Возникают ли в процессе деятельности органов законодательной власти прокуратуры центрального банка

Обновлено: 04.07.2024

1. Понятие административного права с точки зрения разных авторов (Б.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров, С.С. Студеникин, И.Л. Бачило и др.).

2. Административное право как отрасль права, учебная дисциплина и наука.

3. Место и роль административного права в системе других отраслей российского права.

4. Основы разграничения административного права со смежными отраслями права.

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что административное право является публичным правом?

6. Германская теория административного права.

8. Какой метод правового регулирования применяется при назначении Президентом РФ судей, министров?

9. Каковы, на ваш взгляд, особенности отрасли административного права с точки зрения использования для этого таких юридических возможностей как предписание, дозволение и запрет?

10. Сформулируйте понятие принципов административного права и перечислите их.

12. Система административного права.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи и задания

Между студентами Топорковым и Сажиным на семинаре по административному праву разгорелась дискуссия. Топорков утверждал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо может быть, либо субъектом, либо объектом управления. Сажин, наоборот, полагал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо могут быть и субъектом и объектом управления одновременно.

Кого бы вы поддержали в этом споре?

В защиту своей позиции приведите конкретные примеры.

Возникают ли в процессе деятельности органов законодательной власти, прокуратуры, Центрального Банка РФ отношения, которые можно было бы считать частью предмета административного права?

Если возникают, то приведите соответствующие примеры.

Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно-правового регулирования).

Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.

Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги; вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и т.п.

Регулирование деятельности налоговых агентов является предметом административного или финансового права?

Исходя из этих функций профсоюзов, можно ли заключить, что они осуществляют полномочия исполнительной власти?

Смоделируйте жизненные ситуации, у которых председатель какого-либо комитета Государственной Думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно-организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.

На практическом занятии по административному праву студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Прав ли Семин? Если нет, приведите примеры в обоснование своей точки зрения.

Приведите примеры органов, осуществляющих общегосударственный контроль. В чем состоит различие общегосударственных контрольных отношений и организационных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти?

Проанализируйте и определите, какие отношения составляют предмет административного права в средней школе; в высшем учебном заведении; на производственном предприятии?

Ответ проиллюстрируйте примерами.

Изучив регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1.06.2004 №260, приведите 3-4 примера внутриорганизационных административно-правовых отношений с участием членов Правительства РФ.

Назовите не менее двух органов государственной власти, которые осуществляют:

1) исполнительную деятельность;

2) законодательную деятельность;

3) судебную деятельность.

Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;

2) имущественные отношения, т.е. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.

Библиографический список

Основная литература

Дополнительная литература

1. Агапов, А.Б. Административная ответственность [Текст]: учебник / А.Б. Агапов. – М., 2020. – 400 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. – М., 2020. – 528 с.

Нормативные акты

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 17 декабря 1997 г.]// Российская газета. – 1997. – 22 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Кодекс об Административных Правонарушениях [Текст]:[принят 30 декабря 2001 г.]// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

4. Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в РФ [Текст]:[принят 17 декабря 1998 г.]// Российская газета. – 1998. – 22 декабря.

5. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [Текст]:[принят 10 июня 1994 г.]// Собрание законодательства. – 1994. – 13 июня.

6. Российская Федерация. Президент. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти [Текст]:[принят 23 мая 1996 г.]// Российская газета. – 1996. – 28 мая.

7. Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации [Текст]:[принято 1 июня 2004 г.]// Российская газета. – 2004. – 8 июня.

Тема 2. Нормы и источники административного права.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. В чем проявляется сущность императивной нормы и как она проявляется?

3. Формы реализации административно-правовых норм. Примеры.

4. Действие норм административного права во времени: вступление в силу и прекращение действия.

5. Действие административно-правовых норм по кругу лиц.

6. Назовите отличия норм административного права от норм конституционного, уголовного, гражданского права.

7. Определите состав административно-правовой нормы – расписание занятий в учебном учреждении. Есть ли в ней гипотеза, диспозиция и санкция?

9. Правильным ли является то, что административным правотворчеством занимаются и законодательные, и исполнительные органы власти? Приведите примеры.

10. Являются ли разными по юридической силе нормативный указ Президента РФ и правила внутреннего распорядка в учебном заведении?

11. Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ.

12. Являются ли источниками административного права акты правосудия? Какими способами акты правосудия могут влиять на систему административно-правовых норм?

13. Перечислите международные договоры, которые, по Вашему мнению, могут быть источниками административного права.

14. В каких официальных изданиях публикуются источники административного права и каковы сроки их опубликования?

15. Приведите примеры кодифицированных актов административного права. Какие основания для кодификации актов использованы в административном праве?

16. Приведите примеры общих и специальных норм, содержащихся в КРФобАП.

17. Проанализируйте ст. 1.7 КРФобАП с точки зрения видов действия норм во времени.

18. В чем заключаются проблемы систематизации административного законодательства?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи и задания

Подобрать в нормативно-правовых актах соответствующие нормы административного права и выписать (с указанием источника) по два примера норм:

а) обязывающих, управомачивающих, запрещающих и стимулирующих (поощрительных);

б) регулятивных и охранительных;

в) материальных и процессуальных;

г) общих (по конкретному содержанию и уровню обобщенности) и специальных;

д) общеобязательных (по пределу действия) и внутрисистемных (ведомственных);

Один и тот же пример может одновременно подпадать под разные классификационные признаки.

Найдите в части первой ГК РФ статьи, которые содержат нормы административного права или отсылают к ним.

Приведите примеры публичных договоров как источников административного права.

Отвечая на вопрос об источниках административного права, студент Медведев сказал, что основным источником является Административный кодекс РФ.

Проанализируйте ответ Медведева.

Какие, на ваш взгляд, нормы содержаться в этом постановлении: регулятивные или охранительные?

Инспектор ГИБДД лейтенант полиции Шустов составил протокол об административном правонарушении водителя Смирнова, превысившего более чем на 20 км/ч разрешенную скорость движения. В соответствии с ч.2 ст. 12.9 КРФобАП инспектор наложил на Смирнова административный штраф в размере пятисот рублей.

Какими нормами руководствовался инспектор Шустов: материальными или процессуальными?

Выберите в КРФобАП по пять примеров управомачивающих и обязывающих норм.

Найдите в КРФобАП нормы процессуального и материального права.

Критериями классификации административно-правовых норм являются:

1) целевое назначение;

2) форма предписания;

3) масштабы применения.

Приведите не менее трех конкретных примеров норм, исходя из данных оснований классификации. Какие еще критерии классификации административно-правовых норм вам известны?

Выберите в КРФобАП статьи, в которых изложены:

1) две (или более) нормы;

2) гипотеза и диспозиция административно-правовой нормы;

3) только диспозиция и санкция, а гипотеза нормы подразумевается.

Составьте список десяти источников административного права РФ, принятых в 2016 – 2020 гг.

Библиографический список

Основная литература

2. Алехин, А. П. Административное право России [Текст] : учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А. А Кармолицкий ; под ред. А.П. Алехина. – 6-е изд. – М. : ИКД Зерцало-М, 2019. – 608 с.

  1. Попов, Л. Л. Административное право России [Текст] : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. Т. Тихомиров ; отв. ред. Л. Л. Попов. – 2-е изд. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 688 с.

Дополнительная литература

1. Агапов, А.Б. Административная ответственность [Текст]: учебник / А.Б. Агапов. – М., 2020. – 400 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. – М., 2020. – 528 с.

Нормативные акты

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 17 декабря 1997 г.]// Российская газета. – 1997. – 22 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Кодекс об Административных Правонарушениях [Текст]:[принят 30 декабря 2001 г.]// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

4. Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в РФ [Текст]:[принят 17 декабря 1998 г.]// Российская газета. – 1998. – 22 декабря.

5. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [Текст]:[принят 10 июня 1994 г.]// Собрание законодательства. – 1994. – 13 июня.

6. Российская Федерация. Президент. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти [Текст]:[принят 23 мая 1996 г.]// Российская газета. – 1996. – 28 мая.

7. Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации [Текст]:[принято 1 июня 2004 г.]// Российская газета. – 2004. – 8 июня.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

1. Понятие административного права с точки зрения разных авторов (Б.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Ю.А. Тихомиров, С.С. Студеникин, И.Л. Бачило и др.).

2. Административное право как отрасль права, учебная дисциплина и наука.

3. Место и роль административного права в системе других отраслей российского права.

4. Основы разграничения административного права со смежными отраслями права.

5. Какие признаки свидетельствуют о том, что административное право является публичным правом?

6. Германская теория административного права.

8. Какой метод правового регулирования применяется при назначении Президентом РФ судей, министров?

9. Каковы, на ваш взгляд, особенности отрасли административного права с точки зрения использования для этого таких юридических возможностей как предписание, дозволение и запрет?

10. Сформулируйте понятие принципов административного права и перечислите их.

12. Система административного права.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи и задания

Между студентами Топорковым и Сажиным на семинаре по административному праву разгорелась дискуссия. Топорков утверждал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо может быть, либо субъектом, либо объектом управления. Сажин, наоборот, полагал, что один и тот же орган или одно и то же должностное лицо могут быть и субъектом и объектом управления одновременно.

Кого бы вы поддержали в этом споре?

В защиту своей позиции приведите конкретные примеры.

Возникают ли в процессе деятельности органов законодательной власти, прокуратуры, Центрального Банка РФ отношения, которые можно было бы считать частью предмета административного права?

Если возникают, то приведите соответствующие примеры.

Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно-правового регулирования).

Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.

Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги; вести учет выплаченных налогоплательщиками доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов и т.п.

Регулирование деятельности налоговых агентов является предметом административного или финансового права?

Исходя из этих функций профсоюзов, можно ли заключить, что они осуществляют полномочия исполнительной власти?

Смоделируйте жизненные ситуации, у которых председатель какого-либо комитета Государственной Думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно-организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.

На практическом занятии по административному праву студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Прав ли Семин? Если нет, приведите примеры в обоснование своей точки зрения.

Приведите примеры органов, осуществляющих общегосударственный контроль. В чем состоит различие общегосударственных контрольных отношений и организационных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти?

Проанализируйте и определите, какие отношения составляют предмет административного права в средней школе; в высшем учебном заведении; на производственном предприятии?

Ответ проиллюстрируйте примерами.

Изучив регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1.06.2004 №260, приведите 3-4 примера внутриорганизационных административно-правовых отношений с участием членов Правительства РФ.

Назовите не менее двух органов государственной власти, которые осуществляют:

1) исполнительную деятельность;

2) законодательную деятельность;

3) судебную деятельность.

Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;

2) имущественные отношения, т.е. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.

Библиографический список

Основная литература

Дополнительная литература

1. Агапов, А.Б. Административная ответственность [Текст]: учебник / А.Б. Агапов. – М., 2020. – 400 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. – М., 2020. – 528 с.

Нормативные акты

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 17 декабря 1997 г.]// Российская газета. – 1997. – 22 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Кодекс об Административных Правонарушениях [Текст]:[принят 30 декабря 2001 г.]// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

4. Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в РФ [Текст]:[принят 17 декабря 1998 г.]// Российская газета. – 1998. – 22 декабря.

5. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [Текст]:[принят 10 июня 1994 г.]// Собрание законодательства. – 1994. – 13 июня.

6. Российская Федерация. Президент. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти [Текст]:[принят 23 мая 1996 г.]// Российская газета. – 1996. – 28 мая.

7. Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации [Текст]:[принято 1 июня 2004 г.]// Российская газета. – 2004. – 8 июня.

Тема 2. Нормы и источники административного права.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. В чем проявляется сущность императивной нормы и как она проявляется?

3. Формы реализации административно-правовых норм. Примеры.

4. Действие норм административного права во времени: вступление в силу и прекращение действия.

5. Действие административно-правовых норм по кругу лиц.

6. Назовите отличия норм административного права от норм конституционного, уголовного, гражданского права.

7. Определите состав административно-правовой нормы – расписание занятий в учебном учреждении. Есть ли в ней гипотеза, диспозиция и санкция?

9. Правильным ли является то, что административным правотворчеством занимаются и законодательные, и исполнительные органы власти? Приведите примеры.

10. Являются ли разными по юридической силе нормативный указ Президента РФ и правила внутреннего распорядка в учебном заведении?

11. Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ.

12. Являются ли источниками административного права акты правосудия? Какими способами акты правосудия могут влиять на систему административно-правовых норм?

13. Перечислите международные договоры, которые, по Вашему мнению, могут быть источниками административного права.

14. В каких официальных изданиях публикуются источники административного права и каковы сроки их опубликования?

15. Приведите примеры кодифицированных актов административного права. Какие основания для кодификации актов использованы в административном праве?

16. Приведите примеры общих и специальных норм, содержащихся в КРФобАП.

17. Проанализируйте ст. 1.7 КРФобАП с точки зрения видов действия норм во времени.

18. В чем заключаются проблемы систематизации административного законодательства?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи и задания

Подобрать в нормативно-правовых актах соответствующие нормы административного права и выписать (с указанием источника) по два примера норм:

а) обязывающих, управомачивающих, запрещающих и стимулирующих (поощрительных);

б) регулятивных и охранительных;

в) материальных и процессуальных;

г) общих (по конкретному содержанию и уровню обобщенности) и специальных;

д) общеобязательных (по пределу действия) и внутрисистемных (ведомственных);

Один и тот же пример может одновременно подпадать под разные классификационные признаки.

Найдите в части первой ГК РФ статьи, которые содержат нормы административного права или отсылают к ним.

Приведите примеры публичных договоров как источников административного права.

Отвечая на вопрос об источниках административного права, студент Медведев сказал, что основным источником является Административный кодекс РФ.

Проанализируйте ответ Медведева.

Какие, на ваш взгляд, нормы содержаться в этом постановлении: регулятивные или охранительные?

Инспектор ГИБДД лейтенант полиции Шустов составил протокол об административном правонарушении водителя Смирнова, превысившего более чем на 20 км/ч разрешенную скорость движения. В соответствии с ч.2 ст. 12.9 КРФобАП инспектор наложил на Смирнова административный штраф в размере пятисот рублей.

Какими нормами руководствовался инспектор Шустов: материальными или процессуальными?

Выберите в КРФобАП по пять примеров управомачивающих и обязывающих норм.

Найдите в КРФобАП нормы процессуального и материального права.

Критериями классификации административно-правовых норм являются:

1) целевое назначение;

2) форма предписания;

3) масштабы применения.

Приведите не менее трех конкретных примеров норм, исходя из данных оснований классификации. Какие еще критерии классификации административно-правовых норм вам известны?

Выберите в КРФобАП статьи, в которых изложены:

1) две (или более) нормы;

2) гипотеза и диспозиция административно-правовой нормы;

3) только диспозиция и санкция, а гипотеза нормы подразумевается.

Составьте список десяти источников административного права РФ, принятых в 2016 – 2020 гг.

Библиографический список

Основная литература

2. Алехин, А. П. Административное право России [Текст] : учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А. А Кармолицкий ; под ред. А.П. Алехина. – 6-е изд. – М. : ИКД Зерцало-М, 2019. – 608 с.

  1. Попов, Л. Л. Административное право России [Текст] : учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. Т. Тихомиров ; отв. ред. Л. Л. Попов. – 2-е изд. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 688 с.

Дополнительная литература

1. Агапов, А.Б. Административная ответственность [Текст]: учебник / А.Б. Агапов. – М., 2020. – 400 с.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. – М., 2020. – 528 с.

Нормативные акты

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 17 декабря 1997 г.]// Российская газета. – 1997. – 22 декабря.

3. Российская Федерация. Законы. Кодекс об Административных Правонарушениях [Текст]:[принят 30 декабря 2001 г.]// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

4. Российская Федерация. Законы. О мировых судьях в РФ [Текст]:[принят 17 декабря 1998 г.]// Российская газета. – 1998. – 22 декабря.

5. Российская Федерация. Президент. Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации [Текст]:[принят 10 июня 1994 г.]// Собрание законодательства. – 1994. – 13 июня.

6. Российская Федерация. Президент. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти [Текст]:[принят 23 мая 1996 г.]// Российская газета. – 1996. – 28 мая.

7. Российская Федерация. Правительство. О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации [Текст]:[принято 1 июня 2004 г.]// Российская газета. – 2004. – 8 июня.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

Возникают ли в процессе деятельности органов законодательной власти, судебных органов, органов прокуратуры отношения, которые можно было бы считать частью предмета административного права? Приведите соответствующие примеры.

В процессе деятельности судебных органов возникают следующие отношения: деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Дело в что, являясь органом правосудия, они тем не менее руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, что не может быть изъято из предмета административного права. Возможно, эта сфера деятельности судов и судей со временем превратится в административную юстицию, суды будут называться административными, а судьи мировыми, единолично рассматривающими значительную категорию дел об административных правонарушениях

Акты правосудия являются источниками административного права. Существуют три формы влияния актов правосудия, точнее, судебной практики на нормативную базу:

  • прецедент;
  • разъяснения по вопросам судебной практики – постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • решения судов о признании нормативных актов незаконными (судебный нормоконтроль).

Более того, государственную административную власть осуществляют руководители иных государственных органов, осуществляющие внутриорганизационную деятельность. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, председатель областного суда, организуя работу судей аппарата областного суда, занимается не правосудием, а административной деятельностью.

Ярким примером сказанного является создание в 1998 г. Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Он подчинен Верховному Суду и занимается организационным обеспечением судов, то есть проводит мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Кстати, закон о Судебном департаменте учредил новую должность – администратор суда – для организационного обеспечения деятельности республиканского, краевого, областного суда. Администратор суда подчиняется его председателю.

Сформулируйте цели проведения аттестации и аккредитации образовательных учреждений и опишите порядок их проведения.

Становление гражданского общества и реформирование общественных отношений в современной России оказывают существенное влияние на поведение субъектов сферы образования, отражаясь, в первую очередь, в расширении свобод, самостоятельности их образовательной и экономической деятельности, демократических начал управления, усилении независимости от государства.

Таким образом, аккредитация рассматривается как способ заверения общества в том, что уровень образовательной деятельности соответствует провозглашенным образовательным учреждением целям, назначению (миссии) и гарантируется им на определенный будущий период времени. Тем самым подтверждается и гарантируется соответствующий уровень образования выпускника и качество диплома (аттестата).

Главными целями правового обеспечения оценивания и признания в системе отечественного высшего образования являются:

  • реализация и защита конституционных прав и свобод личности, в первую очередь права на образование, качество которого не ниже соответствующего государственным образовательным стандартам;
  • обеспечение права граждан, общества, государства на получение достоверной, адекватной информации о деятельности образовательных учреждений;
  • обеспечение прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в сфере образования путем предоставления определенных гарантий соответствия и в будущем - в течение определенного срока, установленного в процессе оценивания, состояния образовательного учреждения (образовательной программы) заранее закрепленным требованиям.

Согласно статье, порядок проведения данных целей следующий:

- Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

-При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы.

-Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования

-Для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение или научная организация представляет в аккредитационный орган заявление о проведении государственной аккредитации с приложением документов, которые необходимы для проведения государственной аккредитации.

-Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

-Формы указанного заявления и прилагаемых к нему документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.

-Государственная аккредитация образовательных учреждений, научных организаций проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основывается на принципах объективности ее проведения, ответственности экспертов за проведение и качество экспертизы.

- При государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов:

1) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

2) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида

-Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. - При принятии аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательному учреждению или научной организации выдается свидетельство о государственной аккредитации

Каким органом и в каком порядке осуществляемся исполнение постановления о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства.

Согласно статье 32.10. порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства следующий:

1. Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.

2. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с указанным государством.

3. В случае, если передача лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Это независимый банк, который стоит над другими банками и регулирует финансовый рынок России.

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

  • выдавать, отзывать, аннулировать банковские лицензии;
  • принимать меры для спасения банков — санации;
  • регламентировать расчеты и устанавливать правила банковских операций;
  • утверждать нормативные документы;
  • выступать оператором при расчетах между банками.

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Курс валют Центрального банка

Каждый день Центральный банк устанавливает курс валют

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

  • операции с акциями, облигациями;
  • процентные доходы;
  • участие в капиталах кредитных и других организаций;
  • инвестиции;
  • сделки с валютой;
  • продажа монет из драгоценных металлов;
  • прием платежей по штрафам, пеням, неустойкам.

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

  1. Национальный банковский совет. Он рассматривает годовой отчет Банка России, вопросы развития банковской системы и проект кредитно-денежной политики.
  2. Председатель. Он возглавляет Центробанк, действует от его имени без доверенности и несет полную ответственность за деятельность организации. У председателя 7 заместителей и 4 первых заместителя.
  3. Совет директоров. Он руководит Центральным аппаратом Банка России, может принимать решения об изменении процентных ставок, выпуске новых наличных денег и изъятии старых. В совет директоров входят 12 человек и председатель. Каждую кандидатуру представляет Президент и утверждает Государственная дума.

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Читайте также: