зоной, свободной от ядерного оружия.

Исходя из перечисленных соглашений можно сделать вывод о том, что пространственная сфера потенциального применения ядерного оружия все время сужается. В настоящее время при активном участии Республики Казахстан идет процесс международно-правового закрепления безъядерной зоны в Центральной Азии. В феврале 1997 года главы пяти государств (Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана) приняли Алматинскую декларацию, в которой провозглашена необходимость создания в данном регионе зоны, свободной от ядерного оружия. Алматинская декларация была объявлена открытой для подписания другими государствами региона. Данная тенденция, безусловно, играет позитивную роль в деле укрепления международной безопасности.

Как уже отмечалось (см. п. 3 и 4 настоящей главы), немаловажное значение для ядерной безопасности имеют советско-американские и российско-американские соглашения о сокращении стратегических вооружений, а также договоры между ядерными державами, направленные на уменьшение риска случайного и несанкционированного применения ядерного оружия.

Представляет интерес консультативное заключение Международного Суда ООН о правомерности применения ядерного оружия от 8 июля 1996 года. Суд единогласно постановил, что ни обычное, ни договорное международное право не содержат специального разрешения в отношении использования ядерного оружия или угрозы его применения. Далее одиннадцатью голосами против трех Суд решил, что действующее международное право не содержит полного универсального запрета на применение ядерного оружия. Единогласно было решено, что, во-первых, запрещается применять ядерное оружие в нарушение Устава ООН, во-вторых - что применение ядерного оружия должно быть совместимо с общими принципами и нормами международного гуманитарного права. Вопрос же о соответствии применения ядерного оружия нормам международного гуманитарного права остался без ответа: голоса судей разделились ровно пополам.

При обсуждении данного вопроса Суд пришел к выводу, что сам факт неиспользования ядерного оружия в течение последних 50 лет не означает выражения opinio juris (общепризнанного правового воззрения) или появления lex lata (мягкого права). Этому, в частности, препятствует политика "ядерного сдерживания", в рамках которой ядерные державы оговаривают за собой право на самооборону с использованием данного вида оружия.

После распада СССР ядерное оружие оказалось на территории четырех государств: России, Казахстана, Белоруссии и Украины. С целью урегулирования данной ситуации 21 декабря 1991 года между этими четырьмя государствами было подписано Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. В Соглашении государства-участники подтвердили свою приверженность нераспространению ядерного оружия и стремление к его ликвидации, а также обязательство не применять ядерное оружие первыми. Согласно статье 1 Соглашения, ядерные вооружения бывшего СССР входят в состав Объединенных стратегических вооруженных сил и обеспечивают коллективную безопасность всех участников СНГ. Казахстан, Беларусь и Украина взяли на себя обязательство присоединиться к Договору 1968 года в качестве неядерных государств и заключить соответствующее соглашение с МАГАТЭ о гарантиях. К 1 июля 1992 года необходимо было осуществить вывоз тактического ядерного оружия с территории этих трех государств для его разукомплектования В Соглашении закреплено, что его участники обязуются не передавать кому-либо ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и технологии.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2021 года вступает в силу Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО, Treaty on the Prohibition of Nuclear Weapons, TPNW). ТАСС подготовил материал об этом документе.

История разработки

Идея о разработке всеобъемлющего документа, запрещающего ядерное оружие, впервые прозвучала в 2010 году в ходе обзорной конференции по Договору о нераспространение ядерного оружия (ДНЯО), но она не была поддержана официальными ядерными державами - США, Россией, Великобританией, Францией и Китаем.

Позже обсуждение этой инициативы продолжилось на межправительственных конференциях по гуманитарным последствиям применения ядерного оружия в Норвегии, Мексике и Австрии в 2013 и 2014 годах. В 2015 году Генеральная ассамблея (ГА) ООН учредила группу для разработки "конкретных и эффективных правовых мер, законодательных положений и норм" для достижения и поддержания мира, свободного от ядерного оружия (резолюция 70/33 от 7 декабря 2015 года). 16 октября 2016 года Первый комитет ГА принял резолюцию о продвижении процесса многосторонних переговоров по ядерному разоружению и постановил созвать конференцию для согласования положений договора. Всего было проведено 20 пленарных заседаний.

Подписание, ратификация, вступление в силу

7 июля 2017 года на голосовании в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке текст разработанного юридически обязывающего документа о запрете ядерного оружия поддержали 122 государства. Страны "ядерного клуба", включая Индию, Пакистан и КНДР, не принимали участие в разработке этого документа.

20 сентября 2017 года - в день открытия документа для подписания - свою подпись под ним поставили представители 51 страны. На сегодня он подписан 86 государствами, ратифицирован 51 страной. Согласно документу, он вступает в силу через 90 дней после присоединения (ратификации) к нему 50-й страны.

Основные положения

Договор о запрещении ядерного оружия предусматривает полный запрет ядерного оружия. В преамбуле документа говорится о катастрофических последствиях его возможного применения для человека и окружающей среды. В 20 пунктах изложены условия имплементации договора, а также порядок выхода из него, если статус участника войдет в противоречие с требованиями национальной безопасности.

Государство-участник обязуется никогда не разрабатывать, не приобретать и не распространять, а также не накапливать ядерное оружие. Странам запрещается передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, иметь контроль над таким оружием ни прямо, ни косвенно, а также применять или угрожать их применением. Кроме того, не разрешается любое размещение, установка и развертывание любого ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств на своей территории или в любом месте, находящемся под их юрисдикцией или контролем.

В обязанность каждой страны - участника договора входит необходимость "побуждать государства, не являющиеся участниками договора, подписать, ратифицировать, принять, утвердить договор или присоединиться к нему, преследуя цель обеспечить всеобщее присоединение к нему всех государств".

Участник соглашения не позднее чем через 30 дней после вступления документа в силу обязан предоставить генеральному секретарю ООН - он является депозитарием этого документа - заявление с информацией о том, владеет ли он или владел ядерным оружием и ликвидировал ли свою ядерную программу. Контроль над исполнением условий договора возложен на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Договор является бессрочным. Также был выработан механизм международных консультаций на высоком уровне. Так, первое совещание стран-участниц должно состояться через год после вступления договора в силу. Затем регулярные встречи должны проходить не реже чем раз в два года.

Выход из договора возможен только по прошествии 12 месяцев после уведомления об этом генерального секретаря ООН. При этом если страна - участник соглашения находится в состоянии войны, то процедура выхода не может быть начата до окончания военных действий.

Сторонники документа

Сторонниками договора являются преимущественно государства Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании, а также Иран - единственная страна, которую в настоящее время обвиняют в разработке ядерного оружия. Как заявил официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик, заинтересованность государств в этой инициативе "отражает растущую обеспокоенность опасностью, которая исходит от существования ядерного оружия, а также осознание катастрофических гуманитарных последствий его потенциального применения".

По утверждению разработчиков документа, присоединившиеся к соглашению страны изначально не рассчитывали, что члены "ядерного клуба" согласятся стать полноправными участниками этой инициативы. Тем не менее, по их мнению, наличие международного договора, подкрепленного авторитетом ООН, в конечном счете будет способствовать полному отказу от ядерного оружия всеми странами мира.

Позиция ядерных стран

Сразу после принятия документа в сентябре 2017 года Великобритания, США и Франция выступили с совместным заявлением, в котором сообщили, что никогда не станут его участниками. По мнению авторов заявления, подобная инициатива по ядерному разоружению "явно не берет в расчет актуальное состояние международной обстановки", из чего следует, что договор "не будет способствовать уничтожению ни одного ядерного заряда и не повысит безопасность ни одной страны". В российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что РФ не подпишет документ, поскольку он "противоречит национальным интересам страны". Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что Китай не присоединится к договору, потому что не хочет нарушать сложившуюся систему контроля над ядерными вооружениями.

29 октября 2018 года в Первом комитете (вопросы разоружения и международной безопасности) ГА ООН Россия, Великобритания, Франция, США и Китай подтвердили общую позицию, заявив, что не будут подписывать ДЗЯО. "Мы не будем поддерживать, подписывать или ратифицировать этот договор. ДЗЯО не будет иметь обязывающего характера для наших стран, и мы не приемлем каких-либо заявлений, что он вносит вклад в развитие обычного международного права; он не устанавливает какие-либо новые стандарты или нормы, - подчеркивается в заявлении. - Мы призываем все страны, которые рассматривают вопрос о поддержке ДЗЯО, серьезно подумать о связанных с ним последствиях для международного мира и безопасности".

Ядерные державы традиционно отвергают аргументы сторонников полного запрета этого вида оружия массового уничтожения, указывая на значительное сокращение ядерных арсеналов за последние десятилетия и опасаясь подрыва существующей системы нераспространения, которая была установлена договором о нераспространении ядерного оружия в 1968 году. По мнению российского МИД, "любая попытка улучшить ДНЯО может привести к его краху - слишком хрупкая это конструкция, слишком многоплановы противоречия между его государствами-участниками". Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркивал, что "полная ликвидация ядерного оружия возможна только в контексте всеобщего и полного разоружения в условиях обеспечения равной и неделимой безопасности для всех".

Читайте также: