Возникновение государства и права как объективный исторический процесс

Обновлено: 19.05.2024

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 - 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 - 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее (В.П. Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;




2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

§ 2. Общая характеристика социальных норм

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

§ 3. Причины и формы возникновения государства

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия (Т.В. Кашанина).

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Подобный путь возникновения государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ (строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п.). Поэтому здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие, которые в наибольшей мере соответствовали характеру данных задач. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Вместе с тем важно учитывать, что ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками - знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Итак: во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей истории человечество прожило без данной организации политической власти); во-вторых, оно возникло как социальный институт, как продукт общественного развития; в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения; в-четвертых, под влиянием целой системы факторов.

Как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами. В зависимости от тех или иных причин спектр названных факторов мог меняться, но всегда это было известное сочетание указанных начал при обязательной доминанте какого-либо одного из них (см. схему 4).

Содержание

Введение
РАЗДЕЛ 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс
1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления
1.2 Предпосылки возникновения государства
1.3 Трансформация власти вождей в государственную власть
1.4 Способы (пути, формы) образования государства
1.5 Основные отличительные черты государственной власти
РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства
2.1 Теологическая теория
2.2 Патриархальная теория
2.3 Договорная (естественно-правовая) теория
2.4 Теория насилия
2.5 Психологическая теория
2.6 Органическая теория
2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория
2.8 Ирригационная теория
2.9 Иные теории происхождения государства (расовая, патримониальная, спортивная, инцестная)
Заключение
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Происхождение государства.doc

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа по дисциплине

студент _____ курса

№ зачетной книжки ___

(должность, звание, Ф.И.О.)

Предварительная оценка _________

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления

1.2 Предпосылки возникновения государства

1.3 Трансформация власти вождей в государственную власть

1.4 Способы (пути, формы) образования государства

1.5 Основные отличительные черты государственной власти

РАЗДЕЛ 2. Теории происхождения государства

2.1 Теологическая теория

2.2 Патриархальная теория

2.3 Договорная (естественно-правовая) теория

2.4 Теория насилия

2.5 Психологическая теория

2.6 Органическая теория

2.7 Марксистская (классовая, материалистическая) теория

2.8 Ирригационная теория

2.9 Иные теории происхождения государства (расовая, патримониальная, спортивная, инцестная)

Список использованной литературы 44


Введение

В этом отношении значение проблемы происхождения государства огромно: отраженный в рамках данного вопроса процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей, а также обзор на основе изучения различных теорий возникновения государства пути прогресса политической мысли и культуры человечества, действительно, играют очень большую познавательную, ценностную и воспитательную роль как в жизни общества, так и в самой практике политических отношений. Каковы же конкретные взаимосвязи в этой области?

Во-вторых, большое влияние на характер и направление апелляций к истории идей о происхождении государства оказывает актуальная политическая практика. Учение о возникновении государственной власти обладает немалым легитиматорским потенциалом и нередко служит средством теоретического обоснования тех или иных государственно-правовых порядков, институтов и воззрений. Особое место в этом случае принадлежит наиболее авторитетным, получившим историческое признание, классическим политическим доктринам, в которых полно и последовательно нашли свое отражение те или иные точки зрения, аспекты или направления исторического процесса образования государства. Речь идет об учениях таких, например, мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Гоббс, Руссо и т.д. Политическая история ХХ века богата и выразительными примерами эксплуатации подобных теорий для оправдания антинародных политических режимов, агрессивных внешнеполитических акций, дискредитации идейных противников. Так, идеологи фашизма не пожалели усилий в поисках предшественников своей доктрины и практики, в ряды которых были зачислены и Л. Гумплович, и Ф. Ницше, и Фихте, и Гегель.

Отмеченные моменты многообразных связей истории и современности в сфере изучения проблемы происхождения государства со всей очевидностью свидетельствуют об актуальности и значимости затронутой темы.

Теория государства и права знает множество методов и способов изучения государства, и, можно сказать, что практически все они могут использоваться и при изучении его происхождения. Следует лишь особо остановиться на тех, которые занимают ведущее место в проведении исследования на эту тему, а именно – на взаимосвязанных историческом и логическом методах познания. Взаимодействие исторического и логического в рассматриваемом аспекте связано прежде всего со спецификой выбранной проблемы. Использование исторического подхода объясняется историчностью самого знания о процессе происхождения государства. Однако чтобы изучить генезис государства, нужно иметь определенные теоретические знания об этом социальном явлении. Следовательно, логический метод оказывается, в свою очередь, предпосылкой исторического метода. Взаимодействие исторического и логического методов познания выражается также и в том, что на основе изучения исторического многообразия государственных форм (конкретно-исторический анализ) теоретически воспроизводится логика их возникновения и развития (теоретический анализ закономерностей этого процесса).3

Обобщая всё вышесказанное, ещё раз необходимо подчеркнуть, что происхождение государства – это одна из важнейших и, по мнению автора настоящей работы, интереснейших проблем теории государства и права. Ознакомление с ней углубляет понимание современных политических процессов и явлений, смысл и содержание многих понятий по широкому кругу вопросов государства и права. Таким образом, выбор её в качестве темы настоящей работы отнюдь не случаен, и по замыслу автора, должен послужить главной задаче данной исследовательской работы – разбору некой важной дискуссионной проблемы, анализу её с различных точек зрения и попыток некоторых собственных выводов.


РАЗДЕЛ 1. Возникновение государства как объективный исторический процесс

Во второй половине ХХ века, используя новые научные методы, позволяющие устанавливать более точную хронологию, комплексно рассматривать природно-климатические, биологические и социальные процессы, больших успехов добились археология и этнография, непосредственно изучающие первобытное общество, что существенно обогатило знание о нём, этапах и тенденциях его развития. Кроме того, если для XIX – начала ХХ века был характерен в основном европоцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем они искусственно распространялись на весь остальной мир, то в ХХ веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением знаний о всепланетном государственном развитии общества.

1.1 Характеристика первобытного общества, его структура и органы управления

Человекоподобные существа появились на земле по крайней мере 2 млн. лет назад. Это были представители человеческого рода, называемые в науке homo habilis – homo erectus (человек умелый – человек прямоходящий), а представители современного типа людей - homo sapiens (человек думающий) - появились как минимум 200 тыс. лет назад. Человек с тех пор перестал меняться, вместо этого стало – сначала очень медленно, а потом всё более стремительно – изменяться общество, что и привело около 50 веков назад к образованию государств.

Первобытный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества (закончилась эта эпоха лишь около 5 тыс. лет назад). Известно о нём немного, но всё же общее впечатление о том времени можно себе составить.

Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3-4,5 млн, то второе - всего лишь 5-6 тыс. лет назад).

Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда - необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и норм первобытного общества.

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период:

  1. распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Признаки норм, существовавших в догосударственный период:

  1. отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения);
  2. существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
  3. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  4. ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
  5. выражали интересы всех членов рода и племени.

2.2. Причины и формы возникновения государства

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда - различные теории возникновения государства: теологическая (божественная сила); договорная (сила разума, сознания); психологическая (факторы психики человека); органическая (биологические факторы); материалистическая (социально-экономические факторы); теория насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как "азиатский способ производства" (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку оно вырастает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).

Актуальность исследования. Вопросы о государстве, его возникновении, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.

Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества.

Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования государства.

Целью исследования выступает комплексный анализ процесса возникновения государства, обусловленный многообразием факторов причин и теорий происхождения государства.

2.1. Причины многообразия теорий происхождения государства

В науке теории государства и права существует немало теорий выдающихся мыслителей, которые стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникли не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнополярность мнений 1 .

Такой плюрализм мнений, перевоплощенных позднее в теории, обусловлен следующим:

1. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний для построения своих концепций.

2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся своеобразием.

3. Трудность адекватного восприятия учеными самого процесса происхождения государства, поскольку он является сложным и многосторонним.

2.2. Ирригационная теория

В вышеназванном труде возникновение государств, их первых деспотических форм связывается с особенностями климата в отдельных регионах земного шара.

Оценивая ирригационную теорию, надо отдать должное тому, что Виттфогель выдвинул её, основываясь на конкретных исторических фактах. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.д. Оригинальна и достаточно объективна и идея Виттфогеля о связи именно деспотических форм государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Подобные работы, бесспорно, диктовали необходимость жесткого централизованного управления, распределения функций, учета людей, их подчинения и т.д.

СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

Книги одного – двух - трех авторов:

Абдуллаев М.И. Теория государства и права. М.: Финансовый контроль, 2004. – 451 с.

Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Издательство Юристъ. 1993. 583 с.

Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Издательство Юристъ. 1988. 345 с.

Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисл. Е.И. Темнова. М. 1997. 321 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-изд. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

Вышинский А.Я. Теория государства и права. Курс лекций. М.: Юридическая литература. 2004. 274 с.

Гобино Ж.А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: Одиссей, ОЛМА-ПРЕСС. 2001. 765 с.

Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т./ Пер. с франц. Под общ. ред. и со вступит. статьей Х.Н. Момджяна. М.: 1963. 234 с.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб. 1910 (переизд. М.: Спарк. 1998). 318 с.

Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Издательство Эксмо. 2007. 592 с.

Дюринг Е. Ценность жизни. Спб. 1894 (переизд. М.: Норма. 1999). 280 с.

Златоуст Иоанн. Беседы на Псалмы / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста. В 12 т. Т. 5. 661 с.

История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов. Изд. 2-е. / Под ред. проф. С.Ф. Кечекьяна и доц. Г.И. Федькина. М. 1998. 450 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М.: Академический проект. 2000. 622 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. М.Н. Грачева. М.: Юристъ. 2004. 820 с.

Каутский К. Материалистическое понимание истории / К. Каутский. Т. II. М 1931 (в ред. от 1998). 430 с.

Кашанина Т.В. происхождение государства и права: учебное пособие. М.: высшее образование. 2008. 358 с

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М.: Издательство Дрофа. 1998. 507 с.

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2005. 447 с.

Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах /Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Юридический колледж МГУ. 1996. 228 с.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ. 2003. 561 с.

Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева. М.: Издательство Юрист. 2000. 533 с.

Теория государства и права / Под ред. А.И.Королева и Л.С.Явича. Л.. 2001. 346 с.

Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. Казань. 1987. 428 с.

Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. 1. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ. 1996. 970 с.

Хропанюк В.И. Теория государства и права: Учебник для Вузов. М.: Изд-во Юрист. 2006. 451с.

Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М. 1996. 499 с.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Высшая школа. 2001. 432 с.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М. 1980. 375 с.

Энциклопедия права. Проф. Университета св. Владимира кн. Е.Н. Трубецкого. М. 1984. 692 с.

Статьи одного – двух – трех авторов:

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2005. № 7. С.13.

Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право.1998. № 10. С. 35.

1 См.: Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Государство и право. 2003. № 5. С. 14.

Похожие документы:

Учебное пособие диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века москва 1994

. главе говорится о возникновении и этапах становления механизма управления как функциональной системы, развившейся в процессе . общества как объективный исторический процесс. Но . 2.9 показано, что государство, как сложнейшая самоорганизующаяся система, .

Общие предпосылки и причины возникновения государства и права 4

. составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления .

Философия и смысл исторического процесса

. главе всякого социального движения и, тем более, государства . материального как осуществления исторического процесса и превращения в нем как в диалектическом же процессе . разумом как объективное, а идущее вниз – практически чувствами как субъективое .

Лекция Предмет и методология теории государства и права

. объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и за­тем — к возникновению государства . культурологических процессов, присущих данному государству, но и как исторический процесс, . во-первых, главой государства, парламентом, .

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов

. соблюдать объективность в составлении . процесс возникновения государства . возникновения государства? Какие обычаи правового назначения являются наиболее жи­вучими на протяжении ряда исторических . с иностранными государствами как глава государства. В .

Читайте также: