Возможно ли существование правового государства при любом политическом режиме

Обновлено: 02.07.2024

Что значит правовое государство? Это объединение капитализма и свободы, уважение и почитание правовых норм, законов, демократические отношения в стране и за ее пределами. Через становление правовой державы возрождались исторические, естественные права людей. Человек находится в приоритете, является фундаментальной ценностью. Понятие правовое государство — это в обществознании обозначение политической организации. Оно находится на одном уровне с либерализмом, гуманизмом, демократией и иными значимыми принципами. Право является главным критерием в политике и обществе.

Что такое правовое государство – определение

Правовое государство - это краткое обозначение демократического государства. Все граждане страны, независимо от их положения в обществе и статуса, равны перед законодательством и судебным органом. Обеспечивается признание свобод и прав каждого человека. Ветви управления разделяются – есть исполнительная и судебная законодательная власть. Основные критерии, которые отличают правовое государство, это:

  • международное право в приоритете перед национальным правом;
  • законность; правопорядок в стране стабильный и непоколебимый;
  • государство; общество живет в условиях плюрализма – политического и идеологического;
  • соблюдается гражданский правовой кодекс – каждый житель страны свободен, обладает своими реальными правами;
  • государственный аппарат и гражданин совместно несут ответственность за все происходящее – вина не списывается исключительно на страну или только на человека;
  • закон является главным в любой области жизни социума;
  • власть в стране подразделяется на три ветви: класс судебного, исполнительного и законодательного правления.

Что означает правовое государство в обществознании? Примеры

Правовое государство это — кратко и понятно

Правовое государство — это политическая организация, которая гарантирует жителям страны соблюдение их естественных прав и свобод. Держава несет ответственность перед гражданами, а жители страны отвечают перед ней. Это принцип взаимности, лежащий в основе построения государственного аппарата. Закон и право – это основные критерии, которые превосходят по значимости желания, интересы, стремления властей и граждан.

Задание данного режима, не позволять вновь пришедшим к власти перестраивать и изменять основные регуляторы общества и социальной жизни, если это не соответствует историческим, культурным, традиционным принципам населения. Действие законов распространяется на всех людей, проживающих или находящихся на территории государства.

Отличия неправового государства:

  • отсутствие верховенства законодательства;
  • формирование незаконных социальных групп, на которые не распространяется правовой кодекс;
  • возможность выплаты денег с целью решения проблем с законом;
  • монополизация власти и поддержка единственно правильного мнения правящего органа.

Не всегда государства, которые называют правовыми, действительно живут по принципам этого политического устройства. Ярким примером является Латинская Америка или многие страны, ранее входившие в состав Советского Союза. По каким принципам работает правовая организация:

  1. Средства массовой информации, правозащитники, налоговая организация, арбитраж, суд и прокуратура контролируют процесс соблюдения законов со стороны граждан, юридических и физических лиц.
  2. Каждая ветвь власти имеет свои полномочия, при этом они четко разделены между каждой из них.
  3. Отсутствие монополизма в политике государства.
  4. Наличие взаимной ответственности со стороны жителей страны и державы. Как человек, так и государство отвечает за свои действия перед законодательством.
  5. Права, свободы каждого человека признаются и гарантируются. Он получает их при рождении. Права и свободы не могут быть отобраны или подарены государственной властью.
  6. Закон превыше всех сфер социальной, экономической, политической деятельности. Он является регулятором действий правления.

Если рассматривать, что такое правовое государство, примеры стран можно найти практически по всему миру. Соединенные Штат Америки являются правовой страной с развитой формой демократии. Швейцария, Германия, Франция и многие другие страны Европы давно выбрали путь правовой организации. Австралия также не является исключением.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом. В нем признаются права и свободы человека, а основой является принцип разделения государственной власти - законодательной исполнительной и судебной.

Основные идеи - свобода, капитализм, господство права, демократия.
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав, приоритета гражданина в его отношении с государством. Понятие “правовое государство" - это фундаментальная ценность, такая же как демократия, гуманизм, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства в господстве права в общественной и политической жизни.

Признаки:

- Верховенство закона во всех сферах жизни общества
- Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
- Взаимная ответственность личности и государства.
- Реальность прав и свобод гражданина
- Политический и идеологический плюрализм
- Стабильность законности и правопорядка в обществе
- Приоритет международного права над национальным

Отличие правового государства от государства, как такового:

Правовое государство - это особая форма организации политической власти, при которой гарантируются естественные права человека, проводится разделение государственной власти на три части, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

В правовом государстве именно закон выше всех желаний и интересов. В таком обществе у политической группы, которая получила власть, практически нет шансов перестроить социальное устройство без оглядки на историко-культурные особенности людей. Механизмы, которые задействуются для устранения нарушений закона, работают в независимости от статуса человека.

Не правовое государство:

История появления идеи правового государства:

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как дл

я граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью.
Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах

Аристотель

государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-прав овую общность людей.

Цицерон


Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),

олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и р азвитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.


В основе современных к онцепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на

Ж. Руссо

смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит

Впервые законодательное за крепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789).

Судейский молот

Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.

Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:

  • безопасность (в том числе от государственного произвола);
  • защита прав и свобод;
  • защита достоинства;
  • равенство прав;
  • справедливый суд.

В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.

На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.

Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.

Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.

Признаки правового государства

Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:

  • Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
  • Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
  • Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
  • Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
  • Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
  • Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.

Примеры правового государства

В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.

В частности, учитываются такие аспекты как:

  • открытость власти;
  • соблюдение прав и свобод;
  • уровень коррупции;
  • правопорядок в стране;
  • регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
  • соблюдение правовых норм государственной властью.

Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:

  • 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
  • 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
  • 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
  • 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
  • 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.

России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.

Организация власти в правовом государстве

Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.

1. Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.

Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.

Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.

2. Принцип выборности

Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.

3. Обеспечение правопорядка и стабильность права

Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.

Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.

Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.

4. Недопущение монополизма

Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.

Функции правового государства

Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:

  • Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
  • Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
  • Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
  • Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
  • Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:

  • суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
  • наличие гражданского общества;
  • свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
  • стабильная, единая и согласованная система законов;
  • высокий уровень правосознания у граждан.

Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.

Правовое государство в России в наше время

В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Заключение

Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство"

Политический режим – это совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.


Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, то есть государства, политических партий и движений, политических институтов и так далее.

Главный признак, по которому различаются политические режимы – это характер отношений между властью и народом, личностью и обществом.

По этому признаку выделяют следующие основные типы политических режимов: недемократические и демократические.


К недемократическим режимам принято относить: авторитаризм и тоталитаризм.

Авторитаризм – это политический режим, при котором носитель власти (например: диктатор, монарх, тиран) провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Основными чертами авторитаризма являются:

· жёсткий контроль политической сферы общественной жизни;

· правящая партия огосударствлена;

· деятельность оппозиции возможна, но она ограничена очень жёсткими рамками;

· права и свободы граждан декларируются, но не защищены законом от произвола властей, поскольку политические права фактически отсутствуют;

· закон защищает государство, а не личность;

· в сферах, не связанных с политикой, может быть относительная свобода (например, могут проявляться рыночные отношения в экономике).

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Ярким примером страны с авторитарным режимом может быть Республика Куба. Руководитель страны – Рауль Кастро – одновременно является главой государства, правительства, главнокомандующим её вооружённых сил, а также лидером правящей Коммунистической партии Кубы.

Тоталитари́зм – это политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Основными чертами тоталитаризма являются:

· государство осуществляет контроль всех сторон общественной и частной жизни;

· запрещено всё, что не разрешено законом;

· существует однопартийная система, деятельность оппозиции не допускается;

· существует единая обязательная идеология;

· права граждан не защищены от произвола властей, осуществляются массовые репрессии;

· в экономике господствует государственная, командно-административная система;

· происходит милитаризация общества.

Противоположностью авторитаризму и тоталитаризму является демократия.

Демократия – это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Демократический способ правления известен со времён античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Основные принципы демократии это:

· Признание народа источником власти и носителем суверенитета.

· При демократии граждане формируют законодательные органы власти страны и субъекта федерации, выбирают главу государства, органы местного самоуправления. По принципиальным вопросам общественной жизни они могут высказать своё мнение, участвуя в референдуме.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

· Развитая система органов местного самоуправления.

· Равноправие граждан, равная возможность участия в политической жизни.

· Формальное равенство – равенство всех перед законом.

· Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

· Свободные, всеобщие, прямые, равные выборы при тайном голосовании.

· Соблюдение принципа большинства, согласно которому большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю.

· Право меньшинства на оппозицию (при условии подчинения решениям большинства).

· Наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции в политической сфере.

· Плюрализм – многообразие мнений, взглядов, политических направлений и тому подобное как один из принципов демократического устройства общества.

· Наличие независимых средств массовой информации.

· Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества.

· Правовое государство, то есть форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

· Развитое гражданское общество.

Среди условий, необходимых для существования демократии можно выделить следующие:

· Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам.

· Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности как основы независимости (пусть даже и относительной) человека от государства.

· Высокая степень развития общей и политической культуры общества, социальная и политическая активность граждан и их добровольных объединений, развитость гражданского общества.

Основной классификацией разновидностей демократии выступает её подразделение на типы в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую, представительную и плебисцитную демократию.

При прямой (непосредственной) демократии граждане сами непосредственно участвуют в подготовке и принятии решений. Данный вид демократии используется главным образом на уровне местного самоуправления.

При представительной демократии граждане участвуют в принятии решений через своих представителей, например: депутатов, избранного ими главу города, области, государства и так далее.

При плебисцитной демократии граждане могут только поддержать или отвергнуть предлагаемое решение, однако сами принять участие в его подготовке и контролировать его выполнение граждане не в силах. Это могут быть референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и другое.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.

Сегодня мы можем говорить о том, что гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Так же гражданское общество – это и совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы.

И ещё мы можем сказать, что гражданское общество – это особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнёрами.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения гражданского общества.

Экономические:

· свободный рынок и конкуренция.

· большой удельный вес в обществе среднего класса.

Политико-правовые:

· юридическое равенство граждан;

· обеспечение прав и их защита;

· обеспечение прав человека на информацию;

· высокий образовательный уровень населения;

· свобода слова и совести.


Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы, такие как:

Во-первых, общности людей:

· Политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.

· Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).

· Группы интересов добровольные или вынужденные объединения людей для удовлетворения и отстаивания жизненно значимых интересов её членов в отношениях с государством, остальной частью общества, политическими институтами и другими субъектами. Например:

o профсоюзы рабочих и служащих;

o фермерские (крестьянские) организации и союзы;

o профессиональные ассоциации предпринимателей;

o феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и тому подобные движения;

o союзы ветеранов и другие.

Во-вторых, муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы.

В-третьих, добровольные хозяйственные объединения людей (союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества).

Также в структуру гражданского общества входят:

· Научные и культурные организации, спортивные общества, клубы по интересам.

· Независимые средства массовой информации.

Есть множество определений функций гражданского общества, но в основном их можно свести к следующему:

· Гражданское общество воздействует на человека (с помощью негосударственных способов и санкций), вынуждая его соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание индивидов.

· Гражданское общество защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности.

· Гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

· Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

И действительно, государство и гражданское общество постоянно находятся во взаимосвязи. Они взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства.

Правовое государство – это форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Можно выделить следующие признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Они не вмешиваются в сферу деятельности друг друга, но могут контролировать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· реальность естественных прав и свобод человека, их правовая и социальная защищённость, поскольку эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое политический режим?

2. В чём состоят различия между авторитаризмом, тоталитаризмом и демократией?


Задание 10 № 7966

Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права — да, верно.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества — нет, неверно, оно есть в любом государстве.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы — да, верно.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство — да, верно.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга — да, верно.


Задание 10 № 8160

Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан — да, верно.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей — да, верно.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина — нет, неверно, взаимная.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина — да, верно.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым — нет, неверно, во многих тоталитарных государствах это было.


Задание 18 № 43569

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граждан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективные прав человека. (. ) Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.


Задание 17 № 510

Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть названы принципы:

— принцип неотъемлемых естественных прав человека;

— принцип связанности законодателя правами человека;

— принцип разделения властей;

— принцип взаимной ответственности государства и личности.


Задания Д22 C3 № 511

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы следующие условия:

— согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

— уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

— солидарность, объединение граждан вокруг общепризнанных ценностей;

— человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

— человек освобожден от жесткой опеки государства.

2) Объяснен смысл понятия, например: государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.


Задание 19 № 512

Автор утверждает, что основная функция правового государства — защита и охрана прав и свобод граждан. Приведите три органа государственной власти, которые осуществляют данную функцию в РФ и кратко поясните, каким образом это осуществляется.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие органы власти и пояснения к ним:

1) Прокуратура. Осуществляет надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.;

2) Полиция. Охраняет общественный порядок, предупреждает, пресекает правонарушения, расследует преступления и т. д.;

3) Суд. Разрешает правовые споры между субъектами правоотношений.


Задание 20 № 513

Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечить контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Право в системе социальных норм


Задание 18 № 44541

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

В правильном ответе должно быть приведено объяснение, например:

государство — главный политический институт осуществляющий управление обществом через систему органов публичной власти, который обладает суверенитетом и монопольным правом на сбор налогов, осуществление принуждения и т. д.

Может быть дано другое объяснение смысла понятия


Задания Д25 C1 № 12003

Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию любом признаке правового государства;

− одно предложение, содержащее информацию о типе политического режима, при котором возможно построение правового государства.

В правильном ответе могут быть указаны:

1) смысл понятия, например: Правовое государство-государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основные права и свободы личности.

2) Важным признаком правового государства является верховенство права (равенство всех перед законом).

3) Построение правового государства возможно в условиях демократического режима.

Могут быть приведены и иные предложения не искажающие смысла.


Задание 19 № 10858

Укажите три важнейшие задачи государства, по мнению автора текста. Проиллюстрируйте примером выполнение одной из этих задач законодательной ветвью власти.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Уже давно выделяют три ветви государственной власти. Зачем необходимо данное разделение? Суть в том, что слишком большие полномочия не должны находиться в руках одних людей. В качестве примера можно назвать то, что один орган не должен создавать законы, при помощи которых в дальнейшем будет влиять на поведение людей. Законодательная власть практически во всех цивилизованных странах считается властью народной. Как это понять? Считается, что единственный источник власти – народ. Почему тогда новые НПА принимают конкретные люди и органы? Все дело в представительстве. Считается, что народ выбирает тех, кому доверяет создание новых законов.

Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Читайте также: